Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в.




Понятие «эпикуреец»1 в XVII в. охватывало последователей несколь­ких, подчас весьма различавшихся мировоззрений. В расхожем смысле эпикурейцами называли светских вольнодумцев-насмешников, со­четавших богемный образ жизни с философско-поэтическими рас­суждениями о мире как скопище атомов. Этот «салонный эпику­реизм» в строгом смысле слова был не эпикуреизмом, а философией гедонизма. Далее эпикурейцами называли также тех, кто, ни в малейшей степени не являясь гедонистом, отвергал вслед за Эпикуром учение о бессмертии души. К такого рода эпи­курейцам относили, например, одного из деятелей пуританско­го движения Ричарда Овертона, знаменитого «безбожника-ма­териалиста» Томаса Гоббса и др. Сюда же причисляли и тех, кто вслед за Эпикуром признавал материальный мир, состоящий из атомов и пустоты, самодостаточным и не требующим для своего существования вмешательства бога. И наконец, эпикурейцами могли называть тех, кто соединял Эпикура с положениями хри­стианской доктрины, к ним относили Гассенди, Чарлтона, Бойля и других мыслителей. Наибольшее значение для развития атоми­стической концепции и, что наиболее важно, для ее социально­го признания имела деятельность именно этой группы «эпику­рейцев».

Что именно в эпических принципах Эпикура было созвучным протестантской (особенно кальвинистской) этике и что сделало возможным энтузиастам эпикуровской физики в Англии XVII в. обосновать перед обществом ее социальную, прежде всего этико-религиозную, полезность? Вот то, чем этика Эпикура оказалась притягательной для протестанта:

1) требованием мужества, полной личной ответственности за свою жизнь, самоконтроля, сознательного строительства своей жиз­ни в согласии с индивидуально осознанным смыслом жизни;

2) отрицанием авторитетов, апелляцией к разуму, с помо­щью которого осуществляется постоянный анализ своих потреб­ностей с целью выделения из них необходимого естественного минимума и отсечения мнимых, искусственных потребностей (стремление к роскоши, корыстолюбие, тщеславие), другими сло­вами — требованием освобождения от привязанности к «идолам» мнимых удовольствий и достижения внутренней уравновешенно­сти и спокойствия духа;

3) практической направленностью, пренебрежением к абстракт­ному философствованию, фигурам аристотелевской диалектики, пренебрежением культом красоты;

Эпикуру - последователь мкуреизма, человек, выше всего ставяший личное удовольствие и чувственные наслаждения.


 



9 Культурология


4) представлением о разумном, договорном характере обще­ственных связей — теорией общественного договора между само­стоятельными индивидами.

Эпикуреизм рисовал аскетически трезвую картину мира, бо­лее всего соответствовавшую мироощущению англичанина конца XVI — начала XVII в. — ощущению «распада связи времен» (Шекс­пир), распада прекрасного «старого доброго» Космоса на атомы, отчужденности человека от человека. Как писал известный поэт-метафизик и англиканский священник Джордж Герберт:

Жизнь — торжище, дом пыток, ад. Здесь все товар...

Созвучность этических идеалов эпикуреизма мировоззренче­ским ориентациям протестантизма явилась мощным стимулом об­щественного интереса и к эпикурейской метафизике, и к физике атомов и пустоты.

В конце XVI — начале XVII в. в Англии возникают кружки «лю­бителей атомистики». Одним из первых явился Нортамберленд-ский кружок. Его лидером стал Т. Хэриот, астроном, математик и физик; в него входили математики и физики У. Уарнер, К. Хилл и Н. Тополи, а также философы и поэты Дж.Донн и К. Марло. По­кровителем группы был граф Генри Перси. К данному кругу не­которое время примыкал Бэкон. Членов кружка объединяло об­щее мироощущение распада некогда органически целостного Космоса, выраженное в стихах Дж. Донна:

И в сфере звезд, и в облике планет

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится,

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

В 1630-е годы в Англии формируется Ньюкаслский кружок, сыг­равший важную роль в социализации эпикурейского атомизма. В него входили Томас Гоббс, известный экономист Уильям Петти, математик и священник Дж. Пелль. Покровителем группы был Уиль­ям Кэвендиш, будущий герцог Ньюкасла. Активное участие в дея­тельности группы принимала жена У. Кэвендиша Маргарет Кэвен­диш. Ее перу принадлежали поэмы в духе Лукреция Кара, в которых излагался эпикурейский атомизм. Период существования группы охватывает 1630— 1650-е годы; в 1640-х годах многие участники дан­ного кружка находились в изгнании в Париже, где общались с Р.Де­картом, П.Гассенди и другими философами-механицистами1. Нью-

Механицист — последователь механицизма — механистического материа­лизма — философского метода, который сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономер­ности развития — к законам механики.


каслскому атомическому кружку был близок некоторое время У.Чарлтон; с его членами (Дж. Пеллем, У. Петти, М. Кэвендиш)

был знаком Р. Бойль.

О сильном интересе к эпикурейскому учению в Англии 40 — 60-х годов говорит публикация целого ряда сочинений эпику­рейского толка. В 1643 г. выходит в свет небольшая книга извест­ного левеллера1 Р.Овертона «Смертность человека», в которой в духе идей Эпикура отвергается церковное учение о бессмертии человеческой души. В Англии активно читаются опубликованные во Франции в 1647 г. и в Англии в 1660 г. сочинения Гассенди «О жизни и смерти Эпикура» и «Свод философии Эпикура». В 50-е годы У.Чарлтон публикует целый ряд «эпикурейских» трактатов: «Эпикур и его мораль», «Эпикуро-гассендо-чарлтонианская физи­ология» и др. В эти же годы выходит в свет первый английский перевод поэмы Лукреция Кара «О природе вещей», сделанный Дж.Эвелином — будущим деятелем Королевского общества. В 1655—1660 годы Т.Стенли публикует «Историю философии», последний том которой подробно освещает философию греческих атомистов. В 60-е годы появляется серия блестящих «атомических»

трактатов Р. Бойля.

Одним из следствий пристального интереса к этике Эпикура и знакомства образованной публики с эпикурейскими сочинения­ми явилось привлечение внимания к постулату эпикурейской фи­зики о том, что в пустоте атомы движутся с равной скоростью безотносительно к различию в весе и объеме. Атомы, утверждал Эпикур в письме к Геродоту, «движутся с равной быстротой, когда они несутся через пустоту, если им ничто не противодействует. Ибо ни тяжелые атомы не будут нестись быстрее малых и легких, когда, конечно, ничто не встречается им; ни малые [не будут нестись быстрее] больших». Эту мысль Эпикура Лукреций Кар из­ложил в «сладкозвучных стихах»:

Должно поэтому все, проносясь в пустоте без препятствий, Равную скорость иметь, несмотря на различие в весе. Значит, нельзя и телам тяжелее на легкие сверху Падать никак и рождать при падении этом удары. Популярность в XVII в. эпикурейской натурфилософии атомов и пустоты породила волну экспериментирования с «торричеллие­вой пустотой»2, с поведением предметов в вакууме. В этой связи интересно следующее признание Гассенди, связанное с экспери­ментом падения тел в вакууме: «Эпикур, которому, может быть,

1 Левеллер — радикально-демократическая мелкобуржуазная группировка в
период Английской буржуазной революции XVII в.; добивались установления
республики, введения всеобщего избирательного права.

 

2 Торричеллиева пустота — безвоздушное пространство над свободной поверх­
ностью жидкости в герметически закрытом сверху сосуде.


этот эксперимент никогда не приходил в голову, додумался, од­нако, трактуя об атомах, до такого выхода, до которого мы толь­ко недавно дошли путем опыта. Именно в полном соответствии с реальным фактом одинаковой скорости движения тел при паде­нии сверху вниз, несмотря на громадное различие их по своему весу и массе, Эпикур установил, что все атомы, хотя бы они по своей величине и весу представляли огромную разницу, тем не менее в своем движении имеют, один сравнительно с другим, одинаковую скорость».

Однако все это — лишь небольшой эпизод начавшегося ши­рокого движения за социализацию эпикурейского атомизма. За­дадимся вопросом, что, собственно, означает фраза «социаль­ное признание атомизма»? Историк идей не увидит здесь проблемы. И действительно, в плане чистой истории идей здесь нет ничего особенного: одни идеи уходят с исторической сцены, другие занимают их место. Но для социального историка науки социализация эпикурейского атомизма в XVII в. есть проблема: для того чтобы атомизм Эпикура из «кружкового» мировоззрения превратился в XVII в. в социально признанную концепцию, он должен был быть увязанным с доктринами господствующих ин­ститутов, главным из которых в Англии XVII в. являлась англи­канская церковь. А это не простой процесс. За отсутствие подоб­ной «увязки», например за отрицание божественности одной из ипостасей Троицы — Сына, в Англии вплоть до 1813 г. полагалась смертная казнь. Поэтому «языческий» атомизм, чтобы стать соци­ально приемлемым, должен был пройти церковную «цензуру».

Вот то, чем эпикуреизм в его исходном варианте был непри­емлем для христианской доктрины вообще:

1) признанием эпикурейской физикой вечности материи и объяснением происхождения мира из случайного движения ато­мов, противоречащими догмату о сотворенности мира единым Творцом в согласии с разумным планом;

2) признанием эпикурейской философией материальности и смертности души, которое противоречило догмату бессмертия им­материальной души человека;

3) атомистической этикой Эпикура, противоположной като­лическому идеалу соборности;

4) невозможностью объяснить с помощью атомистической фи­зики основные христианские таинства, в первую очередь пресу­ществление.

Христианство в отличие от неоплатонизма признавало вопло­щение Логоса в человеческом теле, а также таинство пресуществ­ления (превращения тела и крови Христа в хлеб и вино). Это предъявляло к христианскому пониманию материального тела вполне определенные требования: материя должна мыслиться об­ладающей такими качествами, которые позволили бы ей воспри-


пять божественную форму — Логос. Из всего античного интеллек­туального наследия в наибольшей степени этим требованиям удов­летворяла физика «субстанциальных качеств» Аристотеля и в наи­меньшей — атомизм Демокрита и Эпикура. Это обстоятельство сыграл0 важную роль в социальном «принятии» Средневековьем именно аристотелевской физики в качестве основы для концепции природы. Фома Аквинский осуществил синтез аристотелевской физики субстанциальных качеств с католической догматикой и

трактовкой таинств.

Объяснение Фомой таинств пресуществления в терминах ари­стотелевской физики сообщило последней ореол сакральности; альтернативные физические системы античности, несовместимые с аристотелизмом, этим актом были поставлены «вне закона». На атомистические системы Демокрита и особенно Эпикура католи­цизмом был наложен своеобразный социальный запрет. Фома, от­вергая идею атомизма о случайности возникновения мира, писал: «Самый порядок, существующий в вещах, которые так сотворе­ны богом, обнаруживает единство мироздания... По этой причине могли полагать множество миров те, кто в качестве мировой при­чины полагал не какую-либо упорядочивающую мудрость, но слу­чай; так, Демокрит утверждал, что из сталкивания атомов возник и этот, и другие бесчисленные миры».

Данте в соответствии с установившейся иерархией оценок ан­тичных философов располагает Аристотеля в самое привилеги­рованное место ада (в светлую часть «лимба», окружающего кру­ги ада) первым в ряду античных философов. Рядом с Аристотелем он располагает Сократа, за ним Платона, а уж после — атоми­ста Демокрита. Атомиста же Эпикура, отрицавшего бессмертие души, Данте «выселяет» далеко — в огненный гроб шестого

круга ада.

Изменение характера общественного бытия, социальная ато-мизация, овеществление общественных отношений в эпоху раз­ложения феодализма приводят к переоценке античного философ­ского наследия. Возникшая тяга к эпикурейской атомистике, удовлетворяющей новому мироощущению человека XVII в., вы­звала потребность в социальной «реабилитации» учения, трети­ровавшегося (в отличие, например, от стоицизма) на всем про­тяжении Средних веков. Эта кампания по «очистке» эпикурейского учения от языческой скверны, процедура его христианизации была начата Гассенди, продолжена Чарлтоном, Бойлем и другими мыс­лителями; Ньютон же пользовался плодами этих усилий. И в борьбе за «социализацию» доселе социально не признававшегося учения ярко заявило о себе различие идеологических контекстов, создан­ное Реформацией: католицизма и протестантизма. Если послед­ний позволил провести социализацию эпикурейского атомизма до «победного конца», то первый создал для социализации ато-


мизма (и механицизма вообще) существенные трудности. О них и пойдет речь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2410 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.