Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Майкл Хардт, Антонио Негри 4 страница




Сегодня Российская Федерация идет по пути реформ. Но мы хотим отметить, что интеграция в мировую экономику -посредством ли вступления в ВТО или иными методами - не обязательно должна означать согласие со всеми существую­щими правилами игры. Необходимо изнутри, то есть будучи составной частью глобального хозяйства, противостоять эко­номическому и политическому диктату. Старый коммунисти­ческий лозунг «борьбы изнутри» теперь вновь актуален. И мы даже рискнули бы утверждать, что возможности бороться с глобальной несправедливостью, которыми располагают рос­сияне, растут по мере интеграции России в мировую экономи­ку. Однако мы хотим особо отметить, что таким образом рас­ширяются не возможности России как государства, или рос­сийского народа как отдельной нации, а увеличивается потенциал взаимодействия россиян с представителями дру-

XLV1I Предисловие к русскому изданию

гих стран и народов, растут возможности их интеграции в то множество, которое в наши дни оказывается главным субъек­том борьбы против господства имперского глобального ка­питала.

В этой связи мы хотели бы со всей решительностью под­черкнуть, что укрепление национального суверенитета, пред­ставляющее собой альтернативу включенности в глобальную экономическую систему, не кажется нам шагом на пути к об­ретению действенных инструментов сопротивления глобаль­ным тенденциям. Сегодня - и это тоже подтверждается опы­том России - столь узкое и замкнутое поле политической борьбы, как национальное государство, совершенно неадек­ватно ни целям противостояния курсу на формирование нео­либеральной капиталистической системы, ни целям создания жизнеспособной демократической альтернативы этой системе.

Поэтому сейчас, в первые годы нового тысячеления, мы хотели бы пожелать всему российскому народу, и, в особенно­сти, нашим читателям, удачи в деле возрождения освободи­тельного духа великой народной борьбы, начатой против ца­ризма почти сто лет тому назад и превращающейся ныне в борьбу против любых форм национального или государствен-нического подавления. Хотелось бы, чтоб вы не забывали, как в былые времена ваши предки не только добивались успеха в борьбе против собственных угнетателей, но и оказывались лидерами всемирного революционного движения. Мы хотим пожелать нашим российским читателям помнить об этом ве­ликом наследии, переосмыслить его и использовать с целью преобразования нашего несовершенного мира.

Майкл ХАРДТ и Антонио ПЕТРИ, Венеция (Италия) - Дурхзм (Северная Каролина, США),

декабрь 2005 года

Слова благодарности

Выразить благодарность всем, кто помогал нам в процес­се написания этой книги, не представляется возможным. По­этому мы хотели бы просто назвать тех, кто прочел рукопись от начала до конца и высказал нам свои замечания: это Наоми Кляйн, Скотт Мойерс, Джудит Ревел и Кати Уикс.

XL VIIIЖить сообща

Сегодня впервые становится реально осуществимой де­мократия в глобальном масштабе. Наша книга посвящена та­кой возможности, а именно - тому, что мы называем проектом множества. Он не только выражает устремление людей к миру равенства и свободы, к открытому и всеохватывающему об­ществу глобальной демократии, но и обеспечивает средства достижения подобного состояния. На этом наша книга закон­чится, но она не может с этого начинаться.

Сегодня эта перспектива не просматривается из-за конф­ликтных ситуаций во всем мире, которые кажутся перманент­ными и угрожают демократии. Поэтому нашу книгу следует начать именно с рассмотрения состояния войны. Действитель­но, на протяжении всей современной эпохи демократия при всем разнообразии ее национальных и местных форм остава­лась незавершенным проектом, а в последние десятилетия процессы глобализации создали новые проблемы. Тем не ме­нее, главным препятствием для утверждения демократичес­ких норм является глобальное состояние войны. В наши вре­мена вооруженной глобализации мечта эпохи модернити о демократии может показаться безнадежно утраченной. Вой­на всегда была несовместима с демократией. Демократичес­кие процедуры обычно приостанавливались на период вой­ны, а вся власть временно возлагалась на сильное центральное правительство, призванное справиться с кризисом. Нынеш­нее состояние войны является глобальным по охвату и долго­временным, поскольку его завершение не предвидится; поэто­му отказ от демократии лишается временных рамок и даже Предисловие

лен в предыдущей работе, и нет необходимости вновь возвра­щаться к нему здесь.

В этой книге мы сосредоточимся на рассмотрении множе­ства как живой альтернативы Империи, вырастающей в ее недрах. Серьезное упрощая картину происходящего, можно сказать, что у глобализации два лица. С одной стороны, Импе­рия раскинула по всему миру свою сеть иерархий и раздоров, которая служит поддержанию порядка, используя новые ме­ханизмы контроля и перманентного конфликта. С другой сто­роны, сама глобализация порождена новым кругооборотом ко­операции и сотрудничества, которое простирается через границы и континенты и создает почву для бесконечного чис­ла контактов. Этот второй аспект глобализации не сводится к тому, что каждый в мире становится точно таким же, как и все остальные. Скорее, он дает нам шанс на то, что, сохраняя раз­личия, мы одновременно обнаружим нечто общее, что позво­лит контактировать и совместно действовать. Таким образом, множество можно также представить в виде сети: это откры­тая и расширяющаяся система, в которой свободно и на рав­ноправной основе могут быть выражены все разногласия. Та­кая сеть выступает механизмом контактов, позволяющих нам работать и жить сообща.

В качестве первого приближения к теме следует провес­ти различие между концептуальным видением множества и представлениями о других общественных субъектах, таких как народ, массы и рабочий класс. По традиции под народом пони­мается нечто цельное. Конечно, население имеет всякого рода различия, но понятие народ сводит их на нет, благодаря чему население наделяется определенной идентичностью: народ един. Множество же, напротив, многолико. Оно характеризу­ется несчетным числом внутренних несходств, которые невоз­можно свести воедино или к одному облику, поскольку оно составлено из отдельных культур, рас, этносов, тендеров, сек­суальных ориентации, разных форм труда, образов жизни, ми­ровоззрений и устремлений. Множество состоит из многочис­ленных своеобразий подобного рода. Массы тоже определя­ются как противоположность народа, поскольку и их нельзя

Жить сообща

свести к единству или всего одной идентичности. Нет сомне­ния, что массы включают в себя разные виды и роды, но в действительности нельзя сказать, что массы состоят из разных социальных субъектов. Сущность массы в неразличимости: все черты своеобразия погружены в массу и скрыты в ее толще. Все цвета населения перемешаны до серой однородности. Массы способны двигаться в унисон лишь потому, что состав­ляют расплывчатый, единообразный конгломерат. Во множе­стве же социальные различия сохраняются. Оно многоцветно как накидка библейского героя Иосифа. Отсюда следует вы­зов, непосредственно исходящий от концепта множества. Он состоит в том, чтобы несмотря на социальное многообразие обеспечить контакты и совместную жизнь людей при сохра­нении их внутренних различий.

Наконец, важно также отличать множество от рабочего класса. Так сложилось, что определение рабочего класса имеет ограничительный характер - не только для того, чтобы отли­чать рабочих от собственников, которым не нужно трудиться, чтобы заработать на жизнь, но и чтобы отделить рабочий класс от остальных трудящихся. В самом узком своем употреблении этот концепт применяется только по отношению к промыш­ленным рабочим, чтобы отличать их от работников в сельс­ком хозяйстве, сфере услуг и других секторах хозяйства. В наи­более широком смысле под рабочим классом подразумеваются все работники, получающие заработную плату, - в противо­положность беднякам и тем, кто занят неоплачиваемым до­машним трудом или не получает его регулярной оплаты. Мно­жество же, напротив, представляет собой открытое и всеохватывающее понятие. Оно претендует на то, чтобы уло­вить важность новейших сдвигов в глобальной экономике: с одной стороны, промышленный рабочий класс более не игра­ет в ней роли гегемона, хотя его общемировая численность не сократилась; с другой стороны, сегодня производство нужно воспринимать не только в экономических категориях, но и в более широком плане - как социальный процесс, то есть не только как изготовление материальных благ, но и как созида­ние связей, отношений и жизненных форм. Таким образом, потенциально множество состоит из всех разнообразных фи- Преди

гур, задействованных в общественном производстве. Опять-1 таки, такая распределенная сеть как интернет дает неплохой I приблизительный образ или модель множества, так как, во- 1 первых, ее отдельные узлы сохраняют различия, будучи завя­заны во «всемирную паутину», а во-вторых, ее внешние гра­ницы открыты, что всегда обеспечивает постоянную возможность для добавления новых точек пересечения и вза­имосвязей.

Для уяснения возможного вклада множества в современ- 1 ную демократию крайне важно упомянуть две присущие ему особенности. Первую можно назвать «хозяйственным аспек­том», хотя отделение экономики от прочих социальных сфер в данном случае весьма условно. В той мере, в какой множе­ство нельзя считать ни идентичностью (подобно народу), ни однородностью (подобно массам), его внутренние различия должмы открывать нечто общее, что давало бы возможности для коммуникации и совместных действий. Общее принадле­жит всем нам и фактически не столько обнаруживается, сколько производится. (Нам не хотелось бы использовать слово общи­на, поскольку оно относится к докапиталистическим совмест­ным пространствам, которые подверглись разрушению с по­явлением частной собственности. Будучи не столь складным, понятие «общее» высвечивает философский смысл того, что именно мы подразумеваем, и подчеркивает, что речь идет не о возврате к прошлому, а о новом явлении.) Обмен информаци­ей, сотрудничество и кооперация не только основаны на та­ком общем, но и, в свою очередь, производят его, обеспечивая развитие социальных взаимоотношений по спирали. Произ­водству общего принадлежит сегодня центральное место во всех формах социального бытия независимо от их локальных особенностей. Фактически именно в этом состоит главная ха­рактеристика преобладающих сегодня новых видов труда. Иными словами, налицо тенденция, когда через трансформа­цию экономики сам труд порождает кооперативные и комму­никативные сети, а затем укореняется в них. Так, всякий, кто работает с информацией или знанием - начиная с агрономов, культивирующих специфические качества семян, и заканчи­вая программистами, - полагается на совместное знание, ко-

Житъ сообща

торое поступает от других и, в свою очередь, творит новое знание для всеобщего употребления. Это особенно верно в отношении такого труда, в результате которого созидаются нематериальные ценности, в том числе идеи, образы, эффекты и взаимоотношения. Мы будем называть новую доминирую­щую модель «биополитическим производством», чтобы под­черкнуть, что она предполагает не только создание матери­альных благ в узко экономическом смысле, но и касается всех граней жизни социума - экономических, культурных и поли­тических, - обеспечивая их последующее воспроизводство. Биополитическое производство и распространение в его ходе общечеловеческих ценностей - одна из мощных основ, на ко­торые опирается сегодня перспектива всемирной демократии. Второй отличительной чертой множества, которая осо­бенно важна для демократии, является «политическая орга­низация» (хотя не будем забывать, что политическое быстро смешивается с экономическим, социальным и культурным). Мы получаем первичное представление об этой демократической тенденции, рассматривая происхождение современных дви­жений сопротивления, бунтов и революций. Оно демонстри­рует тренд к нарастанию демократичности в организации, движение от централизованных форм революционной дикта­туры и командования к сетевым организациям, в которых власть вытесняется отношениями сотрудничества. Подобная генеалогия показывает, что сопротивлению и революционным объединениям свойственно не только служить инструмента­рием достижения демократического устройства общества, но и порождать демократичные взаимоотношения внутри самих себя, в недрах своей организационной структуры. Кроме того, глобальность демократии становится требованием, которое получает все более широкое распространение и звучит иног­да явно, но чаще подразумевается в бессчетных выражениях недовольства нынешним глобальным порядком и сопротив­ления ему. Сегодня стремление к демократии является общим Для очень многих освободительных битв и движений по все­му миру - на местном, региональном и глобальном уровнях. Само собой разумеется, что порыв к глобальной демократии и соответствующие лозунги еще не гарантируют ее достижения, Предисловие

но не следует недооценивать и то влияние, которое они могут иметь.

Просим иметь в виду, что это книга философского плана. Мы приведем многочисленные примеры того, что люди дела­ют сегодня, чтобы положить конец войне и сделать мир более демократичным. Однако не ждите, что здесь мы ответим на вопрос «Что делать?» или предложим конкретную программу действий. Мы полагаем, что в свете угроз и возможностей, порождаемых тем миром, в котором мы все живем, необходи­мо переосмыслить главные базовые политические понятия, такие как власть, оппозиция, множество и демократия. Преж­де чем обратиться к практической разработке политического проекта по созданию новых демократических институтов и общественных структур, нужно задаться вопросом, действи­тельно ли мы понимаем, что в настоящее время означает (или могла бы означать) демократия. Наша главная цель состоит в выработке концептуального фундамента, на который мог бы опереться новый демократический проект.'Мы сделали все возможное, чтобы написать об этом на языке, доступном каж­дому, давая определение техническим терминам и объясняя философские понятия. Это не означает, что чтение будет все время легким. Не сомневаемся, что в некоторых местах смысл отдельных предложений или даже параграфов удастся уло­вить не сразу. Просим вас проявить терпение. Продолжайте чтение. Порой философские идеи усваиваются не сразу. Вос­принимайте эту книгу как некую мозаику, при складывании которой будет постепенно вырисовываться полная картина.

Мы замыслили переход от одной книги к другой, от «Им­перии» к «Множеству», как некую противоположность пере­ходу Томаса Гоббса от труда «Начальные философические ос­нования о гражданине» (опубликованного в 1642 году) к «Левиафану» (1651 год). Обратное движение свидетельствует о принципиальном несходстве между двумя историческими моментами. На заре модернити в первой из названных книг Гоббс определял природу общественного организма и формы гражданства, адекватные состоянию зарождения буржуазии. Новый класс не мог сам обеспечить социальный порядок; ему

Жить сообща

требовалась возвышающаяся над ним политическая власть как абсолютный авторитет, как бог на земле. «Левиафан» Гоббса описывает ту форму суверенитета, которая впоследствии по­лучила развитие в Европе в виде национального государства. Сегодня на дворе эра постмодернити, и в книге «Империя» мы попытались сначала обрисовать новую глобальную форму суверенитета; теперь же в настоящей книге мы стараемся уяс­нить сущность возникающего феномена всемирного характе­ра - множества. Если Гоббс шел от нарождавшегося обществен­ного класса к новой форме суверенитета, то мы совершаем движение в обратную сторону - а именно, от новой формы суверенитета к новому всемирному классу. Если суверенная власть требовалась нарождающейся буржуазии, чтобы гаран­тировать свои интересы, то множество возникает внутри но­вого имперского суверенитета и указывает путь к отходу от него. Множество продирается сквозь Империю, чтобы поро­дить иное всемирное общество. Буржуазии времен модерни­ти приходилось полагаться на суверенитет ради укрепления своего порядка, а революция эпохи постмодернити выводит нас за пределы имперского суверенитета. В противополож­ность буржуазии и всем прочим привилегированным, ограни­ченным классовым образованиям, множество способно фор­мировать общество самостоятельно; как мы убедимся, это -главное с точки зрения возможностей прогресса демократии. Мы не можем сразу приступить к изложению проекта множества и перспектив демократии. Эти вопросы станут цен­тральными во второй и третьей частях книги. А начать нам придется с нынешнего состояния войны и глобального конф­ликта, в котором нетрудно усмотреть непреодолимое препят­ствие к демократии и свободе. Эта книга в основном написана в период, когда сгустились тучи войны, а именно - между 11 сен­тября 2001 года и началом операции в Ираке в 2003 году. Мы Должны выяснить, как в наше время изменилась роль воору­женных конфликтов с точки зрения политики и суверените­та. Нам нужно также дать четкую формулировку тем противо­речиям, которые пронизывают нынешнее состояние войны. Надеемся, всем ясно, что миру нужна демократия, даже если сейчас она кажется очень далекой. Только она дает единствен- г

ПреЪисловие

но возможный ответ на мучительные вопросы наших дней и открывает единственно реальный выход из состояния беско­нечных конфликтов и войн. На последующих страницах мы постараемся убедить читателей в том, что демократия множе­ства не только необходима, но и осуществима.

Часть 1. Война

1.1. Симплициссимус

При сложившихся обстоятельствах война вынуждает все страны, даже кажущиеся наи­более демократическими, становиться авто­ритарными и тоталитарными.

Джон Дьюи

Республика потеряна. Цицерон

Исключения

Мир вновь воюет, но на этот раз дела обстоят особенным образом. Традиционно война рассматривалась как вооружен­ный конфликт между суверенными политическими образова­ниями, то есть, если говорить о периоде модернити, между национальными государствами. В той мере, в какой суверен­ная власть национальных государств, даже наиболее влиятель­ных из них, сокращается, а взамен возникает новая, наднаци­ональная форма суверенитета - всемирная Империя, условия и сущность войны и политического насилия неизбежно меня­ются. Война становится всеобщим феноменом, глобальным по масштабу и бесконечным.

Сегодня по всему миру вспыхивают бесчисленные воору­женные конфликты, иногда краткие и ограниченные опреде­ленным местом действия, а порой - длительные и захватыва­ющие все более обширные пространства1. Такие конфликты, вероятно, точнее всего воспринимать как случаи не войны вообще, а войны гражданской. Если в традиционном междуна­родном праве войной считается вооруженное столкновение между суверенными политическими единицами, то гражданс­кая война - это вооруженный конфликт между суверенной властью и/или не обладающими суверенными правами по­встанцами в пределах территории некоего суверенного государ­ства. Следует понять, что сейчас такая гражданская война про­исходит не внутри национальных государств (поскольку они ме являются больше реальными носителями суверенитета), а в глобальном масштабе. Международно-правовые рамки войн

13 Часть 1. Война

разрушены. С такой точки зрения все нынешние вооружен­ные конфликты в мире, как «горячие», так и «холодные» - в Колумбии, Сьерра-Леоне, Ачехе, Афганистане, Ираке, палес­тино-израильский и индо-пакистанский, - следует считать гражданскими войнами, даже когда в них вовлечены разные страны. Это не означает, что все эти баталии затрагивают всю Империю - фактически каждая из них имеет локальный и спе­цифический характер. Точнее было бы сказать, что они разво­рачиваются внутри глобальной системы, ею обусловлены и, в свою очередь, на нее воздействуют. Следовательно, ни одну локальную войну нельзя рассматривать изолированно, нужно видеть в ней часть грандиозного сочетания обстоятельств, в той или иной степени связанную и с другими зонами боевых действий, и с районами, где в данное время они не ведутся. Претензии на суверенитет со стороны участников этой вой­ны по меньшей мере сомнительны. Скорее, они ведут борьбу за относительное преобладание в рамках иерархий на самом высоком и самом низком уровнях глобальной системы. Чтобы противодействовать всемирной гражданской войне, требу­ются новые механизмы, выходящие за рамки международ­ного права2.

Нападения 11 сентября 2001 года на Пентагон и на Все­мирный торговый центр не создали и принципиально не из­менили такого положения дел в мире, однако они, судя по все­му, заставили нас признать его всеобщий характер. Внутри Империи невозможно избежать состояния войны, и конца ей не видно. Ясно, что к этому моменту ситуация уже созрела. Точно так же, как «Пражская оконная акция» 23 мая 1618 года, во время которой два посланца Священной Римской импе­рии были выброшены в окно крепости в Градчанах, зажгла пламя Тридцатилетней войны, события И сентября открыли новую военную эру. Тогда католики и протестанты зверски убивали друг друга (впрочем, вскоре противостоящие сторо­ны перемешались), а теперь христиан стравливают с мусуль­манами (хотя ряды противников уже перепутаны). Атмосфе­ра религиозной войны лишь маскирует глубокую историческую трансформацию, начало новой эпохи. В XVII веке речь шла о переходе Европы от Средних веков к модернити, а сегодня

1.1. Симплициссимус

новую эпоху составляет всемирный переход от модернити к постмодернити. В этом смысле война приобрела всеобщий характер: порой она может где-то прекращаться, однако воо­руженное насилие постоянно возможно, оно готово разразить­ся в любой момент и где угодно. «Иначе говоря, сущность вой­ны, - объяснял Томас Гоббс, - состоит не в сражении как таковом, а в известной предрасположенности к нему; проти­воположное утверждение так и не нашло подтверждений»'. То есть речь идет не об изолированных конфликтах, а об об­щем всемирном состоянии войны, которое размывает различие между войной и не-войной до такой степени, что мы уже не можем вообразить себе подлинного мира и даже рассчиты­вать на него.

Этот воюющий мир чем-то напоминает тот, что предстал перед крестьянином Симплициссимусом (Простаком) - глав­ным действующим лицом великого романа XVII века, напи­санного Гансом Гриммельсгаузеном4. Симплициссимус родился в разгар Тридцатилетней войны в Германии, где погибла треть немцев; в соответствии со своим именем он смотрит на этот мир самым неискушенным, наивным взглядом. Как еще мож­но было бы воспринимать подобное состояние постоянного конфликта, страдания и разорения? Различные армии - фран­цузские, испанские, шведские и датские - проходят одна за другой, и каждая последующая требует еще большей доброде­тельности и незыблемости религиозных устоев, нежели пре­жняя. Но для Симплициссимуса все они одинаковы. Они уби­вают, насилуют и грабят. Ничем не замутненным распахнутым глазам Симплициссимуса удается зафиксировать этот ужас, не ослепнув от увиденного. Они прозревают сквозь все мисти­фикации, затмевающие жестокую реальность. Несколькими годами ранее по другую сторону Атлантики, в Перу, амери­канский индеец Хуаман Пома де Айала записал схожую хро­нику еще более опустошительного разрушения'. Его текст, составленный из смеси испанского, языка кечуа и рисунков, свидетельствует о завоевании, геноциде, порабощении и ис­коренении цивилизации инков. Хуаман Пома мог лишь сми­ренно адресовать королю Филиппу III Испанскому свои на­блюдения, обвинения и призывы к «достойному правлению».

15 Часть 1. Война

Но сегодня ввиду нескончаемых битв, напоминающих о тех давних временах, должны ли мы придерживаться подхода, что напоминал бы бесхитростный взгляд Симплициссимуса или робкие просьбы Хуамана Помы к сильным мира сего? Неуже­ли у нас нет иных альтернатив?

Первый ключ к осознанию всемирного состояния жесто­кой войны, в котором мы оказались, лежит в концепции ис­ключительности или, выражаясь точнее, двух исключений -одного германского и второго американского по своему про­исхождению. Нам следует ненадолго обратиться к истории, чтобы проследить генезис современных исключений. Нынеш­нее положение дел вовсе не случайно побуждает нас вспом­нить о самом раннем периоде модернити в Европе, поскольку в каком-то смысле модернити стала там ответом на ситуацию борьбы всех против всех, таких как Тридцатилетняя война в Германии и гражданские войны в Англии. Одним из цент­ральных компонентов политического проекта теорий сувере­нитета эпохи модернити - как либеральных, так и нелибераль­ных - было намерение положить конец гражданской войне и покончить с состоянием постоянного конфликта, вытолкнув вооруженные столкновения на обочину общественной жизни и ограничив их отдельными временными периодами. Только суверенная власть - монарх или государство - могли вести вой­ны, причем лишь против другой суверенной власти. Иными словами, война была изгнана из внутренней общественной сфе­ры и сохранена только для внешнего употребления - конф­ликтов между странами. Тем самым война стала исключитель­ным событием, а мир - нормой. Конфликты внутри государств следовало мирно разрешать путем политического взаимодействия.

Отделение войны от политики составляло основополагаю­щую задачу политической мысли и практики эпохи модерни­ти, в том числе для так называемых теоретиков-реалистов, придававших войне особое значение в международных отно­шениях. Так, знаменитое утверждение Карла фон Клаузеви­ца о том, что война есть продолжение политики другими средства­ми, можно интерпретировать так, что политика и война неразделимы. Однако, во-первых, на самом деле в его работе данное представление основано на идее, согласно которой

/./. Симплициссимус

война и политика в принципе обособлены друг от друга и раз­нятся между собой6. Клаузевиц стремился понять, как эти раз­дельные сферы могут порою вступать во взаимосвязь. Во-вто-оых, еще важнее то, что «политика» дая него никак не связана с политическими отношениями внутри общества, а касается скорее только столкновений между национальными государ­ствами7. По мнению Клаузевица, война - это инструмент в арсенале государства, используемый в сфере международной политики. Иначе говоря, она есть нечто вполне внешнее от­носительно политических битв и конфликтов, возникающих внутри общества. То же самое верно и применительно к бо­лее широкому утверждению, также разделяемому политичес­кими мыслителями реалистической школы, в частности Кар­лом Шмиттом, согласно которому все политические действия и мотивы базируются прежде всего на различении друзей и врагов8. На первый взгляд тут тоже может показаться, что политика и война неразделимы. Но опять-таки речь идет не о той политике, которая имеет место внутри отдельных стран. Подразумеваются только политические отношения между су­веренными общностями. С такой точки зрения единственным врагом фактически является враг публичный, то есть государ­ственный, в большинстве случаев - другая страна. Таким об­разом, суверенитет эпохи модернити должен был устранить войну с внутренней, гражданской территории. Всем главным направлениям мысли того периода, как либеральной, так и нелиберальной, была присуща следующая идея: если ограни­чить войну конфликтами между суверенными общностями, то политика внутри каждой страны, по крайней мере - при нор­мальных обстоятельствах, будет свободна от войны. Война счи­талась особым, исключительным, состоянием.

Сегодня стратегия эпохи модернити, призванная ограни­чить войны сферой межгосударственных отношений, стано­вится все менее жизнеспособной, так как возникают бесчис­ленные войны общемирового значения в форме вооруженных конфликтов на пространстве от Центральной Африки до Ла­тинской Америки, от Индонезии до Ирака и Афганистана. В еЩе более широком смысле эта стратегия рушится постольку, поскольку урезается суверенитет национальных государств, а

17 Часть 1. Война

взамен ему на наднациональном уровне формируется новая суверенная сила - глобальная Империя. Нам следует в этом новом свете переосмыслить взаимосвязь между войной и по­литикой. Может показаться, что в данной ситуации осуществ­ляется либеральная мечта эпохи модернити о том, что пре­кращение битв между суверенными странами положит предел и возможности развязывания войны как таковой, сделав гос­подство политики универсальным. Сообщество или общество наций расширило бы тем самым пространство внутреннего социального мира до глобальных масштабов, а международ­ное право обеспечивало бы порядок. Такая мысль звучала многократно, начиная с идеи Канта о вечном мире и заканчи­вая практическими проектами, которые привели к учрежде­нию Лиги Наций и Организации Объединенных Наций. Од­нако сейчас вместо того, чтобы продвигаться к миру, реализуя эту мечту, мы, судя по всему, оказались отброшены назад во времени, в кошмар беспрерывного и нескончаемого состоя­ния войны, когда приостанавливается действие международ­ного права, а между поддержанием мира и военными акция­ми нет четкого различия. Поскольку сходит на нет локальный и временный характер боевых действий, который был при­сущ ограниченным конфликтам между суверенными государ­ствами, война, как видно, просочилась обратно и затопила всю общественную сферу. Экстраординарная ситуация стала перма­нентной и всеобщей. Исключение обернулось правилом, про­низав и международные, и внутринациональные отношения9. «Экстраординарная ситуация» - понятие германского права, подразумевающее временную приостановку действия конституции и верховенства права. Оно напоминает идею осадного положения и понятие чрезвычайных полномочий во французской и английской традициях10. Конституционная те­ория издавна гласит, что во времена серьезных кризисов и опасностей (как в период войны) действие конституции дол­жно быть временно приостановлено, а сильной исполнитель­ной власти или даже диктатору следует дать чрезвычайные полномочия, чтобы защитить республику. Основополагающим мифом для такого хода мыслей служит легенда о благородном Цинциннате, немолодом земледельце в Древнем Риме. Под-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.