Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологические воззрения Питирима Сорокина




Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - российско-американский социолог 20-го столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сот статей) во многом определили характер и основные направления развития современной со циологии. Его творчество представляло собой качественно новый этап в развитии социологической мысли как по широте охвата, так и по глубине и оригинальности разработки в первую очередь макросоциологических проблем. Особенно велик вклад Сорокина в понимании предмета, структуры и роли социологии, механизма и путей социального развития, социальной структуры общества и социальных перемещений, социокультурной динамики. П.А. Сорокин - классик социологии 20-го столетия. Иногда говорят, что он совершил “коперниковскую революцию в социологии”.

Большой вклад внес П. Сорокин в разработку проблемы социального равенства. В понятие «равенство», отмечал он, вкладывается обычно двоякий смысл: а) абсолютное равенство индивидов, их тождество, что «утопично, неосуществимо, ретроградно и социально вредно»; б) равенство в смысле обеспечения выделения социальных благ пропорциональн о заслугам того или иного индивида, т.е. по принципу «каждому по заслугам», «каждому по мере выявления сил и способностей», «каждому по мере таланта», Такой общий подход, считал Сорокин, был всегда и существует сегодня.

Специфика современного понимания равенства в другом - в критерии измерения заслуг и определения доли благ. Раньше этот критерий был не индивидуальным и не равным, ибо подлинная ценность индивида определялась высотой социального положения той группы (рода, касты, сословия), из лона которой он вышел. Теперь степень заслуги индивида определяется его личными свойствами, его индивидуальными заслугами. и поэтому их критерий индивидуален и равен. Отсюда - падение наследственных привилегий или бесправия, а также религиозно-юридической основы дифференциации общества. Теперь личность - самоцель, выступает таковой и оценивается как таковая. Лозунг «каждому по заслугам» тот же, но содержание его существенно изменилось, так как он призывает к распределению благ совсем иначе.

Другое отличие. Раньше основная ценность была религиозной, ибо ценности – «Божья благодать». Ныне она - человеческая, светская, ибо «человек самоцель и ни для чего и ни для кого средством быть не может», а «человеческая личность - высшая ценность». Теперь основа ценности - степень общественной полезности индивида или группы. В условиях капитализма лозунг «каждому по его заслугам» приобрел форму «каждому по его капиталу». Но в ближайшее время, отмечал П.А. Сорокин, ему на смену придет лозунг «каждому по степени его личного социально-полезного труда», ибо основная глобальная тенденция – «распространение прав и благ на все человечество». Это и наблюдается в XX в.

П.А. Сорокин полемизирует с марксистским пониманием равенства и непосредственно с положением Ф. Энгельса из «Анти-Дюринга» о том, что содержанием пролетарского равенства является исключительно социальное равенство, понимаемое в смысле уничтожения классов, что всякое требование равенства, переходящее эти пределы, неизбежно является нелепостью. П.А. Сорокин считает, что система марксизма тем самым значительно ограничивает и суживает характер равного распределения социальных благ, а тем и само понятие равенства, ибо при таком подходе допустимо лишь более или менее равное право на экономические блага, но не может быть, немыслимо и абсурдно равное распределение благ иного рода (например, права на знания, т.е. интеллектуальное равенство; права на честь, уважение и признание; права на максимум моральности, т.е. моральное равенство). При этом интеллектуальное равенство мыслится П.А. Сорокиным как «обладание более или менее одинаково развитыми логико-мыслительным аппаратом, а не обладание одинаковыми познаниями».

В связи с проблемой социального равенства П.А. Сорокин рассматривает и темы национальности, национального вопроса и национального равенства. Он считает, что национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи. То, что обычно обозначается этим словом, есть, по его мнению, просто результат нерасчлененности и неглубокого понимания дела. Суть национального вопроса не в национальном, а в правовых ограничениях, а так называемое «национальное неравенство» есть лишь частная форма общего социального неравенства. С точки зрения П.А. Сорокина, спасение не в национальном принципе, а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства прав всех входящих в нее личностей, а поскольку они образуют сходную группу, то и народов. Индивид, с одной стороны, и человечность, с другой, - вот то, что нельзя упускать из виду нигде и никогда, как неразъединимые стороны одного великого идеала.

Проблемы социального равенства-неравенства затрагиваются Сорокиным и при рассмотрении вопросов стратификации общества в работе «Социальная мобильность». Несмотря на то, что в конституциях, пишет Сорокин, как правило, записано, что все люди равны, общество никогда не бывает однородным, оно всегда дифференцировано. Что же объединяет людей в группы или страты? Где основа групп, составляющих общество? Основанием такого единства П. Сорокин считал наличие причинно-функциональных отношений между тремя элементами взаимодействия: индивидами, актами, смыслами.

Сорокинская теория стратификации шире принятого в марксизме определения классов, где почти все внимание уделено экономическому признаку. Основываясь на определении, разработанном Сорокиным, можно получить более разнообразную социальную структуру общества, причем не только горизонтальную, но и вертикальную. В этой связи необходимо отметить, что П. Сорокин впервые обратил особое внимание на значение внутригрупповых различий по вертикали. «Общественная структура, - писал он, - сложная сеть взаимопроникающих друг в друга систем и подсистем. Общество дифференцируется не только в межгрупповом, но и во внутригрупповом статусе». Под статусом ученый понимал совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид.

В работах П. Сорокина разработаны формы расслоения (страты) общества. Он выделял несколько основополагающих признаков: экономический (беден - богат); профессиональный (престижный – не престижный труд); политический (властвующий - управляемый характер деятельности). Эти признаки взаимодействуют по вертикали. Низкий статус в одном звене определяет низкое положение в другом. В основе стратификации, по мнению Сорокина, лежат: разные функции, вызывающие расслоение на управляющих и управляемых; окружающая среда - благоприятная и неблагоприятная; неодинаковые внутренние способности и качества людей.

Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт.

Кравченко А.И. отмечает, что «российская школа не сыграла особой роли в развитии мировой социологии. Исключением является П.А. Сорокин, которого по универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России и умерший в США, прославил нашу социологию» [14].

 

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. В чем заключалось своеобразие российской социологии?

2. Опишите постулаты теории культурно-исторических типов по Н.Я. Данилевскому.

3. С именами каких российских философов связано развитие социологии в 18-19 вв.?

4. Кого по праву можно назвать «гуру» российского социологического знания и почему? Какой вклад внес философ в отечественную науку?

5. Что означает социальное равенство согласно П. Сорокину?

6. Как П. Сорокин подходил к стратификации общества? По каких критериям выделял стратификационные группы?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.