Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Петр I. Проблема антично-русского синтеза 3 страница




Сахаров А. Н. Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси // История СССР. - 1990. - № 3.

Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневеко­вой концепции (XV—XVI вв.). — М., 1998.

Творогов О. В. Античные мифы в древнерусской литературе XI—XVI вв. //Труды отдела древнерусской литературы. —Т. 33. —Л., 1979.


нофильский, искавший объяснение специфики русской культур­ной истории в своеобразии «почвы» и логически эволюциони­ровавший к панславизму; евразийский, пытавшийся на пози­циях цивилизованного синтеза Запада и Востока найти сущностные характеристики русского культурного организма, возрождая миф скифства и панмонголизм.

Одни и те же факты русской истории в рамках данных под­ходов рассматривались под разным углом зрения, рождая про­блему интерпретативного обоснования самобытности русской цивилизации, актуальную и сегодня. Прошлое и традиции Рос­сии, ее ценности и историко-социальные доминанты всегда были предметом не столько объективно-беспристрастного ана­лиза, основывающегося на безусловном принятии всего свер­шившегося в историко-культурном генезисе России, сколько попытками аксиологической экстраполяции заранее отобранных культурно-идеологических установок и стереотипов. Вот поче­му до сих пор для России справедлива ситуация, когда ее «про­шлое непредсказуемо». Такому положению дел способствовали не только особенности социально-политической ситуации, но и объективные причины: скудность археологических находок, трудности в их однозначной интерпретации, связанные с не­возможностью достоверно однозначного реконструирования языческого миропонимания древних славян, отсутствие ранних письменных источников, поздняя фиксация (конец XVII в.) фольклорных памятников и сравнительно недавнее (XIX в.) обращение к их собирательству и научному изучению, позднее складывание летописной традиции, недостаточная сохранность памятников материальной культуры, связанная с суровой ис­торией России, отягощенной нашествиями, раздорами, посто­янными потерями и утратами.

Но как бы ни различались точки зрения на особенности рус­ской культуры и причины, их породившие, обоснование этих позиций, как правило, ищут в совокупности определенных фак­торов, определивших самобытность культурного пути России. К таким факторам относят:

• специфику геополитической доминанты[, связанную с об­ширностью повторно колонизируемых славянами земель, не­достаточной плодородностью последних, трудностями их воз­делывания;

• многообразие этнического материала (субстрата): террито­рию, на которой впоследствии образовалось русское государ­ство, населяло более 150 племен;

1 Геополитическая доминанта — наиболее важные с точки зрения развития данного общества и культуры географические и обусловленные ими политиче­ские факторы.


 

• веротерпимость при наличии большого количества верова­ний и ярко выраженная религиозно-государственная доминанта, которая была связана с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации;

• характер власти, способы и последствия закрепощения сво­бодных ратаев;

• заимствования, культурные влияния в истории России.
Изучение этих факторов в последнее время связано с разра­
боткой модели русской культуры, в которой подчеркивается ди-
хотомичный
(двойственный) характер последней, что проявляет­
ся не только в постоянном присутствии в отечественной истории
«проклятых русских вопросов», но и в периодичности их возник­
новения перед обществом на разных этапах развития страны. В от­
личие от Западной Европы упомянутые факторы обрели в исто­
рии России характер констант, определяющих лицо ее культуры.
Особое значение данные факторы, естественно, имели на первых
этапах культурно-исторического бытования России (X—XVII вв.),
которые в этой главе нас и будут интересовать. В истории россий­
ской цивилизации допетровской эпохи выделяется несколько пе­
риодов, определяемых по уровню развития государственно-рели­
гиозных институтов, особенностям исторического процесса,
доминантным ценностям: домонгольская Русь (IX—XII вв.), рус­
ская культура времен ордынского нашествия (XIII —XIV вв.), по­
стордынский период (XV—XVII вв.). Наиболее значимыми, пово­
ротными этапами в культурном развитии России, когда происходила
смена культурных доминант, стали X, XII —XIII, XVI — XVII вв.
Прежде чем охарактеризовать культурное развитие России в дан­
ное время, остановимся более подробно на выделенных ранее куль-

турозначимых факторах.

Любая культура начинает свое становление в определенных при-родно-демографических условиях, которые непосредственно и опосредованно будут в дальнейшем влиять на развитие ее само­бытности и специфичность.

Русская культура начала свое становление в границах Восточ­но-Европейской (Великой Русской) равнины, которая отличает­ся не только огромными открытыми пространствами, практиче­ски полным отсутствием гор, что делает ее разомкнутой вовне, большим количеством рек, компенсирующих ограниченный вы­ход к морям и океанам, природными богатствами, но и ярко вы­раженной зональностью, наличием разнообразных природных «ре­гионов» — от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центрально-черноземном районе до степной и лесостепной зоны на юге. Разнообразие природных условий и связанное с этим формирование региональных особенностей хозяйственной деятель­ности довольно рано обусловили появление трех возможных цент­ров культурно-хозяйственной жизни: северного, южного, «централь-


ного» со «столицами» в Новгороде, Киеве, Ростове Великом. Нали­чие этих центров — показатель не только разнообразия возможны} путей культурно-исторического развития, но и объективного по­лицентризма, изначальной вариативности, пластичности русской культуры. Данные районы не только аккумулировали в себе раз­личный природно-демографический субстрат, но и были сори­ентированы на различные регионально-культурные влияния; Киев в основном на греко-византийский мир, Новгород — на северо­европейский, Ростов — на европейскую культуру и мир кочевых цивилизаций.

В связи с динамичной жизнью Руси центр культурно-истори­ческого развития периодически перемещался из одного района в другой, давая возможность не только сохранить традиции и дос­тижения, но и обогатить культурную жизнь за счет новых влия­ний и новых культурно-исторических воздействий. Полицентризм1, как существенный фактор русской культуры, имел место и поз­же: в период собирания земель, когда эту роль до поры до време­ни с одинаковым успехом оспаривали Москва и Тверь, или в период становления империи, когда значение Москвы постепен­но было потеснено северной столицей Петра.

К концу периода формирования единого культурного целого (организма) (XIII в.) Россия занимала территории и в Европе и в Азии, создав своеобразный евразийский универсум1, во многом оп­ределявший особенности ее культуры.

Разнообразие природных зон дало возможность интенсивно развивать промыслы, что способствовало не только активизации населения, но и быстрому формированию торговых связей, вклю­чению Руси в давно сложившиеся в данном регионе политико-экономические отношения, толчок которым, по словам Н. М. Ка­рамзина, дали греки. Включение славян в военные, политические, торговые союзы привело уже в VIII в. к формированию первых русских торговых городов: Киева, Смоленска, Любича, Черниго­ва, Пскова, Новгорода, Полоцка, Ростова. Сеть городов, особен­ностью которых была их свободная планировка, своеобразная «вы-тянутость» вдоль русла рек, дала повод скандинавам называть Русь «страной городов» — Гардарикой3. Русские города имели еще ряд характерных черт: торгово-экономическая детерминанта в их воз­никновении предшествовала политико-военной. Как правило, го-

1 Полицентризм — 1) теория, согласно которой становление культуры (об­
щества) происходило одновременно в нескольких районах земного шара:
2) наличие нескольких источников развития и становления социума, культуры
или цивилизации.

2 Евразийский универсум — сложное, противоречивое единство исторических,
культурных, социальных, этнических взаимоотношений на территории Евра­
зии.

3 Гардарика— древнее название Руси: «страна городов».


род оформлялся как оборонно-военный центр много позже вре­мени своего непосредственного возникновения. Приобретая же ука­занный статус, города на Руси выступали не как центры одного племени, а как ядро племенных объединений, естественный центр, вокруг которого группировались несколько племен с частью сво­их территорий. Часто город объединял несколько территориаль­ных племенных анклавов или находился внутри племенных тер­риторий, сохраняя значимость для нескольких племен и имея определенную хозяйственно-культурную автономию. Город, таким образом, выступал фактором объединения племенных организа­ций и культур, их синтеза, что отразилось на формировании во­лостного территориального деления, характерного для Руси, ко­торое по своим границам не совпадало с границами обитания конкретных родов и племен, чаще всего перекрывая их. Еще од­ним фактором, выполняющим интегративную роль, были реки. Многочисленные, глубокие и спокойные русские реки выполня­ли роль дорог, вокруг которых складывались устойчивые хозяй­ственно-экономические связи и благодаря которым Русь обретала контакты с остальным миром. Наиболее значимыми интегратив-ными осями были знаменитый путь «из варяг в греки» и волжский торговый путь в болгарское царство и хазарский каганат. Ярко выраженная зональность и разнообразие природных условий до­полнялись четкой ритмичностью климатических периодов, что за­давало своеобразную окраску всему циклу русской жизни: корот­кое лето быстро сменялось затяжной осенью и суровой зимой. Если в Западной Европе сельскохозяйственные работы производятся с февраля по ноябрь (с двухмесячным мертвым сезоном), то в Рос­сии для подобной деятельности пригодны всего 130 дней, из ко­торых 30 суток — сенокос и 100 — земледелие. Низкие урожаи при больших затратах труда, хроническое бездорожье, естественная изолированность поселений при наличии большого количества не­освоенных территорий приводили в условиях критического зем­леделия к формированию экстенсивного землепользования, к по­стоянно протекающим процессам колонизации, выступавшим гарантом «элементарного выживания». В отличие от западноевропейской колонизации, связанной с явлениями жесткой аккультурации по­коряемых народов, русская колонизация осуществлялась ненасиль­ственными методами. «В итоге складывался тип ненасильственного, весьма прочного симбиоза в варианте взаимозаинтересованного мутуализма...»1, построенного на основе «перенесения и перени­мания образа жизни». Это способствовало формированию терпи­мого, толерантного отношения к чужим религиям и культурам,

ствуюГх организмов приносит какую-либо пользу другому.


обычаям и традициям, что диктовало выработку повышенной пластичности, мобильности культурно-адаптационных механиз­мов русской цивилизации, отражалось не только на складывании определенных черт русского характера, но и на специфике сте­реотипов народного поведения.

Терпимость, культурно-адаптационная пластичность сказыва­лись и на истории становления русской культуры. Восточно-Евро­пейская равнина была местом постоянного переселения народов, когда многочисленные племена, выброшенные на ее простран­ства разнообразными историко-культурными катаклизмами, об­разовывали недолговечные союзы и объединения, сменявшие друг друга и оставлявшие после себя не только отрицательную, но и культурозначимую память. В III в. образовался готский союз пле­мен, в IV — карпатский межплеменной союз, в это же время в северном Причерноморье доминировали в течение приблизительно ста лет гунны, с VI в. резко усилилась активность тюркских пле­мен, прежде всего аваров, VIII —IX вв. прошли под знаком власти хазар, подчинивших славянские племена. Через хазар осуществля­лась связь с Византией, Востоком, арабским миром. На смену ха­зарам в IX—XI вв. пришли печенеги, затем огузы и, наконец, в XI —XIII вв. половцы, создавшие свое знаменитое государство Дешт-и-Кипчак.

Особым фактором русской культуры была, безусловно, степь, которая стала архетипом всего враждебного, темного, разруши­тельного, символом великого противостояния Руси кочевым ци­вилизациям Востока. Через степь в русскую культуру вошел тюрк­ский (туранский) элемент, сформировалась объективная возможность цивилизационного и культурного синтеза Запада и Востока, о котором грезили русские мыслители конца XIX — на­чала XX в. Степь привнесла в русскую культуру и проблему «внут­реннего Востока», объективация которой порождает не только отрицательные черты отечественного государственно-политичес­кого сознания, но и необходимость учитывания деспотических черт властных традиций.

Разнообразие этнического материала и богатство культурных влияний рождало сложные процессы взаимодействия и взаимо­детерминации различных культурных элементов, что сообщало рус­ской культуре своеобразный «пограничный» («внеграничный». — Н. Бердяев) характер, который будет осмысливаться в XIX —XX вв. в категориях «соборности», «вселенскости», «всечеловечности».

Уже к VIII в. родоплеменные союзы на территории Руси уступа­ют место территориально-политическим объединениям восточных славян, в основе которых лежала общность языка, веры, истори­ческого опыта, культурного стиля жизни. Начиналась повторная ко­лонизация Восточно-Европейской равнины славянскими племенами с юго-запада на север и восток, завершившаяся лишь к XVIII в.,


когда славяне заселили Причерноморье и Приазовье1. Именно в Приазовье (частично и в Поднепровье) в первых веках до н.э. жили предки славян — анты, племенное название которых — «русь», или «рось», — по одной из версий дало наименование всей земле восточных славян. По версии немецкой исторической шко­лы, название Руси произошло от древнескандинавского слова «ру-отси», которое обозначало мореплавателей-воинов. Вместе с тем сравнительно-лингвистический анализ до сих пор не дает одно­значной версии происхождения названия нашей страны. Перво­начально (IX—XI вв.) «Русьской землей» называлось среднее Под­непровье, затем данное название с земель киевских полян перешло на земли иных восточных славян (XII —XIII вв.). В ре­зультате повторной колонизации к IX—X вв. на Восточно-Евро­пейской равнине расселились многочисленные племена восточ­ных славян: тиверцы, уличи, дулебы, бужане, волыняне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и т.д., которые активно взаимодействовали с угро-финскими, тюркски­ми и иными племенами. Разнообразие этнического субстрата было тесно связано с существованием различных верований, разнооб­разных протогосударственных и государственных форм. При быст­ром формировании хозяйственно-экономических, торговых и во­енно-политических связей и структур данные факторы требовали унификации и универсализации, которые могли быть осуществ­лены на основе государственной централизации и религиозно-идеологической консолидации. Именно государственно-религиозная доминанта как потенциально объединяющий фактор становится определяющей для всей культуры Руси. В условиях политико-эт­нического многообразия и процессов перманентной колониза­ция к жизни были вызваны не только своеобразные формы орга­низации хозяйства (семейно-соседская община — вервь2), но и феномен определенного антиэтатизма, анархизма русского наро­да, что при недостаточно развитых инфраструктуре и коммуни­кационных связях рождало проблему «центр — периферия», ко­торая могла быть аффективно разрешена только при «сильных государственных структурах. В этих условиях государственный фак­тор, который начал оформляться благодаря участию норманнов, становится культурозначимым феноменом. Легенда о призыве ва­рягов излагается в «Повести временных лет». Призыв Рюрика Го-стомыслом для управления славянами преследовал, по-видимо­му, цели нормализации власти и упорядочивания отношений в социуме в условиях этнического разнообразия и постоянных меж­племенных стычек. В этом случае надэтнический фактор, внепле-

1 См. об этом подробнее: Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — М., 1991.

2 Семейно-соседская община (вервь) — самоуправляющаяся организация жи­
телей какой-либо территории.



менной лидер выступал наиболее нейтральным интегрирующим началом. Позже, со сменой государственно-культурных доминант, призыв Рюрика на княжение начинает осмысливаться с иной точки зрения: в XV—XVI вв. вырабатывается обоснование генеалогии правящей династии, что отражается прежде всего в «Сказании о Великих князьях Владимирских», автор которого — тверской инок Савва (Сатана) — выводил происхождение Рюрика, а следователь­но, всех русских князей и царей от римского цезаря Августа. С этого времени подчеркивалась не роль варягов в образовании русского государства и генезисе русской культуры, а священная древность правящей династии, само право на монархическую власть.

Особое значение это получило в период царствования Ивана IV Грозного, который считал себя потомком Августа, легендарного римского героя Пруса, но отнюдь не русским человеком'.

Позже вопрос об основаниях русской культуры, ее «извечно­сти», решался уже не только с акцентом на историко-культурной легитимизации царской власти, но и с укоренением в истории самого русского народа, что потребовало трактовки его как наро­да «библейского», т.е. упомянутого в священном Писании и свя­щенном Предании. С XVII в. предком славян официально стали счи­тать Ноя, правнук которого, Скиф, дал жизнь двум сыновьям — Словену и Русу, от них повели свое происхождение западно-вос­точные славянские народы. В этот же период рождается канони­ческая легенда о том, что славянские князья, участвуя в походах Александра Македонского, получили от него в благодарность зо­лотую грамоту на владение Русью, а обращение Гостомысла было осуществлено не к частному лицу — бродяге-викингу, а к потом­ку Августа, и в этом не может быть никакого срама.

В петровскую эпоху вопрос о том, кем и как было создано русское государство, приобрел принципиально важное значение. В 1724 г. в результате начала деятельности Академии наук в Рос­сию были приглашены для систематизации исторических источ­ников немецкие ученые Миллер и Байер, целью которых стало доказательство призвания варягов не как легендарного, а как ис­торического факта. В результате была сформулирована так называ­емая «норманнская теория»2, рассматривающая особенности рус­ской культуры и государственности с точки зрения пангерманизма и доказывающая, что славяне принципиально не могут сами орга­низовать собственную государственно-культурную жизнь, для них как гармонизирующий фактор постоянно должны выступать «внеш-

1 См.: Кобрин В. Иван Грозный. — М., 1989.

2 Норманнская теория — политико-идеологическая концепция, согласно ко­
торой русский народ не был способен к самостоятельному развитию государ­
ственных институтов, в силу чего был использован опыт приглашенных для уп­
равления славянами норманнов. Следствием данной теории стало признание
несамостоятельного характера русской культуры.


ние» западноевропейские детерминанты. В противовес данной кон­цепции, начиная с работ М.В.Ломоносова, развивается антинор-маннизм1, намеренно не учитывающий историко-археологические данные об объективном присутствии варяжского фактора у исто­ков русской государственности (раскопки Гнездова под Киевом, Рюриково городище). Вместе с тем нельзя забывать, что на рус­скую государственно-политическую традицию оказали влияние и «восточные» явления, что отразилось даже в наименовании рус­ских предводителей периода военно-демократических союзов и становления государственных структур: вплоть до XI в. они носи­ли титул кагана, а не князя, и именно в таком статусе сведения о них начиная с IX в. встречаются в западноевропейских хрониках. Традиции славян, о которых говорил еще Прокопий Кесарий-ский, подчеркивая, что они живут в «народоправстве и не управ­ляются одним человеком», отразились в феномене вече2, которое в классическом виде было представлено в Псковско-Новгород-ской республике. Хотя вече трактуется как постепенно отмираю­щий институт уже к XI в., но элементы вечевого управления со­хранялись на Руси вплоть до XIV в. Помимо вечевой формы государственно-политического управления, на Руси присутство­вали и иные феномены: князь галицкий Даниил короновался (1254 г.) при папе Иннокентии IV по западноевропейскому канону, и его владения обрели статус королевства, что не только способ­ствовало упрочению связей с европейскими странами, но и нало­жило существенный отпечаток на своеобразие Червонной Руси.

Ростово-Суздальские князья сохраняли и развивали традиции «единоправства», закладывая основания для формирования мо­нархической формы правления. Следует отметить, что в Ростово-Суздальских землях, которые первоначально рассматривались как далекая окраина Киевской Руси, достаточно обособленная в силу природных причин (леса, давшие название всему краю — Зале­сье, были так густы, что две дружины в XIII в., готовые сражать­ся друг с другом, потерялись в них, и битва не состоялась); с малоплодородными почвами и довольно малочисленным населе­нием, княжеская власть изначально имела более сильный харак­тер, чем в других районах. Данный фактор дополнялся хорошо развитым и рано появившимся институтом подданства и форми­рованием специфического отношения к князю не только как пер­вому среди равных, защитнику и покровителю, но и как к «отцу и Богу». Все это, видимо, способствовало укреплению государ­ственно-политической модели княжеского единовластия, из ко-

1 Антинорманнизм — теория, противостоящая «норманнскому» объяснению
происхождения русской государственности и настаивающая на самобытности и
самоценности русской культуры.

2 Вече — собрание горожан в Древней Руси для решения общественных дел,
а также место проведения этого собрания.


торой впоследствии развилась абсолютная власть царя. Уже Андрей Боголюбский продемонстрировал не только силу своего социаль­ного статуса, но и возможность влияния на духовно-культурную жизнь подданных: вывезя из Киева икону Божьей Матери (Влади­мирскую), написанную, по преданию, евангелистом Лукой и яв­лявшуюся национальной святыней, он встал у истоков формиро­вания на Руси Богородичного культа, который потребовал соответствующего осмысления и укоренения в софиологической традиции. Безусловно, складыванию абсолютного единовластия спо­собствовало и граничное расположение ростовских земель, что де­лало их местом встречи различных колонизационных потоков. Ма­лочисленность населения, низкое плодородие почв приводили тому, что земля здесь никогда не рассматривалась как ценность, и в усло­виях определенной перенаселенности центральных районов Киев­ской Руси приток населения с юго-западных и северо-западных земель был постоянным фактором жизни Ростовско-Суздальского княжества. В этих условиях средством национально-культурной кон­солидации неизменно становилась сильная княжеская власть. Это отличало Ростовское княжество от Червонной и Новгородской Руси, в которых существование мощного, хорошо организованного бо­ярства, связанного с вотчинным землевладением, образовывало фактор постоянного ограничения княжеской власти и произвола. Сила боярства была иногда так велика, что известно даже вок-няжение в 1238 г. боярина Володислава Кормиличича, что пред­ставляет редчайший случай в истории Руси. Червонная Русь, име­ющая постоянные связи с западноевропейскими государствами, укрепленные матримониальными отношениями с польским и ли­товским престолами, быстрее других регионов встала на путь фео­дального развития, что дало толчок для быстрой эволюции ремес­ла и торговли, роста городов, укрепления военных, экономических, культурных взаимоотношений. Все это создавало близость данного региона к западноевропейскому пути развития. Связи Червонной Руси с Западной Европой были настолько тесны, что благодаря продуманной политике Даниила Галицкого папа Иннокентий IV призвал в 1258 г. к крестовому походу против Золотой Орды за освобождение Руси.

Крепкими и разнообразными связями с Западной Европой ха­рактеризовалась и Северо-Западная Русь. К XII —XIII вв. Псковско-Новгородская республика занимала обширные земли от Финского залива до Урала. Новгород являл собой центр «конфедерации» трех племен: славян, мерян, чуди. Новгородско-Псковская Русь — ре­зультат развития более ранних, чем в южных регионах, процессов колонизации, охвативших славянские племена Балтийского По­морья, местное угро-финское население и карелов. Земледелие было развито слабо в силу природных причин, что привело не только к постоянному импорту зерна, но и к быстрому развитию


торговли, оформлению высшего сословия Новгородской Руси — «больших людей» — боярства. Боярство было кастовым: боярином нельзя было стать, им можно было только родиться, ведя свое происхождение от родоплеменной знати, осуществляющей поли­тическую власть. Бояре распределяли государственный доход, за­нимались ростовщичеством, приобретали землю у крестьянских об­щин, что привело к формированию крупного вотчинного землевладения. Помимо бояр, Новгородскую республику населяли купцы, меньший люд (феодалы небоярского происхождения), чер­ные люди (свободные ремесленники) и смерды (полурабы, селив­шиеся на выселках). Высший орган управления — вече (народное собрание) — представлял из себя собрание не всего взрослого на­селения Новгорода, а владельцев городских усадеб (около 400 — 500 человек). На вече избирались городские власти: посадник, ты­сяцкий, владыка, архимандрит, сотники.

Для Новгородской республики характерна острейшая социальная борьба в отличие от других княжеств Руси, в которых разворачива­лись не социальные конфликты, а междоусобицы. Кроме того, орга­низация власти в Новгородской республике рождала феномен по­стоянной ротации князей, что часто не способствовало стабилизации социокультурной жизни. Достаточно сказать, что за двести лет (1095 — 1304 гг.) в Новгороде княжило 40 человек из трех княжес­ких ветвей (суздальской, черниговской, смоленской), а смена кня­жеской власти за этот период осуществлялась 58 раз. Можно отме­тить следующие особенности организации политической власти в Новгородской республике: отсутствие княжеской династии, статус князя был всегда вторичен по отношению к интересам города, что подчеркивалось даже местоположением князя (его резиденция была вне городской крепости, на торговой стороне, позже — вообще вне города); были четко определены функции князя, которые фик­сировались в период заключения ряда (договора), где оговарива­лись его права и обязанности. Князь, являясь символом единства Новгородской земли, должен был осуществлять связи с иными кня­жествами и землями, был владетелем домена, дани, обязан был приводить с собой боеспособную дружину, функции которой уси­ливались при необходимости новгородским ополчением. Князь не имел права вмешиваться в городское управление, смещать вы­бранных должностных лиц, приобретать собственность в Новго­родской земле, назначать наказание без доказательства вины. Властный произвол князя ограничивало вече, князь не выбирался, а призывался с использованием ритуальных формул, часто угрожа­ющего характера, в контексте чего призыв Гостомыслом Рюрика не был из ряда вон выходящим событием, а вписывался в древне­русскую традицию. Новгород к XII —XIII вв. был самым крупным городом не только Руси, Европы, но и мира. Уже в 1044 г. в нем был построен каменный, а не деревянный, как обычно, дети-


нец, что говорило о богатстве и стабильности развития данного региона в течение длительного времени.

Таким образом, государственно-политический фактор на Руси характеризуется достаточным разнообразием, что при становле­нии феодальных отношений, первые признаки которых можно отнести к XI в., оказало существенное влияние на формирование самобытных черт русской культуры. К XII —XIII вв. на Руси сло­жилась экономико-политическая система, близкая к европейско­му феодализму, но и отличная от него по некоторым моментам. На Руси не сформировалась в отличие от Европы система вас­сальных отношений, земля не являлась ценностью, воплощенной в стоимостном выражении, она не была предметом купли-прода­жи, а выступала как вотчина — общая, коллективная собствен­ность рода, наследование вотчинных земель определялось по стар­шинству, и главная функция князей, признанная официально после Любечского съезда князей в 1097 г., сводилась к тому, что­бы «держать отчину до последнего вздоха». Вотчинную организа­цию землепользования дополняли крестьянская и монастырская колонизации свободных неудобий и неосвоенных земель, что со­здавало свободную миграцию населения. Данный фактор, сочета­ющийся с мягкими формами крестьянской зависимости, нераз­витостью институтов частной собственности и феодальных структур, отсутствием жесткого обособления элитных слоев (ари­стократии), при сохранении патриархального быта в сложном со­циально-этническом составе приводил не только к своеобразию «русского феодализма», но и накладывал ограничения на его раз­витие.

Традиционные междоусобицы и политическое дробление Ки­евской Руси не привели к ее культурному разобщению, а един­ство церковной организации и христианское религиозное созна­ние создавали предпосылки для воссоединения русских земель на иной основе и с иными целями, что и было осуществлено в XV-XVI вв.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 392 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.