Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Индоарийская культура. Зарождение индуизма и формирование кастовой системы




Арийцы постепенно расселились по всей долине Ганга. Из до­шедших до нас памятников культуры той эпохи можно сформи­ровать представление о типе человека, характерном для индо-арийской культуры, и его представлениях о мире. Индоарии поклонялись различным природным явлениям — солнцу, дождю, небу — и приносили им жертвы. Имена ряда их богов — Индра, Чандра, Варуна, Савитар — совпадают с именами древнеперсид-ских божеств, что указывает на их общее происхождение. Уже в это время существовали представления о переселении душ, жиз­ни после смерти. Формировались основы социально-кастового де­ления общества, причем если три основные, «высокие», группы состояли из арийцев, то побежденные коренные жители относи-


лись к четвертой, «низшей», варне. Варны — четыре основных со­словия, выделившихся в древнеиндийском обществе в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставших основой кастовой системы. Деление на Вар­ны (касты) до сих пор лежит в основе структуры индийского об­щества. Ранее всего сформировалось особое сословие жрецов — носителей священной мудрости, имеющих право совершать жерт­воприношения и выполнять различные ритуалы, которое получи­ло название брахманов. Наряду с этим оформились варны кшатри­ев — воинов и вайшьев — торговцев и ростовщиков, ремесленников. Во многом институт касты служил цивилизационным интересам, обеспечению средств существования в основном за счет сельского хозяйства. Структура аграрного общества, основное место в кото­рой занимали земледельцы, традиционно связанные с ремеслен­никами, а также сословно-кастовая система представляет собой специфическую для Индии социокультурную модель. Непосредствен­но институт касты связан с основной религиозной системой Ин­дии — индуизмом, но его влияние выходит за рамки религии, про­никает во все аспекты жизни общества и подчиняет своему влиянию даже другие религии и реформаторские движения, на­правленные против кастовой системы. Что касается собственно индуизма — религиозной системы, не имеющей четкой структу­ры, внутренне разнородной, — кастовый институт служит внутри ее объединяющим фактором. Индуистское общество состоит из эндогамных групп — джати — каст, каждая из которых регламен­тирована четко сформулированными правилами и нормами соци­ального поведения и межкастовых взаимоотношений. Каста как основная единица социальной структуры всего индийского обще­ства исторически восходит к четырем сословиям — варнам арий­ского общества. Все четыре главные варны, а также многочислен­ные джати, входящие в ту или иную варну, располагаются в определенной традиционно-ритуальной последовательности: са­мое высокое положение занимают брахманы, самое низкое — шуд­ры (низшая варна, или каста, к которой принадлежали ремеслен­ники и слуги). Неприкасаемых иногда включают в варну шудр, а иногда считают отдельной группой. Существует ряд теорий, объяс­няющих происхождение кастовой системы. Их можно разделить на четыре основные группы.

1. Кастовая система основана на естественных, внутренне при­сущих человеку качествах. Эта теория подчеркивает исключитель­ность института касты как принадлежности индийской цивилиза­ции и подразумевает его вечность как неотъемлемого компонента индийской культуры.

2. Система каст основана на понятиях «чистота «и «нечистота». Брахманы обладают чистотой высшей степени, кшатрии — вто­рой степени и т.д. В соответствии с этой теорией по своей сути


касты не являются специфически индийским феноменом, так как в других культурах также существуют понятия о чистоте и нечис­тоте, не оформившиеся в систему варн. В то же время эти понятия подвергались изменению и в самой индийской культуре, на раз­ных исторических этапах которой к «чистым» или «нечистым» от­носились разные виды деятельности.

3. Кастовое деление досталось пришедшим на Индостанский полуостров народам в наследство от аборигенных племенных со­обществ. Подразделенное на несколько родов племя становилось в качестве касты элементом брахманской системы, его члены всту­пали в брак только внутри этой касты.

4. Происхождение каст является результатом разделения труда, которое ведет к росту производства и экономической эффектив­ности. Эта теория не учитывает наследственный аспект кастовой

системы.

Все эти теории и концепции, несмотря на их разнородность, признают, что деление на касты — это одна из форм социальной дифференциации. «Возникновение и развитие системы каст не мо­жет быть понято без изучения социальных процессов, которые тесно связаны с изменениями в материальной сфере деятельно­сти людей», — пишет выдающийся индийский мыслитель Ауро-биндо Гхош.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1330 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.