Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русские поэты XX В. Как критики




В. Я. Ьрюсов

Одна из характерных черт всего ми­рового искусства XX в. — стремление к размышлению над собственной при­родой. Особенно отчетливо это выра­зилось в литературе, где писатели все чаще и чаще становились одно­временно и специалистами-литерату­роведами. Отдельные статьи, эстети­ческие трактовки писались, конечно, и в прошлом, но сярьезно заниматься теорией и историей литературы в ка­тегориях науки писатели начали толь­ко в XX в.

В русской литературе этот процесс начался творчеством четырех круп­нейших поэтов, ставших одновремен­но историками и теоретиками лите­ратуры: Валерия Яковлевича Брю-сова (1873—1924), Александра Алек­сандровича Блока (1880--1921), Анд­рея Белого (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев, 1880— 1934) и Иннокентия Федоровича Анненского (1855—1909).

В их литературоведческих работах совершенно отчетливо заметны три главных направления. Во-первых, это открытие для своего времени забы­тых поэтов-предшественников. К кон­цу XIX в. изучение литературы уже отлилось в застывшие формы, где

писателям «второго» ряда места не находилось. Их постепенно забывали. Резко отталкиваясь от литературы своего времени, поэты-символисты (см. Символизм) — а все четверо бы­ли в той или иной степени связаны с этим направлением -- искали себе поддержки в поэзии вчерашнего и по­завчерашнего дня. Поэтому В. Я. Брю-сов всегда пропагандировал поэзию Ф. И. Тютчева. Стихи «последнего романтика» А. А. Григорьева собрал и переиздал А. А. Блок. А. Белый настойчиво вводил в первый ряд рус­ских поэтов Е. А. Баратынского. Осознание значимости этих фигур для русской поэзии постепенно начало ме­нять карту ее истории. Оказывалось, что многое в традиционной истории литературы можно и нужно переос­мыслить, что и сделали, уже с про­фессиональных позиций, литературо­веды 20-х гг.

Второй важнейшей сферой интере­сов этих поэтов были проблемы сти­ховедения. Открытый А. Белым закон несовпадения метра и ритма (см. Стн-косложение) сдвинул изучение рус­ского стиха с мертвой точки, а впер­вые примененные им статистические подсчеты положили начало точным

Литературоведение и критика в России XVIII—XX вв.

(М. А. Антонович, В. А. Зайцев, Г. 3. Ели­сеев).

Революционно-демократической критике противостояла критика «эстетическая», или ^артистическая», представители которой (А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Аннен­ков, С. С. Дудышкин) считали, что искусство ценно само по себе как искусство, а не харак­тером своего отношения к действительности, что писатели не должны касаться обществен­ных вопросов, затрагивать социальные проблемы, их назначение — разрабатывать вечные темы любви, красоты, добра. Стара­ясь увести искусство от жизни, «эстетичес­кая» критика в то же время заостряла внима­ние на художественной стороне произведе­ний, их форме, «артистизме» творчества, что объективно содействовало повышению общего уровня профессионального мастер­ства писателей.

С «почвеннических» позиций, т. е. считая необходимым сближение «просвещенного общества» с жизнью простого народа, с «на­циональной почвой», видя в этом основание для будущего социального и духовного раз­вития России, оценивали современную им

русскую литературу Ф. М. Достоевский и Н. Н. Страхов. Эти идеалы разделял и А. А. Григорьев.

Постановка критикой проблемы народности литературы, острота ее в период революци­онного подъема конца 50-х — начала 60-х гг. XIX в. не могли не сказаться и на движении отечественной литературоведческой мысли: ее внимание также обращается на решение этой важнейшей художественной и идеологи­ческой проблемы времени. Возникает мифо­логическая школа, представители которой (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, П. Н. Рыб­ников, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский) исследуют истоки самобытности русского на­рода, его взглядов на жизнь, природу, окру­жающий мир, обращаясь к произведениям поэтического творчества самого народа.

Название «мифологическая» школа полу­чила потому, что в своих высказываниях опиралась на учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, а затем и художест­венной, поэтической деятельности первобыт­ного, доисторического человека. Это учение было разработано в 20—30-е гг. XIX в. не­мецкими филологами братьями В. и Я. Гримм.

методам исследования.

А книга В. Я. Брюсова «Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1918) и до сих пор полезна всем стиховедам, поскольку в ней даже са­мые редкие стихотворные формы про­иллюстрированы его собственными стихами.

Наконец, третьим направлением стала история литературы: очерки историко-литературного процесса, статьи об известных писателях, об отдельных произведениях.

В центре внимания стояло твор­чество А. С. Пушкина. Брюсов начал им заниматься еще в конце XIX в., когда работал в редакции журнала «Русский архив», и продолжал заня­тия до конца жизни. Первый том Пол­ного собрания сочинений Пушкина, им изданный, вызвал серьезную кри­тику профессионалов, но уже сама попытка свидетельствует о серьез­ности, с которой Брюсов подходил к этой работе. А уж без статей, собранных в книге «Мой Пушкин», вряд ли можно представить себе серь­езное изучение пушкинского творче ства. Результаты многолетних исследова-

ний пушкинской поэзии вылились у Белого в книгу «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929), где сли­лись воедино стиховедческие штудии и интерпретация пушкинского текста. Вдохновенная речь Блока «О назна­чении поэта» была произнесена на собрании, посвященном 84-й годовщи­не со дня смерти Пушкина. Участво­вал Блок и в одном из лучших для начала века собраний сочинений Пуш­кина, изданном под редакцией С. А. Венгерова. Писал о Пушкине и Анненский, хотя его интересы были больше направлены в область русской прозы XIX в.: Н. В. Гоголь, Ф. М. До­стоевский, И. С. Тургенев... Две его «Книги отражений» — это уникаль- д. Белый ные по методу произведения, где индивидуальное мнение, не претен­дующее на объективность, приобре­тало неотразимую художественную убедительность.

Далеко не все положения, вы­сказанные поэтами начала нашего века о проблемах литературы, являют­ся бесспорными. Но нс учитывать их нельзя и тем, кто изучает русскую литературу, и тем, кто занят иссле­дованием творчества Брюсова, Бло­ка, Белого, Аннеиского.

Исходным для формирования у нас школы становится положение, сформулированное Ф. И. Буслаевым: «Самая мифология есть не иное что, как народное сознание природы и духа, выразившееся в определенных обра­зах...» А одним из самых замечательных исследований в русле этой школы, не утра­тившим своего значения до нашего времени, был трехтомный труд А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на приро­ду. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифичес­кими сказаниями других родственных наро­дов» (1865—1869).

Исследовательский опыт литературоведов-мифологов показал, что памятники народного творчества дают богатую информацию о быте, духовной и нравственной жизни не только ^доисторического», но и «исторического» че­ловека. Аналогичный подход к искусству нового времени позволил открыть, как писал французский философ И. Тэн, что «литера­турное произведение не есть простая игра во­ображения, самородный каприз, родившийся в горячей голове, но снимок с окружающих нравов и признак известного состояния умов. Отсюда заключили, что возможно по литера­турным памятникам узнать, как чувствовали и думали люди несколько веков назад». Это узнавание и составило основу нового на­правления, новой школы в изучении литера­туры — культурно-исторической.

Такое название закрепилось за школой по­току, что в каждом литературном произведе­нии она видела прежде всего памятник истории культуры данного народа, который соответствующим образом и анализировала, извлекая из художественных созданий прош­лого массу сведений о национальной жизни, быте, взглядах, уровне образования, про^ свещения и т. п. Культурно-историческая школа выявила самую тесную связь и зависи­мость между искусством и действитель­ностью, писателем и обществом, проклады­вая тем самым путь литературоведческому историзму. У нас самыми крупными пред­ставителями этой школы, расцвет которой приходится на 70—80-е гг. XIX в., были А. Н. Пыпин и Н. С. Тихонравов, чьи иссле­дования значительно обогатили представле­ние о русской литературе и литературно-общественной жизни России XVII—XIX вв.

Одновременно возникает и формируется еще одна школа — сравнительно-истори­ческого литературоведения. Главная цель этой школы — определение законов и за­кономерностей литературно-художественного движения. Основное внимание здесь уделя­лось исследованию изменений — эволюции

поэтических форм в процессе их историческо­го развития. Появление такой школы было вызвано научной необходимостью: она вос­полнила пробел в изучении литературы, кото­рый обнаружился в деятельности культур­но-исторической школы.

Исходной посылкой для формирования новой школы, давшей ей и наименование, было признание того, что только путем сравнения литературных эпох и периодов можно познать закономерности историческо­го развития литературы. А единственно вер­ным и убедительным показателем этого раз­вития был признан процесс изменения ху­дожественных, поэтических форм: они и стали преимущественным предметом изучения.

Учение об эволюционном развитии явля­лось методологической основой данной науч­ной школы. Исследование при этом велось в пределах так называемых эволюционных циклов: фольклор, средневековая литератур; литература нового времени, — а объектом сравнительного изучения могла быть как литература (поэзия) одного народа или ка­кого-либо региона (славянская, восточная, западноевропейская), так и всемирная лите­ратура в целом. Основоположником и вы дающимся представителем этой школы в оте чественной и мировой науке был А. Н. Be селовский.

Мифологическая, культурно-историческая и сравнительно-историческая школы известнь сегодня как школы академического литера туроведения. Такое наименование они полу чили не сразу и не у современников, а зна чительно позже, и было оно связано с избра нием основоположников и крупнейших пред ставителей этих школ — Ф. И. Буслаева А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова, А. Н. Весе ловского — действительными членами (ака демиками) Петербургской академии uayi

Литературоведение и критика 8 России XVIII—XX вв.

Произведения зарубвжкык пи- исурнвла «Иностранная питв-сатвлей в серии пБиблиотвка ратура».

В 70—80-е гг. XIX в. развивается и русская литературно-критическая мысль. Наибольшие достижения здесь связаны с деятельностью критиков-народников — П. Л. Лаврова, //. К. Михайловского, П. Н. Ткачева, А. М. Скабичевского.

На рубеже XIX—XX вв. в русском литера­туроведении формируется новая школа — психологическая, ставившая своей целью, по словам ее основателя Д. Н. Овсянико-Куликовского, «психологическое исследова­ние творчества и творений великих писате-лей^художников и поэтов-лириков, преиму­щественно русских». Самой значительной ра­ботой, созданной этой школой, было трех­томное исследование самого Овсянико-Ку-ликовского «История русской интеллигенции» (1906—1911), где на примере литературных героев (Чацкого, Онегина, Печорина, Руди-на, Обломова и др.) путем анализа их пси­хологии раскрывалась эволюция «общест­венно-психологических типов» в России XIX в. Много внимания эта школа уделяла и собственно психологии творчества, в зна­чительной степени при этом опираясь на теоретические идеи лингвистической поэтики А. А. Потебни.

Распространение марксизма, понимание того, что движущей силой исторического процесса выступает борьба классов, нараста­ние революционного пролетарского движения сказываются и на характере познания лите­ратурных явлений. Литературоведение и кри­тика все отчетливее начинают тяготеть к материалистическим принципам изучения ли­тературы, учитывающим объективные законы общественного и художественного развития человечества. Наиболее видные представите­ли отечественной литературоведческой и кри­тической мысли конца XIX — начала XX в. (Д. Н. Овсянико-Куликовский, Н. И. Саку-

лин, С. А. Венгеров, Е. А. Соловьев-Андре­евич, Н. И. Коробка, В. В. Сиповский, В. М. Истрин и др.), несмотря на свою при­верженность либо культурно-исторической, либо сравнительно-исторической, либо пси­хологической школе, в своих исследованиях в той или иной мере уже опираются на диа-лектико-материалистическое понимание лите­ратурно-общественного процесса, двигаясь постепенно к осознанию классовой природы литературы и искусства.

Идеологи буржуазного общества, противо­поставляя марксизму всевозможные идеа­листические учения, способствовали возник­новению у нас разного рода модернист­ских, декадентских (упаднических — от франц. слова decadence —упадок), анти­научных течений в литературоведении и кри­тике (Вл. С. Соловьев, Д. С. Мережковский, В, В. Розанов, А. М. Евлахов), где акценти­ровалась безыдейность и аполитичность ц^^ творческой деятельности, предлагались ре- ^^Ц^ лигиозно-мистические толкования литератур- ''•'•-^ ных произведений и т. д.

Решительную борьбу против упаднической, декадентской литературы, модернистских литературных учений и теорий, за искусство революционного пролетариата, искусство активное, действенное, устремленное в свет­лое будущее человечества, теоретически обос­новывая это искусство, раскрывая его но­ваторскую сущность и защищая его, повела русская марксистская критика -— Г. В. Пле­ханов, А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский (Александров), С. Г. Ша­умян и др. Они обогатили литературовед­ческую мысль учением об «эстетической идео­логии» рабочего класса, отстаивали право рабочих, трудящихся масс иметь свое, ре­волюционное, народное, пролетарское искус­ство. Как критик, историк и теоретик лите­ратуры выступил в эти годы и А. М. Горь­кий.

Первой школой марксистского познания и оценки литературных явлений становится у нас социолого-генетическое (или, как еще говорят, социально-генетическое) литера­туроведение. Его наиболее видными пред­ставителями были В. М. Фриче, В. А. Кел-туяла, В. М. Шулятиков, В. Ф. Переверзев. Социологический подход позволял видеть в литературе ее объективное начало — отраже­ние и выражение интересов, взглядов, на­строений определенных слоев общества. Ге­нетический подход (генезис по греч. «воз­никновение. происхождение») нацеливал на изучение процесса возникновения, ста­новления и развития литературных явлений. Сцементированные учением о классовой борь-

бе как движущей силе не только обществен­ного, но и литературного развития, они сви­детельствовали о становлении у нас марксист­ской социологии искусства.

Конечно, все достижения марксистской науки о литературе в нашей стране были еще впереди. Но их фундамент был заложен уже в начале века творческим освоением наследия основоположников марксизма — К. Маркса и Ф. Энгельса, но и работа­ми русских марксистов. Г. В. Плеханов четко формулирует основную научную посылку марксистского подхода к познанию литера­турных явлений: «...Общественное созна­ние,— пишет он, — определяется общест­венным бытием. Для человека, держащего­ся такого взгляда, ясно, что всякая данная «идеология» — стало быть, также и искусство и так называемая изящная ли­тература — выражают собой стрем­ления и настроения данного общества или — если мы имеем дело с обществом, разделенным на классы, — данного общественного к л а с-с а». Отсюда следовало, что литературоведы и критики не смогут понять закономерности исторического развития литературы и ис­кусства, дать верное объяснение характеру и сущности литературных явлений до тех пор, пока не научатся, говоря словами В. И. Ле­нина, видеть и находить в художественных произведениях «интересы тех или иных клас­сов», отражением и выражением которых яви­лись эти произведения.

Последовательное проведение принципа классового подхода к познанию и оценке литературных явлений, процессов, событий и фактов было свойственно материалистическо­му литературоведению и критике. Проведе­ние этого принципа с позиций интересов ра­бочего класса, пролетариата, беднейших трудящихся масс говорило об утверждении марксистского литературоведения и критики. Осознание партийности как спутника и ре­зультата «высокоразвитой классовой борь­бы», как самого цельного, полного и оформ­ленного выражения «политической борьбы классов» (В. И. Ленин) создает предпосыл­ки для дальнейшего углубления и развития марксистской науки о литературе. Ее высшей ступенью становятся марксистско-ленинское литературоведение и критика, в основе ко­торых — разработанный В. И. Лениным принцип коммунистической партийности лите­ратуры и искусства. Наука о литературе получила возможность понимать и объяс­нять внутреннюю сущность литературных процессов, событий, фактов, что было недо­ступно, пока она не встала на классово-

партийную точку зрения. С утверждением марксистско-ленинских принципов познание и оценка литературных явлений приобретают всецело научный характер. На этой основе формируется советское литературоведение и критика.

Достижения советских литературоведов и критиков обогатили мировую филологию, преумножив славу отечественной науки о литературе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 489 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2353 - | 2030 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.