Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Различие роли идеологических контекстов католицизма




И протестантизма в социализации механистической

Концепции материи

Эти трудности касались атомистической картины мира не только в ее буквальном понимании (мир есть атомы и пустота), но и в механистически корпускулярной, декартовой трактовке (частицы материи в неправильной жидкой среде). Надо сказать, в XVII в. не делали принципиальных различий между физикой Декарта, тяго­тевшей к стоическому античному образцу, и физикой Бойля, ос­новой которой служила физика эпикурейцев. Сам Бойль считал эти концепции весьма близкими по духу и относил к философам, возрождающим древний атомизм*, не только Гассенди, но и Де­карта.

Как для континуализма1 Декарта, так и для атомизма Гассен­ди, Чарлтона и Бойля признание в качестве сущности материи чисто количественной характеристики — протяженности — было общим. И именно в этом была одна из центральных точек разрыва нового корпускуляризма с аристотелевско-схоластическим пони­манием сущности телесности. Такое понимание порождало роко­вое столкновение нового корпускуляризма с католической догма­тикой. Наиболее ярко драматизм этого неразрешимого противоречия виден в работах Гассенди.

Аристотелевская физика субстанциальных качеств, «христиа­низированная» Фомой Аквинским, легла в основу принятого на Тридентском соборе1 догмата о евхаристии4. В качестве католиче­ского священника Гассенди не мог уклоняться от принятой собо­ром трактовки таинства пресуществления. Однако, признавая вслед за Декартом сущностью категории количества внешнюю протя­женность и пытаясь последовательно применять эту категорию к материальным процессам вообще и к участвующим в таинстве пре-

Атомизм — материалистическое учение о природе, согласно которому ма­терия состоит из вечных, неизменных, неделимых мельчайших движущихся ча­стиц — атомов.

2 Континуализм (от континуум) — непрерывность, неразрывность явлений,
процессов.

3 Тридентский собор (1545—1563) был созван в целях ужесточения борьбы с
Реформацией и укрепления позиций католической церкви. Этой же цели служи­
ло введение в 1559 г. Папского индекса запрещенных книг (Index librorum
prohibitorum).

Евхаристия — Причащение — одно из семи христианских таинств.


существления в частности, Гассенди сталкивается с непреодоли­мой трудностью.

Соборы признали, пишет он, что «тело и кровь Христа поис­тине содержатся в виде хлеба и вина в таинстве алтаря, причем силой божественного могущества хлеб перевоплощается в тело, а вино — в кровь; и еще более ясно об этом говорит анафема тому, кто отрицает, что в святейшем таинстве евхаристии содержится поистине, реально и субстанциально тело и кровь, а также душа и божественность Господа нашего Иисуса Христа». Трудность это­го таинства, продолжает Гассенди, состоит в понимании того, «каким образом субстанция такого большого тела может лишить­ся протяженности и перестать занимать чувственно воспринимае­мое место». «Я не вижу возможности, — пишет Гассенди, — по­нять это ни тем, ни другим, ни каким-либо третьим путем... Каким образом оно там присутствует, в сидячем или стоячем положе­нии, что оно делает там, признаюсь, я этого не знаю и из благо­говения перед верой не хочу дальше допытываться... Разве я могу не соглашаться с тем, что Бог при его всемогуществе может там пребывать бесчисленными способами, мне не ведомыми?»

Оставим в стороне вопрос об искренности позиции Гассенди. Для нас достаточно, что она является публично выраженным сви­детельством противоречия между требованиями католической веры и механически-количественным пониманием материи. Рассужде­ния Гассенди заставляют нас задаться вопросом: как вообще в рамках католицизма возможно появление механицизма не как «под­польного» течения мысли, а в качестве социально признанной концепции? Только как гипотезы, не претендующей на истин­ность, на физическую реальность. Так, согласно Гассенди, чело­век достоверно может знать только то, что он сделал сам, своими руками и своей мыслью. О строении же природы можно делать лишь более или менее вероятные предположения — гипотезы, ибо произведения природы — это творения божественного, а «не нашего, человеческого мастерства, и по отношению к ним наш ум находится в положении ума собаки по отношению к часовому механизму — человеческому творению».

А каким образом другие мыслители (как, например, Декарт, не разрывавшие с католицизмом), публикуя свои работы и пуб­лично высказывая свои механико-корпускулярные идеи о сущно­сти материи, могли избегать совершенно неизбежного столкнове­ния с католической доктриной? Для Декарта это оказалось возможным только потому, что он объявил «новый мир», в кото­ром царят механические законы, принципиально гипотетическим, нигде не встречающимся в обычном «старом мире». Отсюда гипо­тетический характер декартовской физики.

Однако признание Декартом гипотетичности механической картины мира не спасло его от столкновения с католической


церковью. Об этом свидетельствует следующий эпизод. Декарт, в ответ на просьбу знакомого объяснить таинство пресуществления в терминах механицизма, дал в частных письмах два варианта та­кого объяснения. Эти письма стараниями энтузиастов-картезиан­цев1 получили широкое распространение и соответственно вызва­ли ответную реакцию: церковники были вынуждены для защиты традиционной трактовки евхаристии использовать против мате­матической физики Декарта теологические аргументы и осудить его именем Тридентского догмата. И в 1664 г., через 20 лет после их выхода в свет, «Начала философии» Декарта попали в папский «Индекс запрещенных книг».

А как сложились отношения виднейшего представителя меха­нистического корпускуляризма XVII в. Галилея с католической доктриной? Французский историк науки П. Редонди в 1982 г. на­шел в архивах римской инквизиции документ, позволяющий по-новому осветить вопрос, за что же в действительности был осуж­ден Галилей именем «католической святой веры»? До сих пор историки мало обращали внимание на то, что гелиоцентричес­кая система как таковая не противоречит ни одному из католи­ческих догматов. Между тем во взглядах, развиваемых Галилеем, есть идеи, вступающие в прямой конфликт с одним из цент­ральных догматов католицизма. Они касаются сущности гали-леевского понимания материи. Это — демокритовский атомизм, развиваемый Галилеем в его известной работе «Пробирных дел мастер», и бьет он непосредственно по евхаристическому дог­мату.

Галилей в этой работе предложил новую грамматику для интер­претации Книги природы в терминах демокритовской теории. «Пе­ревод» таинства пресуществления на язык демокритовской атоми­стики неизбежно разрушил бы формулу, принятую на Тридентском соборе при формулировке евхаристического догмата. Концептуаль­ные языки томизма и демокритовского атомизма исключали друг друга.

Подробно рассмотрев обстоятельства, предшествовавшие осуж­дению Галилея (отчеты флорентийского посла в Ватикане Ник-колини о его беседах с Урбаном VIII, письма инквизитора Вин-ченцо Макулано и т.д.), Редонди убедительно доказывает, что публичное обвинение Галилея в «ереси коперниканства» (в точ­ном смысле ересью не являвшегося) маскировало собой (и таким странным образом защищало) идеологически наиболее уязвимое место концепции Галилея от гораздо более серьезного обвинения в действительной ереси — в подрыве одного из центральных като­лических догматов — евхаристического.

1 Картезианцы — последователи картезианства — учения французского фи-лософа-дизуиста Р.Декарта.


Публичное осуждение Галилея за «коперниканскую ересь» за­ставило Декарта отложить в 1633 г. публикацию трактата «О мире», в котором он развивал и коперниканскую, и механико-корпуску­лярную «гипотезы». Через десять лет Декарт нашел выход: он ут­верждал, что, хотя Земля несется в своем вихре вокруг Солнца, по отношению к последнему она не движется, а покоится. Однако эта попытка отмежеваться от Коперника и Галилея никого не об­манула, кроме разве что нескольких современных историков. Тем не менее она удалась: «Начала философии» были внесены в като­лический «Индекс запрещенных книг» только в 1664 г., после смерти Декарта, и даже тогда это произошло не потому, что Де­карт был явным коперниканцем, а по причине несовместимости его концепции материи с догматом пресуществления.

Мы рассмотрели трудности, с которыми столкнулось в XVII в. развитие механистически корпускулярной концепции материи в католическом мире. А как с этим обстояло дело в протестантском регионе? Как известно, основоположники протестантизма Лютер, Цвингли, Кальвин отвергли католическую трактовку таинства пре­существления, считая католическое поклонение участвующим в этом таинстве тварным предметам — хлебу и чаше с вином — магией и идолопоклонством. Эту антикатолическую линию в отношении та­инства причастия продолжают крупнейшие мыслители протестант­ских стран Гоббс, Бойль и др.

Гоббс, как и Лютер, говорит о присутствии в «святых дарах» не буквально понимаемого физического тела Христа, а преобра­женного, вездесущего христова тела. Вслед за Лютером, Цвингли и Кальвином он считает, что сакральность того или иного мате­риального предмета означает не реальное субстанциальное каче­ство (как утверждали схоласты), а лишь особое отношение чело­века к данному предмету. Согласно Гоббсу, признание какого-либо места или образа святыми означает лишь признание их изъятыми из обиходного пользования: смысл слова «святой» «подразумева­ет не новое качество в месте или образе, а лишь новое отношение благодаря приурочиванию того или другого к богу». Гоббс, как и реформаторы в XVI в., отвергает одушевленность, разумность, приписываемые схоластами материи. Аристотелианцы, объявляя причину падения тяжелых тел на землю, видят ее в стремлении тел двигаться к центру земли. В этой связи Гоббс пишет: «Как будто бы камни и металлы подобно людям имеют желание и мо­гут наметить место, где бы им хотелось быть, или будто эти тела в отличие от людей любят покой, или будто кусок стекла чувствует себя в окне менее удобно, чем после падения на улицу».

Гоббс, как и его наставник в эпикурейской атомистике Гас-сенди, является механицистом, прилагающим к пониманию ма­терии мерку категории количества. Однако в отличие от католи­ческого священника Гассенди Гоббс живет и действует в ином


 




идеологическом контексте, в котором уже существует вековая тра­диция глубокой критики схоластики по всем «горячим» вопросам. Как уже говорилось, основоположники Реформации проделали «предварительную» работу по деантропоморфизации понятия мате­риальной природы. Поэтому для мыслителей-механицистов XVII в. протестантский идеологический контекст не ставил препятствия в виде, например, евхаристического догмата. Это явилось одной из главных причин широкого распространения в Англии XVII в. идей Гассенди и Декарта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 417 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.