Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Петр I. Проблема антично-русского синтеза 4 страница




Однако, прежде чем стать консолидирующим фактором, хрис­тианство прошло на Руси целый ряд этапов в своем развитии, ассимилируясь в культурном контексте древнерусской цивилиза­ции.

Говоря о христианизации как существенной составляющей рус­ской культуры, следует опять подчеркнуть «неопределенность ис­точников», о чем постоянно говорят исследователи1. До сих пор преобладает концепция двух путей проникновения христианства на Русь: византийского и моравско-болгарского. Из болгарских земель на Русь пришли первые пастыри, вероучительные книги,

' См. работы М.П.Новикова, М.П.Алексеева, Д.М.Приселкова, Б.А.Рыба­кова, В.Л.Янина, Е. Е. Голубинского, А.Синайского.


первые писцы и «мужи ученые». На основе греческих, арабских, древнерусских источников воссоздается деятельность не только пер­вых учителей веры — Кирилла и Мефодия, но и особенности «по­стижения христианства Русью». Знакомство Руси с христианством осуществилось задолго до ее официального крещения Владимиром в 988 г. и оно было связано с контактами Руси с Римом, Византи­ей, западноевропейским миром. Ранний период знакомства с хри­стианством, как отмечает А.Синайский, носил эпизодический ха­рактер: «Занятые церковными спорами, окончившимися печальным результатом (расколом христианства в 1054 г. — Г. П.)... Рим и Ви­зантия имели, так сказать, случайное отношение к юной Русской Церкви, действуя на нее не систематически и постоянно, а отры­вочно»'.

Нельзя упускать из вида, что проникновение христианства на Русь было результатом не только миссионерской деятельности Ви­зантийской и Болгарской церквей, но и последствием активных межкультурных контактов населения Руси с соседними странами. Русские торговцы и военные дружины подолгу жили в Византии и Болгарии, на Крите, в Германии, Сирии, Египте, Моравии. Они были хорошо знакомы с исламом, иудаизмом, Римской, Алексан­дрийской, Византийской церквами. Представители этих религий по­стоянно жили и в самой Руси в качестве наемников, ремесленни­ков, купцов, толмачей, военнопленных. Сегодня можно говорить о том, что уже в IX в. на Руси появились первые домовые церкви, церковная утварь и книги, которые стали использоваться по назна­чению, утрачивая статус военных трофеев и заново обретая сак­ральные смыслы. Официально первое крещение приняла Ольга в 955 г., затем крестился Владимир, а 988 г. стал официальной датой крещения «всей земли русьской», обретения христианством госу­дарственного статуса. В отличие от Западной Европы, где становле­ние христианской веры шло от «низов к верхам» (Н. Бердяев) об­щества, потребовав для своей эволюции несколько столетий, Русь овладела христианством прежде всего как государственной религи­ей, говоря словами Е.В.Аничкова, «...христианство вышло из се­ней теремного дворца»2. Это было обусловлено несколькими при­чинами: необходимостью вписаться на равных в мир европейских государств, геополитические условия существования, свойствен­ные IX—XI вв. (ведь к этому времени среди влиятельных соседей России не было почти ни одного языческого государства); станов­лением русской государственности, которое требовало внутрен­ней консолидации, стирания племенных различий, закреплен-

1 синайский А. Отношение древнерусских церкви и общества к латинскому Западу "ичеству) (Х-XV вв.): Церковно-историческии очерк. - СПб.,

189V™ Е. В. Язычество и Древняя Русь. - СПб., 1914. - Ч. 1. - С. 32.


ных в языческих пантеонах (реформа язычества, предпринятая Владимиром в 980 г., не привела к ожидаемым результатам); обес­печением государственно-культурной целостности, территориаль­ной неделимости, социально-этнической общности, нуждающимся в новом миропонимании, в новой идеологии. К этому времени уже была сформирована единая хозяйственно-экономическая си­стема, создана единая денежная единица, унифицирована госу­дарственно-политическая структура, выработаны единые культур­ные ценности. Власти требовалась идеологическая поддержка, которая могла бы дать новое мирообъяснение, воплощенное в хри­стианстве с его принципиально иными, чем в язычестве, иерар­хией ценностей, нравственными доминантами и отношением к государству. То, что христианство было сознательно «выбрано» и внедрялось «сверху», преследуя прежде всего геополитические цели, создало в русской культуре феномен двоеверия1христи-анско-языческого синкретизма2, о природе и характерных чертах которого ученые спорят и сегодня. С новой верой для Руси откры­вался путь приобщения к западноевропейской культуре, но мето­ды, способы принятия христианства заложили в самой русской культуре то дихотомическое напряжение, которое постоянно бу­дет давать о себе знать и в широких еретических движениях (XIV, XVI —XVII, XVIII вв.), и в церковном расколе и старообрядче­ском сектантстве (XVII —XIX, и в попытках нового религиозного синтеза, религиозного ренессанса (конец XIX — начало XX в.), и в религиозном обновленчестве (наше время).

Принятие христианства — это результат многовековых процес­сов взаимовлияния и взаимопроникновения культур, в рамках ко­торых религия могла выступать и выступала прежде всего как идео­логия, а не как вероучение в собственном смысле этого слова. Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и дли­тельным процессом, который прошел в своем развитии несколь­ко этапов:

• VI — IX вв. — стихийное, неорганизованное знакомство с хри­стианской доктриной и обрядовыми правилами в результате по­стоянных контактов восточных славян с готами, фракийцами, гре­ками, ромеями;

• IX—X вв. — обилие религиозно-идейных течений на Руси, наличие различных проповедников и миссионеров (францискан­цев, бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, августинцев, три-нитариев и многих других3), деятельность которых завершилась

1 Двоеверие — форма религиозности на Руси, заключавшаяся в одновремен­
ной приверженности языческим верованиям и христианству.

2 Христианско-языческий синкретизм — результат длительной ассимиляции
православием славянских языческих верований.

3 См.: Филист Г, М. К вопросу о путях проникновения христианства на Русь //
Вопросы научного атеизма. — С. 37.


превращением христианства в государственную религию, добро­вольным его принятием государственно-политической элитой и созданием материальных условий для деятельности русской церк­ви (указ Владимира о десятине);

• XI —XVII вв. — организационное оформление автокефальной Русской православной церкви во главе с патриархом, насильствен­ное обращение в веру большинства населения и проповедничес­кая, миссионерская деятельность среди других народов.

Если за весь XI в. в Новгороде было построено только 2 церк­ви, в Киеве — 25, то уже к XIII в. христианство становится суще­ственной детерминантой русской культуры, строительство церк­вей идет по всей Руси. При Ярославе Мудром (1019— 1064) только начинается создание монастырей, в XIII в. они постепенно стано­вятся центрами новой книжной культуры, а их общее число дос­тигает 70, но только к XVII в. окончательно складывается облик крупнейших монастырских комплексов Руси: Новодевичьего и Донского в Москве, Спасо-Евфимиева и Покровского в Суздале, Алексеевского в Угличе, Ново-Иерусалимского и др.

Становление христианства не было простым: всплески языче­ского сознания, отраженные в восстаниях волхвов в 1024, 1071 гг., соседствовали с выработкой основ христианской нравственности в знаменитом «Слове о законе и благодати» Иллариона. До XV в. Русская православная церковь не обладала полнотой религиозной власти, как церковь латинская, но к этому времени она сумела не только накопить богатый опыт конфессиональной и межконфес­сиональной деятельности, но и аккумулировать обширный куль­турно-исторический материал, сотворить каноны монашеского бла­гочестия, ставшего идеалом для светских властей и простого народа, создать многочисленные центры книжной культуры, вы­работать самобытный национальный художественный канон, воп­лощенный в зодчестве, книжной гравюре, прикладном искусст­ве, иконографии. Оформление национальной церкви сопровождало становление национального государства, изначально закладывая симбиоз веры и власти, с одной стороны, и объективные предпо­сылки отчуждения народа от религиозных официальных институтов — с другой. Многие русские мыслители считали, что окончательная христианизация русского народного сознания осуществилась толь­ко к XVIII в.

Изначально русские князья лично «участвовали в формирова­нии национальных особенностей христианского культа, в подго­товке своих священников, в строительстве храмов, содействовали летописанию»1. После 1018 г. (поражение Болгарии в войне с Ви­зантией) на Руси появилось большое количество болгарского ду-

^^илисп Г. М. К вопросу о путях проникновения христианства на Русь // Вопросы научного атеизма. — С. 47.


ховенства, книжников-писцов, которые занимались переводом гре­ческих религиозно-философских, исторических источников на ста­рославянский язык. Княжеская власть субсидировала и направля­ла эту работу. Появляются переводы «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия, «Христианская топография» Козьмы Индикоп-лова, «Александрия» и многие другие сочинения. К XIII в. русские монастыри не только накопили достаточный корпус христиан­ской литературы, освоили искусство летописания, но и стали под­линными центрами распространения христианской духовной куль­туры. Книга была на Руси редкостью, настоящей драгоценностью, доступной только самой богатой части общества. Долгое время про­стой пастве было запрещено читать и комментировать христиан­ские богословские сочинения, вообще иметь дома книги (по дан­ным П.Н.Милюкова, до первой половины XI в.). Учитывая то, что сами пастыри были зачастую неграмотны и плохо подготовле­ны к своей деятельности, понятно, почему христианство пришло на Русь в двух формах: в письменной, книжной традиции — для элиты и в устной традиции — для простонародья. Это создавало предпосылки как для ересей, постоянно боровшихся за доступ­ность христианских источников, так и для семантических слож­ностей трактовки архетипических и сущностных символов и смыс­лов христианского вероучения на уровнях низовой и элитной культур, усугубив дихотомические проявления в русском куль­турном организме.

Процесс христианизации из-за разной доступности источников, разной глубины их понимания и трактовки протекал по-разному в различных социальных группах. Интенсивность приобщения к хри­стианству различных социальных групп тоже была неодинаковой, что сказалось на длительности адаптации христианства на Руси и до­статочно позднем оформлении национальной русской церкви (XV в.). Христианство пришло на Русь через княжеский двор, городской посад, но христианизация деревни не завершилась еще даже к XVII в. Поэтому на Руси каждая социальная группа имела свои представ­ления «о сущности христианства и его назначении в жизни обще­ства, у каждой для принятия новой религии были свои основания»1. Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью не было единовременным процессом, и его критери­ем может служить лишь появление таких свойств материальной и духовной культуры, которые говорят о сформированной новой куль­турно-религиозной самоидентификации, самоотнесения к новой социокультурной общности — христианам. Усвоение сперва обря­довой, внешней стороны христианства, которая смешивалась с язы­ческим бытом славян, привело к оттеснению на второй план дог-

1 Власов В. Г. Хронологические вехи христианизации на Руси // Вопросы научного атеизма. — М., 1988. — С. 53.


матического ядра христианства, овладение которым произошло лишь к XVI —XVII вв. и было связано с развитием текстологиче­ского анализа, исправлением церковно-славянских книг и выра­боткой национально-религиозного канона, что впоследствии при­вело к расколу в Русской православной церкви. Данных о бытовом православии на Руси крайне мало, и они не дают достоверной картины. Официальная же версия роли христианства в делах Руси была оформлена митрополитом Макарием лишь в середине XVI в., до этого общество мирилось с тем, что существовало оригиналь­ное сочетание христианства и язычества, симбиоз «языческих действ и христианских служб».

Б. А. Рыбаков специально подчеркивает, что новое миропони­мание не вытесняло старое, а добавлялось к нему. Ярким примером влияния языческих традиций на русскую культуру служат шатро­вые храмы (шедевр такого вида церковных построек — церковь Воз­несения в Коломенском), в которых отразились типические осо­бенности языческих капищ и народной деревянной архитектуры и против которых с такой яростью боролся Никон, запретив повсе­местно их возведение. То же влияние проявляется и в сохранении вплоть до XV—XVI вв. курганных захоронений в противовес хрис­тианским правилам погребения, и в ношении вместе с крестом языческих оберегов. «Простая» вера даже получила свое собствен­ное название — обрядоверие1. Пережитками языческих верований был обычай, наблюдаемый А. М. Сахаровым еще в середине XIX в.: в некоторых деревнях севера России крестьяне приходили молить­ся в церковь со своими домашними иконами, совершали моления самостоятельно, перед своим собственным требищем2, клали на алтарь под свод кивория* языческие жертвы {кутъюА и т.п.). Запре­щение этих обычаев и свободного входа простых людей в алтарь было сделано церковью неоднократно, в том числе и Стоглавом, что, однако, далеко не везде уничтожило данную практику. Синтез двух мировидений обнаружился и в художественных памятниках того периода: украшение стен соборов резьбой, изображавшей по большей части языческих персонажей (домовых, русалок, кентав­ров, сказочных зверей и птиц языческого пантеона). Присутствие языческой символики (змеевидные композиции), выполнявшей обережную функцию, можно найти даже в церковных и монас-

1 Обрядоверие — сведение христианской веры только к внешней, обрядовой
стороне, не закладывающей образ и уклад народной жизни.

2 Треба —- молитва, священнодействие, совершаемое священнослужителем
по просьбе (требованию) одного или нескольких верующих; требище — место

совершения треб.

3 Киворий — купол над престолом в больших храмах, поддерживаемый ко­
лоннами; сосуд для хранения святых даров.

 

4 Кутья — рисовая каша с медом и изюмом, которую обычно едят на по­
минках.


тырских ризницах: один из «змеевиков» в XVII в. был вставлен в икону с изображением богородичных праздников в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. «Змеевик» был и аму­летом Ивана Грозного, который он подарил монастырской казне Троице-Сергиевой лавры (опись 1641 г.). Все это говорит о суще­ствовании на Руси народной, неортодоксальной трансформации христианства, лежащей в основе плебейских ересей и народных движений. Указанная особенность отразилась и в появлении фе­номена юродства. Юродивые, первым из которых был Прокопий Устюжский, были глашатаями Правды, прорицателями, защит­никами народных интересов. Их называли «народными святыми», воплощавшими идеалы первоначального христианства и ведущи­ми особый образ жизни. Русская православная церковь канонизи­ровала 17 юродивых. Именно они, выполняя христианские запо­веди, лучше всего адаптировали православную доктрину к народному сознанию. Таким образом, распространение христиан­ства среди социальных слоев Руси носило поэтапный характер: к XII —XIII вв. завершилась христианизация элиты, ко второй по­ловине XIII в. — городского населения, а во второй половине XVI в. — крестьянства.

Вместе с христианством на Русь пришли культурные ценности всего христианского мира, но прежде всего Византии и Рима. Ос­новной корпус письменных источников, посредством которых Русь приобщалась к культурным традициям античного и христианско­го мира, был представлен преимущественно византийскими про­изведениями. Вместе с византийским культурным влиянием на Русь пришли две основные византийские культурные парадигмы: аскетическая и гуманистическая.

Процессы взаимовлияния культур не предполагают пассивно­го усвоения культурного наследия одной страны (в данном случае Византии) другой страной (Русью). Они предполагают отбор того, что та или иная культура считает для себя необходимым и есте­ственным в разнообразии предлагаемых образцов. Поэтому при­менительно к любой культуре, в том числе и русской, некоррек­тно говорить о простом копировании, заимствовании уже наработанного другими цивилизациями. Русь отбирала и адапти­ровала то, что ей было необходимо, хорошо ассимилировалось в ее культурном организме, служило для его развития. В огромном наследии Византии каждая из двух существующих традиций с ус­пехом могла быть усвоена Русью: «Для одной позиции характерна ориентация на аскетический и экклезиологический опыт, опре­деленное равнодушие к античному интеллектуальному наследию и имперской идее, акривистское1 восприятие церковных установ-

1 Акривистский (от лат. акривия) — принцип решения церковных вопросов с позиции строгой определенности, точного смысла.


лений. Для другой — пристрастие к античному наследию, попыт­ки синтезировать христианский опыт и ученую традицию, уни­версалистское имперское сознание, при котором империя и все­общность церкви оказываются двумя взаимосвязанными аспектами вселенской роли христианства, икономия как принцип отноше­ний с властью и обществом»1. В двух этих традициях (аскетической и гуманистической) одни и те же изначальные элементы (хрис­тианство и античное наследие) сочетались в разной пропорции. Русь выбрала аскетическую парадигму, восходящую к идеалам пер­воначального христианства, с его тягой к рассмотрению обще­ства как братской монашеской общины: данный момент ярко про­явился в эпоху Ивана Грозного, который попытался реформировать общество в связи с этим образцом, создав так называемую мона­стырскую утопию2. Этот выбор был сопряжен с большим ригориз­мом, снижением роли богословской рефлексии, господством об-рядово-бытовой регламентации. Данная тенденция закреплялась не только отбором тех сочинений, которые переводились для Руси, но и сформировавшейся системой образования, носившего ярко выраженный катехитический характер3. Все это привело к тому, что корпус сочинений, отобранных и используемых на Руси, по своему объему соответствовал «средней монастырской библиоте­ке»4. Вместе с тем их хватило, чтобы выработать на их основе на­циональную литературу, традиции собственного летописания, сформировать представления об истинно христианских нормах власти и ее отношениях с «миром». Переосмысление греко-ви­зантийской традиции породило на Руси специфический идеал Фи­ладельфии (братской любви и согласия), который стал архетипи-ческим образом5, содержащим каноны праведного поведения

правителя.

Творческое переосмысление культурных влияний не могло не отразиться на художественной традиции этого периода.

Русская литература началась с деятельности моравских братьев в 60-х годах IX в., создавших славянскую письменность, лежащую в основе книжной церковно-славянской традиции. К концу IX в. были выполнены переводы основных библейских текстов, пол­ный отредактированный перевод которых был осуществлен в окон-

1 Живов В.М. Византия и Древняя Русь: диалог культур // Диалог культур. —

М, 1984.-С. 41.

2 Монастырская утопия — ориентация на бегство от мира, создание справед­
ливого общества, построенного на основе реализации христианских идеалов
нестяжания, послушания, целомудрия и любви.

3 См.: Школа и педагогика в культуре Древней Руси. — М., 1992. — Ч. 1.

4 Живое В.М. Византия и Древняя Русь: диалог культур // Диалог культур. —

М., 1994.-С. 43.

 

5 Архетипическии образ — образ, выражающий древнейшие (часто неосозна­
ваемые) культурные установки, в которых в чистом виде зафиксирован истори­
ческий, социальный, культурный опыт народа.


нательной канонической редакции только в XIX в. К X в. были переведены богословские книги, агиографическая1, т.е. житийная литература, некоторые произведения отцов церкви. На Руси рас­пространяются прологи, шестидневы, хроники, космографии, фи­зиологи, палеи. На основе книжного корпуса греко-византийских и болгарских сочинений на Руси постепенно сформировалась соб­ственная литературная традиция, особенностью которой на пер­вых этапах была полифункциональность, нечетко структуриро­ванная жанровая организация. Это привело к тому, что один и тот же текст мог быть воспринимаем в разных смысловых ключах, порождая различные контекстуальные интерпретации. Литература Руси этого времени выполняла разнообразные функции: агиогра­фическую, литургическую, историографическую, панегирическую, полемическую, дидактическую. Данная ситуация стала меняться к концу XIII—ХГ/ вв., когда проявились четкие черты жанрового деления и стали формироваться новые жанры.

Анонимный, рукописный характер книги приводил к бытова­нию нескольких списков одного и того же сюжета, к затруднени­ям при поиске оригинала: в основном мы знаем древнерусскую литературу по поздним спискам при утраченных оригиналах. Так, «Повесть временных лет», написанная Нестором в 1111 — 1113 гг., известна в редакции Сильвестра (1116), попавшей в состав Лав-рентьевской летописи (1377), «Слово о полку Игореве», предпо­ложительно созданное в конце XII в., известно в списке XVI в. Вместе с тем существовали и интересные авторские сочинения («Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Поучение» Владими­ра Мономаха), к которым примыкают дидактико-житийные про­изведения: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Пе-черского», «Житие Варлаама Хутынского», сочинения Кирилла Туровского. Помимо летописных сводов (прежде всего Ипатьев­ской летописи, «Еллинского и римского летописца»), которые синтезировали исторические своды, житийную и документаль­ную литературу, строясь на образцах греко-византийских хроно­графов, хроник и их компиляций, в древнерусской литературе постепенно формировался корпус сочинений, излагавших биб­лейскую каноническую историю, в которой Русь, представляе­мая как носительница единой христианской традиции, должна была занять подобающее место в христианском культурном уни­версуме. В многочисленных палеях, временниках, летописях Русь приобретала изначально отведенное ей Богом место, осмыслива­емое в соответствии с жанрово-стилевыми особенностями лите­ратуры данного периода. К XII —XIII вв. были написаны сочине­ния, в которых отразилась тема испытания Русской земли и ее

1 Агиография, агиографическая литература — вид церковной литературы, жиз­неописание святых.


народа, борьбы Добра и Зла, служения Истине, Правде, Отече­ству и Миру. Это — «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском». В них появляется новая тема: героической жертвенности, «воль­ной страсти» (муки) во имя общего дела, сознательного непро­тивления смерти как высшего осознанного служения христиан­ским идеалам. Особое место в литературе этого времени занимает «Моление Даниила Заточника», дошедшее в двух редакциях (XII и XIII вв.). Это произведение синтезирует в себе панегирик, поучение, притчу, обличение, являясь попыткой саморефлексии, стремлением понять сущность человека, его жизни в соотнесенности с другими людьми, желанием разобраться в различных вариантах собственной судьбы. Д.СЛихачев подчеркивает игровой характер данного сочине­ния, его глубинную связь со скоморошеством, с притчево-фольклор-ными основаниями русской культуры. Следует отметить, что древне­русская литература этого периода отражала отсутствие в отечественной культуре оппозиции светского и церковного начал, что позволяло ей играть существенную объединительную роль по отношению к русско­му обществу. Вместе с тем неграмотность народа приводила к не­возможности его эффективного приобщения к книжной тради­ции Древней Руси. Народная же «устная» культура, представленная былинами, эпосом, былинками, легендами, сказаниями, сказка­ми, была мало интересна культурной элите, не сохранялась, не за­писывалась. Фольклорные жанры подвергались письменной фикса­ции только в конце XVII в., а собирать и обрабатывать народные сюжеты стали на два столетия позже. Наибольшую известность полу­чили былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Микуле Селя-ниновиче, Садко.

Русская литература в условиях смены культурных доминант неиз­бежно брала на себя функции морально-религиозного просвеще­ния, нравственного воспитания, выработки тех идеалов, которые красной нитью пройдут через всю историю нашей страны. Для рус­ской литературы всегда были характерны проповеднический пафос, огромный накал поисков духовных основ истинно праведной жизни. Сила утверждения христианских ценностей в книжной отечествен­ной культуре так высока, что Д.С.Лихачев назвал древнерусскую литературу литературой одной темы — мировой истории и одного сюжета — смысла человеческой жизни.

Вместе с тем в условиях двоеверия, безграмотности народа, спе­цифических форм христианизации книга не могла в полной мере выполнять культуросинтезируюшую роль. Здесь на помощь приходи­ла архитектура — «каменная азбука христианства» (Ф.Достоевский). Собор всегда выступал наглядной формой воплощения христианс­кого вероучения, он являл собой материализованное мировидение средневекового человека, символически фиксируя его место в мире, характер его отношения с Богом и Церковью, рассказывая свя-


 




щенную историю, делая понятной христианскую модель мира, начальные и конечные этапы его развития. Храм в городе, по сло­вам А. Меня, — это пророк, говорящий о вечности. В его интерье­ре четко определялось место основных образов, символов, мифов христианства, воплощенных во фресках, иконах, пластике, про­изведениях прикладного искусства, наглядно проявлялась иерар­хия сущего, символом которой в Средневековье стала «золотая лестница» (лестница, на каждой ступени которой каждое тварное существо, явление занимало строго предначертанное место). Храм организовывал не только пространство, но и время средневеко­вого русича: звон его колоколов (настоящее, уникальное искусст­во русского колокольного звона начало формироваться с XIII в.) отмерял время для всех жителей Древней Руси. Символическим воплощением христианской истории, христианского миропони­мания становится в русской архитектуре крестово-купольная ком­позиция, выступающая воплощением единства небесного и зем­ного, вечного и преходящего, святого и греховного, Божественного и человеческого. Но начало русскому зодчеству дало великолепие византийской купольной архитектуры, образцами которой стала София Киевская и София Новгородская.

В этот период строили в основном греки, воплощая в архитек­турных формах свою тягу к пышности, украшательству, тради­цию богатых мозаичных композиций, столь нехарактерных для Руси впоследствии. После строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1036), аккумулировавшего все типичные черты византийской архитектуры (трехнефность, пятикупольность, хоры), уже при создании композиции первой русской каменной церкви в Киеве — Богородицы Десятинной (конец X в.), которая была полностью разрушена в 1240 г. ордынскими войсками, были воплощены чисто русские, неканонические для Византии черты: многокупольность (25 куполов), акцентирование алтарной части, пирамидальность композиции. В XI в. в Печерском монастыре был сооружен первый однокупольный Успенский собор, являвший со­бой воплощение характерно-национального композиционного ре­шения. К XII —XIII вв. условное единство киевского архитектур­ного канона распадается на региональные формы зодчества. В это время создаются уникальные архитектурные сооружения, отне­сенные к мировым сокровищам культуры: церкви Покрова Бо­городицы на Нерли (1165), Спасо-Преображения Покровского мо­настыря (1165), Дмитровский собор во Владимире (1194—1197). Колоссальные монументальные формы Киевской Руси, гранди­озность композиций и интерьеров (так, в Киевской Софии фигу­ра Богоматери Оранты имеет в высоту 5,45 м, а изображение Пан-тократора в куполе равно 4 м, Ярославская Оранта имеет в высоту 2 м, святой Георгий из Юрьева монастыря Новгорода — 2,3 м) сменяются гармонией строгой соразмерности архитектур-


ных форм, их камерностью, когда через «малое видится великое» (М.Грек). Строгость архитектурного стиля Руси была связана и с перенесением на каменное зодчество характерных черт деревян­ного строительства, ведь до 1292 г. из-за ордынского ига на Руси не было построено ни одной каменной церкви. В связи с террито­риальным положением и спецификой истории наибольшая со­хранность соборных построек наблюдается в Новгородской зем­ле, где строили из кирпича, а само строительство было чрезвычайно разнообразным: возводились монастыри (композиции Антониевс-кого и Юрьевского монастырей) и храмовые постройки, церкви (знаменитая церковь Николы в Ярославском дворище, церковь Спа­са на Нередице (1198), уличные церкви (например, церковь Петра и Павла на Синичьей улице), домашние церковки.

Во Владимиро-Суздальской земле строительство осуществля­лось из известняка, который давал возможность богатого декори­рования архитектурных сооружений каменной резьбой. Появились вертикальные резные пилястры, резной аркатурный пояс (пояс из арок), рельефные арки. Жемчужиной данного стиля стал Дмитри­евский собор (1194—1197), покрытый в верхней части чрезвы­чайно сложной каменной резьбой, в которой только 46 из 566 изображений непосредственно связаны с христианской темати­кой. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234) также укра­шен резьбой от подножия до кровли, в ней встречается очень интересный образ — кентавр в русском кафтане. Архитектура Вла­димиро-Суздальской земли носила на себе отпечаток влияния ро­манского стиля.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2216 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.