История социологии
Электронное учебное пособие
(тексто-графические учебные материалы)
Кемерово
© Е. А. Морозова, 2015
© А. В. Мухачёва, 2015
© Кемеровский государственный университет, 2015
ISBN
Об издании – 1, 2, 3
УДК 316 (075.8)
ББК С51(0)я73
M80
Издается по решению редакционно-издательского совета
Кемеровского государственного университета
Составители:
Морозова Е. А. – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента КемГУ
Мухачёва А. В. – старший преподаватель кафедры менеджмента КемГУ
История социологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / составители: Е. А. Морозова, А. В. Мухачёва; КемГУ. – Электрон. дан. (14 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 500 МГц; 512 Мб оперативной памяти; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); 14 Мб свободного дискового пространства; операц. система Windows ХР/7/8; Adobe Reader. – Загл. с экрана. – Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» __________ свид. № _____ от ___________. |
Учебное пособие разработано по дисциплине «Социология» для направления подготовки «Менеджмент» в соответствии с ФГОС ВПО, содержат материал для самостоятельного изучения раздела «История социологии», тематику рефератов, список рекомендуемой литературы. В пособии изложены в хронологическом порядке учения об общественной жизни представителей различных эпох, основные социологические направления и теории. Изучение истории социологии является необходимым фундаментом и предпосылкой для успешного освоения студентами других разделов дисциплины «Социология». Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Менеджмент», а также может быть полезно для студентов направления подготовки «Экономика».
© Е. А. Морозова, 2015
© А. В. Мухачёва, 2015
© Кемеровский государственный университет, 2015
Текстовое электронное издание
Минимальные системные требования:
Компьютер: Pentium 3 и выше, 500 МГц; ОЗУ 512 Мб; 14 Мб на жестком диске; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); привод
CD-ROM
Операционная система: Windows ХР/7/8
Программное обеспечение: Adobe Reader
Номер государственной регистрации электронного издания ____________.
© Е. А. Морозова, 2015
© А. В. Мухачёва, 2015
© КемГУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
ТЕМА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ.. 8
1.1. Античность. 8
1.2. Средневековье. 15
1.3. Эпоха просвещения. 27
ТЕМА 2. НОВОЕ ВРЕМЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ.. 44
2.1. Первые эмпирические исследования, философия истории и политэкономия 44
2.2. Идеи политического устройства нового времени. 50
2.3. Становление социологии как науки. 57
ТЕМА 3. НОВОЕ ВРЕМЯ: НАУЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.. 68
3.1. Классификация основных социологических теорий. 68
3.2. Зарождение теории конфликта: исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. 72
3.3. Статистика как эмпирический инструментарий социологии. 77
ТЕМА 4. НАЧАЛО 20 ВВ.: РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ 80
4.1. Социология Э. Дюркгейма и его последователей. 80
4.2. Социология бюрократии М. Вебера. 90
4.3. Другие социологические концепции на основе власти. 95
4.4. Социологические концепции на основе психологии. 99
ТЕМА 5. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 20 ВВ.: РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ И СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ.. 104
5.1. Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы.. 104
5.2. Новые направления социологической мысли на расширенном эмпирическом базисе 106
5.3 Структурный функционализм Т. Парсонса. 112
5.4 Функционализм Р. Мертона. 118
ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ.. 122
6.1. Социологическая мысль в России до начала 20 века. 122
6.2. Социологические воззрения Питирима Сорокина. 126
ТЕМА 7. НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ.. 131
7.1. Конфликтология новейшего времени. 131
7.2. Возникновение феноменологии и этнометодологии. 133
7.3. Неофункционализм. 141
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.. 148
Список рекомендуемой литературы: 149
ВВЕДЕНИЕ
Социология – это наука об обществе, предметом изучения которой являются закономерности функционирования различных социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества. Предметное поле социологии охватывает широкий круг вопросов существования и развития общества, отдельных социальных групп и личностей.
Особенность дисциплины «Социология» состоит в том, что она, несмотря на свою «молодость» относительно прочих общественных дисциплин отличается широчайшим спектром различных теоретических школ и течений, рассмотреть которые в полном объеме не представляется возможным. Кроме того, современная социология имеет богатую предысторию, даже краткое изложение которой занимает большой объем времени. Поэтому история социологии выносится для самостоятельного изучения с помощью настоящего учебного пособия.
Каждый человек в ходе социального созревания руководствуется не одним, а многими, зачастую противоречащими друг другу представлениями об обществе. Все мы в течение короткой жизни в сжатом виде проходим путь человечества, избавляясь от одних взглядов на общественную жизнь и обогащаясь другими, что обуславливает необходимость изучения эволюции социологической мысли в рамках человеческой истории.
Первые попытки осмысления общественной жизни можно было встретить еще у первобытных людей, которые строились на основе следующих принципов: целостность мировоззрения; коллективистская (примитивно-коммунистическая по А. Григорьеву [6]) сущность сознания; мифологичность; тотемизм; антропоморфизм (приписывание явлениям природы свойств человека); религиозность.
Наши предки полагались скорее на интуитивно-мистические постулаты об окружающей общественной действительности, подкрепленные традиционно-бытовой целесообразностью, чем на абстрактные концепции и теории, да и необходимость в построении последних отсутствовала. Многие исследователи Возрождения и более поздних эпох описывали это время как «естественное состояние человека»: одни указывали на его звериный и эгоистический характер («война всех против всех» Гоббса), другие идеализировали данный период как воплощение утраченной свободы, равенства и братства, гармонии с природой и наличия естественных прав человека (Дж. Локк, идеологи буржуазных революций во Франции и пр.). Так или иначе, понимание общества первобытными людьми было во многом уникально и не повторялось в рамках дальнейшей человеческой истории.
В процессе обобществления подходов к периодизации истории социологии предлагается выделение следующей хронологии этапов:
1. Донаучный этап (до XIX века);
2. Классический этап (XIX в.)
3. Современный этап (XX – нач. XXI в.)
В учебном пособии представлен обзор основных учений об общественной жизни, начиная с античности и заканчивая современностью. Теоретический материал изложен в соответствии с тремя основными периодами в развитии социологии. Материалы по истории социологии в специальном учебном пособии позволяют студентам более подробно изучить тему, сопоставить точки зрения мыслителей разных эпох и научных направлений, проследить тенденции в становлении науки, выделить отдельные тематические разделы.
История социологии изучается в рамках дисциплины «Социология» в цикле общих дисциплин, базовая часть (Б1.Б5). Студенты ОФО изучают дисциплину на 2 курсе в 3 семестре.
Изучение раздела «История социологии» способствует формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: владению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации.
Изучать историю социологии рекомендуется после освоения основных методологических тем по социологии («Объект, предмет и задачи социологии», «Методологические основы социологии», «Структура социологии как науки», «Общество, его функционирование и развитие»). Это позволит студентам более адекватно воспринимать сложный теоретический материал, поскольку они уже познакомятся с базовой научной терминологией, будут иметь представления как о науке в целом, так и ее основных тематических разделах.
Для контроля знаний по истории социологии обучающиеся должны подготовить рефераты (доклады) по одной из предлагаемых тем, разработанных так, чтобы студенты внимательно изучили весь представленный в учебном пособии материал и рассмотрели определенную «сквозную» проблему, которую в своих учениях затрагивали разные мыслители. Оценка за реферат (доклад) учитывается в общей системе рейтинговой оценки знаний студентов.
Максимальный балл за реферат проставляется при условии полного и всеобъемлющего отражения в нем основных направлений социологической мысли и учений об обществе, их главных представителей в соответствии с темой реферата, прошедших самостоятельную переработку студентом. Средний балл проставляется при общем отражении изложенного в учебном пособии материала относительно темы, но недоучета отдельных важных социологических концепций и их формирователей. Низкий балл за реферат ставится в случае поверхностного представления рассмотренных в учебном пособии общественных учений, очевидной неполноте их отражения.
ТЕМА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ
Античность
Несмотря на то, что социология как наука стала формироваться лишь в 19 веке, ее зачатки появились значительно раньше. Источники социологии можно найти в рассуждениях древних мыслителей и мудрецов, в их философских и житейских советах по различным вопросам. Примерами таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. А индийские тексты “Махабхараты” определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Основная тенденция в осмыслении общественной жизни древними греками заключалась в понимании взаимосвязи между общественным, природным и личностно-индивидуальным. Ксенофан Колофонский (IV-V в. до н.э.) выступал с критикой религиозности: «Боги в головах людей, отсюда их богоподобие». Общество согласно философу образуется случайными взаимосвязями людей, в нем нет ничего детерминированного. Левкипп (V-IV в. до н.э.) при анализе социальной материи утверждал, что действительность состоит из атомов, общество – из атомов-людей. Общественная жизнь – частный случай природной жизни, понимаемой атомистически. Сократ (469-399 гг. до н.э.) подчеркивал эвристическую ценность учения древних об обществе как «большом человеке» (идеолог организмизма). Самый известный лозунг философа - «познай самого себя» - в отношении общества трактовался таким образом: занимаясь самоанализом, человек занимается обществознанием. Познать общество необходимо для постижения искусства жить [8].
Но непосредственно античный период развития социологии связан с такими именами как Демокрит, Платон, Аристотель (5-4 вв. до н.э.).
Древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) учил, что общество возникает в лоне природы. Люди развиваются благодаря своим потребностям. Потребность, по Демокриту, учительница жизни. Люди создают свои законы, но законодательство в обществе возникает не “по природе”, а творится неестественно, и потому политические установки и требования - субъективны, неистинны, если они направлены не на благо. Демокрит считал рабство законным и необходимым явлением, а главной целью государства и политических деятелей - обеспечение общих интересов свободных граждан. Индивид обязан подчиняться государству, раб - господину, а общество должно согласовываться с природой, из которой оно возникло. Рациональным государством он видит демократию. Бедность в демократическом полисе лучше, чем богатство в монархии. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению. Полис - это общее дело всех его свободных граждан. Государство воплощает общее дело всех его свободных граждан, и заботу о них, определяет права и обязанности граждан. Социальная проблематика гипотез Демокрита содержит много рационального.
Выдающийся древнегреческий философ Платон (427-327 гг. до н.э.) выступил с консервативной утопией “идеального” государства. Творчество Платона обширно и разнообразно. Социально-политические проблемы наиболее полно решаются в его трудах “Политика”, “Государство”, “Законы”. Потребность в государстве и законах Платон объясняет постоянным стремлением людей к удовлетворению своих желаний, тем самым приближаясь к общественному идеалу. Главное зло современного ему общества он видит в человеческом эгоизме, проистекающем из коммерциализации человеческих отношений. Сребролюбие, жадность, корысть, своеволие и дерзость подрывает стабильность общества. Такое общество больно изнутри, и его необходимо лечить.
Существуют и различные несовершенные, правильные и неправильные формы государственного устройства. Правильными формами государства Платон считает монархию и аристократию, потому что они законны, и их деятельность направлена на достижение в обществе блага и согласия. Негативными формами политического устройства для Платона выступают тимократия (господство честолюбцев и корыстолюбцев, стремящихся к наживе и обогащению), олигархия (господство кучки богачей-расточителей, злодеев, мастеров темных дел, способных на преступление людей, не занимающихся своими делами), демократия - власть большинства, которая может быть законной и незаконной, если демос - народ силой овладеет властью, и тирания - власть одного лица над всеми.
Государство Платона - это афинская идеализация кастового строя. Его суть состоит в делении граждан на три разряда - сословия: философов - правителей (разумное начало), стражей (яростное начало) и непосредственных производителей - земледельцев и ремесленников (начало неразумное и вожделеющее). Каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно и не вмешиваться в дела других сословий [8].
Наивысшим достижением всей античной политической мысли стало творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Ученик Платона, выдающийся древнегреческий ученый, основоположник логики, психологии и ряда других отраслей знаний, Аристотель оставил огромное творческое наследие: учение об обществе и власти. Признавая вечность существования мира и вечное движение, Аристотель приходит к выводу о существовании вечной причины мира и его вечного движения. Смысл жизни человека - достижение высшего блага через деятельность. Только разумная деятельность делает человека красивым.
Государство-полис возникает естественно, как и все живые организмы в природе. Лишь в государстве человек становится полноценным, потому что человек “по природе своей существо политическое”, “существо социальное”. Тот, кто живет вне государства либо недоразвитое моральное существо, либо сверхчеловек. В основном труде “Политика” Аристотель предпринимает попытку объективно разобрать в достоинствах и недостатках различные формы правления и предложить наиболее оптимальный вариант государственного устройства.
Анализ происхождения и развития государства дает Аристотелю возможность сделать вывод, что историческими формами общения людей стали семьи, поселения, состоящие из нескольких семей, колонии, то есть родовая сельская община, из которой происходит государство-полис. Государство доминирует над индивидом, семьей и родом, потому-то призвано обеспечить высокую нравственность всех граждан. Государство - это высшая форма отношений.
Аристотель выделяет в обществе сословия свободных людей: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные работники, зажиточные люди (знать), воины, стражи, судьи, управленцы. Самым полезным классом он считал земледельцев, которые вследствие своего образа жизни и территориальной разбросанности не склонны активно вмешиваться в управление государством. Делом управления должны заниматься люди, имеющие достаток и способность, знания и умения, то есть средний класс.
Система Аристотеля содержит очень много элементов социологических знаний. В частности, он заложил элементы научного знания о социальном управлении, определил некоторые его задачи. Аристотель впервые поднимает и частично решает проблему образа жизни и отмечает, что он значительно зависит от познания, от того, что человек понимает под счастьем или благом. Он также глубоко рассмотрел Аристотель и такую сугубо социологическую проблему, как досуг и свободное время. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т.п. [8]
Аристотель, как и Платон, подчеркивал, что деление людей на властвующих и подчиняющихся – естественный закон природы, рабовладение – благо и проявление справедливости. Тем не менее, он ратовал за воздержание от plexonia (привилегий и преимуществ) и поднимал вопрос о типах общества как формах дружбы людей.
Также особенно стоит отметить и философское гедонистическое течение античности, к постулатам которого не раз возвращались социологи следующих эпох при построении своих теоретических систем социальной действительности. Так, Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и Лукреций (около 99-55 гг. до н.э.) выступали в качестве теоретиков индивидуализма. Согласно философам идеалом общества выступает атараксия – состояние невозмутимости и душевного покоя, разумного наслаждения жизнью, удовлетворенности собой и жизнью, достигаемой лишь мудрецами. Инструментами для достижения данного состояния являются развитие познавательных способностей, избавление от невежества, уклонение от страданий. Примечательны также их суждения о популярных в то время вопросах о жизни и смерти: душа смертна, нет ни ада, ни рая, «пока мы живем смерти нет, когда умерли – нет нас».
Таким образом для учений Древней Греции характерны следующие черты: характер утопий, крайняя противоречивость друг другу по осям материализм-идеализм, атеизм-религиозность, индивидуализм-коллективизм. Анализ развития социологических знаний в Древнем мире свидетельствует об огромном скачке в развитии от наивных представлений о реальности до создания социально-философских систем и обобщений, способствующих более достоверному представлению человека об окружающем мире, о своем обществе, самом себе и своем бытии [8].
Необходимо отметить, что в древности были зачатки и эмпирических исследований, как правило, в виде переписей. Упоминание в Библии о первой переписи населения у древних евреев относится к 12 в. до н.э. Но наукой подтверждается факт проведения переписи населения царем Давидом около 973 г. до н.э. Перепись заняла продолжительный период. Ее результаты свидетельствовали, что у израильтян было более 800 тыс. сильных мужчин, пригодных воевать, а у иудеян - 500 тыс. Несомненно, переписи населения имели политико-экономическое значение.
В истории Древнего Рима встречается много фактов и данных о развитии социальных эмпирических обследований. Еще во времена легендарного Ромула население Рима учитывалось и переписывалось. Исторические сведения свидетельствуют о том, что тогда в Риме жили три племени (латиняне, сабиняне и этруски) или так называемые трибы. Первым в Риме, кто ввел регулярную перепись населения и осуществил реформу триб, преобразовав родовые трибы в территориальные, а население разделил на различные слои и сословия по имущественным цензам, стал правитель Сервий Туллий (578-535 гг. до н.э.). Во времена его правления велись списки новорожденных, несовершеннолетних и умерших. С именем Сервия Туллия связывают праздник paganalles, на который собирались все жители, и каждый приносил с собой соответственно пола и возраста монету соответствующей стоимости. По монетам определялось, сколько имеется взрослого населения, а сколько несовершеннолетних. Это периодическая информация, своего рода дополнение к цензам. Каждые пять лет в Риме проводились цензовые контроли, которые осуществлялись царями, а с появлением Римской республики - консулами. С 443 г. до н.э. вводится должность цензора, в обязанность которого входило не только осуществление цензов, но и соблюдение моральности, поведения, составления списков сенаторов и населения, распределение за центуриями и трибами и т.п. На основе таких данных определялась налоговая политика, структура и качественный состав армии и т.д.
При императоре Августе Октавиани (63-14 г. до н.э.) с целью иметь сведения о населении в Риме составлялись специальные сборники документов, статистических данных и т.п. В Древнем Риме уделялось большое внимание разработке проблем государственного строительства и организации управления. Имеется множество интересных данных о механизмах государственного управления, в частности, умелое использование принципов управления толпой, массой, в том числе методов манипулирования, о знании социальной психологии и ее учета в государственной деятельности, военном деле и т.п. В Древнем Риме широко использовались традиции, социальные ценности, престиж, авторитет и т.п. для обеспечения функционирования социальных институтов с их нормативами, санкциями, регулирующей деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что в античной истории Древней Греции и Древнего Рима представлены богатейшие факты о развитии социальных исследований.
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Где были заложены истоки социологического знания?
2. Какие древнегреческие философы развивали учения об обществе?
3. В чем заключается связь общества и природы согласно учениям Демокрита?
4. Опишите основные идеи утопии «идеального государства» Платона.
5. Назовите основные тезисы системы учений об обществе Аристотеля.
6. С какими именами были связаны социологические воззрения Древнего Рима? Каковы основные постулаты указанных философов?
Средневековье
Распад античного общества в Европе привел к тому, что христианство становится господствующим элементом духовной жизни общества и подчиняет контролю все звенья социального организма. В центре внимания проблема жизненных сил человека, их естественные и социальные основы. Принципиально новые представления об обществе отсутствуют в силу натурального производства, феодализма и раздробленности государств, отсутствия тесных экономических, культурных и духовных связей, власти инквизиции. Общество теологизируется. Переориентация всей жизни общества на религиозной основе познания отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит на небеса. Наука становится лишней, превращается в служанку религиозной идеологии - христианства.
С 5 века берет начало эпоха Средневековья, в которой, в свою очередь, выделяются три стадии: раннее средневековье (5-11 вв.), период развитого феодализма (11-15 вв.), позднее средневековье (конец 15 - середина 18 в.). Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром - шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знаний незаслуженно занижена. Стремление к возрождению научного поиска на основе античного наследия жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения о социологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось под покровительством христианского богословия, основывающегося на христианской философии, рассматривающей человека продуктом Божьего творения [8].
Видный и достаточно известный религиозный мыслитель Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) в трудах “О граде божьем”, “Земном граде” и др. противопоставляет государству мистически понимаемый “божий град” - церковь, рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земным царством матери. Августин развивает теологическое понимание истории, подчеркивая, что исторические события зависят от божественного провидения, определяет жизнь общества как противостояние двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Не отрицая светской власти, Августин, по существу, признавал приоритет над светской властью духовной власти и в такой форме освещал государственную власть. Не считая рабство божественным созданием, Августин, однако, призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. В учении Августина Аврелия существовали и противоречия. В частности, он указывал, что Богу заранее известно, кого ждет спасение, а кого наказание, благочестивые поступки не могут изменить предвидение. Подобная фаталистичность вызывала протест даже церковников, т.к. отрезала путь к раю путем служению Богу [23].
Философ выделяет шесть периодов развития общества, символизирующих 6 дней творения Богом мира: младенчество (от Адама и Евы до Потопа), детство (от Потопа до Авраама), отрочество (от Авраама до Давида), юность (от Давида до Вавилонского плена, когда царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил в Вавилон всех иудеев), зрелость (от Вавилонского плена до рождения Иисуса Христа), старость (от Иисуса до Страшного суда) [23].
Другим апологетом церковной философии средневековья выступал Фома Аквинский (1225-1274), согласно которому общество состоит из людей по подобию Бога, имеющих бессмертную душу. Бог определил место каждого в обществе, неравенство и иерархию. Некоторые люди наделены Божественным даром (харизмой) для управления другими. Общество от Бога, но есть в нем и от Дьявола (искажения общественной жизни). Католическая церковь уполномочена от Бога управлять государством [8].
Синтезом наследия двух источников - античности и Средневековья стали оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрождения, берущей начало в XIV в. на юге Италии при возникновении предпосылок разрушения феодализма. На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центре которой стоит человек с его потребностями, стремлениями, желаниями, - гуманизм - светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связанное с изучением вновь открытых произведений античности. Гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социальную направленность - на человека с его интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм находит истинную красоту и радость в земном развитии и существовании, а не в загробном мире.
В эпоху Возрождения в философии и социальной мысли выделяются три этапа: 1) гуманистический (середина 14 - середина 15 в.), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром; 2) неоплатоновский (середина 15 - первая треть 16 в.), связанный с возникновением проблем бытия; 3) натуралистический (середина 16 - начало 17 в.), связанный со стремлением применять законы природы к познанию социальной действительности, реальности в обществе [23].
Великие гуманисты наступившей эпохи Возрождения Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Боккачо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм Ротердамский, Ульрих фон Гуттен, Сервантес Томас Мор, Томмазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховной телесную природу человека. Человеческие потребности, нужды, интересы, стремление человека к чувственным радостям считаются естественными. Если человеку его чувственные потребности даны самой природой, то, очевидно, они одинаковы у всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Познание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и общественного положения, направлено против феодально-сословного неравенства. Гуманисты считали идеалом единение человека и природы, искали гармонию такого единения, защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человеком, проповедовали культ знания, образованности, духовности и труда, считали, что судьба человека определяется не его знатным происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его активностью, благородством, добропорядочностью, честностью, мудростью, доблестью.
На переломе классического Средневековья и эпохи гуманизма выдающейся личностью был Данте Алигьери (1265-1321 гг.) - философ, политик, поэт, дважды осужденный церковью к сожжению. Вершиной его творчества стала поэма “Божественная комедия” из ста песен. В поэме талантливо сочетаются богословские, философские, научные и поэтические представления о мире. Данте в своих произведениях на стыке философии и подлинного искусства проводил тезис о необходимости беречь и ценить человека, т.к. только он обладает волей выбирать между Добром и Злом [23].
В эпоху возрождения певцом свободы человека, его гармонического развития выступал Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) - философ-моралист, основоположник гуманизма Возрождения. В труде “О средствах против счастливой и несчастливой судьбы” осветил существование двух начал в человеке - Добродетели и Судьбы. Человек не может найти счастье в богатстве, потому что богатство - источник зла и зависти. Он ратовал за равенство и конец царивших в то время междуусобных войн в Италии по вине богачей [23].
Выдающийся историк эпохи Возрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино / 1379-1444 гг.). Он являлся основатель гуманистической историографии. Труды мыслителя «Данте», «Жизнь Петрарки», «История флорентийского народа» и «Записки о событиях моего времени» отражают попытки раскрыть сущность исторических явлений и событий, определить их место в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого человека. Он считал гражданские свободы серьезным фактором исторического процесса, проповедовал право каждого человека на жизнь. Государством должны запрещаться принудительный труд, применение пыток, жестокое или неуважительное отношение, унижающее достоинство человека. Каждый человек, подчеркивает Бруни, имеет право на свободу передвижения, свободный выбор места жительства, человек достоин знаний и образования. Он первым начинает развивать идею будущей эмансипации женщины [23].
Другой философ эпохи Возрождения Валла Лоренцо (1405-1457 гг.) развивал идеи эпикурейства: «коль человек есть творение Бога, как и природа, он должен развиваться вместе с природой, ему должны быть присущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу, жаждущую его». Стремление к самосохранению, согласно его учению, главная потребность человека [23].
Критиком положений религии выступал Пьетро Помпанацци (1462-1525), который,однако, защищал нравственность: «Считающие душу смертной лучше защищают добродетель… Страх смерти – рабское чувство». Но не все способны на подобную добродетель, поэтому религия все же нужна для того, чтобы держать людей в страхе. Общество, согласно философу, живой организм, отсюда естественность умственных и физических различий людей; необходимость соразмерности неравенства, «как в симфонии соразмерны различные голоса»; наличие общей цели человеческого рода, особых людей (государственных мужей, ученых), выражающих эту цель; неизбежности зла, угнетения слабых сильными; потребности людей в нравственности, основанной на «деятельном разуме» и идее смертности души; гармонии между частями целого организма-общества.
Однако творческая деятельность гуманистов тогда, в эпоху Возрождения, ограничивалась несколькими торговыми городами Италии, мало проникала в соседние государства и земли, охватывала незначительную часть общества. Постепенно проблемы личности вытесняются проблемами общества, происхождения государства, механизма взаимоотношений личности и общества. Формируется и историко-философский взгляд на общество [8].
Мыслители позднего Возрождения Челио Секондо Курпоне (1503-1569 гг.), Ульрих Цвигли (1484-1531 гг.) и Жан Кальвин (1509-1564 гг.), Мар се лий Падуанский (1280-1343 гг.) и др. решительно критиковали римские порядки, отвергали церковную иерархию, осуждали деятельность Папской курии. Мыслители эпохи Возрождения стремились создать светскую теорию государства и власти, оторвать учение о государстве и праве от мистики и теологии.
Начиная с 15 в. в странах Европы шло бурное развитие капиталистических отношений. Идея, имеющая основой общественную собственность, социальную справедливость и равенство всех людей труда, стала неотвратимой необходимостью. Поиски социальных идеалов и рациональных, эффективных форм государственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага, осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, свободы и личности, и частной собственности как главного признака индивидуальной свободы, другие - на коллективистских началах в общественной жизни, общественной собственности, заявляя, что частная собственность - величайшее зло в жизни общества, государства. Появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и строения общества.
В эпоху Возрождения разработкой гуманистических теорий общества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся осуществить разработку социальных и политических учений об обществе справедливости Морели, Мабли и др. Но величайшая заслуга Томаса Мора - социалиста в том, что он сумел в начале 16 в. подняться от коммунистического устройства общества потребления к коммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос о праве собственности на средства производства.
Томас Мор (1478-1535 гг.) - английский писатель, политический деятель и гуманист, автор книги “Утопия”- и Джованни Доменико Кампанелла (1568-1639 гг.) (чернец монастыря ордена доминиканцев - Томмазо)- итальянский философ, утопический социалист - проповедуют идеи социального равенства, братства, взаимопомощи, возможных в условиях общественной собственности. Они говорят о возможности создания счастливой человеческой жизни благодаря совместному труду при наличии общего имущества, устранения частной собственности на средства производства как основы всех человеческих несчастий и страданий.
Утопия - республика, в которой нет ни богатых, ни бедных и все жители в равной степени обеспечены жизненными благами. Все трудоспособное население занято полезным, прежде всего сельскохозяйственным трудом, никто не испытывает недостатка в чем-либо, необходимом для скромной и достойной жизни. Рабочий день длится всего шесть часов, причем его вполне хватает, чтобы полностью удовлетворить потребности утопийцев. Что же делает возможным это скромное удовлетворение всех тружеников? И Томас Моор однозначно отвечает, что «распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими возможно не иначе, как вовсе уничтожив собственность» [23].
Город Солнца - идеальное общество, описанное Томмазо Кампанеллой. И здесь он детально описывает организацию труда, распределение продуктов и управление общественными делами. В городе Солнца все, что производится, поступает в общественные склады, и каждый получает оттуда средства для жизни бесплатно. В отличие от утопии Мора, он, однако, допускает, что потребности некоторых людей могут оказаться чрезмерными. И власти следят за тем, чтобы все трудились, и процесс труда развивался бы в соответствии с общественным благом. Жители города Солнца заняты общественным трудом всего четыре часа, остальное время проводят в “развитии умственных и телесных способностей”. Кампанелла высказывает идею о возможности научного управления обществом.
За право выступать в качестве передовиков философской мысли с утопическими теориями философы расплатились довольно трагичной судьбой: Томас Мор за отказ признать короля был казнен, а спустя 400 лет канонизирован и признан святым, Томмазо Кампанелла писал «Город-солнце» в тюремных застенках, где провел 27 лет за организацию восстания против испанского закабаления Неаполитанского королевства [23].
16-ое столетие характеризуется глубоким кризисом, началом конца гуманизма Возрождения. Противоречивое сосуществование старого и нового все острее ставило перед общественной мыслью проблему исследования реальности социального бытия, особенно вопросов государства, политики и права, потому что на них концентрировались интересы молодой буржуазии. Личность стала рассматриваться по преимуществу через призму общества как элемент, частица целого, а индивидуальная свобода - через свободу общества. Выдвигаются вопросы развития общества, его механизмы, движущие силы и закономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии государственности для защиты своих интересов. Социальный заказ удачно выполняется выдающимися идеологами молодой буржуазии - Никколо Макиавелли, Жаном Боденом, Гуго Гроцием и др.
Основные труды Никколо ди Бернардо Макиавелли (1469-1527 гг.): «Государь», «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Искусство войны» и др. Одним из первых он стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие «учитывать свои возможности», чтобы предвидеть заранее ход событий и принять необходимые меры. Рационально-патриотические установки в сфере социальной, общественных отношений решительно порывали с теологией. В трудах Никколо Макиавелли утверждает, что общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин [23].
Главный стимул поведения человека - интерес, проявляющийся в разнообразии, но связан с желанием людей сохранить свое имущество, что обеспечивает стремление к увеличению, наращиванию собственности. Неискорененный эгоизм человеческой природы со всей необходимостью требует введения государства - высшей силы, способной поставить человека в определенные рамки. Здесь прослеживается предпосылка возникновения теории общественного договора. Высшее правило политики и главная проблема – найти тот образ действий, которые соответствуют характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах должны быть чрезвычайные меры. Основы христианства он считал неосуществимыми, а потому непригодными для управления обществом [8].
Главным критерием в политической деятельности, цель которой - укрепление государства, является политическая польза и успех в достижении поставленных задач. Хорошо все то, что содействует укреплению государства, политический результат должен достигаться любыми способами, в том числе с помощью обмана и открытого насилия.
В результате сложилось понятие макиавеллизм - образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленной цели. Однако учение Макиавелли имеет заметный оттенок исторического периода того времени, характеризующегося сильной раздробленностью Итальянского государства и необходимости в сильной вертикали власти. Философ превозносит сильную личность властителя, способность сочетать черты льва и лисицы. Злокозненность личности Макиавелли в настоящее время сильно преувеличивается, т.к. главным условием политического успеха он считал «доблесть», а не низость души – этим тезисом завершается его трактат «Государь».
В поэме «О судьбе» Макиавелли пишет, что судьба всемогущественна, каждый, кто приходит в жизнь, рано или поздно почувствует ее силу. Здесь четко проявились элементы фатализма в мировоззрении Никколо Макиавелли [23].
Анализ развития общества как поступательного процесса, в отличие от природных процессов, для которых характерен кругооборот, содержится в трудах французского политического деятеля, юриста Жана Бодена (1530-1596 гг.). В труде “Метод легкого изучения истории” Жан Боден определяет фактором общественной жизни географическую среду. Он считал, что климат, плодородие почв, рельеф и т.д. обусловливают особенности жизни людей, их психологические и интеллектуальные качества. С севера на юг, с востока на запад население Земли живет в трех географических поясах: жарком, умеренном, холодном (Африка, Европа и северные народы, которые Жан Боден отождествляет со скифами). Он делает вывод: кто крепок духом, тот слаб физически. Философ указывал, что у южных народов больше развиваются науки, у скифов (северян) – ремесла, государственность, право, торговля, хозяйство, в умеренных полосах (Греция, Италия, Франция, Германия) – хозяйство.
Рассматривая различные формы государства, Жан Боден заключает, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. К демократии Жан Боден относился отрицательно, в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке, толпа, народ - “зверь многоглавый и лишенный рассудка” не может поставить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших и т.д. Не одобрил Жан Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство. Наилучшей формой государства Жан Боден считал монархию. Заслуга Жан Бодена состоит в том, что он не только разработал концепции государства и права, но и положил начало становления в социологии географического направления. Философ впервые обосновал понятие суверенитета как признака государства (независимости государства от Папы Римского, церкви, сословий и других государств) [23].
Таким образом, средневековые учения об обществе отличались значительным разнообразием: в них проявлялись догматизм и идеализм, гуманизм и авторитаризм, практичность и утопичность. Так или иначе, они позволили сформировать базис для последующего развития общественных учений.
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. В чем заключается доминирующая роль религии в социологических учениях Средневековья?
2. Как представляется миссия церкви и Бога в жизни общества Августину Аврелию и Фоме Аквинскому?
3. С чем связано появление учений философов-гуманистов? Кто из них, на Ваш взгляд, предложил наиболее интересные теории развития общества?
4. Кто из философов выступал с критикой религиозных положений и почему?
5. Какое общество представлялось идеальным с точки зрения философов-утопистов?
6. С какими представлениями о жизни общества связано имя Николо Макиавелли? Почему философ подвергался критике и насколько, на ваш взгляд, заслуженно?
7. Какими факторами Жан Боден объяснял особенности жизни людей и почему?
Эпоха просвещения
16 в. - переломный в развитии социально-политических знаний. В трудах мыслителей 16 в. выдвинуты такие программные идеи, как незыблемость частной собственности и договорных отношений, формальное равенство и безопасность лиц, свобода промыслов и торговли, независимость государства от церковной власти. В 16 в. речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения.
Инициатором становления Просветительства как новой формы осознания реальности выступал Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Согласно его учению целью политической социологии является обоснование сущности возникновения и становления государства и права. Очищал эти понятия от «шелухи» догм и мистики, ратовал за научный подход. Истина для философа всегда была на первом месте, он игнорировал классовое происхождение государства и права.
17-18 вв. характеризуются интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме и содержанию существенно отличается от предыдущих: возникали новые отрасли научных знаний (политическая экономия, социальная статистика, демография и др.), использовались специальные методы социальных исследований, четко ставится вопрос об использовании математических методов для социального познания и прогнозирования развития социальных процессов. 17 в. - своеобразное переплетение двух эпох истории - средневековья и наступление эпохи становления и развития капиталистических отношений. Постепенно разрушалась средневековая система ценностей и мировосприятия. Все больше в социальные знания вторгался натурализм. В общественном знании натурализм ориентировал исследования на выяснение естественных и биологических определений социального, на поиски исконной “природы человека” и т.п., что нашло свое отражение в концепциях: теория естественного человека, теория естественного права, естественной этики, теории общественного договора и т.п. [23]
Одним из представителей политических учений периода ранних буржуазных революций в Европе выступает Гуго Гроций (1583-1645 гг.), нидерландский юрист, историк, государственный деятель, один из теоретиков естественного права и общественного договора. Исходные пункты его учения: природа человека, социальные качества людей, различие права естественного и права волеустановления. Источником естественного права выступает человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.
Примеры естественного права: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи и полученной от нее прибыли, обязанность сдержания обещаний, возмещение ущерба, нанесенного третьим лицам, воздаяние людям заслуженного наказания.
Общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия. Государству и частной собственности предшествовало естественное состояние. Люди объединились в государство добровольно, убедившись в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет начало гражданская власть. Общественный договор представлялся как «совершенный союз свободных людей», заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Народ при заключении договора мог выбрать любую форму правления, но затем он не должен менять ее без согласия. Гуго Гроций выступал против народных бунтов, оправдывал экономическое неравенство людей, т.к. государство – создание земное, а не божественное [23].
Философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.) написал ряд произведений, основное из которых «Левиафан. Или материя, форма и власть государства» [8]. Гобс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение о страстях и природе крайне пессимистичны: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Страсти делают людей врагами: “человек человеку - волк”. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех. Обеспечить равную для всех справедливость по принципу: нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит, незыблемость договоров, беспристрастная защита для каждого в суде, определение равных налогов и т.п. Частная собственность, по Гобсу, - условие общежития, необходимое средство к миру [23].
Теория общественного договора кратко может быть изложена следующим образом: отказываясь от естественных прав, т.е. свободы делать все для самосохранения с запретом губить чужие жизни, люди переносят их на государство (единое лицо, созданное путем договора между огромным множеством людей, чтобы использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для их мира и общей защиты). Государство – великий Левиафан (библейское чудовище), душа которого – судья, суставы – чиновники, память – советники, разум – законы, нервы – награды и наказания, сила – благосостояние граждан, занятие – безопасность, здоровье – гражданский мир, смерть – гражданская война и пр.
Учение о праве и государстве стремился Гоббс превратить в точную науку. Идеальное государственное устройство – абсолютная монархия, но необходимо соблюдать условия договора (равенство прав) [23].
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы (1632-1677 гг.) связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Естественное право отождествляется с мощью -способностью любой части природы к самосохранению [8]. Человек такая же часть природы, как и всякая другая. Стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, то есть состояния тела и сознания. Спиноза порицал философов и политических теоретиков, которые «людей берут не такими, каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть». Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив. Его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими страстями выступает вечной и неизменной чертой человеческой природы. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом: однако большинство людей (толпа) не таково - люди одержимы пассивными страстями, побуждающими к неразумным поступкам. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. Разумность законов и общая свобода обеспечены только там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого определяется не столько прихотью, сколько разумом, потому что дурные страсти влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что касается благородных.
Демократическое государство, согласно Спинозе, наиболее естественно и наиболее близко к свободе, потому что в нем каждый переносит свое естественное право не на другое, тем самым лишая себя голоса, а на основную часть всего общества, частью которого он является [23].
Политические концепции естественного права и общественного договора, образования государства нашли отражение в «Двух трактатах о государственном правлении» английского философа Джона Локка (1632-1704 гг.). Важная особенность его учения в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние - состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными: никто не имеет больше другого [8]. Естественные права: собственность, которая объяснялась как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступает апологией частной собственности. Именно труд отделяет «мое», «твое» от общей собственности. Собственность - нечто неразрывно связанное с личностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, что ему неотъемлемо принадлежит. Суть общественного договора Джон Локк видит в установлении людьми равного для всех суда и закона.
Главная опасность для естественных прав – привилегии, особенно носителей властных полномочий. Абсолютная монархия – случай изъятия носителя власти из под власти законов, что противоречит условиям общественного договора. Чтобы ограничить произвол государства в отношении прав, свободы и собственности индивида, необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и «федеративную» [23].
Чем больше собственности имеют люди, тем больше у них прав и обязательств перед государством. В государстве на основе общественного договора невозможно установить единые моральные требования и требовать единого вероисповедания, необходима свобода совести и веротерпимость. Теория естественных неотчуждаемых прав Локка была использована Джефферсоном и другим американскими теоретиками для построения Декларации прав человека [8].
Антони Шефтсбери (1671-1713 гг.) утверждал, что нравственность свойственна людям от рождения и не связана с их религиозными чувствами. Каждому человеку присуще стремление к разумному наслаждению, реализация которого побуждает его служить высшим ценностям, совершать добродетель. Именно это качество людей, а вовсе не общественный договор является основой общества [8].
Бернард Мандевиль (1670-1733 гг.) представил обществу«Басню о пчелах» - описание жизни улья, каждый обитатель которого руководствуется лишь эгоистическим интересом. Желая облагородить улей, Бог делает всех пчел честными, что приводит к гибели улея. Тем самым философ доказывает, что общественная жизнь не может обойтись без зла, пороков, социального неравенства – это даже полезно обществу [8].
Джерард Уинстенли (1609-1652 гг.) доказывалнеобходимость коллективной собственность на землю для совместного труда.
В 18 в. во Франции в период созревания и формирования предпосылок и условий буржуазной революции получают дальнейшее развитие естественные права и идеи общественного договора, а также коммунистические учения. В трудах французских социалистов Жана Мелье (1664-1729 гг.), Габриэля Мабли (1709-1785 гг.), Этьенна-Габриэля Морелли (18 в.), Гракха Бабефа (1760-1797 гг.) и др. высказываются те же мысли уравнительности, аскетизма, ме лочной регламентации быта и т.п., устройства общества на началах общественного договора, согласия, что имелось и у социалистов 16-17 вв. Вместе с тем, они стоят выше, чем их предшественники, в обосновании справедливого, гуманного общества, политической власти и государства, аргументируют идеи социализма философски, исходя из теории естественного права, апеллируют к разуму, верят в возможность осуществления социалистиче ских идей, связывая их с революционной борьбой [8].
Идею о том, что путь к обществу справедливости и равенства лежит через борьбу народа, впервые высказал французский философ-материалист Жан Мелье (1664-1729 гг.), священник, против ник оправдания религией социального неравенства, социалист. В его “Завещании” содержится своеобразное понимание естественного права, созвучное сложившимся в народной среде представлениям о подлинной справедливости. Од ной из центральных идей Мелье выступает идея прав трудового народа: “Противно разуму и справедливости обременять народные массы невыносимым бременем и к тому же отдавать их в жертву несправедливости и угнетению со стороны тех, кто причиняет им всяческое зло... Нет справедливости в том, чтобы одни несли все тяжести труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались всеми благами и удобствами жизни”. Современное государство сложилось не на основе общественного соглашения и договора, а на основе насилия, обмана, принуждения. Переход к справедливому обществу возможен только путем народной революции, призывал народ к топору. За общество на коллективной собственности и самоуправлении деревенских общин.
Общую структуру и схему будущего общества, основанного на коллективной собственности, нарисовал французский мыслитель Этьенн-Габриэль Морелли (18 в., точные годы жизни неизвестны). В труде “Кодекс природы, или истинный дух ее законов” он смело подвергает острой критике тех, кто утверждал, будто частная собственность и неравенство коренятся в самой природе человека. В противовес им Морелли утверждал, что частная собственность извратила, испортила природу человека.
В концепции Морелли нет места общественному договору. Естественное догосударственное состояние – золотой век, когда люди подчинялись только законам природы, предписывающим общность имущества и всеобщую обязательность труда. Конец естественного состояния – не результат договора, а нагромождение ошибок, главная из которых «чудовищный раздел произведений природы». Когда люди столкнулись с трудностями перенаселения, достаточно было урегулировать обязанности, но кто-то «разделил имущество». В результате пришлось издать множество жестоких кровавых законов, из-за которых «природа не перестает возмущаться».
Морелли настойчиво подчеркивал связь государства, политики, морали с отношениями собственности. Он являлся сторонником централизованного в масштабах страны коммунистического производства и распределения, строго регламентированного законом и управляемого государственной властью. Морелли сформулировал три основных закона общества, отвечающих повелениям природы и разума: во-первых, отмена частной собственности, право же собственности сохраняется только на предметы личного потребления, на орудия ремесла; во-вторых, право на существование, право на труд; в-третьих, обосновал необходимость, обязательность всем членам общества трудиться по способности. Морелли - типичный представитель грубо-уравнительного общества [23].
Историк и политический мыслитель Габриэль Мабли (1709-1785 гг.) выступал горячим защитником строя, основанного на общности имущества. В трудах “Сомнения” он обрушился против тирании богачей, имущественного неравенства, дал сочувственную характеристику коммунистического общества, существовавшего, по его мнению, на заре человечества, считал возникновение частной собственности причиной всех общественных пороков, а основанный на частной собственности строй - противоречащим естественному равенству и социальным инстинктам людей. Природа, писал Мабли, создала всех людей равными, наделила их одинаковыми органами и потребностями, одним и тем же разумом. Естественное равенство в обществе разрушило бы возникновение частной собственности. Однако возвращение к коммунистическим порядкам Мабли считал невозможным и выдвигал уравнительную программу смягчения имущественно