Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Майкл Хардт, Антонио Негри 7 страница




Мы полагаем, что такого рода подрыв международного права сам по себе не является негативным событием. Мы пре­красно сознаем, как часто на протяжении XX столетия между­народное право служило лишь оправданию и поддержке на­силия сильного над слабым. И все же новое имперское правосудие, при некоторой подвижке осей и разделительных линий, как нам кажется, тоже создает и поддерживает глобаль-

1.1. Симплициссимус

ное неравноправие. Приходится признать, насколько изби­рательно такое отправление правосудия, как часто преследу­ются преступления наименее влиятельных игроков, тогда как в отношении самых мощных это происходит слишком редко. Настаивать, что самые сильные тоже должны подчиняться имперским законам и санкциям, представляется нам страте­гией благородной, но совершенно утопичной. До тех пор, пока институты имперского правосудия и международные суды, которые наказывают за преступления против человечности, находятся в зависимости от господствующих в мире сил, та­ких как Совет Безопасности ООН и самые мощные государ­ства-члены ООН, они непременно будут ценить и воспроиз­водить политические иерархии Империи. Отказ Соединенных Штатов подчинить своих граждан юрисдикции Международ­ного уголовного суда показывает неравенство в применении правовых норм и структур45. Соединенные Штаты будут на­кладывать дозволенные санкции на других на основании будь то обычных внутриполитических систем или специальных договоренностей, таких как заключение боевиков в тюрьму в заливе Гуантанамо при чрезвычайных обстоятельствах, но они не допустят собственной подотчетности другим национальным или наднациональным судебным органам. Из-за неравенства в силах, по-видимому, не удастся установить и равенство пе­ред законом. В любом случае, сегодня реальное положение дел заключается в том, что согласованность насилия либо с уста­новленным международным законом, либо с возникающим глобальным законом еще не гарантирует его легитимации, а нарушение не означает, что его сочтут нелегитимным - совсем наоборот. За пределами этих юридических структур нужно поискать другие механизмы или рамки, имеющие сейчас эф­фективность в качестве основания для легитимного насилия. Как нам кажется, в настоящее время принуждение осо­бенно эффективно легитимируется не в рамках некой заранее данной схемы, будь то нравственной или юридической, но лишь постфактум, на основании его результатов. Можно было бы подумать, что насилие со стороны сильного легитимирует­ся автоматически, а насилию со стороны слабого немедленно наносится клеймо терроризма, но логика легитимации теснее

47 Часть 1. Война

связана с воздействием, которое производит насилие. Укреп­ление или восстановление существующего глобального поряд­ка - вот что задним числом легитимирует обращение к силе. ВI интервале всего лишь немногим более десяти лет мы стали свидетелями полного изменения в соотношении форм леги­тимации. Первая война в Персидском заливе получила леги­тимность на базе международного права, поскольку была офи­циально нацелена на восстановление суверенитета Кувейта. Для интервенции НАТО в Косово, напротив, легитимации искали в моральных, гуманитарных основаниях. Вторая вой­на в Персидском заливе, которая стала упреждающим ударом, могла рассчитывать на легитимацию прежде всего исходя из ее результатов46. Военная и/или полицейская сила будет полу­чать легитимность в той и только в той мере, в какой она дей­ственна в смысле исправления всемирных нарушений - не обязательно в установлении мира, но в поддержании поряд­ка. По этой логике такая сила, как американская армия, мо­жет прибегать к насилию, которое не обязательно законно или нравственно, но будет считаться оправданным, поскольку при­водит к воспроизводству имперского порядка. Однако как только принуждение перестанет обеспечивать порядок или безопасность сложившейся глобальной системы, основа его легитимации исчезнет. Это самая сомнительная и нестабиль­ная форма обретения легитимности.

Для легитимации имперского насилия необходимы посто­янное присутствие врага и угроза беспорядков. Вероятно, не стоит удивляться тому, что когда война составляет базис для политики, то враг становится определяющей функцией леги­тимности. То есть враг уже не конкретен и не имеет опреде­ленного местонахождения, а отныне становится чем-то быст­ро перемещающимся и ускользающим, как змей в имперском раю. Враг неизвестен и невидим, и все же он присутствует, как нечто типа общей атмосферы враждебности. Вражеский лик просматривается в дымке будущего и позволяет взбод­рить легитимацию там, где она ослабла. Такой враг на деле не просто неуловим. Это совершенная абстракция. Конкретные лица, послужившие целью сначала - в частности, Усама бен Ладен, Саддам Хусейн, Слободан Милошевич, Муаммар Кад-

1.1. Симтициссимус

дафи и Мануэль Норьега - сами по себе представляли весьма ограниченную опасность. Однако их надувают до фигур неве-поятной величины, чтобы они служили олицетворением бо-лее общей угрозы и создавали видимость традиционных, ре­альных объектов военного противодействия. Возможно даже, что они выступают в роли воспитательного инструмента (или вводящего в заблуждение прикрытия), представляя войну нового типа в привычной для нас форме. Абстрактные объек­ты войны - наркотики, терроризм и тому подобное - в реаль­ности тоже не являются врагами. Лучше всего относиться к ним как к симптомам дезорганизации действительности, ко­торая составляет угрозу безопасности и обеспечению дисцип­лины и контроля. Есть нечто ужасное в таком абстрактном противнике, который таится повсюду. Его чудовищность есть первый признак того факта (который будет подробно рассмот­рен нами ниже), что асимметрия и дисбаланс сил в мире не могут найти разрешения в рамках новых форм легитимации имперской власти. Здесь же достаточно будет сказать, что этот враг составляет пример или, точнее, служит для experimentum crucis (решающего эксперимента) в определении легитимнос­ти. Враг должен быть мыслительной схемой в кантовом пони­мании, однако действующей в обратном направлении: он дол­жен продемонстрировать не то, что есть сила, а то, от чего она нас спасает. Наличие врага указывает на потребность в без­опасности.

Следует пояснить, что безопасность как таковая не обяза­тельно подразумевает подавление или насилие. Во второй части мы подробно проанализируем новые формы обществен­ного труда, которые базируются на нематериальных факто­рах, таких как умственные способности, информация и раз­личные эмоциональные реакции. Такие формы труда и создаваемые ими социальные сети организуются и контроли­руются изнутри, через сотрудничество. Вот подлинная форма безопасности. Между тем понятие безопасности, которое мы рассматривали и которое опирается на идею об абстрактных врагах, помогая легитимировать принуждение и ограничить свободы, появляется извне. Эти два понимания безопасности, °Дно основанное на сотрудничестве и другое - укорененное в

49 Часть 1. Война

1.1. Симплициссимус

насилии, следовательно, не только различны, но и находятся в открытом конфликте друг с другом47.

На начало нового тысячелетия пришлись почти две тыся­чи длительных вооруженных конфликтов на Земле, причем их число продолжает расти. Когда вслед за упадком монопо­лии на легитимное применение силы сокращаются суверен­ные функции национальных государств, конфликты начина­ют множиться, прикрываясь бесконечной чередой эмблем, идеологий, религий, требований и идентичностей. Причем во всех таких случаях бывает невозможно различить легитим­ное насилие, преступность и терроризм. Это не означает, что все войны и все воюющие стороны стали одинаковыми, или что мы не в состоянии понять причин, по которым возникают вой­ны. Скорее речь идет о том, что критерии эпохи модернити становятся непригодными: различие между легитимным и неле­гитимным насилием, между освободительными войнами и война­ми, направленными на угнетение, оказывается все менее четким. Все варианты насилия сливаются в разные оттенки серого цвета. Сама война вне зависимости от различий, которые мы пытаемся проводить, нас подавляет. Возникает видение с точ­ки зрения Симплициссимуса, который не ведал стыда.

Вспомним, в частности, варварскую, имевшую характер геноцида войну между племенами хуту и тутси в Руанде в на­чале 1990-х годов. Конечно, причины этого конфликта подда­ются пониманию, например, в контексте наследия, оставлен­ного бельгийской колониальной системой, при которой тутси, находившиеся в численном меньшинстве, занимали привиле­гированные позиции относительно хуту, составляющих боль­шинство населения48. Однако подобные объяснения не слу­жат оправданием случившегося. Не указывают они и пути к освобождению. Насилие со стороны как хуту, так и тутси ли­шено легитимности. То же самое верно, если говорить о наси­лии со стороны сербов и хорватов на Балканах, а также со стороны индусов и мусульман в Южной Азии. Всем этим про­явлениям насилия свойственно становиться в равной мере нелегитимными и реакционными.

Тем не менее, мы можем классифицировать сегодняшние войны согласно различным системам координат (например,

ак борьбу богатых против бедных, богатых против богатых й бедных против бедных), однако подобные категории вряд ли будут иметь значение. Никто не спорит, что они важны для

частников конфликтов, но в рамках нынешнего глобального порядка это не так. Важно только одно различие, которое выше всех остальных: это различие между насилием, сохраняющим сложившуюся иерархию глобального порядка, и угрожающим еМу. Такова перспектива новой имперской войны, которую мы детально исследуем в следующем разделе. Многочислен­ные ныне идущие войны ничего не дают господствующей гло­бальной иерархии и ничего у нее не отнимают, а потому Им­перия к ним равнодушна. Это не значит, что они прекратятся, но это может помочь в объяснении того, почему такие войны не являются объектом имперского вмешательства.

Тайный советник Самюэль Хантингтон

В основнъи трудах в области политической науки эпохи модер­нити всегда предлагаются инструменты трансформации или свер­жения господствующих сил и освобождения людей от угнетения. Даже «Князь» Макиавелли, то есть книга, которую порой счита­ют учебным пособием для бесчестных правителей, фактически представляет собой демократический памфлет, который ставит понимание насилия и коварное применение силы на службу респуб­ликанского ума. Однако сегодня большинство политологов - не более чем технологи, занятые решением количественных проблем под­держания порядка, а остальные бродят по коридорам от своих уни­верситетов до мест средоточия власти, пытаясь заполучить дос­туп к уху правителя и прошептать в него свой совет. Образцовой фигурой политолога стал тайный советник, секретный постав­щик рекомендаций для высшего руководства. Самюэль Хантингтон Шжет служить наилучшим примером имперского тайного совет-кика, наиболее успешно пробравшегося к властному уху. В 1975 году вместе с Мишелем Крозье и Джоджи Ватануки он опубликовал объе­мистый том по вопросу «кризиса демократии», подготовленный ™я Трехсторонней комиссии49. Диагноз, сформулированный Хан­тингтоном, сводился к тому, что «демократия» в Соединенных

51 Часть 1. Война

Штатах с 1960-х годов была поставлена под угрозу слишком много­численными каналами демократического участия и излишним оби­лием требований со стороны организованной рабочей силы, а так­же недавно активизировавшихся социалъньгх групп, таких как

х защитники прав женщин и афроамериканцы. Согласно его пара­доксальному утверждению, в США избыток демократии привел к ее ослаблению, что в итоге выразилось в «демократическом рас­стройстве». Не исключено, что столь противоречивый ход мыслей мог восприниматься как разумный лишь во времена «холодной вой­ны», когда на фоне угрозы советского тоталитаризма власть над обществом капитала, какие бы политические формы она ни при­нимала, обязательно считалась «демократической». В действитель­ности текст Хантингтона - это решительно антиреспубликанс­кая, антидемократическая проповедь, содержащая наставления по защите суверенитета против угроз со стороны всех социальных

" сил и общественных движений. Конечно, больше всего Хантигнтон боялся именно демократии в подлинном смысле слова, то есть вла­сти всех, осуществляемой всеми, и это определило основной пафос его аргументации. По его словам, демократия нуждается в усмире­нии властью, а различные сегменты населения необходимо удержи­вать от чересчур активного участия в политической жизни или от выдвижения чрезмерных требований в адрес государства. На деле в последующие годы доктрина Хантингтона действительно послужила руководством для неолибералов в деле разрушения госу­дарства благосостояния.

Через 20 лет тайный советник Хантингтон снова нашепты­вает в ухо верховной власти. Ее потребности изменились, а с ними и его советы. «Холодная война» обеспечивала прочный принцип де­ления государств на союзников и врагов, тем самът очерчивая гло­бальный порядок, но теперь с этим покончено. В конце XX столе­тия, когда «холодная война» завершилась и даже суверенитет на­циональных государств сходит на нет, отсутствует ясность в отношении того, какую форму можно придать глобальному поряд-ку и как допустимо развертывать и легитимировать насилие, не­обходимое, чтобы такой порядок поддерживать. Хантингтон ре­комендует отныне определять организующие разделительные ли­нии глобального порядка и глобального конфликта, те блоки, которые сводят государства в лагеря союзников и врагов, не в терминах «иде-

1.1. Симпяициссимус

окогии», а как «цивилизации»50. Освальд Шпенглер возвращается. Старые родимые пятна реакционной мысли вновь вышли на повер­хность. Остается неясным, что могли бы представлять собой эти причудливые исторические образования под названием цивилиза­ций, но в представлении Хантингтона они в основном определяют­ся как обнаруживается, на основании расовьт и религиозных кри­териев. Размытый характер цивилизаций как мерила классифика­ции тем более облегчает подчинение «науки» политической тактике и использование их для перекройки геополитической карты. В дан­ном случае наш тайный советник верховной власти опирается на старую реакционную гипотезу, относящую политические группи­ровки к смешанным сообществам (Gemeinschaften), и помещает вла­стную реальность (Machtrealitdten) среди духовных сущностей. Он будит призраки этих цивилизаций, чтобы обнаружить в них об­щую схему приведения в порядок того разделения на друзей и врагов, которое является для политики самым важным. Друзья для нас те, кто принадлежит к нашей цивилизации; прочие цивилизации -наши враги. Пусть все услышат благую весть: война превратилась в столкновение цивилизаций! Спиноза метко окрестил подобное со­творение врагов и страхов предрассудком, который, как было ему хорошо известно, всегда в конце концов приводит к варварству бес­конечной войны и разрушения.

Талант Хантингтона как тайного советника проявился в 1970-е годы в том, что он предвосхитил потребности власти, за­ранее подготовив антидемократическое руководство к действию, пригодившееся во время революций Рейгана и Тэтчер. Аналогич­ный образом, его тезис о «столкновении цивилизаций» предшество­вал 11 сентября 2001 года и последовавшей за ним войне с терро­ризмом, которую средства массовой информации и основные политические силы немедленно восприняли, иногда с благоразумным его опровержением, но часто и без такового, как конфликт Запада с исламским миром. На этом фоне гипотеза о столкновении циви­лизаций фактически выглядит не столько описанием нынешнего соспгояниямира, сколько недвусмысленным предписанием. Это при-зыв к войне, постановка задачи, которую предстоит решать Запа- fy31. Иначе говоря, в версии Хантингтона цивилизации не имеют Никаких изначальных, духовных или даже исторических истоков, а в роли политических и стратегических данностей,

Часть 1. Война

которые должны породить реальные политические единицы, счи­тающиеся друзьями или врагами США в перманентном состоянии войны.

На этот раз Хантингтон промахнулся, и власть отвернулась от него. О, жестокая судьба тайного советника, зависящего от прихотей господина! После 11 сентября американское правитель­ство настойчиво повторяло, что его всемирная стратегия безо­пасности не имеет ничего общего со столкновением цивилизаций^. Изначальная причина тут не в том, что политические лидеры США уловили расистский подтекст гипотезы-предложения Хан­тингтона. Скорее, его понимание цивилизации слишком узко для их глобального видения. Хантингтон застрял в рамках прежней пара­дигмы мирового порядка, стараясь сформировать новые кластеры национальных государств, на этот раз в виде цивилизаций, чтобы они заменили противостоящие блоки времен «холодной войны». Од­нако имперские виды на будущее гораздо шире. Все человечество дол­жно оказаться под управлением Империи. В этом новом мире вооб­ражаемые цивилизации Хантингтона и разделяющие их границы - просто препятствия. Есть нечто печальное в облике ретивого со­ветника, которым пренебрег владыка, вычеркнув его из избранно­го круга.

1.2. Подавление мятежей

В наступившем столетии перед нами стоит трудная задача: защитить американскую нацию от неизвестной, неопределенной, невидимой и неожиданной опасности.

Дональд Рамсфепд, министр обороны США

Вся Галлия усмирена. Юлий Цезарь

На смерть У.Б., изгнанника

(Уолтеру Беджамену)

Как говорят, покончил ты с собой,

Чтоб избежать услуги палача.

За восемь лет твоей чужбины вырос враг.

Тогда, ввиду преград неодолимых,

Ты и ушел, они сказали, - ведь ты бессмертным не был.

Империям конец приходит. Предводители бандитов

Вышагивают чинно, как элита. Народы

Теряются из виду за вооруженьем их многочисленных бригад

А потому грядущее во мраке, и праведные силы

Иссякают. Все это было ясно для тебя,

Когда ты уничтожил измученное пыткой тело.

Бертольд Брехт

В этом разделе мы проанализируем внутренние противо­речия «военной машины», порожденной экстраординарнос­тью ситуации и глобальной гражданской войной. У новой мо­дели ведения войны есть свои характерные особенности. Тем не менее, она должна отвечать и традиционным запросам су­веренной власти, а именно - подавлять движения сопротив­ления и подчинять множество определенному порядку. Дру­гими словами, даже новые стратегии ведения боевых действий следует оформлять как подавление мятежей. Как станет ясно из Дальнейшего изложения, новой модели войны присущи про­тиворечия двух типов: те, что проистекают из ее отхода от Ранее принятых методов ведения боевых действий, и те, что возникают в связи с изменившимися социальными условиями и появлением новых форм общественного труда, с которыми

55 Часть 1.Война

неизбежно сталкиваются биовласть и война. Такие противо­речия дают нам исходную точку или основу, чтобы выяснить, какие формы сопротивления и, в конечном счете, освобожде­ния возможны в этом новом контексте, иначе говоря, чтобы найти выход из этого глобального состояния войны.

Зарождение новой войны

Состояние войны эпохи постмодернити во многом напо­минает войны тех времен, когда еще не наступила эпоха мо-дернити. Сейчас период модернити, в течение которого вой­ны сводились к ограниченным во времени и пространстве конфликтам между национальными государствами, преследо­вавшими политические цели, может показаться всего лишь краткой передышкой на пару веков перед тем, как человече­ство вновь погрузится в расплывчатое состояние войны, нрав­ственные и религиозные коды которой постоянно меняются. Но на самом деле часы истории не идут вспять. Констатация возвращения неких прежних элементов - лишь первая сла­бая попытка ухватить смысл нового явления.

Можно сказать, что, по сути дела, с самого начала XX века человечество так и не жило в мире. Первая мировая война (1914-1918 годы), которая была сосредоточена в Европе, пос­ле неспокойного периода хрупкого мира непосредственно привела ко Второй мировой войне (1939-1945 годы), а сразу вслед за ее завершением мы вступили в «холодную войну». Это уже была глобальная война нового типа, в некотором смыс­ле - Третья мировая. Ее окончание (1989-1991 годы) ознаме­новало переход к современному состоянию имперской граж­данской войны. Таким образом, наше время можно считать Четвертой мировой войной53. Подобная периодизация - по­лезная исходная точка, поскольку она помогает нам увидеть как то, что унаследовано от прежних мировых конфликтов, так и отличия от них. Само по себе понятие «холодной вой­ны» уже предполагало, что война стала нормой. Тем самым стал очевиден тот факт, что даже прекращение стрельбы оз­начает не завершение вооруженного конфликта, а лишь вре­менное смягчение его форм. Как представляется, в широком

1.2. Подавление мятежей

смысле сегодня состояние войны стало нескончаемым. Кроме того, предлагаемая периодизация позволяет понять, как на различных этапах менялся характер военных действий и про­тивоборствующих сторон. Первая мировая война была конф­ликтом между европейскими государствами, хотя в него были втянуты многие регионы вне Европы, прежде всего - в силу распространения по миру империалистических и колониаль­ных структур. Вторая мировая война во многом повторяла Первую, на этот раз в равной мере разворачиваясь в Азии и в Европе. Она была завершена в результате вмешательства Со­ветского Союза и Соединенных Штатов, впоследствии став­ших сторонами нового конфликта всемирного масштаба. «Хо­лодная война» закрепила данную глобальную конфигурацию таким образом, что большинство стран оказалось вынуждено поддержать ту или иную ее сторону. Однако в нынешнем со-, стоянии имперской войны суверенные национальные государ­ства уже не имеют первостепенного значения в качестве уча­стников противостояния. Сегодня на поле брани вступили иные действующие лица. Более четкое их определение состав­ляет одну из основных задач для выяснения генезиса нынеш­него состояния войны.

Принципиальные изменения в международных отноше­ниях часто датируют 1989 годом и окончательным заверше­нием «холодной войны». Однако, чтобы отметить наступле­ние нынешнего состояния, по-видимому, больше подходит 26 мая 1972 года, то есть тот день, когда Соединенные Штаты и Советский Союз подписали Договор о противоракетной обо­роне, регулирующий производство ядерных вооружений двух сверхдержав. Ядерное соревнование, в котором угрозы сто­рон зеркально отражали друг друга, достигло апофеоза. Воз­можно, именно в тот момент война утратила прежнюю отчет­ливость в качестве главного показателя мощи национальных государств. Ядерное оружие, опирающееся на ракетные бое­головки, еще долго после этого оставалось краеугольным кам­нем военной стратегии, но, в сущности, начиная с данного момента, ядерные ракеты стали увязать в грязи своих храни­лищ. Война, по крайней мере в том виде, каком ее знала эпоха МоДернити, то есть всеобщий вооруженный конфликт высо-

Часть 1. Война

1.2. Подавление мятежей

кои интенсивности с массовыми разрушениями, отступала в прошлое. Бойни, подобные бомбардировкам Лондона Герма­нией в сентябре 1940 года или бомбардировке Дрездена вой­сками союзников по антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года, которые представляли собой тотальное напряже­ние всех сил, нацеленное на уничтожение и устрашение всего населения страны, теперь, если рассуждать здраво, уже нельзя признать элементом военного искусства. Правда, к сожалению, это не означает, что подобные действия не могут повторяться. В течение какого-то времени еще могла продолжаться страте­гия взаимного сдерживания, характерная для противостоя­ния между США и СССР, но война как таковая стала видоиз­меняться. Она меньше ориентирована на защиту от какой-то явной мегаугрозы и больше нацелена на распространение мел­ких угроз. Она нацелена не столько на общее уничтожение врага, сколько на его трансформацию и даже создание. Война приобрела ограниченный характер. Вместо того чтобы напря­гать все силы в крупномасштабной битве, сверхдержавы ста­ли втягиваться в полицейские акции высокой интенсивности, ка­ковые проводились Соединенными Штатами во Вьетнаме и Латинской Америке, а Советским Союзом - в Афганистане. Конечно, высокоинтенсивную полицейскую акцию часто по­чти не отличишь от военных действий низкой интенсивнос­ти. Но даже когда названные конфликты временами перехо­дили в военную фазу, они не становились такими же всеобъемлющими, как тотальные мобилизации «великих войн» XX столетия. Короче говоря, 26 мая 1972 года война стала превращаться в неотъемлемый компонент биовласти, направ­ленной на создание и воспроизводство глобального обществен­ного порядка.

Изменения начала 1970-х годов в форме и целях войны совпали с периодом крупной трансформации в мировой эко­номике. Договор о ПРО не случайно был подписан в проме­жуток времени между прекращением США обмена долларов на золото, которое произошло в 1971 году, и первым нефтя­ным кризисом 1973 года"я. То было время не только валютных и хозяйственных кризисов. Тогда же начались и эрозия госу­дарства благосостояния, и перенос упора в экономике с фаб-

Г

ичного производства на социально-ориентированные и не­материальные отрасли. К таким разнородным трансформаци­ям можно относиться как к отдельным граням одного и того явления - грандиозной социальной трансформации. Военные действия биовласти периода постмодернити столь явно зависят от изменений в экономике постольку, по­скольку война всегда была связана с ней и, судя по всему, со временем такая зависимость лишь укреплялась. Многие уче­ные подчеркивают, что крупной промышленности принадле­жит главная роль в определении нынешнего состояния дел в военной сфере - в плане технологических изменений, органи­зационных моделей и тому подобного. Нынешняя война и со­временная промышленность развивались рука об руку53. Для боевых действий эпохи постмодернити характерно усвоение и распространение технологий и форм крупномасштабной индустрии, а также новшеств из области социального и нема­териального производства, на чем мы подробно остановимся во второй части книги.

Сегодня военный контроль и организация осуществляются в первую очередь с помощью средств связи и информацион­ных технологий. Более того, представляет особый интерес (и опасность) развитие в военных целях - в дополнение к новым ядерным и химическим технологиям и наряду с обычными промышленными технологиями - биотехнологий и соответ­ствующих производств. В совокупности все это составляет гигантский арсенал, служащий целям войны. В результате вой­на в условиях постмодернити обретает многие черты того, что экономисты считают характерным для «постфордизма» на производстве. В ее основе лежат мобильность и гибкость; она включает в себя разведку, обработку данных и труд в немате­риальной сфере; ее масштаб расширяется за счет распростра­нения милитаризации по всей поверхности Земли вплоть до космических высот и океанских глубин. Речь идет не только о крахе традиционных попыток добиться нераспространения вооружений. По сути дела, новые производственные техно­логии составляют основу того, что аналитик «РЭНД корпо-Рэйшн» Лоран Муравич называет «распространяющимся рас-

59 Часть 1.Война

пространением» - непреодолимым наращиванием всех видов оружия во всем мире*.

Характеризуя взаимосвязи между войной и экономичес­ким производством, нужно проявлять осторожность, дабы не впасть в упрощенчество, которое нередко имеет место при описании «военно-промышленного комплекса». Этот термин появился для определения случаев слияния интересов круп­ных промышленных предприятий и государственного воен­но-политического аппарата в империалистической фазе капи­талистического развития. Например, между сталелитейным производством Круппа и германской армией, между страхо­вой компаний «Ллойде» и британскими империалистически­ми проектами, между авиастроительной фирмой «Дассо» и военной политикой де Голля или между «Боингом» и Пента­гоном. Начиная с 1960-х годов понятие «военно-промышлен­ный комплекс» превратилось в некую эмблему, служившую для описания того, как военная промышленность подчинила себе людские судьбы. Другими словами, ВПК стали считать скорее субъектом истории, нежели итогом сложных взаимо­отношений между промышленностью, войной и институтами, складывающихся в ответ на разворачивание повстанческих и освободительных движений-'7. Таким образом, некритическое упоминание военно-промышленного комплекса в популистс­ком смысле (что порой отдает антисемитизмом, если вспом­нить старые стереотипы о «еврейских банкирах» как «дель­цах от войны») стало некой формой чрезмерного историчес­кого упрощения. В результате при политико-теоретическом анализе войны, ее причин и социальных измерений за скобки выводятся все реальные соображения, касающиеся классовых конфликтов и общественных беспорядков, а на нынешнем эта­пе - и массовых движений. Речь идет о движениях, на кото­рые суверенная власть должна реагировать и которые она обязана контролировать во всем объеме их жизненных про­явлений. Ведь мы уже убедились, что война, направленная лишь на уничтожение врага, сегодня не может служить опо­рой новой формы господства. Ей следует не только разрушать жизнь, но и создавать ее. Возможно, вместо «военно-промыш­ленного комплекса» мы должны теперь говорить о «военно-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2359 - | 2118 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.