Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировой литературы имени А. М. Горького




Ордена Дружбы народов Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (ИМЛИ) кровно связан с именем А. М. Горь­кого. Он был организован в 1932 г., в ознаме­нование 40-летия литературной деятельности великого писателя. За истекшие годы институт стал уникальным мировым центром по изу­чению его жизни и творчества.

В структуре ИМЛИ существует Архив М. Горького, организованный в 1937 г. В на­стоящее время он насчитывает более IQO тыс. единиц хранения. Основу горьковского архив­ного комплекса составил личный архив пи­сателя. В том же 1937 году в институте был учрежден и Музей М. Горького. В результате

будут названы книги по этой теме, имеющиеся в библиотеке. Нередко в предметном каталоге указывается не один, а несколько номеров каталога систематического. Это естественно: систематический каталог отражает расположение книг по темам, а одно­му предмету может быть посвяще­но несколько тем. Например, «Ры­леев» (предмет — «Писатели рус­ские») будет представлен не только в ящике систематического каталога о русской литературе начала XIX в., но и в ящике по теме «Русское ре-волю ционно-освободительное движе­ние»: ведь Рылеев был декабристом.

В библиотеках ведется роспись журнальных статей по именам авто­ров. Нужную вам журнальную статью вы найдете в книге «Летопись жур­нальных статей» за тот или иной гол. Издается с 1917 г. «Книжная ле­топись» — ежегодник, где перечис­лены все книги, вышедшие за год.

Печатается многотомный библио­графический указатель «Русские со­ветские писатели. Поэты» (М.: Кни­га). В указателе вы найдете исчер­пывающую библиографию.

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Институт мировой литера­туры имени А. М. Горьиого АН СССР.

интенсивной собирательской работы здесь сосредоточено теперь самое полное собрание документальных и художественно-идобрази-тельных материалов, посвященных М. Горь­кому. Особое место в собрании заняла худо­жественная иконография писателя, предста­вленная живописными, графическими и скульптурными портретами, в большинстве своем выполненными с натуры. В 1965 г. к основному музею был присоединен в каче­стве филиала мемориальный дом в Москве (ул. Качалова, д. 6/2), где с мая 1931 г. писа­тель прожил пять последних лет своей жиз­ни. Уникальность этого мемориала состоит в том, что стараниями родных писателя здесь сохранено все, что окружало его в те годы.

Институт мировой литературы — детище ленинской культурной политики нашей пар­тии. Ленинская установка — усвоить и пере­работать все ценное, что было создано за всю историю человечества, и на этой основе строить и развивать социалистическую куль­туру — предопределила создание и такого уникального по своему профилю научного учреждения, каким является Институт миро­вой литературы.

В институте ведется широкомасштабная работа по исследованию русской литерату­ры как органической части литературы миро­вой. Среди исследований много коллектив­ных и индивидуальных работ, посвященных изучению жизни и творчества русских писа­телей, обобщающих труды по истории рус­ской литературы.

Вместе с республиканскими институтами ИМЛИ провел огромную работу по изуче­нию литератур народов СССР — созданию их историй. На сегодняшний день совместны-

ми усилиями созданы истории литератур на­родов всех союзных и большинства автоном­ных республик. Параллельно велась интенсив­ная и плодотворная работа по изучению рус­ской советской литературы.

Много создано монографий и коллектив­ных трудов, посвященных творчеству круп­нейших советских писателей. Все они напол­нили понятие многонациональной советской литературы конкретным научным содержа­нием, помогли уяснить закономерности ее становления и развития. В итоге в 70-е гг. была создана «История советской много­национальной литературы» в 6 т. Начата работа над четырехтомной «Историей совет­ской литературы 60—-80-х гг.».

С момента организации ИМЛИ в его дея­тельности значительное место занимает изу­чение зарубежных литератур от их истоков до современности. Ведется систематическое исследование важнейших художественных эпох и направлений. Задача этих трудов — раскрыть суть и своеобразие таких художе­ственных явлений в их целостности и истори­ческой перспективе, показать их место в ду­ховной эволюции человечества. К этому на­правлению примыкает также изучение твор­чества крупнейших мастеров мировой лите­ратуры. Развивая лучшие традиции отече­ственной науки, ученые ИМЛИ внесли мно­го нового.в изучение наследия классиков зарубежной прозы, поэзии и драматургии.

На этой основе ведется работа над исто­рией зарубежных литератур. Были изданы: трехтомная «История греческой литературы» (1946—1960); двухтомная «История рим­ской литературы» (1959- -1962); трехтомная «История английской литературы» (1943— 1958); четырехтомная «История французской

литературы» (1946—1963); пятитомная «Ис­тория немецкой литературы» (1962—1976), дополненная в последние годы томами «История литературы ФРГ» (1981) и «Исто­рия литературы ГДР» (1982). Завершена работа над историей литературы (послевоен­ной) Англии.

Наряду с фундаментальными историко-литературными трудами шло исследование современного мирового литературного про­цесса за рубежом. Причем особое внимание уделялось тем явлениям, которые свиде­тельствуют об укреплении демократических, прогрессивных тенденций в мировой литера­туре, о ее сопряженности с глубинными ре­волюционными преобразованиями в мире.

Ученые ИМЛИ особое внимание уделяют изучению современной литературы афро-азиатских стран, ее развитию в связи с со­циально-политическими процессами и идео­логической борьбой нашего времени.

Проведенные широкие исследования бога­тейшего классического наследия литератур Востока и взаимосвязей литератур Востока и Запада способствовали преодолению су­ществовавших в науке взглядов на азиат­ские литературы как на обособленные, замк­нутые явления и создали необходимые усло­вия для углубленного исследования литера­турного процесса в странах Востока в мас­штабах мирового развития.

Многочисленные историке-литературные труды, как и труды по проблемам теории литературы, дали возможность ИМЛИ успеш­но вести работу над его главным трудом — «Историей всемирной литературы», уже вы­шло в свет 3 тома.

Институт смог вести такие широкие иссле­дования мировой литературы потому, что он выступает в качестве головного координи­рующего центра, привлекающего к участию в своих основных трудах ученых многих других научных центров страны. Из года в год расширяет он и свои международные научные связи.

Главные направления сотрудничества ин­ститута с академическими и другими учреж­дениями зарубежных стран: русская класси­ка и ее восприятие в странах Запада и Во­стока, зарубежная классика и ее восприя­тие в России, русская классическая литера­тура и литература других стран и народов, истории национальных литератур и история всемирной литературы. Ведется обмен учены­ми, проводятся совместные научные меро­приятия, создаются коллективные труды. Особо плодотворно сотрудничают советские ученые с учеными братских социалистических стран.

ИНСТИТУТ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ)

Ордена Трудового Красного Знамени Инсти­тут русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде — старейшее литера­туроведческое учреждение в нашей стране. Он был основан 15 декабря 1905 г. в качестве архивного учреждения «для собирания всего, что касается А. С. Пушкина как писателя и человека», и «для хранения всего, что касает­ся жизни и деятельности представителей рус­ской изящной словесности».

В апреле 1918 г. Пушкинский Дом как научное учреждение вошел в состав Акаде- * мни наук, а в июне 1930 г. на его основе был создан Институт русской литературы АН СССР.

С этого времени в институте изучается отечественная литература — от истоков до современности (XI—XX вв.). Здесь собира­ют, хранят, изучают и пропагандируют на­циональное культурное наследие отечествен­ного искусства слова, включая фольклор.

И нститут располагает богатейшим руко­писным отделом, в котором хранятся рукопи­си А. С. Пушкина (около 12 тыс. страниц), М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, Н. А. Некра­сова, Н. А. Добролюбова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоев­ского, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. А. Федина, Ю. Н. Тынянова, Л. М. Лео­нова и многих других писателей.

Фонограммархив института — один из крупнейших в Европе. В нем насчитывается свыше 70 тыс. записей русского фольклора и других народов нашей страны. В институте хранится около 10 тыс. экземпляров руко­писных книг, начиная с ХП в., в том числе автографы Ивана Грозного, протопопа Ав­вакума и других.

Литературный музей института, в кото­ром имеется более 300 тыс. экспонатов, зна­комит посетителей (около 20 тыс. в год) с жизнью и деятельностью русских и совет­ских художников слова. Он выпускает также специальные издания, посвященные отечест­венным писателям (декабристам, И. А. Кры­лову, В. А. Жуковскому, Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, Л. Н. Толстому, И. С. Тур­геневу, И. А. Гончарову, Ф. М. Достоевско­му, А. П. Чехову), революционным демокра­там (В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Добролюбову). Специализированная библиотека институ-

i \ju ^нцип.ли1п;,цичс1;к.ии слов!

та насчитывает свыше 600 тыс. томон раз­личных отечественных и зарубежных изда­ний, в том числе уникальных (с автографа­ми писателей и т. д.).

Институт создает фундаментальные тру­ды, в которых русская литература исследу­ется на протяжении ее многовекового раз­вития. Уже изданы: «История русской лите­ратуры» в 10 и 4 т., история русской поэ­зии, драматургии, романа, цикл работ «Лите^ ратура и фольклор», монографии о творче­стве писателей-классиков, проблемные сбор­ники, различные серийные издания.

В настоящее время институт готовит тру­ды, в которых русская литература рассмат­ривается в системе духовной культуры на­шей страны, в процессе взаимодействия и взаимообогащения с литературами народов СССР и других народов мира. Особое вни­мание уделяется проблеме воздействия рус­ской литературы на нравственную жизнь общества и современному звучанию русской классики, изучению наследия русской рево­люционной демократии как исторической предшественницы марксизма в России. Гото­вится серия академических словарей («Сло­варь книжников и книжности Древней Ру­си», «Словарь русских писателей XVIII ве­ка», «Биографический словарь русских пи­сателей XIX--XX вв.»). Используя опыт со­здания «Лермонтовской энциклопедии». Пуш­кинский Дом работает над «Энциклопедией «Слова о полку Игореве» в 3 т., «Пушкин­ской энциклопедией» в 3 т.

Создается многотомное академическое издание «Русский былинный эпос».

Ученые института в своих работах стре­мятся раскрыть, какие новые идейно-эстети­ческие ценности, имеющие особую духовно-практическую значимость для современного этапа нашего общественного развития, созда­ла и создает русская советская литература («Октябрь и литература», «Современная русская советская проза», «Герой н кон­фликт в современной литературе», «Совет­ская художественная классика. Проблемы историко-функционального изучения», «По­беда и мир. К 40-летию Победы» др.). Публи­куются также разнообразные материалы из творческого наследия советских писателей, которые обогащают существующие предста­вления о социалистической культуре.

Пушкинский Дом готовит академические собрания сочинений русских классиков (А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. До­стоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургене­ва, А. А. Блока), стараясь донести до чита­теля с максимальной полнотой, точностью их литературное наследие.

1.

Такие собрания сочинений составляют основу для многочисленных и разнообраз­ных изданий классиков отечественной лите­ратуры как в нашей стране, так и за рубежом.'' Будут также подготовлены академические. издания произведений Н. В. Гоголя, В. А. Жу- i ковского, Д. И. Фонвизина, Н. С. Лескова,.-Н. Г. Чернышевского, И. А. Гончарова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина и других писателей. '•

В различные исторические периоды в Пуш- ' кинском Доме плодотворно работали мно­гие выдающиеся ученые: А. С. Орлов, В. Н. Пёретц, И. И. Толстой, В. М. Жирмун-; ский, В. В. Виноградов, С. Д. Балухатый, П. Н. Берков, В. П. Андрианова-Пёретц, Б. Г. Реизов и другие, а во главе его стояли: А. В. Луначарский, М. Горький, П. Н. Са-кулин, П. И. Лебедев-Полянский, Н. Ф. Бель-чиков, А. С. Бушмин, В. Г. Базанов.;

В 1980 г. за заслуги в развитии филологи- '\ ческой науки и подготовке научных кадров г институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ

ыслах. В 1пи III RC'fM ИСТИН

Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств ху­дожественной литературы — ее способность в живых картинах, конкретных человече­ских судьбах и характерах передавать об­лик той или иной исторической эпохи. При этом термин «историзм» применяется в двух смыслах. В широком смысле историзм при­сущ всем истинно художественным произве­дениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить баллада «Песнь о вещем Олеге» и роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В «Песни...», осно­ванной на летописном предании о смерти пер­вого киевского князя Олега, передан колорит седой русской старины: тут и языческие ве­рования в судьбу, в волхвов, и суровый дру­жинный быт, и величавость характеров лю­дей той эпохи, закаленных в боях и походах. Уже в языке («пращ», «тризна», «кудесник» и др.) А. С. Пушкин воссоздает дух далеко­го времени.

Совершенно к иным изобразительным средствам поэт прибегает в «Евгении Оне­гине». Роман в стихах позволяет свободно сочетать широкие картины общественной и духовной жизни России 20-х гг. XIX в. с могучей лирической стихией, со страстной авторской оценкой описываемого. Столь яр-

Историзм литературы

Иллюстрация к роману 5. Пру­са «Фараон».

Миниатюра иа рукописи

Смотр русским полкам на иСказания о Мамаевом по-Девичьем поле в Коломне, боище». XVtl в,

ко выраженная субъективность была одним из характерных исторических признаков той эпохи, когда личное, индивидуальное заяв­ляло о себе с невиданной силой. Поэтому для нас, отделенных от того времени боль-

шой дистанцией, «Евгений Онегин», как и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, сохраняет значение правдивейшего истори­ческого свидетельства: в нем верно схвачены характерные признаки времени. В этом смыс-

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Н. М. Карамзин,

«Дон Кихот» М. Сервантеса и др.

Кроме того, историзм — понятие, сложив­шееся в литературе XIX в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать свое­образие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. Иначе говоря, писатель стремится подойти к прошлому исторически. Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм на исторические сюжеты. Исторический жанр возник в литературе конца XVIII—начала XIX в. и связан в первую очередь с эстети­кой романтизма. Важнейшим признаком исто-

Иллюстрация А. Николаева к роману Л. Н. Толстого «Война и мири.

Иллюстрация П. Пинкисевича к роману В. Я. Шишкове «Емвпьян Пугачев»,

ле историзмом обладают великие произве­дения разных эпох — будь то «Илиада» Го­мера, «Слово о полку Игореве», былины, «Гамлет» н «Король Лир» У. Шекспира,

ризма в романтизме считалось воссоздание местного колорита, своеобразие националь­ных характеров, героического облика персо­нажей. Высшее художественное воплоще­ние принципы романтического историзма на­шли в творчестве В. Скотта (1771—1832), знаменитого «шотландского чародея», пора­жавшего современников умением схваты­вать характерные признаки минувших эпох и воплощать живые картины.

К В. Скотту с величайшим уважением относился А. С. Пушкин, основоположник исторического жанра в русской литературе. А. С. Пушкин дал новую, реалистическую трактовку проблемы историзма: это не про­сто красочный местный колорит и широкая панорамность изображения («срез» эпохи в разных социальных сферах), но и внимание к социальной борьбе, понимание народа как важнейшей исторической силы. В этом отно­шении особенно важна «Капитанская доч­ка», где характеры героев мотивируются ло­гикой их классовых интересов, где с глубо­чайшей симпатией нарисован вождь восстав­шего народа Емельян Пугачев.

История литературы

Традиции пушкинской исторической про­зы были развиты и обогащены в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Л. Н. Толстой свободно соеди няет судьбы вымышленных героев (Пьер Безухов, Андрей Волконский) с историческими лицами, кото­рые, в свою очередь, вписаны в панораму огромных по масштабу исторических собы­тий. При этом актуальные проблемы совре­менной Л. Н. Толстому духовной жизни (искания Пьера, князя Андрея) естественно сочетаются с разнообразными картинами рус­ской действительности первой четверти XIX в. — возникает, одним словом, органи­ческий синтез прошлого и настоящего, исто­рии и современности, свидетельствующий о глубине исторического художественного мыш­ления писателей.

Историзм связан с тем, насколько верно художник понимает смысл изображаемых им исторических событий, в какой степени он вооружен знанием законов общественного развития. Историзм литературы социали­стического реализма базируется на марк­систско-ленинском материалистическом по­нимании истории, утверждающем идею ре­волюционного развития мира.

К шедеврам советской исторической прозы относятся романы «Петр Первый» А. Н. Тол­стого, «Разин Степан» А. П. Чапыгина.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Ни литературное произведение, ни творче­ство писателя невозможно понять вне связи со временем, с единым процессом литератур­ного развития. Поэтому в общей системе литературоведения важное место занимает наука, именуемая историей литературы и по-разному соотносящаяся с такими разделами, как теория литературы и литературная кри­тика (см. Критика литературная).

В литературе, как и в жизни в целом, «все течет, все меняется», постоянно что-то происходит. Эти события и процессы обла­дают различным масштабом, неодинаковым темпом — отсюда и разнообразие тех науч­ных методов и приемов, которыми опери­руют историки литературы.

Пойдем от частных процессов к общим. Каждое литературное произведение имеет свою творческую историю, историю созда­ния, проходит определенный путь от замыс­ла к воплощению. Воссоздание (по руко­писям, черновикам, воспоминаниям, днев­никам) этого пути — сложная и увлекатель­ная задача.

Писатель не просто пишет одно произведе­ние за другим, каждое из них ~" это духов­ный поступок. В переходе от темы к теме, от жанра к жанру, в эволюции индивидуаль­ного стиля писателя присутствует глубокая внутренняя логика (А. А. Блок назвал ее «чувством пути»). Выявить эту логику — еще одна важная задача, встающая перед исто­риком литературы, исследующим житейскую и творческую биографию художника.

В ведении истории литературы находятся также творческие взаимоотношения разных писателей. Они изучаются и в плане личных контактов между литераторами, и в плане сопоставления их произведений и художе­ственных стилей с целью выявить черты сход-^ ства и отличия, моменты притяжения и of-" талкивания. Вместе с историей литератур­ных течений и направлений, историей лите­ратурной борьбы эти аспекты образуют си­стему, определяемую понятием литератур­ный процесс.

Путь исторического развития проходят жанры и стили, отдельные художественные приемы, способы композиционного построе­ния. Своя судьба есть у повторяющихся сю­жетов и мотивов. Это особая область исто­рии литературы — историческая поэтика.

По-разному складываются историччские пути национальных литератур: одни имеют многолетний традиционный опыт, другие про­ходят процесс «ускоренного» развития на протяжении сравнительно короткого времен­ного промежутка. Есть общие черты, характе­ризующие развитие литературы любой стра­ны, и есть особенности, присущие только данной национальной литературе. Исследова­ние этих проблем — еще один уровень исто-рико-литературной науки.

Наконец, высший «этаж» научного зда­ния — это история всемирной литературы, обобщающая закономерности развития всех национальных литератур, всех жанров и сти­лей, всех писателей, оказавших какое-либо влияние на ход мирового литературного развития.

История литературы пересекается и с исто­рией в более широком смысле — историей развития общества, историей искусства и культуры. Она не просто переносит законо­мерности исторической науки на свой пред­мет, а творчески применяет их к исследо­ванию литературы как своеобразного, не­повторимого феномена. Подлинная исто­рия литературы строится с учетом взаимо­действия внутренних закономерностей раз­вития литературы и общих закономерностей исторического развития общества, страны, человечества.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (от лат. classicus — «образцо­вый») — художественное направление (тече­ние) в искусстве и литературе XVII—начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние клас­сицизма на художественную жизнь Европы XVII—XVIII вв. было широким и долговре­менным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в.

Классицизму как определенному художе­ственному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», обра да и культ античности в классиц. сическая древность выступает в.^м^образец совершенного и гармонического i ства.

Писатели и художники часто обращ. к образам античных мифов (см. Ант литература).

Классицизм достиг расцвета во Фр в XVII столетии: в драматургии (П. нель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в п (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пу в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буа поэме «Поэтическое искусство», 167^ здал развернутую эстетическую теорию сицизма, оказавшую огромное воэде< на формирование классицизма и в л странах.

Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе франц^ классицистической трагедии, достигшей ных и художественных высот в твор' Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля Гораций, Цинна) — мужественные, су люди, движимые долгом, целиком iioj ющие себя служению государственны тересам. Показывая в своих героях i воречивые душевные движения, Корн Расин сделали выдающиеся открытия i ре изображения внутреннего мира чел' Проникнутая пафосом исследования веческой души, трагедия заключала мум внешнего действия, легко укла лась в знаменитые правила «трех единс' времени, места и действия.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой теории жанров, трагедия (наряду с одой) относилась к «высоким жанрам, должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражают только возвышенные героические темы. «Высоким жанрам» противостояли низкие»: комедия, басня, сатира и др., npi ные отражать современную действ] ность. В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в жанре комедии — Мольер.

В XVII в., пронизанном передовыми идеями Просвещения, классицизм отличался страстной критикой порядков фeoдaльного мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам. Кр; шими представителями просветител] классицизма являются Вольтер во Фр, И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90-е гг.) в Германии.

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Канте­мира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоно­сова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озе­рова, Я- Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры — от оды и эпопеи до басни и комедии. Замеча­тельным комедиографом был Д. И. Фонви­зин, автор знаменитых сатирических ко­медий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила го­рячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).

В конце XVIII—начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе пережи­вает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу услов­ностей. В это время классицизм подверга­ется острой критике, особенно со стороны романтиков.

 

КОМЕДИЯ

Комедия оптимистична по своей природе, а оптимизм, вопреки расхожему мнению, — понятие чрезвычайно объемное. Он требует известного простодушия, но без мудрости утрачивает свой смысл. Мудрость смеха от­личает подлинную комедию.

В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия ха­рактеров, комедия положений. Жизнь показа­ла, что подобное разделение в определенном смысле условно. Полновесная картина нравов может быть представлена только в живых характерах. Вспомним ^Тартюфа». Перед нами — яркое изображение нравов, дове­денные до обобщающей полноты характеры и забавные, озорные положения.

Год от года и век от века комедия обна­руживала все большее богатство, все но­вые и новые грани. Она могла быть сати­рической, героической, лирической. Чем та­лантливей был автор, тем органичней слива­лись в его творении различные элементы.

«Горе от ума» — классическая сатира, исполненная лирической силы. Столь же яв­ственно в ней героическое начало: бунт Чацкого — не случайная вспышка, недаром же так много исследований посвящено воз­можным связям его с декабризмом. В комедии, которая начиналась с бытовых картин, на наших глазах зреет сатирический социаль­ный пафос, а история неразделенной любви вдруг обретает героическое звучание.

Если же говорить о первооснове комиче­ского, то следовало бы назвать закон не­соответствия. Имеется в виду то воздейст­вие, которое оказывает несоответствие мни­мого истинному, иллюзии — реальности, того, что декларируется, тому, что делается, наконец, несоответствие пропорций в отно­шении к той или иной ситуации, либо неоп­равданно заниженного, либо нелепо преуве­личенного. Несоответствие — это та почва, на которой вырастают такие свойства коме дии, как гипербола, заостренность, абсурд

Никто не умел так выявлять сущность про исходящего, доводя его до абсурда, как Н. В. Гоголь. В незавершенной пьесе ^Вла­димир третьей степени» чиновник в конце концов воображал себя орденом. В «Женить­бе» нерешительный Подколесин выпрыгивает перед самой свадьбой в окошко, в «Ревизоре» шалопая и лоботряса принимают чутьли не за особу, приближенную к самому императору. Эти ошеломительные повороты усиливают возможности комедии.

Однако — и это важно помнить не только автору комедии, но и ее исполнителям ~ чем крупнее несоответствие, чем оно фан' тасмагоричней, тем большей серьезности тре-

Иплю^трация Ю. Гершковича к номедии У. Шекспире иУи-рощенив строптивой»,

бует воплощение. Невероятное действенно н убедительно лишь в реалистической об­становке.

В наши дни все более заметное место за­нимает трагикомедия. Это объясняется и об­щей закономерностью литературного разви­тия XIX-—XX вв. — взаимодействием жанро­вых форм и тем, что трагикомедия показы­вает время во всей его сложности и динами­ческих противоречиях.

комедии Смешные

КОМПОЗИЦИЯ

С чего начать произведение? Чем его закон­чить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что по­том? О чем рассказать подробно и о чем ко­ротко? От чьего лица строить повествова­ние?

Эти и многие другие вопросы, возника­ющие перед писателем, связаны с компози­цией (от лат. compositio — расстановка, составление) художественного произведе­ния И решать их приходится не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют та­кой принцип архитектоникой (по-гречески " «строительное искусство»). Не случайно, что слово это по происхождению и смыслу близ­ко к слову «архитектура». Подобно архитек­тору, прозаик или поэт вырабатывает какой-то план, проект будущего произведения. Но поскольку он сам выступает и строителем своего словесного здания, то по ходу творче­ской работы композиционный план может меняться. Так, в процессе работы над рома­ном «Евгений Онегин» А. С. Пушкин неодно­кратно перестраивал «форму плана»: вместо двенадцати глав написал восемь, а еще одну главу под названием «Путешествие Онеги­на» дал в качестве приложения к тексту ро­мана. Неожиданным, по признанию поэта, оказалось для него такое фабульное собы­тие, как замужество Татьяны, а закончил автор свое обширное произведение внезап­ным открытым финалом, отказавшись от изо­бражения дальнейших судеб героев. Но все это, конечно, не было каким-то нарушением законов художественной композиции: ар-

хитектоника — дело интуитииное, н наилуч шее композиционное решение не «вычисля­ется» писателем, а открывается ему в момент творческого прозрения.

На каждом шагу перед автором произве­дения возникает множество возможностей. Первое распутье — выбор системы повесгйо-вания. Оно может вестись от лица героя. 'Гак,

в «Капитанский дочке» Пушкина рассказчи­ком выступает Гринев, через его наивно-непредубежденное восприятие автор стре­мится отчетливее показать объективную ло­гику такого сложного исторического собы­тия, как пугачевское восстание. А, скажем, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» или Ф. М. Достоевский в «Преступлении н нака-

В школьной практике рецензирование является одним из видов письмен­ных работ но литературе. В млад­ших классах ученики пишут отзыв о прочитанной книге. О}) содержит некоторые сведения об авторе про­изведения, формулировку темы и глав­ных мыслей книги, рассказ о ее ге­роях с рассуждениями об их поступ­ках, характерах, взаимоотношениях с другими действующими лицами. В отзыве отмечаются и самые инте­ресные страницы книги.

Рецензия в старших классах — это развитие и усложнение формы от­зыва.

Определенной формы рецензия не имеет. Обязателен в ней разбор произведения, включающий рассуж­дения о теме рецензируемой вещи, ее идеях, о том, как эти идеи во­площаются в художественной ткани произведения, нисколько верна и ин­тересна психология героев, как они проявляют себя в различным ситуа­циях. Надо рас крыть и позиции ав­тора книги.

Далее следует рассказать о форме произведения, например, о его компо­зиции, значении пейзажа и особен­ностях языка. О языке лучше всего говорить по ходу разбора содержа­ния, тем самым подчеркивая един­ство формы и содержания. Хотя ре­цензия предполагает оценку произве­дения, она не обязательно должна содержать прямые суждения. Оценка должна вытекать из самого произ­ведения, заключаться в тех мыслях, которые автор рецензии высказыва­ет по ходу разбора. Уместно в ре­цензии сопоставить разбираемую книгу с другими, близкими по теме и мыслям.

Рецензии помещаются в школьной литературной газете, пишутся на ли­тературных олимпиадах. Они могут стать основой выступлений на чи­тательских конференциях и диспутах. Смысл работы над рецензией — выработка умения выражать свои ли­тературные взгляды.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ВЕСЕЛОВСКИЙ (1838—1906)

A. H. Веселовский был историком и теорггиком литературы. По оконча­нии Мпсковского университета он, владея многочисленными иностран­ными языками, увлеченно и тщатель­но изучал фольклорные и литера­турные произведений в Испании, Гер­мании, Чехии, Италии <1859-~1869). Его магистерская диссертация «Вил­ла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и об­щественного перелома в итальян­ской жизни XIV—XV столетий» была гтервоначально опубликована на итальянском языке, а затем вышла и в России.

В то время наука о литературе иска­ла новые пути исследонания, форми­ровался сравнительно-исторический метод в литературоведении, который наиболее полное выражение нашел в докторской диссертации Веселов-ского «Славянские сказания о Соло­моне и Китоврасе и западные леген ды о Морольфе и Мерлине» (1872). С 1872 г. Веселовский -- профессор Петербургскою университета, с 1880 г. — академик.

Ученый стремился установить еди­ные закономерности историко-лите ратурного процесса. Этапы возникно­вения и развития литературных явле­ний во всем мире предстают в трак­товке Веселовского как отражение ис­тории общественной мысли. На про­тяжении неси своей деятельности он отстаивает теорию «исторических на­чал» ф"л1)к.10р:1, что гораздо глуб-

же и вернее концепций мифологиче­ской школы. Настоящим научным подвигом Веселовского явилось со­здание им основ исторической теории словесного искусства, объяснение его происхождения и развития в эпоху первобытнообщинного строя. Исто­ризм, огромная эрудиция, глубина исследовательской мысли привлека­ют и в трудах ученого 1890—1900-х гг. о литературе итальянского Воз­рождения, о творчестве А. С. Пушки­на, В. А. Жуковского.

В основе сравнительно-историче­ских трудов Веселовского — сопостав­ление сходных литературных явлений у разных народов, причем не только передовых в культурном отношении, но и находящихся на ранних стадиях развития. Так, в своей докторской диссертации ученый сравнивает ин­дийские сказания о Викрамадитье, монгольские — об Арджи-Борджа, легенды персидской «Авесты», пове­сти о Соломоне, представленные в разных литературах, и т. п. Сходство этих и им подобных явлений А. H. Ве-селовский объяснял их связанностью с одинаковыми стадиями обществен­ного развития. Отсюда — возмож­ность не только заимствования мо­тивов и сюжетов, но и их самостоя­тельного зарождения у разных наро­дов и этнических групп.

1 О Энциклопедический слпвпрь юного литературоведа

зании» прибегают к нейтральному повество­ванию, отделяясь и отдаляясь от главных персонажей. Автор может дать предысторию героя сразу (как в «Капитанской дочке»), может отложить ее (как Ф. М. Достоевский, чтобы сначала показать нам Раскольнике-ва, готовящегося к преступлению, а потом объяснить, как пришел герой к своей ^идее»), а может, как Н. В. Гоголь в «Мертвых ду­шах, отодвинуть ее в конец произведения (о детстве и юности Чичикова рассказано в одной из завершающих глав первого тома поэмы, и это выводит автора на обобщенные раздумья о том, как и почему рождает рус­ская действительность дельцов и приобре­тателей).

В построении конфликта обыкновенно вы­деляются такие слагаемые, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Но только не надо схоластически расчленять сюжет любого произведения на пять вышеозначенных элементов. Все гораз­до сложнее и интереснее.

Так, самая первая фраза гоголевского «Ре­визора», по точному наблюдению В. И. Не-мировича-Данченко, содержит завязку коме­дии (экспозиция же дается вслед за этим, в саморазоблачительных монологах и реп­ликах чиновников). А, например, в «Грозе» А. Н. Островского неспешная экспозиция пе-

редает нудный ритм жизни обитателей Ка­линова, и главная героиня появляется как бы незаметно, вступает в действие с какой-то незначительной репликой. Благодаря этому достигаегся тот самый образно-композицион­ный эффект, который после премьеры «Гро­зы» был определен рецензентом А. С. Гие-роглифовым как «светлый луч на темном не­бе», а потом был еще точнее обозначен в на­звании знаменитой статьи Н, А. Добролю­бова «Луч света в темном царстве».

Развитие действия может вестить в раз­ном композиционном ритме, разным может быть количество кульминаций. Так, в «Пре­ступлении и наказании» кульминационными моментами помимо центрального события — убийства, совершенного Раскольниковым, могут считаться и все напряженные диалоги главною героя с его духовными «оппонен­тами» Порфирном Петровичем и Соней Мармелядовой- Кульминация и развязка мо­гут совпасть, как это происходит в «немой сцене» комедии «Ревизор».

Композиция понятие, затрагивающее не только сюжстно-повествовательную сто­рону произведения, но и его образную ткань, систему характеров. Литературный герой в значительной мере раскрывается через композиционное сопоставление его с другими героями: Печорин н «Герое нашего времени»

Композиция

М. Ю. Лермонтова — через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максимы-чем; Наташа Ростова в «Войне и мире» Л. Н. Толстого — через сравнение с Верой, Соней, Элен Курагиной, Марьей Болкон-ской.

В подлинно художественном произведении значительную композиционную роль играют описания природы («раздавленный репей среди вспаханного поля» в «Хаджи-Мурате» Л. Н. Толстого), детали предметного мира

Иллюстрация Б. Малаховско­го к поэм» Н. В, Гоголя «Мертвые души».

(дорожная шкатулка Чичикова в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, темные очки и зонтик Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»).

Законы композиции различаются для поэзии и прозы, для разных родов и жанров литературы. Так, в поэтическом произведении единицами композиционного членения бу­дут еще и стих, строфа. В драматургии глав­ную роль приобретает диалог, а описания и характеристики сведены к кратким ремаркам. Сюжет романа содержит больше фабульных линий и поворотов, чем сюжет рассказа. Но и в стихе, и в прозе — в произведении лю­бого жанра подлинная художественная глу­бина достигается тогда, когда в композицион­ном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, не­повторимая интонация. Прочная связь при­емов композиции с приемами языка — одно из важнейших условий художественного та­ланта. Посмотрите, как не просто повторяют­ся, но поворачиваются разными смысловы­ми гранями в упоминавшихся произведе­ниях слова и словосочетания «мертвые души» (от ревизских душ к авторской оценке пер­сонажей и далее — к поискам живой души), «гроза» (для Кулигина это «электричество», для Тихона — страх перед матерью, для Катерины — душевная катастрофа и жажда очищения), как слово «чайка» в пьесе А. П. Чехова проходит путь от буквального смысла до высокого символического значе­ния (мечта, призвание, долг), как началь­ный словесный аккорд блоковского стихо­творения «О доблестях, о подвигах, о ела'

Энциклопедический словарь юного литературоведи

ве...» трагически отзывается в последней строфе'. «Уж не мечтать о нежности, о сла­ве...»

Внутренняя задача композиции — непре­рывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Критик Н. Н. Страхов писал о «Войне и мире»: «...Ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают дру­гим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует меж­ду собою и с целым». Такая связь частей и целого может считаться идеалом художест­венной композиции.

КОНФЛИКТ

С явлением, называемым конфликтом (от лат. conflictus — столкновение), т. е. острым противоречием, находящим свой выход и разрешение в действии, борьбе, мы в по­вседневной жизни встречаемся постоянно. Политические, производственные, семей­ные и другие виды социальных конфлик­тов разного масштаба и уровня, отнимающие подчас у людей огромное количество физи­ческих, моральных и эмоциональных сил, переполняют наш духовно-практический мир — хотим мы того или не хотим. Нередко бывает и так: мы стремимся из-

бежать тех или иных конфликтов, снять их «разрядить» или, по крайней мере, смягчит) их действие - но тщетно! Не только от Mf зависит возникновение, развитие и разрей^ ние конфликтов: в каждом столкновен^ противоположностей участвуют, борют^ как минимум, две стороны, выражающие pig

личные, а то и взаимоисключающие Л Я тересы, преследующие перечащие друг Др^1

цели, совершающие разнонаправленные, подчас и враждебные действия. В конфлШ находит свое выражение борьба нового старого, прогрессивного и реакциокно^Д общественного и антиобщественного; проЩ воречия жизненных принципов и позиц^ людей, общественного и индивидуальноН сознания, морали и т.п. ^

Подобное происходит и в литератур^ Развитие сюжета, столкновение и взаимф действие характеров, происходящее в бе^ прерывно меняящихся обстоятельствах, соч вершаемые персонажами поступки, т. e,j иными словами, вся динамика содержании литературного произведения основана на х^ дожественных конфликтах, являющихся^ конечном счете отражением и обобщение^ социальных конфликтов действительности! Без осмысления художником актуальны^ животрепещущих, общественно значимы» конфликтов подлинного искусства слова ]{( существует.

Художественным конфликтом, или худо^ жествепной коллизией (от лат. collisio -^ столкновение), называется противоборстве

Иллюстраций Б. Фаворского к трагедии А. С. Пушкина нСкупой рыцарь»,

действующих в литературном произведе­нии разнонаправленных сил — социальных, природных, политических, нравственных, фи­лософских, — получающее идейно-эстетиче­ское воплощение в художественной струк­туре произведения как противопоставление (оппозиция) характеров обстоятельствам, от­дельных характеров — или различных сто­рон, одного характера — Друг другу, самих художественных идей произведения (если они несут в себе идеологически полярные начала).

Художественная ткань литературного про­изведения на всех его уровнях пронизана конфликтностью: речевые характеристики, поступки персонажей, соотношение их харак­теров, художественное время и простран­ство, сюжетно-композиционное построение повествования содержат в себе конфликтные пары образов, связанные друг с другом и составляющие своеобразную «сетку» притя­жении и отталкиваний — структурный костяк произведения.

В романе-эпопее «Война и мир» семейство Курагиных (вкупе с Шерер, Друбецкими и пр.) — воплощение высшего света — мира, органически чуждого и Безуховым, и Волкон­ским, и Ростовым. При всем различии пред­ставителей этих трех любимых автором дво­рянских родов им одинаково враждебны на­пыщенная официальность, придворные ин­триги, лицемерие, фальшь, своекорыстие, духовная пустота и т. п., процветающие при императорском дворе. Поэтому так драма­тичны, чреваты неразрешимыми конфликта­ми отношения Пьера и Элен, Наташи и Ана-толя, княяя Андрея и Ипполита Курагина и т. д.

В иной смысловой плоскости разворачи­вается в романе скрытый конфликт между мудрым народным полководцем Кутузовым ч тщеславным Александром 1, принимавшим войну за парад особого рода. Однако совсем не случайно Кутузов любит и выделяет Ан­дрея Волконского среди подчиненных ему офицеров, а император Александр не скрыва­ет своей антипатии к нему. В то же время Александр (как и в свое время Наполеон) не случайно «замечает» Элен Безухову, удостаивая ее танца на балу в день вторже­ния наполеоновских войск в Россию. Таким образом, прослеживая цепочки связей, «сцеплений» между персонажами толстов­ского произведения, мы наблюдаем, как все они — с различной степенью очевидности — группируются вокруг двух смысловых «полю­сов» эпопеи, образующих основной конфликт произведения, — народа, двигателя истории, и царя, «раба истории». В авторских фило-

Иллюстрация П, Боклевского к рассказу И. С. Тургенева «Бурмистр».

софско-публицистических отступлениях этот высший конфликт произведения сформули­рован с чисто толстовской категоричностью и прямотой. Очевидно, что по степени идейной значимости и универсальности, по своему месту в художественно-эстетиче­ском целом романа-эпопеи этот конфликт сопоставим лишь с изображенным в произ­ведении военным конфликтом, явившимся ядром всех событий Отечественной войны 1812 г. Все же остальные, частные конфлик­ты, обнаруживающие сюжет и фабулу рома­на (Пьер — Долохов, князь Андрей — На­таша, Кутузов — Наполеон, русская речь — французская и т. п.), подчинены главному конфликту произведения и составляют опре­деленную иерархию художественных конф­ликтов.

В каждом литературном произведении складывается своя, особая многоуровневая система художественных конфликтов, в ко­нечном счете выражающая авторскую идейно-эстетическую концепцию. В этом смысле художественное истолкование социальных конфликтов является более емким и многозна­чимым, нежели их научное или публицисти­ччское отражение.

В «Капитанской дочке» Пушкина конфликт Гринева и Швабрина из-за любви к Маше Мироновой, составляющий видимую основу собственно романической фабулы, отходит на задний план перед социально-историче­ским конфликтом — восстанием Пугачева. Основная же проблема пушкинского романа, в котором своеобразно преломляются оба конфликта, — это дилемма двух представле­ний о чести (эпиграф произведения — «Береги честь смолоду»): с одной стороны, узкие рамки сословно-классовой чести (например, дворянская, офицерская присяга верности); с другой — общечеловеческие ценности по­рядочности, доброты, гуманизма (верность

слову, доверие человеку, благодарность за оказанное добро, желание помочь в беде и т. д.). Швабрин бесчестен даже с точки зрения дворянского кодекса; Гринев мечется между двумя понятиями чести, одно из ко­торых вменено его долгом, другое продикто­вано естественным чувством; Пугачев ока­зывается выше чувства классовой ненависти к дворянину, казалось бы совершенно естест­венного, и отвечает высшим требованиям человеческой честности и благородства, пре­восходя в этом отношении самого рассказчи­ка — Петра Андреевича Гринева.

Ф. Энгельс считал, что «...писатель не обя­зан преподносить читателю в готовом виде бу­дущее историческое разрешение изображае­мых им общественных конфликтов». Часто та­кое разрешение социально-исторических конф­ликтов, отраженных в литературном произ­ведении, видит читатель в неожиданном для писателя смысловом контексте. Если читатель выступает как литературный кри­тик, он может определить и конфликт, и спо­соб его разрешения гораздо более точно и дальновидно, чем сам художник. Так, Н. А. Добролюбов, анализируя драму А. Н. Островского «Гроза», сумел за социально-психологической коллизией патриархального купеческо-мещанского быта рассмотреть острейшее социальное противоречие всей России — «темного царства», где среди все­общей покорности, лицемерия и безгласияябезраздельно царит «самодурство», зловещим апофеозом которого яяляется самодержа­вие, и где даже малейший протест — это «луч света».

КРАЕВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ

Что так влечет нас в пушкинские, толстов­ские, лермонтовские и другие писательские места? Почему такой трепет охватывает нас, когда мы входим в знаменитую «комна­ту под сводами» в яснополянском доме, или скользим длинной чередой по пушкинскому кабинету в Михайловском, или бродим по тенистым аллеям усадьбы Спасского-Лутови-нова? Неужели одно лишь воспоминание о великих художниках, некогда творивших в этих стенах или прогуливавшихся по этим рощам, лугам, берегам рек и озер, приводит нас в невольное смущение? Ведь знаем же мы, что Михайловский дом Пушкина уже трижды отстроен заново, и то, что мы видим сегод­ня, — не более чем макет в натуральную величину того дома, где жил полтора столе­тия назад наш великий поэт; что книги в са-

Пвро Л. Н. Толстого, Дом^у-зей писателя в Ясной Поляне (Тульскаяяобласть).

ратовском доме-музее Н. Г. Чернышевского вовсе не обяяательно именно те, которые читал, делая пометки на полях, будущий революционер-демократ; что мебель, инстру­менты и оборудование пекарни в Нижнем, где работал подручным пекаря юный Алеша Пешков, — скорее всего просто типичны для конца XIX века... И что же? Вернувшись из поездки по литературному краю, мы будем рассказывать друзьям, что сидели на любимой скамейке Л. Н. Толстого и видели сапожный его нож и молоток; что прикоснулись к бу­лыжнику, о который споткнулась в липовой аллее А. П. Керн; что поднимались по лестни­це дома, где Ф. М. Достоевский поселил своего Родиона Раскольникова...

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, быть может, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрас­тия любить его», -— писал Л. Н. Толстой. Подобные суждения о «малой Родине» сохра­нились у многих других писателей-классиков и наших современников.

Развитие литературы неотрывно от движе­ния времени и определенности места (факто­ра пространства). Первым определяется ис­торизм литературы и культуры в целом; вто­рым — так называемая «духовная оседлость» народа, нации, страны, находящая выраже­ние в культурной специфике. Массовое дви­жение в защиту памятников истории, культу­ры, родной природы, создание националь­ных заповедников, литературных, краевед­ческих и иных музеев — все это свидетель­ство углубляющегося интереса общества к своим культурно-историческим и духовным корням, развития культурной памяти народа. Через малое — к большому, через частное -к общему, через личное — к общественному,

Краеведение литературное

Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тярхвнах (Пензенская об­ласть).

СОВЕТЫ ДРУГА

Льва Николаевича Толстого н Афа­насия Афанасьевича Фета связывали дружеские отношения. Поэтому Фет нередко посылал только что написан­ные стихи на суд в Ясную Поляну. В ответных письмах Толстой, расска­зывая о впечатлениях от присланных стихов, порой делал критические за­мечания, к которым поэт почти всег­да прислушивался.

Так, 30 апреля 1873 г. Фет послал в Ясную Поляну письмо, которое на­чиналось стихотворением «В дымке-невидимке...». Толстой сразу отклик­нулся: «Стихотворение ваше кро­шечное прекрасно. Это новое, никог­да не уловленное прежде чувство бо­ли от красоты выражено прекрасно. У вас весной поднимаются поэтиче­ские дрожжи, а у меня восприимчи­вость к поэзии. Одно — не из двух ли разных периодов весны 1) соловей у розы и 2) плачет старый камень, в пруд роняя слезы. Это первая весна — апрель, а то — май конец. Впрочем, это, может быть, придирка».

Строки, к которым относится «при­дирка»:

Истерзался песней Соловей у розы. Плачет старый камень. В пруд роняя слезы.

Фет замечание придиркой не по­считал. Строку, вызвавшую критику,

Истерзался песней Соловей без розы.

В таком виде стихотворение было впервые опубликовано в «Русском вестнике» (1874, № 2). Небольшое уточнение помогло сделать стих безупречным.

В другое письмо Фет вложил три стихотворения. Об одном из них — «Выйди, мать, наружу, посмотри на диво...» — Толстой написал: «Послед­нее так хорошо. Мало отрублено про­тивопоставление, то, что не цветок растет, а ты влюблена».

Ответ матери в стихотворении, вызвавший недовольство Толстого, был таким:

Не пробиться травке из-под груды

снежной, Изо льда ущелья цвет не виден

нежный; У всего на свете свой обычный срок, И тебе, влюбленной, чудится цветок.

Фет изменил две последние строки, и в печатной редакции (впервые: «Русский вестник». 1876. № 1) они вы­глядят так:

Никакого дива: влюблена то ты, Так тебе на снеге чудятся цветы.

Тонкая критика Толстого усилила художественную выразительность сти­хотворения.

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Рабочая комната А. С. Грина. Дом-музей писателя в Феодо­сии.

через местное "- к отечественному и общече­ловеческому, — такова логика воздействия местного края, с его литературными, куль­турными, историческими, природными досто­примечательностями на формирование чело­века как патриота, гражданина, всесторонне развитой и культурно богатой личности. Пото­му литературный край играет такую же зна­чительную роль в творчестве писателей, как

и историческая эпоха, дух времени, «злоба дня».

Однако эта роль оказывается не менее значительной и в сознании всех жителей края, всех граждан страны, всех читателей, зрителей, слушателей художественных произ­ведений. Литературный край воспитывает в читателе не только внимание к деталям, к чуть заметным приметам родного быта,

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ (1840—1868)

Д. И. Писарев -~ русский публи­цист и литературный критик, фило­соф-материалист и утопический со­циалист, революционный демократ. Воспитанник истор и ко-филолог иче-ского факультета Петербургского уни­верситета Писарев, еще находясь на студенческой скамье, стал регулярно выступать в печати. Менее десяти лет -- с 1859 по 1868 г. длилась литературная деятельность Писаре­ва, причем почти половину этого сро­ка он провел в одиночной камере «русской Бастилии» — Петропавлов­ской крепости, куда был заточен за памфлет, в котором содержался при­зыв к низвержению самодержавия.

Уже в своих ранних публикациях, посвященных романам «Обломов» И. А. Гончарова, «Дворянское гнез­до» И. С. Тургенева, рассказу Л. Н. Толстого «Три смерти», Писа­рев убедительно раскрывает своеоб­разие таланта каждого из этих ху­дожников, чутко улавливает связь ти-

пических характеров с русской дей­ствительностью, ее животрепещущи­ми проблемами. И хотя позиции юно­го критика еще недоставало поли­тической определенности, а самое понимание действительности подчас отличалось расплывчатостью, в его статьях и рецензиях обнаруживалось воздействие идей В. Г. Белинского.

Самый плодотворный этап в дея­тельности Писарева наступил в 1861 г.. когда он, будучи ведущим со­трудником журнала «Русское слово», стал одним из ^властителей дум» по­коления 60-х гг.

В укреплении связи литературы с жизнью народа критик видел непре­менное условие ее успешного разви­тия. Против уродливых обществен­ных отношений;*— господствовавших в России, были направлены статьи Писарева «Стоячая вода», «Писем­ский, Тургенев и Гончаров» (1861). Резкому осуждению он подверг ге­роев фразы, беспочвенных мечтате-

Критика литературная

природы, архитектуры, обычаев и нравов народов, — он помогает по-новому, более глу­боко, органично, тонко понять психологию художника, сам процесс его творчества, со­здаваемую им художественную картину мира во всей полноте местных впечатлений, ассоци­аций, жизненных образов.

Только побывав в пушкинском Михайлов­ском, мы можем понять, прочувствовать всю силу переживаний поэта, насильно оторван­ного от друзей и общественной жизни. Со­поставляя пушкинские стихотворения, кото­рые, так сказать, «на слуху» у каждого из нас, с собственными мыслями и чувствами, навеянными домом поэта, его обстановкой, картинами природы, вдумчивый читатель ясно представит себе острое чувство тоски, одиночества, неволн, ощущение окружающей оглуши», «мрака заточенья», — оценит всю ту гамму драматических переживаний поэта.

Только побывав в Болдине, мы поймем творческие истоки знаменитой Болдинской осени и сквозное для этого периода творче­ства Пушкина поэтическое переживание огра­ниченного, замкнутого пространства, физи­ческого ощущения плена, «пира во время чумы», нашедшее свое отражение в «Малень­ких трагедиях», «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» н других произве­дениях.

Только побывав в Ясной Поляне, мы поймем трагедию ухода Л. Н. Толстого и оценим многие кричащие противоречия великого пи­сателя и мыслителя, проблемы русской жиз­ни, поставленные им перед обществом Рос­сии. И так в каждом случае, когда

мы пытаемся понять взаимосвязь твор­чества писателя с теми или иными литератур­ными местами.

Всеми этими вопросами - разысканием неизвестных сведений, документов и материа­лов о жизни и творчестве писателей в том или ином крае, о влиянии местных событий и явле­ний на их произведения, на процесс творче­ства — и занимается особая наука -~ лите­ратурное краеведение, возникающая «на сты­ке» литературоведения и традиционного крае­ведения (разновидности географической науки). С помощью литературных краеведов, энтузиастов своего дела н патриотов родного края удается создавать в различных краях литературные музеи, заповедники, становя­щиеся в областном и отечественном масштабе важными и влиятельными центрами культур­ной, воспитательной и просветительной работы, способствующими повышению эстети­ческой, нравственной, политической, экологи-^^ ческой культуры нашего народа, воспитанию^ патриотизма и гуманизма.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

Критика литературная (от греч. kritike — суждение, искусство разбираться, су­дить) — одна из составных частей литера­туроведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установле-

лей, не способных к действию. В ка­честве первоочередной задачи вы­двигалось им воспитание нового по­коления демократической интелли­генции, призванного нести в народ разумные идеи преобразования об­щества, сознание нетерпимости суще­ствующего миропорядка. Гимном че­ловеку дела прозвучала программная статья «Базаров» (1862). В ней со­держался призыв отрешиться от бла­годушия и иллюзий по поводу реформ царского правительства. Спустя два года в статье ^Реалисты» Писарев развернул и углубил многие мысли о герое тургеневских «Отцов и де­тей». В условиях спада революцион­ной волны Писарев предлагает «хи­мическим путем», т. е. кропотливой пропагандой демократических идей, неуклонно готовить общественное сознание к коренным социальным пе­ременам. В первую очередь он рас­считывает на разночинную молодежь, на «мыслящий пролетариат» (так на-

звана статьи о романе Чернышевско­го «Что делать?»).

В статье «Разрушение эстетики» (1865), полемически заостренной про­тив реакционной проповеди «искус­ства для искусства», критик давал материалистический ответ на вопрос об отношении художественного твор­чества к действительности. Вместе с тем он порой игнорировал слож­ную специфику искусства, его объ­ективные закономерности. Эти оши­бочные взгляды критика сказались и на его конкретных суждениях о творчестве русских писателей. Осо­бенно отчетливо это отразилось в статье «Пушкин и Белинский» (1865). Однако в лучших своих работах Пи­сарев сумел с непревзойденным ма­стерством определить объективное общественное и историко-литератур-ное значение произведений.

1 26 Энциклопедический словарь юного литературоведа

нием основных закономерностей эстетичечко- вает главным образом современное литера-го освоения действительности, анализом клас- турное развитие, истолковывает художествен-сического литературного наследия, критика ные произведения с точки зрения современ-литературная — в отличие от них — оцени- ности.

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОЛЮБОВ (1836—1861)

Н. А. Добролюбов — революцион­ный демократ, литературный критик и публицист, продолжатель дела В. Г. Белинского и ближайший со­ратник Н. Г. Чернышевского. Его литературно-критическая деятель­ность развернулась в 1856—1861 гг., в период первой революционной си­туации в России. Добролюбов от­стаивал принципы реализма и народ­ности литературы, боролся против тео­рии «чистого искусства». Критик счи­тал необходимым для плодотворного развития русской литературы ее тес­ное сближение с действительностью, с интересами народа. «Неужели же так и суждено нашей литературе на­всегда остаться в узенькой сфере пошленького общества, волнуемого карточными страстишками, любовью к звездам и боязнью пожелать чего-нибудь страстно и твердо?» — гневно спрашивал он, имея в виду преиму­щественное изображение в литерату­ре жизни паразитических классов, в первую очередь дворянства.

Большая заслуга Добролюбова за­ключалась в разработке революцион­но-демократической теории литера­турной критики. По. его убеждению, литературная критика не должна по-школярски следовать канонам эсте­тических учений прошлого. Неправы те критики, которые «закрывают гла­за от новой, живущей красоты, не хо­тят понять новой истины, результата нового хода жизни». Свою критику Добролюбов называл «реальной». Эта критика исходит не из требований отвлеченных эстетических теорий, а проникает в сущность самих про­изведений и выявляет их особенности. Она измеряет достоинство произведе­ния тем, насколько верно отражает оно действительность, обществен­ную жизнь, истинные потребности «времени и народа». На первом мес­те для «реальной критики» — во­прос о «миросозерцании писателя», так как от него зависит обществен­ная роль произведения.

Достоинства «реальной критики» проявились в статьях «Что такое обломовщина?», «Черты для харак­теристики русского простонародья», «Когда же придет настоящий день?»,

«Темное царство», «Луч света в тем­ном царстве», «Забитые люди» и др.

Критик глубоко оценил идейно-художественные особенности рас­сматриваемых произведений и рас­крыл их место в современной об­щественно-политической жизни. Он разъяснил причины обломовщины и ее смысл так полно, что поразил самого И. А. Гончарова. Он раскрыл смысл повести «Накануне» в условиях революционной ситуации, и литера­турно-критическая статья молодого критика стала поводом для разме­жевания либералов и демократов в редакции «Современника». Анализ творчества А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского переходит у него в революционный призыв к освобож­дению миллионов обездоленных лю­дей, страдающих в «темном царстве».

Статьи Добролюбова оказали влия­ние на несколько поколений русских революционеров. В. И. Ленин гово­рил о революционизирующем значе­нии критики Добролюбова: «Из раз­бора «Обломова» он сделал клич, призыв к воле, активности, револю ционной борьбе, а из анализа «На­кануне» настоящую революционную прокламацию, так написанную, что она и по сей день не забывается Вот как нужно писать!» (Ленин В. И О литературе и искусстве. М., 1986 С. 456).

Талантливый литературный кри­тик, Добролюбов выражал свои идеи в яркой и запоминающейся форме. Он умел с помощью одних только цитат из рассматриваемого произве­дения, обходя цензурные запреты, высказать свой взгляд и подвести читателя к революционным выводам или наглядно показать недостатки критикуемых явлений.

Естественным продолжением ли­тературной критики Добролюбова явилась его работа в сатирическом приложении к журналу «Современ­ник» — а «Свистке», где он создал сатирические образы поэтов Кон-рада Лилиеншвагера, Аполлона Ка пелькина и Якова Хама, высмеивая в пародийной форме реакционно-охранительную литературу и «чистое искусство».

Критика литературная

Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литератур­но-художественной продукции, критика лите­ратурная исходит прежде всего из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его изъяны, критика литера­турная обосновывает свои объективные вы­воды, исходя из своего понимания значи­мости его содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны.

Произведение искусства, которое не рас­ширяет духовного кругозора читателя, не до­ставляет человеку эстетического удовольст­вия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство, — такое произведение не может быть признано подлинно художественным.

Неразрывное единство формы и содержа­ния, их соответствие — один из важнейших критериев оценки произведения искусства, в том числе и литературы. Своими корнями история литературной кри-

КДК





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 667 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2458 - | 2196 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.