Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социология Э. Дюркгейма и его последователей




Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - социолог и философ, основатель французской социологической школы, создатель теории «социального факта», «общественной солидарности» и «социологизма», многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на последующее развитие социологической мысли. Являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Э.Дюркгейм внес особенно весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма. К числу наиболее значительных трудов Э.Дюркгейма по социологии следует отнести: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Обшество – это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых мораль занимает первое место. «Всякая мораль представляется нам над системой правил поведения». Задача социологии – установление нормального через выявление девиантного поведения влекущего за собой санкции. Ориентация на порядок порождает базисную оппозицию «структура/ отклонение» как пояснительной модели.

Дюргейм поставил задачу преодолеть старую философскую дилемму эмпиризма и априоризма в области ценностей и знаний. Он разработал метод именно социологического подхода к ценностям, идеям, суждениям. Дюркгейм признает трансцедентный (выходящий за пределы эмпирического мира) характер ценностей и их исключительную роль в познании объекта субъектом. Но эти ценности для него даны априорно и вне общества, а вырастают в обществе, находятся в нем, присущи ему. Эти ценности являются доступными и подлежащими научному объяснению и описанию. Они составили знаменитую дюркгеймовскую категорию «духовные социальные факты». По Дюркгейму, духовные ценности и идеи лежат между субъектом и объектом познания и в этом смысле они трансцедентны. Но и они являются социальными фактами, и их надо изучать и объяснять.

Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным - заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления, эмпирической жизни общества вообще.

Шаг за шагом, по мере анализа и освоения эмпирического материала, Дюркгейм развивал и обогащал свой метод. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: “первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи”. Вещь, по Дюркгейму,- это “всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким”.

Социальные факты объективны, существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи [8].

Социальные факты делятся на морфологические и духовные. Морфологические социальные факты – материальный субстрат общества (характер поселений, наличие дорог между ними, интенсивность общения людей, плотность населения, его демографический состав, экологические условия жизни и т.д.). Духовные факты проистекают из традиций, религии, обрядов и т.д.

В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.

Взаимодействие фактов, представляющее реальность, может быть органическим и механистическим. На органическом взаимодействии основывается социальная солидарность – основа наилучшего общественного устройства – ее изучение является основой социологии.

Вводит понятие «функция», под которой понимает полезность определенного социального факта для сохранения порядка целого.

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей. Структура общества - это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости. По Дюркгейму внутренняя социальная среда общества состоит из двух элементов. Первый включает в себя все материальные и духовные ценности, прежде всего, право, нравы, искусство, которые не представляют собой “двигательные силы” истории, а лишь изменяют темп и направление социальной эволюции. Второй - это люди как коллективная сила, человеческая среда. И основная задача социологии, по убеждению Дюркгейма,- объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы.

Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей является связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Однако его форма и действие определяется структурой общества. В просто структурированных сегментарных обществах солидарность основывается на сходстве индивидов и называется механической. В обществе с развитой системой разделения труда люди различны и взаимодополняют друг друга подобно органам одного организма и связаны между собой органической солидарностью.

Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином “социологический детерминизм”.

Имя Дюркгейма тесно связано с категорией «социологизм», в понимании которого следует различать два аспекта: антологический и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом, с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Социологизм означает необходимость изучения социального через социальное, признание социальной реальности как особой и автономной. Специфика социальной реальности определяет и специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания.

Придерживаясь эволюционного подхода к развитию социальной жизни, Дюркгейм применяет структурно-функциональный анализ ее изучения. Он говорит не об обществе вообще, а об обществах, давая классификацию их социальных структур. «Сегментарные», простые общества в ходе истории заменяются «организованными», сложными. Анализ простейших и примитивнейших социальных типов может дать представление об основополагающих признаках более сложных обществ. Ключевое значение в этом процессе, как в историческом развитии в целом, имеет разделение общественного труда.

Что понимал Дюркгейм под термином «разделение труда»? С его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. В отличие от Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О. Конта, указывавшего на государство, Э.Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества.

Социологическую проблему взаимоотношения общества и личности Э.Дюркгейм решал в контексте анализа противоречий капиталистического общества. Дюркгейм был убежден в том, что общество не может развиваться и процветать, если угнетается человеческая личность, если человек становится простым придатком машин, выполняя все более узкую профессиональную функцию.

Дюркгейм видел нарастание классовой борьбы и пытался понять ее причины и характер. Неравенство, по его мнению, происходит вследствие неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушения эквивалентности в обмене благами и услугами. Получение по наследству привилегированного положения в обществе ведет к нарушению согласия между индивидуальными склонностями и родом деятельности. Происходит как бы насильственное разделение труда, нарушается солидарность, возникает классовая борьба, в ходе которой классы общества, в первую очередь низшие классы, отказываются от навязанных им функций.

В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему социальных норм и отклонения от них. Социальными нормами, по Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Он писал: “Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими”. Отсюда следует, что “нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление”. В логике автора как бы подспудно присутствует идея о том, что, пока общество справляется с болезнью, она является нормой. Но когда болезнь нарушает функционирование общества, приводит его к деградации, у него нет ни сил, ни средств бороться с болезнью, которая становится патологией.

Научная объективность не склоняется перед ценностями и моралью, что неизбежно приводит к ценностному релятивизму. На основе исследования различных племен Дюркгейм пытался доказать, что религия является творением общества и потому каждый тип общества развивает свою форму религии.

Анализировал проблему самоубийства, доказав что последние совершаются не из-за конкретных причин (душевное заболевание, алкоголизм и т.д.), а исходя из тесноты социальных взаимосвязей индивида. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция – типичная причина «эгоистического самоубийства», исключительно сильные социальные связи, в обществах, где индивидуальное существование ценится низко, происходят «альтруистические самоубийства».

Устанавливает безусловный приоритет социального над индивидуальным: общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодействия, в дальнейшем становится принципиально вне и над индивидуальной реальностью, выступает единичным субстратом всего разнообразия человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и искусства и т.п. [23]

Как и Конт, Дюркгейм дистанцируется от психологизма, предвосхищая идею коллективного бессознательного. На основании ассоциации индивидуальных мыслей происходит объединение в представления, которые затем сушествуют самостоятельно и благодаря синтезу превращаются в «нечто иное». Они приобретают обязательный характер, становятся моралью, их обязательность Дюркгейм считал доказательством того, что этот род мышления и действия есть дело не отдельного человека, а некой вышестоящей инстанции, как бы она не называлась: бог, разум, человечество или общество.

Дюркгейм ратовал за создание профессиональных корпораций – новых органов общественной солидарности – позволит реализовать широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе [23].

Кравченко А.И. отмечал: «Эмиля Дюркгейма называют пионером практической психологии. Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется по сей день; провел глубокий анализ проблемы самоубийства; заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей ценности. Его учения о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, о коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошли в золотой фонд мировой социологии» [14].

Фердинанд Теннис (1855-1936) – основатель формально-аналитической школы, считал, что главная задача социологии – создание абстрактно-теоретических схем, на основе которых можно проанализировать все явления и процессы (среди последних особенное значение имеют социальные явления на основе личностной воли людей, обусловленных как субъективно, так и объективно условиями жизни).

Община и общество – два условных полюса. Община (гемайншафт): доверительность, интимность, взаимная привязанность. Общество (гезельшафт): расчетливость, ориентация на выгоду. Противопоставления их положено в основу методологии идеальных типов. «Общинная» социальность в ходе истории все больше сменяется «общественной», что открывает путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т.д.

Одним из первых вводит в оборот понятие «общественное мнение» [8].

Георг Зиммель (1858-1918) -предполагал, чтообъект социологии (общество) должен рассматриваться как процесс социальных взаимодействий и их результат. Предметом социологии являются «социации» - устойчивые формы социальной жизни (господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.д.).

 

 

Применял историко-сравнительный метод, выделял различные формы обобществления – структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта: форму и содержание. Социальное содержание является предметом других наук, социология должна заниматься «формой».

Источник творчества – личность с формой мышления. В зависи мости от формы выделяют миры культуры, искусства, религии и т.д. Жизнь реализуется в самоограничении посредством ею же создаваемых форм. На витальном уровне это смерть, на трансвитальном – «более-жизнь» и «более-чем-жизнь» – относительно устойчивые образования, порожденные жизнью и противостоящие ей в вечной текучести и изменчивости, формы культуры, сменяющие друг друга. Современному этапу развития культуры свойственна борьба жизни против принципа формы вообще [23].

Внес вклад в развитие социологии групп: первым заговорил о значимости количества ее членов. Малые группы (аристократия, элиты) – должны быть малочисленны, характеризоваться личным знакомством друг с другом не столько в эгоистических соображениях, сколько в рациональных (необходимость ощущения исключительности). Индивиду соответствует личная мораль, малой группе – обычай, большой – право (необходимо строгое нормирование в силу большей подвижности и индивидуальности элементов) [3].

Говорил о пересечении кругов благодаря статусу, профессии и пр. Число кругов, к которым принадлежит индивид дает представление о культурном развитии общества. То, что мы называем личностью или индивидуальностью – лишь пересечение социальных кругов, субъективное как результат синтеза объективного (мотивы будущей теории ролей). Группа является образованием с самостоятельной реальностью, существует по собственным законам и независимо от индивидуальных носителей, имеет тенденцию к самосохранению.

В труде «Философия денег» Зиммель анализировал предпосылки возникновения и воздействие денег на человеческую культуру. Экономическая стоимость интерпретируется им как объективизация субъективных стоимостей, которая осуществляется посредством дистанцирования от субъекта и предмета.

Денежное хозяйство изменило стиль жизни, принесло с собой перевес интеллекта над чувствами, «расчетливую сущность нового времени», рост культуры вещей при отставании культуры личностей; оно обусловило специфическое разделение труда, которое является причиной расхождения субъективной и объективной культуры, господства техники, увеличения дистанции между людьми. С другой стороны, использование денег обусловило тенденцию к взвешенности, расчету, математизации повседневной жизни, которая в то же время воздействовала на рационализацию в плане контроля и уменьшения аффектов.

Человеческая трагедия культуры заключалась по Зиммелю в следующем: в ходе культурного развития вследствие процессов дифференциации и разделения труда произошло расхождение субъективной и объективной культуры. Группы культурных достижений знания, открытия и изобретения, стили и формы культуры и т.п. все более наклапливаются, развиваются и утончаются, субъективная культура значительно отстает от этого объективного развития. Пропасть между ними все более расширяется. Человек больше не в состоянии усвоить все знания своего времени; формы его жизни совершенно не соответствуют возможностям [3].

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Назовите основные теории Э. Дюркгейма и охарактеризуйте их сущность.

2. Почему Э. Дюркгейм выдвигал в качестве основной задачи социологии установление нормального через выявление девиантного поведения влекущего за собой санкции?

3. Что означает принцип «объяснять социальное социальным»?

4. Какова роль социальных фактов в жизни общества, согласно Э. Дюркгейму?

5. Какие аспекты выделяются в термине «социологизм» и в чем их сущность?

6. Что подразумевал Э. Дюркгейм под общественным разделением труда, и какая роль отводилась данному принципу общественного устройства?

7. Как согласно Э. Дюргейму должны соотноситься социальные и индивидуальные интересы?

8. Кто ввел понятие «общественное мнение»?

9. Каков, согласно Г. Зиммелю, объект социологии как науки? В чем философ видел источник творчества?

10. Каковы воззрения Г. Зиммеля относительно малых групп и социальных кругов, их роли в общественной жизни?

11. Что означает тезис Г. Зиммеля: «в ходе культурного развития вследствие процессов дифференциации и разделения труда произошло расхождение субъективной и объективной культуры»?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.