Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 5. Кабарда и балкарские общества в XV1- ХVII вв.




 

Социально – политическая и экономическая жизнь Кабарды и балкарских обществ

Международное положение Кабарды ХVI в.

Военно – политический союз Кабарды с Русским государством, его особенности и значение

Кабардино – русские отношения во второй половине ХVI – ХVIIвв

Социально – политическая и экономическая жизнь Кабарды

И балкарских обществ.

В середине ХVI в. адыгские племена подразделялись на следующие: жанеевцы, натухайцы, шапсуги, абадзехи, махошевцы, бесланеевцы, убыхи, хакучи и кабардинцы. Границы их обитания проходили от Черного моря (с запада) до кумыков (на юго-восток). На северо – востоке они граничили с ногайцами, на юго – востоке – с Абхазией. Таким образом, адыги занимали на Северном Кавказе территорию почти от моря до моря. Источники свидетельствуют, что так называемая Черкесия подразделялась на Западную – собственно Черкесию и Восточную – Кабарду.

К ХVIв. Кабарда становится на Центральном Кавказе одним из мощных феодальных государственных образований. Она занимает не только важный стратегический район Северного Кавказа, но и обширную территорию. Западная граница Кабарды доходила до бесланеевцев, которые отделились от кабардинцев еще в ХV в. и жили в ХVI - ХVIIвв. между Кубанью и Лабой. На востоке ее граница доходила до впадения реки Аргун в Сунжу.

Горные ущелья к югу от Кабарды занимали балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы. В ХV - ХVIвв. В Черекском ущелье до Черных гор, т.е. «голых гор» существовало кабардинское княжество Идария («Идар туз» называли его балкарцы) по имени отца Темрюка Идарова. В 1567г. Темрюк Идаров переселился в крепость Терки. Как свидетельствуют документы, «в горы в Балкарии (т.е. в ущелье реки Черека) жили в начале 1629 г. дети Абдауллы мурзы (Айдебулова), а князю Пшимахо Канбулатовичу Черкасскому по сестре пляминики, мать их князю Пшимахо сестра».

Таким образом, граница Кабарды в Черекском ущелье доходила до Черных гор, т.е. «голых гор», где кончаются лесные массивы, и выше них жили три балкарских общества: Балкарское, Безенгиевское и Хуламское. В Чегемском ущелье – Чегемское общество. В Баксанском ущелье жили карачаевцы. Но позже их вытеснили кабардинские князья, и те переселились в начале ХVII1в. в верховья Кубани. Балкарцы поселились в Баксанское ущелье во второй половине ХVII в. и образовалось Урусбиевское общество. Первые известия о балкарцах в русских источниках встречаются в начале 1629г. Более подробные сведения о них имеются к 1650- 1652 гг., в сведениях исходящих от русских послов в Имеретию Толочанова и Иевлева, встречавшихся с «балкарскими мурзами».

В рассматриваемый период социально – классовая структура Кабарды и балкарских обществ была пестрой. Класс феодалов в Кабарде делился на несколько разрядов. Представители высшей знати назывались «пщы» (в первоначальном значении – глава рода, старейший). В русских источниках их называли князьями и мурзами. По имени того или иного князья назывались их владения (Казиева Кабарда, Шолохова Кабарда и т.д.). Так, Идария лежала в центре Кабарды в среднем течении Черека; а земли рода Кайтукиных – в Пятигории; Таусултановых и Клехстановых – по правому берегу реки Терека до ущелий. Русские источники свидетельствуют, что княжили в этих местах Пшеапшоко Кайтукин, Темрюк Идаров, Шолох Тапсоруков и Мудар Алкасов.

Кроме князей, были и уздени (уорки) разных степеней; уорки первой степени именовались Тлякотлеш, (лъакъулъэщ), второй – дижиниго (дыжьыныгъуэ), за ними по феодальной лестнице следовали уорки низших степеней. Уорки обязаны были нести военную службу во время княжеских походов. Тлякотлеши (лъакъулъэщ) и дижиниго (дыжыныгъуэ) пользовались одинаковыми правами в решении государственных дел. Например, при кабардино – русских переговорах и те, и другие могли быть советниками князя – «къуэдзэ». Тлякотлеши и дижиниго, занимая в общественной жизни равное положение, носили различные сословные названия. Вероятно, это связано с их национальным происхождением. По крайней мере, этого мнения придерживаются многие специалисты. Дело в том, что в период феодализма кабардинские князья часто приглашали на вассальную службу представителей соседних народов согласно обычаю «уэркътын». Приглашенные со стороны могли носить одно сословное название, а коренные кабардинцы - другое, хотя, согласно договору, и те, и другие занимали одинаковое социальное положение и пользовались одинаковыми правами.

Деление кабардинских узденей на коренных и пришельцев отмечал и С.Броневский. В частности, он писал, что «дворяне по-черкесски ворк (уэркъ- К.У)., по-татарски уздень различают между собою: на коренных, или старинных дворян, которые составляют первую степень дворянства; на второстепенных и на подвластных дворян и так называемых уздень узденя».

Уорки высших степеней владели своими деревнями. Уорки низших степеней получали от князей вознаграждение за службу – уэркътын. В эту «узденскую дань» входил и участок земли. Уорки имели право переходить от одного князя к другому, если такая необходимость появлялась. Причины могли быть самые разные. И если противоречия между князьями и уорками становились неразрешимыми, то этот переход от одного князья к другому осуществлялся. Своих уорков имели тлякотлеши и дижиниго.

Феодальная земельная собственность в Кабарде во многом в этот период оставалась неопределенной. Основным ее видом были неразделенные феодальные владения княжеских семей, которые во главе со старшими в семье владели группой деревень. Здесь феодалы и члены их семей выступали верховными собственниками всей земли, на которой жили их уорки и зависимые крестьяне; князья распоряжались как пахотными землями, так и пастбищами. Регулировались социально – классовые отношения в Кабарде обычном правом. Как было сказано, военные слуги княжеские дружинники - именовались уорками. Уорки первой степени – тлякотлеши: второй – дижиниго; затем – уорки более низких степеней. У тлякоплешей и дижиниго имелись во владении свои селения, им подчинялись низшие уорки и крепостные крестьяне. В Кабарде известны три фамилии тлякотлешей Анзоровых, Куденетовых, Тамбиевых; и дижиниго – Астемировых, Даутоковых.

Владения Анзоровых находились между Тереком и Урухом; Куденетовы главенствовали по реке Чегем; Тамбиевы – по Баксану. Узденями в русских документах именовали и дворян (уорков), служивших князю. Каждый князь мог иметь неограниченное количество узденей - от нескольких десятков до сотен. Кроме владетельных дворян, были уздени, непосредственно входившие в княжескую дружину. Первые именовались пшекау, вторые – бесленуорк. Они должны были нести военную службу при князе во время его походов, набегов, следовать за князем в качестве вооруженной конной свиты.

Таким образом, феодальная верхушка кабардинского общества в ХVIв. состояла из князей и мурз («больших» и «меньших» князей), узденей (тлякотлешей и дижиниго) и служилых уорков.

Неразделенные фамильные земельные угодия составляли в Кабарде в ХVI в. основную форму феодальной собственности на землю. Князь, уздень, имевшие землю, владели ею всей семьей, родом, без раздела. Обычно во владения кабардинского феодала входило несколько «кабаков» (селений) с прилегающими к ним наделами и угодьями. Феодалы владели пахотными и пастбищными угодьями.

Кабардинское крестьянство делилось на несколько разрядов, которые в разной степени были зависимы от князей и уорков. Наиболее многочисленным разрядом были тлхукотлы (тлъхукъуэл1- по каб.) «крестьяне – общинники, лично свободные, но находившиеся в зависимости от феодалов, платившие им оброк и выполнявшие ряд повинностей. Оброк был натуральным, а повинности прикрывались патриархальными формами помощи и обычаями гостеприимства. Так, по обычаю князь имел права брать для своих поездок лошадей из крестьянских табунов; крестьяне обязаны были кормить прислугу и волов (или лошадей) прибывших к господину гостей.

Тлхукотлы владели скотом, сельскохозяйственными орудиями и обрабатывали общинную землю.Были и крепостные крестьяне (пшитлы). Они тоже владели скотом, сельскохозяйственными орудиями труда, но земли не имели - обрабатывали на владельца. Совершенно бесправными были рабы – пленники, унауты (домашние рабы, домашняя прислуга. - К.У.).

В вассальной зависимости от кабардинских князей находились некоторые соседние народы: ингуши, осетины, балкарцы, абазины, которые платили натуральный оброк – ясак.

Феодальный строй Балкарских обществ имел свои отличительные черты. Феодалы балкарцев именовались аксюск – «белая кость», а также «басиаты секельт». Правда, в середине Х1Х в. русское правительство признало за ними право называться таубиями, т.е. горскими князьями. Взаимоотношения балкарских феодалов и крестьян регулировались обычным правом. В нем были закреплены права и обязанности каждого класса и сословия. Балкарское крестьянство делилось тоже на разряды, отличавшиеся по степени зависимости от таубиев (каракиши, ясакчи, казаки, караваши). Совершенно бесправными были казаки и караваши; их положение можно было сравнить с положением унаутов (домашних рабов) в Кабарде. Крестьяне жили сельскими общинами, внутри которых сохранялись большие семьи и патронимии. В силу условий горного земледелия, пахотные участки рано стали собственностью отдельных семей. В ХVII в. в балкарских обществах имели место феодальные отношения. Кроме этого, в письменных документах того времени указываются, что балкарские общества находились в вассальной зависимости от Кабарды. Например, в 20-е гг. ХVII в. терский воевода Дашков сообщал в Посольский приказ, что местом «Балкары» владеют племянники по матери кабардинского князья Пшимахи Камбулатовича – Апшика «с братьею Тазримовы дети» и Абдаула, которые «слушают» кабардинского мурзу Алегуку Шеганукова (Большой Кабарды), т.е. находятся в вассальной от него зависимости. Иоганн Гюльденштедт писал, что «сношения имеют базианцы (балкарцы. – К.У.) с кабардинцами, ибо различные Базианские округи платят разным кабардинским князьям дань - обыкновенно с каждой семьи в год по овце». Зависимость балкарских обществ от кабардинских князей нередко закреплялась в форме аталычества и молочного родства между феодальными семьями.

Политический строй адыгов в ХVI в. у различных их группировок был неодинаковым. Например, у кабардинцев, бесланеевцев, жанеевцев, махошевцев, темиргоевцнв, хамышевцев и черченейцев высшее феодальное сословие именовалось князьями; абадзехи, натухайцы, убыхи, шапсуги имели первостепенных дворян, т.е. уздений, приравненных по своим правм к князьям. Иными словами, власть феодалов у адыгов в ХVI в. была верховной светской властью. Князь считался предводителем дружины, которая могла быть собрана в его владениях. Князь объявлял войну и устанавливал перемирие; знатное его происхождение и непререкаемую власть признавали соседние племена.

Княжеский титул наследовался, переходил от отца к сыну, но только на основе равного брака (имеется в виду социальное происхождение). Внебрачные княжеские дети именовались «тума» и не наделялись равными правами с законными детьми.. Дочери князей также не могли вступать в брак с мужчиной более низкого сословия, и свое княжеское звание в этом случае ни мужу, ни детям не могли передавать.

Адыгский верховный князь, властвуя над всем своим «уделом», считался, как и в Западной Европе, сюзереном для более мелких князей, находящихся в вассальной от него зависимости. Единой центральной власти, как таковой, не существовало, и титул «большого князя» нередко оставался номинальным. Были попытки объединения в 60-х гг. ХVI в. (Темрюк Идаров), и в 90-х годах, когда созывались сходы всей Кабарды, но феодальную раздробленность преодолеть не удалось.

«Больших» князей избирали на общих съездах, соблюдая определенную очередность между знатными княжескими фамилиями. Так, в середине ХVIв. верховным князем был избран Темрюк Идаров, затем – Кануко, брат Пшапшоко; его смени Канбулат Идаров, брат Темрюка, а в 1588г., после смерти Канбулата Асланбек Кайтукин., затем - его брат Янсох, которого сменил Шолох Тапсоруков. В конце ХVI в. княжил в Кабарде Биту Идаров, брат Темрюка и т.п. Часто за обладание должностью «большого князя» происходили открытые столкновения между представителями различных княжеских фамилий, которые заканчивались кровопролитием, т.е. постоянно шла феодальная междоусобица. Это все ослабляло Кабарду, и нередко она становилась жертвой внешних врагов.

Все общественные, внутренние и внешнеполитические дела решались волею князей, простой народ не имел права голоса. На сходах и съездах первые места предоставлялись князьям, после них – первостепенным дворянам (узденям). Любое высказывание князя на сходе почиталось законом, княжеское слово всегда «право», - писал Ш.Ногмов. Естественно, князья были и самыми крупными землевладельцами, собственниками скота. Ш.Ногмов сравнивал Кабарду той эпохи с «рассеянным воинским станом» и с горечью писал, что княжеские междоусобицы лили воду на мельницу «врагов внешних».

Высшим законодательным органом Кабарды была Хаса. На ней решение судов любой инстанции отвергали или утверждали. У кабардинцев ближе к 80-м гг. ХVII1в. Хаса была трехпалатной: 1) княжеская хаса;

2) дворянская хаса; 3) хаса крестьян. Согласно разделению Большой Кабарды в ХVII1в. на удельные княжества и партии, а также временные союзы княжеских родов, хасы были: 1) в уделе; 2) в партии, включавшей два удела; 3) при объединении трех уделов и, наконец; 4) общекабардинская хаса, вернее Хаса Большой Кабарды. Место проведения хасы в уделе, партии, коалиции феодальных кланов определялось старшими в них князьями, а созыв общекабардинской Хасы – Пши – Тхамадой. Судебно – законодательным органом Балкарии было Терё. Это был высший выборный общенациональный универсальный орган социально – политического и законодательного порядка, регулирующий политическую и общественную жизнь балкарцев и карачаевцев. Выборы в Терё проходили один раз в 7 лет. Были малое и общенародное Терё.

Феодальные войска набирались в Кабарде из князей (мурз), узденей, а при необходимости – простых крестьян, составлявших народное ополчение. Особую ударную силу составляла кабардинская конница. Управлялась дружина кабардинского феодала советом военачальников. В мирное время дружина выполняла охранные функции, а при необходимости - и карательные меры по отношению к непокорным. Таким образом, к ХVI в. в Кабарде окончательно утвердился феодализм со всеми его признаками и целым рядом патриархально – родовых пережитков.

В этот период Кабарда и балкарские общества достигли значительных успехов в экономической жизни. Основным занятием кабардинцев и балкарцев было скотоводство и земледелие. Особое внимание уделялось в Кабарде разведению кабардинской породы лошадей. В большом количестве разводили адыгскую породу овец (адыгэ мэл), которую отличало высококачественное мясо и отличная шерсть. Земледелие в ХVI - ХVIIвв. было второй после скотоводства отраслью экономики кабардинцев и балкарцев. Заметное место в их хозяйстве занимали пчеловодство, рыболовство и охота. Обширные лесные угодья и реки были богаты дичью и рыбой. Среди крестьянского населения Кабарды и балкарских обществ была распространено домашнее ремесло. Изготовлялись шерстяные, войлочные и кожаные изделия. В Кабарде широкое развитие получило изготовление конской сбруи, в том числе седла (адыгэ уанэ).

В Кабарде и Балкарии была налажена на должном уровне добыча железа, меди, свинца, серебра; искусно обрабатывались эти металлы и изготовлялись различные виды оружия и орудия труда. Особым искусством славились кабардинские оружейники. Они изготовляли луки, стрелы, колчаны, кинжалы, сабли, шлемы, панцири, кольчуги, известные далеко за пределами Кабарды. После установления контактов между Кабардой и Русским государством, в Россию часто приглашались кабардинские оружейники, которых там они очень ценили. Такие приглашения были долгое время систематическими.

Дальнейшее развитие животноводства, земледелия и домашнего промысла в Кабарде и балкарских обществах способствовали расширению их торгово – экономических связей с другими народами. Торговля в основном носил натуральный характер. К этому периоду сюда уже начинают проникать русские, турецкие и персидские монеты. Правда, иностранные деньги такой существенной роли в торговле не играли. Хотя в ХVI – ХVII вв. на Северном Кавказе военная обстановка была накаленной, все же торговые сношения горцев с Крымом, Турцией, Закавказьем и Персией имели место. В Кабарду и Балкарию ввозились шелковые и хлопчатобумажные ткани, одежда, ювелирные изделия, оружие и многое другое. Кабарда и балкарские общества экспортировали продукты животноводства, земледелия и домашнего промысла. В огромных количествах вывозились кабардинские лошади, которые высоко ценились во многих странах.

Постоянные торговые отношения установились между Кабардой и Русским государством со второй половины ХVI в. В целях расширения торговых отношений Кабарды с Россией в русских городах товары кабардинских феодалов частично или полностью освобождались от таможенного обложения; кабардинцы в Москве обменивали лошадей на пушнину. Кроме этого, из Москвы в Кабарду увозили меха, шубы, шапки, различные виды оружия. Когда на Северном Кавказе появились первые русские поселения, завязались постоянные торгово – экономические контакты горцев с русскими и украинскими казаками. Таким образом, в ХVI - ХVII вв. Кабарда и балкарские общества достигли значительных успехов в животноводстве, земледелии и домашней промышленности. Кроме этого наблюдается значительное расширение торговли.

Феодальные отношения укреплялись, и шел процесс дальнейшего развития социально – классовой структуры. Кабарда окончательно достигла господствующего положения на Центральном Предкавказье. От нее в вассальной зависимости находились почти все соседние народы. По этому поводу Семен Паллас писал, что «горные народы, сделавшиеся данниками черкесских князей, вроде абазов, осетин, дигорцев, басиян, балкар, карачаевцев и карабулаков, платят им обычно с каждой семьи по одной овце или ее стоимость бурками, предметами. Каждый, кто имеет овец, независимо от величины стада, дает князю летом, когда стадо выводят на пастбище, по овце».

Но к этому периоду серьезно осложнилось ее международное положение. Османская империя, Крымское ханство и Персия значительно активизировал свою агрессивную политику по отношению к Северному Кавказу. В их политике особое место отводилось Кабарде, которая не только занимала доминирующее положение по отношению к соседним народам, но и самое важное место на всем Северном Кавказе в стратегическом отношении.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2990 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.