Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление социологии как науки




 

В истории общественной мысли французский ученый О.Конт (1798-1857 гг.) известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии (работа Конта называется «Курс позитивной философии») и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии, ученик Сен-Симона. Конт первым ввел в употребление термин «социология», используя это понятие как синоним «социальной физики».

Основные труды его: шеститомный “Курс позитивистской философии” (1830-1842) и четырехтомная “Система позитивистской политики, или социологический трактат об основах религии человечества” (1851-1854). Уже после его смерти было издано четырехтомное “Завещание Огюста Конта”. Философские и социологические взгляды тесно переплетались в творчестве О. Конта, в связи с чем Р. Арон характеризовал его как философа в социологии и социолога в философии (философские и социологические взгляды переплетались у многих социологов). Определенное влияние на его теоретические концепции оказало творчество Сен-Симона. Но для Конта были неприемлемы идеи классовой борьбы и равенства производителей.

Обстоятельства личной жизни и деятельности Конта были весьма неблагоприятными: после разрыва с Сен-Симоном он никогда больше не имел работы с постоянным заработком и только убеждение в своей пророческой миссии, понимание своего труда по созданию позитивной философии как великого общественного долга помогли Конту продолжить научную и общественную деятельность. Его политические инициативы не увенчались успехом, умер ученый забытым и заброшенным.

Социология в представлении Конта – дитя революционного времени во Франции, духовного и политического господства буржуазии, она отражала подъем промышленных наук и еще содержала надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Крайне важно понимать исторический антураж, в рамках которого зародилась социология как наука. Кравченко А.И. пишет: «В европейском обществе в это время происходили потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря социальной революции, разворачивался во всю мощь. Буквально штаны трещали на теле старого общества: рост промышленных городов-спрутов, обезземеливание крестьян, концентрация в городах преступности и проституции, пауперизация и обнищание широких масс. И все это на фоне расширения политических прав (в первую очередь для средних слоев, а не только для аристократии, как прежде), появление железных дорог, газовых фонарей, синематографа, пароходов и других не виданных ранее чудес «века железа», как его окрестили позже историки

Социология, по мнению А. Гоулднера, возникла как идеология среднего класса. Именно в XIX веке мы видим широкое движение интеллигенции в помощь социальным аутсайдерам, причем во всех европейских странах, включая Россию. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детишек. Множащийся числом средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации».

Создавая новую науку, Конт О. рассуждал примерно так: для того, чтобы познать общество во всем разнообразии его проявлений, философии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая занималась бы обществом. При этом, чтобы состояться, ей нужно отказаться от философского метода познания (Конт предлагал отказаться от традиционной философии истории) и придумать свой [14] (точнее, исследовать социальные явления с помощью общенаучного метода, используемого в естественных науках). Но вначале, пока своих нет, социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ»

Слово «позитивный» имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (созидательное). Позитивное знание об обществе - это знание точное, объективное, позволяющее количественное описать изучаемый объект. Позитивизм представлялся Контом как «религия человечества», новый Бог, он проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание.

Выступал против переоценки роли «великих людей», указывая на соответствие политического режима уровню развития цивилизации. Не отрицая роли экономического фактора, все же считал цивилизацию прежде всего духовно-психологической общностью: «весь социальный мир покоится на мнениях». Разделял все науки на истинные и ложные (заняты решением неразрешимых вопросов и постулируют непроверяемые лозунги), выступал за упразднение философии. Конт выделил 6 абстрактных позитивных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Последняя завершает систему позитивного знания, является высшей и сложнейшей теоретической наукой [8].

Не разделяет объект и предмет социологии. В социологии должны использоваться следующие методы: наблюдение, эксперимент, сопоставление жизни человека с жизнью животных, сравнение жизни разных народов и стран по определенным показателям, исторический анализ. Наблюдение – основной метод в социологии, основной трудностью которого является очищение от субъективного фактора. Сложность сравнительного метода связывал с тем, что он не показывает последовательности социальных состояний, а анализирует их как сосуществующие – в связи с этим необходима теория эволюции общества.

Фундаментальная социологическая теория призвана отразить социальную статику и социальную динамику, две составные части социальной физики. Социальная статика – объяснение причин сохранения порядка в обществе, его организованности, достижения общественного консенсуса (взаимного порядка) и гармонии. Особая роль в социальной статике уделяется семье. Семья как спонтанный источник морального воспитания и естественная база политической организации. Возражает против женского равноправия. Общественная роль женщин определяется ее эмоционально-моральными качествами – способностью к сплочению людей и нравственному просветлению. Позитивная теория человеческой семьи сводится к систематизации спонтанного влияния женских чувств на мужскую активность. Социальная динамика – теория общественного прогресса, позитивных метаморфоз в обществе, так или иначе разрушающих его статическое состояние.

Выделял три стадии истории познания: теологическую (фиктивную), метафизическую (абстрактную), научную (позитивную). В соответствии с ними Конт представлял военное, феодальное господство и промышленную цивилизацию как высшую стадию развития социально-политических форм на основе науки.

Динамика подчинена статике, ибо прогресс – это развитие порядка – различает законы порядка и законы прогресса. Сочетание социальной статики и динамики открывает системный подход, являющийся и в последствии главным в социологии. Конт считал, что открыл закон двойственной эволюции: социальной и интеллектуальной. Теория общественного прогресса – каждое последующее общественное состояние совершеннее предыдущего: теологическая стадия эпохи феодализма сменилась метафизической, а затем переходом к «позитивной науке от обществе» (новой религии).

Конт выделял 4 вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и морально-нравственный. Главные перспективы общественного прогресса он связывает вопреки А.Смиту с совершенствованием организации труда, его разделением и комбинированием, применении науки в промышленности и нравственности людей [8].

Как утверждает А.И. Кравченко, часть теорий Конта была отвергнута: о человеческой природе (таблице мозга), социальной политики и «социалатрии» - позитивной религии без Бога, призванной вызвать поклонение перед человечеством как высшим существом. Кравченко А.И. отмечает: «Конт был философом не особо выдающимся, как скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений – позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки – социологии. О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы. В третьих его именуют отцом теории индустриального общества, лежащей в основе современной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением» [14].

Однако, значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода и вопреки господствовавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам, он впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. При этом Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах - характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.

Идеи либерализма обосновал с позиций социологии Герберт Спенсер (1820-1901 гг.). Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человеческое общество - уникальная форма порядка (организация), высшая, по сравнению с органической, в биофизическом мире. Будучи частью природы, человеческое общество вовлечено в соперничество за существование с другими обществами и нечеловеческой окружающей средой. Герберт Спенсер различает три основных типа институтов: продолжающие род (брак и семья), распределительные или экономические институты и регулирующие институты (религия, политические системы, мораль и т.п., социальная структура общества). Общество мыслилось как некий вид равновесия, поддерживаемый благодаря взаимосвязанному функционированию составляющих его институтов. Хотя Спенсеру принадлежит заслуга в стимулировании интереса к институтам в современной политической мысли, он нигде не дает ясного определения явлений социальных институтов [8].

Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903)- продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Спенсер расширил понимание нужности социологии Конта, делал упор на ее практическую значимость. Яснее Конта он описывал объект (общество) и предмет – раскрытие форм действенности в обществе закона причинности. Его главный труд “Основания социологии” (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20-го столетия.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г.Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке, искусстве, в религии и философии. Рассматривая эволюцию, в работе “Основы начала”он различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсором было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”. С его точки зрения, социальные явления в большей степени обусловлены свойствами составляющих общество единиц и условиями существования этих единиц, а не условиями жизни всего общества и самой жизнью общества. Недаром исследователи творчества Г. Спенсера подчеркивают свойственный его социологическим взглядам индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с другом потому, что это им выгодно. Совместную жизнь людей он представлял как необходимое условие для развивающегося индивидуума.

Общество согласно Спенсеру возникает как объединение людей в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. Обществу – продукту эволюции свойственна разнородность массы и координация взаимодействия между составными элементами. Каждая общественная структура и организация, возникающая в процессе надорганической эволюции, имеет функциональную направленность. Поэтому социолог прежде всего обязан изучить функционирование той или иной общественной единицы, а исследующая общественные единицы социология должна сосредоточиться на результатах, появляющихся в ходе взаимодействия этих единиц.

Взаимная зависимость частей, делающая из сложной группы единое целое - общество, не может существовать без определенного развития «линий соединения и приспособления совместного действия», отмечал Спенсер. Для координирования все более разнообразных с увеличением “массы” социального организма деятельностей в обществе необходим правящий центр и соответствующие средства сообщения между все более удаляющимися пространственно друг от друга “социальными единицами”. При помощи этих средств сообщения центр влияет на части. Общество не имеет главных и второ сте пенных элементов. Это четко прослеживается тогда, когда общество не сводят к диалектике производственных сил и производственных отношений, базису и надстройке, классовым антагонизмам, а понимают его как специфическую форму общественного бытия – как культуру, отличающую мир человека от мира природы.

Социальные организмы схожи с биологическими в следующем: растут, имеют внутреннюю структуру, которая усложняется по мере роста, усиление структуры сопровождается увеличением дифференциации органов, ведет к развитию взаимодействия между частями, некоторые части могут существовать какое-то время без целого. При увеличении дифференциации возрастает взаимосвязь и, следовательно, интеграция социальных компонентов. Возрастающая взаимозависимость несхожих составных частей в сложных общества и уязвимость, привносимая ею в общество, порождает необходимость создания «регулирующей системы», которая бы контролировала действия составных частей и обеспечивала их координацию.

Социологи обязаны убедить людей в том, что общество должно быть свободно от вмешательства правителей и реформаторов. Подобно тому, как вмешательство в природу дает неопределенные результаты, вмешательство в общество крайне вредно. Выделял общества военные (основанные на принуждении) и индустриальные (основанные на разумном самоограничении).

Общество как часть природы вовлечено в соперничество за выживание с другими обществами и нечеловеческой живой окружающей средой. При естественном порядке вещей общество выкидывает своих никчемных, медлительных, нерешительных членов – выживают сильнейшие в интеллектуальном плане. Однако – сопоставление общества с биологическим организмом в целом ошибочно, т.к. в организме органы соединены непрерывно, в обществе они дискретны; в обществе сознание и эмоции присущи всем структурам; в организме элементы существуют ради целого, в обществе – целое ради элементов.

Суть общества индивидуалистична – «закон равной свободы» (свобода каждого ограничивается свободой другого), коллективизм гибелен с биологической точки зрения и абсурден психологически. Он – поощрение худших за счет лучших. Общество – инструмент совершенствования целей личности, сверхорганизм, агрегат других организмов [8].

Обнаружив, что среди социальных явлений существует общий порядок сосуществования и последовательности, Спенсер приходит к знаменательному для всех последующих поколений социологов-функционалистов выводу о том, что социальные явления образуют материал для науки, способной в известной мере достигнуть дедуктивной формы. Социолог, считал Спенсер, должен непредвзято подходить к анализу социальных явлений. Но в обществе воля каждого индивида, в том числе и социолога, ограничивается волею других лиц. Поэтому основной вопрос общественной жизни заключается в том, насколько каждый должен быть подчинен всем, насколько ученый свободен от социальных «пут» общественной жизни в своем поиске истины.

Спенсер выделял 3 фазы эволюции общества: неорганическая (совокупность однородных тел), органическая (однородные тела преобразуются в неоднородные: создание Солнечной системы, планет), сверхорганическая (появление человека). Также в учении философа присутствовали 3 главных системы социального организма: регулятивная, производящая средства для жизни, распределительная. Каждая из систем состоит из социальных институтов – устойчивых структур социальных действий (контроля, церкви, семью, обряды и традиции). Всего выделяется 3 вида институтов: продолжающие брак (брак, семья), распределительные и экономические, регулирующие (религия, политическая система, мораль, социальная структура общества) [23].

Закон порядка и закон эволюции Конта у Спенсера приобретает вид законов функционирования и законов развития. Отсюда в социологии функциональный анализ общества и диалектический. В основе развития лежат социальные конфликты (противодействие друг другу социальных организмов) и их разрешение. Основным законом эволюции выступает двуединый процесс дифференциации и интеграции общества.

О социальном прогрессе следует судить по степени удовлетворения потребностей членов общества, его главный критерий – «новый тип человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности».

Согласно мнению А.И. Кравченко, Г.Спенсера справедливо критикуют за биологизацию социологии и социал-дарвинизм, индивидуалистическую основу учения, защиту принципа стихийности общественного развития и невмешательства государства в решение общественных проблем. Спенсер выложил один из лучших вариантов социального мышления своего времени [14].

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Кого по праву можно назвать «создателем» социологии? Каковы исторические предпосылки становления данной науки?

2. Что означал термин «позитивный» в философии О. Конта?

3. Почему О. Конт выступал против переоценки роли «великих людей», указывая на соответствие политического режима уровню развития цивилизации?

4. Какие методы О. Конт выделяет в социологии?

5. Что означает социальная статика и социальная динамика?

6. Какие идеи О.Конта были не получили широкого распространения и почему?

6. В чем заключался эволюционизм Г. Спенсера в подходе к общественному развитию?

7. Как создавалось общество по мнению Г. Спенсера?

8. Почему Г. Спенсер называл коллективизм «поощрением худших за счет лучших»?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 597 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.