Арийцы постепенно расселились по всей долине Ганга. Из дошедших до нас памятников культуры той эпохи можно сформировать представление о типе человека, характерном для индо-арийской культуры, и его представлениях о мире. Индоарии поклонялись различным природным явлениям — солнцу, дождю, небу — и приносили им жертвы. Имена ряда их богов — Индра, Чандра, Варуна, Савитар — совпадают с именами древнеперсид-ских божеств, что указывает на их общее происхождение. Уже в это время существовали представления о переселении душ, жизни после смерти. Формировались основы социально-кастового деления общества, причем если три основные, «высокие», группы состояли из арийцев, то побежденные коренные жители относи-
лись к четвертой, «низшей», варне. Варны — четыре основных сословия, выделившихся в древнеиндийском обществе в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставших основой кастовой системы. Деление на Варны (касты) до сих пор лежит в основе структуры индийского общества. Ранее всего сформировалось особое сословие жрецов — носителей священной мудрости, имеющих право совершать жертвоприношения и выполнять различные ритуалы, которое получило название брахманов. Наряду с этим оформились варны кшатриев — воинов и вайшьев — торговцев и ростовщиков, ремесленников. Во многом институт касты служил цивилизационным интересам, обеспечению средств существования в основном за счет сельского хозяйства. Структура аграрного общества, основное место в которой занимали земледельцы, традиционно связанные с ремесленниками, а также сословно-кастовая система представляет собой специфическую для Индии социокультурную модель. Непосредственно институт касты связан с основной религиозной системой Индии — индуизмом, но его влияние выходит за рамки религии, проникает во все аспекты жизни общества и подчиняет своему влиянию даже другие религии и реформаторские движения, направленные против кастовой системы. Что касается собственно индуизма — религиозной системы, не имеющей четкой структуры, внутренне разнородной, — кастовый институт служит внутри ее объединяющим фактором. Индуистское общество состоит из эндогамных групп — джати — каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными правилами и нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Каста как основная единица социальной структуры всего индийского общества исторически восходит к четырем сословиям — варнам арийского общества. Все четыре главные варны, а также многочисленные джати, входящие в ту или иную варну, располагаются в определенной традиционно-ритуальной последовательности: самое высокое положение занимают брахманы, самое низкое — шудры (низшая варна, или каста, к которой принадлежали ремесленники и слуги). Неприкасаемых иногда включают в варну шудр, а иногда считают отдельной группой. Существует ряд теорий, объясняющих происхождение кастовой системы. Их можно разделить на четыре основные группы.
1. Кастовая система основана на естественных, внутренне присущих человеку качествах. Эта теория подчеркивает исключительность института касты как принадлежности индийской цивилизации и подразумевает его вечность как неотъемлемого компонента индийской культуры.
2. Система каст основана на понятиях «чистота «и «нечистота». Брахманы обладают чистотой высшей степени, кшатрии — второй степени и т.д. В соответствии с этой теорией по своей сути
касты не являются специфически индийским феноменом, так как в других культурах также существуют понятия о чистоте и нечистоте, не оформившиеся в систему варн. В то же время эти понятия подвергались изменению и в самой индийской культуре, на разных исторических этапах которой к «чистым» или «нечистым» относились разные виды деятельности.
3. Кастовое деление досталось пришедшим на Индостанский полуостров народам в наследство от аборигенных племенных сообществ. Подразделенное на несколько родов племя становилось в качестве касты элементом брахманской системы, его члены вступали в брак только внутри этой касты.
4. Происхождение каст является результатом разделения труда, которое ведет к росту производства и экономической эффективности. Эта теория не учитывает наследственный аспект кастовой
системы.
Все эти теории и концепции, несмотря на их разнородность, признают, что деление на касты — это одна из форм социальной дифференциации. «Возникновение и развитие системы каст не может быть понято без изучения социальных процессов, которые тесно связаны с изменениями в материальной сфере деятельности людей», — пишет выдающийся индийский мыслитель Ауро-биндо Гхош.