103 Часть 1. Война
тра, независимые от государства и партийных аппаратов, как будто уже следовали предписаниям «культурной революции» в ее наиболее радикальной и выразительной форме.
Слабость китайской модели, особенно когда ее применяли вне пределов Азии, в основном была вызвана следованием данному образцу без должного понимания природы современного китайского общества. Информация, поступавшая из Китая, была минимальной, а попытки ее анализа - в целом слишком слабыми, чтобы обеспечить поддержку определенной формы политической и военной организации93. (Так, трудно представить себе, что именно имели в виду «Черные пантеры», продавая копии маленькой красной книжицы Мао на улицах Беркли.) Кроме того, демократичный характер «культурной революции» осложняется и умеряется позицией самого Мао, так как, по крайней мере извне, создавалось впечатление, что его призывы атаковать все формы власти парадоксальным образом только укрепляли его собственное центральное положение и контроль над ситуацией.
Как кубинская партизанская, так и маоистская модель в глубине своей двойственны в том, что касается свободы и демократии. С одной стороны, в какой-то мере они отвечают стремлению к более демократичным организационным формам и защищенности от централизованного военно-политического контроля. Но, с другой стороны, многообразная и демократичная природа партизанских движений обычно низводится к единению и централизации как в сфере функционирования самой военной организации, так и, что еще печальнее, в фактически складывающихся политических формах. Контроль из центра и иерархия то и дело всплывают вновь. Следовательно, подобные модели партизанских движений лучше рассматривать в качестве переходных, учитывая, что они прежде всего обнаруживают сохраняющееся, но неудовлетворенное стремление к более демократичным и самостоятельным формам революционной организации.
Признавая силу современных образов вооруженной народной борьбы, от народных армий до партизанских организаций, мы понимаем, насколько ошибочны теории, предполагающие независимость политического от общественного. Рассмот-
1.3. Сопротивление
рим, например, различие между политической и социальной революцией, которое проводит Ханна Арендт. Она иллюстрирует его, ссылаясь на примеры Американской революции (как политической) и Французской (как социальной)94. В концепции Арендт принято отделять порыв к политическому освобождению и демократии от требований социальной справедливости и классового конфликта. Однако даже применительно к революциям XVIII столетия, и особенно по мере прогресса модернити, такое разделение трудно сохранить: давление экономических, общественных и политических факторов отчетливо видно в каждом из революционных образцов, и сортировать их по отдельности - значит мистифицировать подлинные процессы вооруженной борьбы народа и партизанских движений. Между тем общая для подавления мятежей и государственных репрессий стратегия сводится к тому, чтобы стравливать все друг с другом: социальное - с политическим, справедливость - со свободой. Напротив, в длительные периоды вооруженного сопротивления и борьбы за освобождение партизанские силы последовательно устанавливали все более тесные связи между политическим и социальным, к примеру - между антиколониальными освободительными войнами и классовыми сражениями против капитализма9'. В особенности это было заметно в ходе антифашистского сопротивления и антиколониального национального освобождения в XX столетии. По мере же нашего продвижения к по-стмодернити связь между социальным и политическим становится еще отчетливей. Как мы вскоре убедимся, происхождение движений сопротивления и классовых битв в эпоху постмодернити предполагает политическую природу общественной жизни и использует ее в качестве ключа, подходящего ко всем движениям. Подобное предположение по существу является базовым для понятий биополитики и биополитическо-го производства субъективного. В этой точке неразделимо пересекаются друг с другом экономические, социальные и политические вопросы. В данном контексте никакая теоретическая попытка установить автономию политического, отдельного °т социального и экономического, уже не имеет смысла.
105 Часть 1. Война
Изобретение сетевых схваток
Если обернуться вспять на генезис современных революций и движений сопротивления, то в моделях народной армии и партизанских действий идея «народа» сыграла главную роль при установлении власти организации и легитимации случаев применения насилия. «Народ» есть форма суверенной силы, борющейся за замещение правящей государственной власти и захват властных полномочий. Даже если мы имеем дело с революционными движениями, такая современная легитимация суверенитета в действительности есть продукт узурпации. Народ часто служит для обозначения чего-то среднего между согласием, которое дано населением, и управлением, осуществляемым суверенной властью, но в самом общем плане это слово всего лишь символизирует претензию на подтверждение положения правящего руководства. Современная легитимация власти и суверенитета, даже в случаях сопротивления и восстания, всегда опирается на некий трансцендентальный компонент независимо от того, идет ли речь (согласно Максу Веберу) о властном доминировании традиционного, рационального или харизматического видов. Неоднозначность идеи суверенности народа оборачивается некоторой двойственностью, поскольку развитие отношений, обеспечивающих легитимацию, всегда идет к тому, чтобы отдать приоритет власти, а не населению в целом. Нечеткие взаимоотношения между понятиями «народ» и «суверенитет» объясняют отмеченное нами сохранение неудовлетворенности недемократичным характером современных форм революционной организации, признание того, что формы доминирования и власти, с которыми мы боремся, вновь и вновь возрождаются внутри самих движений сопротивления. Кроме того, сегодня аргументы времен модернити в пользу легитимации насилия, осуществляемого народом, во все большей степени страдают той болезнью, о которой мы уже упоминали выше, рассуждая в терминах легитимации государственного насилия. Здесь тоже больше не действуют традиционные правовые и нравственные доводы.
Возможно ли ныне представить себе такой новый процесс
1.3. Сопротивление
легитимации, который не полагался бы на суверенитет народа а опирался на биополитическую производительность множества? Способны ли, наконец, новые организационные формы сопротивления и восстания удовлетворить стремление к демократии, заложенное во всем опыте борьбы эпохи модернити? Существует ли механизм, не апеллирующий ни к какому высшему авторитету и способный оправдать применение силы в борьбе множества за создание нового общества, основанного на принципах демократии, равенства и свободы? Имеет ли вообще смысл рассуждать о войне, которую ведет множество?
В период модернити мы находим одну из моделей легитимации, которая могла бы помочь нам ответить на подобные вопросы. Это та модель, что вдохновляет классовую борьбу. Мы здесь имеем в виду не столько проекты социалистических государств и партий, которые, конечно, создали свои собственные формы суверенитета, а ежедневные битвы, ведомые самими рабочими, то есть их скоординированные акты сопротивления, неподчинения и подрыва отношений доминирования на рабочем месте и в обществе в целом. Подчиненные классы, организованные для восстания, никогда не питали иллюзий по поводу легитимности государственного насилия, даже если они и прибегали к реформистским стратегиям взаимодействия с государством, принуждая его обеспечивать благосостояние общества и требуя юридического допущения, скажем, права на стачку. Они никогда не забывали, что законы, оправдывающие государственное насилие, представляют собой абстрактные нормы, поддерживающие привилегии господствующего класса (прежде всего - права владельцев собственности) и подавление остального населения. Для них было понятно, что насилие со стороны капитала и государства опирается на некую априорную идею. В то же время легитимация их классовой борьбы базировалась исключительно на их собственных интересах и стремлениях96. Таким образом, классовая борьба оыла современным образцом имманентных основ легитимации в том смысле, что она не апеллировала ни к какой суверенной власти в оправдание своих действий.
Впрочем, мы не считаем, будто проблема оправдания тех
107 Часть 1. Война
битв, которые ведет множество, может быть легко разрешена при изучении археологии классовых сражений или с помощью попыток установить некую жесткую связь с былым. Битвы прошлого могут дать нам некие важные примеры, однако новые измерения власти требуют и новых аспектов сопротивления. Кроме того, такие вопросы попросту не решаются путем теоретической рефлексии. К ним следует также обратиться на практике. Нам нужно продолжить рассмотрение того генезиса, о котором мы уже говорили, и посмотреть, как отреагировали на ситуацию сами политические движения.
После 1968 года долгий цикл схваток достиг своей кульминации как в доминирующей, так и в подчиненной частях мира. Тогда форма сопротивления и движений освобождения стала радикально меняться. Эта перемена соответствовала изменениям, происходившим с рабочей силой и формами общественного производства. Прежде всего, соответствующие подвижки просматриваются в трансформации природы партизанской войны. Наиболее очевидное изменение состояло в том, что партизанские движения начали перетекать из деревни в город', из открытых пространств в закрытые. Методы партизанской войны стали приспосабливаться к новым условиям производства по завершении эры фордизма благодаря появлению информационных систем и сетевых структур. Наконец, по мере того, как партизанская война воспринимала черты биополитического производства и распространялась по всем тканям общества, она стала непосредственно выдвигать в качестве своей цели производство субъективного начала, причем имеющего черты экономические и культурные, материальные и нематериальные. Иначе говоря, речь шла не столько о завоевании сердец и умов, сколько об их создании в ходе конструирования не существовавших прежде сфер коммуникации, форм социального экспериментирования и новых способов интеракции. В недрах такого процесса различима тенденция к выходу за пределы современной партизанской модели к более демократичным сетевым формам организации.
Одним из принципов партизанской войны, присущих и маоистской, и кубинской моделям, было оказание предпочтения всему сельскому перед городским. В конце же 1960-х и в
13. Сопротивление
1970-е годы партизанские операции, особенно в Северной и Южной Америке и в Европе, стали все больше смещаться в городские центры97. Восстания в негритянских гетто в США в 1960-е годы были, вероятно, прологом к урбанизации политической борьбы и вооруженного конфликта, которая произошла в 1970-е годы. Конечно, многие из городских движений указанного периода не перешли к полицентричной организационной модели, типичной для партизанских движений. Вместо этого они по большей части придерживались старого централизованного, иерархического шаблона традиционных военных структур. Отряд «Черные пантеры» и Фронт освобождения Квебека в Северной Америке, уругвайские «Тупа-марос» и бразильская «Акция национального освобождения в Южной Америке», а также «Фракция Красной армии» в Германии и «Красные бригады» в Италии все без исключения являли собой пример устаревающей, централизованной военной структуры. В тот же период возникли городские движения без центра или с несколькими центрами, организация которых напоминала современную партизанскую модель. В какой-то мере в этих случаях тактика ведения партизанского боя была просто перенесена из сельской местности в город. Город - это джунгли. Городские партизаны изучили свою территорию досконально, а потому они в любое время способны были собраться и напасть, а потом рассеяться и исчезнуть в своих убежищах. Однако в центре внимания были не атаки против господствующих сил, а во все большей мере сама по себе трансформация города. В городских битвах тесная связь между неповиновением и сопротивлением, саботажем и изменой, противодействием власти и избирательными проектами стала еще интенсивнее. Например, в Италии в 1970-е годы крупные баталии за автономию на какое-то время заметно изменили ландшафт больших городов, высвободив целые районы, где появились новые культуры и формы жизни98.
Однако серьезная трансформация партизанских движений в это время мало зависела от разницы между городской и сельской территорией. Точнее было бы сказать, что видимое Перемещение на городские пространства стало симптомом оо глубокого изменения. Принципиальное, серьезное измене-
109 Часть 1. Война
ние имело место во взаимосвязи между организацией движений и организацией экономического и общественного производстват. Как мы уже убедились, массовые армии промышленных фабричных работников, чья деятельность строго регламентирована соответствуют централизованным боевым порядкам народной армии. А партизанские формы сопротивления соотносятся с крестьянским производством, которое распределено по сельской местности при относительной изоляции отдельных производителей. Однако начиная с 1970-х годов методы и организационные формы промышленного производства сместились к менее крупным и более подвижным трудовым единицам, к гибким производственным структурам. Такую перемену часто именуют переходом от заповедей Г. Форда к отказу от них. Мелкие мобильные производственные единицы и гибкие структуры производства времен постфордизма в какой-то степени повторяют полицентричную партизанскую модель, хотя таковая немедленно трансформируется технологиями, получившими распространение по завершении фордизма. Сети информации, коммуникации и сотрудничества - главные оси постфордистского производства - постепенно подчиняют новые партизанские движения своей организационной логике. Эти движения не только прибегают к таким технологиям, как интернет, в качестве организационных инструментов. Они также применяют те же технологии как образцы для выстраивания собственных структур.
В определенной мере движения эпохи постмодернити доводят до логического завершения и укрепляют тенденцию к полицентризму, свойственную ранним партизанским моделям. Согласно классической кубинской формуле foquismo, или геваризма (наименование, производное от имени Че Гевары), партизанские силы полицентричны, состоят из многочисленных относительно независимых отрядов foco), однако такое разнообразие должно, в конце концов, свестись к единству, чтобы партизанские силы превратились в армию. Сетевая организация, напротив, строится на сохраняющейся множественности отдельных элементов и коммуникационных сетей таким образом, что низведение ее до централизованной и объединенной командной структуры становится невозможным
1.3. Сопротивление
То
ПО
сть полицентричная форма партизанской модели преобразуется в сетевую форму, в которой центр отсутствует и суще-твует лишь несводимое воедино множество узлов в коммуникации друг с другом.
Одной из отличительных черт сетевой борьбы, которую ведет множество, как и у экономического производства пост-фордического типа, является то, что она происходит в сфере биополитики - другими словами, непосредственно создает новые субъекты и формы жизни. Конечно, военные организации и прежде предполагали производство субъекта. Современная армия производит дисциплинированного солдата, способного выполнять команды подобно дисциплинированному работнику эпохи фордизма; и производство дисциплинированного субъекта в современных партизанских силах мало чем от этого отличается. Сетевая борьба, опять-таки подобно по-стфордистскому производству, не полагается на дисциплину аналогичным образом: ее главными ценностями выступают креативность, коммуникация и сотрудничество, побуждающее к самоорганизации. Конечно, такая сила нового типа сопротивляется врагу и нападает на него так же, как это всегда делали вооруженные силы. Однако центр ее внимания все больше направлен вовнутрь - она производит новые субъекты и новые, склонные к экспансии жизненные формы в недрах собственной организации. «Народ» уже не служит в качестве основы, а захват власти у органов суверенного государства не является более главной целью. Демократические элементы партизанской структуры в сетевой форме более явно выходят на первый план, и организация становится в меньшей степени средством и в большей - конечной целью как таковой.
Среди многочисленных примеров организации гражданской войны, которые относятся к исходу XX века, преобладающее большинство, включая «красных кхмеров» в Камбодже, моджахедов в Афганистане, ХАМАС в Ливане и Палестине, Новую народную армию на Филиппинах, «Сендеро Лумино-со» в Перу, ФАРК и ЕЛН в Колумбии, было сформировано еще по устаревшим шаблонам. Речь шла либо о старой партизанской модели, либо о традиционной централизованной военной структуре. Многие из этих движений, особенно потер-
Ы1
Часть 1. Война
певшие поражение, начали перестраиваться, обретая сетевые характеристики. Одним из повстанческих движений, которое смотрит вперед и демонстрирует переход от традиционной партизанской организации к сетевым формам, является палестинская интифада, которая началась в 1987 году и снова вспыхнула в 2000 году. Надежной информации относительно организации интифады немного, однако, по-видимому, в этом восстании сосуществуют две модели100. Во внутреннем плане мятеж организован молодыми бедняками на крайне ограниченном, локальном уровне вокруг местных лидеров и народных комитетов. Забрасывание камнями и прямой конфликт с израильской полицией и властями Израиля, с чего началась первая интифада, быстро распространились на большую часть сектора Газа и на Западный берег реки Иордан. С внешней стороны восстание оформлено различными ранее сложившимися палестинскими политическими организациями, большинство из которых пребывало в изгнании в начале первой интифады и контролируется представителями старшего поколения. Очевидно, что на протяжении разных фаз интифады две эти организационные формы в неодинаковой степени влияли на восстание в целом. Одна из них внутренняя, а другая - внешняя, одна горизонтальная, автономная и рассредоточенная, а вторая - вертикальная и централизованная. То есть интифада имеет нечеткую организацию, которая смотрит и назад, на старые централизованные формы, и вперед, на новые рассредоточенные структуры.
Борьба с апартеидом в ЮАР тоже иллюстрирует аналогичный переход и сосуществование двух базовых организационных форм, причем на протяжении гораздо более длительного периода. Внутреннее сочетание сил, которые бросили вызов режиму апартеида и в конце концов свергли его, было чрезвычайно сложным и постепенно менялось. Однако начиная по крайней мере с середины 1970-х годов, когда произошло восстание в Соуэто, и на всем протяжении 1980-х годов наблюдалось широкое распространение горизонтальных стычек101. Гнев черных против доминирования белых, конечно, сплачивал различные движения, но они были организованы в относительно автономные ячейки, раскиданные по разным
1.3. Сопротивление
бщественным стратам. Важную роль играли студенческие оуппы. Профсоюзам ЮАР, имевшим за плечами долгую исто-ю активной борьбы, принадлежало центральное место. На протяжении этого периода баталии, носившие горизонтальную форму, характеризовались также динамичной связью с вертикальной осью более старых организаций, с традиционными лидерами, такими как Африканский национальный конгресс (АНК), остававшийся в подполье и изгнании до 1990 года. Можно трактовать контраст между автономной, горизонтальной формой и централизованным руководством как выражение трений между организованными выступлениями (рабочих, студентов и других групп) и АНК. Однако, вероятно, мы прольем больше света на эту ситуацию, если признаем в ней напряжение, которое нарастает внутри АНК. Такое напряжение сохраняется и некоторым образом копится со времени выборов 1994 года, приведших АНК к власти102. Следовательно, как и интифада, выступления против апартеида колебались между двумя организационными формами, что составляет переломную точку в прослеживаемом нами развитии всего процесса.
Сапатистская армия национального освобождения (САНО), впервые явившая себя в Чиапасе в 1990-е годы, служит еще более наглядным примером подобной трансформации: сапатисты - это тот стержень, на котором крепятся и старая партизанская модель, и новая модель биополитической сети. К тому же на примере сапатистов очень хорошо видно, как экономический переход к постфордизму может с равным успехом осуществляться и на городских, и на сельских просторах, связывая местный опыт с глобальными выступлениями"". Сапатисты зародились и, по большому счету, остаются крестьянским движением, в котором задействовано местное население. Тем не менее, они используют интернет и коммуникационные технологии не только как способ распространения своих сообщений во внешнем мире, но также, по крайней мере в какой-то мере, как структурный компонент внутри собственной организации, особенно ввиду ее расширения за пределы южной Мексики и выхода на национальный и глобальный уровни- Коммуникационным связям принадлежит центральное
ИЗ Часть 1. Война
место в представлениях сапатистов о революции, причем они постоянно подчеркивают потребность в создании именно горизонтальных сетей, предпочитая таковые вертикальным централизованным структурам104. Бесспорно, следует подчеркнуть, что данная организационная модель, не имеющая центра, находится не в ладах с традиционной военной номенклатурой САНО. В конце концов, сапатисты сами себя именуют армией, щеголяя военными титулами и рангами. Но если присмотреться внимательнее, то нетрудно увидеть, что даже используя традиционную разновидность латиноамериканской партизанской модели, включая ее склонность к образованию централизованной военной иерархии, на деле они постоянно обесценивают собственные иерархии, децентрализуя управление употреблением элегантных инверсий и иронии, типичных для сапатистской риторики. (В сущности, саму иронию они возводят на уровень политической стратегии105.) К примеру, их парадоксальный девиз «подчинение команде» имеет щелью опрокинуть устоявшиеся иерархические отношения внутри организации. Руководящие посты замещаются в порядке ротации, а в центре как будто образуется вакуум власти. Маркое, главный оратор и окруженный легендами кумир сапатистов, имеет чин помощника команданте, чем подчеркивается его относительно подчиненное положение. Кроме того, сапатисты никогда не ставили целью нанести поражение государству или претендовать на суверенную власть. Скорее они намереваются изменить мир, не прибегая к захвату власти106. Другими словами, сапатисты применяют все элементы традиционной структуры, но затем перестраивают их, демонстрируя в максимально точном смысле характер и направление перехода к постмодернити в организационных формах.
В последние десятилетия XX века появилось также множество движений, особенно в Соединенных Штатах, которых нередко группируют под рубрикой «политики идентичности». Они изначально возникли на базе феминистских акций, выступлений геев и лесбиянок, а также борьбы с расизмом107. Самой важной организационной чертой этих разнокалиберных движений является то, что они настаивают на своей автономии и отвергают централизованную иерархию, лидеров или
1.3. Сопротивление
официальных представителей. С их точки зрения, партия, народная армия и современная партизанская организация - все это кажется несостоятельным из-за свойства подобных структур навязывать единообразие, отказывать людям в признании их различий и подчинять чужим интересам. По их заявлениям, если невозможна демократическая форма политической агрегации, которая позволяла бы им защитить свою автономию и отстоять свои отличия, то они предпочитают сохранять обособленность, оставаться самими по себе. Упор на демократической организации и самостоятельности находит поддержку и во внутренних структурах этих движений, где мы можем наблюдать серию серьезных экспериментов по принятию решений методами сотрудничества, созданию скоординированных групп родственных объединений и тому подобные шаги. В этом отношении возрождение анархистских движений, особенно в Северной Америке и Европе, сыграло важную роль в акцентировании рассматриваемыми группами стремления к свободе и демократической организации108. Все эксперименты в области демократизации и отстаивания автономии, даже на самых низких уровнях, чрезвычайно благотворны для будущего развития этих движений1Ш.
Наконец, антиглобалистские движения, получившие распространение от Сиэтла до Женевы, а также в рамках Всемирных социальных форумов в Порту-Алегри и Мумбаи, оживили противодействие войне. На сегодня они представляют собой наиболее наглядный пример распределенной сетевой организации. В событиях в Сиэтле, происходивших в ноябре 1999 года, как и в каждом из последующих крупных явлений подобного рода, особое удивление вызывает то обстоятельство, что группы, имеющие, как мы прежде считали, разные и даже противоположные интересы, смогли действовать вместе: защитники окружающей среды и профсоюзные деятели, анархисты и церковные группы, геи и лесбиянки наравне с теми, кто протестует против тюремно-промышленного комплекса. Такие группы не объединяются некой единой властью, очнее будет сказать, что они вступают во взаимодействие в Рамках сети. Общественные форумы, родственные группы и Другие формы демократичного принятия решений составля-
115 Часть I. Война
ют основу этих движений, причем им удается действовать сообща, опираясь на то, что их объединяет. Поэтому они сами себя называют «движением движений». Полное выражение автономии и специфики каждого сочетается здесь с впечатляющим соединением всех. Демократический принцип определяет как цель движений, так и их постоянную деятельность. Протестные движения против глобализации имеют явные ограничения во многих отношениях. Прежде всего, хотя их видение и устремления глобальны по своему охвату, до сих пор они привлекли существенное число сторонников только в Северной Америке и Европе. Во-вторых, до тех пор пока они будут оставаться просто движениями протеста, путешествуя от одного саммита сильнейших мира сего к другому, им не стать основополагающей формой борьбы и самовыражения альтернативы социальной организации. Не исключено, что подобные ограничения - лишь временные препятствия, и движения сумеют найти пути их преодоления. Однако для нашего изложения более важна форма этих движений. На сегодня они представляют собой наиболее развитый образец именно сетевой модели организации.
Этим мы завершаем свой обзор происхождения современных форм сопротивления и гражданской войны. Они развивались сначала от отдельных партизанских восстаний и бунтов к унифицированной модели народной армии; затем - от централизованной военной структуры к партизанской армии с множеством центров; и, наконец, от полицентричной модели к распределенной, или полноматричной, сетевой структуре. Такова история, оставшаяся у нас за спиной. Во многих отношениях она трагична, полна жестоких поражений, но в то же время это и чрезвычайно богатое наследство, устремляющее в будущее надежду на освобождение и принципиальным образом сказывающееся на средствах его достижения.
На фоне обрисованного нами генезиса современного сопротивления проявляются три руководящих принципа, или критерия, уже упомянутые в начале. Первый - это простое измерение эффективности в конкретных исторических условиях. Каждая форма организации должна ухватить шанс и воспользоваться исторической ситуацией, возникающей вви-
1.3. Сопротивление
сложившегося соотношения сил, чтобы максимизировать свою способность к сопротивлению господствующим формам власти, соревнованию с ними и их преодолению. Второй принцип состоит в необходимости соответствия формы политической и военной организации действующим моделям экономического и социального производства. Формы движений эволюционируют в согласии с изменением форм хозяйствования. Наконец, что важнее всего, демократия и свобода постоянно выступают как руководство к действию при развитии организационных форм сопротивления. На различных исторических этапах эти три принципа противоречили друг другу в тех случаях, когда, к примеру, казалось, что следует пожертвовать внутренней демократией и независимостью движений ради максимального наращивания их эффективности, а также тогда, когда эффективность приходилось приносить в жертву интересам обеспечения демократичности или самостоятельности движения. Сегодня мы достигли момента, когда все три принципа совпали. Распределенная сетевая структура дает пример абсолютно демократичной организации, которая соответствует господствующим формам экономического и социального производства и кроме того служит самым мощным орудием против доминирующей структуры власти110.
В условиях сети легальность как таковая становится менее эффективным и не столь уж важным критерием для проведения различий между движениями сопротивления. Традиционно было принято отдельно рассматривать формы сопротивления, действовавшие в рамках закона и вне его. В пределах установленных правовых норм сопротивление служило нейтрализации репрессивных аспектов права: рабочие забастовки, акты гражданского неповиновения и различные другие действия, оспаривающие сложившуюся экономическую и политическую власть, составляют первый уровень неподчинения. На втором уровне партии, профсоюзы и другие движения, а также представительные органы, оседлав сложившийся правовой порядок, действуя одновременно в пределах закона и вне его, создали противовесы, составившие постоянный вызов правящей власти. На третьем уровне, оставаясь вне закон-