В 60-е годы с претензией на новый стиль теоретизирования (в отличие от стиля структурных функционалистов и радикальных эмпириков) стали выступать социологи-феноменологи. Их не устраивало представление о методологии как совокупности приемов, предназначенных для обнаружения неизменных свойств социальной реальности, отказ от попыток определить природу исследуемых социальных объектов, сугубо естественнонаучное отношение к анализу личности и ее деятельности. Для них сама социальная реальность представлялась как искусственная по своей природе, то есть сотворенная самими действующими индивидами. Наши представления о реально существующих объектах, подчеркивали социологи-феменологи, не отделимы от них самих; и наоборот, объекты, с которыми мы имеем дело, тесно связаны с нашими представлениями об этих объектах, зависящих от накопленного каждым из нас социального опыта.
Традиция рассматривать социальные феномены как конституируемые (становящиеся объектами) посредством интерпретирующей деятельности членов общества была заложена австрийским (затем американским) философом и социологом А. Шюцом (1899-1959) в 50-х годах. Исследуя структуру повседневного мышления, Шюц разработал концепцию интерсубъективного мира повседневной жизни. Этот мир, с его точки зрения, существовал до нашего рождения и интерпретировался нашими предками как социальный мир. С это й интерпретацией можно познакомиться в семье и школе. В организованности интерсубъективного мира можно убедиться и при личном знакомстве с ним. Наличный опыт взаимодействия подтверждает или отвергает наши ожидания типичных соответствий. Социальная реальность представляет для нас как субъектов действия существующий до нас интерсубъктивный мир; только благодаря воспитанию и обучению в семье и школе, накоплению собственного опыта взаимодействия с окружающими нас людьми мы в состоянии приобщиться к интерсубъективному миру; такое приобщение позволяет нам ставить перед собой реальные цели и достигать их.
Феноменологи не ограничивают анализ структуры социального мира выделением из всей совокупности отношений между людьми только прямых межличностных (партнерских). Взаимодействие современников может носить опосредованный характер. А. Шюц выделял также и отношения современников с предшественниками, а также отношения современников с преемниками. Действительность является основой для формирования научных понятий, удовлетворяющих потребности повседневной практики.
Такой подход к анализу структуры социального мира позволил А.Шюцу уточнить содержание понятий, которыми оперировали функционалисты, исследуя социальную структуру общества как социальной системы: «социальное действие», «социальная функция», «социальная роль». Социальное действие, с точки зрения А.Шюца,- это продуманное, спроектированное поведение человека во взаимодействии с другими людьми.
Этнометодология Г.Гарфинкеля. Г. Гарфинкель (р. 1917) разработал этнометодологию как целый ряд методов превращения повседневных действий индивидов в очевидно разумные и практически объяснимые. Он рассматривал все социальные события и действия как одинаково важные предметы социологического иссле дования. Чтобы при интерпретации социальных событий и действий социолог смог учесть их специфику, он должен не обращаться к терминам специального научного языка, а использовать те выражения разговорной речи, в которых наиболее полн о фиксируется эта специфика и которые в процессе интерпретации событий и действий обнаруживают свою собственную рациональность. Такие выражения он объясняет индексичными и считает, что предмет этнометодологии составляют навыки и техника использования рациональных свойств индексичных выражений в повседневной жизни [3].
Этнометодологи изучают методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. Социальная жизнь упорядочена только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни.
Анализируя жизнь современного общества и его отдельных структурных образований, феноменологи стараются действовать в духе положений этнометодологии Гарфинкеля о том, что: только участникам взаимодействия удается настолько полно совместить их с точки зрения на происходящие с ними события и собственные действия, насколько всем им удается составить общее представление о конкретных условиях протекания этих событий и осуществления этих действий; не все интерпретируемые взаимодействующие события и действия интерпретируются одновременно, они интерпретируются систематически и в определенной последовательности в интерпретации и от биографий участников взаимодействия. Важнейшая предпосылка развития и передачи научного знания - замена индексичных выражений объективными.
Г. Гарфинкель исходит из того, что для осмысления социального мира члены общества в повседневной жизни используют так называемый документальный метод - части образца (например, наличие типичных признаков явления или предмета) представляют как “документ”, предполагающий существование образца.
По Гарфинкелю, в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца для описания ситуации в целом, а также для упорядочения социальной реальности. Эксперимент: студентов попросили кратко изложить свою личную проблему, по которой они нуждались в совете, а затем задать вопросы специалисту-психотерапевту, специалист находился в соседней комнате, и участники эксперимента не могли видеть друг друга. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог отвечать только “да” или “нет”. Студенты не знали, что ответы “да” или “нет” были заранее предопределены в соответствии с таблицей случайных чисел. Несмотря на то, что ответы были произвольны и не имели отношения к содержанию вопросов, студенты сочли их полезными и осмысленными.
Эксперименты такого рода проливают свет на то, как люди в целом в своей повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Этот эксперимент также иллюстрирует центральную идею этнометодологии – идею “индексации”, согласно которой смысл любого предмета или поведения обусловлен его контекстом, является “индексированным” в конкретной ситуации. Отсюда следует программное положение этнометодологии: черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.
Основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональности научной. Социолога-феноменолога, полагает Гарфинкель, как и функционалиста, интересуют процессы социализации личности и интеграции общества. Однако если в основе парсоновской теории социализации лежит понятие интернализации, то теория социализации, по Гарфинкелю, основана на понятии идентификации, т.е. причисления себя к какой-либо группе.
Феноменологическая социология, марксизм и неомарксизм. Если точки зрения на социальный мир и его природу функционалистов и феноменологов слишком разнятся, считает Гарфинкель, то у феноменологов и марксистов можно найти во взглядах на природу социального нечто общее. Феноменологи признают определенное влияние марксизма на социологию, полагая, что под влиянием марксистского анализа диалектических отношений практики как самосознающей деятельности и исторических условий ее возникновения формировалась и феноменологическая парадигма, то есть исследование проблемы порождения обыденных миров.
Социологи-неомарксисты не сомневались в том, что черты личностей, сформированные в определенных социальных условиях, значительно влияют на организацию общества как социальной системы, и одними из первых попытались определить степень такого влияния [3].
Энтони Гидденс (р. 1938), британский социолог. Ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через социальные действия осуществляется воспроизводcтво структур. Для описания этого взаимодействия Гидденс использует термин “structuration” (структурация). Таким образом, люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры [3].
В социальной жизни Гидденс различает два вида структур: правила и ресурсы. Правила - это процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни. Ресурсы могут быть локализованными (полезные ископаемые, земля, средства производства) или властными (способность одного индивида подчинить себе другого). Властные ресурсы могут существовать лишь в том случае, если они воспроизводятся в процессе человеческой интеракции.
Социальная система как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве (например, государство или бюрократия - образцы поведения на какой-то период времени). Люди – агенты, пользующиеся «общим знанием», как вести себя и поступать с вещами.
Для социолога само понятие “агент” предполагает людей, способных трансформировать окружающий их мир посредством своих действий, а также воспроизводить его. Агенты стремятся к стабильности общества.
Представление о двойственности структуры, по мнению Гидденса, позволяет разрешить спор между детерминистами, которые верят, что человеческое поведение всецело зависит от внешних сил, и волюнтаристами, считающими, что люди, обладая свободной волей, действуют только в соответствии со своими желаниями. Ни первые, ни вторые в принципе не правы, но в каждой позиции есть элементы истины. Он полагает, что только в исключительных обстоятельствах, когда используется непосредственная физическая сила, люди не свободны в своих действиях. Во всех остальных случаях, даже тогда, когда люди заявляют, что у них нет выбора, на самом деле у них есть возможность сделать что-то иначе.
В обществе поведение людей, по Гидденсу, безусловно, сдерживается наличием властных отношений: то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно.
Чтобы социология смогла преодолеть разрыв между действием и структурой, потребуются, заявляет Гидденс, новые исследования возможностей воспроизведения структуры под влиянием целенаправленных действий людей-агентов [3].
Ален Турен (р. 1925) – французский социолог. Акционализм, дополняющий функционалистские и структуралистские концепции.
Основные темы акционалистского анализа – историческое сознание, социальность как осознанное отношение к другому и экзистенциальное, или антропологическое, сознание. Социология Турена ориентирована на практику и становится активным фактором форм ирования общественных движений и изменений [3].
Предметом социологии Турен считает социальные отношения, которых, однако, не бывает в “чистом” виде, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении.
Общество – это не только воспроизводство и приспособление, но и творение, само-производство. Данное свойство общества – самонаблюдение и самоопределение своей практики – Турен именует “историчность”.
«На наших глазах возникают общества нового типа» - постиндустриальное или технократическое, но чаще всего программируемое. Доминирующим фактором развития становятся не экономические условия (при росте экономики), а социальные силы, особенно способность к планированию, организации и контролю. Основная проблема современного общества – не эксплуатация как экономическое условие, а отчуждение, которое Турен рассматривает в рамка общественных отношений: «Наше общество – это общество отчуждения, но не потому, что оно толкает людей в нищету или использует принуждение полицейского характера, а потому, что оно соблазняет, манипулирует, интегрирует» [3].
В программируемом обществе общественная интеграция – не только участие в процессе труда, но и вовлечение индивидов в тотальную систему коммуникации; культурная манипуляция затрагивает потребности и характер поведения во всех сферах жизни, политический контроль силен, как никогда ранее. Отчужденный человек в таком обществе соучаствует и остается зависимым, поскольку соучаствует лишь в той мере, в какой это допускает правящий класс. Это «зависимое участие» определяет отчуждение, но оно служит также уменьшению социальных конфликтов и характеризует отношения между развитыми и развивающимися странами.
В программируемом обществе господствующими группами становятся технократы, бюрократы и инженеры.
Турен считает, что сейчас само понятие социологии сомнительно, поскольку исчезает понятие общества. Это целое сегодня находится в состоянии распада, потому что значительная часть нашей жизни имеет теперь не национальный, а транснациональный характер и потому что целое все меньше основывается на законном порядке и все больше напоминает своего рода менеджмент, причем люди перестают чувствовать себя гражданами. Социальное мышление разрушается. На первый план выходит вопрос: «Когда уже не существует трансцендентных принципов легитимации социального порядка, может ли быть социальная жизнь чем-то иным, чем сплетением интересов, монетарных отношений обмена, стратегий власти, способов обогащения и развлечения?» [3].
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. В чем сущность феноменологии как социологического направления? С какими именами связано его становление и развитие?
2. Что означает «концепция интерсубъективного мира повседневной жизни» А. Шюца?
3. Что означает термин «этнометодология» согласно Г. Гарфинкелю?
4. Поясните следующую цитату Г. Гарфинкеля: «Социальная жизнь упорядочена только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни».
5. Что лежит в основе социализации индивида по Г. Гарфинкелю?
6. Что означают термины «структурация» и «агенты» в учениях Э. Гидденса?
7. Что А. Турен считал предметом социологии? Каковы суждения исследователя о постиндустриальном обществе?
Неофункционализм
Интерес к вопросу о взаимосвязи и взаимодействии между чертами личностей и организацией общества как социальной системы неомарксисты не только не утратили в 80-е гг., но и осознали необходимость еще больше сосредоточить свое внимание на решении этого вопроса, учитывая достижения всех социологических школ и направлений. Некоторые из них, заняв в теоретической социологии позицию, которая к середине 80-х гг. была определена как неофункционализм, прежде всего учли, что: социологи в исследовании эволюции общества обязаны принимать во внимание все точки зрения различных социальных сил.
Общество неофункционалисты стали рассматривать как исторически определенную социальную систему и конкретный жизненный мир, как интерсубъективную и изначально очевидную данность мира самих субъектов жизнедеятельности. Ставшие неофункционалистами бывшие неомарксисты не отказываются от анализа общества со стороны его материального производства и в то же время интересуются коммуникативной рационализацией жизненного мира. Этот подход к исследованию общества и насущных общественных проблем наиболее полно проявился в творчестве немецкого социального философа и социолога Юргена Хабермаса (1929 г.р.), особенно в его работах «Теория коммуникативного действия» (1981) и «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990) [3].
Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Cинтез концепции рациональности социального действия и концепции интеракции. Признавая необходимость системно-функционального анализа социальных явлений и процессов, Ю.Хабермас прослеживает повышение продуктивности капиталистической социальной системы, с одной стороны, за счет спецификации совокупно общественных функций, следовательно, за счет более высокого уровня дифференциации всей системы, а с другой стороны, за счет возрастающей подверженности ее кризисам.
Разделяет все действия по ориентации акторов на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.
Теория коммуникативного действия должна быть социальной теорией, которая стремится утвердиться как критическая. Связь коммуникативного действия и социальной критики затрагивает понятие рациональности. Если “труд” является сферой инструментального действия, в которой рациональность зависит от того, достигнута цель или нет (инструментальная рациональность), то в “интеракции” речь идет о соглашении, о переводе действия из монологического в диалогическое, а следовательно, о коммуникативной рациональности.
Господство определяется по отношению к коммуникации как неравные коммуникативные условия, требующие стратегии «против кого-то», а не консенсуса «с кем-то». Два типа действий: ориентированные на успех и ориентированные на понимание [3].
Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит понятие жизненного мира как основы понимания, понятие «коммуникативной компетенции» (подразумевает знание социальных условий и их интерпретации). По своей сути коммуникативная компетенция ориентирована на понимание и поэтому является интерсубъективной и диалогической; она нацелена на становление смысла и значения языковых выражений через коммуникацию.
Жизненные миры с повседневной коммуникативной практикой находятся в состоянии постоянного обмена с экономикой и государственным аппаратом через выполнение членами общества многообразных социальных функций, социальных ролей. Он различает три фундаментальных ресурса общественной интеграции: деньги, власть, взаимопонимание и солидарность. Границы жизненного мира должна защищать политическая коммуникация, зрелость которой зависит от культурного потенциала, накопленного обществом в ходе коммуникативной рационализации жизненного мира.
Накопление культурного потенциала общества в определенной степени связано с его модернизацией, в ходе которой у людей растет «сознание морально-психологической автономии», то есть они начинают понимать, что сами должны принимать решения по нормам совместной с другими людьми жизни и что эти нормы необходимо им самим вырабатывать с учетом определенных традиций совместного проживания.
Анализируя отношение действующего человека к миру, Хабермас выделяет в первую очередь стратегический аспект действия (действующий человек - объективный мир). В теории коммуникативного действия субъективный и объективный миры четко различаются. Поэтому в определении действия имеется в виду стратегический, норморегулирующий, драматургический аспект, подчеркивается взаимодополняемость всех этих аспектов. Ю.Хабермас выступает против претензии на всеобщность универсалистских принципов морали [3].
Центральным понятием теории коммуникативного действия является «дискурс» – аргументация и понимание людей с общим жизненным миром, связанные с коммуникативной рациональностью, освобожденной от инструментально-рациональных связей.
Понимает общество на двух уровнях: как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство или самоинтерпретация; как “систему” действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Система и жизненный мир – это два различных способа понимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний.
Жизненный мир – это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной “ситуации” – “отрывка” из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.
Выделил в историческом развитии общества следующие этапы: неолитические общества, развитые культуры и модерновые общества.
Основной проблемой и спецификой современности, по Хабермасу, является разъединение системы и жизненного мира, что выражается в процессе овеществления современных жизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, которая включает в себя деньги и власть, не зависящие от языка и коммуникации среды. Это означает не что иное, как поглощение жизненных миров системами.
На стыке между системой и жизненным миром возникают новые конфликты (проблематика окружающей среды, сверхсложность, перегруженность коммуникативных структур и т.п.). Поэтому невозможно понять проблемы современного общества, анализируя только системные процессы; необходима их критика на основе противоположной системному рассмотрению концепции, например, на основе анализа коммуникативного действия с позиций жизненного мира.
Хабермас считает, что критическая теория не должна заниматься идеологиями, поскольку характерной чертой современности является фрагментация обыденного сознания и колонизация его системами. Распад общего понимания жизненных миров обусловливает конец идеологий; место “ложного сознания” занимает фрагментарное сознание. Точно так же устаревшим становится понятие классового сознания, и поэтому критическая теория общества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условий для воссоединения рационализованной культуры с повседневной коммуникацией, основанной на витальной передаче от поколения к поколению [3].
Системная теория Н.Лумана. Исследование противостояния человека, как целостной личности, и общества, как универсальной социальной системы, можно найти в работах коллеги Ю.Хабермаса по перу и соотечественника Никласа Лумана (1927 г.р.). Основные из этих работ: «Теория общества или социальная технология?», написанная совместно с Хабермасом и опубликованная в 1971 г., и «Социальная система» (1984). Во второй половине 80-х годов он занимается решением вопроса о самоописании современного общества, совершенствуя разработанную им в 70-х гг. системную теорию. В этой теории он радикализует функционализм Парсонса, учитывая достижения социологов-феноменологов. В отличие от Парсонса, он представляет социальные системы как более динамичные образования, возникающие в процессе выработки определенного согласия между участниками взаимодействия по поводу их действий и переживаний. Поэтому социальное действие в той или иной социальной системе Луман рассматривает как событие для этой системы, так как от каждого действия, соотносимого действующим лицом с другими действиями в данной системе, зависит существование и развитие такой системы.
Общество как социальная система, с точки зрения Н.Лумана, на основе коммуникации вычленяется из окружающего его мира и представляет собой операционально замкнутую социальную систему. Оно выступает как единое образование благодаря своему отличию от окружающего мира. Общество как социальная система эволюционирует в процессе более полного вычленения из окружающей среды. Так же как Дюркгейм, а затем и Парсонс, Н.Луман различает по типу дифференциации сегментарное общество народов с архаическими устоями жизни и стратифицированное общество с высокой общей и прежде всего материальной культурой.
Дж. Александер о неофункционализме. Исследуя теоретическую логику в социологии, американский социолог Дж. Александер (1945 г.р.) в начале 80-х годов приходит к выводу о том, что социальная наука развивается из-за стремления лучше понять эмпирическую реальность и увеличить концептуальные возможности. Новыми эмпирическими возможностями обусловливается переход от одной теоретической концепции к другой. Феноменологические теоретические концепции 70-х годов лучше отвечали потребностям разработки программ, организации и проведения эмпирических социологических исследований, чем теоретические постро ения структурных функционалистов 60-х годов. Поэтому феменологам в 70-е годы удалось сущест венно «потеснить» структурных функционалистов в области теоретических изысканий. Но одновременно увеличенные собственными теоретическими концепциями социологи "забыли" о достижениях своих предшественников.
В 1985 гг. Дж. Александер вводит в научный оборот термин «неофункционализм», отмечая вступление функционалисткой традиции в социологии в этап реконструкции. Описывая социальные системы, неофункционалисты представляют их не как многообразные варианты конкретных взаимодействий целостных личностей, а как предельные возможности таких взаимодействий. Успешно решается вопрос преодоления разрыва между макро- и микросоциологией, формируется новая социологическая парадигма. Существенные сдвиги в социологическом анализе, произошедшие в 80-е годы, начинают учитываться при написании учебников по социологической теории в конце 80-х - начале 90-х гг. (Э.Гидденс, Р. Коллинз, Дж. Ритцер, Н. Смелзер).
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Как рассматривали общество привержены неофункционализма? Кто впервые ввел данное понятие?
2. В чем смысл теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса?
3. Что означает термин «жизненные миры» согласно Ю. Хабермасу и какую функцию они выполняют?
4. Что означает категория «дискурс», занимающая центральное место в теории Ю. Хабермаса?
5. Какие исторические этапы развития общества выделял Ю. Хабермас?
6. Как представляет общество Н. Луман и почему? Что означает социальное действие, согласно ученому?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Общество и природа в социальных учениях
2. Общество и человек в социальных учениях
3. Потребности и психологические (природные) особенности людей
4. Факторы исторического развития общества
5. Политическое устройство общества и власть
6. Государство и право в социальных учениях
7. Бедность и богатство (материальное благополучие)
8. Понимание «идеального» и «нормального» в общественной жизни
9. Социальное неравенство и дифференциация
10. Эмпирические исследования общественной жизни
11. Роль религии в общественной жизни
12. Война и мир, социальные противоречия
13. Организация экономической жизни общества, труда и быта
14. Индивидуализм и коллективизм
15. Вопросы собственности
16. Справедливость в учениях об обществе
17. Управление обществом
18. Индивидуальные, групповые и общественные интересы
19. Роль знаний, образования, разума
20. Права и обязанности человека
21. Конфликты и их изучение
22. Социальные системы и системный подход в социальных учениях
23. Структура общества
24. Поведение людей
25. Национальный вопрос
26. Интеграция социология с другими науками
27. Социальные ценности и нормы
28. Объяснение общества и общественной жизни
29. Социальные функции и их объяснение
30. Закономерности общественной жизни
31. Проблемы свободы и зависимости в обществе
32. Производство, распределение и перераспределение благ
Список рекомендуемой литературы:
1. Аберкомби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкомби, С. Хилл, Б. С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1997. – 420с.
2. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
3. Социология: учебник / Ю. Г. Волков [и др.] – М.: Гардарики, 2000. – 474 с.
4. Воронцов, А. В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2 ч. Ч. 1: Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.
5. Воронцов, А. В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2 ч. Ч. 2: Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с.
6. Гайденко, П. П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 368 с.
7. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
8. Григорьев, С. И. Начала современной социологии: учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов – М.: Магистр, 1999. – 248 с.
9. Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2007. – 608 с.
10. Иванов, Д. В. Парадигмы социологии: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 72 с.
11. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / ответствен. редактор Г. В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 576 с.
12. История социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А. Н. Елсукова [и др.] – 2-е изд, перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 1997. – 381 с.
13. Капитонов, Э. А. Социология XX века. / Э. А. Капитонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
14. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия для студентов вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академия, 1997. – 352 с.
15. Кравченко, А. И. Социология: учеб. / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 536 с.
16. Курбатов, В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учебное пособие / В. И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с.
17. Лоусон, Т. Социология. А-Я: словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФИАР-ПРЕСС, 2000. – 608с.
18. Общая социология. хрестоматия / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; пер. В. Г. Кузьминов; под общ. ред. Н. И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006. – 783 с.
19. Проблемы теоретической социологии. – С.-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 248 с.
20. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
21. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
22. Сорокин, П. Система социологии: Части I, II, III / П. Сорокин. – Сыктывкар, 1991
23. Социология. Наука об обществе: учебное пособие / под общей редакцией проф. В. П. Андрущенко, проф. Н. И. Горлача. – Харьков: Институт востоковедения и международных отношений, 1996 – 668 с.
24. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
25. Социология: учебное пособие / А. Н. Елсуков [и др.]; под ред. А. Н. Елсукова – Мн.: НТТТТ «ТетраСистемс», 1998. – 560 с.
26. Социология: учебное пособие / под ред. проф. Э. В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995. – 272 с.
27. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
28. Фролов, С. С. Социология: учебник. – 3-е изд., доп. / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 1999. – 344 с.
Иллюстрационный материал:
1. Ксенофан Колофонский: википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F1%E5%ED%EE%F4%E0%ED#mediaviewer/File:Xenophanes_in_Thomas_Stanley_History_of_Philosophy.jpg (дата обращения: 15.12.2014)
2. Демокрит, Эпикур и Аристотель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mlahanas.de/Greeks/Atoms.htm (дата обращения: 15.12.2014)
3. Socrates [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meandyou.munix-music.de/9/greek-philosopher-socrates (дата обращения: 15.12.2014)
4. Платон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aip.org/history/cosmology/ideas/greekworldview.html (дата обращения: 15.12.2014)
5. Эпикур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apps-builder.com/user/preview/58167/iEpicurus (дата обращения: 15.12.2014)
6. Сервий Туллий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://photo.scrolls.combats.com/~Servius Tullius (дата обращения: 15.12.2014)
7. Аквинский Фома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://umich.edu/~engtt415/ethics/ (дата обращения: 15.12.2014)
8. Петрарка Франческо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bridgemanimages.com/de/search/keyword/cowl (дата обращения: 15.12.2014)
9. Помпанацци Пьетро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wreferat.baza-referat.ru/Помпонацци (дата обращения: 15.12.2014)
10. Аврелий Августин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hristiane.info/page/5595/?cat=0 (дата обращения: 15.12.2014)
11. Мор Томас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.timetoast.com/timelines/st-thomas-more-autobiography (дата обращения: 15.12.2014)
12. Кампанелла Томмазо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blogrider.ru/blogs/164802/posts/id/5540527/5_sentyabrya_v_istor…Томмазо Кампанелла (Tommaso Campanella) (дата обращения: 15.12.2014)
13. Левкипп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tcd.ie/trinitylongroomhub/events/details/2014-04- (дата обращения: 15.12.2014)
14. Де Местр Джозеф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.searchquotes.com/quotes/author/Joseph_Marie_De_Maistre/1225… (дата обращения: 15.12.2014)
15. Милль Джон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Society/Ideology/image1979218_Джон_Стюарт_Мил… (дата обращения: 15.12.2014)
16. Спенсер Герберт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dailykos.com/story/2012/04/09/1081885/-Social-Darwinism-Fro… (дата обращения: 15.12.2014)
17. Токвилль Луи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emersonkent.com/history_notes/alexis_de_tocqueville.htm (дата обращения: 15.12.2014)
18. Сен-Симон Анри [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blogerma.ru/?p=3754 (дата обращения: 15.12.2014)
19. Фурье Шарль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fixquotes.com/authors/charles-fourier.htm (дата обращения: 15.12.2014)
20. Конт Огюст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://groundupradio.com/images/auguste-comte-sociology (дата обращения: 15.12.2014)
21. Конт Огюст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thg.ru/education/200508101/print.html (дата обращения: 15.12.2014)
22. Спенсер Герберт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirnash.ru/educator44.htm (дата обращения: 15.12.2014)
23. Спенсер Герберт [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.countries.ru/library/culturologists/spenser.htm (дата обращения: 15.12.2014)
24. Спенсер Герберт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=273 (дата обращения: 15.12.2014)
25. Маркс Карл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vcpi.clan.su/blog/karl_marx_quotes_about_equality/2014-03-11-38 (дата обращения: 15.12.2014)
26. Маркс Карл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lichnosti.net/photo_13853.html (дата обращения: 15.12.2014)
27. Маркс Карл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eternaltown.com.ua/биографии/4233 (дата обращения: 15.12.2014)
28. Вебер Макс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-106069.html?page=160 (дата обращения: 15.12.2014)
29. Вебер Макс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://labazov.livejournal.com/802652.html (дата обращения: 15.12.2014)
30. Энгельс Фридрих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2011/10/23/8521 (дата обращения: 15.12.2014)
31. Кетле Жак [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post121385510/ (дата обращения: 15.12.2014)
32. Виллерме Уильям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.snipview.com/q/Louis-Ren%C3%A9%20Villerm%C3%A9 uis-René Villermé (дата обращения: 15.12.2014)
33. Ле Пле Гийом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=85 (дата обращения: 15.12.2014)
34. Бут Чарльз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=32 (дата обращения: 15.12.2014)
35. Раунтри Бенджамин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mostevent.ru/view_social.php?id=1713 (дата обращения: 15.12.2014);
36. Баули Артур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.npg.org.uk/collections/search/portrait/mw99959/Sir-Arthur-Lyon-Bowley (дата обращения: 15.12.2014)
37. Ленгерке Александр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://peoplecheck.de/s/alexander+von+lengerke (дата обращения: 15.12.2014)
38. Вирхов Карл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusplt.ru/ww1/history/protiv-natsionalizma-i-patriotizma-14458.… (дата обращения: 15.12.2014)
39. Вебб Сидней и Беатриса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nhpproxy.webcreatif.ch/cgi-bin/cgiproxy/nph-proxy.cgi/111110A/h… (дата обращения: 15.12.2014)
40. Вебер Макс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cs.mcgill.ca/~rwest/link-suggestion/wpcd_2008-09_augmented/wp/m/Max_Weber.htm (дата обращения: 15.12.2014)
41. Дюркгейм Эмиль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://holmogorow.nigilist.ru/obshestvoznanie/elite.htm (дата обращения: 15.12.2014)
42. Дюверже Морис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://persons-info.com/persons/DIUVERZHE_Moris/ (дата обращения: 15.12.2014)
43. Лебон Гюстав [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livelib.ru/author/226999/quotes (дата обращения: 15.12.2014)
44. Тард Габриэль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Tard/tard.html (дата обращения: 15.12.2014)
45. Кули Чарльз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krugosvet.ru/node/35748 (дата обращения: 15.12.2014)
46. Теннис Фердинанд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newsland.com/index/news/tag/90768/page/2/ (дата обращения: 15.12.2014)
47. Лилиенфельд П. Ф. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1231 (дата обращения: 15.12.2014)
48. Данилевский Н. Я. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulex.ru/rpg/portraits/35/35684.htm (дата обращения: 15.12.2014)
49. Кули Чарльз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mobile.studme.org/127010125998/sotsiologiya/psihologicheskiy_evolyutsionizm_amerikanskoy_sotsiologii (дата обращения: 15.12.2014)
50. Морено Жан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi-i.blogspot.ru/2013/05/blog-post_2603.html (дата обращения: 15.12.2014)
51. Ландберг Джордж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pomninas.ru/catalog/articles/--0/landberg__djordj_ (дата обращения: 15.12.2014)
52. Сорокин П.А., Мертон Роберт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sociolog.net/photo.html (дата обращения: 15.12.2014)
53. Дарендорф Ральф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://megabook.ru/article/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84%20%D0%A0%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%84 (дата обращения: 15.12.2014)
54. Шюц Альфред [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/schutz_a/ (дата обращения: 15.12.2014)
55. Гарфинкель Гарольд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://postnauka.ru/books/1852 (дата обращения: 15.12.2014)
56. Турен Ален [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0126663 (дата обращения: 15.12.2014)
Учебное электронное издание
Елена Алексеевна Морозова
Анна Валентиновна Мухачёва
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
электронное учебное пособие
(тексто-графические учебные материалы)
Редактор
Технический редактор
Заказ №
Подписано к использованию
Объем 14 Мб
Кемерово: КемГУ, 650043, Кемерово, ул. Красная 6