Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В. И. Ленин и наука о литературе




В партийных решениях по идеологическим вопросам поставлены огромные по своему масштабу и важности задачи — вооружить всех советских людей передовым, подлинно научным мировоззрением, обеспечить гармо­ничное развитие личности и создание много­образной духовной культуры. Глубокое и творческое усвоение ленинского идейного на­следия — магистральный путь к решению этих задач.

Ленинская эстетическая система, подобно эстетической системе К. Маркса и Ф. Эн­гельса, сознательно разомкнута в область политики, социологии, философии. В то же время она обладает внутренней организо­ванностью и принципиальным единством,

выявляя, раскрывая и объясняя такие сто роны, черты и признаки художественной творчества, которые оказывались вне пол] зрения традиционных эстетических систем

Важная особенность ленинских взгляде) на литературу — органическое единство лич ного эмоционально-эстетического опыта i подлинно научного, исторически конкретною н последовательно революционного осмысле ния природы, сущности, целей и задач лите ратурной деятельности. Благодаря такому подходу В. И. Ленин смог раскрыть новьи эстетические возможности литературы и по ставить их на службу наиболее передовы» общественным силам.

В. И. Ленин видел в литературе неотъем лемую часть общепролетарского дела. Пр1 этом, будучи эстетически чрезвычайно чут кой и художественно одаренной натурой, oi отмечал специфический характер литератур ного творчества н считал недопустимым ме ханически отождествлять его с другими об ластями общепролетарской, общепартийно) деятельности. Именно благодаря своему ху дожественному многообразию, индивидуаль ному и стилистическому богатству литера тура, как показал Ленин, становится деист венным средством идейно-политическо] борьбы, а понимание объективных законе мерностей развития и фукционирования ли тературы, ее теснейшей связи с жизнью обще ства позволяет сделать это воздействие целе направленным и духовно активным.

Основу ленинской философско-эстетиче ской концепции составляла теория отраже

1888 год. В Астрахани отбывает по­следние месяцы ссылки Н. Г. Чер­нышевский. В Кокушкине живет 18-летний политический ссыльный Владимир Ульянов... Он готовится сдавать экзамены за полный универ­ситетский курс. Юноша очень много читает, но не только то, что тре­буется по программе, и в первую оче­редь Чернышевского. С его романом «Что делать?» он познакомился еще в детстве. Здесь, в Кокушкине, про­изведение Чернышевского открылось ему по-новому. Он не просто читает, а изучает «Что делать?», с каранда­шом в руке. Позже Надежду Кон­стантиновну Крупскую поражало ле­нинское знание текста: «Я была удив­лена, как внимательно читал он этот роман н какие тончайшие штрихи, которые есть в этом романе, он от­метил».

Чернышевский утвердил молодого Ульянова в выборе: путь револю­ционной борьбы единственно пра-

вильный и возможный для него путь. Как и автор романа «Что делать?», Владимир Ульянов уверен, что всякий действительно порядочный человек должен быть революционером (впо­следствии В. И. Ленин скажет о ро­мане: «Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь..»).

Но заслугу Чернышевского он ви­дел не только в этом. Еще более важно, что писатель показал, каким должен быть революционер, как он должен идти к своей цели, какими способами и средствами добиваться ее осуществления. Революции необ­ходимы Рахметовы, такие же непо­колебимые и целеустремленные, такие же мужественные, с такой же силой воли, энергией. Нужны Рахметовы, готовые ради революции на самопо­жертвование, на любое испытание, на любой подвиг, нужны революцио­неры-профессионалы.

Создание такой партии стало делом жизни В. И. Ленина,

«...ЗАРЯД НА ВСЮ ЖИЗНЬ...»

В. И. Ленин и наука о литературе

^ стало делом

ния. В. И. Ленин всегда подходил к лите­ратуре как к отражению жизни — прямому или опосредованному, как к воспроизведе­нию признаков, свойств и отношений реаль­ной действительности. Это позволяло ему раскрыть глубокий и непреходящий смысл многих художественных образов, активно использовать их в острой идеологической борьбе.

В. И. Ленин подчеркивал, что различные исторические периоды выдвигают на перед­ний план то одну, то другую стороны марк­систского учения о природе, обществе, ис­кусстве. Это в полной мере относится к про­цессу развития эстетических взглядов самого В. И. Ленина, которые составляли органич­ную часть его мировоззрения в целом. В раз­личных исторических условиях в связи с ме­няющимися потребностями времени и ак­туальными задачами революционного дви­жения В. И. Ленин, обращаясь к вопросам художественного творчества, выдвигал в нем на первый план различные функции и аспекты.

В конце XIX в. реалистическая литература была призвана, по мнению В. И. Ленина, помочь в борьбе с субъективизмом народ­ников выяснить истинное общественно-эконо­мическое положение России. В этих условиях он особенно ценил литературу как важнейшее средство объективного анализа экономиче­ской жизни общества и положения разных классов в нем, искал в литературе объективно верное отражение реальных народных наст­роений, во всей их сложности и противоре­чивости. В борьбе с народниками В. И. Ле­нина особенно интересовало искусство, спо­собное дать исторически конкретное отраже­ние процесса неотвратимой и все усиливаю­щейся капитализации русской деревни, ко­торый охватывал собою и материальную, и духовную сферы жизни народа (Г. И. Ус­пенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Ве­ресаев, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Си­биряк и другие).

Период подготовки и свершения первой русской революции (1900—1907 гг.) был ха­рактерен тем, что особое значение приобре­тали тогда агитационная работа в массах, их революционное воспитание и активное политическое просвещение. В связи с этим В. И. Ленин, используя в своих трудах при­меры, взятые из области художественного творчества, выдвигал на первый план его призывно-агитационную и обличительную сторону.

Особенно высоко ценил В. И. Ленин силу агитационно-революционизирующего воздей­ствия на массового читателя новой, социа­листической литературы, в первую очередь

произведений М. Горького (^Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Мать» и т. д.).

В новых исторических условиях (1908—1911), когда на первый план выдви­галась задача тщательного и углубленного анализа уроков первой русской революции, ее сильных и слабых сторон, В. И. Ленина особенно интересовало в художественном творчестве отражение народных мыслей и чувств во всей их сложности и противо­речивости. Так, он отмечал, что «Толстой велик, как выразитель тех идей и тех на­строений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступле­ния буржуазной революции в России».

Период с 1912 по 1917 г. а целом может быть охарактеризован как период подготовки и свершения первой в мире социалистиче­ской революции. В условиях нового револю­ционного подъема, когда опять на первый план выступала задача всемерной револю-ционизации масс, В. И. Ленин вновь обра­щается в своих трудах к литературе как важ­нейшему агитационно-эстетическому средству (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, Э. Потье и др.). Внимание В. И. Ленина в 1912— 1917 гг. привлекало глубоко народное и по со­держанию, и по форме творчество Д. Бедного как чрезвычайно наглядное, выразительное и доступное для массового читателя средство обличения и осмеяния самодержавно-бюро­кратического строя и его прислужников.

Обращение В. И. Ленина к творчеству русских и зарубежных писателей выполняло в его трудах двоякую функцию: агитационно-воспитательную и познавательно-аналитиче­скую. Это чрезвычайно отчетливо проявилось и в послеоктябрьский период (1917—1924), особенно динамичный н сложный по своим задачам. В эти годы было необходимо во­одушевить и поднять народные массы на беспощадную борьбу с контрреволюцией и на активное строительство новой жизни. Поисти­не массовое агитационное воздействие искус­ство могло оказать именно после октября 1917 г., когда оно реально стало достоянием народа. В. И. Ленин в этих условиях под­черкивал агитационно-воспитательную дейст­венность творчества Д. Бедного, В. В. Мая­ковского, А. С. Серафимовича, И. Е. Боль-нова, В. Я. Зазубрина и других советских писателей.

Обращаясь в своих трудах к литературным образам, В. И. Ленин тонко и точно исполь­зовал наиболее ценные и нужные в данный момент стороны и свойства художественной литературы. Глубокий историзм и диалек­тическая гибкость в интерпретации искус-

ства — важнейший и непреходящий эстети­ческий и методологический завет, оставлен­ный нам В. И. Лениным.

Основополагающий методологический смысл имеет для науки о литературе ленин­ское учение о двух культурах в каждой на­циональной культуре, о том, что «националь­ная культура вообще есть культура помещи­ков, попов, буржуазии» и что «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не раз­витые, элементы демократической и социа­листической культуры». Это учение ориенти­рует исследователей на самое тщательное социально-историческое изучение любой на­циональной культуры, важнейшую сферу проявления которой составляет искусство слова.

Анализируя различные этапы русского на­ционально-освободительного движения в ор­ганической связи с развитием отечественной литературы, В. И. Ленин раскрыл тем самым плодотворный для самой литературы, какой бы нации она ни принадлежала, характер такой связи, исторически обусловленное уг­лубление и расширение степени народного представительства в ней.

В. И. Ленин выдвинул и обосновал важ­нейший критерий непреходящей ценности творчества того или иного писателя, показав и доказав, что всякий действительно великий художник хотя бы некоторые из существен­ных сторон революции должен отразить в своих произведениях.

Ленинское учение о партийности литерату­ры трактует партийность как открытую, со­знательную связь литературы с классовыми интересами и классовой борьбой в обществе, как идейно-эстетическое выражение ею этих интересов. В. И. Ленин был убежден, что на почве новой жизни вырастет «действитель­но новое, великое коммунистическое искус­ство, которое создаст форму соответственно своему содержанию». В. И. Ленин выступал за многообразие нового реалистического искусства — идейное, художественное, сти­листическое — на основе присущего ему твор­ческого метода, который предполагает прин­ципиальное идеологическое и эстетическое единство, «полную и открытую правду», по­рою «даже горькую и тяжелую», суровую и беспощадную. В то же время В. И. Ленин был непримиримым противником любого субъективизма и в самой литературе, и в нау­ке о ней, в какие бы обличья он ни рядился и под каким бы флагом он ни выступал.

На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что именно верность марксистско-ленинскому учению, которое указывает путь к научному постижению общественного -развития как

единого во всей громадной разносторонности и противоречивости материального и духов­ного процесса, позволяет правильно разби­раться в характере и взаимодействии раз­личных идеологических и политиччских сил, избирать верные пути и способы познания и преобразования реальности, уверенно чув­ствовать себя на крутых исторических пово­ротах.

ЛИРИКА

В 20-е гг. XIX в. немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, накопленные европей­ской эстетикой, определил, что литературные произведения условно можно разделить на три рода: эпические, драматические и лири­ческие (от греч. lyrikas — произносимый под звуки лирыы. В отличие от эпоса и драмы, где главные герои показаны как люди, не похо­жие на автора и действующие в объективных обстоятельствах жизни, в произведениях ли­рических главное лицо — сам автор, а место действия — его внутренний мир. В основе лирического понимания мира лежат, по выра­жению Гегеля, «переживания и страсти серд­ца и духа». В. Г. Белинский, переосмысливая идеи немецкого философа, писал, что ли­рическая поэзия — «внутренняя, выражение самого поэта».

Лирика — особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочине­нии стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лири­ческое чувство, личное, присущее столько мне» переживание. Потому лирику можно определить как выражение сокровенных пе­реживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.

Но, конечно, не всякое «мое слово» о «моем переживании» — уже лирика. Передача всего прочувствованного и осмысленного должна быть художественно оформлена, по­лучить эстетическое выражение в ритме, лек­сике, стихотворном метре, смысловых повто­рах, паузах, синтаксисе. И хотя внутри каждого из нас «сидит» лирик, не каждому дано найти слова для выражения захватив­шего его чувства. Всякий когда-нибудь возвышался душою, видя весеннее небо, но только Ф. И. Тютчев мог сказать:

А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей... И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой...

Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихи обладают ритмом и мерой. Они похожи

I

на музыку и самой гармонией своей способны выражать то, что происходит порой в душе человека. Музыкальность стиха — важный

^ компонент его лиричности. Лирическое выра­жение переживаний обращено не только к житейскому опыту читателя, но и к его лите- ^ ратурной памяти. Слова, фразы, мотивы по- /

этов прошлых эпох оживают в лирике новых времен. И чтобы понимать конкретный лири­ческий текст, надо хорошо знать лирику раз­ных времен и народов.

Лирика — это не обязательно только стихи. И в эпической прозе, и в драматургии мы всегда найдем лирические интонации, а порой и целые лирические фрагменты. Не только автор, но и его герои могут иметь свой лири­ческий голос. Этот голос узнается по своей лирической оформленности, выделяясь среди речей других персонажей. «Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиесяявесной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек...» — го­ворит Иван в романе Ф. М. Достоевского ^Братья Карамазовы». «Я жила, ни об чем не тужила, точчо птичка на воле... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на клю­чик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,

Энциклопедический словарь юного литературоведа

' лева направо: 'г. И. Тютчев. '.. А. Есенин. А. Т Твардовский.

Иэдвння лирической поэзии нннжной серии "Классики и современники».

в речи героев.

Часто классифицируют лирику по темам: любовная, гражданская, пейзажнаяяи т. д. Это удобно, но, пожалуй, слишком упрощает смысл произведений. Каждая культурно-историческая среда рождает свой вариант лирики. Поэтому античные элегии, сонеты эпохи Возрождения, народные фольклорные песни (см. Фольклор) и современные образцы лирики не похожи и не повторимы ни по свое­му содержанию, ни по форме.

все цветы в доме полью», — говорит Кате­рина в < Грозе» А. Н. Островского. Здесь герои Достоевского и Островского не просто говорят о своем, наболевшем •- они мыслят лирически: находят поэтические слова, инто­нации, ритм, способные передать это наболев­шее. И во многих произведениях, которые в целом невозможно назвать лирическими, лирика дает знать о себе подобными же лирическими, поэтическими вкраплениями

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, об­щественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его

Каждый год 6 июняя в день рождения А. С, Пушкин», его лирические стихи заучат на тра­диционном празднике по»-аии.

Лирический герой

интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Человек, хорошо знако­мый с лирикой, легко различает неповто­римое своеобразие лирики А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А, Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, В. В. Маяков­ского, А. Т. Твардовского и других русских и советских, а также зарубежных поэтов: И. В. Гёте, И. Ф. Шиллера, Г. Гейне, И. Р. Бе-хера, Н. Гильена, П. Неруды и других.

Художественные образы любого произве­дения, в том числе и лирического, обоб­щают явления жизни, через индивидуаль­ное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих совре­менников. Так, например, в ^Думе» Лермон­тов выразил чувства целого поколения лю­дей своего времени. Всякое личное пере­живание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является ху­дожественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих лю­дей. Лирике свойственны и обобщение, и ху­дожественный вымысел. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир, ччм более глубоко он проникает в мир пережи­ваний других людей, тем больших высот достигает н в своем лирическом творче­стве. Читая одно за другим стихотворения поэта, мы при всем разнообразии устанав­ливаем их единство в восприятии мира, в ха­рактере переживаний, в художественном выражении их. В нашем сознании создается законченный образ — переживание, т. е. со­стояние характера, образ духовного мира человека. Возникает образ лирического героя. Лирический герой, как и герой эпических и драматических произведений, отражает те или иные характерные, типические черты людей своего времени, своего класса, ока­зывая огромное влияние на формирование духовного мира читателей.

Так, например, лирический герой поэзии А. С. Пушкина, раскрывающий в свой «жестокий век» идеал духовно богатой, сво­бодной личности, высокий гуманизм, вели­чие в борьбе, творчестве, дружбе и любви, был знаменем передовых людей той эпохи и продолжает оказывать благотворное влия­ние на людей нашего времени.

Лирический герой поэзии В. В. Маяков­ского необычайно разносторонне раскрывает богатый внутренний мир человека социа­листического общества, его общественно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

Во многом другим — по характеру, идеям, предложениям — предстает перед нами

Иллюстрация Н. Кузьмина к ро­ману А. С. Пушкина «Евгений Онвгннв.

лирический герой А. Т. Твардовского: сдер­жанный, суровый, немногословный. И уже совсем иной, непохожий на первых двух лирический герой Б. Л. Пастернака — хрупкий, впечатлительный, ранимый, утон­ченный.

Лирический герой в произведениях социа­листического реализма все более широко отражает и раскрывает многообразие ду­ховного мира строителей нового общества.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Лирическое отступление -" это высказыва­ние автором чувств и мыслей в связи с изо­бражаемым в произведении. Например, в кон­це первого тома «Мертвых душ» Н. В. Го­голь, упомянув, что Чичиков любил быструю езду, прерывает повествование, приостанав­ливает развертывание сюжета и начинает высказывать свои задушевные мысли о России, которую представляет в виде быстро несущейся тройки. Это отступление застав­ляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел авто­ра. Вторгаясь в произведение, писатель на­рушает единство образной картины, замедля-

Энциклопедический словарь юного литературоведа

ет развитие действия, но лирические отступ­ления естественно входят в произведение, так как возникают по поводу изображаемого в нем, проникнуты тем же чувством, что и художественные образы. Содержание их определено теми же взглядами автора, что и художественное изображение.

Лирические отступления широко распро­странены в литературе, в том числе и в совре­менной — в произведениях Ч. Айтматова, В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева и других. Они имеют значение нисколько не меньшее,

чем основной текст произведения: достаточно вспомнить лирическое отступление — гимн партии большевиков в поэме В. В. Маяков­ского «Владимир Ильич Ленин», выражаю­щее важнейшие идеи об исторической роли партии, о В. И. Ленине как создателе и вожде партии.

Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пуш­кина (только в одной главе 1 — отступле­ния о театре, о юности, о творчестве, о

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ МИХАЙЛОВСКИЙ (1842—1904)

Н. К. Михайловский начал крити­ческую деятельность 17-летним каде­том Горного института, поместив в журнале для девиц «Рассвет» статью, посвященную «Обрыву» И. А. Гон­чарова. Истинным «литературным отечеством» стали для критика «Оте­чественные записки» — журнал Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Здесь он сотрудничал в 1868—1884 гг. и напечатал свои глав­ные статьи. «Самый даровитый чело­век из новых», «со сведениями, очень энергичен и работящ» — аттестовал молодого сотрудника Некрасов, а су­ровый и нелицеприятный Щедрин, оглядываясь на 15-летний совмест­ный путь, написал Н. К. Михайлов­скому: «@ы были для меня одним из симпатичнейших и любимейших людей...» После закрытия «Отечест­венных записок» царским правитель-ст вом Н. К. Михайловский дол го не мог основать новый журнал. Лишь в ноябре 1892 г. он возглавил «Русское богатство» и вскоре при­влек в качестве соредактора В. Г. Ко-роленко. Со страниц этого журнала в большую литературу вошли М. Горь­кий, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский и другие. Н. К. Михайловский любил печатать молодых, безвестных авторов — «раз­дувать искру», как говорили в редак­ции.

В основе критических работ Ми­хайловского лежала теория гармони­ческого развития человека — «борь­ба за индивидуальность». Имелось в виду совершенствование трех основ­ных элементов человеческой приро­ды: воли, ума и чувства. Духовно развитая личность, «идеальный тип», по терминологии Михайловского, не­минуемо избирает путь борьбы за ин­тересы народа. Помимо борцов ощу­щение долга перед народом рождает

чрезвычайно распространенный в рус­ской литературе тип «кающегося дворянина» (герои Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и многие другие), который тяготится своей оторван­ностью от жизни народа. На другом полюсе русской жизни и литературы находится «практический тип», пред­ставленный длинным рядом Молчали-ных и Чичиковых. Они живут, при­спосабливаясь к данной социальной среде во имя собственных матери­альных интересов. Но в конце концов путь «приобретателей» приводит к страшной душевной пустоте Плюш-кипа и Иудушки Головлева, истреб­ляющей вокруг себя не только все духовное, но и все живое, человечес­кое.

Вслед за Щедриным Михайловский выступал против вековечного закона угнетения, по которому щука ест ка­рася. Своими «излюбленными мотива­ми» он называл мотивы чести и со­вести. Героев литературы критик де­лил на три категории: забитых, раз­битых и борцов. Первые покорно под­чиняются жизненному гнету, вто­рые — вступают в конфликт с кре­постнической и буржуазной средой, третьи -- борются и побеждают даже в гибели (героя «Красного цветка» В. М. Гаршина Михайловский назы­вал «мучеником-победителем»).

О ком бы ни писал Н. К. Михай­ловский —о Л. Н. Толстом и Ф. М. До­стоевском, о Н. А. Некрасове и М. Е. Салтыкове-Щедрине, о Г. И. Ус­пенском и В. М. Гаршине, о А. П. Че­хове и А. М. Горьком, он не уставал проповедовать ответственность чело­века перед собой и обществом. В дек­рете о монументальной пропаганде, подписанном В. И. Лениным в 1918 г., имя критика стоит рядом с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добро­любова.

Литература народов СССР

плане романа и др.). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступ­ления способствуют широте охвата действи­тельности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопе­дией русской жизни». Лирические отступле­ния начинают играть ведущую роль, и основ­ное внимание читателя устремляется на чув­ства и мысли великого поэта. В противопо­ложность жизни «лишнего человека» в от­ступлениях постепенно вырисовывается пол­нота жизни человека-творца. Точно так же и в поэме «Дон Жуан» Дж. Г. Байрона, именно в лирических отступлениях развертывается важнейшая для произведения тема необхо­димости борьбы за свободу с тиранией и уг­нетением.

Глубоким философским, публицистиче­ским содержанием наполнены лирические отступления в поэмах А. Т. Твардовского, О. Ф. Берггольц, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рож­дественского, Е. А. Исаева, В. Д. Федорова и других советских поэтов. В некоторых случаях сами литературные отступления со­ставляют целую поэму («Поэма без героя» А. А. Ахматовой, «40 лирических отступле­ний из поэмы «Треугольная груша» А. А. Воз­несенского).

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно общаться с чи­тателем. Их взволнованность, задушевность обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что пи­сатель замыкается в мире исключительно собственного «я»: они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезна­чимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию совре­менника, его взгляды и чувства (см. Лири­ческий герой. Рассказчика образ). Достаточ­но вспомнить отступления в «Евгении Онеги­не», чтобы убедиться, что тематика их гораз­до шире интимно-личных, любовных пережи­ваний. Лирические отступления часто пуб­лицистичны, выражают активную граждан­скую позицию автора, связь его творчества с современной общественно-политической жизнью.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СССР (ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)

Великий Октябрь сделал всеобщим достояни­ем драгоценные памятники национальных культур наших народов. В течение долгих ве­ков создавались эти сокровища устного на­родного творчества и письменной литературы.

До революции не все народы, населявшие нашу страну, имели свою письменность и ли­тературу. Некоторые народы обрели свою письменность и литературу лишь после Ок­тября.

Но повсюду с незапамятныы времен суще­ствовал и развивался фольклор — устное народное творчество. Народная поэзия — ос­нова самых выдающихся памятников нацио­нальных литератур. Достаточно назвать, к примеру, такие создания народного твор­чества, как киргизский эпос «Манас», ар­мяяский героический эпос «Давид Сасун-ский», эстонский эпос «Калевипоэг».

Многочисленные народы нашей страны и их литературы издавна объединяет общность ис­торической судьбы, экономики, культурных связей.

Можно выделить среди них отдельные группы, более тесно связанные между собой общностью исторической судьбы, их геогра­фическим соседством, иногда — яяыковой общностью: восточно-славянскую группу ли­тератур — русскую, украинскую, белорусскую (к этой группе примыкает и молдавская лите­ратура); литературы Кавказа и Закавказья; группу литератур Средней Азии и Казахста­на; литературы Прибалтики — Латвии, Лит­вы и Эстонии. Каждая из этих литератур раз­вивалась своим путем, на своем языке. Но при всем их своеобразии в каждой из них с те­чением времени все в большей мере разви­вались черты, говорящие об их глубокой общности.

Коснемся основных исторических этапов развития крупнейших из литератур народов СССР до 1917 г.

Украинская литература ведет свой путь с конца XVIII в. Первым украинским писате­лем, писавшим на родном языке, был И. П. Котляревский, автор «ирои-комической» поэмы «Энеида», сюжетно связанной со зна­менитой поэмой Вергилия, но рисующей современную автору действительность, разоблачающую существовавшие в екате­рининской России порядки. До сих пор из­вестна и популярна пьеса Котляревского «Наталка Полтавка».

Значчтельный след в украинской литерату­ре оставили Г. С. Сковорода, П. П. Гулак-Артемовский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Особое же место занимает здесь Т. Г. Шев­ченко, благодаря которому украинская лите­ратура внесла достойный вклад в сокровищ­ницу мировой художественной литературы. Автор «Кобзаря» и «Гайдамаков» утвердил в украинской литературе метод критического реализма, с необычайной поэтической силой и глубиной выразил народные чаяния, рас-

Энциклопедический словарь юного литературоведа

крыл широкие возможности украинского народного языка.

Заложенные Т. Г. Шевченко реалистиче­ские традиции продолжили Марко Вовчок, Панас Мирный, И. Я. Франко, М. М. Коню-бинский, Леся Украинка. И. Франке в пове­стях «Boa constrictor» и «Борислав смеется» обратился к рабочей теме, показал зарожде­ние революционных идей и настроений в на­родных массах. В поэме «Вечный революцио­нер» автор создал своеобразный гимн чело­веческому разуму, выступающему против не­справедливости и косности буржуазного об­щества.

События 1905 г. нашли отражение в повести Коцюбинского «Fata rnorgana», тонкого мас­тера лирико-психологической прозы. Пафо­сом революционной борьбы проннкнута и поэзия Леси Украинки.

Украинская литература на рубеже XIX— XX вв. достигла подлинно художественной зрелости, творчество ее ведущих представи­телей высоко ценил М. Горький, а также дру­гие деятели русской н мировой культуры.

Формирование белорусской литературы относится к.XIV — первой половине XVI в., когда белорусские земли входили в состав

Литовского княжества. Широко известно имя просветителя Франциска Скорины — бело­русского первопечатника, создавшего в Виль­нюсе первую типографию на современной территории СССР.

Первым белорусским писателем-профес­сионалом в XIX в. стал В. И. Дунин-Марцин-кевич, который, опираясь на достижения русской классической литературы, в первую очередь А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, отра­жал в своих произведениях жизнь крестьян­ства, высмеивал ограниченность помещиков («Пинская шляхта»). Во второй половине XIX в. в белорусской литературе утверждают­ся принципы критического реализма. Решаю-шую роль в этом сыграло поэтическое твор­чество Ф. К. Богушевича, революционера-демократа, автора стихотворных книг «Дудка белорусская» и «Смыччк белорусский». За­щитник обездоленного крестьянства, Богуше-внч во многих своих произведениях перекли­кается с мотивами и идеяяи Н. А. Некрасова.

В дореволюционные годы наччли свой творческий путь Я. Колас н Я. Купала, с име­нами которых связано становление белорус­ской классической литературы, осуществив­шееся в советскую эпоху.

Литература народов СССР

Начальный этап развития молдавской лите­ратуры (XVII—XVIII вв.) связан с именами ученого и дипломата Н. Г. Спафария (Ми-леску) и Д. К. Кантемира — молдавского гос­подаря, сподвижника Петра 1. Начало реали­стической прозе положили в XIX в. произ­ведения К. Негруцци, в особенности его исто­рическая повесть «Александру Лэпушняну», герой которой выступает против боярского засилья, но терпит поражение. Поэт и драма­тург, участник революции 1848 г. В. Алек-сандри заложил основу национального ре­пертуара молдавского театра, создав ряд сатирических комедий и исторических пьес. Борьбе против турецкого ига посвящен цикл его стихов «Наши воины».

Философской глубиной и революционным пафосом отмечено творчество М. Эминеску (поэма «Император и пролетарий», стихо­творный цикл «Послания», философско-сим­волическая поэма ^Лучафэр», построенная в форме народной сказки). Рядом с именем М. Эминеску стоит имя И. Крянгэ — автора замечательных сказок, педагогических книг, писателя глубоко народного.

Литературы Закавказья: азербайджанская, армянская и грузинская — развивались в тес­ной связи. Показателен пример великого армянского поэта XVIII в. Саят-Новы, писав­шего на трех языках народов Закавказья и оставившего значительный след в литерату­ре (см. Двуязычие). Общность исторических судеб народов Закавказья обусловлена их долгой драматичной борьбой за политическую независимость и культурную самостоятель­ность.

Культура народов Закавказья имеет давние традиции: своя письменность складывается здесь уже в начале V в. Большую роль сыгра­ли связи с культурой Внзантин, Ирана, Средней Азии. Однако приход арабских за­воевателей, силой оружия насаждавших ре­лигию ислама, отрицательно сказался на раз­витии литератур порабощенных народов. С освобождением от арабского гнета связан расцвет культурной жизни закавказских на­родов (X—-XIII вв.).

Из литературных памятников того времени следует отметить произведения выдающегося азербайджанского поэта Низами Гяндже-вн. Его поэмы «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли н Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме» состав­ляют цикл «Пятерица» («Хамсе»). В своих произведениях Низами стремился создать образ идеального правителя, наметить черты гармоничного общественного устройства.

Крупнейший армянский поэт Х в. Григор Нарекаци в «Книге скорбных песнопений»

достиг большой глубины в понимании чело­веческой природы, в раскрытии трагиче­ских противоречий бытия.

В XII в. создана поэма III. Руставели «Витяяь в тигровой шкуре», ставшая впослед­ствии всемирно известной. Это подлинный гимн человеку, поэтическое выражение прин­ципов любви, дружбы, патриотизма, идеи ра­венства всех народов.

Нашествия орд Чингисхана в XIII в., пол­чищ Тамерлана в XIV—XV вв. оставили тра­гический след в судьбе народов Закавказья. В это трудное время произведения, полные ненависти к завоевателям, создают азербайд­жанские поэты И. Насими, М. Физули, ар­мянские поэты Фрик, М. Нагаш, грузинский царь и поэт Теймураз 1.

«Золотым веком» для литератур народов Закавказья явился XIX век, начало которого ознаменовалось присоединением кавказских народов к России. Укрепление контактов с русской литературой, ознакомление с ро-1 мантическими и реалистическими произведе­ниями русских писателей, непосредственные встречи с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедо­вым, М. Ю. Лермонтовым, другими русскими литераторами, бывавшими на Кавказе, — все это способствовало утверждению реализма в литературах народов Закавказья. Из про­заиков и поэтов этого периода следует прежде всего назвать азербайджанцев М.-Ф. Ахундо­ва, Дж. Мамед-Кули-заде, А. Т. Сабира, армянских писателей X. Абовяна, М. Налбан-дяна, Г. М. Сундукяна, грузинских поэтов А. Г. Чавчавадзе и Н. М. Бараташвили, дра­матургов Г. Д. Эристави и А. Р. Церетели, поэта и прозаика И. Г. Чавчавадзе.

Вершиной дооктябрьской литературы на­родов Северного Кавказа является творчество выдающегося осетинского поэта и публициста К. Л. Хетагурова, автора книги «Осетинская лира» — своеобразной энциклопедии горской жизни до революции. Хетагуров выступал защитником обездоленных и угнетенных, способствовал укреплению связи Кавказа с Россией.

Богато классическое наследие литератур народов Средней Азии. Наиболее древними из них являются персо-таджикская и узбек­ская литературы. Между персо-таджикской поэзией, создававшейся на языке фарси, и поэзией тюркоязычной уже в глубокой древно­сти прослеживаются тесные контакты. Так, выдающийся ученый, врач, поэт и просвети­тель Востока Ибн Сина (Авиценна) одинако­во дорог как таджикам, так и узбекам.

Особенностью развития литератур Средней Азии является прочная связь их с народным творчеством. У этих народов мы находим

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Деревенский суд. Рисунок Т. Г. Шевченко к «Кобзарю»

близкие по сюжету фольклорные и литера­турные памятники, многие из которых сви­детельствуют о широких литературно-фоль­клорных связях иранских и тюркоязычных народов. Примером тому служат многочис­ленные дастаны (героические поэмы): узбек­ские и туркменские «Тахир и Зохра», «Юсуф и Ахмед»; героический эпос «Алпамыш» в его различных версиях: узбекской, каракалпак­ской, казахской; туркменский эпос «Кер-оглы» и узбекский «Гороглы», а также тад­жикский «Гургули», казахский «Гороглы» и азербайджанский «Кероглы».

Развитие литератур Средней Азии и Казах­стана осуществлялось в трудных условиях опустошительных войн, социального и рели­гиозного гнета. Тем не менее ученые и филосо­фы этого региона уже в X—XIV вв. внесли крупный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Достаточно назвать имена персо-таджик-ских поэтов А. А. Дж. Рудаки — автора кни­ги басен и притч «Калила и Димна», А. Фир-доуси — автора героической эпопеи «Шах-наме», Омара Хайяма — автора жизне­радостных и задумчиво-грустных лирико-философских четверостиший (рубай), Са-ади — создателя книги новелл «Гулистан», Ш. Хафиза — творца всемирно известных газелей.

Персо-таджикская поэзия отличается бо­гатством стихотворных жанров. Из устного народного творчества возник жанр рубай — афористическое четверостишие с рифмовкой ааба (иногда — аааа) и с энергичным разви­тием мысли. Вот пример рубай Омара Хайяма, где поэт, споря с религиозными догматами, бросает вызов богу:

Когда ты для меня слепил из глины плоть, Ты знал, что мне страстей своих не побороть; Не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна? Скажи, за что же мне гореть в аду. Господь?

(Перевод О. Румера)

Не менее известный жанр — газель. Это лирическое стихотворение, состоящее из 5—12 бейтов (двустиший) с единой рифмов­кой через строку по схеме ааба во га и т.д.

Персо-таджикская поэзия оказала боль­шое влияние на русскую и мировую поэзию. Лирика Хафиза вдохновила И. В. Гёте на создание стихотворного цикла «Западно-восточный диван». Строки Саади А. С. Пуш­кин взял эпиграфом к поэме «Бахчисарайский фонтан», а затем вспомнил их в финале «Евгения Онегина». В «Персидских мотивах» С. А. Есенина мы встречаем упоминания о А. Фирдоуси и Омаре Хайяме.

Расцвет узбекской литературы приходится на XV в. Он связан прежде всего с твор­чеством выдающегося поэта Алишера Навои, создавшего на родном языке пять больших поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь пла­нет», «Искандерова стена» и сборник «Дико­вины среднего возраста». Навои впервые вывел образ простого труженика — каменоте­са Фархада, отступив от существовавшей в восточной поэзии традиции изображения только царей и придворных. Поэт пользовал­ся большой любовью народа как выразитель его интересов, защитник справедливости и добра. Творчество Навои заняло важное место в мировом литературном процессе.

В узбекской литературе последующих веков значительна роль поэтов Захиреддина Мухам-меда Бабура, автора книги «Бабур-наме»

Литература народов СССР

(XVI в.), и Нишати Хорезми (XVIII в.). Во второй половине XIX — начале XX в. яркие лирические и сатирические произведения создают Мукими и Фуркат. Формируется на­циональная драматургия: в творчестве ее ос­новоположника Хамзы происходит становле­ние реалистического метода.

Основоположником туркменской класси­ческой литературы по праву считается Мах-тумкули, по прозвищу Фраги (XVIII в.). Его стихотворения обличали ханов, чиновни­ков и мусульманское духовенство, призывали к объединению туркменов. Большой вклад в развитие дореволюционной туркменской лите­ратуры внесли Молланепес Кадыберды-оглы, автор сказания о Зохре и Тахире, и Кемине (Мамедвели) — поэт-сатирик, выразитель дум и чаяний беднейших слоев.

Казахская и киргизская литературы, в от­личие от других литератур среднеазиатского региона, не имели таких древних письменных традиций. Мечты и надежды этих народов передавались из поколения в поколение через фольклорную поэзию. Большим уважением у казахов и киргизов пользовались народные сказители — акыны и манасчи, знавшие наизусть сотни народных стихов и сказаний.

Развитие письменной казахской литературы связано с влиянием передовой русской лите­ратуры и общественной мысли XIX в. Великим мыслителем и поэтом-просветителем, зачина­телем реалистической казахской поэзии и про­пагандистом дружбы с русским народом был Абай Кунанбаев, испытавший в своем твор­честве плодотворное влияние русских револю­ционных демократов. Видными просветителя­ми были также Ч. Ч. Валиханов и И. Алтынса-рин. Протестом против социального гнета наполнены песни казахского акына Джамбу­ла Джабаева, чье творчество достигло наи­большего расцвета после Октябрьской рево­люции.

Формирование латышской национальной литературы происходило в XVIII в. Со стиха­ми, баснями и статьями выступает Г. Ф. Стен­дер. Выдающимся выразителем идей просве­щения, борцом против крепостного права и критиком церкви был Г. Меркель, автор книги «Латыши».

Латышская литература развивалась в тес­ной связи с фольклором, во взаимодействии с эстонской и литовской литературами. В 70-е гг. XIX в. начинают проявляться реалистические тенденции, например, в романе братьев Р. и М. Каудзите «Времена землемеров», повест­вующем о социальном расслоении латышской деревни. Поэт А. Пумпур на основе старин­ных преданий создает эпос «Лачплесис» — о легендарном народном герое XIII в., борце

за освобождение Латвии. Боевого духа испол­нено творчество революционного поэта Э. Вайденбаума, который призывал народ к борьбе, перевел на латышский язык «Мар­сельезу». Остросоциальные рассказы, пьесы, стихи писал Р. Блауман.

Особое место в истории латышской лите­ратуры принадлежит Яну Райнису, выдаю­щемуся поэту, борцу за передовые идеалы времени. За свои революционные убеждения Райнис подвергался тюремному заключению, ссылке. Долгие годы он вынужден был про­вести в эмиграции. Пьесы «Полуидеалист», «Огонь и ночь», «Золотой конь», книги стихов «Посев бури», «Конец и начало», поэма «Ave, sol!» проникнуты ощущением грядущих неизбежных перемен. В предреволюционные годы ряд значительных произведений создает А. М. Упит, ставший в дальнейшем крупным мастером латышской прозы.

Первые памятники литовской литературы относятся к XIV—XVI вв. Как и в Латвии, ' это первоначально были главным образом книги духовного содержания. Наиболее вы­дающимся событием в развитии литовской ли­тературы XVIII в. явилось творчество К. До-нелайтиса, создателя всемирно известной поэ­мы «Времена года».

В XIX в. выделяется творчество А. Бара-наускаса, автора классической поэмы «Аник-щяйский бор», воспевающей красоту при­роды, проникнутой глубокими раздумьями о судьбе родного края. По словам Н. С. Тихо­нова, который перевел эту поэму на русский язык, в ней «можно услышать целую симфо­нию».

Глубокий след в истории литовской литера­туры оставило творчество таких мастеров, как Майронис и Ю. Жемайте. Прозу Жемайте считают настоящей энциклопедией жизни

Литература народов СССР в современных книжных изда­ниях.

литовской деревни конца XIX — начала XX в. В предреволюционные годы яркие произведе­ния создает пролетарский поэт Ю. Янонис.

Зачинателем эстонской национальной лите­ратуры считается писатель-просветитель Ф. Р. Крейцвальд, который в 1857—1861 гг. издал обработанный им народный эпос «Ка-левипоэг». Виднейшей представительницей «народного романтизма» была современница Крейцвальда Лидия Койдула. Многие стихи ее стали народными песнями, ей принадлежит также заслуга создания эстонской драматур­гии.

Глубоко реалистически рисовал действи­тельность, беспощадно бичевал пороки бур­жуазного общества Э. Вильде. Им написаны первый эстонский социально-бытовой роман «В суровый край», историческая трилогия «Война в Махтра», «Ходоки из Ания», «Про­рок Мальтсвет». Крупнейшим произведением эстонского критического реализма явился пя­титомный роман А. Таммсааре «Правда и справедливость», созданный в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в.

Дореволюционная история литератур наро­дов СССР убедительно свидетельствует о том, что наиболее значительные художественные ценности были созданы теми поэтами, про­заиками, драматургами, которые связали свой творческий путь с судьбой народа, стремились к правдивому изображению действительности, сохраняли верность идеа­лам гуманизма и дружбы между народами.

Передовая русская культура оказывала благотворное влияние на народы России своей человечностью и демократизмом, глубоким реализмом, связью с освободительными стремлениями масс и прогрессивной интел­лигенции. Размышляя об этом, классик гру­зинской литературы И. Г. Чавчавадзе писал: «Русская литература сыграла руководящую роль на пути нашего прогресса и оказала большое влияние на все, что составляет на­ши духовные силы, она наложила свой отпеча­ток на наш ум, на наши мысли, на наши чув­ства и вообще определила наше направле­ние»,

Передовые силы России с симпатией сле­дили за ростом национальных литератур, национального искусства, поддерживали их. Постепенно все более возрастал вклад отдель­ных народов в общую сокровищницу куль­туры России, в совместную освободительную борьбу. Подлинные мастера культуры вопло­щали в своих произведениях идеи дружбы и братства народов, всем своим творчеством пропагандируя великую мысль о единстве национальных интересов в борьбе против сил реакции.

ЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Возникновение после победы над фашизмом во второй мировой войне целого ряда социа­листических государств внесло существен­ные изменения не только в политическую и экономическую, но и в литературную карту мира.

Во всех социалистических странах сфор­мировалась социалистическая литература, опирающаяся на лучшие революционные и демократические традиции национальной культуры и опыт литературы СССР — пер­вого социалистического государства в мире. Вместе с советской литературой литература социалистических стран стала ведущей силой мирового литературного процесса.

В первые послевоенные годы главной темой литературы социалистических стран Европы стала тема борьбы и победы над фашизмом. Писатели и поэты показывали в своих произведениях звериную сущность фашизма, изображали героизм подпольщи­ков-антифашистов, партизан, рассказыва­ли о подвигах советских воинов, избавивших мир от фашистской чумы. В эти годы появ­ляется много произведений «литературы фак­та» — дневников, мемуаров, писем, докумен­тов, принадлежавших узникам фашистских тюрем и концентрационных лагерей, участ­никам антифашистского подполья и парти­занской борьбы. Одно из лучших — «Ре­портаж с петлей на шее» национального героя ЧССР Ю. Фучика, казненного фашис­тами в 1943 г.

Ведущим направлением в литературе со­циалистических стран становится метод со­циалистического реализма. Уже в первое десятилетие после войны метод социалисти­ческого реализма принес выдающиеся ху­дожественные результаты. В поэзии это произведения чеха В. Незвала, словака Л. Новомеского, поляка В. Броневского, болгарина Л. Стоянова, венгра Д. Ийеша, румына М. Бенюка, черногорца Р, Зоговича, немца И. Р. Бехера. В прозе — романы «Мит-ря Кокор» М. Садовяну (Румыния), «Табак» Д. Димова (Болгария), «Хроника» словац­кого писателя П. Илемницкого, «Игра с ог­нем» и «Жизнь против смерти» М. Пуйма-новой (Чехословакия), «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс (ГДР). В драматур­гии ~- пьесы Л. Кручковского (Польша), Б. Брехта (ГДР) и др.

Наиболее значительные успехи на этом этапе были достигнуты в разработке анти-

Литература социалистических стран

^,'

фашистской и антивоенной темы, в изобра­жении исторических судеб народов. В это же время были созданы интересные произ­ведения, посвященные социалистическому строительству,

Наряду с произведениями социалистиче­ского реализма в эти годы выходит немало ценных книг, идущих в русле критического реализма, но своей направленностью близ­ких литературе социалистического реализма. Это исторические романы известного серб­ского писателя И. Андрича «Мост на Дри-нс» и «Травницкая хроника», роман польско­го писателя К. Анджеевского «Пепел и ал­маз».

Таким образом, на рубеже 40— •', 5п-х гг. развертывается интенсивный процесс, ко­торый привел к коренному изменению обли­ка национальных литератур социалистиче­ских стран, U своих лучших произведениях литература социалистических стран -- это глубоко новаторская литература. В ее основе новое видение мира, ее главный герой — новый человек, строитель социалистического общества.

Примечательной чертой социалистических литератур с середины 50-х гг. становится растущее жанровое и стилевое многообра­зие. В конце 50-х -- начале 60-х гг. созда­ются многие выдающиеся произведения со­циалистической литературы, отличающиеся глубиной философского и психологического анализа. В польской литературе это, напри­мер, трилогия Я. Ивашкевича «Хвала и сла­ва»; в литературе Чехословакии — трилогия «Поколение» о Словацком национальном вос­стании В. Минача; в болгарской — цикл ро-

манов Г. Караславова «Простые люди», народная эпопея Э. Станева «Иван Кон-дарев»; в румынской — ^Горькие корни» 3. Станку и многие другие произведения.

Все больше места в литературе социалисти­ческих стран занимает современная тема-

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Иллюстрация Б. Ангепушева к роману И. Вазова «Под игом».

тика. Показательны в этом отношении роман «Пьяный дождь» видного венгерского рома­ниста И. Дарваша и роман «Мой мальчик и я» чешской писательницы Я. Коларовой, целый ряд произведений польской литерату­ры, например «Долго и счастливо» Е. Брошке-вича, и литературы ГДР — «Актовый зал» Г. Канта, «Оле Бинкоп» Э. Штритматте-ра и др.

Новый облик приобрела в последние го­ды проза о деревне. Она раскрывает влияние социалистических преобразований на судь­бы крестьян (роман «Святой Михал» чеш­ского прозаика Я. Козака, романы поль­ского писателя Ю. Кавальца) - Большое место в литературе социалистических стран занимают произведения, посвященные рабо­чему классу. Не теряет своей актуальности и тематика второй мировой войны. В Юго­славии неизменной популярностью пользу­ются произведения М. Лалича, Ю. Фра-ничевнча-Плочара, Б. Чопича о движении Сопротивления в годы второй мировой вой­ны.

Большое разнообразие форм и жанров характеризует и современную поэзию евро­пейских социалистических стран. В лучших ее произведениях необычайно ярко выраже­но гуманистическое начало, для нее харак­терно внимание к личности, к духовному миру современника. Таковы произведения чехословацкого поэта В. Завады, польского поэта Т. Ружевича, югославской поэтессы Д. Максимович, болгарского поэта Л. Лов­чева.

После победы народной революции и обра­зования КНР появляются произведения о со­циалистическом строительстве и воспитании нового человека. Жизнь рабочих и крестьян, героизм наро-

да, руководимого коммунистами, — общая тема созданных в 50-х гг. романов: «Деревня Саньливань» Чжао Шули, «Стальной по­ток» Чжоу Либо, рассказов Ли Чжуня, очер­ков Вэй Вэя и др.

В настоящее время известные китайские литераторы: Ван Мэн, Лю Синьу, Ю Биньянь, Шао Хуа, Хань Шаогун, Фэн Цзицай и дру­гие — неприкрашенно отражают жизнь наро­да и страны.

Переводятся и переиздаются в Китае про­изведения русской классической и советской литературы.

Развитие литературы Монгольской Народ­ной Республики в последние десятилетия тесно связано со строительством социализма в стране. Большое значение для монголь­ской литературы имеет многолетняя дружба монгольских и советских писателей. Заметные успехи проявились в поэзии (в творчестве Б. Явуухулана), а затем в прозе.

Литература Социалистической Республики Вьетнам тесно связана с многолетней герои­ческой борьбой народа против японских за­хватчиков, французских колонизаторов, аме­риканских агрессоров. Таковы повесть Нгуен Динь Тхи «Вперед, в атаку!», повесть Нгуен Нгаука «Страна поднимается», взволнован­ные патриотические стихи многих вьет­намских поэтов.

Литература Лаоса, как и Вьетнама, разви­валась длительное время в обстановке осво бодительных антиимпериалистических войн, и поэтому в центре многих произведений стоят героические характеры: образы воинов, пар­тизан. В Кампучии в последние годы идет работа над восстановлением и сохранением исторического наследия и дальнейшего раз­вития кампучийской литературы.

Современные писатели Корейской На­родно-Демократической Республики посвя­щают свое творчество строительству новой жизни, мирному созидательному труду (рома­ны «В огне испытаний» Юн Се Джуна, «Но­вая весна в Соккэуле» Чхон Себона). Созданы крупные исторические полотна — «Река Туманган» Ли Гиена, «История тай­ги» Пак Се Ена, «Молодая гвардия» Им Чхун Чху и др. Во многих произведениях звучит грозное обвинение империализму (романы «Прифронтовая зона» Ким Джэ Гю, «Звезды подземелья» Пен Хи Гына).

Победа Кубинской революции открыла широкие возможности для развития народной литературы Кубы. Важная роль в создании нового, социалистического искусства при­надлежит поэтам Н. Гильену, Ф. Хамису, Р. Фернандесу Ретамаре, А. Альваресу Бара-ганьо; прозаикам X. Пунга Солер, М. Ко-

Литературное произведение

финьо, X. Травьесо, С. Киньонес, Э. Сирулес.

Каждая из литератур социалистических стран отличается своей спецификой, обуслов­ленной национальными особенностями и культурными традициями той или иной стра­ны. Вместе с тем их объединяют многие общие черты, порождаемые близостью об­щественно-социального уклада социалисти­ческих стран и общностью мировоззренче­ских позиций писателей. Служение зада­чам построения социалистического общества и воспитания социалистического человека — вот что характеризует литературу социали­стических стран.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Литературное произведение — форма сущест­вования литературы как искусства слова. Что же делает его художественным?

Мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действитель­ностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражени­ем «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь.

«Искусство есть воспроизведение действи­тельности, повторенный, как бы вновь создан­ный мир», — писал В. Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «по­вторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действи­тельности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.

Жизнь — это не только материальная дей­ствительность, но и жизнь человеческого духа, это не только то, что есть, что реализо' валось в действительности, но и то, что было и будет, и то, что ^возможно в силу вероят­ности или необходимости» (Аристотель). «Овладеть всем миром и найти ему выраже­ние» — такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И. В. Гёте. Пото­му и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочай­шим философским вопросом о том, что та­кое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти

ему выражение», воссоздать его в конкрет­ном индивидуальном явлении.

Утверждениям философов-идеалистов о хаотической разорванности бытия, глобаль­ной разобщенности мира и человека последо­вательно противостоит фундаментальное по­ложение марксистско-ленинской философии: мир представляет собою объективно сущест­вующее, бесконечное, исторически развиваю­щееся единое «связное целое» (Ф. Энгельс). Единство мира проявляется через свою про­тивоположность: через бесконечное многооб­разие различных явлений жизни, видов и форм человеческой деятельности. Тем острее становится необходимость видеть и чувство­вать связь разных сторон этого огромного жизненного целого. Именно такой непосредст­венно воспринимаемой целостностью и пред­стает человеческая жизнь в произведении искусства. Оно показывает человека, по сло­вам Л. Н. Толстого, «во всем богатстве-от­ношений ко всем сторонам жизни», вопло-' щает связь времен и пространства, личнос­тей и народов, исторических эпох и куль­тур.

Произведение, чтобы реально существо­вать, должно быть создано автором и вос­принято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обо­собленные, внутренне взаимосвязанные про^ цессы. В истинно художественном произведе­нии «воспринимающий до такой степени сли­вается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им самим» (Л. Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М. М. Пришвин, в роли «убедителя, застав­ляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, привносил бы в миро­вое хранилище человеческого сознания, в культуру что-нибудь от себя самого». Жизнь произведения осуществляется лишь на основе гармонии автора и читателя — такой гармо­нии, которая непосредственно убеждает, что «каждый человек может чувствовать себя равноценным всем другим и всякому друго­му» (М. Горький).

Произведение представляет собой внут­реннее, взаимопроникающее единство содер­жания и формы. «Стихи живые сами гово­рят. И не о чем-то говорят, а что-то», — писал С. Я. Маршак. Действительно, очень важно осознавать это различие и не сводить содержание литературного произведения к тому, о чем в нем рассказывается. Со­держание — это органическое единство отображения, осмысления и оценки действи-

148 Энциклопедический слов;

тельности, причем мысли и оценки в худо­жественных произведениях не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия и живут только в художественном слове — единст­венно возможной форме воплощения дан­ного жизненного содержания.

iapb юного литературоведа

Предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в содер­жание литературного произведения, лишь внутренне объединяясь и воплощаясь в худо­жественной форме. Также и любое слово, любое речевое средство оказывается худо­жественно значимым лишь тогда, когда оно

ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ПЛЕХАНОВ (1856—1918)

Г. В. Плеханов — деятель российско­го и международного социал-демо­кратического движения, философ, пропагандист марксизма. Один из основателей РСДРП. Великой заслу­гой Г. В. Плеханова является созда­ние систематической марксистской эстетики и литературной критики. Среди наиболее известных его тру­дов — работы по происхождению искусства («Письма без адреса»), по социологии искусства («Француз­ская драматическая литература и французская живопись XVIII в. с точки зрения социологии», «Про' летарское движение и буржуазное искусство», «Искусство и общест­венная жизнь»), по истории ли­тературно-критической и эстетической мысли («Судьбы русской критики»), статьи о Чернышевском, Герцене, Бе­линском, Добролюбове, незавершен­ная ^История русской общественной мысли», над которой Плеханов тру­дился в последние годы жизни. Перу выдающегося критика принадлежат многие статьи о русской и зарубеж­ной литературе, в том числе об Г. И. Успенском, Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасове, Л. П. Толстом.

Энциклопедическая широта позна­ний Плеханова в области эстетики, теории и истории литературы и ис­кусства, критики и публицистики — как отечественных, так и зарубежных, глубокое овладение диалектико-мате-риалистическим методом, мастерское умение приложить его принципы к ос­мыслению истории литературы и эсте­тической мысли, не игнорируя специ­фики искусства и художественного творчества и не упрощая проблем его исторического становления и раз­вития, — все это определило значение трудов Плеханова.

Углубленное исследование русской и зарубежной литературы, истории эстетической мысли и литературной критики с точки зрения марксизма позволило Плеханову прийти к от­крытию законов исторического разви­тия искусства, имеющих непреходя­щее значение для литературоведения

и искусствознания. Так, отмечая (вслед за И. В. Гете), что все реак­ционные эпохи склонны к субъекти­визму, Плеханов сделал вывод, что склонность к искусству для искусства («чистому искусству») возникает там, где существует «безнадежный разлад между художниками и окружающей их общественной средой». Там же. где «чувство разлада с господствующим порядком дополняется сочувствием к новому обществу, сложившемуся в недрах старого и готовящемуся заме­нить его собой», появляется отчет­ливо выраженное общественное содер­жание произведений искусства. На­конец, «так называемый утилитарный взгляд на искусство, т. е. склонность придавать его произведениям значе­ние приговора и явлениях жизни и всегда ее сопровождающую радост­ную готовность участвовать в общест­венных битвах, возникает и укрепля­ется там, где есть взаимное сочувст­вие между значительной частью об­щества и людьми, более или менее деятельно интересующимися художе­ственным творчеством». Соответствен­но в периоды общественного подъема критика, литературоведение и даже астетика проникаются общественно-политическим пафосом и обретают открыто публицистический характер; в периоды же общественного упадка изучение искусства выливается в фор­мы подчеркнуто объективистские или подчеркнуто субъективистские (худо-жественно-эссеистские), равно отор­ванные от интересов политической борьбы и общественной активности. Сам исторически определенный идеал красоты, господствующий или полу­чающий массово? распространение в обществе на том или ином этапе его становления и развития, в значи­тельной степени коренится в истори­ческих условиях возникновения и су­ществования этого общества или данного класса. Таким образом, Плеханов выявил закономерные свя­зи истории искусства с развитием общественной жизни.

Литературное произведение

Читальный зал Государств«н-ной библиот*ии СССР им. В. И. Ленина.

перестает быть просто информацией, когда внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его внутренним содержа­нием, когда слово о жизни преображается в жизнь, запечатленную в литературном произведении как словесно-художественном целом.

Из сказанного ясно, что художественная форма литературного произведения — это не просто «техника». «Что такое отделывать лирическое стихотворение... доводить форму до возможного для нее изящества? — писал Я. И. Полонский. — Это, поверьте, не что иное, как отделывать и доводить до возмож­ного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное чувство... Трудить­ся над стихом для поэта то же, что трудить-

ся над душою своей». Труд над осмыслением окружающей и своей собственной жизни, над «душою своей», и труд над построением литературного произведения — это для на­стоящего писателя не три разных вида дея­тельности, а единый творческий процесс.

Л. Н. Толстой хвалил стихи А. А. Фета за то, что они «роженые». А В. В. Маяков­ский назвал свою статью «Как делать стихи?». Мы понимаем и противоположность, и час­тичную справедливость этих характеристик. Если художественные произведения и «рож­даются», то все же не совсем так, как рож­дается человек. А из статьи В. В. Маяковско­го даже при всех ее полемических преувели­чениях все же вполне ясно, что стихи «де­лают» совсем не так, как делают вещи на

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О КНИГЕ И О ЧТЕНИ

Что значит чтение в жизни писате­ля, прекрасно выразили многие рус­ские классики.

«Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, — писал Н. В. Гоголь, — потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, кото­рой не может видеть никто из по­сторонних».

Он же делился с С. П. Шевыревым своими книжными горестями в письме из Дюссельдорфа: «Иногда мне быва­ет так нужна какая-нибудь книга, которую именно требует душа и кото­рая, к сожалению, часто русская, что если бы какой-нибудь плут узнал мою нужду и представил ее в ту же минуту, он бы мог взять у меня в обмен половину экземпляров моих сочине­ний...»

А. И. Герцен, задаваясь после окон­чания университета в 1833 г. вопро­сом «Что же я буду делать?», отве-

чал: «Вначале читать, читать, гулять, гулять...» А оказавшись в ссылке, писал из Владимира: «надобно теперь запастись на год дровами, огурцами, идеями и книгами», объясняя чуть позднее: «...одно из мощнейших средств для нас чтение».

Поэт И. С. Никитин мечтательно восклицал: «Ах, если бы сутки со­стояли из 48 часов, — сколько бы можно было прочитать хорошего!»

«Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты», — сообщал из Ясной Поляны Л. Н. Тол­стой.

«Я думаю, - предполагал А. П. Че­хов, - что если бы мне прожить еще 40 лет и во все эти сорок лет читать, читать и читать и учиться писать талантливо, т. е. коротко, то через 40 лет я выпалил бы во всех вас из такой большой пушки, что за­дрожали бы небеса».

конвейерном, поточном производстве. В ли­тературном произведении всегда существует это противоречие организованности («сде­ланности») и органичности (врожденности»), а высочайшие художественные достижения характеризуются особо гармоническим его разрешением. Вспомним, например, стихо­творение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...», четкое построе­ние которого становится совершенно ес­тественным выражением высокого человече­ского чувства — самоотверженной любви.

Искусственно созданное словесно-худо­жественное высказывание преображается в органически жизненное целое, каждый эле­мент которого необходим, незаменим и жиз­ненно значим. И понять, что перед нами художественное произведение, — это прежде всего значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Жизнь, содержащаяся внутри произве­дения, как малая вселенн





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2452 - | 2332 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.