Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Литературоведение и критика в России XVIII—XX ВВ.




Нерпой литературоведческой работой, напи­санной на русском языке, было «Рассуждение о оде вообще» (1734) В. К. Тредиаковского.

Это, однако, не значит, что ранее теоре­тическая мысль и историко-литературные представления обходили Россию стороной. Достаточно вспомнить автора «Слова о пол­ку Игореве», который говорил о двух спосо­бах творчества: ^по замышлению Бояна» и «по былинам нашею аремени», - показывая тем самым, что теоретические обобщения русичи умели делать и XII в., или Пиифания Премудрого (ум. ок. 1420), обратившего внимание па нравственную сторону литера­турной деятельности: «Никто не достоин пи­сать, у кого нечисты внутренние помыслы...» С конца XVI п. развивается у нас стихо­ведение — учение о «художестве стихо­творном» (Л. Зизаний, М. Смотрипкий). В первой половине XVII в. появляются ри­торики — систематические курсы науки об ораторском искусстве, прозаическом слове, красноречии (Макарий, Иван Козырев). Активна отечественная теоретическая мысль в первые десятилетия XVII 1 в. Создаются новые риторики как на латинском (Феофан Прокопович, Стефан Яворский), так и на рус­ском (Косьма Святогорец) языках, форми­руются уже во многом близкие нам понятия об искусстве и творчестве. В «Поэтике» (1705) Феофана Прокоповича, написанной на латинском языке, развивалась «класси­ческая» теория литературы, подробно гово­рилось о происхождении, специфике и необ­ходимости самой поэзии, ее предмете и на­значении, раскрывалась сущность поэтичес­ких родов и видов (см. Роды и виды лите­ратуры). Определенную роль в развитии литературных воззрений россиян сыграли «Поэтика» («Ключ поэтический», 1732) Фео-филакта Кветницкого и «Риторика» (1733--1734) Порфирин Крайского, также написан­ные на латинском языке. Эти курсы чита­лись в Московской славяно-греко-латинской академии, одним из слушателей которых был М. В. Ломоносов.

Теоретический и методологический опыт авторов поэтик и риторик был творчески усвоен В. К. Тредиаковским и воплощен в его «Рассуждении о оде вообще», которое у нас явилось первым национальным иссле­дованием уже собственно конкретной лите­ратуроведческой проблемы. Здесь как бы сплавилась воедино нацеленная на один пред-

Литературоведение и критика в России XVIII—XX вв.

мет отечественная теоретико-литературная, историко-литературная и литературно-крити-ческан мысль. Путь к формированию русской науки о литературе был открыт.

Начался он с освоения западноевропей­ских литературных понятий и их «перевода» на русский язык (А. Д. Кантемир, В. К. Тре-диаковский), а завершился созданием ори­гинального учения о литературно-художест­венном развитии, в основе которого лежало представление о борьбе и смене литератур­ных нанраилений (Полевой Кс. А. О направ­лениях и партиях в литературе, 1833).

Введением в теорию отечественной «изящ­ной словесности» становится «Краткое руко­водство к красноречию» (1748) М. В. Ломо­носова; творческие достижения наших поэтов получают обобщение в «Правилах пиитиче­ских в пользу юношества» (1774) А. Д. Бай­бакова; разработку теоретических основ худо­жественной прозы начинает В. С. Подшива-лов «Сокращенным курсом российского сло­га» (1796».

Историческое познание русской литерату­ры открывает исследование Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755), продолженное затем «Рассуждением о российском стихотворстве» (1772) М. М, Хераскова и статьей Н. М. Ка­рамзина «Несколько слов о русской литера­туре» (1797). Утверждается хронологический метод научения литературных явлений, воз­никают первые периодизации истории оте­чественной литературы. Получает признание ^словарная форма» историко-литературного познания, вершинным достижением которой и XVIII в. явится «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772) Н. И. Новикова.

Важную роль в развитии русского лите­ратуроведения сыграли открытие и публика­ция в 1800 г. «Слова о полку Игореве». Оно обозначило исторические дали отечественной художественной культуры, показало, что наша словесность является одной из древ­нейших в F.Hpone, что произведения древне­русских писателей находятся в ряду вид­нейших памятников мировой литературы.

Продолжался процесс систематизации теоретических знаний о литературе (И. С. Рижский, Н. М. Яновский, А. Я- Га-линковский, Я. В. Толмачев), где наиболее примечательными были «Основания россий­ской словесности» (1807) А. С. Никольско-го, «Курс российской словесности для де­виц» (1812) И. М. Левктского и трехтом­ный «Словарь древней и новой поэзии» (1821) Н. Ф. Остолопова. Постепенно центр теоретических исканий перемещается в сферу

литературно-художественной критики, а фор­ма журнальных выступлений на какое-то время станет даже ведущей и для лите­ратуроведения.

В 1810-е гг. лицо русской критики опре­деляли статьи В. А. Жуковского, «рассуж­дения» и «речи» А. Ф. Мерзлякова, годичные «обозрения» Н. И. Греча. Необычайно актив­на наша критическая мысль в первой полови­не 1820-х гг. Это было время наивысшего подъема революционного декабристского дви­жения, время решительной смены литератур­ных вкусов и мнений и утверждения у нас пе­редовой литературной теории — теории ро­мантизма, в основе которой лежало положе­ние о свободе творчества, независимости вдохновения, национальной самобытности и народности искусства. Критерий народности (см. Народность литературы) становится главным в оценке достоинства произведений, определяя характер отечественной романти­ческой критики, где тон задают критики-де- ' кабристы А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев и близкие их окружению литераторы П. А. Вяземский, О. М. Сомов, В. Ф. Одоевский. К этому вре­мени относятся и первые критические выступ­ления А. С. Пушкина.

Знамя борьбы за самобытность и народ­ность литературы, поднятое критиками-де­кабристами, подхватил Н. А. Полевой -- «бо­гатырь журналистики», по выражению В. Г. Белинского. Ценность творчества лю­бого писателя Полевой поставил в прямую зависимость от степени народности его про­изведений, выражения в них национально-народного духа. Полевой был первым среди критиков, которые считали своей обязан­ностью «обличение невежества, похвалу уму и познаниям» и судили о книгах, «не забо­тясь о ранге и звании» их авторов.

Новый этап в истории отечественного ли­тературоведения и критики открыла деятель­ность В. Г. Белинского, на долю которого выпала историческая миссия -" подытожить сделанное нашими писателями в XVIII — первой трети XIX вв., теоретически обобщить и оценить достигнутое русской литературой, наметить перспективы ее дальнейшего разви­тия.

Он указал нашей литературе единствен­но верный и плодотворный путь — сближе­ние с повседневной жизнью, реальной дей­ствительностью, что получило творческое во­площение в произведениях писателей «нату­ральной школы» — первой национальной, уже собственно русской школы художест­венного познания. Белинский закладывает основы революционно-демократической кри-

Энциклопедический словарь юного литературоведа

тики — самой передовой для того времени, которая формировалась в ожесточенной и бескомпромиссной борьбе с критикой открыто реакционной (Ф. В. Булгарин, О. И. Сен-ковский, Н. И. Греч) и консервативно-охра­нительной, «официально — как тогда гово­рили, народной» (С. П. Шевырев, М. П. Пого­дин).

Тяжело сказались на литературоведении и критике годы «мрачного семилетия» ни­колаевской реакции (1848—-1855), когда лю­бое несогласие с правительственной точкой зрения считалось революционным, крамоль­ным и нещадно преследовалось. В это время лишь критики-славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Акса­ков, Ю. Ф. Самарин) открыто поддерживают идею народности литературы. Призывая глав­ным героем произведений сделать крестьяни­на — кормильца земли русской, они способст­вуют становлению у нас «крестьянского на­правления», обозначенного «Записками охот­ника» И. С. Тургенева.

Однако решающую роль в литературном развитии тех лет, в формировании новых теоретических воззрений, и прежде всего тео-

рии реализма (см. Реализм), учения об ак­тивном воздействии жизни на искусство и искусства на жизнь, сыграли Н. Г. Черны­шевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев — «революционеры 61-го года» (слова В. И. Ле­нина). Разработанные ими принципы «реаль­ной критики» значительно расширили пред­ставление о предмете и границах, возмож­ностях и эффективности литературно-крити­ческого познания, общественной функции самих критиков. Продолжая и развивая тра­диции Белинского, они убедительно показали, что движение мысли в критике не только при­готовляет новое искусство, но и формирует новое общественное мнение, новые представ­ления о человеке, его месте в жизни, назна­чении и поведении.

Замечательным критиком был М. Е. Сал­тыков-Щедрин, до конца своих дней оставав­шийся верным революционно-демократи­ческим принципам анализа и оценки литера­турных явлений, чего (за исключением Н. В. Шелгунова) не сумели полностью со­хранить другие демократически настроен­ные критики, считавшие себя продолжате­лями дела Чернышевского и Добролюбова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 861 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2366 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.