Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первые эмпирические исследования, философия истории и политэкономия




 

Постепенно все чаще в социологических трудах стали мелькать попытки применения эмпирических методов, построенных на точном методологическом аппарате и включающих инструменты точных наук. Социология начала приобретать «числовой характер».

Томас Мальтус (1766-1834 гг.) описал «вечный закон человечества»: рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а жизненных средств – в арифметической, что ведет к превышению численности населения над объемом жизненных благ. Исследователь использовал математический аппарат для характеристики социальных явлений, пытался вывести строгую математическую формулу социально-демографических процессов [8].

Пьер Симон Лаплас (1749-1827 гг.) использовал в социологии некоторые положения теории вероятности. Грегори Кинг (1648-1712 гг.) и Эдмунд Галлей (1656-1742 гг.) развивали политическую арифметику, Джон Синклер (1754-1835 гг.) – метод анкетирования (изучал социальные проблемы сельского население Шотландии). Все популярнее становилась «социальная физика» - совокупность эмпирических социальных исследований, основанных на точных методах естественных наук [8].

В начале 18 в. в лоне философии формируется и развивается философия истории, ставившая целью изучение истории общества, элементы которой присущи и творчеству ряда философов античности и творчеству мыслителей Средневековья, Августина, Макиавелли и др. Философия истории выступает соединительным, связующим звеном философии и социологии. Впервые понятие «философия истории» употребляет Вольтер, затем оно встречается в трудах швейцарского писателя Вевелино и однозначно трактуется извест ным представителем немецкого Просветительства Йоганном Гердером как философская наука об истории человечества. Концепции философии истории ставят целью исследовать процесс возникновения человечества, раскрыть движущие силы истории и ее законов на базе эмпирических и обобщенных факторов и данных, событий и явлений в истории, культуре народов. Появление философии истории привело к отделению гуманитарных, то есть общественных, человеческих знаний, от философских.

Одним из первых итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1754 гг.) делает попытку реализовать принципы философско-исторического анализа мирового процесса истории. Рассматривая историю как продукт деятельности людей, Джам Вико отмечает, что исторический процесс объективен, но это не означает, что человек с его свободой, интересами может менять ход истории, потому что исторические законы имеют характер предвидений и не совпадает с волей царей и других исторических личностей [23]. Процесс исторического развития человечества идет по спирали от низшего к высшему. Джам Вико рассматривает особенности мира человека, его духовность и интеллектуальность. Мир человека - это система связей и взаимоотношений, объединяющая его с иными людьми, с окружающей средой. Именно через взаимодействие идет развитие человека и общества. Непонятный современникам Вико опередил время своими идеями, сыгравшими затем важную роль в становлении принципа историзма в социальном познании, во многом упредив идеи Йогана Гердера, Георга Гегеля и др. В современной социологии идеи Джамбатиста Вико модернизируются в многочисленных концепциях и доктринах.

В развитие философии истории значительный вклад внес Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) - французский социолог, политический деятель. В своем главном труде “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” развивает взгляд на историю как на продукт разума, провозглашает буржуазный строй вершиной разумности и “естественности”, раскрывает главные движущие силы исторического прогресса - разум, знания, человеческие способности, определяет основные этапы исторического прогресса, высказывает мысль о роли труда в развитии общества, значении общественного разделения труда и т.п. [23]

На основании различных случайных признаков Кондорсе делил историю на десять эпох: 1. Развитие охоты, рыболовства. Люди живут семьями, не знают частной собственности, имеют время только на труд. 2. Возникновение кочевников-скотоводов и земледельцев, специализация труда, социальная структура, частная собственность. 3. Возникновение письменности, открытие познавательных возможностей общества, духовность. 4. Прогресс человеческого разума в Дневнем Риме и других цивилизациях. 5. Прогресс науки от ее разделения к упадку (время Платона, Аристотеля, возникновение и развитие науки о праве и истории). 6. Упадок науки до крестовых походов (средневековье). 7. Первые достижения Возрождения до изобретения книгопечатания, изобретения компаса, пороха, культурные достижения (Данте, Бокаччо). 8. Изобретение книгопечатания, избавление от теологии в философии. Открытие геоцентрической системы, метода научного познания Бэкона, логарифмов. 9. От Декарта до французской революции: достижение независимости человеческого разума, открывающего безграничные возможности перспектив общественного прогресса. 10. Эпоха будущего торжества Разума на земле.

Его заслуга состоит в последовательной и систематической разработке теории общественного прогресса и применении принципа историзма для анализа исторического процесса [23].

Большой интерес представляют труды по философии истории известного немецкого просветителя Йогана Готфрида Гердера (1744-1803 гг.). Его позиции не всегда последовательны. Концепцию мировой истории закономерного, единого, взаимосвязанного целостного процесса Гердер излагает в труде “Идеи к философии истории человечества”. Обосновав необходимость философии истории как отдельной отрасли знаний, Йоганн Гердер рассматривает с позиции философии истории человека как закономерное продолжение развития природы. Одним из определяющих элементов человеческой истории выступает культура, определяющая прогресс. Общество - определенная социальная общность, существующая благодаря взаимосвязи индивидов и общностей между собой. Анализируя историю Средневековья, выделил создание цехов в Европе, как «школы изобретательства».

Основные черты концепции истории по Гердеру: идеи саморазвития, наследственность культурной истории человечества, ее беспрерывность в пространстве и во времени - объективный, закономерный характер общественного прогресса [23].

В 17 в. появляется наука - политическая экономия, ставшая новым шагом в познании общества и его закономерностей. В средние века экономическая наука развивалась в лоне так называемой камералистики (смесь различных знаний - экономических, агрономических, географических, горного дела, сельского хозяйства, лесоводства и даже искусства ведения домашнего хозяйства и т.п.). Цель и задачи камералистики - обучение управлению крупными феодальными хозяйствами. От камералистики постепенно отпочковывается политическая экономия, предшественником которой стал меркантелизм (экономическая политика, связанная с концепциями накопления денежного богатства страны и концентрации денежной массы государством, обеспечивающим экономическую и политическую мощь). Английский ученый Уильям Петти (1623-1687 гг.) одним из первых представителей классической политической экономии показал, что не денежная политика, а производство есть основа экономической и политической мощи государства, впервые занялся макроэкономическими сопоставленияями между странами. Позже Адам Смит, Давид Риккардо заложили основы теории трудовой стоимости, раскрыли некоторые законы капиталистического производства (стоимость товара, оборот денег и др.).

Адам Смит (1723-1790), классик буржуазной политэкономии, понимал общество как трудовой и меновой союз людей, экономическую систему. Общественная жизнь народа, согласно философу, основывается на свойственном человеку стремлении к благополучию и более высокому социальному положению, реализующемся в труде. Чтобы труд стал основой процветания индивида и государства необходима частная собственность на средства производства, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития предприимчивых людей, разделение и специализация труда, всеобщее образование, расширение применения машин [8].

Смит выделял три социальных класса: наемные рабочие, капиталисты и землевладельцы, а также утверждал, что между ними неизбежны противоречия, но они полезны обществу и могут быть легко решены. Причины социального порядка в большей мере определяют поведение индивида: в их основе самооценка индивида и его оценка другими людьми. Состояние внешнего и внутреннего наблюдателя приводит к развитию сострадания. Повышение образованности, воспитания, улучшение условий труда людей, обеспечение необходимой оплатой труда – условия стабильности и развития классово-дифференцированного общества.

Впервые в истории наряду с экономическими закономерностями устанавливаются эмпирические социальные закономерности и т.п. Английский коммерсант Джон Граунт тогда же устанавливает закономерности соотношения новорожденных и умерших. В Германии исследователи Йоганн Зюссмильх, Герман Конринг и др. занимаются проблемами статистических исследований демографических процессов. В 18 в. в России из-за экономических, политических, военных потребностей осуществляются первые переписи населения. В России начало статистическим и демографическим исследованиям положено Иваном и Карлом Германами. Происходил процесс постепенного накопления данных, фактов для обществоведения. Социальные познания 17-18 вв. создали качественно новые условия дальнейшего исторического развития. Социально-политические, экономические и духовные потребности и логика развития самого научного познания обусловили широкое развертывание разнообразных социальных исследований.

Таким образом, начало нового времени ознаменовало появление новых эмпирических направлений в учениях об обществе, которые отличались большей проработанностью эмпирического инструментария и выраженным прикладным значением. Также появились новые концепции структуризации исторического процесса, права, государства и гражданского общества.

 

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Кто из ученых занимался апробацией эмпирических методов в социологии в новое время?

2. Какой из философов делает попытку периодизации мирового процесса истории?

3. Какие факторы определяли развитие истории согласно Ж. Кондорсе и Й. Гердеру?

4. Каковы исторические предпосылки появления такого направления социологического знания, как политэкономия? Кто является его родоначальником?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 827 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2150 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.