Перед нами загадка. Ключ к марксову методу исторического материализма заключается в том, что социальная теория должна соответствовать по форме контурам социальной действительности. Различные идеалистические теории предлагают независимые, пре-1е6регающие историей методологические рамки, пригодные для Всякой общественной реальности - они годятся для любого разме-Ра- В противоположность им, Маркс объясняет во введении к руко-
179 Часть 2. Множество
писной работе 1857 года «Критика политической экономии (черновой набросок)»~, замечательно компактном изложении своего метода, что тот способ, каким мы понимаем мир, должен соответствовать современной ему социальной -реальности. Он, следовательно изменяется по ходу истории: метод и сущность, форма и содержание должны находиться в согласии друг с другом67. Однако отсюда вытекает, что, коль скоро история движется вперед, а социальная реальность изменяется, то прежние теории уже непригодны. Для новой действительности требуются новые концепции. То есть, если следовать предложенному Марксом методу, сейчас нужно отойти от самой марксовой теории настолько, насколько изменились объекты ее критики - капиталистическое производство и капиталистическое общество в целом. Проще говоря, чтобы идти по стопам Маркса, надо фактически пойти дальше него самого и построить на основе его метода новый теоретический аппарат, адекватный нашей нынешней ситуации. Требуется написать новое предисловие, в котором Марксов метод был бы скорректирован с учетом изменений, произошедших после 1857 года. Однако, как это ни странно, начав подобное движение вперед от Маркса, мы еще убедимся, что невозможно избавиться от ощущения, будто он до нас уже побывал там, куда мы только добрались.
Исходные элементы марксова метода, которыми мы будем руководствоваться при разработке нашего собственного, включают: (1) историческую тенденцию, (2) подлинную абстракцию, (3) антагонистическое противоречие, (4) конституирование субъектов1"8. Мы уже использовали марксово понятие тенденции, утверждая выше, что современную экономику характеризует гегемония нематериального производства. Хотя нематериальный труд не доминирует в количественном отношении, мы тем не менее заявляем, что он навязал определенную тенденцию всем другим видам труда, трансформируя их согласно собственным особенностям, и в таком смысле он занял позицию гегемона. Вспомним о том, что сам Маркс отмечал на первых страницах «Капитала». В период изучения им промышленного труда и капиталистического производства на их долю приходилась лишь небольшая часть британской экономики, еще меньшая часть - немецкой и прочих европейских национальных экономик, а в масштабах всемирной экономики - ничтожная доля. В количественном отношении сельское хозяйство, бесспорно, еще доминировало, но Маркс усмотрел в капиталистическом и промышленном труде тенденцию, которая должна была послужить мотором будущих трансформаций. Когда правоверные марксисты говорят нам сегодня, что численность промышленного рабочего класса по всему миру не сократилась, а потому индустриальный труд и фаб-
Речь идет о рукописи 1857-1858 годов объемом около 50 печатных листов, в которой К. Маркс впервые изложил результаты своих многолетних экономических исследований. На русском языке опубликована в: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изА> т. 46, гл. I, II. - Прим. ред.
2.1. Опасные классы
ика должны оставаться ведущим звеном всего марксистского ана-иза то следует напомнить им о марксовом методе выявления тен-енции. Количество имеет значение, но главное - ухватить сегодняшнее направление движения, выяснить, какие семена прорастут, какие - засохнут. Великое достижение Маркса состояло в том, что в середине XIX века он дал трактовку тенденции и представил капитал, тогда еще находившийся на ранних стадиях развития, как полновесную общественную формацию.
В понятии «тенденции» заложена идея исторической периодизации. Крохотные исторические перемены происходят каждый день, но существуют также общие парадигмы, которые определяют наш образ мыслей, структуры знания, то, что кажется нам нормальным и выходящим из ряда вон, очевидным и неявным и даже мыслимым или нет, на долгие периоды времени. Затем парадигмы радикально меняются, происходит формирование новых стандартов. Переход между такими периодами представляет собой смену тенденций. Современное капиталистическое производство характеризуется серией переходов, указывающих на различные аспекты одной и той же смены: гегемонии промышленного труда - на гегемонию труда нематериального, фордизма - на постфордизм и модернити - на постмодернити. Периодизация помещает движение истории в рамки перехода от одной относительно устойчивой парадигмы к той, что приходит ей на смену69.
Каждому периоду присуща одна или несколько общих форм, структурирующих различные элементы социальной действительности и мысли. Эти общие формы, или изоморфизмы, для каждого периода представляют собой то, что, к примеру, Мишель Фуко описывает в своем исследовании пространственного распределения и архитектуры всевозможных дисциплинарных институтов современности. По его словам, не случайно тюрьма напоминает фабрику, та похожа на школу, которая подобна казарме, а последняя, в свою очередь, имеет сходство с больницей и так далее. У них у всех наличествует общая форма, которую Фуко связывает с дисциплинарной парадигмой7". Сегодня, напротив, мы, куда ни кинь взгляд, находим повсюду сети. Они видятся нам в военных организациях, общественных движениях, учреждениях бизнеса, распределении миграционных потоков, системах коммуникации, физиологических структурах и языковых взаимосвязях, в переносчиках возбуждения в нервной системе и даже в межличностных отношениях. Дело не в том, что прежде вокруг нас не было сетей или что изменилась структура мозга. Однако сеть стала всеобщей формой, которой свойственно определять то, как мы понимаем мир и действуем в нем. С нашей точки зрения особенно важно то, что сети - это такая форма организации с°трудничества и коммуникативных связей, которая диктуется не-Материальной производственной парадигмой. Именно тенденция Эт°й общей формы к тому, чтобы возникнуть и осуществлять геге-°нию, и определяет данный период.
181 Часть 2. Множество
В качестве иллюстрации понятия тенденции и присущих ей формальных взаимосвязей между мыслью и общественной реальностью, которые действительны на протяжении длительных периодов времени, рассмотрим то, что может показаться наиболее убедительным контраргументом: методологическую формулу Декарта-«Я мыслю - следовательно, я существую». Она подчеркивает достоверность индивидуального ума, автономного от тела и физического мира. Для Декарта допустимо представить себе, что у него нет тела и что нет мира или места, где бы он мог находиться, в то время как его мышление само по себе убеждает его со всей определенностью в его собственном существовании. Может поэтому привести в замешательство, что в том же самом тексте, где он формулирует такое понимание, в своем «Рассуждении о методе», Декарт помещает свое открытие в весьма специфическом уголке мира. «Я был тогда в Германии, в каковую страну меня завлекли войны, еще не закончившиеся»71. Декарт пришел к своей позиции относительно достоверности человеческого ума в один из дней 1619 года. Возможно, это произошло 10 ноября, когда в бытность солдатом на Тридцатилетней войне в Германии он в одиночку расположился на зиму в комнате с печным отоплением. Как связаны война и роль Декарта в ней с вечной истиной «я мыслю - следовательно, я существую»? Почему Декарт дает себе труд сообщить нам точное время и место? Было бы, конечно, легко понять, как столь ужасающая реальность, столь безнадежная, бессмысленная война могла заставить кого-то передумать «изучать книгу мира» и вместо этого сделать объектом изучения самого себя. Я могу вообразить, будто кошмарный мир не существует и что мое думающее существо является единственной реальностью, явной и определенной. Никто не спорит, что было бы излишним упрощением считать методологическое открытие Декарта всего лишь реакцией смятенного солдата, оказавшегося в военных условиях. Тем самым была бы установлена слишком узкая, механистическая и прямолинейная связь между причиной и следствием. Однако в равной степени ошибочно отделять сделанное Декартом открытие от социальной реальности, его окружавшей. В сущности, величие Декарта заключается в том, что он обнаружил форму и способ мысли, соответствующие целой эре, которая еще только приближалась. Независимое, персонально мыслящее существо, обнаруженное Декартом, имеет ту же форму, что и разнообразные прочие фигуры, которые возникли приблизительно в то же самое время в Европе эпохи модернити, от индивидуального экономического актора до суверенного национального государства. Ни Тридцатилетняя война, ни какое-либо иное историческое событие не служат «причиной» теории Декарта. Однако все сочетание взаимоотношений, составляющих реальность его положения, делают декартову теорию мыслимой. Его открытие соответствует по форме возникающей тенденции современной ему социальной действительности.
2.1. Опасные классы
Для Маркса, конечно, все начинается с производства, и мы моем обратиться к производственному вопросу, чтобы уразуметь * ю подлинной абстракции, второго элемента его метода, который м нужно воспринять. Маркс заимствовал у классиков политически экономии Адама Смита и Давида Рикардо сентенцию, согласно второй в капиталистическом обществе труд является источником "сякой ценности и богатства. Однако индивидуальный труд, вопре-в ПрИстрастию политэкономов к мифу о Робинзоне Крузо, не поможет нам понять капиталистическое производство. Капитал создает коллективную, общественно связанную форму производства, при которой труд каждого из нас продуктивен только во взаимодействии с трудом бесчисленных других. Согласно объяснениям самого Маркса в рукописи «Критика политической экономии (черновой набросок)», было бы не менее абсурдно усматривать источник стоимости при капиталистическом производстве в труде изолированного индивида, нежели трактовать развитие языка без учета того, как люди живут вместе и разговаривают друг с другом. Чтобы понять сущность капитала, нужно начать с концепта общественного ТруДа 1 то есть абстракции, но абстракции рациональной, которая, как подчеркивал Маркс, по сути, более реальна и принципиально важна для понимания производства капитала, чем любые конкретные проявления персонального труда. При капиталистическом производстве особые трудовые вклады каменщика, сварщика, продавца в магазине и тому подобных персонажей равноценны или соизмеримы, так как в каждом из них заложен общий элемент -абстрактный труд, или труд как таковой безотносительно к его специфическому виду. Такой абстрактный труд, как объяснял Маркс, является ключом к пониманию капиталистического понятия стоимости. Если, как мы уже сказали, в капиталистическом обществе труд лежит в основе всякого богатства, то абстрактный труд должен быть источником стоимости как таковой. Деньги - это самое последовательное воплощение индифферентности и абстрактности капиталистической стоимости.
Как только мы сформулировали марксово понятие абстрактного труда и то, как он соотносится со стоимостью, сразу становится ясным важное различие между рабочим временем у Маркса и тем, как понимаем его мы. Маркс интерпретирует отношения между трудом и стоимостью с точки зрения соответствия их количества: определенное количество времени абстрактного труда равняется величине стоимости. Согласно закону стоимости, действию которого подчиняется капиталистическое производство, стоимость нахо-Дит выражение в измеримых, однородных единицах рабочего времени. Маркс, в конечном счете, связывает данное понятие с проведенным им анализом рабочего дня и прибавочной стоимости. Однако ныне действие данного закона не может быть выдержано в т°й форме, в какой его понимали Смит, Рикардо и сам Маркс. Временное единство труда как базовой единицы измерения стоимости
183 Часть 2. Множество
сегодня лишено смысла. Труд остается основополагающим источником стоимости при капиталистическом производстве, в данном отношении ничего не изменилось, но необходимо исследовать, с каким именно типом труда мы имеем дело и каково свойственное ему понятие временных отношений. Мы уже отмечали выше, что в условиях гегемонии нематериального труда рабочий день и производственное время претерпели глубокие изменения. Четкие ритмы фабричного производства и присущее ему резко выраженное деление на рабочее и свободное время начинают ослабевать в сфере нематериального труда. Вспомним, как в самых высоких сферах рынка труда такие компании, как «Майкрософт», стараются сделать контору более похожей на дом, предлагая бесплатное питание и программы физических упражнений, чтобы удержать работников в конторе на как можно большем отрезке времени их бодрствования. В наименее престижных сферах рынка труда рабочим приходится изворачиваться на нескольких работах одновременно, чтобы свести концы с концами. Подобные практики существовали всегда, но сегодня они становятся нормой вследствие перехода от фордизма к постфордизму, к повышенной гибкости и мобильности, которые навязываются работникам, когда устойчивая, долговременная занятость, типичная для работы на фабрике, отходит в тень. Как на высшем, так и на низшем краях рынка труда новая парадигма ведет к подрыву деления на рабочее и личное время.
Тесная связь между работой и жизнью, размывание временных делений при производстве «после Форда» еще заметнее, когда они выражаются в результатах неовеществленного труда. Материальное производство - скажем, изготовление машин, телевизоров, одежды и продуктов питания - создает средства жизни в обществе. Современные формы социальной жизни невозможны без таких товаров. С этой точки зрения мы можем по-новому обозреть всю эволюцию капиталистического производства, которая осталась у нас за спиной - что несколько напоминает то, как анатомия человека может послужить ключом к анатомии примата (см.: «Критика политической экономии (черновой набросок)»). Капитал всегда был нацелен на производство и воспроизводство жизни общества, а также на контроль над ней. Маркс указывал на этот факт, к примеру, когда говорил, что хотя капитал можно охарактеризовать, как это обыкновенно и делается, как накопление общественного богатства в форме товаров или денег, в сущности, он представляет собой социальное отношение. Сегодня более явно и непосредственно, чем когда-либо, производство капитала сводится к продуцированию жизни общества. Маркс указывал в том же направлении, выдвинув понятие «живого труда» как формообразующего элемента наших творческих способностей. Живой труд - это основополагающее человеческое свойство: оно состоит в способности активно противостоять невзгодам и создавать общественную жизнь. Живой труД можно загнать в капиталистические рамки и урезать до рабочей
2.1. Опасные классы
силы, которая продается и покупается, производит товары и капитал, но труд всегда превосходит эти рамки. Наши способности к новаторству и творчеству неизменно значительнее нашей работы на производстве - точнее, на производстве капитала. Здесь мы можем отметить, что такое биополитическое производство, с одной стороны, неизмеримо, так как его нельзя выразить количественно, переведя в фиксированные единицы времени, и, с другой стороны, чрезмерно по отношению к ценности, которую способен извлечь из него капитал, так как капиталу не дано когда-либо захватить всю жизнь целиком. По этой причине нужно произвести ревизию мар-ксова понимания связи между трудом и стоимостью при капиталистическом производстве.
Центральным аспектом парадигмы нематериального производства, который нам необходимо здесь уяснить, является его тесная связь с сотрудничеством, совместным экспериментированием и коммуникацией - короче говоря, его общинная база. Маркс настаивал, что в историческом плане одним из значимых прогрессивных факторов капитализма являлась организация армий трудящихся в рамках кооперативных производственных отношений. Так, капиталист зазывает рабочих на фабрику, побуждая их к сотрудничеству и общению при производстве, обеспечивая их соответствующими инструментами. При парадигме нематериального производства, напротив, уже сам труд, как правило, непосредственно создает средства взаимодействия, коммуникации и кооперации, необходимые в производстве. Аффективный труд всегда прямо ведет к оформлению отношения. Производство идей, образов и знаний не только совершается совместно - никто, в сущности, в одиночку не думает, всякая мысль создается сообща, в контакте с прошлыми и нынешними размышлениями прочих людей - но, кроме того, всякая новая идея или новый образ требуют новых возможностей совместного творчества и их обеспечивают. Наконец, продуцирование языков, как естественных, так и искусственных, таких, как компьютерные языки и разного рода коды, всегда требует сотрудничества и порождает новые средства для совместных действий. Всеми подобными путями порождение сотрудничества при нематериальном производстве стало делом внутренним относительно труда и, следовательно, чем-то внешним относительно капитала.
Экономисты фиксируют общее в форме мистификации через понятие «экстерналия». Позитивные экстерналии - это выгоды, которые накапливаются в отсутствие ваших собственных действий. Обычно в этой связи приводят пример, согласно которому в том случае, если мой сосед украшает свой дом и двор, стоимость моей собственности тоже растет. В более широком и существенном смысле позитивные экстерналии имеют отношение к общественному богатству, которое создается вне непосредственного производственного процесса и ценность которого может лишь отчасти быть учтена ^питалом. Социальные знания, взаимоотношения и виды комму-
185 Часть 2. Множество
никации, являющиеся результатом нематериального производства обычно соответствуют данной категории. Становясь общими /uj. социума, они формируют своего рода сырой материал, который не потребляется при производстве, а фактически умножается по мере его использования. Каждое предприятие в Мичигане, на северо-востоке Италии или в южной Индии выигрывает от наличия образовательной системы, государственной и частной автодорожной инфраструктуры, железных дорог, телефонных и оптико-волоконного кабельных линий, как и от общего повышения культурного уровня населения. Ум, аффективные навыки и технические знания населения, с точки зрения бизнеса, составляют позитивные экстерналии. Капиталу не приходится платить за эти внешние источники богатства, являющиеся общими для всех нас, но в то же время он не способен их всецело контролировать. Подобные внешние преимущества, доступные всем, в растущей мере определяют хозяйственное производство в целом.
Сегодня теория взаимоотношений между трудом и стоимостью должна основываться на понятии общего. Общее возникает на обоих концах нематериального производства - и в качестве исходной предпосылки, и в качестве результата. Наше общее знание составляет фундамент всякого нового производства знания; языковая общность - это базис любой лингвистической инновации; на существующие аффективные взаимосвязи опирается все производство аффектов; и наш общий банк социальных имиджей делает возможным создание новых образов. Все эти технологии добавляют нечто к общему и, в свою очередь, служат основанием для нового производства. Фактически общее возникает не только до начала и по завершении производства, но и в его ходе, так как сами производственные процессы обобщены, кооперативны и коммуникативны. Труд и стоимость обрели биополитическое качество, поскольку жизнь и производство становятся слитными. В той мере, в какой жизнь все более нагружена актами производства и воспроизводства, общественная жизнь сама становится производственной машиной.
Согласно парадигме нематериального и биополитического производства, новые характеристики стоимости, такие как невозможность ее измерить, а также свойственная ей тенденция становиться общей и находиться во всеобщем пользовании, подрывают все традиционные механизмы учета. Необходимо переосмыслить стандартные меры производства, воспроизводства, обращения, потребления и инвестирования. Прежние методы не могут, к примеру, учесть позитивные экстерналии и все прочие совместные общественные формы производства, которые располагаются вне узких отношений трудового найма. В XIX веке французские физиократы, такие как Франсуа Кенэ, построили Экономическую таблицу, чтобы отразить всю совокупную стоимость, полученную за год экономического производства, обращения и потребления. Сегодня нам нужна новая
2.1. Опасные классы
Экономическая таблица, выходящая за рамки традиционных изме-ений и способная точнее показать, где создается и куда направля-Р СТоимость в национальном и всемирном хозяйстве. Это потребует революции в методах бухгалтерского учета, подобной пансформации нашего понимания привычных, метрических пространств геометрии Эвклида под воздействием теории относительности Эйнштейна. Но, опять-таки, когда мы столь далеко уходим перед от Маркса, мы можем оглянуться и увидеть, что и он двигался в том же направлении с очень похожим понятием общего производства и общего богатства. В своих тетрадях он писал: «И впрямь, если ограниченная буржуазная форма отметена, как же нам понимать богатство? Разве это не универсальность индивидуальных потребностей, способностей, удовольствий, производительных сил и тому подобного, что создано в ходе всеобщего обмена?... Разве это не абсолютное исчисление потенциальных творческих возможностей без всяких допущений, за исключением предшествующего исторического развития? Это делает такое совокупное развитие, то есть развитие всех человеческих сил как таковых, самоцелью, не подлежащей измерению заранее установленным аршином.... Так разве оно стремится остаться тем, чем уже стало, а не совершает безусловное движение к своему становлению?» («Критика политической экономии (черновой набросок)»). Когда мы снимаем с глаз шоры капиталистического общества, ограничивающие наше видение, мы вместе с Марксом понимаем, что материальное богатство, включая предметы потребления, собственность и деньги, не является самоцелью. Подобные представления не должны ввергать нас в некое аскетическое самоотвержение. Подлинное богатство, которое действительно ценно само по себе, заключается в общих вещах; это сумма тех удовольствий, стремлений, способностей и потребностей, которые есть у всех нас. Общий достаток - вот подлинный и достойный объект производства.
Мы не собираемся утверждать, будто парадигма нематериального производства - это какой-то рай, в котором мы все вместе свободно производим и в равной мере делим общее социальное достояние. Нематериальный труд под властью капитала все еще подвержен эксплуатации, как и труд материальный. Другими словами, труд женщин, мужчин и детей по-прежнему находится под контролем капиталистов, которые присваивают произведенное богатство. Здесь в Дело вступает антагонизм, третий элемент марксова метода, который нам важно учесть. Сегодня, как и всегда, термин эксплуатация Дает имя постоянно переживаемому рабочими опыту антагонизма. Теория эксплуатации призвана обнажить совершаемое каждый день структурное насилие капитала над рабочими, которое генерирует 9тот антагонизм и, в свою очередь, служит основой для того, чтобы рабочие организовались и отвергли капиталистический контроль. Маркс настаивал на том, что всякая концепция эксплуатации должна опираться на теорию стоимости. Иначе говоря, в той же мере, в
187 Часть 2. Множество
2.1. Опасные классы
какой претерпело изменение отношение между трудом и стоимостью, должно измениться и наше понимание эксплуатации. У Маркса эксплуатация измеряется количеством рабочего времени, как и стоимость в его теории. Степень эксплуатации соответствует продолжительности дополнительного рабочего времени, то есть той части рабочего дня, которая превышает время, необходимое, чтобы работник создал стоимость, равную своему заработку. Дополнительное рабочее время и прибавочная стоимость, которая за это время произведена, составляют ключ к тому определению эксплуатации, которое предложил Маркс. Это временное мерило давало Марксу ясные и удобные концептуальные рамки, а также обеспечивало непосредственную применимость его теории в те времена, когда он творил, к борьбе рабочих за сокращение рабочего дня.
Однако сейчас экспансия нематериального производства делает невозможным применение теории стоимости, связывающей последнюю с измеримым по своей продолжительности временем. Следовательно, и эксплуатацию уже нельзя воспринимать в прежних терминах. Точно так же, как нам следует понимать производство стоимости с точки зрения общего, и эксплуатацию надо попытаться постичь как эксплуатацию общего. Иными словами, общее становится субститутом прибавочной стоимости. Эксплуатация есть частное присвоение доли или всей стоимости, которая была произведена для общего применения. Произведенные совместно отношения и связи по своей природе являются общими, и все же капитал пытается частным образом присвоить некую долю ценности. Вспомним, например, о прибыли, которую приносит аффективный труд. То же самое верно и в отношении производства языков, мыслей и знаний: то, что делается совместно, становится частным. Это так, к примеру, когда в частную собственность попадают традиционные знания, произведенные в туземных общинах, или знание, совместно созданное в научных сообществах. В некотором смысле можно сказать, что деньги и упор на финансовые факторы в экономике подводят итог той скрытой логике, в согласии с которой отпадают традиционные черты капиталистического производства, и все же капиталу удается осуществлять контроль и извлекать доходы. Конечно, деньги - это не только общий эквивалент, облегчающий обмен, но и предельное воплощение общего. Финансовые инструменты, дериваты, как мы еще увидим в третьей части книги, проецируют такое воплощение общего в будущее. Другими словами, попадая на финансовые рынки, деньги начинают представлять собою не только нынешнюю, но и будущую стоимость общего. Финансовый капитал делает ставку на будущее и функционирует как общая репрезентация наших будущих продуктивных способностей. Прибыли финансового капитала, вероятно, есть экспроприация общего в наиболее чистом виде.
Однако логика эксплуатации ни в коем случае не одна и та же для каждого в этом мире. Уже когда мы излагаем теорию тенден-
4
ции с тем пониманием, что одна форма труда осуществляет функции гегемона в отношении остальных, нам следует одновременно признать, что тем самым подразумевается разделение труда, соответствующее географическим, расовым и тендерным иерархиям. В следующем разделе мы сосредоточимся на топографии эксплуатации, которая эти иерархии устанавливает. Управление разделением труда и власти - вот одно из орудий, которое имеется в распоряжении у капитала и позволяет ему командовать всемирным производством и богатством.
Четвертый и заключительный элемент марксова метода, которому мы будем следовать, затрагивает производство субъекта. Согласно Марксу, субъективность продуцируется через материальные производственные практики. «Производство, таким образом, создает не только объект для субъекта, - пишет он, - но и субъект для объекта» («Критика политической экономии (черновой набросок)»). Субъективность работников также оформляется в условиях антагонистического опыта эксплуатации. Как нам кажется, в нынешнее время гегемонии нематериального производства термин «бедняк» обозначает образцовую производственную фигуру. Это не следует понимать так, будто происходит постоянное отвержение рабочих, как свойственно было предполагать Марксу, или же что все рабочие в мире страдают от условий крайней нищеты (хотя на практике для многих это так и есть). «Бедняк» - это единственная фигура, способная обозначить общество во всей его целостности как нечто неразделимое, определяемое единой основой - как манифестанты в Южной Африке использовали это слово, чтобы указать на общую связь различных групп, участвующих в борьбе с нищетой. С точки зрение парадигмы нематериального производства, в таком производстве, основанном на коммуникации и совместных действиях, «бедняк» - это важная фигура производства с той точки зрения, что обществу свойственно производить, действуя подобно скоординированному ансамблю. «Бедняк» также подчеркивает противоречивую связь производства с миром собственности: «бедняк» отгорожен от богатства и все же включен в кругооборот его общественного производства. «Бедняк» - это плоть биополитического производства. Мы - бедняки.
Итак, завершая краткое изложение нового метода, который идет дальше предложенного Марксом и принимает в расчет произошедшие с тех пор в мире изменения, у нас вновь возникает странное ощущение, будто Маркс уже побывал в этой финальной точке прежде нас. В том фрагментированном стиле, который типичен для его рукописей, он поясняет, что труд в условиях капитала предполагает состояние полной нищеты. «Живой труд, существующий как абстракция моментов подлинной реальности.., - это совершенное —Обнажение, чисто субъективное существование труда, лишенного всякой объективности. Труд есть абсолютная нищета: нищета не как нехватка чего-то, но как тотальное изъятие объективного богатства»