Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Расцвет культуры. Возникновение буддизма




Уже к IV в. до н.э. картина духовной жизни Индии становится весьма разнообразной. Возникают и развиваются новые религиоз­ные и философские учения — буддизм и джайнизм, направленные против кастовой системы. Постепенно буддизм институализирует-ся и становится государственной религией, а затем распространя­ется за пределы Индии — в Китай, Японию, страны Юго-Вос­точной Азии, где остается живой религией до наших дней. В самой Индии судьба буддизма была сложной. Во многом она связана со становлением принципов государственности, которое происхо­дило на фоне новых завоеваний, повлиявших на формирование культуры северной Индии. Через северо-запад Индии прошли пер­сидские войска, а Александр Македонский после победы над Пер­сией также предпринял поход на Индию. Влияние культуры ан­тичной Греции прослеживается в индийском искусстве, в частности в так называемой греко-буддийской скульптуре. После отступления армий Александра начинается период объединения индийских земель под властью династии Мауриев. Это было время великого расцвета индийской культуры и цивилизации. Много­численные путешественники со всех сторон света прибывали в столицу царя Чандрагупты. Они описывали роскошь царского двор­ца, вызывавшего восхищение и удивление. Жизнь при дворе была


заполнена изысканными развлечениями и пышными праздниками. Идеал человека того времени — горожанин, богатый и остроум­ный, умеющий поддержать светскую беседу, охотиться, ценящий искусство и красоту. Гедонистический образ жизни не означал, од­нако, отсутствия порядка и государственного контроля. Напротив, правительственные структуры отличались прекрасной организаци­ей: военная и гражданская администрация, сбор налогов, регист­рация рождений и смертей, надзор над функционированием ирри­гационной системы, судопроизводство и система наказаний, строительство дорог — все это входило в задачи управления. Особо­го расцвета достигла империя Мауриев при царе Ашоке, приняв­шем буддизм и придавшем ему статус государственной религии. Многие этические положения буддизма, закрепленные в эдиктах Ашоки, стали неотъемлемой частью всей индийской культуры в ее повседневном функционировании. Так, одним из таких положе­ний, основанном на вере в цепь перерождений, является святость жизни всех живых существ, что объясняет столь распространенное, а часто и строго вменяемое в норму вегетарианство.

Религиозный плюрализм

Важной частью проповедуемого Ашокой кредо была веротер­пимость. Благодаря этому появились различные религиозные мис­сии, расширились связи с внешним миром. Наряду с расцветом буддизма древнее учение брахманов продолжало существовать, рас­цветали основанные на нем школы философии, кастовая система доказала свою прочность, а буддийские учения были во многом инкорпорированы в более широкую картину мировосприятия. Сам Будда со свойственной брахманизму, а затем и индуизму инкор-поративностью стал считаться одним из перевоплощений Виш­ну — одного из трех основных божеств индуизма. К XI в. н.э. буд­дизм практически утерял свое значение как живой религии в Индии, хотя некоторые положения его учения вошли в доктрину индуизма, памятники почитаются как святыни, а лучшие образ­цы буддийского искусства (ступы — реликварии1, имевшие вид опрокинутой чаши, рельефные и скульптурные изображения са­мого Будды и сцен из его жизни, фресковая живопись в скальных храмах) вошли в сокровищницу индийской художественной куль­туры. До сих пор в Индии существуют действующие буддийские монастыри, центры по изучению буддийских священных текстов, а к месту рождения легендарного Будды совершаются паломниче­ства.

Джайнизм, возникший одновременно с буддизмом, хотя и не был никогда массовой религией, существует в Индии и в настоя-

Реликварий — вместилище для хранения реликвий.


щее время. Его приверженцы составляют около 2 — 3 млн человек (т.е. 0,5 % населения Индии), живут эндогамными общинами, со­блюдая нормы и принципы своей религии, среди которых — стро­гое вегетарианство, непричинение вреда никакому живому суще­ству, веротерпимость. В основном джайны сосредоточены в городах, занимаются ремеслом и торговлей и играют заметную роль в эко­номической жизни страны.

Эти два течения (индуизм и джайнизм) в ходе истории стали занимать в картине религиозной жизни второстепенное положе­ние, будучи оттесненными на второй план индуизмом, который до настоящего времени является самой распространенной рели­гией в Индии, представляя собой сложный комплекс религиоз­но-философских, культурных, социальных, эстетических пред­ставлений.

После ряда периодов раздробленности в IV—V вв. наступило воссоединение страны при династии Гуптов, которое принесло новый расцвет индийской культуры. Сотнями и тысячами созда­вались прекрасные произведения зодчества и скульптуры, шедев­ры поэзии и драматургии, имеющие непреходящее значение для мировой культуры, такие, как драмы и поэтические произведе­ния Калидасы. Разрабатывались эстетические учения, высокого уровня достигло драматическое искусство. Но с VIII в. начинается период мусульманских завоеваний. Мощный поток чужеземцев хлы­нул с северо-запада, неся с собой ислам с его четко выраженной идеологией. Ислам пришел в Индию и как религия, и как полити­ческая сила.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2036 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.