В XVI —XVII вв. происходит механизация картины мира — замена образа мира как организма представлением об универсуме1 как механизме. Каковы причины этого процесса? Исследователи различных направлений дают разные ответы на этот вопрос.
Нельзя согласиться с историками-интерналистами (А. Койре, Э.Дикстерхьюизом, А. Холлом и др.) в том, что причины данного явления лежат целиком в интеллектуальной сфере. Они коренятся также и в глубоких социально-экономических преобразованиях XVI —XVII вв. Деантропоморфизация представлений о природе вызвана в конечном счете овеществлением общественных отношений при переходе от феодального к раннекапитали-стическому способу производства. Механическая картина мира по социальному генезису отражает процесс становления буржуазного способа производства, однако не непосредственно, как считают историки-экстерналисты (Дж. Бернал, Э. Цильзель, С. Рести-во), а через опосредующее звено идеологических систем эпохи Реформации.
Экстерналисты строят теорию генезиса механической картины мира как постепенного нарастания рациональных представлений о мире под прямым воздействием рациональных по духу буржуазных отношений, исходя из отождествления религиозного и анимистического2 способов мышления. Однако такое отождествление есть фактологическая ошибка: эпоха Реформации порождает целый ряд идеологических систем, являющихся религиозным выражением ранних буржуазных революций, но носящих предельно антианимистический характер.
1 Универсум — мир как целое, все сущее (термин философии).
2 Анимизм — 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предме
тов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из при
митивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип
жизни.
Антиантропоморфный строй мышления рождается не путем постепенного отмирания схоластических и наращивания механически рациональных элементов. Механическая картина мира как целое вызревает в лоне не религии вообще, но именно антианимистических религиозных систем эпохи ранних буржуазных революций, а в дальнейшем сбрасывает с себя религиозную оболочку. Рассматриваемая в русле европейской интеллектуальной традиции, механическая картина мира XVII в. несет на себе печать:
а) победы августинианской «теологии воли» над томистско-
схоластической «теологией разума»;
б) осмысления новой картины мира в терминах физики Эпи
кура (Гассенди, Чарлтон, Бойль, Ньютон) и историков (Декарт).
Механическая картина мира XVII в. создается в эпоху ранних буржуазных революций концептуальными средствами, «заимствованными» из другой переходной эпохи — разложения античности (эпикурейство, стоицизм) и формирования раннефеодальных отношений (августинианство). Становление механической картины мира происходило путем ее «увязывания» с этическими, религиозными, политическими ценностями этой эпохи. Защищая важность для общества новой механистической концепции, такие ученые, как Гассенди, Чарлтон, Бойль, пользовались этическими, теологическими и политическими аргументами. Причем здесь не было какой-либо «торговой сделки» между учеными и обществом: аргументация энтузиастов механицизма естественно вытекала из их мировоззрения.
Механическая картина мира XVII в. по своим функциям являлась не чисто научной, а общекультурной. Она осмыслялась не только как основа для научных исследований, но и как объективное, природное основание — образец для строительства человеческих отношений (хозяйственных, этических, политических, юридических, конфессиональных). Мировоззренческая модель, или картина мира, является необходимым условием существования и воспроизводства культуры, предполагая выработку определенного отношения человека к миру и мира к человеку.
Исследуя формирование механической картины мира, мы говорим, что она находит выражение в трудах философов и ученых-механицистов. Однако столь же верным будет утверждение, что механическая картина мира рождалась не в тишине кабинетов выдающихся мыслителей XVII в., а в гуще социальной жизни. И картина мира, созданная идеологиями Реформации, и механическая картина мира XVII в. были последовательными ступенями и различными формами отражения углубляющегося процесса овеществления общественных отношений. Этот процесс нашел отражение в искусстве барокко XVII в., он стал причиной резкого возрастания интереса к таким философским учениям поздней античности, как неоплатонизм, скептицизм, стоицизм, эпикурейство.