Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Майкл Хардт, Антонио Негри 6 страница




Война действительно обрела черты абсолюта лишь вслед-

ггвие технического совершенствования вооружений, что впер­вые сделало возможным массовое и даже всемирное разруше­ние. Оружие глобального поражения прерывает присущую современности диалектику войны. Война всегда влекла за со­бой убийство, но в XX веке размах уничтожения приобрел характер производства смерти как таковой, символами чего стали Освенцим и Хиросима. Способность к осуществлению геноцида и ядерному уничтожению непосредственно затра­гивает саму структуру жизни, разлагая и извращая ее. Суве­ренная власть, контролирующая подобные средства уничто­жения, есть форма биовласти в самом негативном и отврати­тельном смысле слова. Это власть, которая непосредственно повелевает смертью - не просто гибелью отдельного человека или группы людей, а всего человечества и, возможно, даже всего живого. Когда геноцид и ядерное оружие ставят под вопрос жизнь как таковую, война обретает подлинную реаль­ность-*.

Таким образом, война, похоже, движется одновременно в двух противоположных направлениях: с одной стороны, она низводится до полицейской акции, а с другой - возводится технологиями всемирного разрушения на абсолютный, онто­логический уровень. Однако эти два разнонаправленных трен­да не противоречат друг другу: редукция войны до полицейской акции не устраняет, а фактически подтверждает ее онтологичес­кое измерение. Истончение военной функции и усиление поли­цейской функции являются онтологическими знаками абсо­лютной аннигиляции: военно-полицейские силы поддержи­вают угрозу геноцида и ядерной катастрофы в качестве важнейшего резона для своего существования29.

Биовласть распоряжается не только мощью средств мас­сового уничтожения всего живого (которому угрожает, напри­мер, ядерное оружие), но и мерами индивидуализированного на­силия. Будучи индивидуализирована до крайности, биовласть превращается в пытку. Подобное применение власти, наце­ленное на индивида, является центральным элементом конт­ролируемого общества в романе Джорджа Оруэлла «1984 год». * Как один человек утверждает свою власть над другим, Уин-стон?" Уинстон подумал и сказал: "Подвергая его страданиям.

33 Часть 1. Война

Именно так. Заставляя его помучиться. Повиновения недо­статочно"»30. Сегодня пытка становится все более распрост­раненным методом контроля. В то же время она постепенно становится обыденной. Выбивание признаний и информации с помощью физических и психологических мучений, приемы дезориентации заключенных (типа лишения сна) и незамыс­ловатые способы унижения (такие как обыски с раздеванием) стали привычными орудиями современного пыточного арсе­нала. Истязания - это один из основных пунктов встречи по­лицейской акции и войны; техника пытки, применяемая во имя предотвращения нарушений общественного порядка, обретает черты, характерные для военных акций. Это вторая сторона состояния исключения и тенденции политической власти к освобождению себя от верховенства закона. На прак­тике растет число случаев, когда практически не действуют международные конвенции против пыток и национальные законы, направленные против жестокого и изощренного на­казания". К пыткам прибегают и диктатуры, и либеральные демократии - одни по своей естественной склонности, а вто­рые якобы в силу необходимости. По логике экстраординар­ной ситуации пытка составляет существенную, неизбежную и оправданную технику применения власти.

В реальности суверенная политическая власть никогда не способна дойти до чистого производства смерти, поскольку не может позволить себе убить всех тех, кем она управляет. Оружие массового поражения должно оставаться лишь угро­зой либо использоваться в очень незначительном числе случа­ев, а пытка, как правило, не предполагает смерти истязаемого. Суверенная власть поддерживается только при сохранении жизни людей, зависящих от нее. В самом крайнем случае она сама зависит от их способностей к производству и потребле­нию. Если некая суверенная власть их уничтожит, то непре­менно уничтожит тем самым и саму себя. Следовательно, кон­структивная природа биовласти важнее нигилистических технологий полного уничтожения и истязаний. Глобальная война должна не только нести смерть, но также генерировать и регулировать жизнь.

Одним из показателей нового, активного, конституирую-

/./. Симплициссимус

щего характера войны является переход в политике от «обо-поны» к «безопасности». Ему содействовало американское пра­вительство - особенно в качестве элемента войны с террориз-мом, начатой после 11 сентября 2001 года32. В контексте внешней политики США перенос акцента с обороны на безо­пасность означает переход от пассивного и сдержанного под­хода к активной и агрессивной позиции как внутри, так и вне национальных границ, а именно: от политики поддержания существующего в стране социально- политического строя к его трансформации и, аналогичным образом, от пассивного под­хода к войне, подразумевающего лишь реакцию на нападения извне, к активной позиции, нацеленной на их упреждение. Следует учесть, что демократические нации эпохи модернити единодушно ставили вне закона все формы военной агрессии, а их конституции давали парламентам право только на объяв­ление оборонительных войн. Международное право тоже все­гда решительно запрещало превентивные или упреждающие удары на основании прав национального суверенитета. Меж­ду тем теперешнее оправдание упреждающих ударов и про­филактических войн во имя безопасности открыто подрывает национальный суверенитет. Оно все больше лишает смысла существование национальных границ33. То есть и внутри, и за пределами страны поборники безопасности требуют больше­го, нежели просто консервации сложившегося порядка - по их утверждениям, если мы станем дожидаться нападений, что­бы отреагировать на них, будет слишком поздно. Безопасность требует активного и постоянного формирования внешней среды с помощью военных и/или полицейских акций. Безопасным будет только мир, сформированный нами самими. Такое понимание безопасности и есть, следовательно, форма биовласти в том смысле, что на нее возлагается задача производства и транс­формации общественной жизни на самом общем, глобальном Уровне.

Активный, упреждающий характер политики безопасно­сти по сути уже заложен и в других трансформациях войны, пРоанализированных нами выше. Если отныне война счита­ется уже не экстраординарной ситуацией, а нормальным по­ложением дел, то есть если мы вступили в перманентное со-

35 Часть 1. Война

стояние войны, то становится необходимым, чтобы она была не угрозой существующей структуре власти, не дестабилизи­рующей силой, а, напротив, активным механизмом, постоян­но воспроизводящим и укрепляющим нынешний глобальный порядок. Более того, концепция безопасности ведет к устра­нению различий между внешней и внутренней сферами, меж­ду армией и полицией. Если «оборона» предполагает наличие защитного барьера против внешних угроз, то «безопасность» оправдывает постоянную военную активность как на собствен­ной территории, так и за рубежом.

Концепция безопасности лишь отчасти и вскользь наме­кает на обширную трансформацию, с которой связан отмечен­ный переход. На уровне схем и абстракций мы можем увидеть произошедшее смещение акцентов в инверсии традиционно­го устройства власти. Представим себе сочетание элементов современной суверенной власти в виде русской матрешки. Самая крупная ее часть - административная власть, призван­ная поддерживать общую дисциплину; в нее заключена власть, ответственная за политический контроль; последняя, в свою очередь, содержит в себе полномочия на ведение войны. Од­нако позитивистский характер концепции безопасности тре­бует, чтобы порядок и приоритетность этих вложенных друг в друга «куколок» стали обратными. Теперь уже война высту­пает внешней оболочкой, внутри которой находятся система политического контроля и, наконец, дисциплинарная власть. Как мы утверждали выше, для нашего времени характерно, что война из финального элемента в последовательности вла­стей - смертоносной силы, приберегаемой на крайний случай, -превратилась в первичный и самый значимый элемент, в ос­нову политики как таковой. Имперский суверенитет создает порядок, не прекращая «войну каждого против всех», как это было у Гоббса, а предлагая режим дисциплинарного админис­трирования и политического контроля, который непосред­ственно опирается на непрекращающиеся военные действия. Иными словами, постоянное и скоординированное примене­ние насилия становится необходимым условием поддержания дисциплины и обеспечения контроля. Чтобы война выполня­ла эту основополагающую общественно-политическую роль,

1.1. Симплициссимус

она должна годиться для осуществления конституирующей или регулятивной функции: война должна стать как процедурным действом, так и упорядочивающей, регулирующей деятельно­стью, которая создает и поддерживает социальные иерархии, то есть - своего рода биовластью, нацеленной на поддержа­ние общественной жизни и управление ею.

Определять войну через биовласть и безопасность - зна­чит принципиально трансформировать ее правовые рамки. В эпоху модернити старое изречение Клаузевица о том, что вой­на есть продолжение политики другими средствами, представ­ляло собой момент истины в том плане, что война восприни­малась при этом как форма политического действия и/или поддержки, что тем самым предполагало наличие междуна­родно-правовых рамок ведения современной войны. Подра­зумевались как jus ad bellum (право вести войну), так и jus in belb (правовые рамки, которым подчинялось бы военное по­ведение). Во времена модернити война находилась под влас­тью международного права и тем самым была легализована, точнее - превратилась в легальный инструмент. Однако когда термины меняются местами, а войну начинают считать осно­вой внутренней политики глобального порядка - политики Империи, то тогда рушится присущая модернити модель ци­вилизации, составлявшая фундамент легализированной вой­ны. Прежние правовые рамки объявления и ведения войны более не действуют. Тем не менее, мы по-прежнему не имеем дела с чистым и нерегулируемым применением насилия. В качестве основы всей политики война должна сама обрести законность и фактически создать новые законодательные про­цедуры. Сколь жестокими и причудливыми ни были бы эти новые формы права, война все же выступает источником юри­дического регулирования и упорядочивания. Если прежде воина регулировалась правовыми структурами, то теперь она сама стала их регулятором, создавая и навязывая собственные правовые рамки*'4.

Следует отметить, что слова, будто имперской войне при­сущи регулирующие и упорядочивающие функции, то есть она СоДержит в себе конструктивную составляющую, не означа-Ют> что война сама по себе выступает конституирующим или

37 Часть 1. Война

фундаментальным фактором. Революционные войны эпохи модернити были действительно примерами конституирующей силы; они выполняли основополагающую роль в той мере, в какой свергался прежний строй и извне внедрялись новые своды законов, новые формы жизни. Современное состояние имперской войны, напротив, воспроизводит и регулирует уже сложившийся порядок; оно приводит к созданию новых зако­нов и полномочий внутри существующей системы. Своды со­ответствующих законов строго функциональны и служат за­даче постоянной перекройки имперских территорий. Это состояние носит конституирующий характер в том же смысле, как и, например, так называемые подразумеваемые полномо­чия конгресса в американской конституции или деятельность конституционных судов в закрытых правовых системах. Это функциональные системы, которые выступают (прежде всего в неоднородных обществах) в качестве суррогатов демокра­тического выражения мнений - и тем самым наносят ущерб демократии. В любом случае полномочия по реорганизации и регулированию общества имеют мало общего с конституци­онными полномочиями в их исконном, фундаментальном смыс­ле. Скорее, это инструмент их вытеснения и удушения35.

Политическая программа «строительства наций» в таких странах, как Афганистан и Ирак - основной пример реализа­ции проекта биовласти и войны. Нельзя придумать ничего более постмодернистского и противоречащего основам мате­риализма, чем подобное представление о строительстве госу­дарств. С одной стороны, данный проект обнаруживает, что нация стала чем-то совершенно условным, случайным или, как выразились бы философы, несущественным. По этой причи­не - в качестве части политической программы - государства можно разрушать, фабриковать или изобретать. С другой сто­роны, они являются совершенно необходимыми элементами глобального порядка и системы безопасности. Международ­ное разделение труда и власти, иерархии в рамках всемирной системы, как и формы глобального апартеида, которые мы бу­дем обсуждать в следующей части, - все это зависит от учреж­дения национальных правительств и наделения их властью. Нации нужно сотворить! Поэтому государственное строитель-

1.1. Симплицшсимус

ство рядится под конституирующий, даже онтологический процесс, хотя в реальности это не более чем бледная тень тех революционных процессов, в ходе которых рождались совре­менные нации. Революции и процессы национального осво­бождения эпохи модернити, которые привели к созданию на­ций, были такими процессами, которые зарождались в недрах самих национальных обществ, будучи плодом долгой истории общественного развития. Нынешние проекты национально­го строительства, напротив, навязываются извне силой в ре­зультате процесса, который сейчас проходит под рубрикой «смены режимов». Подобное государственное строительство мало напоминает революционное зарождение современных наций и больше смахивает на прецеденты раздела мира коло­ниальными державами и вычерчивания карт подвластных им территорий. При более благосклонном взгляде это также по­хоже на схватки по поводу перекройки избирательных или административных округов с целью заполучить контроль, рас­пределяемый теперь в глобальном масштабе. В любом случае государственное строительство служит иллюстрацией «кон­структивного» аспекта биовласти и стратегии безопасности. Другой пример подобной природы биовласти и всемир­ной войны, а также их способности к правовому регулирова­нию можно найти в возрождении концепции «справедливых войн». Ныне возобладавшее понимание справедливой войны не следует сводить только к праву властвующей силы на одно­стороннее принятие решений и отдачу приказов, которое могло бы соответствовать старым представлениям о государ­ственных соображениях (raison d'ittat) в трактовке некоторых ястребов, ведущих сегодня имперские войны. Ввиду опаснос­ти того, что справедливая война выродится в фанатизм и пред-рзссудки, не стоит превращать ее и в принцип морали, как этого, по-видимому, хотели бы некоторые религиозные мыс­лители и теоретики-утописты из области права. И то, и дру­гое - это, в сущности, просто старые, имевшие хождение еще Д° современной эпохи концепции, которые в последнее вре­мя возрождаются. Полезнее проследить гораздо более свежую Генеалогию справедливой войны и ее конституирующий по-ТеНциал, особенно то ее понимание, которое связано с «холод-

39 Часть 1. Война

1.1. Симплициссимус

ной войной» и служило фундаментом теорий «сдерживания», выдвигавшихся различными стратегами, начиная с Джорджа Кеннана и заканчивая Генри Киссинджером. «Холодная вой­на», как мы покажем ниже, была действительно войной, но такой, при которой возникли ранее не существовавшие эле­менты. Она зачастую велась в форме конфликтов низкой ин­тенсивности одновременно на разных фронтах по всему миру. Для наших рассуждений имеет значение то, что авторы тео­рий «сдерживания», опиравшихся на понятие «холодной вой­ны», изменили толкование традиционных принципов поведе­ния в ходе справедливой войны. С их точки зрения, «холодная война» была справедливой не потому, что могла ликвидиро­вать коммунистическую и советскую угрозу, а потому, что мог­ла их сдерживать. В таком случае «справедливая война» не может больше служить моральным оправданием для ограни­ченных во времени актов насилия и разрушения, как это было прежде. Взамен она становится пригодной для поддержания постоянного равновесия в рамках глобального порядка.

Однако «холодная война» так и не доросла до онтологи­ческого истолкования. Присущее ей представление о «сдер­живании» отличалось статичностью или, как допустимо счи­тать, диалектичностью. В подлинном смысле конструктивный характер война как таковая стала приобретать уже после за­вершения эпохи «холодной войны». Внешнеполитическая док­трина Буша-старшего, например, отличалась конструктивно­стью в том смысле, что война 1991 года в Персидском заливе, хотя ее первоначальной целью было восстановление нацио­нального суверенитета Кувейта, являлась, кроме того, частью проекта по созданию «нового миропорядка». В политике гу­манитарных войн, поддержания мира и национального стро­ительства администрации Клинтона присутствовали аналогич­ные аспекты, направленные на выстраивание, в частности, нового политического порядка на Балканах. По крайней мере отчасти, обе эти администрации выдвигали нравственный критерий «справедливой войны» в качестве конституирую­щего элемента политики, дабы перекроить геополитическую карту мира. Наконец, администрация Буша-младшего, особен­но после событий 11 сентября 2001 года и перехода в полити-

ке от обороны к обеспечению безопасности, отчетливо заяви­ла о глобальном размахе и активной, основополагающей фун­кции войны в глобальном миропорядке. Это было сделано вопреки тому, что такая война остается несовершенным и не­ритмичным процессом, который еще некоторое время будет продвигаться и отступать в различных своих проявлениях. Имперской войне предстоит решить задачу формирования глобальной политической среды и тем самым выступить в ка­честве формы биовласти в позитивном, продуктивном смыс­ле. Может показаться, будто мы дошли до точки реакционной революции, когда основы нового глобального порядка закла­дываются в ходе имперской войны, однако в действительнос­ти идет всего лишь процесс урегулирования, который закреп­ляет существующий в Империи порядок*.

Легитимное насилие

К нынешнему глобальному состоянию войны нужно по­дойти еще с одной стороны - на сей раз с позиции изменений в восприятии легитимного насилия. Одной из главных опор суверенитета современного национального государства слу­жит монополия на применение легитимного насилия, кото­рой оно наделено и внутри национального пространства, и относительно других стран. Внутри собственных границ госу­дарство не только располагает преобладающим материальным превосходством в способности к проявлению насилия над все­ми прочими общественными силами. Оно является также един­ственным социальным актором, для которого употребление насилия законно и легитимно. Все другие формы насилия в обществе заведомо нелегитимны или, как минимум, весьма ограничены и скованы в своем применении, как, например, т°т род легитимного насилия, который связан с правом проф­союзов на забастовку, если только можно вообще счесть стач-КУ насильственным актом. На международной арене отдель­ные государства, бесспорно, располагают разными военными возможностями, но в принципе все они имеют равное право прибегнуть к насилию, то есть вести войну. Легитимное при­нуждение, правом на которое обладает государство, укорени-

41 Часть 1. Война

лось сначала в национальных, а затем в международных пра­вовых структурах. (Речь идет, если обратиться к формулиров­кам Макса Вебера, скорее о легальной, нежели о традицион- ной или харизматической власти.) Насилие со стороны поли­цейского, тюремщика и палача на национальной территории либо генерала и солдата за ее пределами легитимны не из-за 1 личных качеств определенных индивидов, а в силу занима­емых ими должностей. Действия этих разнообразных государ­ственных функционеров, способных к совершению легитим­ного насилия, таким образом, подлежат отчету, по крайней мере в принципе, на основании национального и междуна­родного правового порядка, которыми они руководствуются. В политической науке все теории экстраодишрной ситуации - осад­ного положения и конституционной диктатуры, а также свя­занных с ними понятий вооруженного мятежа и государствен­ного переворота - недвусмъкленно основываются на государствен­ной монополии на насилие'1 '. Крупнейшие практики и теоретики политики XX века, как правые, так левые, сходились в данном вопросе: Макс Вебер и Владимир Ленин говорили почти од­ними и теми же словами, что в смысле применения силы госу­дарство всегда выступает как диктатура38.

Однако во второй половине XX столетия механизмы ле­гитимации государственного принуждения оказались серьез­но подорваны. С одной стороны, изменения в международ­ном праве и межгосударственных договорах наложили ограничения на легитимное использование силы одним наци­ональным государством против другого, а также на гонку воо­ружений. Так, в период «холодной войны» соглашения о не­распространении ядерного оружия, наряду с разнообразны­ми лимитами на разработку химического и биологического оружия, работали на сохранение двумя сверхдержавами по­давляющего преимущества в военном потенциале и возможнос­тях реализации права на ведение войны. Тем самым они оста­вались вне досягаемости для большинства остальных стран'9-С другой стороны, легитимное использование силы подверг­лось эрозии и внутри государств, в особенности в завершаю­щие десятилетия XX века. Дискурс гуманитарных прав и опи­рающиеся на него военные интервенции и другие узаконен-

1.1. Симплициссимус

ные акции способствовали постепенному продвижению к деле-гитимации государственного насилия даже при осуществле­нии его на собственной национальной территории40. К концу XX века государства уже не всегда могли легитимным обра­зом обосновать насильственное принуждение, к которому они прибегали, будь то на своей территории или за ее пределами. Сегодня у них может не быть легитимного права подвергать собственное население полицейским акциям и наказаниям или вести войны за рубежом на основании собственных законов. Следует уточнить, что мы не утверждаем, будто уже снизился уровень насилия, которое государства совершают против соб­ственных граждан и других государств. Напротив! Сократил­ся лишь арсенал средств, сообщающих такому государствен­ному насилию легитимность.

Размывание монополии национального государства на легитимное принуждение возвращает нас к ряду тревожных вопросов. Если насилие со стороны государства априорно нельзя считать легитимным, то от чего зависит теперь леги­тимность насилия? Является ли всякое насилие легитимным в равной мере? Есть ли, скажем, у бен Ладена и «Аль-Каиды» столь же законное право на совершение насилия, как и у аме­риканских военных? Обладает ли югославское правительство правом мучить и убивать отдельные группы собственного на­селения, сопоставимым с правом Соединенных Штатов на зак­лючение в тюрьму и казнь кого-то из своих граждан? Являет­ся ли насилие палестинских групп, направленное против израильских граждан, в той же мере законным, что и насилие израильских военных против граждан Палестины? Возмож­но, упадок способности государств к легитимации совершае­мого ими насилия может объяснить, по крайней мере отчасти, почему за последние десятилетия стали звучать все более гро­могласные и сбивчивые обвинения в терроризме. В мире, где никакое насилие не будет легитимным, в принципе допусти­мо называть всякое насилие терроризмом. Как мы уже отме­чали выше, все существующие сейчас определения террориз­ма неустойчивы и зависят от того, кто или что определяет их основные компоненты: законность правительства, права че­ловека и правила ведения войны. Трудности с формулирова-

43 Часть 1. Война

нием стабильного и внутренне непротиворечивого определе­ния терроризма тесно связаны с проблемой адекватного по­нимания легитимности насилия.

Сегодня многие политики, общественные деятели и уче­ные призывают рассматривать нравственность и моральные ценности в качестве основы легитимного насилия или, ско­рее, в качестве базиса новой правовой структуры вне вопроса о его законности: насилие легитимно, если его основа нрав­ственна и справедлива, но лишено легитимности, если его ос­нова аморальна и нечестна. Скажем, бен Ладен претендует на легитимацию, выступая как высоконравственный герой для бедняков и угнетенных глобального Юга. Аналогичным обра­зом, правительство Соединенных Штатов претендует на ле­гитимацию совершаемого им военного насилия на основании исповедуемых им ценностей, таких как свобода, демократия и благоденствие. Если же рассуждать шире, то многочисленные дискурсы о правах человека заставляют предположить, что насилие может быть легитимировано на нравственных осно­ваниях - и только так. Набор гуманитарных прав, считать ли их универсальными или устанавливаемыми в ходе политичес­ких переговоров, выступает как нравственная конструкция, возвышающаяся над законом, или вообще как замена право­вых структур. Во многих традиционных концепциях права человека противопоставлены всем формам насилия, но после Холокоста и, конечно, «гуманитарной интервенции» в Косо­во данная точка зрения сместилась к тому, что можно назвать «доктриной Аннана» (по имени генерального секретаря ООН). Точка зрения большинства по вопросу прав человека сейчас предполагает поддержку насилия, служащего обеспечению гуманитарных прав, легитимированного по нравственным основаниям и осуществляемого военными в голубых касках сил ООН41.

Сегодня подобные моральные претензии действительно обеспечивают своего рода легитимацию, но при этом следует помнить, что она опрометчиво полагается на чрезвычайное разнообразие нравственных подходов и суждений. В 1928 году Уинстон Черчилль рассказал притчу, иллюстрирующую ката­строфические последствия действий на основе предположе-

1.1. Симплициссимус

ния об универсальности собственного толкования насилия42. Однажды все звери в зоопарке решили разоружиться и от­речься от насилия. Носорог объявил, что кусаться - это вар­варство, то есть зубы необходимо запретить, а рога применя­ются в основном в оборонительных целях, и потому их нужно разрешить. Олень и дикобраз с ним согласились, однако тигр стал возражать против рогов и защищал зубы и даже клыки как вполне достойные и мирные атрибуты. Медведь со своей стороны предположил, что в случае возникновения между зверями разногласий достаточно будет крепко обняться. Как заключил Черчилль, каждое животное считает собственный способ прибегнуть к насилию исключительно инструментом мира и справедливости. Нравственность сможет создать проч­ную основу для легитимного насилия, власти и доминирова­ния только тогда, когда откажется соглашаться с различными подходами и суждениями. Как только кто-то признает весо­мыми разные ценности, подобная конструкция немедленно развалится.

Правовые структуры традиционно обеспечивали более стабильные рамки для легитимации, нежели нравственность. Поэтому сегодня многие специалисты настаивают, что только национальные и международные законы остаются крепкой основой для легитимного принуждения43. Однако нужно учесть, что международное уголовное право имеет весьма скуд­ный набор договоров и конвенций при самом минимальном инструментарии для их исполнения. Большинство усилий по применению международного уголовного права не принесло никаких результатов. Например, разбирательства в отноше­нии бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета в бри­танских и испанских судах представляли собой попытку со­здать прецедент, на основании которого военные преступле­ния и преступления против человечности подлежали бы универсальной юрисдикции и в принципе могли преследовать­ся в соответствии с национальным законодательством любой страны мира. Похожие призывы звучали и по поводу жела­тельности привлечь к ответственности бывшего государствен­ного секретаря США Генри Киссинджера за военные преступ­ления в Лаосе и Камбодже, но, как нетрудно было предска-

45 Часть 1. Война

зать, эти призывы так и не привели к юридическим действи­ям. Возникают новые институты, призванные наказывать не-легитимное насилие. Они распространяются много шире ста-рых национальных схем и международного права и включа-ют такие органы, как Международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, учрежденные Советом Без-опасности ООН в 1993 и 1994 годах, и (что важнее) постоян­ный Международный уголовный суд, созданный в Гааге в 2002 году. (Соединенные Штаты отказались присоединиться • к нему, чем существенно ограничили его полномочия.) Если прежде международное право основывалось на признании на­ционального суверенитета и прав народов, то новое имперс­кое правосудие, элементами которого служат концепция пре­ступлений против человечности и деятельность международ­ных судов, направлено на разрушение прав и суверенитета народов и стран с помощью практики наднациональной юрис­дикции. В качестве примера рассмотрим обвинения, выдви­нутые против Слободана Милошевича и других сербских ли­деров в Международном уголовном трибунале по бывшей Юго­славии. Вопрос, нарушались ли в ходе насилия, совершавшегося сербскими лидерами, законы югославского государства, не яв­ляется предметом рассмотрения. В сущности, это совершенно не относится к делу. Примененное этими лидерами насиль­ственное принуждение признается нелегитимным в рамках, находящихся вне контекста национального и даже междуна­родного права. Другими словами, эти преступления не нару­шали национальных или международных законов, а соверша­лись против человечности. Подобное смещение акцентов сви­детельствует о возможном упадке международного права и возведении на его месте глобальной или имперской формы закона44.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 291 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2466 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.