Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеи политического устройства нового времени




 

Наиболее завершенными и систематизированными суждениями о праве, государстве и гражданском обществе стали взгляды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.) - классика немецкой философии. Философ является сторонником историзма в понимании общественной и других сфер жизни,излагает концепцию права, показывает развитие объективного духа через толкование диалектики права от его абстрактных форм к конкретным. В труде «Философские права» Гегель утверждал, что если первым звеном в развитии «моральной субстанции» есть семья, то другим - гражданское общество, которое слагается из множества отдельных личностей или отдельных свободно существующих людей, создавая определенную систему. Гегель подчеркивает, что гражданское общество возникает после возникновения государства и приобретает форму триады: три системы потребностей всех других; действенности правосудия, охраняющего свободу и собственность частного лица; полиции и корпораций, выполняющих те же функции, но в других аспектах.

Главнейшая функция гражданского общества – следить, чтобы свободное развертывание частной собственности не ограничивалось социальными и моральными требованиями. Описывает современное ему государство как конституционную монархию, обладающую сильной бюрократической исполнительной властью, участием граждан в управлении и соблюдением индивидуальной и общественной автономии. Политическая жизнь каждой эпохи определяется доминирующими духовными и материальными силами. Окончательное объяснение характера каждой эпохи следует искать в природе метафизического бытия, именуемого Духом, Мыслью или Разумом [23].

Гегель выделял 3 эпохи в развитии человечества: восточная, античная, германская. В каждой из них (от восточных деспотий, через греческое рабство до европейской свободы, впервые проявившейся в Германии), нарастает степень самосознания и свободы.

Социологические концепции Гегеля стали важным источником для формирования политических, социальных и экономических идей Маркса. Основные принципы философии истории Георг Гегель изложил в труде “Философия истории”, включая идеи Гердера о поступательном характере развития мировой истории, взаимосвязь ее этапов, их наследственность и т.п. Система философии истории Гегеля не всегда согласовывается с логикой мировой истории, когда логика бытия искусственно подгоняется под абстрактную логическую схему. Гегель рассматривает историю как прогресс духа в осознании свободы, где свобода есть и свобода духа, и интеллектуальная свобода личности. Но личность тоже не реализует себя, хотя ей кажется, что она творит по собственной воле, в действительности же за этим стоит абсолют.

Социальные мыслители первой половины 19 в. стремились в той или иной форме осмыслить результаты французской революции 1789 г. и оценить тот общественный строй, который шел на смену феодализму. Первое направление в социально-политической мысли тогда объединяло тех, кто позитивно воспринял те общественные ценности, которые возникли вследствие революционных событий и, прежде всего, реалии буржуазного общества. Это позиция либеральной социально-политической мысли, в частности, позитивизма. И второе направление вобрало в себя концепции, которые в той или иной форме отстаивали прежние порядки, стремились критиковать их с позиций прошлого, идеализировали феодализм и т.п. Такое направление социально-политической мысли названо консерватизмом [23].

Самые влиятельные из идеологов консерватизма Эдмунд Берк (1729-1787 гг.), Леон Бональд (1704-1840 гг.), Жан де Местр (1753-1821 гг.) и др. Патриархом либерализма считается классик экономической мысли Адам Смит. Программные основы либерализма разрабатывали Иеремия Бентам (1748-1832 гг.), Джон Милль (1806-1873 гг.), Берк Констан и др. И третье направление социально-политической мысли состоит в противопоставлении будущего справедливого, строящегося самими людьми общества, феодальному прошлому и буржуазным реалиям.

Идеология либерализма имела важное значение для формирования социологической мысли и развития социологической теории.

В создании науки об обществе, общественных и политических отношениях определенный вклад вносит французский политик, историк и социолог Шарль Алексис Анри де Токвиль (1805-1859 гг.). Социальная философия Шарля де Токвиля о демократии есть своеобразный синтез либеральных и консервативных идей. Хотя на современников его труды не оказывали какого-либо серьезного влияния, они заново открыты в начале 20 в. Токвиль глубоко и остро почувствовал силу перелома, свершившегося в Европе после событий Французской революции 1789 г. Произведения Шарля де Токвиля - это своего рода социография раннебуржуазного общества. В трудах «Демократия и Америка», «Старый строй и революция» и др. Шарль де Токвиль показывает, что революция во Франции - результат общественных противоречий, обострившихся в предреволюционный период. Понятия демократии и аристократии у Токвиля означают больше, нежели символы политического строя, скорее, это определенные «идеальные типы» общественных отношений, отличающиеся друг от друга [23].

Токвиль анализировал результаты буржуазной революции в Европе, будучи в Америке, противопоставляет общество аристократическое (воплощение старого режима) и демократическое. Общество существует лишь тогда, когда люди смотрят на вещи с одной точки зрения, когда обладают общественными взглядами, когда, наконец, те самые факты вызывают не одинаковые впечатления и мысли.

Анализирует становление демократии в Америке в XIX веке как новое общественное устройство, опирающееся на принципы равенства. В демократических обществах теряется уважение к авторитетам, люди полагаются только на свой разум. Демократия и сближает людей и изолирует их друг от друга. Реализуется принцип равенства людей перед законом, но каждый заботится о собственных интересах, теряет интерес к общественным делам.

Одним из первых использовал сравнение различных политических систем для обоснования теории происхождения государства. Демократии свойственен инстинкт централизации. Внедрение в жизнь общества принципа всеобщего равенства создает невиданные ранее возможности централизации и манипулирования людьми. Складывается впечатление, что происходит две противоречивые революции: одна постепенно ослабляет власть, а другая усиливает. Тирания большинства – вот что означает американская и всякая демократия.

Идеи социализма и коммунизма имеют давнюю историю. Но только в 19 в. они выходят на передний край политической жизни и становятся предметом острых политических дискуссий. Великие социалисты начала 19 в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, резко отличающиеся от Бабефа в трактовке путей к социализму, выступают как его прямые наследники и продолжатели. Оценивая социальные последствия французской революции, идеологи социализма отмечают противоречивость между лозунгами и реальностями. Лозунги свободы, равенства и братства, провозглашенные Французской революцией, не реализовались на практике, и новый общественный строй не только не устранил неравенство и эксплуатацию, но и усилил их. Поэтому буржуазный строй сам заслуживает быть уничтоженным и на его месте построен новый - справедливое, гуманное, демократическое общество. Большинство представителей социалистических учений стремятся поставить социальные знания на службу практической реорганизации общества на справедливых основах, осознают, что реформирование общественного строя связано с перестройкой отношений в материальной и производственной сферах.

Политический след в истории социологической мысли оставило творчество Анри де Сен-Симона, учителя и предшественника Огюста Конта. В начале 19 в. все больше уделяется внимания преимуществам так называемого позитивного знания, получаемого с помощью специальных наук путем наблюдения и эксперимента [23]. Исходя из понимания, что позитивные знания есть научные, а не метафизические, позитивные знания становятся определенным направлением в философии - позитивизмом. Сен-Симон обосновывает необходимость создания новой позитивной науки об обществе, которая должна стать такой же точной как естествознание: иметь специфический научный предмет и объект, использовать точные методы фиксирования явлений, предполагать рассмотрение общества во взаимосвязи с другими науками и зависимости от естественных и социальных наук.

Сен-Симон считал основой прогресса общества прогресс знания человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный закон». История общества - единая цепь взаимосвязанных между собой прошлого, настоящего и будущего знаний, потому что грядущее складывается из прошлого и настоящего интеллектуального потенциала.

Современное ему общество Сен-Симон называл индустриальным, качественно отличным от традиционного: основано на промышленности, становлении класса «индустриалов» (фабриканты, купцы, банкиры и рабочие). Классифицировал население на классы (ученые, индустриалы, крестьяне, паразитирующие классы); группы населения по характеру труда (умственного и физического, промышленного и сельскохозяйственного); по половой принадлежности; конкретные люди.

В идеале индустриальное общество основано на лозунге «Все люди - братья», ликвидации паразитирующих классов, сотрудничестве производящих классов, равенстве людей, а также национальных и половых групп, плановом развитии промышленности и сельского хозяйства, превращение государства из подавляющего органа в организатора производства, постепенном стирании отличий между народами и странами [8].

Согласно науке о человеке и обществе, позитивизм вносит такие постулаты: выделение общества как специфического научного предмета и объекта исследования, постановка вопроса о необходимости науки о человеке как самостоятельной отрасли знания, введение наблюдений и точных методов фиксирования явлений и описание их взаимодействия и взаимосвязей, рассмотрение общества в системе его взаимосвязи с природой. Сен-Симон критиковал историю за то, что она не поднималась над хаосом фактов до их обобщения. Идея Сен-Симона о создании позитивной науки о человеке находит дальнейшую реализацию в создании мыслителем умеренно-консервативного направления Огюстом Контом - науки социологии.

 

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Каково представление Г. Гегеля о сути гражданского общества и его роли в историческом развитии?

2. Какие два основных направления возникли в социологическом учении 19 века? Каковы их предпосылки?

3. Почему Г. Спенсер сравнивал государство с акционерным обществом? Какие типы социальных институтов выделял философ?

4. С какой целью Ш. Токвиль сравнивал европейское и американское общество?

5. С какими именами связаны первые идеи социализма и коммунизма?

6. С чем А. Сен-Симон связывал необходимость появления позитивизма как социологического направления?

7. В чем, согласно А. Сен-Симону, проявляются черты индустриального общества?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2261 - | 2183 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.