Постепенно, уже на иных, национальных, основаниях к XII — XIII вв. в архитектуре складывается общерусский национальный стиль, отражающий самобытность русской культуры. Его воплощением стали башнеобразные формы, основанные на ступенчатых арках, введение второго и третьего яруса закомар1, сложных кокошников2, что создавало динамичную, устремленную вверх композицию. Идеальным воплощением нового русского национального стиля стали Спасская церковь Спасо-Андронникова монастыря (XV в.), храм Василия Блаженного (XVI в.), церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.).
Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не затронуть живописных традиций. Первые иконы появились в Византии в VI —VII вв., а к IX в. иконографический канон сложился окончательно и в этом виде пришел на Русь. Первые росписи осуществляли византийские и греческие мастера: например, велико-
1 Закомара — полукруглое или килевидное завершение участка стены, за
крывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод и повторяю
щее его очертания.
2 Кокошник — полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая
декоративное назначение.
лепную роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде, уничтоженную во время Великой Отечественной войны, осуществлял византиец Олисей Гречин. Иконографическая традиция на Руси начиналась с фресок Софии Киевской, на которых были изображены не только христианские святые и сюжеты священной истории, но и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, скоморохи и музыканты, что, безусловно, являлось нарушением строго византийского канона. От раннего периода осталось очень мало икон: от знаменитых мозаик Михайловского монастыря в Киеве, например, сохранилось лишь изображение Дмитрия Солунского, из икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — только Устюжское Благовещенье. Постепенно общие каноны построения изображения, свойственные византийской иконографии, сменяются особенностями национальных иконописных школ: Новгородской, Московской, Владимиро-Суздальской. Первый русский иконописец Алимпий Печерский творил в XI в., национальные же иконографические школы складываются только во второй половине XIII в. И в иконографической традиции Древней Руси отразились черты русской художественной культуры, общие для периода, когда христианская вера стала и «системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и философией»1: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, нормативность, традиционализм, символичность, мистический реализм, условность, абстрактный психологизм (термин Д.С.Лихачева).
Выработка общехудожественного стиля была связана с постепенным становлением общего стиля культурной жизни Руси, воплощением чего стала прежде всего унификация и централизация политической жизни. Период ученичества закончился, начиналось время самоутверждения и саморефлексии культуры, воплощением которых стала выдвинутая иноком Филофеем идеологема: «Москва — третий Рим» (1524 г.), легшая в основу становящегося Московского царства и утвердившая Москву центром всего христианского мира. Христианство, обретя на Руси национальную форму православия и выстояв в борьбе с ордынским нашествием, дало к XIV—XVI вв. толчок для новой национальной консолидации, отразившейся в расцвете новых жанров литературы, в быстром прогрессировании архитектуры, иконописи, философско-бо-гословской мысли.
Постордынский период в развитии русской культуры характеризуется ярко выраженным подъемом, в основе которого лежит рост национального самосознания и выработка новых государственных форм, поддержанных новыми идеологемами и нашедших обоснование в религиозно-философских трактатах данного
1 Конрад Н. Н. Запад и Восток. - М., 1972. - С. 89.
времени, а также освоение традиций народной культуры (шатровые храмы, демественный распев1, новые сюжеты в иконографии, темы и жанры литературы), сделавшее народную жизнь предметом изображения и художественного осмысления. Но данный период характеризуется отнюдь не однозначными тенденциями в развитии культуры: наряду с освоением ценностей народной жизни, развитием национального стиля в это время на Русь проникает мощное европейское влияние. Оно было связано не только с противоречиями исторических процессов этого времени. XVI век для Руси — переломный период в судьбе, когда решается вопрос о дальнейшем ее существовании: плавный эволюционный процесс культурного развития был прерван Ливонской войной, Смутой, иностранной интервенцией, установлением опричнины и крепостного права. Время культурного подъема в XV — середине XVI в. постепенно сменяется эпохой, подспудно готовящей Петровские преобразования.
XV—XVI века — это эпоха прояснения социально-политических, духовных, культурных проблем, полемик и диалогов, эпоха начала книгопечатания (1553) и формирования светского направления в культуре. Это развитие самостоятельной критической мысли, направленной на рефлексию самих основ русской цивилизации, период синтеза локальных культур и государственно-политических институтов, собирания и осмысления ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития, время становления русского национального характера, высокого развития исторического самосознания, которое предполагало и историческую память и историческую ответственность за судьбы Родины. Традиционализм и историзм, свойственные данному периоду русской культуры, не были нацелены только на развитие охранительных тенденций в социокультурной жизни Руси. Напротив, они предполагали становление «самомышления» на основе полемического прояснения всех культурозначимых вопросов: «...от судеб феодальной земельной собственности до принципов иконописа-ния... Обсуждаются проекты социальных реформ, государственного устройства, происхождение и характер великокняжеской и царской власти, ее обязанности по отношению к подданным, взаимоотношения с церковью, социальная и этическая роль — церкви и монашества, место России в мировой истории и русской церкви в истории христианства»2.
Полемический диалог в эту эпоху представляли прежде всего нестяжатели1 (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек)
' Демественный распев - утвердившийся в XVI в. более свободный и прихотливый по мелодике и эмоциональному рисунку стиль мужского церковного
пения. „,„
2 История Европы. - М., 1993. - Т. 3. - С. 557.
и иосифляне1 (Иосиф Волоцкий, митрополиты Даниил и Мака-рий). Дискутируются сущностные вопросы об Уме и Душе, Истине и Правде, Добре и Красоте, вере и справедливости, жизни и смерти, свободной воле и понуждении. Зарождаются споры о языке книжном и народном (Зиновий Отенский, А. Курбский), складываются первоначальные нормы литературного языка. Споры о языке были сопряжены с практикой исправления книг, текстологической критикой ортодоксальной веры, легшей в основание русского раскола. В этот период не было ни одной темы, ни одной сферы русской культуры, которые не подвергались бы переосмыслению и переоценке. Квинтэссенцией полемического накала эпохи выступили движения еретиков-реформаторов (Новгородская ересь, ереси Феодосия Косого — XVI в. и Ф. Курицына, ересь жидовствующих и т.д.), в которых народ пытался защитить вероучения, и полемика Ивана IV с А. Курбским по вопросам государственного строя России, природы и сущности царской власти. Но постепенно живые голоса споров были оттеснены на периферию культуры: победу одержали ортодоксы и авторитарность царской власти.
Быстро развивающееся противоборство между церковной и светской тенденциями в русской культуре отразилось и в появлении новых жанров литературы: публицистики, азбуковников (словарей), первых русских энциклопедий («Русский хронограф», 12-томные Великие Минеи Четьи, Лицевой летописный свод — более 10 томов, Никоновская летопись, Степенная книга, Сказание о князьях Владимирских и др.), светских биографий (История о Великом князе Московском А. Курбского, «Сказание о Максиме Греке», написанное им самим, «Житие» Аввакума, «Повесть об Ульяне Осоргиной»), светских стихов («Вертоград многоцветный» А. М. Полоцкого содержал 1555 стихотворений).
Литература, по словам Ермолая-Еразма, становится «оружием борьбы», своеобразным средством отстаивания своих взглядов в проходившей полемике. Сама же полемика была напрямую связана с ростом личностного самосознания, воплощающегося в произведениях художественной культуры. Данные процессы породили попытку «повторной канонизации», обоснования государственно-церковного управления культурным развитием, что воплотилось в решениях Стоглавого Собора (1551).
Рост национального самосознания, ощущение своей силы и самобытности проявились более полно в экспрессивно-эмоцио-
1 Нестяжатели — представители религиозно-политического конца XV — на
чала XVI в., выступающие за отказ церкви от земельной собственности и иму
щественных ценностей как противостоящих свангелиевским идеалам.
2 Иосифляне — последователи Иосифа Волоцкого (конец XV — середина
XVI в.) выступавшие противниками нестяжателей и защищавшие право церкви
на земельную собственность. Разработали учение о богоустановленности царской
власти и о «Москве — третьем Риме».
нальной литературе этого периода, прежде всего в творчестве Кип-риана («Житие митрополита Петра»), Епифания Премудрого («Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефания Пермского»), Па-хомия Лагофета («Житие Кирилла Белозерского»).
В агиографической литературе развивается мотив патриотического служения, акцентируются духовно-нравственные основания жизни, что наблюдается и в памятниках Куликовского цикла, прежде всего в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище» и др. Этические мотивы в этот период соседствуют с новыми для русской литературы темами, например темой женской любви; проявляется интерес к жизни различных слоев русского общества («Троянские сказания», «Соломон и Китоврас», «Дракула», «Александрия», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Нарастающие процессы индивидуализации художественного творчества сопровождаются собиранием знаний, их оформлением в фило-софско-богословских трактатах, житейско-нравственных, дидактических сочинениях. Появляется «Домострой», существенно расширяются Великие Минеи Четьи. В литературу входят новые исихастские мотивы, воплощенные в сочинениях разносторонне образованного Максима Грека: «Повесть страшна и достопамятна и в совершенном иноческом жительстве», «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии» и др.
К XVII в. летописный жанр постепенно угасает, ему на смену приходят историографические и историософские сочинения, в которых большое значение стали иметь описания личных качеств деятелей русской истории, осмысление их роли в жизни страны. Унификация уступает место индивидуализации исторических персонажей, пристальному вниманию к их деятельности во благо или во зло Святой Руси («Временник» дьяка Ивана Тимофеева (1616— 1619), «Сказание» Авраамия Палицына, «Новый летописец»).
Сила Москвы отразилась и в зодчестве: появились многочисленные храмовые постройки, светские здания, бытовые сооружения. Окончательно сложился ансамбль Московского Кремля, в создании которого большую роль играли итальянские мастера: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиора-ванти, Бон Фрязин, Алевиз. Были отстроены Успенский собор (1475—1479), Благовещенский собор (1484—1489), Грановитая палата (1487—1491), Колокольня Ивана Великого (1508), Архангельский собор (1505— 1508). В русское зодчество постепенно входят элементы западноевропейской архитектуры, что в полной мере можно наблюдать в соборных постройках Кремля.
Оживленное строительство, как всегда, вело за собой развитие фресковой живописи, создание новых иконографических шедевров. Вместе со светскими тенденциями в живопись этого времени входят новые гуманистические мотивы, выразителем которых стал Андрей Рублев.
В ряду выдающихся живописцев этого периода деятельность Феофана Грека, сопряженная с интенсивными поисками духовных основ жизни, занимает особое место, открывая традицию глубокого одухотворения привычных иконописных образов. Экспрессивные поиски мистических оснований веры отразились в его росписях Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378), в «Преображении», росписях Благовещенского собора Московского Кремля, которые он выполнял совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. С начала XV в. в русскую культуру входит Андрей Рублев, воплотивший в своей живописи лучшие нравственно-религиозные идеалы эпохи. Его «Троица» стала символом русского национального духа. Росписи Рублева, Грека, Прохора с Городца, Даниила Черного покрывают стены Успенского собора во Владимире, Троице-Сергиевого монастыря (Троицкого собора), Успенского храма Андронникова монастыря. Живописные работы Рублева — праздничный чин Московского иконостаса (Благовещенье, Рождество Христово, Сретенье, Преображение, Крещение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим) и некоторые сохранившиеся иконы Звенигородского чина (Спас, Архангел Михаил, Апостол Павел) — являются шедеврами мирового уровня. После Андрея Рублева традиции московской школы иконописи продолжил Дионисий, гений которого раскрылся наиболее полно в росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Но уже к XVII в. вместе с расширением тематического и жанрового разнообразия постепенно вместо эмоционально-созерцательного отношения торжествует повествовательно-дидактическое начало. Светские, секуляризационные тенденции в иконографии наиболее полно воплотились в творчестве Симона Ушакова и строгановской иконографической школы. Формируются батальные, исторические, портретные жанры. С иконой начинает соседствовать парсуна (светский портрет, выполненный в иконописной традиции). Продолжает совершенствоваться музыкальное искусство, появляются профессиональные хоры (Государственный певчих дьяков и Патриарший певчих дьяков), вырабатываются каноны общерусского хорового пения, начинается творчество профессиональных композиторов — распевщиков, среди которых особо выделялись Иван Нос и Федор Христианин, сочинения которого были найдены лишь в 1954, а опубликованы в 1974 г., формируется система музыкального образования. Общие тенденции развития музыкальной культуры воплотились в полной мере в создании знаменитого Большого знаменного распева1, построенного на слож-
' Знаменный распев (от «знамен» или «крюков» — знаков, при помощи которых записывали музыку) — господствовавшее на Руси в XI—XVII вв. унисонное мужское пение строго возвышенного характера.
ной гармонии многоголосного пения. Однако и в этой области к XVII в. строгость канонических распевов сменяется партесным (более свободным) пением, партесными концертами и композициями Н.Дилецкого, Н.Калашникова, С.Беляева и др. Развивается театральное искусство: первый спектакль прошел при Алексее Михайловиче в 1672 г. в Преображенском, это было «Артаксерсово действо». Становление театра, как школьного, так и придворного, повлекло за собой появление на Руси западноевропейских драматических произведений, позже — европейских инкунабул и рукописных книг, готических романов, чему способствовало так называемое «второе южнорусское влияние».
Таким образом, к XVII в. в русской культуре нарастают светские, западноевропейские, южнорусские влияния, что отражает постепенную победу реформаторских тенденций над «древним благочестием». XVII век — это кризис средневековой картины мира, системы средневекового мышления. В результате этих процессов синтетическое единство русской культуры постепенно нарушается, начинает господствовать жанровая и стилевая эклектика (так называемое русское барокко, русское узорочье), воплощением чего стали, например, церковь Покрова в Филях (1693) и церковь Троицы в Никитниках (1634). Возрастают социокультурные противоречия, для преодоления которых требовалась выработка новых ценностей и идеалов. Надвигалась эпоха, о которой В. О. Ключевский напишет: допетровская и послепетровская Русь — «не два смежных периода нашей истории, а два враждебных уклада и направления нашей жизни, разделивших силы общества и обративших их на борьбу друг с другом, вместо того чтобы заставить их дружно бороться с трудностями своего положения»1.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие критерии лежат в основе периодизации развития русской культуры допетровского времени?
2. Как вы понимаете «дихотомичный характер» русской культуры?
3. Какие факторы социокультурного развития России вы можете назвать?
4. Какие модели, объясняющие историко-культурный генезис России, вы знаете?
5. Назовите основные жанры древнерусской литературы.
6. Какие характерные черты художественной культуры Древней Руси вы можете отметить?
7. Что такое двоеверие?
8. Какие элементы языческого миропонимания, с вашей точки зрения, проявляются в культуре христианской Руси?
1 Ключевский В. О. Курс русской истории. — М., 1980. — Т. IV. — С. 132.
14 Культурология п 1 /
9. В чем проявляется отход от «древнего благочестия», наблюдаемый в культуре Руси XVII в.?
Литература
Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. — М., 1988. -№7-8.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. — М., 1974.
Асеев Ю. Э. Архитектура Древнего Киева. — Киев, 1982.
Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. — М., 1984.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
История русского и советского искусства. — М., 1990.
История русской литературы X—XVII веков. — М., 1980.
Иванов В. В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. — М., 1965.
Кузьмин А. Г. Падение Перуна, или Становление христианства на Руси. - М., 1988.
Как была крещена Русь. — М., 1988.
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. — М., 1980.
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. — М., 1966.
Лазарев В.Н. Византийское и русской искусство. — М., 1978.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусское литературы. — М., 1979.
Лихачев Д. С. О русском. — М., 1990.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. — М.; Л., 1970.
Попович М.А. Мировоззрение древних славян. — Киев, 1985.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
Успенский Б. А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. — М., 1983.
Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). -М., 1994.
Федотов Г. П. Святые Древней Руси. — М., 1991.
Флоровский Г. Пути русского богословия. — Киев, 1991.
ГЛАВА 3