Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура русского Просвещения




Русская культура XVIII в. — период в развитии русской куль­туры, означавший постепенный ее переход от эпохи древней Руси к Новому времени (русской классической культуре XIX в.), нача­ло которому положили Петровские реформы (первая последова­тельная попытка модернизации России «сверху»). Главное содер­жание Петровских реформ составила секуляризация культуры1, разрушившая древнесредневековую цельность русской культуры, несмотря на все ее противоречия, сплошь религиозной и «застыв­шей» как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского ре­лигиозного раскола, полоса Петровских реформ, проникнутая па­фосом секуляризации, расчленила единую до того русскую куль­туру (синкретическую «культуру—веру») на «культуру» и «веру», т.е. на две культуры — светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а вновь образовавшаяся светская культура укоренялась в центре культурной жизни, при­обретая самодовлеющий характер.

Осуществленная Петром I церковная реформа способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов куль­туры и порождению нового, специфического для русской культу­ры явления — «светской святости». Оно выражалось в таких раз­личных по своему характеру чертах, как сакрализация монарха

' См. подробнее: Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. — Л., 1984.-С. 57-108.

Секуляризация — освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.


(культ Петра I, Екатерины II и др.), классиков литературы, осо­бенно ярко заявившая о себе в XIX в. (культ Пушкина и борьба за первое место на «литературном Олимпе», самоутверждение наук — естественных и гуманитарных и пр.)1, изоляционизм, государствен­ное, конфессиональное и национальное самодовольство. Именно в это время стала складываться способность «религиозной энер­гии русской души... переключаться и направляться к целям, ко­торые не являются уже религиозными»2, т.е. социальным, науч­ным, художественным, политическим и т.д.

Возникший в результате исторически закономерного раскола русской культуры плюрализм естественно укладывался в бароч­ную модель состязательности различных мировоззренческих тен­денций и принципов, когда в одном семантическом простран­стве сталкивались в напряженном диалоге, споре пессимизм и оптимизм, аскетизм и гедонизм, «школьная» схоластика и диле­тантизм, дидактизм и развлекательность, этикет и сенсацион­ность, константность и окказиональность. Однако характерный для российской цивилизации начиная с конца XVI в. «государ-ствоцентризм» в конце концов восторжествовал в лице светской культуры, подчинившей себе элементы культуры духовно-рели­гиозной, а в какой-то части и отвергнувшей их, если казалось, что последняя тормозит обновление России, удерживает ее в рамках Средневековья, церковного «предания». В концепции мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставится «польза»; приоритет слова, словесного этикета (отождествляемый с кос­ностью и шаблонным мышлением) отходит на второй план пе­ред авторитетом вещи, материального производства, естествен­ных и технических наук; «плетение словес» сменил деловой стиль (введенный гражданский шрифт, противостоящий церковно-сла-вянскому, окончательно отделил светскую книжность от цер­ковной).

Принципиально новыми феноменами, немыслимыми для тра­диционной русской культуры, явились — в результате петров­ских реформ — библиотеки и общедоступный театр, Кунсткаме­ра (первый музей, собрание вещественных раритетов) и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот. Апофеоз вещи и борьба с «инерцией слова» были связаны в петровскую эпоху с упразднением многочисленных запретов в культуре, общественной жизни и в быту, характер­ных для Средневековья, с обретением нового уровня духовной свободы (ориентированной на динамическую, разомкнутую в будущее событийность — в противоположность древнерусским


представлениям о культуре как о вселенском, вневременном континууме — «эхе вечности»), с освоением новых предметных областей и смыслов1. Преодолевая статичность, русская культура XVIII в. начала проникаться принципом историзма: история от­ныне воспринимается не как предопределение, не застывшая вечность, эталон, идеал мироздания, но как иллюстрация и урок современникам, результат участия человека в ходе событий, итог сознательных действий и поступков людей, поступательное дви­жение мира от прошлого к будущему (отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению националь­ной истории и опыта художественного ее осмысления в литера­туре).

Петровские реформы были весьма противоречивым и неодно­значным процессом. Это и не могло быть иначе в условиях социо­культурного и религиозно-духовного раскола страны, с одной сто­роны, глубоко укорененной в архаике патриархальности и Средневековья, с другой — решительно шагнувшей в Новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне — «птенцы гнезда Петрова» (прообраз будущей русской интеллигенции) — со­ставляли чрезвычайно тонкий слой европейски образованных реформаторов, не только во многом оторванных от образа жизни большинства русского населения, но и отчужденных от жизни своего класса (здесь закладывались начала будущей «беспочвен­ности» русских разночинцев). Отсюда и чрезвычайная хрупкость осуществленных преобразований, и обратимость реформ, и не­предсказуемость хода исторических событий в России XVIII в. Аб­солютное меньшинство «просвещенного дворянства» в принципе не могло гарантировать стабильного модернизационного процес­са в России, поскольку ему противостояло абсолютное большин­ство российского общества, стоявшего на позициях глубокого тра­диционализма и отвергавшего реформы и реформаторов как пособников антихриста (так трактовался и сам Петр 1).

Помимо социокультурного раскола, порожденного секуляри­зацией, в русской культуре XVIII в. наметились еще две конфрон-тационные тенденции: между «просвещенным» меньшинством (культурной элитой) и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой) и между прозападнически настроен­ными поборниками реформ (тем же меньшинством) и их против­никами, отстаивавшими восточную самобытность России, куль­турное «почвенничество». Первоначально обе социокультурные конфронтации совпадали: сподвижники Петра и его противники. Еще в конце XVII в. полемически сталкивались «мужичья» (но своя) культура «светлой Руси» и ученая (но чужая) культура


 


1 См.: Панченко A.M. Церковная реформа и культура Петровской эпохи //
XVIII век.-СПб., 1991.-Сб. 17.-С. 11-16.

2 Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 9.


' См.: Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. — Л., 1984.-С. 50-56, 185-191.


 




барокко1. Позднее, к концу XVIII в., антитезы либерализма и кон­серватизма, с одной стороны, и «западничества» и «славянофиль­ства» (полемика карамзинистов и шишковистов) — с другой, явно разошлись и были представлены различными деятелями культуры. Реальная картина русской культуры XVIII в. осложнялась тем, что идеи либерализма и западнические реформы нередко порожда­лись властными структурами — монархом и его ближайшим окру­жением (так называемая «революция сверху»2), а охранительно-консервативные и национально-почвеннические настроения шли «снизу», совпадая с настроениями народных масс и большинства провинциального поместного дворянства, уходя корнями в тра­диционную культуру Древней Руси.

Впрочем, «революционные» начинания «верхов» сами по себе были весьма относительными и внутренне противоречивыми. В ре­зультате Петровских реформ «социальное положение "благородно­го" сословия изменялось в одну сторону — в сторону Запада, в то самое время, когда социальное положение "подлых людей" про­должало изменяться в сторону прямо противоположную — в сто­рону Востока»3. Установленный Петром приоритет государствен­ной службы (табель о рангах) перед знатностью рода, социальным происхождением («порода» попятилась перед «чином», «выслугой») означал не столько демократизацию общественной жизни — в духе буржуазных преобразований на Западе — сколько абсолютизацию бюрократической «вертикали», основанной на произволе само­держца, но не на праве, пусть и «естественном». «Европеизуя Рос­сию, Петр и здесь довел до крайности ту черту ее строя, которая сближала ее с восточными деспотиями. <...> Строй, характеризу­емый преобладанием этой черты, прямо противоположен демо­кратическому: в нем все порабощены, кроме одного, между тем как в демократии все свободны, по крайней мере, de jure»4. Иными словами, в России XVIII в. вестернизация парадоксально выступа­ла как средство ее ориентализации, а внешняя демократизация жизни служила укреплению абсолютизма восточно-деспотического типа. Дарование Екатериной II новых «вольностей» дворянству было органически связано с усилением крепостничества, а апология «просвещенной монархии» была не более чем парадным фасадом (украшенным западноевропейской либеральной фразеологией) все того же восточного абсолютизма (державинская Фелица — неда­ром «киргиз-кайсацкая царевна», а ее придворный сановник но­сит титул «мурзы»).


Парадоксы культурно-исторического развития России в XVIII и в первой половине XIX в. получили концентрированное выра­жение в явлении, именовавшемся «демократией несвободы», т.е. «противоречивой связи верхов и низов»1. Речь идет в данном слу­чае о том, что «и русское дворянство испытывало на себе пресс, бремя тех же самых тягчайших условий, в которые оно само, в силу исторической диалектики, поставило большинство населе­ния нашей страны в прошлом. Нельзя быть свободным, угнетая других, не может быть свободным народ, угнетающий другие на­роды. Но народ, который несвободен, стремится к свержению этой несвободы. И поскольку он стремится к ее свержению, постольку интересы его освобождения совпадают с интересами всех угне­тенных. И вот на известный период времени интересы освобожде­ния дворянства несомненно совпали с интересами освобождения

других слоев в России»2.

М.А.Лифшиц приводил характерные примеры подобного со­впадения дворянства и народности: литературные персонажи — старый князь Болконский в «Войне и мире» Л.Толстого, пушкин­ские герои — старик Гринев, старик Дубровский, «арап Петра Великого»; «солдатские полководцы» Суворов и Кутузов, соеди­нявшие в себе деспотизм и чудачество (как форму выражения со­циального протеста), которые сами были солдатами, «слугами тяжелого, большого, давящего аппарата русской империи». Демо­кратию несвободы очень характерно выражал И. А. Крылов: «Едва ли есть что-либо более народное, чем произведения Крылова, его басни, изречения, сказки, хотя Крылов по идеологии своей был консервативен и никак не может быть отнесен к революционе­рам»3. Подобным же образом можно оценить, например, творче­ство скульптора Шубина, портретистов Боровиковского и Левиц­кого4. Если русское самодержавие во всех своих социокультурных проявлениях выступало как централизующая сила, то представи­тели русской культуры XVIII в., выражавшие тенденции осво­бождения, обновления, динамичного развития, представляли силу децентрализующую. Таким образом, в ядре русской культуры XVIII в. обозначились два взаимоисключающих тяготения — центростре­мительное (ориентированное на сохранение национального своеоб­разия) и центробежное (направленное на размывание националь­ной специфики и выход за пределы подобной определенности), которым в дальнейшем предстоит играть в русской культуре главен­ствующую роль. Однако уже в рамках культуры Просвещения эти тенденции заявили о себе достаточно ярко и определенно.


 


1 См.: Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. — С. 46.

2 Ср., например: Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. — М., 1989.

3 Плеханов Г. В. История русской общественной мысли: В 3 кн. — М.; Л., 1925. —
КнЛ.-С. 118.

4 Там же. — С. 38.


1 Лифшиц М.А. Очерки русской культуры. - М., 1995. - С. 64.

2 Там же. — С. 64.

3 Там же. — С. 65.

4 См. там же. — С. 65 — 66.



Русское Просвещение сильно отличалось от западноевропей­ского уже тем, что классицизм, реализовавший идеологию абсо­лютизма, не предшествовал ему, как это было, например, во Франции, а сопутствовал, точнее — его осуществлял. Идеи соци­ального равенства, внесословной ценности человека, созвучно­сти его чувств природе, творческих способностей независимо от происхождения и т.п., развивавшиеся на Западе под влиянием буржуазно-демократических процессов, в России XVIII в. всту­пали в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, неправовым государством, самодержавием как идеалом националь­но-государственного устройства, пренебрежением к личности (в том числе творческой), консерватизмом православия с его ори­ентацией на «предание» и мессианскими установками. Не случай­но одновременное сосуществование в русской культуре XVIII в. эстетической и художественной систем классицизма и сентимен­тализма, взаимоисключающих друг друга по своим принципам и исходным творческим установкам (государство — личность; разум — чувства; нормативная дисциплина — непроизвольные влечения серд­ца; общественная польза — частное право; национальная гордость — космополитические общественные мотивы и т. п.) и в то же время исповедующих просветительские идеалы и лозунги1.

Несмотря на все противоречия русского Просвещения, в XVIII в. широкое распространение в России получили идеи Воль­тера и Руссо, деизма и масонства, характеризующиеся неприя­тием официальной церкви и просвещенного абсолютизма; в то же время характерно, что в отличие от Запада среди русских просветителей XVIII в. в целом были непопулярны материали­стические и атеистические идеи (при всем интересе русского об­щества к натурфилософии и свободомыслию). Здесь сказалась не­последовательность и противоречивость секуляризационных процессов, происходивших в русской культуре XVIII в. Гораздо больше занимали умы русского просвещенного дворянства нрав­ственно-религиозные, эстетические и социально-политические проблемы: красота и разнообразие природы как «храмины есте­ства», правомерность элитарного положения дворянства в обще­стве, пути нравственного совершенствования общества и исправ­ления нравов, значительность человеческого существования и человеческой личности, возможности ее самосовершенствова­ния и духовного роста, творческой деятельности. В этом отноше­нии совпадали взгляды таких разных мыслителей, как А.Канте­мир и М.Щербатов, Г. Конисский и С.Десницкий, Н.Новиков и П.Радищев, И.Лопухин и И.Елагин, Д.Фонвизин и Н.Ка­рамзин. Показательно и то, что во второй половине XVIII в. ши-

' См.: Гуковский Г.А. Русская литературно-критическая мысль в 1730— 1750-е годы // XVIII век. - М.; Л., 1962. - Сб. 5.


рокое распространение получили сатирические жанры поэзии и театра, сатирические журналы как художественные и публицис­тические средства реализации просветительских идеалов в об­ществе, практически неизменном в социально-политическом и идеологическом отношении1.

Русская культура XVIII в. развивалась на протяжении большей части столетия в атмосфере нестабильности — сменяющих друг друга дворцовых переворотов, реформ и контрреформ, борьбы за власть и влияние в бюрократических структурах, интриг, фавори­тизма и т.п. С началом царствования Екатерины II («век Екатери­ны») наступил период консолидации социальных и культурных сил просвещенного дворянства: складывается альянс правящей и духовной элиты страны, возникают предпосылки для либераль­но-правового преобразования государства в форме конституци­онной монархии (екатерининский «Наказ» Комиссии уложения), Россия вступает на путь поступательно-эволюционного развития. Личность Екатерины II с ее культурной и социально-политиче­ской программой выступает все более явно как медиативный фак­тор2 российской социокультурной истории3. Однако разверзшаяся Крестьянская война (восстание под руководством Е. Пугачева) по­ложила конец официальному развитию либерализма и привела к ужесточению консервативно-охранительных тенденций в культур­ной политике Екатерины: началась борьба с инакомыслием в лице А. Радищева и Н. Новикова, был законсервирован конституцион­ный и в значительной мере антикрепостнический проект Н. Па­нина и Д.Фонвизина, запрещены масонские организации, введе­на цензура. Независимая от власти духовная культура подозревалась в антиправительственных намерениях и политической оппозици­онности. Характерна легендарная фраза Екатерины, вырвавшаяся у нее в связи с выходом в свет книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), где содержались выпады против са­модержавия, крепостничества, социального неравенства и других нарушений «человеческого естества»: «бунтовщик хуже Пугачева». Представитель идейной оппозиции квалифицировался как поли­тический враг, причем даже худший, нежели самозванец, бун­товщик, развязавший в стране гражданскую войну и поставив­ший власть на грань национальной катастрофы. Так, только сложившаяся во второй половине XVIII в. как единое целое дво­рянская культура4 к концу века раскололась на два конфронтиру-ющих между собой крыла — консервативно-охранительное и ли-

1 См., например: Стенник К).В. Русская сатира XVIII века. — Л., 1985.

2 Медиативный фактор, т.е. «срединный».

3 См.: Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. — М., 1991. —

Т. 1.-С. 164-166.

4 См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

дворянства (XVIII - начало XIX в.). - СПб., 1994.


берально-реформистское, что предопределило драматические про­цессы и движущие противоречия классической русской культуры XIX в.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1605 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2753 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.