Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зарождение теории конфликта: исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса




 

Исторический материализм - это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.) в середине - второй половине 19 века. Ее место и роль в социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются прежде всего через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

К. Маркс развил сильные стороны учений Смита, Сен-Симона, Конта и Спенсера, предложил содержательную общесоциологическую теорию – исторический материализм. Он не скрывал, что его труды в экономии направлены против господства буржуазии над пролетариатом, что типично скорее для лидера-харизматика, чем для ученого, который стремится к поиску истины путем диалога с коллегами. Отрицательно философ отнесся к контовскому проекту «Социология». Ему принадлежит тезис «История – не более чем деятельность человека, достигающего цели» [8].

Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, - способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия [8].

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция - не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Такой взгляд на общество вошел в историю общественной мысли как исторический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени. На его основе социолог формулировал доказательства неизбежного, по его мнению, саморазрушения исторически сложившихся буржуазных общественных отношений и замены их такими отношениями, которые бы отвечали бы насущным чаяниям людей.

Вместе с тем в последние годы жизни Маркс искал и альтернативные варианты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя.

Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношений и классовой борьбы. При этом в работах начального периода Маркс акцентирует жесткую социальную дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению всех людей на две группы - угнетателей и угнетаемых, а классовая борьба трактуется им не иначе как сердцевина исторического процесса. Рациональное зерно исторического материализма состоит в изучении влияния системы материально-производственных отношений и интересов на функционирование иных социальных субсистем – прежде всего правовой и политической, понимания влияния материальных интересов классов и социальных общностей на их менталитет, психологию, а также уяснение конкретных особенностей классовых конфликтов.

Маркс выделял 3 великих общественных класса: буржуазия, пролетариат и крестьянство. В буржуазном обществе происходит постоянная ассимиляция промежуточных элементов социальной структуры (крестьянства, мелкой буржуазии, интеллигенции и т.д.), вследствие чего конвергенция между антагонистическими классами и формирование «среднего класса» практически невозможна. Потому обострение социальных конфликтов и доведение их до революции – объективная тенденция развития [23].

Общество по Марксу – продукт взаимодействия людей (очных и заочных, непосредственных и опосредованных, отличных по причинам и поводам, мере длительности и постоянства, зависимости от сознания и воли людей, важности для индивида и общества).

Экономические отношения – базисные – сложная структура, включающая разнообразные производственные связи людей, прежде всего отношения собственности в силу того, что разные люди в разной степени владеют пользуются и распоряжаются средствами производства, играют принципиально отличную роль в распределении и получении материальных и духовных благ.

Философ понимал социальные отношения в узком и широком смысле. В узком они представляли собой объективно определяемые взаимосвязи между социальными группами и классами, симбиоз экономических, политических и духовных отношений на уровне социально-классовых взаимодействий. В капиталистическом обществе выделяет 2 класса: буржуазию и пролетариев, которые всегда находятся в антагонизме.

В последних же работах Маркс более обстоятельно анализирует социальную структуру капиталистического общества, вводит уточняющие критерии класса, отмечая не только отношение к средствам производства, но и общность деятельности, способов мышления и образа жизни. Особенно важно для вычленения класса - осознание принадлежности к социальному единству, ощущение отличных интересов от интересов других групп, наличие воли к совместным действиям.

Маркс допускал разные формы классовой борьбы, но кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции. Главным вопросом революции Маркс считал вопрос о власти, подчеркивая, что государственная власть имеет сложную, по крайней мере, двойственную природу: это не только инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс становится также и политически господствующим классом, но и механизм для выполнения общих управленческих задач, вытекающих из природы всякого общества.

Неизбежность социалистической революции, призванной ликвидировать частную собственность, обосновывал следующим: принципиальной непримиримостью основных классов; тем, что развитие производительных сил опережает развитие производственных отношений; теорией общественно-экономических формаций, согласно которой их смена возможна только революционным путем; учением о базисе и надстройке (производственных отношений и прочих).

Маркс резко критиковал понимание общества как государства и противопоставлял его гражданскому обществу, под которым понимал форму жизнедеятельности людей на основе экономических, а не государственных отношений. Выдвигал теорию «целостного человека» и «родовой сущности человека», закон спиралевидного прогресса. Развитие общества по Марксу важнее законов его сохранения. Механизмы саморазрушения общества: тенденции нормы прибыли к понижению, пролетаризация и пауперизация населения, усиление классовой борьбы.

А. И. Кравченко отмечает: «Карла Маркса считают основателем теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Это самая крупная фигура среди социальных философов вообще». Таким образом, несмотря на то, что Маркс презрительно относился к социологии и социологом себя вряд ли считал, марксизм, согласно мнению большинства его последователей, был признан в свое время чуть ли не самой «чистой общественной наукой» (последние активно выступали на разнообразных социологических конференциях и форумах) [14].

Если посмотреть на марксовскую социологию революции из разных временных координат, то в ней, конечно, можно найти и противоречия, и двусмысленности, и просто ошибки. Часть из них, сообразуясь с меняющейся жизненной практикой, исправил сам Маркс, что-то скорректировал после его смерти Энгельс, а что-то просто не выдержало испытание временем.

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Какова роль марксизма в эволюции социологического знания описываемого периода?

2. На каких постулатах строили свои воззрения на общественную жизнь К. Маркс и Ф. Энгельс?

3. В связи с чем согласно К. Марксу противоречия и конфликты считаются основой общественного развития?

4. Какие социальные классы выделялись в рамках марксистской концепции?

5. Почему апологеты марксизма считали неизбежной классовую борьбу и призывали к революции?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 839 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2437 - | 2356 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.