Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Майкл Хардт, Антонио Негри 10 страница




Как мы уже убедились, военными вопросами никак нельзя заниматься изолированно, причем во времена биовласти и биополитики они все теснее переплетаются с социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. Чтобы дать здесь первый набросок субъектов сопротивления, нам, следовательно, нужно предвосхитить некоторые из ре­зультатов анализа второй части этой книги, которые касают­ся как социального, так и технического состава множества, то есть того, как люди интегрированы в системы экономическо­го производства и воспроизводства, какие работы они выпол­няют и что именно они производят. Мы покажем, что в насто­ящее время сцена труда и производства видоизменяется Вследствие гегемонии нематериального труда, то есть такого тРуда, посредством которого создаются нематериальные про-Д, а именно информация, знания, идеи, образы, отноше-

89 Часть 1. Война

ния и эмоциональные реакции. Это не означает, что больще нет промышленного рабочего класса, чьи мозолистые руки работают с механизмами, или сельскохозяйственных работ­ников, возделывающих землю, и даже того, что в глобальном масштабе количество таких работников сократилось. Мы хо­тим лишь сказать, что качества и особенности нематериально­го производства ведут к трансформации других форм труда и, по сути, общества в целом. Некоторые из подобных особенно­стей решительно нельзя приветствовать. Когда, к примеру, эк­сплуатируются наши идеи и чувства (или эмоции) и когда они тем самым по-новому становятся подвластны воле хозяина, мы нередко испытываем возобновленные и усиленные формы вмешательства и отчуждения. Более того, в силу контрактных условий и принципов вознаграждения за нематериальный труд, которые имеют тенденцию к распространению на весь трудовой рынок, положение труда в целом становится менее прочным. В различных формах нематериального труда есть, например, тенденция к размыванию различий между рабочим и нерабочим временем, вследствие чего рабочий день беспре­дельно увеличивается и заполняет всю жизнь. Еще одна его черта сводится к тому, что нематериальный труд осуществля­ется без прочных долговременных контрактов и тем самым оказывается в рискованной ситуации обретения повышенной гибкости (дая выполнения одновременно нескольких задач) и мобильности (для постоянного перемещения между различ­ными местами работы). Отдельные особенности нематериаль­ного труда, которые ведут к трансформации иных трудовых форм, содержат в себе грандиозный потенциал для позитив­ных социальных изменений. (Однако положительные харак­теристики, как это ни парадоксально, составляют оборотную сторону негативных изменений.)

Во-первых, нематериальному труду свойственно выходить за пределы ограниченной сферы сугубо хозяйственных про­цессов, вовлекаться в общественное производство и воспро­изводство как таковые. Скажем, производство идей, знаний и образов не просто создает средства, через которые общество формируется и сохраняется. Такого рода нематериальный труд прямо порождает и социальные отношения. Нематериальный

1.3. Сопротивление

ТРУД является биополитикой в той мере, в какой он направлен на создание форм общественной жизни; но в таком случае он обычно уже не ограничивается экономикой, а сразу становит­ся общественной, культурной и политической силой. В конеч­ном счете, если рассуждать на языке философии, то производ­ство, о котором мы здесь говорим, есть производство субъективного, иначе говоря, создание и воспроизводство новых обществен­ных субъектов. Что мы собой представляем, как мы смотрим на мир и как мы друг с другом взаимодействуем - все это оп- ' ределяется в ходе такого общественного, биополитического

производства.

Во-вторых, нематериальный труд имеет тенденцию при­обретать общественную форму сетей, основанных на комму­никации, сотрудничестве и эмоциональной привязанности. Нематериальный труд возможен лишь сообща и во все боль­шей степени ведет к изобретению новых, независимых сетей кооперации, в которых осуществляется нематериальное про­изводство. Способность к вовлечению и трансформации всех сторон жизни общества и сетевая форма сотрудничества - вот две исключительно мощные черты, которые нематериальный труд сообщает другим видам труда. Эти черты могут послу­жить предварительными характеристиками социального со­става того множества, которое сегодня придает импульс дви­жениям сопротивления против перманентного, общемирового состояния войны.

Нам также требуется дать первый набросок политичес­кой ориентации этого множества, вкратце предвосхищая ре­зультаты анализа, который будет проведен в третьей части. Мы утверждаем, что главные силы, направлявшие историю битв сопротивления и освободительных движений современ­ности, наряду с наиболее эффективными движениями сопро­тивления наших дней, в принципе приводятся в действие не только борьбой с бедностью и нищетой. Свою роль играет так­же глубинное стремление к демократии - к настоящей демок­ратии, то есть власти для всех, осуществляемой всеми, кото-Рая опиралась бы на равные и свободные взаимоотношения, акая демократия - мечта, зародившаяся в ходе великих ре-в°Л!°Ций эпохи модернити, но так до сих пор и не реализо-

91 Часть 1. Война

ванная. В настоящее время новые качества складывающегося множества и его биополитическая продуктивность дают не­бывало мощные средства, позволяющие приблизить исполне­ние этой мечты. Стремлением к демократии проникнут весь цикл протестов и демонстраций, вызванных проблемами гло­бализации, начиная с драматических событий на встрече ВТО в Сиэтле в 1999 году и заканчивая заседаниями в рамках Все­мирного социального форума в Порту-Алегри (Бразилия). То же стремление составляет ядро различных движений и демон­страций, направленных против войны 2003 года в Ираке и перманентного состояния войны в принципе. В нынешних ус­ловиях демократический запрос непосредственно совпадает со стремлением к миру. Поскольку война стала теперь осново­полагающим элементом политики, а состояние исключитель­ности - постоянным, то для множества мир становится выс­шей ценностью и необходимым условием всякого освобождения. Однако в данном контексте непосредственно отождествлять ин­тересы множества исключительно с достижением мира было бы упрощением. На протяжении периода модернити, да и се­годня, движениям сопротивления приходилось противосто­ять войне и насаждаемому ею насилию, иногда прибегая к жестокости, а порой обходясь без нее. Вероятно, точнее было бы сказать, что крупные освободительные войны в конечном счете направлены (или должны направляться) на «борьбу с войной», то есть представлять собой активное усилие по раз­рушению насильственного режима, который продлевает со­стояние войны, поддерживает системы неравенства и подав­ления. Таково условие, обязательное для демократии множества.

Распознание основных черт множества дает нам возмож­ность правильно сориентировать наше представление о мире. После экспозиции нынешнего состояния войны исследование природы и состояния множества позволяет достичь новой точки зрения, встав на которую, можно увидеть подъем под­линно творческих сил, достаточных для создания нового мира. Производство субъекта множества, его биополитический по­тенциал, его борьба против нищеты, его постоянное стремле­ние к демократии - все сливается здесь с происхождением

13. Сопротивление

движений сопротивления, унаследованных от начала совре­менной эры и продолжающихся по сию пору.

Поэтому в следующих разделах мы проследим генеало­гию освободительных битв, от формирования народных ар­мий во времена великих революций до партизанской борьбы и наконец, до современных форм сетевого противостояния. Фактически, если рассматривать их происхождение как про­цесс, то меняющиеся формы сопротивления выявляют три ру­ководящих принципа, которые на самом деле укоренены в истории и определяют ее ход. Первый принцип, направляю­щий ход развития, имеет отношение к исторической случай­ности, то есть к той форме сопротивления, которая наиболее действенна в борьбе с конкретной формой власти. Второй принцип устанавливает взаимосвязь между меняющимися формами сопротивления и преобразованиями в хозяйствен­ном и общественном производстве: другими словами, как вы­ясняется, в каждую эпоху модель сопротивления, доказываю­щая свою наивысшую действенность, имеет ту же форму, что и главенствующие модели хозяйственного и общественного производства. Третий принцип, который станет нам ясен, просто касается демократии и свободы: всякая новая форма сопротивления направлена на противодействие авторитарным аспектам прежних форм, что порождает цепь все более демок­ратичных движений. Наконец, проследив происхождение ос­вободительных войн и движений сопротивления, мы обнару­жим самую адекватную форму организации сопротивления и освободительных сражений в ныне сложившейся экономичес­кой и политической ситуации.

Прежде чем продолжить анализ, отметим, что некоторые из основных, традиционных моделей массовой политической активности, классовой борьбы и революционной организации сегодня устарели и утратили смысл. В чем-то они были подо­рваны тактическими и стратегическими ошибками, а в чем-то их нейтрализовали контрповстанческие инициативы. Но бо­лее существенной причиной их ухода в прошлое стала транс­формация самого множества. Нынешняя общемировая пере­группировка общественных классов, преобладание нематери­ального труда и форм принятия решений, основанных на

93 Часть 1. Война

сетевых структурах, радикально меняют условия развертыва­ния революционного процесса. Так, традиционное для эпохи модернити понимание восстания характеризовалось перехо­дом от бунта масс к формированию политических авангардов от гражданской войны - к созданию революционного прави­тельства, от образования подрывных организаций - к завое­ванию государственной власти, от инициирования избиратель­ного процесса - к установлению пролетарской диктатуры. Оно в основном оформилось в многочисленных исторических эпи­зодах, начиная от Парижской коммуны и заканчивая Октябрь­ской революцией. Описанную последовательность революци­онной деятельности сегодня невозможно себе даже вообра­зить. Опыт восстания вновь и вновь познается плотью множества. Как представляется, повстанческая активность уже более не подразделяется на отдельные стадии, а все они раз­виваются одновременно. Как мы еще покажем в этой книге, сопротивление, массовый исход, лишение противника власти и строительство множеством нового общества представляют собой единый процесс.

От народных армий к партизанским действиям

Эпоха модернити была полна гражданскими войнами. После крупной крестьянской войны в Германии в начале XVI века крестьянские восстания вспыхивали по всей Европе, глав­ным образом как реакция на переход к капитализму. В то же время колониализм породил продолжительную волну конф­ликтов и восстаний вне Европы. Сложилось гигантское насле­дие современных крестьянских бунтов, гражданских войн в подлинном смысле слова, иногда чрезвычайно жестоких, ко­торые прокатились по разным странам - от Испании до Рос­сии и от Мексики до Индии8". Приемы их подавления, полу­чившие развитие в ходе капиталистической модернизации, будучи самыми зверскими, в равной мере применялись про­тив бунтовщиков, бандитов и ведьм. Но сопротивление и вос­стания не были чем-то чуждым современности. Модерниза­ция послужила моделью развитию и по другую сторону, в силу чего крестьянские отряды сложились в армии. Народные ар-

13. Сопротивление

иИ организовывались против армий королей и колонизато­ров: Кромвель стоял во главе армии йоменов во время Анг­лийской революции, а санкюлоты построили современную армию, отталкиваясь от теории классовой войны; бойцы-парти­заны на Юге Соединенных Штатов сформировали армию, что­бы нанести поражение Корнваллису и войскам англичан. Ни одно крупное революционное выступление современности против колониальных держав, будь то в Северной и Южной Америке или в Азии и Африке, не обошлось без объединения вооруженных отрядов, партизан, повстанцев и бунтарей в народную армию. Такова основополагающая перемена, кото­рая происходит во время современной гражданской войны: организация в единую армию разбросанных и нерегулярных повстанческих сил.

Разнообразные теории гражданской войны, которые в эпоху модернити развивали авторы левого направления, все без исключения подробно останавливались на превращении повстанцев в регулярную армию, то есть на преобразовании партизанских действий в организованное противостояние власти. Фридрих Энгельс, например, анализируя восстания 1848 года в Германии, описывал непременный переход от во­оруженного пролетарского бунта к формированию коммуни­стической армии. Если следовать его логике, то важно выя­вить прочную связь между актами мятежа, неповиновения в конкретных условиях и саботажа, с одной стороны, и создани­ем армии, то есть единой вооруженной структуры, с другой81. Лев Троцкий и остальное руководство Красной армии, всту­пив в гражданскую войну против белогвардейцев в России, встали перед той же проблемой: как организовать единое цен­тральное командование мобильными крестьянскими парти­занскими силами? Как с помощью современных вооружений и организационных структур обеспечить условия для подчи­нения крестьян существующему военному руководству? Иса­ак Бабель вспоминал, как отряды казаков, созданные Семе­ном Буденным, нашли одно из возможных решений, оснастив пулеметами свои сельскохозяйственные повозки (тачанки); тем самым были созданы одни из наиболее эффективных боевых частей Советской власти82. Таким образом, посыл к централи-

95 Часть 1. Война

зации военной организации возник в ряду других попыток сплотить разные общественные классы и отдельные уровни экономического развития в одном общем политическом про­екте. Главная черта революционной концепции современной гражданской войны, исходящей слева от социалистов и ком­мунистов, включает в себя переход от партизанских отрядов к централизованной армейской структуре.

Следовательно, формирование народной а_рмии в ходе современной гражданской войны во многих случаях соответ­ствует переходу от крестьянской жизни к опыту промышлен­ных рабочих. Городской пролетариат тут же включился в цен­трализованные военные формирования, тогда как восстания в деревнях обычно оставались изолированными и не вели к установлению внешних связей. Современная народная армия стала воинством промышленных работников, а партизанские силы в основном создавались в форме крестьянских отрядов. Поэтому в аграрных странах путь модернизации представлял­ся многим революционерам единственно возможной страте­гией. Что требовалось в подобных обстоятельствах для созда­ния народной армии, так это рассчитанный на долгий срок проект объединения и коммуникации. Например, Великий поход Мао Цзэдуна в середине 1930-х годов привел в дей­ствие два разнонаправленных движения: центростремитель­ное сводило вместе разбросанные отряды восставших, чтобы сформировать из них нечто вроде народной армии, а центро­бежное, в ходе скитаний по различным районам Китая с юга на север, оставляло по всему пути следования революцион­ные группы, занимавшиеся пропагандой революции83. Соот­ношение между восстанием и революцией, между бунтом и гражданской войной, между вооруженными бандами и рево­люционной народной армией, таким образом, складывается наряду с представлениями о захвате власти и строительстве нового общества. Вспомним также о процессе образования народной армии из всякого сброда в ходе революции в Мек­сике более чем двумя десятилетиями ранее: крестьяне отря­дов Эмилиано Сапаты на юге передвигались пешком и вер­хом; батраки же под водительством Панчо Вильи на севере иногда использовали лошадей, а порой реквизировали поез-

1.3. Сопротивление

 

да чтобы пересечь пустынные равнины. Это была своего рода деревня на рельсовом ходу - с пушками, солдатами и их домо­чадцами. Грандиозный масштаб подобного массового исхода, или революционного каравана, прекрасно передали Диего Ривера, Хосе Ороско и Давид Сикейрос в своих величествен­ных фресках. Опять-таки, основное значение имело постоян­ное движение, которое и позволило разнокалиберным и изо­лированным партизанским силам слиться в народную армию. Конечно, в процессе военной модернизации крестьяне не ста­новятся пролетариями. Но когда они объединяются в совре­менную армию, им удается покончить с изолированностью, которая прежде была характерна для крестьянского парти­занского восстания.

Описанный таким образом переход еще больше занимал умы авторов реакционных теорий гражданской войны вре­мен модернити. Карл фон Клаузевиц, к примеру, в начале XIX столетия вдохновлялся партизанскими действиями испанских крестьян против армии Наполеона, однако в противополож­ность тому, что мы обнаруживаем в коммунистических теори­ях, настаивал, что такие вооруженные отряды никогда не дол­жны превращаться в армию. Клаузевиц исключал всякое революционное образование, которое могло бы привести к партизанской освободительной войне. В его представлении, партизаны из крестьян должны были оставаться привязанны­ми к земле, несмотря на гражданскую войну или даже вслед­ствие нее. Карл Шмитт, полтора столетия спустя после Клау­зевица, тоже утверждает, что партизан - фигура «земная», привязанная к почве, существующим отношениям производ­ства, фольклору и традициям. Эти черты стали общими для всех националистических течений в Европе, боровшихся за свою легитимацию после 1848 года. Эта теллурическая кон­цепция гражданской войны надежно блокирует модернизи­рующую тенденцию соединения в народную армию восстаний, в итоге пребывающих в раздельности, изоляции. Поэтому они несовместимы с республиканским и революционным проек­тами. Шмитта больше всего пугает, что земной партизан, пос­ледний страж земли, может превратиться в «моторизованно­го» бойца84.

97 Часть 1. Война

Привязанность к почве, наряду с расколами и внутренни­ми противоречиями иного рода, нередко препятствовала ус­пеху восстаний и революционных проектов. Так, запутавшись движение Гарибальди в Италии XIX века, в котором реально присутствовали основательные элементы социальной револю­ции, терпело провал всякий раз, как только пыталось объеди­ниться в народную армию. Это происходило главным обра­зом из-за указанных вредных влияний. Антифашистское сопротивление в Польше, Украине, России, Италии, Франции Югославии и других странах основывалось на логике соеди­нения и унификации, но и там нередко тоже присутствовало нестабильное сочетание компонентов: классовая борьба, на­ционализм, традиционная защита своей земли и набор реак­ционных воззрений. Такого же рода сочетания и расколы об­наруживали себя и во многих войнах национального освобождения, прокатившихся по Африке и Азии в последу­ющие десятилетия85. Не случайно, что меры по борьбе с мяте­жами часто сосредоточены на подобных внутренних несты­ковках. Это позволяет развести в стороны разные действующие лица и усугубить их идеологические разногласия, что делает­ся с целью помешать политической реорганизации. Часто, хотя и не всегда, попытки изолировать друг от друга разные ком­поненты сопротивления следуют линиям классового деления81'. В противоположность этому, путь модернизации, ведущий к фор­мированию объединенной армии народа, является единственной стратегией, пригодной в гражданской войне эпохи модернити.

Однако появление объединенной народной армии, даже подтвердившей свою наивысшую действенность в данный период в качестве формы сопротивления и свержения власт­ных структур, не всегда приводило к искомым политическим результатам. Помимо прочего, вооруженное сопротивление должно было служить и проектом учреждения новой нации: победившей армии следовало, помимо прочего, подвести дело к появлению нового национального правительства и админи­стративного аппарата. Между тем по своей политической фор­ме народная армия, конечно, жестко иерархична и централи­зована. Ей приходилось либо брать власть в свои руки (как это чаще всего и происходило), либо передавать полномочия

13. Сопротивление

по управлению новым государством гражданскому правитель­ству, чем по завершении колониальных времен зачастую при­ходилось заниматься, не имея опыта соответствующих исто­рических прецедентов. Централизованное устройство народной армии смотрится как стратегия, приносящая побе­ду, вплоть до того момента, когда победа уже достигнута, пос­ле чего с болезненной ясностью обнажаются слабости унифи­цированной и иерархической структуры. Демократия вряд ли может быть гарантирована народной армией87.

Таким образом, трансформация рассредоточенных парти­занских организаций в объединенную народную армию име­ет два несхожих между собой проявления. С одной стороны, она совпадает с основными направлениями модернизации. Не случайно, что теориям перехода от капитализма к социализ­му, или, в сущности, от докапиталистических режимов к ин­тенсивной фазе модернизации (эти две траектории часто столь тесно совпадают, что их трудно различить) принадлежит ис­ключительно важная роль в размышлениях о военной науке эпохи модернити. Партизанские и освободительные войны, предстающие в различных обличьях - это, со структурной точ­ки зрения, моторы модернизации. Они сказываются на логи­ке взаимоотношений собственности и производства, опреде­ляя главные формы самостоятельной индустриализации, приводя к перемешиванию населения и повышая его образо­вательный уровень. Фактически ложным является утвержде­ние многих реакционеров, будто в некоторых странах модер­низация пошла бы быстрее, если бы там не произошли освободительные гражданские войны. Напротив, революци­онные гражданские войны служили движущей силой модер­низации. С другой стороны, и централизация, и иерархичность, связанные с формированием народной армии, приводят к ра­дикальной утрате независимости различных партизанских организаций на местах и восставшего населения в целом. Тер­пимость в отношении недемократической природы современ­ной народной армии допустима в фазе сражения, когда она считается необходимой для победы, но не тогда, когда от нее зависит характер политической структуры, которая устанав­ливается после войны.

99 Часть 1. Война

13. Сопротивление

Классовые и освободительные войны эпохи модернити вызвали небывалый размах производства субъективности. Представим себе, что происходило в мексиканской сельской глубинке или в Юго-Восточной Азии и Африке, когда побуж­дение к восстанию и созданию народной армии в основопола­гающей, конституирующей войне исходило из мира страда­ний и порабощения. Вообразим, насколько глубокую энергию пробуждал подобный запрос - ведь речь шла о призыве не просто к оружию, а к конструированию индивидуальных и общественных организмов. В конечном счете, на самом деле та­кие основополагающие войны порождают огромное стремление к демократии, которое впоследствии они часто не в состоянии удов­летворить. Одним из примеров подобного производства субъективного в ходе движений сопротивления и освобожде­ния XX столетия являются чрезвычайные анархистские экс­перименты во время гражданской войны в Испании, когда политическое восстание организовывалось посредством изме­нения формата военных и социальных связей. Все, кто вел хронику данного периода, даже в Советском Союзе, призна­вали большое значение Буэнавентуры Дурутти, крупного анар­хистского лидера в Каталонии, и осуществленной им социаль­ной трансформации мятежа88.

В 1960-е годы по всему миру наблюдалось возрождение партизанских объединений. Оно совпало с нарастающим от­торжением централизованного устройства народной армии. Это отторжение было в значительной мере вызвано стремлением к большей свободе и демократии. Конечно, вопросы возника­ли и по поводу действенности военной структуры объединен­ной армии народа, а также уязвимости ее для стратегий про­тиводействия бунтовщикам. Эта военная структура к тому же подлежала централизованному, авторитарному контролю и даже требовала такового. Партизанская же структура, как представлялось, обеспечивала, наоборот, модель децентрали­зации и относительной автономии.

В 1960-е годы одним из главных вдохновляющих факто­ров к возрождению партизанских организаций послужила революция на Кубе. Новизну кубинского опыта усматривали в утверждении первостепенного значения боевого опыта

тизан и отказе подвергнуть партизанские силы партийно-политическому контролю89. Прежде привычной была точка пения, что военное руководство должно подчиняться партий­ным лидерам: генерал Гиап - Хо Ши Мину, Чжу Дэ - Мао Пзэдуну во время Великого похода, Троцкий - Ленину во время революции большевиков. Фидель Кастро и кубинские партизаны, напротив, никакому политическому лидеру не под­чинялись, а сами сформировали партию уже после военной победы. Далее, пример Че Гевары еще более наглядно выя­вил важность партизанских действий, когда он сенсационным образом покинул политическую сцену на Кубе и вернулся на поле боя в Конго и Боливии. Многие, в особенности в Латин­ской Америке, считали кубинскую модель партизанской борь­бы освободительной, так как она располагала средством, по­зволявшим избежать власти и контроля со стороны традици­онных коммунистических и социалистических партий. Пре­имущество партизанских военных действий многие группы испытали на себе, усмотрев в них приглашение к началу соб­ственных революционных боевых операций. Каждый может (и должен) уйти в горы, как Че, чтобы создать foco, маленький самостоятельный партизанский отряд. Это был своего рода самоучитель по революции. Кроме того, кубинская модель воспринималась как освободительная и в отношении самой формы партизанской организации. Неопределенное число мелких партизанских отрядов могло действовать в относитель­ной независимости друг от друга, порождая полицентричную структуру и горизонтальные связи между отдельными/осо, кон­трастирующие с вертикальной и централизованной команд­ной структурой традиционной армии. В обоих этих отноше­ниях кубинская партизанская модель, как представлялось, да­вала возможность для менее авторитарной и более демокра­тичной революционной организации.

Однако демократичный и независимый характер кубинс­кой партизанской стратегии с использованием foco оказалось весьма сложно поддерживать. Прежде всего, свобода от конт­роля со стороны традиционных партий всего лишь заменяет­ся засильем военного руководства. Как Фидель Кастро, так и Ч Гевара настаивали, что в конечном счете партизанские силы

101 Часть 1. Война

должны быть подчинены единоначалию, отдельному челове­ку, который позднее, после победы, станет политическим ли­дером. Во-вторых, горизонтальные и автономные черты во внешнем облике партизанской организации тоже оборачива­ются иллюзией. В действительности foco никогда не бывает автономным: это ячейка в колонне, а колонна - элемент ар­мии. Такой партизанский отряд представляет собой зародыш авангардной партии. Другими словами, структура, которая только кажется неоднородной и полицентричной, имеет обыкно­вение на деле сводиться к централизованному единству.

Демократическая ущербность партизанских движений за­частую особенно наглядна, когда они победоносны и приво­дят к захвату власти - даже если почти во всех случаях они гораздо более демократичны, нежели те режимы, которые они свергают. Поскольку в кубинской модели отсутствует заранее сложившаяся политическая структура, отдельная от партизан­ской организации, правительство, берущее власть после осво­бождения, должно быть сформировано на основе самой воен­ной структуры. Во многих случаях демократичное многооб­разие и автономия различных партизанских подразделений сокращаются по мере того, как относительно горизонтальная военная структура трансформируется в вертикаль государ­ственного управления. При этом разные второстепенные об­щественные группы, сыгравшие решающую роль в революци­онном процессе, последовательно отчуждаются от власти. Одним из показателей степени демократичности военных организаций партизан является участие в них женщин. На­пример, в латиноамериканских партизанских отрядах в кон­це XX века не было исключением, когда женщины составляли свыше 30 процентов бойцов, при этом в руководстве в про­центном отношении их было не меньше10. Соответствующие цифры были выше показателей женского участия и руковод­ства в других слоях тех же самых обществ - скажем, в полити­ческих и профсоюзных организациях. Они были также значи­тельно выше, чем при других государственных режимах. Од­нако после победы сандинистов в Никарагуа многие женщины из числа бойцов сетовали, что им не удалось удержать лидер­ские позиции во властных структурах после революции. В

1.3. Сопротивление

правительстве победивших сандинистов важные посты зани­мало внушительное число женщин, но их было гораздо мень-ще, чем в партизанских силах сандинистов91. Таков один из симп­томов процесса «раздемократизации» партизанских движений. В дополнение к кубинской модели, еще одним важным вдохновляющим примером для воскрешения партизанских организаций в 1960-е годы послужила «культурная револю­ция» в Китае. «Культурная революция» была сложным обще­ственным процессом, природу и последствия которого исто­рики еще только начинают прояснять92, но вне Китая ее трак­товка как левого социального эксперимента немедленно вызвала сочувствие со стороны радикальных и революцион­ных движений. За пределами Китая больше всего привлека­ли к себе внимание не новости относительно фактических из­менений в китайском обществе, а лозунги «культурной рево­люции», такие как «огонь по штабам», которые нередко смешивались с маоистскими лозунгами и афоризмами по по­воду партизанской войны и революции, относящимися к бо­лее ранним периодам. В ходе «культурной революции» имен­но Мао призвал китайские массы атаковать партийно-государ­ственный аппарат и потребовать доступа к власти. То есть китайский образец послужил альтернативой советской модели и различным коммунистическим партиям, следовавшим советс­кой линии, но он также породил представление о полном и свободном политическом вовлечении масс, не предполагаю­щем централизованного контроля. Таким образом, за рубе­жом «культурная революция» представлялась в качестве ра­дикальной демократии, противоположной деспотизму и обе­щавшей дать ответ на вопрос о «перманентной революции», или о радикальном и нескончаемом процессе классовой борь­бы, ведомой промышленными рабочими и крестьянами. Мог­ло ли ниспровержение пролетариатом прежних порядков постоянно давать революционный результат? Как мог этот процесс поддерживать и оправдывать господствующие фор-мы власти, включая ее военные организации? Временами на-Р* с кубинской стратегией, а порой в противоположность еи> китайская модель подавала свой пример. Во многих отно­шениях структуры партизанских организаций, лишенные цен-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2675 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.