К середине 30-х годов социологи США накопили значительный эмпирический материал, полученный в ходе различных по тематике и масштабу исследований. Но они решали отдельные проблемы общественной жизни.
За решение соответствующей задачи взялся Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.), который в 1937 году опубликовал свою первую книгу «Структура социального действия». В ней он наметил стратегию построения общей социологической теории, которой придерживался и в дальнейших работах («Социальная система», «К общей теории действия» (с Э. Шилзом), «Общества: эволюционные сравнительные перспективы», «Система современных обществ», «Социальная система и эволюция теории действия»). Другим важнейшим представителем этой социологической школы является Роберт Кинг Мертон (1910 г.). Его основные труды: «Социальная теория и социальная структура», «Социальная структура и аномалия», «Явные и латентные функции», «Социология науки» [3].
Кравченко А.И. отмечает: «парадоксально, что, несмотря на обилие социологов, Америка дала миру лишь одно чисто национальное течение – символический интеракционизм – и только одного великого социолога – Толкотта Парсонса» [14].
Парсонс занимался проблемой профессионального самосознания в здравоохранении, системой воспитания, семьей и социализацией, проблемой власти и влияния, феномена возраста, болезни, смерти и религии, религиозными организациями, расовыми проблемами.
Структурно-функциональная теория социальных систем Т. Парсонса. Цель теоретической деятельности Парсонса - усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Парсонс предположил, что для разработки структурно-функциональной теоретической системы сложились благоприятные условия (теоретические предпосылки) [3].
Дюркгейм осуществил анализ стабильности социальной системы, состоящей из функционально дифференцированных ролей. Вебер обосновал необходимость эмпирического изучения социальных организаций и институтов, используя обобщенную теоретическую схему. Антропологи стали рассматривать общество как единую функциональную систему. Психологи стали анализировать человека как динамическую структурно-функциональную систему.
Как и Э. Дюркгейм, Т. Парсонс в своих трудах значительное внимание уделял проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны “взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение” и только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе.
Свою теорию Парсонс создал как синтез трех направлений: британской социальной антропологии Малиновского и Радклифф-Брауна, социологии Дюркгейма и теории действия Макса Вебера. Общая теория действия должна служить основой для кодификации социально-научных знаний, руководством для исследований и базой для специализации социальных наук. Она должна стать универсальной теорией всех социальных наук. Общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Основные понятия: действие, организм, деятель, ситуация, ориентация на ситуацию, мотивационная ориентация, социальная система, система личности, система культуры.
Начав разработку систематической теории в социологии, Парсонс ввел в научный оборот систему координат «действующее лицо - ситуация», аналогичную системе координат в биологии – «организм – среда». Эмпирическая работа социолога приобретает смысл благодаря «системе координат» как наиболее общей конструкции категорий. В отличие от Дюркгейма, Парсонс рассматривает социальную систему не как систему «культурных стандартов», а как систему мотивированного поведения, взаимодействующую с культурными стандартами как с окружающей средой. Новый подход к социальным системам избавляет Т. Парсонса от прежнего противопоставления общества и личности, которое было характерно для концепций как Дюркгейма, так и Вебера. У Парсонса личность и общество представлены как две относительно самостоятельные подсистемы общей системы действия [3].
В его концепции понятие «роль» соединяет подсистему действующего лица как психической единицы с определенной социальной структурой. А сама роль определяется как дифференцированный «сектор» целостного действия личности, как элемент обобщенной стандартизации действий того или иного индивидуума в социальной системе. Особое значение в социологии, по мнению Парсонса, имеет анализ процессов интернализации (усвоения ценностей и норм общества, культурных образцов) и социализации (усвоение стандартов и идеалов групп до уровня мотивации социального действия). Эти процессы непосредственно связаны с решением четырех проблем выживания социальных систем или системных реквизитов: адаптации достижения цели, интеграции и латентности как сохранения формы и снятия напряжения («схема эйджил» - по первым буквам этих слов на английском языке).
Система стандартизированных ожиданий, согласно Парсонсу, - важнейший аспект социальной структуры. Выявление действующих в социальных системах, коренящихся в культуре и определяющих направленность и характер действия людей стандартизированных ожиданий (нормативных экспектаций) - главный предмет социологического анализа Парсонса. В ролях ожидания интегрируются с мотивами деятелей. В процессе стандартизации система ожиданий должна приобрести достаточную степень определенности. Неопределенность в системе ожиданий - источник социальной аномии.
Интеграцию систем стандартизированных ожиданий с эффективной совокупностью поддерживающих их санкций следует рассматривать, согласно Парсонсу, как процесс институционализации.
Ценности (образцы) Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы - как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения. Парсонс постоянно выступал за понимание социологии как науки об институциональной структуре, а не о социальных системах вообще.
Личность, социальная система и система культуры – перспектива и объект экономического анализа. В центре находится ориентация деятелей. Понятийная схема занимается связями между «составными частями» в интерактивной ситуации. Для деятелей ситуация состоит из «объектов ориентации» (социальных, физических, культурных). Действие включает в себя мотивационный компонент (деятель, поступая в соответствии со своими интересами хочет получить награду и избежать депривации). Деятель формирует систему ожиданий от ситуации.
Парсонс различает 5 видов переменных действия, определяющих полярные типы ориентации в ситуации: аффективность-нейтральность; ориентация на себя – ориентация на коллектив; универсализм-партикуляризм; достигнутое-приписываемое; специфичность-диффузность;
Пример: медицинские профессии. Альтруистический идеал отношений, ориентированный на коллектив, универсалистские отношения и ориентация на достижения, эмоциональный нейтралитет, специфические нормы и ролевые ожидания.
Кравченко А.И. отмечал, что Парсонс, подобно Эйнштейну, пытался создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи и подобно великому физику потерпел в этом неудачу – ученые предпочитали частные социологические теории, более детально описывающие свою часть реальности [14].
Общество - социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Общество также представляет собой огромный коллектив, который Парсонс называл социетальным сообществом. Для выживания и развития такое сообщество, состоящее из личностей, должно придерживаться единой культурной ориентацией. А для этого личности в социетальном сообществе должны обладать соответствующим уровнем культуры поведения и действия. Самодостаточность социетального сообщества, по Парсонсу, не требует выполнения его членами всех ролевых обязательств внутри общества. Но общество должно предоставить своим членам достаточный набор ролевых возможностей для реализации фундаментальных потребностей личностей и самого общества в целом.
Полагая, что консенсус представляет собой важнейшую общественную ценность, Парсонс считает главной задачей социологии анализ институциализации образцов ценностных ориентации в социальной системе для достижения “социального равновесия”. При этом есть два пути: социализация; создание механизмов социального контроля.
Парсонс, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: adaptation (адаптация); goal attainment (целедостижение) выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность; integration (интеграция) относится к координации частей социальной системы; latency (удержание образца) предполагает сохранение и поддержание основных ценностей.
Анализ Парсонса эволюции обществ неразрывно связан с его подходом к социальным системам и социальным сообществам как к процессу взаимодействия (интеракции). Среди всех процессов изменения общества Парсонс выделяет процесс усиления адаптивных возможностей и исследует дифференциацию основных элементов и подсистем общества [3].
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Назовите основные идеи структурного функционализма Т. Парсонса? Почему исследователя называют единственным «стоящим теоретиком» американской социологической мысли?
2. С какими основными понятиями были связаны идеи Т. Парсонса?
3. Каким образом Т. Парсонсу удалось представить личность и общество как две относительно самостоятельные подсистемы общей системы действия?
4. Какую роль выполняли ценности и нормы в социологии Т. Парсонса?
Функционализм Р. Мертона
Функционализм Р. Мертона (1910–2003 гг.). Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций» [3].
Методика функционального анализа: требования системы – описание механизмов – диагностика нарушений. Мертон хотел соединить структурно-функциональный анализ и эмпирическое социальное исследование, построить «теорию среднего уровня» ка к альтернативу «большой теории» Парсонса.
Для наблюдения и изучения функций Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Именно здесь, на среднем уровне, как подчеркивает Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе. Он выразил свое несогласие с теорией структурного функционализма Парсонса, претендовавшей на эти качества всеохватности и универсальности.
Определив таким образом свой «объект» исследования, Мертон выдвигает целый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода к делу. При этом он выделяет три ключевых условия или требования функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер аксиом: это «функциональное единство» и «функциональная принудительность». В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институциональные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.п.).
Впервые заговорил о дисфункциях в обществе, структурном напряжении функциональными, дисфункциональными и нефункциональными следствиями. Одна и та же функция может выполняться альтернативными объектами: функции связаны с переменными структурами, существуют функциональные альтернативы. Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». Функция - это «те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». Дисфункция - это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде». Выделял явные и латентные функции. Под последними понимал те, у которых объективные последствия отличаются от субъективных диспозиций, т.е. эти следствия не предполагались и вызваны намеренно. Пример: явная цель машины служить средством передвижения, латентная – демонстрировать престиж хозяина [3].
Классическим примером социологического анализа Мертона, построенного на основе теории среднего радиуса действия, является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р. Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:
- конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);
- инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);
- ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);
- ретритизм - отрицание и того и другого (анархизм, наркомания, бродяжничество);
- мятеж, бунт - замена и первого и второго (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм).
Этот пример мертоновского подхода к острым социальным проблемам демонстрирует две стороны его учения: стремление к утверждению стабильности в обществе и выявление условий, которые ее ограничивают.
Мертон сформулировал понятие «самоисполняющийся прогноз» вслед за теорией Томаса, согласно которой «Если люди считают ситуации реалными, то они реальны по своим последствиям». Часто побуждают к действиям не объективные факты, а слухи, предрассудки. Пример: слух о банкротстве банка может заставить вкладчиков массово изъять средства и действительно приведет к банкротству.
Отсюда теория «ин-группs» (in-group) и «аут-группы» (out-group), когда человек приписывает группе, к которой принадлежит положительные свойства, а чужой – отрицательные.
Также выделяется «саморазрушающийся прогноз»: водитель, узнав о пробках, поедет по другой дороге и избежит их. Респонденты при следующем опросе об антисемитских настроениях будут осторожнее с ответами.
Вводит понятие ролевого набора (поведенческие ожидание ингрупп) и ролевого конфликта (противоречие между различными ожиданиями) [3].
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Какова суть функционилизма Р. Мертона как социологического течения?
2. Опишите основной инструмент социологического познания Р. Мертона, называемый «теорией среднего радиуса действия».
3. Что Р. Мертон понимал под социальной дисфункцией?
4. Назовите 5 типов социальной адаптации по Р. Мертону?
5. В чем основа выделения ин- и аутгрупп по Мертону?
6. Что такое «саморазрушающийся прогноз»?