Что касается дальнейшей судьбы ислама в Индии, то вплоть до середины XIX в. он сосуществовал с индуизмом, который продолжал оставаться главной культурной и религиозной силой страны, несмотря на довольно распространенные обращения в ислам. Кастовая система не потеряла своего значения и для ислама, так как обращенные в мусульманство группы продолжали сохранять характер своей общины, складывающийся на протяжении тысячелетий. За долгие годы общения индусы и мусульмане Индии обрели много общих черт, навыков, обычаев, выработали одинаковые художественные вкусы, привычки в пище и одежде, особенно в Северной Индии. Стремление к самоидентификации и религиозный сепаратизм начали проявляться у индийских мусульман в XIX в. Это выразилось в росте интереса к истории ислама, в стремлении к общению с мусульманскими державами, к панисламизму. Начало XX в. отмечено ростом национального самосознания по всей Индии, в частности и у мусульманского населения, что ярко выразилось в творчестве поэта и философа Мухаммада Икбала. Его ориентация на национализм сепаратистского толка послужила толчком к событиям, приведшим к разделению страны на Индию и Пакистан в 1947 г. Несмотря на значительный отток мусульманского населения в Пакистан, исповедующие ислам продолжают оставаться второй по численности (после индуизма) религиозной общностью в Индии.
Кроме проникновения различных культурных, этнических и религиозных влияний с северо-запада, происходили также вторжения иноземцев морским путем, с юга. Начало этому было положено португальцами в XVI в. В это время Южная Индия, не пострадавшая от многочисленных нашествий и войн в такой степени, как Северная, была богатой и процветающей. Город Виджая-нагар — столица княжества с тем же названием был несравненным по красоте и роскоши. Вместе с португальскими мореплавателями и купцами в Индию приезжают первые христианские миссионеры, иезуиты начинают проповедь католицизма среди местного населения. Хотя христианство не получило в Индии широкого распространения (около 2% населения), на юге Индии существуют
католические общины, а в ряде районов — протестантские, возникшие благодаря деятельности английских и датских миссионеров.
Британская колонизация
Начиная с XVIII в. Индия подпадает под влияние совершенно нового типа, повлекшее за собой радикальные и драматичные перемены в жизни людей. Британская колонизация, продолжавшаяся с середины XVIII в. по 1947 г., год объявления независимости Индии, принесла не только политическое подчинение цивилизации совершенно иного типа, но и новую технологическую культуру, сильно повлиявшую на традиционный образ жизни всего индийского населения, независимо от вероисповедания, касты, имущественного и социального положения. Большинство исследователей, как индийских, так и западных, считают, что сложившаяся материальная структура общества была значительно изменена. Сельскохозяйственное и ремесленное производства были поставлены в зависимое положение от экономики Великобритании, что привело к обнищанию народа. Происходили изменения и в культуре, но она оказалась внутренне устойчивой по отношению к ним, несмотря на собственный внутренний динамизм. Это отторжение культурой чужеродных элементов выразилось в различных реформаторских движениях XIX в., носивших по сути национально-освободительный характер. Именно духовно-культурная сфера явилась благоприятной средой для поисков национальной идентичности. Ярким примером философско-социально-го реформаторства может служить деятельность Раммохана Роя (1774—1833), которая оказала громадное влияние на последующее развитие национальной культуры. По его мнению, ряд идей современной западной культуры может быть использован для реформы индийского общества, став основой для новой интерпретации классической индийской философии.