Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 5 страница




231 Часть 2. Множество

изводства все более непосредственно производит жизненные формы и знания, и тем обстоятельством, что все больше жиз­ненных форм и накопленных человечеством знаний становятся частной собственностью. (Таким образом, растущее значение нематериальной собственности подтверждает то, что мы го­ворили выше о гегемонии нематериального труда.) Однако в самой сфере нематериального производства право или осно­вание претендовать на собственность подрываются той же самой логикой, поскольку работу, которая порождает собствен­ность, нельзя связать с кем-то одним или даже с группой лю­дей. Нематериальный труд во все большей степени выступает как коллективная деятельность, которую отличает постоян­ное сотрудничество между бесчисленными индивидуальными производителями. Кто, к примеру, производит информацию о генетическом коде? Или, в другом случае, от кого исходит знание о благотворном медицинском применении какого-то растения? В обоих примерах данные и знание порождены че­ловеческим трудом, опытом и изобретательностью, но ни в од­ном из них такой труд нельзя приписать отдельному индиви­ду. Подобное знание всегда создается в сотрудничестве и во взаимодействии, в результате совместной работы в расширя­ющихся и не имеющих четких границ социальных сетях (в приведенных выше двух случаях - в научном сообществе и в туземной общине). Сами ученые вновь и вновь снабжают нас красноречивыми свидетельствами в пользу того, что знания и информация создаются не личностями, а в коллективном со­трудничестве. Этот коллаборативный, коммуникативный, все­общий процесс производства знания в такой же мере присущ и всем прочим сферам нематериального и биополитического производства. По словам Джона Локка, труд, порождающий частную собственность, есть продолжение человеческого тела, но сегодня оно постепенно становится всеобщим. Юридичес­кое оправдание частного владения подрывается общей, соци­альной природой производства. Когда традиционное капита­листическое право или основание претендовать на собствен­ность отступают, то не остается ничего, что защищало бы частную собственность, кроме силы.

Как представляется, нынешние парадоксы нематериаль-

2.2. De corpore

ной собственности заставляют по-новому зазвучать гуманис­тические инвективы молодого Маркса, направленные против частной собственности. «Частная собственность сделала нас неразумными и односторонними», - пишет он, и мы порочим все формы бытия ради примитивного чувства обладания11*. Частная собственность растлевает все человеческие качества, включая знание, мышление, чувства и любовь - короче гово­ря, всю жизнь. Однако Маркс поясняет, что он вовсе не ратует за возвращение к какому-то виду примитивного общинного владения. Скорее его интересует само противоречие в лошке капитала, которое обещает некое новое разрешение в буду­щем. С одной стороны, как мы видели, права частной собствен­ности при капитализме основываются на индивидуальном труде производителя, но, с другой стороны, капитал постоян­но привносит все новые коллективные и коллаборативные виды производства: изобилие, коллективно созданное рабо­чими, становится частной собственностью капиталистов. В сфере нематериального труда и производства это противоре­чие обретает самые крайние формы. В чем-то частная собствен­ность нас оглупляет, заставляя думать, будто всем, что ценно, кто-то должен владеть в приватном порядке. Экономисты не устают повторять, что общее благо невозможно сохранить и эффективно использовать, если оно не находится в частных руках. Но суть дела в том, что огромное множество вещей в мире частными не являются. И наша общественная жизнь продолжается лишь благодаря этому обстоятельству. Как мы уже отмечали, в дополнение к традиционным видам собствен­ности, таким как земля, промышленность и железные дороги, новые блага, такие как генетические данные, знания, расте­ния и животные, тоже становятся частной собственностью. Это пример того, что мы называем экспроприацией общего. Меж-ДУ тем и теперь мы не могли бы взаимодействовать и общать­ся в повседневной жизни, если бы общими не оставались язы­ки, обороты речи, жесты, методы разрешения конфликтов, °оразы любви и огромное количество повседневных обычаев. Наука прекратила бы свое развитие, если бы накопление нами знаний, информации и методов исследования не являлось кол­лективным. Социальное бытие зависит от общих форм. Веро-

233 Часть 2, Множество

ятно когда-нибудь мы будем вспоминать прежние дни, пони­мая, насколько глупыми были в то время, позволяя частной собственности монополизировать такое множество видов бо­гатства, устанавливать препятствия на пути нововведений и осложнять нашу жизнь, прежде чем открыли, каким образом можно в полной мере сообща распоряжаться общественным бытием.

2.3. Зачатки множества

Вопросу о предрасположенности человечества к добру должен быть предпослан вопрос, существует ли явление, которое нельзя было бы объяснить ина­че, как только подобным нравственным настроем. Речь идет о таком явлении, как революция. По сло­вам Канта, этот феномен уже нельзя игнорировать в истории человечества, так как революция обнару­жила в человеческой природе предрасположенность к добру и соответствующий дар, которых до того в ходе событий не раскрывала никакая политика.

Ф/шдрих Ницше

В предыдущей главе мы проследили, как всеобщая про­дуктивная плоть множества превратилась в глобальный по­литический организм капитала, географически поделенный с помощью иерархий труда и богатства, которым управляет многоуровневая структура экономических, юридических и политических сил. Мы рассмотрели физиологию и анатомию этого глобального тела с помощью топологии и топографии эксплуатации. Теперь наша задача состоит в том, чтобы иссле­довать возможность иной организации продуктивной плоти множества и отыскать альтернативу всемирному политичес­кому господству капитала. Отправной точкой для нас являет­ся здесь признание того, что продуцирование субъекта и об­щего начала могут в совокупности сформировать спиралевид­ную, симбиотическую связь. Другими словами, субъект порождается сотрудничеством и коммуникацией, а получен­ная таким образом субъективность создает новые формы со­трудничества и коммуникации, в свою очередь приводящие к новой субъективности, и так без конца. В этой спирали всякое последующее движение от производства субъекта к производ­ству общего представляет собой инновацию, в итоге дающую нам более богатую реальность. В этом процессе метаморфоз и конституирования следует видеть формирование множества как принципиально нового общественного организма - все­общего и демократичного. Спиноза дает нам исходную идею, какой могла бы быть его анатомия. «Общество, - пишет он, -

235 Часть 2. Множество

состоит из многих особей различной природы, каждая из ко­торых весьма сложна»104. Тем не менее, это множественное образование способно действовать согласованно, как единое тело. Даже если множество образует самостоятельный орга­низм, оно все равно будет оставаться открытой, плюралисти­ческой композицией и никогда не станет гомогенным целым, искусственно расколотым в рамках некой иерархии. Зачаткам множества присущи те же предрасположенность к добру и способность творить его, каковые Кант обнаружил в феноме­не революции.

Уродство плоти

Для общества эпохи постмодернити характерно разложе­ние традиционных общественных организмов. Это признают обе стороны спора между «модернистами» и «постмодернис­тами», до недавнего времени будоражившего научную и куль­турную общественность. На самом деле спорщиков разделяет то, что модернисты хотят защитить или восстановить тради­ционные общественные организмы, а постмодернисты соглас­ны с их распадом или даже приветствуют его|(Ь. Например, в Соединенных Штатах многие авторы, столкнувшись с крахом традиционных социальных организаций и угрозой возникно­вения фрагментированного индивидуализированного обще­ства, стремятся пробудить тоску по прежним общественным формациям. Подобные планы реставрации - часто основыва­ющиеся на семье, церкви и патриотизме - издавна служили центральным предметом видения правых, но в последнее вре­мя наиболее привлекательные и страстные призывы зазвуча­ли со стороны выразителей основных настроений левых. Так, укажем на вызвавшее большой интерес описание Робертом Патнэмом упадка гражданских и общинных организаций в США. Раньше клубы боулинга, бриджа, религиозные и тому подобные организации выступали как базовые инструменты социальной агрегации, формируя социальные группы и спло­ченное общество. По мнению Патнэма, упадок таких граж­данских и общинных групп - признак общего разлада всех форм социальной агрегации в Соединенных Штатах. В резуль-

23. Зачатки множества

тате американцам остается играть в кегли в одиночестве и су­ществовать порознь самыми разнообразными способами10". По­хожий ностальгический тон и сожаление о потерянном сооб­ществе преобладают и в ряде популярных исследований, предпринятых по поводу последних изменений в организа­ции трудового процесса. Традиционные виды труда, такие как фабричная работа и даже, в еще большей мере, ремесло обес­печивали стабильную занятость и квалификацию, способство­вавшие самосовершенствованию работников, что позволяло им гордиться своим последовательным, на протяжении всей жизни, профессиональным ростом при устойчивых социальных связях, выстроенных вокруг работы. Переход в организации труда от фордизма к постфордизму, при росте числа занятых в сфере услуг и «гибких», «мобильных», нестабильных типах за­нятости, разрушил традиционные рабочие формы вместе с теми образами жизни, которые они порождали. В этих иссле­дованиях прослеживается печаль по поводу того, что неста­бильность портит характеры, разрушает доверие, лояльность, взаимные обязательства и семейные связи107. Подобные опи­сания упадка традиционных социальных форм и общностей, слегка окрашенные ностальгией и сожалениями, в чем-то со­звучны и призывам к патриотизму со стороны одного из ле­вых течений в Америке. Впервые они раздались еще до собы­тий 11 сентября 2001 года, однако были значительно усилены именно ими. Для авторов таких призывов любовь к родине -это еще одна (к тому же, вероятно, наивысшая) форма общно­сти. Действуя в дополнение к гарантированному поражению внешних врагов, она не допустит аномии и индивидуалисти­ческой фрагментации, угрожающих нашему обществу изнут­ри108. Во всех этих случаях, идет ли речь о гражданских ассо­циациях, работе, семье или целой стране, конечной целью является восстановление единого общественного организма и. тем самым, народное возрождение.

Большинство левых в Европе разделяет тоску по тради­ционным социальным формам и общностям, но там она чаще аходит выражение не в оплакивании нынешнего состояния золяции и индивидуализации, а в бесплодном воспроизведе-ии поизносившихся общинных обрядов. Общинные практи-

237 Часть 2. Множество

ки, прежде составлявшие часть левого движения, ныне пре- I вратились в бесплотные тени, приводящие лишь к бессмыс­ленному насилию. Они возникают в диапазоне от клубов огол- | телых футбольных фанатов до одурманивающих массы религиозных культов, от возрождения догматичного сталиниз­ма до вновь вспыхнувшего антисемитизма. В поисках проч- ных традиционных ценностей левые партии и профсоюзы, как I нам кажется, прибегают к устаревшим жестам слишком часто ] и как бы автоматически, подчиняясь некоему рефлексу. Пре­жних общественных организмов, стоявших за этими жестами, j уже нет. Недостает народа.

Кроме того, когда нечто, напоминающее народ, все же выходит на общественную сцену в Соединенных Штатах, Ев- \ ропе или где-либо еще, руководителям институционализиро­ванных левых это представляется чем-то неправильным и уг­рожающим. Новые движения, возникшие за последние десятилетия - от вызывающих сомнения политических дей­ствий ACT-UP - организации по борьбе со СПИДом и «Не- J традиционной нации» до антиглобалистских демонстраций в I Сиэтле и Генуе - кажутся им невразумительными и опасными, а потому уродливыми. В сущности, если держать на вооруже- нии современные инструменты и образцы, то общественные формы и даже изменения в экономике, которые происходят сегодня, не могут не оставлять впечатления хаоса и дисгармо­нии. Все выглядит так, будто события и факты возникают вне­запно в разрозненных бессвязных образах, а не разворачива­ются в логически последовательном виде. Вероятно, если смотреть на дело с точки зрения модернити, постмодерни-ти и в самом деле подразумевает прекращение всеобщих нар-ративов.

Со всей этой ностальгией следовало бы покончить. Даже когда она не составляет прямой опасности, это в лучшем слу­чае знак поражения. В этом смысле мы действительно высту­паем как «постмодернисты». В сущности, если взглянуть на нынешнее постмодернистское общество, отрешившись от тос­ки по рассыпавшимся общественным организмам эпохи мо­дернити или народу, которого больше нет, то можно увидеть, что то, с чем мы сталкиваемся, есть своего рода общественное

23. Зачатки множества

мясо. Это общая плоть, живая материя, не составляющая орга­низма. Нам необходимо узнать, на что она способна. «Плоть, -пишет Морис Мерло-Понти, выражаясь чисто по-философс­ки, - не есть вещество, разум или субстанция. Чтобы как-то ее обозначить, нужен старый термин "элемент" в том смысле, в каком к нему прибегали, чтобы говорить о воде, воздухе, зем­ле и огне» т. Плоть множества - это чистое напряжение, жиз­ненная энергия, лишенная формы. В этом смысле она - фак­тор существования общества, постоянно нацеленный на достижение всей полноты жизни. С подобной онтологичес­кой точки зрения плоть множества представляет собой сти­хийную силу, которая постоянно распирает общественное су­ществование, производя блага сверх всякой традиционной политико-экономической меры стоимости. Можно пытаться запрячь ветер, море, землю, но они неизбежно вырвутся из ваших рук. Иначе говоря, если судить с позиций политичес­кого порядка и контроля, стихийная плоть множества досад­но неуловима - ведь ее нельзя полностью упаковать в иерар­хию политического организма.

Живая общественная плоть, не являющаяся организмом, легко может показаться неким монстром. Для многих те мно­жества, которые не представляют собой народы, нации или даже общины, - это лишний пример риска и хаоса, следствие краха социального порядка эпохи модернити. Это катастро­фические провалы постмодернити, которые в умах соответ­ствующим образом настроенных людей равны ужасным ре­зультатам пошедшего вразнос генетического проектирования или ужасающих бедствий, спровоцированных промышленны­ми, ядерными или экологическими катаклизмами. То, что не имеет формы и неупорядочено, наводит ужас. Плоть-чудови-Ще не означает возврата в естественное состояние, а является результатом деятельности социума, искусственной жизнью. В оставшуюся позади эру модернити общественные организмы и социальный порядок (по крайней мере в том, что касается идеологии) сохраняли изначальную основу вопреки постоян­ным инновациям - к примеру, семья, община, народ и нации выглядели естественными образованиями. В условиях модер­нити подходы с позиций витализма позволяли протестовать

239 Часть 2. Множество

против разрушительного воздействия технологии, индустри­ализации и обращения человеческого существования в товар, утверждать природную силу жизни. Даже у Мартина Хайдег-гера в его критике технологии, где витализм становится свое­го рода нигилизмом и эстетикой, присутствуют отзвуки дав­ней традиции экзистенциального сопротивления"0. Однако сегодня всякая ссылка на жизнь вынужденно указывает на жизнь искусственную, то есть социальную.

Фигура вампира позволяет выразить чудовищность, чрез­мерность и буйство множественной плоти. С тех пор, как граф Дракула Брэма Стокера высадился в викторианской Англии, вампир служит угрозой для общественного организма и, в осо­бенности, для социального института семьи1". Угроза, исходя­щая от вампира, прежде всего заключена в его чрезвычайной сексуальности. Его жажду плоти невозможно удовлетворить, а его эротическая отрава поражает мужчин и женщин в рав­ной мере, чем подрывается порядок разнополого совокупле­ния. Во-вторых, вампир нарушает репродуктивное воспроиз­водство в рамках семьи, предлагая свой собственный, альтернативный воспроизводственный механизм. Новые вам­пиры возникают с укусом вампира или вампирши, и склады­вается бессмертное племя вечно живущих. Иначе говоря, вам­пир присутствует в общественном восприятии как выражение чудовищности того социума, в котором распадаются такие традиционные общественные организмы, как семья. Поэтому не стоит удивляться, что в последние годы мы так часто встре­чаем вампиров в романах, фильмах и телевизионных переда­чах"2. Впрочем, нынешние вампиры изменились. Они все еще являются аутсайдерами общества, но их чудовищность помо­гает другим понять, что монстрами бываем мы все - изгои в школе, половые извращенцы, фанаты, дети из патологических семей и так далее. Еще существеннее то, что монстры начина­ют сплетать новые, альтернативные сети привязанностей и социальной организации. Вампир, его ужасная жизнь и его желания, которые невозможно удовлетворить, стали симпто­мами не только растворения прежнего, но и формирования нового общества.

Нам нужно найти средства для воплощения этой чудо-

2.3. Зачатки, множества

мощи плоти множества в форме нового общества. С одной стороны, как поясняет Мерло-Понти, плоть является общей. Она стихийна, как воздух, огонь, земля и вода. С дру­гой стороны, разнообразные чудовища подтверждают тот факт, что каждый из нас уникален, а наши различия нельзя свести в каком-то едином общественном организме. Следовало бы на­писать нечто вроде трактата «Об антителе», идущего вразрез со всеми представлениями о политическом организме эпохи модернити и раскрывающего новую взаимосвязь между об­ществом и личностью в плоти множества. Спиноза - один из немногих, кто отчетливо предугадал монструозную природу множества, представив жизнь как гобелен, на котором отдель­ные страсти сплетаются во всеобщую способность к трансфор­мации - от похоти к любви, от плотского к божественному. Для Спинозы опыт жизни - это поиски правды, совершенства и Божьей радости"3. Он показывает сегодня нам, живущим в условиях постмодернити, что чудовищные метаморфозы пло­ти можно считать не только опасными, но и дающими шанс создать иное общество.

Понятие множества заставляет нас вступить в новый мир, где приходится воспринимать самих себя как монстров. В XVI веке Гаргантюа и Пантагрюэль в революционной обстанов­ке, породившей в Европе переход к модернити, были гиган­тами, обозначавшими невероятную силу свободы и изобрета­тельности. Они широко шагали по охваченной революцией территории и призывали людей предпринять усилия, чтобы освободиться. Сегодня нам нужны новые гиганты и новые чу­довища, чтобы свести вместе природу и историю, труд и поли­тику, искусство и науку и продемонстрировать в действии новый потенциал, зарождающийся в недрах множества. Ну­жен новый Рабле - и, вероятно, не один"4.

Нашествие монстров

В XVII веке наряду с научными библиотеками и лаборатория-Ни, в которык совершались фантастические открытия, появились и первые кабинеты, где выставлялись монстры. В этих коллекциях "^ самые невероятные экспонаты, начиная с зародышей с поро-

241 Часть 2. Множество

ками развития, заключенных в склянки, и заканчивая «человеком-курицей» из Лейпцига - всякого рода предметы, вдохновившие Фре­дерика Руиша на создание эффектных аллегорических собраний в Амстердаме. Даже в абсолютистских королевствах обычным де­лом стало появление кабинетов естественной истории, полньи ред­костей. Петр Великий, который за чрезвычайно короткий период времени ценой страданий и жертв миллионов крепостнъп возвел новую столицу России, купил коллекцию Руииш и на ее основе создал кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Откуда такое нашествие мон-cmpoefт

Распространение монстров в XVII и XVIII веках совпало с кри­зисом старых евгенических верований. Оно помогало подрыву пре­жних телеологических посылок в процессе наступления естествен­ных наук. Под евгеническими верованиями мы понимаем философские рамки, согласно которым истоки космоса и этического порядка од­новременно усматривались в метафизическом принципе: «Тот, у кого хорошее происхождение, будет властвовать счастливо». Этот греческий принцип тысячами путей проник в иудейско-христиан-ские представления о мире как о божественном творении. Что же касается телеологических допущений, то они подразумевают, что всякое создание, как и его развитие, зависит от целей или заключе­ний, связывающих их с космическим порядком. Не случайно то, что евгеника и финализм объединились в ходе развития «западной ци­вилизации»: фиксированные истоки и концы поддерживают поря­док в мире. Однако в XVII и XVIII столетиях этот старый циви-лизационный порядок стал оспариваться. Если великие войны, приведшие к модернити, принесли неописуемые мучения, то мон­стры стали олицетворять собой возражения против порядка, оп­ределяемого евгеникой и финализмом. В политике следствия этого оказались еще определеннее, нежели в метафизике: монстр не слу­чаен, но представляет собой постоянно имеющуюся возможность разрушения естественного властного порядка во всех сферах, начи­ная с семьи и заканчивая королевством. Различные светила совре­менности, от графа де Бюффона и барона Гольбаха до Дени Дидро, исследовали возможность появления новьи нормативных фигур в природе или, в сущности, связь между причинностью и ошибкой и неопределенностью порядка и власти. Монстры поразили даже наиболее просвещенные умы! Именно отсюда началась подлинная

2.3. Зачатки множества

история современного европейского научного метода. Как считает Гольбах, до этого момента игральные кости были шулерски нали­ты свинцом, то есть упорядоченные результаты, которые мы ус­матривали в естественном развитии, были сфабрикованными; теперь же игра, наконец, более не подстроена. Вот чем мы обязаны монстрам: разрыв с телеологией и евгеникой открывает для обсуж­дения проблему того, в чем состоит источник созидания, в чем оно выражается и куда оно ведет.

Сегодня, когда социальные горизонты очерчены в терминах биополитики, не следует забывать эти давние истории эпохи мо­дернити, повествовавшие о монстрах. Эффект монстра многократ­но умножился. Телеологию теперь не назовешь иначе как невеже­ством и предрассудком. Научный метод переходит в сферу неопределенности, и каждый реальный объект создается случай-нъш и исключительным образом, вследствие внезапного появления чего-то нового. Франкенштейн стал членом семьи. Значит, в та­кой ситуации дискурс живых существ должен стать теорией об их создании и о вероятном будущем, их ожидающем. Будучи погруже­ны в нестабильную действительность и сталкиваясь с нарастаю­щей искусственностью биосферы и институционализацией соци­ального, мы всякую минуту должны ожидать появления чудовищ. «Monstrum prodigium», как говаривал Блаженный Августин - чу­десные монстры. Но сегодня чудо наступает всякий раз, когда мы признаем, что прежние стандарты измерения более не действу­ют, всякий раз, когда разлагаются прежние общественные орга­низмы, а их останки служат удобрением для производства новой общественной плоти.

Жиль Делез признает в людях чудовищ. Как он утверждает, человек - это животное, которое изменяет свою собственную поро-°У- Мы серьезно воспринимаем такое утверждение. Монстры на­ступают, и научному методу приходится иметь с ними дело. Чело­вечество трансформирует себя, свою историю и природу. Проблема уже не в том, чтобы решить, согласиться ли на такие приемы человеческой трансформации, а в том, чтобы выяснить, как,с ними поступать, и понять, подействуют ли они нам на пользу или во вред. На деле нам нужно научиться любить одних монстров и бо-Р°шься с другими. Крупный австрийский романист Роберт Му-Зиль установил парадоксальную связь между сумасшествием и из-

243 Часть 2. Множество

бытком желаний в образе ужасного преступника Моосбруггера: как пишет Музилъ, если бы человечество могло видеть коллективные сны, ему бы грезился Моосбруггер. Моосбруггер Музиля может слу­жить эмблемой нашей амбивалентной связи с монстром, потреб­ности укрепить неумеренные силы трансформации и разрушить тот монструозный, ужасный мир, который навязан нам глобаль­ным политическим организмом и капиталистической эксплуата­цией. Нужно использовать чудовищные проявления множества, чтобы бросить вызов мутациям искусственной жизни, превращен­ным в товар, капиталистической способности выставлять на про­дажу природные метаморфозы и новой евгенике, которая поддер­живает правящую клику. Своим будущим человечество должно овладевать в новом мире монстров.

Производство общего

Как мы убедились, плоть множества осуществляет совмес­тное производство так, что оно чудовищно и всегда превосхо­дит всякую меру традиционных общественных организмов, но, тем не менее, эта производящая плоть не порождает хаоса или общественного беспорядка. Фактически она продуцирует общее, и это общее, которое мы делим между собой, служит основой для будущего производства в рамках винтообразной, расширяющейся связи. Последнее, вероятно, легче всего ос­мыслить, если рассуждать на примере коммуникации как про­изводства: мы можем вступать в коммуникацию только на ос­нове языков, символов, идей и взаимоотношений, которые являются для нас общими, и, в свою очередь, результатами нашей коммуникации выступают общие языки, символы, идеи и взаимоотношения. Сегодня такая двойственная взаимосвязь между производством и общим - общее производится, но и само является производящим - составляет ключ к пониманию всякой социальной и хозяйственной деятельности.

Одно из средств современной философии для оценки про­изводства и продуктивности общего можно найти в амери­канском прагматизме и в прагматическом понятии привычки, навыка. Навык позволяет прагматикам перенести в иные сфе­ры субъективность, которую философия традиционно преД-

2.3. Зачатки множества

ставляет расположенной в трансцендентальном плане или где-то глубоко внутри человека. Прагматики же усматривают субъективность в повседневном опыте, в практиках и в пове­дении. Навык есть общее в практическом воплощении: то об­щее, которое мы постоянно создаем, и то общее, что служит базой для наших действий1"1. Таким образом, привычка нахо­дится на полпути между неизменным законом природы и сво­бодой субъективного действия - или, точнее, она дает нам аль­тернативу относительно данной традиционной философской пары. Привычки порождают характер, который служит осно­вой в жизни. Уильям Джеймс называет их огромным махови­ком для общества, который создает балласт или инерцию, не­обходимые для общественного воспроизводства и жизни изо дня в день. В своем великом романе Марсель Пруст несколько в ином тоне пространно рассуждает о необходимости привы­чек для жизни и о том значении, которое они сообщают ма­лейшим отклонениям: позднему материнскому поцелую на ночь, ужину одним часом раньше по воскресеньям, и тому по­добным повторениям. Привычки напоминают функции физи­ологии, такие как дыхание, переваривание пищи и кровооб­ращение. Мы воспринимаем их как должное и не можем без них обойтись. Однако, в отличие от физиологических потреб­ностей, навыки и поведение делятся на всех и являются обще­ственными. Они создаются и воспроизводятся во взаимодей­ствии и в связи с другими людьми117. Таким образом, в сущности, привычки никогда не бывают личными или персональными. Индивидуальные обычаи, черты поведения и субъективность возникают только на основе общественного поведения, ком­муникации и совместного действия. Навыки составляют наше общественное естество.

Привычки устремлены не только назад, но и вперед. Если ы они подразумевали лишь механическое повторение пре-них действий, следование протоптанными дорожками, ко­торыми мы ходим каждый день, то они были бы не более чем *ертвым бременем. «Мы можем думать о навыках как о сред-Твах, которые, подобно инструментам в коробке, ждут, когда bI их используем, приняв сознательное решение, - писал Джон юи. - Но они означают нечто большее. Это активные сред-

245 Часть 2. Множество

ства, такие средства, которые материализуются как энергич­ные и доминирующие образы действия»"8. Навыки - это жи­вая практика, в которой локализуются творчество и иннова­ции. Если взглянуть на привычки с индивидуальной точки зрения, то наша способность изменить что-то может показать­ся незначительной, но, как мы уже говорили, на деле привыч­ки не формируются и им не следуют в одиночку. С точки зре­ния общества, напротив, имея в виду социальную коммуника­цию и сотрудничество, мы все вместе располагаем огромной силой для того, чтобы производить перемены. По сути, праг­матики не отдают приоритет ни личному, ни общественному. Двигатель производства и внедрения новшеств лежит между этими двумя крайностями. Он в коммуникации и в сотрудни­честве, в совместных действиях. В действительности навыки не препятствуют творчеству, но, как раз наоборот, составля­ют общий базис, на котором и происходит всякое творчество. Они формируют природу, которая произведена и производит сама, сотворена и творит - то есть составляет онтологию со­вместной социальной практики.

Мы уже можем различить концепт множества, возникаю­щий из этого прагматического понимания привычки. Лично­сти взаимодействуют и контактируют в социуме на основе общего, тогда как их коммуникация, в свою очередь, его про­изводит. Множество представляет собой субъективность, ко­торая возникает из динамики личности и общности. Однако понимание социального производства у прагматиков столь тесно связано с Новым временем и общественными организ­мами эпохи модернити, что его полезность с точки зрения множества сегодня неминуемо ограничивается. В работах Джона Дьюи более чем у кого-либо еще из прагматиков, пол­ностью раскрыта взаимосвязь между прагматизмом и совре­менной социальной реформой. Но они также ясно показыва­ют, как прагматизм ограничен пределами модернити. Наибольшую известность принесли Дьюи его усилия в облас­ти реформы образования. Но он также был активно вовлечен в попытки реформировать американскую политическую сис­тему, особенно в 1920-е и 1930-е годы"9. Дьюи утверждал, что промышленная модернизация и акционерный капитал прИ-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 237 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.