Вильфредо Парето (1848-1923) рассматривалобщество как систему, главное в которой было - поддержка «эквилибриума» (равновесия).
Проблемы социологии, по мнению автора, следствие экономической теории [3]. Большая часть человеческих действий является иррациональной, нелогичной даже в области экономики. Социология как логическое понимание нелогических действий должна была дополнить экономическую теорию и превратить политическую экономию в эмпирическую науку.
Истинные движущие силы истории – чувства. Теории идеологии, социальной стратификации и теории элит. Исторические закономерности сводились к закономерностям иррациональной психики жизни отдельных индивидов, а идеологии навязывались языками чувств.
Логическими действиями Парето признавал те, при которых субъективное соотношение цели и средства совпадает с объективной данностью, установленной логически и экспериментально [3]. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной природы, вклиниваются чувства, мировоззрение, природа и т.д. – т.н. «осадок». Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают, потому придумывают словесные объяснения и логические оправдания своим действиям. Осадки, деривации и их отношение к поведению людей представляет собой основные факты и предмет изучения социологии. За идеями часто скрываются деривации, которые служат определенной цели: например, убедить народ в необходимости старого порядка (старая элита), перемен (новая элита) [8].
Остатки (осадки) – распознаваемые проявления психологических тенденций, личностных компонентов, внутренние биологические импульсы, определяющие социальное поведение человека. В подтверждение тому примеры истории, когда видные политики и даже целые государства прибегают к нелогичным действиям. К классовым осадкам Парето относит: инстинкт комбинации, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, что выражается в стремлении поддерживать и сохранять однажды сформированные связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувство социальности, собственности; половой инстинкт [23].
Элиты – подлинные источники дериваций. Разделял людей типа «осадков» комбинации (лисы), стойкости (львы), соединения. Общество Парето – система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т.е. по состоянию равновесия, при котором ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим [3].
Мифы о народном представительстве, суверенитете, эгалитаризме на деле маскируют существование и деятельность политического класса или правящей элиты. Власть может осуществляться от имени народа, может властью для народа, но не может быть властью самого народа (Моска).
«Социальная физиология» - распределение богатства и власти в обществе. Социальная система находится в постоянном движении, т.к. происходит циркуляция элит. Общество Парето называл «кладищем элит».
Общество становится системой благодаря действию 5 факторов: бессознательных импульсов поведения людей; «деривативов» - «псевдологических теорий и аргументов» людей для того, чтобы скрыть свои мотивы; экономических факторов; неравенства человеческих существ и социальных групп; социальная мобильность и циркуляция элит.
Социология может справиться со своим предметом только при взаимосвязи с другими науками (психологией, экономикой и т.д.). Логико-эмпирический анализ (наблюдение, эксперимент, мат.обработка) – основной метод.
Роберт Михельс (1876 - 1936)- один из основателей политической социологии, сформулировал закон олигархии современной демократии (вождизма, культа личности). Первое предупреждение о культе личности в рабочем движении.
Согласно мыслителю, неизбежны и абсолютно закономерны бюрократизация и олигархическое перерождение всех демократических партий и прочих движений. Это следствие организационных требований. Олигархия есть положительное явление, о чем свидетельствует история: вожди никогда не передают свою власть массам [23].
Людвиг Гумплович (1838-1909). История – естественный процесс, что обусловлено несвободой воли и единством природы и духа (монизмом). Переименовывает три стадии развития Конта: теистическая, рационалистическая, натуралистическая.
Основополагающий естественный закон – полигенизм (множественность источников этнического происхождения человека). В процессе попытки установления господства одних этнических группировок над другими появилось «каннибальское использование», что и явилось основой государства.
Поведение групп определялось тремя моментами: социально-эгоистической когерентностью (чувством «мы»); стремлением к самосохранению»; постоянными усилиями по улучшению своего положения в жизни.Это служит постоянным источником конфликтов между группами. Теория возникновения государства, основанного на силе, не нашла сочувствия у современников, как и прочие его теории, пронизанные несвойственным эпохе Просвещения пессимизмом [3].
Морис Дюверже (1917-2014). Политическая социология – наука о власти, изучающая отношения управляющих и управляемых. Ее основной задачей является выявление двуличия власти, поскольку политика представляет собой борьбу между индивидами и группами за власть, которой победители пользуются в ущерб побежденным, и одновременно – усилия по построению общественного порядка выгодны всем.
Современный капитализм – «двуликий Янус» - противоречивое единство аутентичности демократии и власти владельцев капитала. Этот дуализм – глубинная основа западной системы.
Устранение императива прибыли, порождающего основное противоречие капитализма – между увеличением количества продуктов и деградацией качества жизни – может быть достигнуто путем перехода к демократическому социализму [23].
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Почему В. Парето тесно связывал социологию и экономику?
2. Какова теория В. Парето, описывающая поведение людей? Почему их действия часто иррациональны?
3. Изложите сущность теории элит В. Парето.
4. Почему Р. Михельс считал олигархию положительным явлением в обществе?
5. Что явилось основой государства, согласно Л. Гумпловичу?
6. Чем определяется поведение групп, согласно Л. Гумпловичу?
7. Что представляет собой политическая социология в интерпретации М. Дюверже?