Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль ритуала в передаче культурного наследия




Канонический текст предполагает определенный способ пере­дачи, при помощи которого его эксплицитные или имплицитные


смыслы могут актуализироваться в реципиенте. Выполняя инстру­ментальную функцию в передаче смыслов текста, ритуал являет­ся также самостоятельным важнейшим механизмом функциони­рования культуры в плане поддержания преемственности, а также выполняет в ней социорегулятивную функцию. В древности риту­ал охватывал всю сферу жизни человека, весь круг его поступков и занятий, характеризовал его стиль и все поведенческие норма­тивы. На протяжении всей истории Индии ритуал служил связу­ющим звеном между индивидом, отдельной социальной общно­стью и социумом в целом. Он во многом определял социальные функции и ролевое поведение человека. Закрепляя моральные кри­терии, представления об истине, он канонизировал строгую сис­тему разрешений и запретов, что и делало его инструментом вклю­чения индивида в жизнь социума.

Социальная функция ритуалов определяет их структуру, харак­теризующуюся высокой степенью ригидности, безразличием к «вея­ниям времени». Многие ритуалы жизненного цикла, особо скрупу­лезно разработанные и тщательно выполняемые, продолжают составлять важную часть индийской цивилизации до сегодняшнего дня. Это прежде всего ритуалы жизненного цикла, связанные с бракосочетанием, рождением, инициацией, смертью, — санскары.

Социальная роль ритуала связана с процессом институализа-ции передаваемого через него текста. Ритуал передает не только экзистенциальные и социальные смыслы — он распространяется на всю область человеческой деятельности, а в более широком смысле — на все поле культуры. Таким образом, ритуал как инст­румент передачи культуры и текст как его объект подчинены еди­ной главной задаче, которая связана с местом человека в том типе культуры, для которого характерна преемственность. По мнению выдающегося индолога и санскритолога B.C.Семенцова, суще­ство преемственности состоит не в «передаче» некоего знания, опыта или текста, а в воспроизводстве личности Учителя. «Суще­ство трансляции традиционной культуры состоит в том, что с помощью ряда специальных приемов духовная личность Учителя возрождается в ученике. В тех случаях, когда эта передача личности имеет место, культура воспроизводится, в противном случае — нет».

Ритуал воспроизведения текстов, базирующийся на принципе «обучение — духовное рождение», имеет разработанную систему для трансляции личности, основанную на психологической пред­посылке влияния деятельности на формирование личности. Ри­туальная деятельность, заставляя ученика воспроизводить од­новременно речевые, физические и ментальные компоненты деятельности учителя, соединяла их в ученике, оказывая влияние на формирование его индивидуальной личностной структуры. Стремясь передать от поколения к поколению инвариант этой структуры, тра­диция пытается преодолеть Время, но, как и сама культура, и


 




сформированный ею человек, существует в данной конкретное темпоральное™. В этом заключается противоречие всех «традици­онных» культур, на этом основаны многочисленные дискуссии построенные на общепринятой бинарной оппозиции «традиция/ современность». Согласно этому диадному членению, к традиции относят, по мнению Б. С. Ерасова, «все, что не умещается в рам­ках "нормального" прогресса и лишь допускается как побочное или периферийное образование в общей модели общества».

В индийской культуре преемственность связана не с властью косных и устаревших традиций — «традиционализмом», — а с динамической самовоспроизводимостью ценностных принципов и цивилизационных моделей, способных на глубинном уровне дать ответ на вызов любой эпохи.

В современной индийской культуре принципы трансляции тек­ста от учителя к ученику сохранились главным образом в области художественной культуры, в то время как обучение другим пред­метам перешло в институализированную систему образования (кол­леджи, университеты). На протяжении веков обучение классичес­кой музыке и танцу проходило по системе «гурукула», что предполагало профессиональную перспективу. Учеба включала про­живание в доме учителя, выполнение всех его поручений, посто­янную готовность к занятиям под его руководством. В наши дни эта система сохраняет свое значение для тех, кто собирается по­святить искусству всю жизнь, в отличие от изучения его как од­ной из дисциплин в учебном заведении. Американский музыко­вед, специалист в области индийской музыки Д. Ньюмен, который учился в Индии по традиционной системе, так оценивает отно­шения учителя и ученика: «Институт "гуру-шишья" — это отно­шения между мастером и учеником... Для личности музыканта они составляют первичные человеческие отношения и являются ос­новой непрерывности музыкальных традиций поколений. Гуру не только обучает ученика музыке, он помогает ему понять свою роль музыканта, задает модель. Личность музыканта всегда в ка­кой-то мере формируется под влиянием личности учителя, а тот, в свою очередь, был сформирован своим учителем, и так далее по линии обучения, которая и создает школу». Таким образом, практика подтверждает мысль о трансляции личности как глав­ной задачи процесса передачи традиции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2610 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.