Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Майкл Хардт, Антонио Негри 3 страница




XXXII

Глашатаи нового мира

жений скрывалось коммунизмом, который был первым «сете­вым» противником Запада, хотя и воспринимался в обличье социалистических стран, то есть национальных государств. «Считалось, - пишут М. Хардт и А. Негри, - что у основного суверенного врага просто очень много агентов; [но] после за­вершения "холодной войны" национальные государства уже не застят горизонт, и сетевые враги полностью вышли на свет» (с. 78). Однако этот их «выход» можно назвать таковым толь­ко с большой натяжкой; несмотря на то, что сегодня более или менее понятно, откуда исходит угроза, непосредственный ис­точник опасности в большинстве случаев остается скрытым даже от глаз профессиональных борцов за безопасность. Вра­ги глобальной Империи практически неуловимы, да и масш­таб противостоящих «армий» не вполне ясен (подробнее см. ее. 48-49). Для подавления такого сопротивления американ­цы и их союзники используют так называемую «серую» стра­тегию, в которой смешаны военные и гражданские компонен­ты, а военная сила самыми разнообразными способами сочетается «с социальным, экономическим, политическим, пси­хологическим и идеологическим контролем» (с. 75).

Но и самые изощренные методы контроля не обещают полной и окончательной победы. В конфликтах, происходя­щих в этой «серой» зоне, силы Империи оказываются недо­статочными, что подтверждает опыт не только Вьетнама 1960-1970-х годов, но и Ирака 2000-х (подробнее см. с. 74). «В мире, где... насилие не будет [считаться] легитимным, в принципе допустимо называть всякое насилие терроризмом» (с. 43), ут­верждают М. Хардт и А. Негри, и они несомненно правы. А коль скоро американские военнослужащие в Ираке или рос­сийские солдаты в Чечне воспринимаются местным населени­ем как сеющие смерть террористы, вся разработанная в США или России идеология антитеррористической борьбы обора­чивается против самих борцов с террором, а сетевые структу­ры, противостоящие им, начинают множиться с невиданной быстротой. Когда же та или иная «страна... пытается оттолк­нуть от себя сеть, это напоминает попытку отмахнуться палкой °т набегающей волны (курсив мой - В.И.)» (с. 85). Результатом становятся разочарование и паника; законопослушное насе-

XXXIII В. Иноземцев

ление начинает понимать, что «война с террором» приводит к свертыванию свобод и упадку того общества, в котором ему привычно жить; но в то же время отказ от борьбы тоже не сулит ничего хорошего... «Если мы ничего не предпринима­ем, то нас уничтожают наши враги; если мы начинаем воевать с ними, то все равно в конце концов губим сами себя» (с. 23) -вот печальный вывод авторов.

Это - одни из самых впечатляющих выводов в книге М. Хардта и А. Негри. Трудно не согласиться со многим из того, что они пишут относительно иллюзорности победы в войне с террором. Похоже, что современные политики, все больше втягиваясь в борьбу с этим несомненным злом, утра­чивают чувство реальности, оказываются все сильнее скован­ными примитивными идеологическими предрассудками. Чи­татель найдет в книге немало убедительных доказательств, что у современного «обострения» антитеррористической борьбы есть свои вполне понятные причины, и большинство наличе­ствующих тенденций свидетельствует о том, что эта борьба не будет выиграна.

Однако, читая о перипетиях всепроникающей глобальной войны и охотно соглашаясь с тем, что она не может быть выиг­рана, невольно ощущаешь какую-то неполноту рисуемой в книге картины. Если войну нельзя выиграть, значит ли это, что ее можно проиграть? Но на этот вопрос М. Хардт и А. Нег­ри не отвечают; они предпочитают говорить о бесперспектив­ности войны с сетевыми организациями, но не предсказыва­ют их «победы» над глобальной Империей. Понимать ли это так, что война окажется бесконечной? И вообще - есть ли в ней силы, с которыми можно было бы солидаризироваться? Ведь если возможен мир, где всякое насилие становится неле­гитимным, и терроризмом можно называть в таком мире прак­тически любое насилие (см. с. 43), то под определение терро­ризма будет подпадать всякое принуждение вообще, а любую власть можно объявить в таком случае диктатурой. Да, «ар­мии Империи» представляют собой сборище наемников, а не вооруженный народ, что могло бы соответствовать республи­канской традиции (см. с. 69). Но ведь современный мир харак­теризуется «тяжелыми раздорами и иерархиями, которые рас-

XXXIV

Глашатаи нового мира

калывают его вдоль региональных, национальных и местных разломов... [В этих условиях] и односторонность, и многосто­ронность, как их до сих пор понимали, не только нежелатель­ны, но и нереализуемы,.. причем попытки их насаждения не принесут успеха в плане поддержания уже сложившегося все­мирного порядка... Империя - это... единственная форма вла­сти, которой удастся сохранить теперешний глобальный по­рядок на длительное время» (с. 3). Так стоит ли бороться, чтобы максимально приблизить желанный момент разрушения это­го порядка? Стоит ли препятствовать его саморазрушению, которое набирает обороты? М. Хардт и А. Негри не дают чет­кого ответа на эти вопросы. И если в эмоциональном плане они явно поддерживают замысел разрушения Империи, то перспективы того, что в последнее время называют «безвлас­тным миром»1", вообще не попадают в поле их зрения.

Хотя, впрочем, это не совсем так. Альтернативой миру Империи они считают мир Множества, который призван за­менить имперскую фрагментированность торжеством челове­ческого Общего. По их мнению, традиционная «противоре-, чивая концептуальная пара - идентичность и особость, - не составляет адекватного контекста для понимания того, как организовано множество,.. [антропология которого] есть ан­тропология единичного и общего» (с. 163). Они полагают, что иерархичность и дисциплинированность обществ эпохи мо-дернити может быть с успехом заменена творческим взаимо­действием сингуляриев, составляющих множество (см. ее. 110-111); «[демократическая] организация [множества], - пишут М. Хардт и А. Негри, - становится в меньшей степени сред­ством, и в большей - конечной целью как таковой» (с. 111). Конечной же «целью» этой «цели» объявляется формирова­ние поистине «новой исторической общности» людей: «Общий интерес... не переходит в абстрактную форму под контролем государства. Он возвращается к личностям, которые сотруд-

Эту проблему эксперты и аналитики нередко затрагивали в своих публикациях после 11 сентября 2001 г., но в наиболее жесткой форме она была поставлена бри­танским историком и экономистом Н. Фергюсоном (см. его статью: Ferguson, Niall. The World Without Power" in: Foreign Policy, 2004, July-August, no. 143, а также статью, написанную специально для журнала «Свободная мысль-XXI»: Фергюсон. Найелл. "Мир без сверхдержавы" в: Свободная мькль-ХХ1, 2005, № 1, ее. 21-30).

XXXV В. Иноземцев

ничают в общественном, биополитическом производстве: это публичный интерес, который находится не в руках у бюрок­ратии, а демократично достигается множеством. Он совпада­ет с хозяйственной, или биополитической активностью, кото­рые мы анализировали ранее, говоря об общности, порождае­мой всеми кооперативными и коммуникативными видами труда... Речь идет о создании новой формы социальной орга­низации, способной заменить систему суверенитетов, формы, в которой личности контролировали бы через свою биополи­тическую активность блага и услуги, обеспечивающие воспро­изводство множества. Все это ознаменует переход от рес-пуб-лики (Res-publica) крес-коммуне (Res-communis) (курсив мой - В.И.)» (ее. 256-257). Однако эти рассуждения о взаимодополняемос­ти единичного и общего (см., напр., также ее. 378-379) несколько девальвируются содержащимся в работе признанием того, что множеству «нужно трансформировать [свое] сопротивление в какую-то форму конституирующей силы, создающей обществен­ные взаимоотношения и институты нового социума (курсив мой -В.И.)» (с. 420).

И это очень примечательный момент. Слово «нужно» во­обще-то применимо к большинству рассуждений М. Хардта и А. Негри о желанном будущем. Когда они говорят, что эволю­ция множества приводит к тому, что «решение установить за­конные права приходит в процессе коммуникации и сотруд­ничества между личностями» (с. 255), то имеется в виду, что «нужно, чтобы оно формировалось именно так»; когда пишут, что множество считает «полезной только ту демократию, ко­торая полагает мир своей наивысшей ценностью» (с. 380), нуж­но понимать, что речь также идет именно о долженствовании, а не фактах. И не забывать, между прочим, что нынешние яст­ребы из Пентагона стремятся расширить пресловутую «зону демократии», исходя из того же самого тезиса, согласно кото­рому демократии не воюют друг с другом.

Очевидную неопределенность перспектив М. Хардт и А. Негри пытаются компенсировать энергичной риторикой и оппозиционностью нынешней имперской власти. Эта власть, говорят они, стремится сегодня сакрализовать себя посред­ством всех имеющихся у нее способов; но она не святая, а лишь

XXXVI

Глашатаи нового мира

«святейшая» {см. ее. 393-394); первично сопротивление, а не власть, - даже «несмотря на то, что привычное употребление данного термина намекает на противоположное» (с. 88). В об­щем, «никакому суверену не дано уничтожить форму вопло­щения надежды и спасения, принадлежащую множеству. В противном случае, если верховный руководитель становится тираном, а его власть - безусловной и абсолютной, то саму вер­ховную власть нужно поставить под вопрос и уничтожить» (с. 394). Но что потом? На этот вопрос тоже нет ответа...

Еще одну попытку дать читателю представление о том, каким они видят будущий миропорядок, М. Хардт и А. Негри предпринимают, описывая сопротивление множества в рам­ках весьма странной методологии его «исхода». По их мне­нию, «биополитический» характер современного глобально­го производства обусловливает тот факт, что «мировое население постепенно становится необходимым верховной власти [Империи] не только в качестве производителей, но и в качестве потребителей, пользователей или участников в ин­терактивных потоках общей сети»; соответственно, «те, кем правит Империя, могут быть подвергнуты эксплуатации - фак­тически их общественная производительность и должна экс­плуатироваться, - но как раз по этой причине их и нельзя ис­ключить» (с. 404). Отсюда они делают вывод, что «в политике, как и в экономике, оружие, которое постоянно остается в рас­поряжении управляемых, - это угроза, что они откажутся от своего порабощенного положения и выйдут из этих взаимо­отношений вообще. Акт отказа от отношений с сувереном есть своего рода исход, уход от сил подавления, порабощения и угне­тения в поисках свободы (курсив мой - В.И.)» (с. 401). Однако в таком утверждении М. Хардт и А. Негри пренебрегают, на мой взгляд, реальностью во имя апологии идеи. Сегодня как никогда ясно видно, что господствующий капиталистический класс не нуждается в глобальном эксплуатируемом населении в той степени, в какой прежде буржуа были необходимы про­летарии. И можно сколь угодно пространно рассуждать о мно­жестве, производящем «общее», но нельзя не признавать, что торговые и инвестиционные потоки стремительно замыкают­ся в группе развитых стран, а «значительная часть мирового

XXXVIIВ. Иноземцев

населения» настоятельно предлагает себя в качестве самой низкоквалифицированной - отнюдь не творческой! - рабочей силы, различными тайными путями пробираясь в развитые страны, а вовсе не предпринимает попыток театрально обста­вить свой исторический исход из них.

Еще менее убедительно описание движущих сил ожидае­мой М. Хардтом и А. Негри социальной трансформации. Рас­сказывая о множестве, они не устают повторять, что «до тех пор, пока мы остаемся в плену подходов времен модернити, определяемых альтернативой - либо суверенитет, либо анар­хия, понятие множества останется невразумительным» (с. 259). Поэтому «ростками» нового мира они называют прежде всего самоорганизующиеся сетевые сообщества, которыми так бо­гат современный мир. М. Хардт и А. Негри так самозабвенно радуются успеху антиглобалистских движений, сорвавших в 1999 году встречу ВТО в Сиэтле {см. ее. 348-352), так подроб­но описывают опыт организаций, борющихся за права сексу­альных меньшинств {см. ее. 247-249), и так безапелляционно оценивают усилия лос-анджелесского движения «Справедли­вость для дворников» в качестве «весьма успешных и креа­тивных» (с. 266), что иногда даже упускаешь из виду, что срыв встречи трудно назвать креативным (т. е. происходящим от слова «сотворять») действием или что борьба дворников на­правлена почти исключительно на изыскание более выгодной для себя формы «подстелиться» под глобальную мощь Импе­рии, но отнюдь не разрушить ее.

Пора подводить итоги. Нет никакого сомнения в том, что книга о «Множестве» станет важной вехой в развитии лево­радикальной политической мысли. По сути, здесь мы имеем дело с первой серьезной попыткой осмыслить изменения, про­исшедшие в мире с середины 1970-х годов - т. е. со времени формирования основ постиндустриального общества, - в рам­ках марксистской интеллектуальной парадигмы. М. Хардт и А. Негри пошли «другим путем», явно не совпадающим с тем, что считался для «марксистов» традиционным в последние десятилетия XX века. Они не исследовали очередной, неведо­мо какой по счету период «общего кризиса капитализма», вы-

XXXVIII

Глашатаи нового мира

являя обострение противоречий, от рождения присущих су­ществующей системе, а смело пошли вперед, пытаясь обнару­жить так много отличий нынешнего мира от прошлого, как это только возможно. И в анализе новых особенностей совре­менного нам глобального порядка М. Хардт и А. Негри преус­пели как, пожалуй, никто другой из ныне пишущих марксис­тов. Их теоретические выкладки - пример исключительной интеллектуальной смелости. Их отрицание всех и всяких сте­реотипов достойно самого искреннего восхищения. Концеп­ция нематериального производства, идея противопоставления сингулярия и множества, обоснование нынешнего этапа раз­вития как провоцирующего непрекращающуюся глобальную войну - все эти оригинальные положения достойны стать не­заменимыми элементами современной марксистской теории. Эта теория сегодня жива и, несомненно, будет жить, пока в свет выходят столь новаторские теоретические исследования.

Книга М. Хардта и А. Негри открывает новые перспекти­вы перед сторонниками левых идей - если не в плоскости прак­тической борьбы, то во всяком случае - в теоретической сфе­ре. Это особенно важно для России, где на протяжении пятнадцати лет целенаправленного демонтажа «реального со­циализма» левая идеология пришла в глубокий упадок, при­чем не столько из-за гонений на нее, сколько по причине не­способности ее адептов сколь-либо творчески осмыслить происходящие в мире (и даже в стране) процессы. Сравнивая позиции нынешних российских коммунистов, в экономике ра­тующих за усиление государственного контроля, а политичес­ки спекулирующих на восстановлении «национальной иден­тичности» и укреплении государственности, с рассуждениями авторов книги, можно легко видеть, как безнадежно далеко отошли российские левые от коммунистических идей.

Однако работа М. Хардта и А. Негри заметно уступает в глубине теоретического осмысления действительности тако­му образцу, как, например, «Капитал» К. Маркса. В отличие от основоположника марксизма, М. Хардт и А. Негри пред­почли строгой научной структуре исследования публицисти­ческий и предельно заостренный стиль книги. Возможно, они решили, что методологическим экскурсам не хватит убедитель-

XXXIX В. Иноземцев

Глашатаи нового мира

ности и солидности. Такой выбор, увы, кажется ошибочным -самыми неубедительными в книге оказались не теоретичес­кие рассуждения, а те фрагменты, в которых предприняты попытки подтвердить справедливость теоретических выводов примерами из практической жизни. Более того, отказавшись пойти по пути Маркса-теоретика, М. Хардт и А. Негри в пол­ной мере повторили ошибки Маркса-революционера. Несколь­ко лет назад мне приходилось писать о том, что логика разви­тия «экономической общественной формации», выявленная основоположниками марксизма на основе глубокого философ­ского анализа предшествующих этапов исторического разви­тия, практически не применяется ими к оценке революцион­ных перемен, опосредующих смену экономической формации коммунистической". М. Хардт и А. Негри продвинулись, на мой взгляд, дальше Маркса в методологическом аспекте; они сумели отбросить идею пролетарской революции - на том оче­видном ныне основании, что рабочий класс не является в XXI веке тем социальным субъектом, который может взять на себя переустройство общества. Однако, как и Маркс, они пы­таются представить описываемую ими социальную трансфор­мацию как дело ближайшего будущего, и в попытках доказать это им приходится выискивать некие намеки на формирова­ние новой социальной реальности, которые оказываются от­нюдь не убедительными. Видимо, ощущение того, что «иной мир [не только] возможен», но и просто стоит у порога, неис­коренимо у всех борцов за социальную справедливость. Сле­дует, разумеется, отметить, что оброненная М. Хардтом и А. Негри в заключительной части их работы примечательная фраза - «наша книга посвящена теории, а потому тут не место прогнозам о том, насколько близко подошло время для при­нятия революционного политического решения» (с. 431) -слу­жит обнадеживающим свидетельством того, что эти два рево­люционера, в отличие от многих своих предшественников, не будут из искры раздувать пламя и пытаться ускорить естествен­но-исторические процессы.

Опубликовав свою книгу, М. Хардт и А. Негри оставили

" Подробнее см.: Иноземцев, Владислав. К теории постэкономической общественной формации, Москва: Таурус, Век, 1995, ее. 113-154.

XL

своим последователям бескрайнее поле для дальнейшей ра­боты. Они показали, что сегодня на авансцену «биополити­ческого производства» выходит весьма своеобразная деятель­ность, по сути своей не всегда сводимая к труду, в большинстве случаев несопоставимая с активностью других людей, не воп­лощающаяся в стоимостных оценках - по сути своей неэконо­мическая. С этой деятельностью и ее субъектом они связыва­ют перспективы преодоления эксплуатации и разрушения капиталистической Империи. Эта точка зрения должна быть признана основательной и серьезной - хотя бы потому, что возникающее новое основание деятельности общества прак­тически однозначно лишает его всякой возможности разви­ваться в прежнем капиталистическом русле.

Однако в том материальном мире, где живет сегодня по­давляющее большинство населения планеты, пока не существу­ет форм и методов эффективной координации нематериалис­тически мотивированной деятельности. Пресловутое «общее», не воплощаясь в индивидуальном (или сингулярном) интере­се, вряд ли может стать основой для поступательного обще­ственного прогресса. По крайней мере, нам не назвали ни од­ного примера действий «множества», которые были бы направлены на что-то, кроме борьбы с Империей - и то порой принимающей, как пишут М. Хардт и А. Негри, форму неких «карнавальных действий» (подробнее см. с. 259-263).

Апологетизируя «сопротивление», поднимая его до уров­ня самодостаточной сущности, авторы «Множества» ставят себя в трудную ситуацию. Будучи прекрасно знакомы с исто­рией освободительных и протестных движений, они убеди­тельно показывают, как недемократическое меньшинство не раз и не два с легкостью узурпировало власть в ходе освобо­дительной борьбы (подробнее см. ее. 95-99), что низводило эти движения, начинавшиеся с гуманистических лозунгов, до ин­струментов утверждения нового авторитаризма. Уверены ли они, что «множество» способно не повторить этих ошибок? Может быть, но едва ли этой уверенностью проникнется зна­чительная часть читателей. Убеждены ли авторы «Множества», что Империя должна быть разрушена, какой бы ни оказалась Цена этого разрушения? Да, но и в таком случае перспективы

XLI В. Иноземцев

остаются слишком туманными, чтобы их можно было воспри­нимать как стимул для непосредственных решительных дей­ствий.

Все эти вопросы будут, несомненно, прояснены в ходе даль­нейших исследований и социальных экспериментов. Их бу­дет еще много - намного больше, чем могут сегодня предста­вить себе нетерпеливые революционеры. Поэтому у последо­вателей М. Хардта и А. Негри хватит «работы» на долгие годы. А в том, что число таких последователей будет умножаться во всем мире, после прочтения книги не остается сомнений.

Владислав Иноземцев

XLII

Предисловие к русскому изданию

Представляя свою книгу российским читателям, мы хоте­ли бы сказать несколько слов о самих себе. Хотя формально мы оба не принадлежим ни к какой партии, мы - коммунисты в том смысле, который вложен в это слово продолжительной традицией пролетарской борьбы и который, как мы считаем, не имеет никакого отношения к системе «реального социализ­ма», существовавшей в годы «холодной войны». Эта система никак не связана с тем, что символизирует для нас коммунизм, -а это прежде всего уничтожение государства, критика част­ной собственности и установление того, что мы называем аб­солютной демократией.

Каждый из нас по-своему шел к написанию этой книги; изложенные в ней мысли и идеи формировались у нас на про­тяжении многих лет и оттачивались в долгих дискуссиях и обсуждениях. Но неизмеримо более важным представляется то обстоятельство, что наша книга стала результатом дискур­са, который был начат не нами и в котором мы являемся не более чем двумя из многих участников. Как и другие наши работы, эта книга - продукт самогу массового движения, час­тью которого мы себя считаем. Многие элементы ее новизны лишь отражают то новое, что возникло в ходе теоретических и практических новаций, предпринимаемых множеством. Для нас все наши книги - это в полной мере плод широкой кол­лективной деятельности.

При этом мы оба в равной степени ответственны за каж-Дьщ тезис, за каждое слово в этой работе. За годы совместного творчества мы организовали его таким образом, который де-

XLH1 Предисловие к русскому изданию

Предисловие к русскому изданию

лает каждую нашу книгу в полном смысле слова общей. Свои проекты мы начинаем с продолжительной и основательной дискуссии, в которой рождается план сочинения, разделенно­го на вполне определенные части; затем каждый из нас пишет наброски отдельных глав новой книги. Впоследствии мы об­мениваемся этими набросками, переписывая то, что было сде­лано другим, добавляя новые данные, мнения и аргументы. Затем снова происходит то же самое, и текст переписывается вновь - столько раз, сколько потребуется для того, чтобы каж­дый из авторов признал его своим, хотя на деле он оказывает­ся столь общим, что никто из нас не может в результате с уве­ренностью утверждать, кем же именно была написана та или иная часть книги.

Даже в этом мы - приверженцы множества. Поэтому мы считаем себя интеллектуально и практически связанными с прошлым и настоящим коммунистического движения. Обра­щаясь к нему в поисках вдохновения и сверяя результаты на­ших исследований с коммунистической теорией, мы не можем не замечать, насколько серьезно эта традиция модифицирова­на в последние годы сторонниками альтерглобализма. В аль-терглобалистском движении мы различаем элементы как про­должения, так и трансформации трех упомянутых выше проектов: борьбы против государства, ныне направленной как против национальных правительств, так и против наднацио­нальных структур, подобных Европейскому Союзу или «боль­шой восьмерке»; критики частной собственности, обращаемой на новые явления - от неолиберальных схем приватизации и неравноправных торговых соглашений (таких как НАФТА) до кодификации нематериальной собственности (интеллекту­альной, собственности на генетическую информацию и т. д.); движения к демократии, которое в том или ином виде прояв­ляется практически всюду - от возмущения антидемократи­ческой природой как национальных, так и глобальной систем власти до поиска более демократических форм организации самих протестных движений.

Сами эти движения представляют собой прежде всего про­должение и развитие пролетарской критики (понимаемой в марксистском смысле - как преодоление и отрицание) труда и

XLIV

эксплуатации в эпоху кардинальных изменений в самом спо­собе производства. То, что мы именуем множеством, является поэтому классовым понятием. В нем фокусируются представ­ления и требования трудящихся, а также обозначаются ли­нии вызревания нового классового противостояния в совре­менных условиях.

Обращаясь к альтерглобалистским движениям как к при­меру продолжения борьбы трудящихся, мы не ограничиваем эту борьбу данными масштабными формами протеста. Напро­тив, мы считаем, что особое внимание следует обращать на каждодневное сопротивление неолиберализму, постоянно возникающее практически на каждом рабочем месте, в каж­дой ячейке общества. В это сопротивление естественным об­разом входят борьба иммигрантов [против этнической исклю­ченное™] и выступления против любых проявлений расизма, провоцируемых отдельными правительствами. Если принять во внимание все эти формы протеста, можно представить себе, сколь масштабны те формы и практики борьбы, о которых мы ведем речь в нашей книге.

Эта борьба трудящихся неразрывно связана сегодня с тре­бованием демократии - не имеющей, однако ничего общего с той «демократией», которую режим Дж. Буша пытается навя­зать Ираку и утвердить в других регионах мира. Когда прези­дент говорит о «демократии» или «свободе», нам остается лишь удивляться, каким упрощению и извращению подверглись в современном мире эти важные понятия. В наши дни демокра­тия в лучшем случае предусматривает периодические выбо­ры, приводящие к ограниченным изменениям в правящей элите. Но гораздо чаще в рамках этого извращенного пони­мания демократическим считается только то, что делается по образцу и в соответствии с волей Соединенных Штатов.

Сегодня мы как никогда нуждаемся в новом открытии демократии. Это жизненно необходимо для того, чтобы очис­тить смысл этого понятия от нынешних извращений. После­днее, заметим, не означает возврата к прошлому. Переосмыс­ление и реконцептуализация демократии предполагает создание теории и освоение практики демократии, адекват-Hbix ситуации, сложившейся в современном глобальном мире.

XLV Предисловие к русскому изданию

Именно поэтому сегодняшняя демократия не может считать­ся универсальной, и наша задача - выявить именно универ­сальные ее формы.

В этой связи следует также признать, что границы нацио­нальных государств, отделяющие народы друг от друга, а по­рой и разделяющие их, не имеют прежнего значения, когда речь заходит о демократическом процессе. Линии классового противостояния; иерархии и рубежи разделенности; направ­ления миграции и усилия по ее ограничению не признают национальных пределов. Для создания теории демократии, соответствующей современной глобальной реальности, необ­ходимо новое географическое воображение, свободное от сте­реотипов, связанных с наличием строгих границ между наци­ональными государствами.

Попыткой отрицания этих границ, причем одной из пер­вых, стала большевистская революция в России. С сегодняш­них позиций очевидно, что русский коммунизм представляет собой как впечатляющее достижение, так и масштабную не­удачу. Советский Союз был несомненным успехом, так как оз­наменовал качественно новый этап в борьбе трудящихся за свое освобождение и дал пример попытки их творческой са­моорганизации. При этом, разумеется, нельзя забывать об ис­торическом значении той борьбы, которую Советский Союз вел против фашизма - как в ходе [Второй мировой] войны, так и во многих других политических противостояниях. В обоих отношениях мы все глубоко обязаны советскому народу.

В то же время советский эксперимент оказался неудач­ным - и прежде всего потому, что он породил серьезные пре­пятствия д/^я развития самого рабочего класса, особенно ког­да демократия и свобода стали требованиями времени. К концу XX века, когда развитие современного способа производства и появление новых технологических возможностей радикаль­но изменили как содержание производственных процессов, так и формы их организации, советская система продемонст­рировала неспособность предоставить трудящимся такую сте­пень свободы и такие возможности самоорганизации, кото­рые соответствовали бы новым возможностям и новому потенциалу рабочего класса. В этом смысле, революция не

XLVI

Предисловие к русскому изданию

смогла перерасти саму себя и потерпела крах - вместо того чтобы оказаться источником постоянного развития.

Современная Россия находится в сложной ситуации. С одной стороны - если судить по доходам и благосостоянию ее граждан, - она безусловно относится к числу второстепенных стран в мировой хозяйственной системе. С другой стороны -если принимать во внимание ее богатства, - Россия занимает значимое место в современном мире. При этом к ее богатствам мы причисляем отнюдь не только естественные ресурсы, хотя они, разумеется, играют важную роль. Основное богатство России - это ее социальный, а не материальный капитал. Уро­вень образования и культуры населения, а также чувство при­частности людей к обществу и ощущение социальной ответ­ственности - вот то, что, на наш взгляд, в наибольшей мере характеризует сегодня российский народ.

Ценнейший опыт революционного и коммунистического прошлого России представляется нам ее величайшим ресур­сом, который может и должен быть использован для будущего развития. Это, разумеется, не значит, что нужно предаться ностальгическим воспоминаниям о прошлом, но историчес­кие прорывы прежних лет могут стать своего рода интеллек­туальной и практической базой для инициирования смелых проектов, отвечающих требованиям нового времени.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 392 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.