Гюстав Лебон (1841-1931 гг.). Психология толпы.
Был одним из пророков неминуемой гибели Западной цивилизации, отстаивал концепцию расового детерминизма: признавал иерархический характер рас и особой значимости расовой принадлежности в развитии цивилизации.
Решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. Цивилизация как продукт интеллектуально творческой элиты. Но в современных условиях эра элиты сменяется эрой масс, эра слепой и стихийной толпы. Современная жизнь все больше определяется поведением толпы, представляющей всегда слепую разрушительную силу. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, т.е. невыразимых в понятиях логики, догматизма, популизма, нетерпимости, всемогущества, потому что ими управляет закон «духовного единства толпы». Революции – проявления массовых истерий [23].
Габриэль Тард (1843-1904 гг.) противостоял органицизму Дюркгейма с позиций номинализма (направление, считавшее общие понятия лишь именами единичных предментов). Один из основоположников социальной психологии.
Противоречие между неповторимостью индивида и реальностью социального бытия пытается преодолеть с помощью созданной им теории подражания (процесса повторения различных форм бытия). Социология должна изучать психологические воспроизведения результатов подражания, имеющих повторяемость, число и измерение [23].
Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм. Каждое новшество – продукт индивидуального творчества одаренной личности, которое в случае эффективности начинает повторяться до тех пор, пока эта тенденция не «схлестнется с новой волной» инноваций из другого центра.
2 основных метода социологии: археологический и статистический. В широком применения «числа и меры» к изучению общества – магистральный путь в развитии социологии.
Чарльз Кули (1864-1929 гг.) – предшественник символического интеракционизма, последователь Спенсера (понимание социальной эволюции как органического общественного процесса) [3].
Основу взаимодействия составляет психическая природа человека, потому что общество не может обойтись без психических реакций, чувств, взаимных оценок человеком человека. «Не существует чувства Я … без соответствующего ему чувства Мы, или Он, или Они». Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как на м кажется, мы производим на окружающих.
Выделял 2 типа социального неравенства: кастовый (на основе наследования статуса) и классовый, где статус достигается благодаря конкурентной борьбе.
Человек становится личностью, развивая свое Я посредством процесса интеракции с другими. Поэтому Кули отрицал предположение об автономном рациональном индивиде и выступал за то, что приобрело величайшую важность для понимания американской социологии – социальный генезис Я. Человек и общество взаимодополняют друг друга, но не доминируют друг над другом. Каждый индивид единственный в своем роде. Социально существует не как оторванное от индивида (как у Дюркгейма), а как процесс интеракций, поведения индивидов, направленного друг на друга. Человеческая природа одновременно индивидуальна и социальна [3].
Свою концепцию противопоставлял инстинктивизму – нельзя придавать инстинктам значения универсальных мотивов поведения. Человеческая природа пластична и подвижна, ее можно заставить работать в любом направлении, если правильно понять ее законы.
Подчеркивание творческой силы общества – существенный нюанс американского социологического мышления.
Первичные группы (primary groups) – небольшие группы без специализации на основе прямых (face-to-face) отношений, как семья, детская группа при игре, соседи. Они первичны, поскольку:
1) распространены везде;
2) являются естественными образованиями (не планируются);
3) индивид получает самый первый опыт человеческих отношений (проходит первичную социализацию);
4) в процессе отношений в первичных группах возникает и развивается то, что называется «человеческой природой» [3].
В первичных группах существует не только гармония, но и конкуренция, вражда.
Вторичные группы – крупные объединения людей, основанные на формализованных, внеличных отношениях, поскольку они сознательно создаются людьми в определенных целях.
Кули считает вторичные группы и их принципы потенциальной угрозой миру «первичных отношений» и тем самым – человеческой природе.
Сознательная деятельность всегда социальна. Вводит термин «коммуникация» как механизм существования и развития человеческих отношений.
Ввел понятие «Зеркальное Я» («Looking-Glass Self»). Я или его познание – это нечто, что приобретают в интеракции с другими; оно основывается на организации воспринимаемых представлений в сознании («зеркальное Я»).
Употребляет понятие «социальный разум» по аналогией с «коллективным бессознательным» Дюркгейма, часто в динамическом аспекте. Много внимания уделяет динамически изменяющейся взаимосвязи Я и общества. Считал политику и экономику вторичными элементами общественной системы, на первый план выводя межличностные отношения, за что был часто критикуем [3].
Уильям Мак-Дугалл (1871-1938). Теория инстинктивного поведения, целевая, гормическая (от греч. гормэ – стремление, желание, порыв) концепция поведения. Организм человек наделен витальной энергией, проявляющейся в гормэ – движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов [23].
Набор инстинктов человека связан с психофизиологическим предрасположением – наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Основные социальные инстинкты: семья, торговля и пр. Число инстинктов сильно менялось: Мак-дугалл насчитывал 11, потом 14, Уильям Джемс насчитывал 38, Фрейд свел их к двум. Войны объясняются предрасположенностью людей к драчливости, накопление общественного богатства – склонностью к стяжательству и скупостью, религия – комбинацией инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с родительским инстинктом, возникновение общественных институтов и организаций, рост городов – стадным инстинктом.
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). Основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта человека и общества. Два основных инстинкта: Эрос (стремления к жизни) и Танатос (стремление к смерти). Основная детерминанта человеческого поведения – либидо [23].
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Какие социологические воззрения развивал создатель психологии толпы Г. Лебон? Как они дополнялись теориями Мак-Дугалла и Фрейда?
2. Что понимал под инструментом подражания Г. Тард? Какие проблемы с его помощью могли преодолеть отдельные представители общества?
3. Каковы основные идеи течения символического интеракционизма Ч. Кули?
4. Что означает термин «Зеркальное Я» по Ч. Кули?
5. Что означает «социальный генезис Я», согласно Ч. Кули?
6. Охарактеризуйте роль первичных групп в социализации личности.
7. Что понимал под социальными инстинктами У. Мак-Дугалл и какую роль отводил им в жизни общества?
8. Какие инстинкты в поведении человека выделял З. Фрейд?