Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Европейский мир XIV—XV вв.




По крайней мере в одном смысле это название звучит ирони­чески в качестве характеристики европейских дел эпохи Возрож­дения: мира не было, была всеобщая война. Но в ходе войн скла­дывался европейский мир, возникала Европа — политическое единство национальных государств.

Европа — только теперь это географическое название наполня­ется подлинно историческим значением. Прежде, в Средние века, ее единство было единством христианского католического мира, но, как будто предчувствуя в уже начавшихся ересях и распрях его раскол — Реформацию, европейцы торопятся установить более крепкие отношения друг с другом, которые не разорвут религи­озные споры и войны будущих веков.

Гуманизм из Италии распространялся к северу от Альп. Пути идей и товаров пролегали выше политических и военных барьеров.

Целый ряд обстоятельств способствовал тому, что в середине XIV в. облик Европы начал сильно меняться:

В 1350 г. Черный мор добавил свои бедствия к замедленному и мощ­ному спаду, который начался задолго до середины столетия. Европей­ский мир — экономика той поры охватывает помимо сухопутной Цент-

1 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. — С. 591, 592.

Т>Я


ральной и Западной Европы Северное и Средиземное моря. Система Ев­ропа—Средиземноморье, вполне очевидно, познала тогда глубокий кри­зис. Христианский мир, утратив вкус к крестовым походам или лишив­шись возможности их совершать, натолкнулся на сопротивление и инерцию ислама, которому он уступил в 1291 г. последний важный опор­ный пункт в Святой Земле — Сен-Жан-д'Акр. К 1300 г. ярмарки Шампа­ни, лежавшие на полпути между Средиземным и Северным морями, стали приходить в упадок. К 1340 г. оказался прерванным — и это, тоже несомненно, было весьма серьезно — «монгольский» [Великий шелко­вый] путь, путь свободной для Венеции и Генуи торговли к востоку от Черного моря, вплоть до Индии и Китая. Мусульманский заслон, разре­завший эту торговую дорогу, снова сделался реальностью, и христиан­ские корабли оказались вновь привязаны к традиционным левантийским гаваням в Сирии и Египте. К 1350 г. Италия также начала индустриализи­роваться. Она красила суровые сукна, изготовленные на севере Европы, с тем чтобы продавать их на Востоке, и начала сама изготовлять сукна. Шерстяное производство станет господствовать во Флоренции... Евро­пейская система, разделившаяся между полюсом североевропейским и полюсом средиземноморским, склонилась в южную сторону, и утверди­лось первенство Венеции...»1.

Таким образом, Европа поляризовалась: «...У истоков новой Европы надлежит поместить рост двух этих великих комплексов: Севера и Юга, Нидерландов и Италии, Северного моря вместе с Балтийским и всего Средиземноморья»2.

Однако, поляризовавшись, начав свой экономический рост с двух противоположных концов, Европа искала воссоединения, об­ретения единства по крайней мере на уровне рынка. Ярмарки Шам­пани пришли в упадок, перерезав пути сухопутных контактов. Од­нако Европа Балтийского и Европа Средиземного морей ищут и находят друг друга. В 1291 г. генуэзские моряки открывают для ита­льянских судов Гибралтар, контролируемый арабами, но еще ра­нее первые торговые суда из Средиземноморья пребывают в Брюг­ге — город на побережье Северного моря, обеспечивая ему значение важнейшего порта. Торговля идет и по суше, но море остается самым надежным и сравнительно безопасным торговым путем. Левантийские специи, вина и предметы экзотической рос­коши поступали с юга в обмен на фландрские сукна...

С юга поступали и новые идеи — идеи гуманистической обра­зованности, становившиеся поводом для зарождения национальных культурных традиций. Петрарка знал о своем поистине европей­ском влиянии: «Ежедневно на эту голову сыплется град писем со стихами и поэмами из всех углов земного круга. Мало наших: меня уже начинают трепать чужеземные поэтические бури, не только

' Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV— X.VUI вв. - М., 1992. - Т. 3: Время мира. - С. 74. 2 Там же. — С. 93.


галльские, но и греческие, и тевтонские, и британские...»1. Так писал Петрарка из Воклюза в ноябре 1352 г. Это был последний год, который он провел на берегу Сорги, где вскоре его поместье было разорено в ходе событий Столетней войны между Англией и Францией.

Английская культурная ситуация — пример особенно показа­тельный, ибо является одной из самых ранних, если судить по первым проявлениям нового, и одной из самых трудных, медлен­ных в ее окончательном осуществлении.

Если судить только по датам, то может сложиться впечатле­ние, что английское Возрождение последовало тотчас же вслед за его итальянским началом; Джеффри Чосер (ок. 1340— 1400) посе­тил Италию еще при жизни Петрарки и Боккаччо, согласно ле­генде, даже встречался с первым из них и, безусловно, находился под сильным влиянием второго. Однако сам Чосер явился для Анг­лии второй половины XIV в. фигурой почти одинокой, во всяком случае не открывшей новой эпохи. Время для нее еще не наступи­ло. Это было обещание того, чему лишь предстояло состояться в будущем, — это было Предвозрождение.

Тем не менее Чосер совершил огромный прорыв к созданию национальной английской культуры и языка. Языковая ситуация в Англии была особенно сложной и показательной для положе­ния, в котором исторически оказалась страна. В 1066 г. норманны, пришедшие с севера Франции и говорившие по-старофранцуз-ски, завоевали Британию, заселенную германцами, говоривши­ми на одном из германских языков — древнеанглийском. В тече­ние более чем двух последующих веков завоеватели мало смешивались с теми, кого они завоевали. Языки также существо­вали параллельно. Английский оставался разговорной речью не­грамотного большинства населения, в этих условиях решительно изменив свой строй: была утрачена сложная система окончаний, и из флективного английский язык превратился в аналитический, каким является и по сей день. Французский же сохранял статус языка государственности и культуры. Ситуация начала меняться в середине XIV в. Фоном для изменений явились события Столетней войны, в которую в 1337 г. вступили Англия и Франция, когда после пресечения династии Капетингов английский король Эдуард III, по женской линии приходившийся внуком королю Франции Филиппу IV, заявил свои претензии на французский престол.

Это подтолкнуло естественный процесс формирования англий­ской нации и государства. Дополнительным обстоятельством яви­лась чума 1348 г., Черной смертью прошедшая по Англии и унес­шая не менее трети ее населения. Не хватало рабочих рук, чтобы обрабатывать землю и растить хлеб, но теми же руками еще нуж-

1 Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. — М, 1982. — С. 138.


но было воевать во Франции. И война шла успешно: в 1346 г. при Кресси и десять лет спустя при Пуатье английские пешие лучни­ки разгромили рыцарскую конницу французов. Эти победы по­ложили начало самосознанию нации, ее чувству гордости и од­новременно легенде на последующие века — о старой доброй Англии, славной своими йоменами, свободными хлебопашцами и лучниками на поле брани. Их собрат по духу — легендарный

Робин Гуд.

Наблюдателям со стороны, как, например, французскому ис­торику Фруассару, кажется, что «английский король должен по­виноваться своему народу и делать то, что тот хочет». Еще в 1332 г. в английском парламенте создается палата общин для представи­тельства городов и сельского населения. Помимо этого законного способа выразить свое мнение (не будем преувеличивать меру де­мократических свобод в парламенте XIV в.) оставался и традици­онный способ — народное возмущение, бунт, подобный восста­нию Уота Тайлера в 1381 г. В среде восставших громко звучали голоса проповедников народного евангелизма — учения, исходив­шего из всеобщего равенства, заповеданного Христом:

When Adam delv'd and Eve span Who was then the gentleman? («Когда Адам пахал и Ева пряла, кто был тогда господином?»)

Духом этого рода пропитана поэма Уильяма Лэнгленда «Виде­ние о Петре Пахаре», где в средневековом жанре и аллитерацион­ным стихом старой английской поэзии прославлен идеал нрав­ственной правды, путь которой открыт лишь тому, кто трудом рук своих возделывает землю. Народный евангелизм был подго­товлен идеологически в самой церковной среде такими ее деяте­лями, как Джон Уиклиф. За полтора столетия до Лютера и фор­мального начала Реформации он выступил с критикой Рима, и занялся переводом священного писания на английский язык. Уик­лиф будет посмертно осужден собором в Констанце в 1415 г. вме­сте с другим деятелем предреформации — чехом Яном Гусом, сожженным по этому приговору.

Новая нация должна была заговорить на собственном языке. С 1362 г. английский язык используется для судопроизводства (хотя документация ведется по латыни). В 1399 г. первый английский ко­роль приносит присягу по-английски. Им был Генрих IV из рода Ланкастеров. Он вырвал трон из рук своего двоюродного брата Ричарда II, нарушив тем самым порядок престолонаследия. Это всегда чревато тяжкими последствиями, династическими спора­ми, каковые и длились более восьмидесяти лет, исчерпав себя только с физической гибелью как Ланкастеров, так и Йорков. Длительная междоусобица завершится войной Алой и Белой розы (1455—1485), последовавшей за окончанием Столетней войны



(1453), когда десятки тысяч английских солдат хлынули домой с континента, готовые делать то единственное дело, которому они были обучены, — воевать.

Эта распря, расколовшая и опустошившая страну, была одной из причин того, что культурный успех предшествующего XIV сто­летия, итог которому так замечательно подвел Чосер, не был раз­вит в течение последующего века. Чосер лично и самым непосред­ственным образом был связан с предысторией этих печальных событий, поскольку всю жизнь его покровителем являлся Джон Гонт — младший брат короля Эдуарда III, впавший в немилость при его внуке Ричарде II и со столь далеко идущими последствия­ми отмщенный своим сыном — Генрихом Болингброком, буду­щим Генрихом IV.

Английские события на рубеже XIV—XV вв. еще и потому по­казательны для состояния европейского мира, что Столетняя война затрагивает многие государства: Кастилию, Арагон, Португалию, Шотландию, Бургундское герцогство... Обе стороны — и Англия, и Франция — ищут и находят союзников. Состояние войны ста­новится постоянным и общим. Это не лучшее условие для распро­странения образования, учености, культуры: общеевропейское Предвозрождение все никак не обретет силу, чтобы стать соб­ственно Ренессансом. Для новой эпохи потребен более прочный мир, и он на какое-то время устанавливается в виду общей опас­ности — с Востока, со стороны мощной Османской империи.

Впервые эту опасность как реальную европейские правители ощутили в самом конце XIV столетия. В 1389 г. на Косовом поле турки нанесли решительное поражение сербам. В 1393 г. они захва­тили Тырновское царство болгар, однако десять лет спустя сами потерпели сокрушительное поражение при Анкаре от своего вос­точного противника — Тамерлана, образ которого в ренессанс-ной Европе рисовался поэтому неизменно героическим. Его побе­да на полвека отсрочила то, что было неизбежно, — падение Константинополя, с которым прекращала свое тысячелетнее су­ществование Византия.

Константинополь пал в 1453 г. — тогда, когда завершают свою Столетнюю войну Англия и Франция. Тогда же решают прими­риться между собой и вечно враждующие итальянские государ­ства, заключившие в Лоди в 1454 г. договор — хрупкий прообраз европейского мира, недолговечный шедевр итальянской дипло­матии. Устанавливается политический баланс сил и возникает надежда на то, что христианский мир сможет подняться для но­вого крестового похода и отвоевать свои святыни. Папа-гуманист Пий II провел день 14 августа 1464 г. у окна в ожидании флота, который он лично препроводил бы до Босфора и благословил на войну с неверными. Ни один корабль так и не появился, а папа скончался от огорчения.


Идея Европы, единой по прежнему принципу христианского вероисповедания, обречена. Но значит ли, что обречена и сама Европа? Во всяком случае «во многих отношениях XV век был для Западной Европы временем пространственного сокращения (contraction), а не экспансии»1.

И тем не менее столетие завершается событиями, позволяю­щими говорить о начале эпохи Великих географических открытий. Европейцы выходят за пределы своего континента. Они долго под­готавливают этот шаг. Вначале пальма первенства принадлежит португальцам. В 1415 г. на африканском побережье ими захвачена марокканская крепость Сеута. Это первое приобретение, необхо­димое как плацдарм для будущих попыток преодолеть водное пространство, проплыть на юг вдоль Африки и найти путь в Ин­дийский океан. На это уходят десятилетия. Принц Генрих Море­плаватель (1394—1460) снаряжает экспедиции, собирает вокруг себя лучших знатоков морского дела, побуждает отыскивать ста­рые карты и создавать новые. В 1410 г. было переведено на латин­ский язык и стало доступным учение Птолемея. Открывать мир европейцы начинают с картами, выполненными во II в. Возрож­денная античность служила практическим целям, однако скоро мир станет известен неизмеримо подробнее и достовернее.

В 1492 г. Колумб пустится в первое плавание к берегам Амери­ки, которую он примет за Индию. В 1497—1498 гг. Васко да Гама наконец завершит усилия нескольких поколений и, обогнув юж­ную оконечность Африки, действительно достигнет индийского побережья. За ними последуют многие... Мир распахнется для ев­ропейцев. В 1521 — 1522 гг. после кругосветного путешествия Ма­геллана земное пространство станет поистине всемирным. Еще двадцать лет спустя астрономическая теория Коперника перечерк­нет учение Птолемея. Античность сделала свое дело: у нее учились, но ей не собирались слепо подражать.

В том же году, когда Колумб отправился открывать Индию для испанской короны, в Испании произошло еще одно событие: за­вершилась Реконкиста, пала Гранада — последняя область, оста­вавшаяся в руках арабов. Это был праздник, отмеченный всем христианским миром, который если не смог вернуть Константи­нополь, то хоть как-то утешился, нанеся поражение неверным у себя дома. Для христианского мира это было событие символиче­ского значения. Для Испании — возможность осуществиться как единому национальному государству. Та возможность, которую уже начали использовать завершившие между собой войну Франция при Людовике XI (1461 — 1483) и Англия при первом из династии Тюдоров - Генрихе VII (1485- 1509).

-Т^Ь. The Establish^ of the European Hege.on, 1415- 17.5: Trade and Explorat.on in the Age of the Renaissance. - N.Y., 1961. - P. /.



Историческое преимущество в этот момент имеют те, кто ус­пел объединиться, создать государственность, обрести то, что на­зывают духом нации. Те, кому этого сделать не удалось, теперь оказываются проигравшими. До этого момента итальянские идеи и итальянские деньги победоносно являлись в Европу. Теперь в Ита­лию явились европейские правители во главе своих армий. В 1494 г. по приглашению папы Александра VI Борджиа французский ко­роль Карл VII проходит через Италию, грабит Рим. Он обещает идти против султана Баязета. Благое дело так и не свершилось. Его поход запомнился делами отнюдь не святыми — первой в евро­пейской истории эпидемией сифилиса, поэтому и названного французской болезнью (хотя в Европу, как полагают, ее завезли моряки Колумба). С этого похода начался полувековой период ита­льянских войн, в которых участвует едва ли не вся Европа, со­шедшаяся на полях Италии.

Впрочем, если Европа именно в этот момент готова обрести историческое бытие, то Италии ведь нет. Мечта Данте и Петрар­ки так и не осуществилась, национальное единство страны не стало реальностью. Если на него все еще продолжают возлагать хоть какую-то надежду, то предписывают для этого очень силь­ные политические средства, жестокостью которых рассчитыва­ют оправдать величие цели. Именно так поступает Никколо Ма­киавелли (1469— 1527) — странная фигура: то ли гуманист, то ли проповедник злодейства и пророк многих последующих истори­ческих трагедий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 750 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.