Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Синкретизм и взаимообусловленность духовных, социальных и художественных элементов в культуре Индии




Одной из главных черт индийской культуры является ее ком­плексный характер, слитность религиозных, социальных, эсте­тических аспектов. Неразрывно связаны в ней религиозные веро­вания, ритуалы, нормативная мораль, эстетические идеалы,


социальные институты. Ни одно из явлений индийской культуры не может быть понято без учета его широкого социокультурного контекста, связи с другими ее аспектами и их семантики. Этот внутренний синкретизм свойствен и самой человеческой жизни, что отражено в древнеиндийском учении о триварге — трех целях человеческой жизни: дхарме, артхе и каме. Дхарма предполагает следование закону Долга, артха — достижение материального бла­госостояния, а кама — чувственное наслаждение, к которому от­носили и все виды искусства. По традиции считалось, что человек должен преследовать все эти цели поочередно на разных этапах своей жизни — ашрамах. Таким образом, культура допускает од­новременно чувственность и аскетизм, полноту жизни и уход от нее, эротику и мистицизм.

Эта взаимосвязанность различных аспектов культуры и конк­ретного жизненного опыта особенно ярко проявляется в сфере эстетики и художественного творчества, которое до недавнего вре­мени не представляло собой отдельной области культуры, а было частью религиозных и социальных ритуалов. В искусстве слиты воедино материально-чувственные и трансцедентальные черты. Сам материал искусства сакрализуется: звук божествен по природе, танец — ритмическое выражение космической энергии бога Шивы. Процесс передачи искусства от богов к людям имеет социально-кастовые импликации.

Связь религии и искусства

Наиболее ранние рассуждения о природе искусства мы нахо­дим в «Натья Шастре», трактате по искусству драмы, музыки и танца, авторство которого приписывается легендарному мудрецу Бхарате. Происхождение «Натья Шастры», которая датируется пе­риодом между V в. до н.э. и I в. н.э., легендарно — она называется «Пятой Ведой», которая была доступна для всех каст, включая и низшие. С проблемами эстетического опыта связаны и такие трак­таты, как «Кавьяаланкар сутра» (VII в. н.э.) и знаменитый труд выдающегося индийского мыслителя Абхинавагупты, представи­теля философской школы веданты, «Абхинавабхарати» (XI в.), который, согласно традиции комментирования текстов, представ­ляет собой комментарий к «Натья Шастре». Эстетическое наслаж­дение приравнивается здесь к понятию высшего блаженства в ве-дантийской философии.

Связь эстетического и религиозного опыта представляет собой одну из характерных черт индийской культуры в целом. Извест­ный современный исследователь индийской культуры А. Кумара-свами считает искусство в основном духовной деятельностью, по­скольку оно утверждает скорее идеализированную модель мира, чем подражательную. Он рассматривает художника как провидца,


 




находящего форму для выражения своих идеалов и проходящего в этом процессе через экстатическую стадию. Суть творчества, хотя оно и связано с чувственным опытом, лежит в ощущении гармо­нии сочетания элементов, а критерием является не сходство с перцептуальным опытом, а единство и гармония пропорций. «Суть индийского отношения к миру, — пишет Кумарасвами, — в по­стоянном интуитивном прозрении единства всей жизни и в ин­стинктивном и незыблемом убеждении, что признание этого един­ства — это высшее благо и настоящая свобода».

Несмотря на признание Дхармы высшей из трех целей челове­ческой жизни и спиритуализацию художественного творчества, чувственный опыт также играет огромную роль во всех сферах индийской культуры, от мифологии до семейных отношений. Кама, чувственная любовь, институализируется, становясь, наряду с ар-тхой, благосостоянием, основным содержанием второй из ашрам. По сути дела, вся творческая деятельность попадает под катего­рию «кама», целью которой является достижение счастья и удо­вольствия. Хотя индийские эстетики объясняли любовь и красоту через их родство с высшим состоянием духа, свободного от зем­ных желаний, большая часть индийского искусства — это гимн чувственной любви и земной красоте. Чувственный и духовный элементы сливаются в представлении о мире как постоянной игре, трансформирующей повседневную жизнь в священную «лилу», рас­пространяющей свой театрализованный способ обозначений на всю культуру. Многие ритуалы в индийской культуре осуществля­ются через игру, и одним из самых интересных является «Кришна Лила» — любовные игры Кришны с пастушками, описанные в «Бхагавата Пуране» и послужившие основой для многочисленных поэм, драматических представлений, песен, танцев, скульптур и миниатюр. Поскольку игра в индуизме воспринималась как выра­жение религиозной деятельности человека, это отношение рас­пространилось и на искусство, которое в Индии неотделимо от религии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 539 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.