Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образ мира в культуре XVII в.




Начинаясь в XVI в., процесс овеществления общественных от­ношений в XVII в. становится лавинообразным, захватывая все новые и новые пласты общественного бытия.

Крестьянские восстания, феодальная междоусобица, граждан­ские войны XVI —XVII вв. носят иной характер, нежели войны средневековые. Последние не затрагивали сущности традицион­ного уклада жизни. Войны же XVI —XVII вв. явились средством разрушения традиционалистски-средневекового образа жизни. На­рождающийся дух Нового времени, так сказать, «воспользовал­ся» ими, чтобы выбить из человека «пережитки» Средневековья. Войны, социальные потрясения и стихийные бедствия, букваль­но обрушившиеся на Европу XVI —XVII вв., сожгли мосты над «пропастью», разделившей собою две социально-экономические формации.

Каково было мироощущение человека этой переходной эпохи? Для ответа на этот вопрос богатый материал дают литература, поэзия, живопись XVII в. Свидетели разрушения городов, пожа­ров видели в происходящем не просто гибель материальных ве­щей, а разрушение духовных ценностей Средневековья и Воз­рождения. А. Грифиус, оплакивая гибель города Фрейштадта, восклицает:

...Ах, музы! Все, что вы послали людям в дар, Безжалостно унес разнузданный пожар... Сокровища искусств, хранимые веками, Как уличную грязь, мы топчем каблуками!..

«Все рушится, как в бездне ураганов», — горько констатирует Дж.Дони. Разрушение патриархального уклада жизни приводило человека к разрыву с семейными обычаями, цеховыми ценностя­ми, освобождению от привязанности к родным местам, городу, стране, к «старым, добрым» временам. В начале XVI в. Игнатий Лойола — основатель ордена иезуитов, для того чтобы сделать из его членов пластичных, как воск, и твердых, как железо, бойцов контрреформации, создал специальные «духовные упражнения». Их предназначение состояло в освобождении будущего иезуита от естественных привязанностей к миру: ни сердце, ни руки члена «Общества Иисуса» не должны содрогнуться, когда он по зада­нию свыше преступает «мирские обычаи». Век спустя социальная жизнь Европы могла успешно конкурировать с «духовными уп­ражнениями» Лойолы по эффективности разрушения связей че­ловека с «ветхой» жизнью. Ученику Лойолы предписывалось в пол­ном уединении с максимальной яркостью вызывать представления о смерти («Представь себе ад в длину, широту, высоту, — реко­мендовал Лойола, — постарайся увидеть языки адского пламени,


почувствовать запах кипящей смолы и услышать вишт >..., — щихся грешников»). Участнику же, например, 30-летней войны в Германии век спустя можно было без всякого уединения и уси­лий фантазии воочию увидеть ад во всех его подробностях.

Ярким свидетельством настроений, рожденных созерцанием этой картины «ада», служит книга Г. Гриммельсгаузена «Симпли-циссимус». Герой книги Симплиций говорит сам о себе:

Жизнь твоя была не жизнью, а смертью... Ты испытал бесчисленные опасности на войне, где перепало тебе немало счастия и злополучия, то ты возносился, то падал, то был знатен, то ничтожен, то богат, то бе­ден, то радостен, то печален, то любим всеми, то ненавидим, то в поче­те, то в презрении. Но ты, о бедная моя душа, что обрела ты в сем странствии?.. Ничто уже не радует меня, и сверх того стал я чужд самому себе.

И Симплиций проклинает мир: «Ты обращаешь нас в темную пропасть, жалкую юдоль... нечистый сосуд в выгребной яме... Про­щай мир! Презренный скаредный мир!»

Этот горький монолог Симплиция почти воспроизводит слова Кальвина, произнесенные век назад: «Ведь если небеса — наша родина, что же тогда земля, как не место изгнания? Если уход из мира — это обретение жизни, что тогда есть мир, как не гробни­ца? Что есть пребывание в нем, как не погруженность в смерть?» События конца XVI — начала XVII в. в Германии, Франции, Анг­лии воочию убеждали человека, что ни в людях, ни в природе нет имманентной1 разумности. Мир холоден, мертв и безразличен к страданию человека. Как писал Дж. Донн:

Мы созерцаем бедствий страшный час: Второй потоп обрушился на нас!.. И все добро исчезло во вселенной.

Распад былой упорядоченности бытия выступал для человека этой эпохи либо как свидетельство того, что Бога нет, а есть дья­вол, либо Бог настолько далек, что для обретения надежды на его благодать необходимы постоянные героические сверхусилия и пол­ная перестройка жизни. Разрушение традиционализма средневе­кового бытия, «распад связи времен», таким образом, приводили к полярным позициям: с одной стороны, к этическому реляти­визму, настроению «пира во время чумы» (ярко выраженному, например, в литературе, поэзии барокко XVII в.), с другой сто­роны, тот же процесс социального расслоения приводил к усиле­нию «мирского аскетизма», уходу от «суетных» наслаждений в рационализм.

1 Имманентный — внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.


Тема бренности, раздробленности мира, относительности всех ценностей, бессмысленности любых «мирских» начинаний, без­радостности и хрупкости земного существования является цент­ральной в живописи (натюрморт типа vanitas), поэзии и литера­туре барокко XVII в. Этими настроениями отрицания привычных ценностей питается расцвет как гедонизма1 в его расхожем смыс­ле, так и сдержанно-рациональных учений Эпикура и стоиков. Ос­вобождение человека начала XVII в. от естественных связей с преж­ним миром ценностей, его этическую релятивизацию и атомизацию ярко рисует Хр. Гофмансвальдау:

Ты, сладострастье — сахар наших дней.

Чтоб усладить наш век, безрадостный и краткий,

Нам в жилы льется твой напиток сладкий...

Кто Эпикура не избрал в друзья,

Утратил вкус пленительной свободы,

Тот изверг, мразь, тот пасынок природы,

И человеком звать его нельзя!

Докучливы труды ученого авгура.

Но как щекочет нас ученье Эпикура!

Для образованного европейца этика и физика Эпикура (на­ряду с этикой и физикой стоиков) становятся концептуаль­ным средством, наиболее адекватно выражающим его миро­ощущение, картину мира. Аристотелевский образ мироздания как замкнутого, гармоничного и совершенного Космоса чело­век XVII в. воспринимать всерьез уже не может: его душа «пере­горела» в реторте социальных потрясений (недаром в это время становится популярным библейский образ чудесного спасения юношей из печи огненной).

Человек XVII в. уже не способен, как Франциск Ассизский, непосредственно радоваться брату-Солнцу, сестре-Луне и пес­трым цветочкам матери-Земли. Он уже не узнает ни себя, ни мира в возвышенно-идеальной картине мироздания, которую рисовал Аристотель и вслед за ним Фома Аквинский. Эту кар­тину человек XVII в. воспринимает как насмешку, карикатуру на себя и на мир и начинает язвительно высмеивать ее.

Для европейца этого времени более убедительной и внут­ренне достоверной становится атомистическая, корпускулярис­текая картина мира. В Европе конца XVI — начала XVII в. начи­нают один за другим возникать атомистические эпикурейские кружки. Классической страной институционализации атомис-тическо-механистических идей явилась протестантская Англия.

' Гедонизм — этическое учение, признающее наслаждение целью жизни и ее высшим благом.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 983 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2184 - | 2134 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.