Начало исламизации Индии было положено в 1000 г. походом в Индию султана Махмуда из Газни. Великий мыслитель и ученый Аль Бируни писал: «Индусы превратились как бы в песчинки, разметанные во все стороны, в древние сказания в устах людей». Это завоевание, стоившее государствам Северной Индии политической свободы, не затронуло юг Индии, где продолжала существовать самобытная цивилизация, формой государственности была империя, управляемая династией Чолов, процветали ремесла и искусства, развивалось городское строительство и храмовая архитектура.
Завоеватели Северной Индии, тюрки по происхождению, обладали способностью ассимилировать чужую культуру, в то же время сохраняя статус правителей. Они включились в социальную и культурную жизнь Индии, их династии стали индийскими династиями, индианизируясь сами, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа. Пришедшие В Индию в конце XII в. афганцы были близки индийцам по языку и культуре.
Индия стала для них родиной, а Дели — столицей нового государства, Делийского Султаната, провозглашенного Кутуб-уд-Ди-ном Айбеком, чье имя вошло в культурную историю Индии благодаря построенному им архитектурному сооружению — Кутуб минару, ставшему достопримечательностью не только Дели, но и всей Индии. В столицу хлынули потоки переселенцев из Ирана и Средней Азии, спасавшиеся от монгольских армий. Среди них были ученые, художники, поэты, ремесленники. Это сделало Дели крупным центром исламской цивилизации, в нем строились многочисленные дворцы, разбивались сады, культивировались всевозможные удовольствия. К середине XIV в., времени правления династии Туглаков, на месте нынешней столицы существовало пять городов — пять Дели. Это был последний взлет цивилизации Султаната, разгромленного в 1398 г. Тимуром, тюрко-монголом по происхождению. С этого времени Дели приходит в упадок, но по всей Индии возникают новые центры мусульманской культуры — Агра, Лакхнау, Хайдерабад и др. С XVI в. Индией правят Великие Моголы — династия, начало которой положил выходец из Ферганы, правитель Кабула Бабур.
Взаимодействие культур
В Центральной Азии начиная с XV в. происходит активное взаимодействие персидских и тюркских элементов. Их синтез, перенесенный на индийскую почву, стал основной чертой могольской цивилизации. Тюрки по происхождению, моголы усвоили персидские традиции и образ жизни. Они любили войну и охоту, но в то же время увлекались шахматами, поэзией, музыкой. В период своего расцвета, при правлении Акбара (1556—1605) империя расширилась к востоку и югу, до Декана. Административная система ориентировалась на привлечение к управлению индусских правителей — раджпутов. Мусульмане и индусы поддерживали контакты во многих областях социальной жизни. Индианизации мусульманских правителей способствовали смешанные браки. Взаимодействие индуистской и мусульманской культур можно проследить в области языка, архитектуры, музыки, ремесел. Тем не менее эти взаимодействие и взаимопроникновение распространялись лишь на определенные области культуры, в основном художественной, не затрагивая основ существования местного населения Индии: религиозных представлений, этических норм, социальных отношений, образа жизни. Индийское общество, отличающееся высокой степенью ассимилятивности, легко включающее в свой структурный конгломерат новый клан или племенную общину, столкнулось с религиозным верованием, опирающимся на понятие целостной общины. Поэтому ассимиляция затронула в основном придворные круги, в которых она культивировалась как
желанная цель. Отношения индуистских и мусульманских общин всегда были и остаются сложными и неоднозначными, что во многом объясняется внутренней гетерогенностью каждой из них. Что касается обращения в ислам местного населения, оно происходило в основном в родоплеменных общинах северо-запада, в городах Гангской долины и некоторых южных районах, в среде купечества и крестьянства. Новообращенные сельские жители продолжали соблюдать традиционные индийские обряды, поклоняться местным святыням. Часто ислам приходил к крестьянам через суфиев, которые утверждали, что Аллах дарует милость всем, независимо от вероисповедания. Среди индийских мусульман нарастало стремление к культурно-религиозному синтезу, ярко выраженное в творчестве великого поэта и религиозного деятеля Кабира, жившего в конце XV— начале XVI в. Оно отражало интересы мощного движения низших классов, для которых ислам и индуизм были внешним выражением единой общей истины. Сходные настроения при дворе выразились в попытке Акбара создать духовное единство империи при помощи новой религии — Дин-и-иллахи («божественная вера»). Хотя в области религии исламо-индуистский синтез остался утопией, он дал прекрасные результаты в области художественной культуры — архитектуры, живописи, музыки, танца. Индомусульманское искусство — это прекрасные памятники зодчества, среди которых жемчужина индийской архитектуры — Тадж Махал, приравниваемый к чудесам света, это различные школы миниатюрной живописи, это новые формы классической музыки и танца.
Сикхизм
С упадком могольской империи, начавшемся с XVII в., в обществе растут националистические настроения, особенно среди раджпутов, все большую популярность приобретают реформаторские движения, которые существовали и ранее, но в сектантских рамках. Одно из таких движений — сикхизм — обрел статус самостоятельной религии и во многом определил социокультурную жизнь некоторых областей севера Индии. Он возник на севере, в Пенджабе, в XVI в. Его легендарный основатель — Гуру Нанак призывал к объединению мусульман и индуистов, проповедовал идеи добра и любви, воплощенные в божестве. Сикхизм был основан на принципах всеобщего равенства, свободы от кастовых различий и ограничений, что способствовало росту его популярности. Это, в свою очередь, вызвало репрессии по отношению к сикхам со стороны исламских правителей. В ответ на это сикхи создали военную организацию — кхалъса, принципы которой остаются организационным ядром сикхской общины до сегодняшнего дня. Община сикхов в современной Индии, хотя и не очень
многочисленная (около 6 млн человек) и локализованная в штате Пенджаб, весьма влиятельна в политическом и экономическом отношении. Сикхи сохранили все дистинктивные внешние атрибуты своей религии, существующие со времени создания кхальсы сикхским гуру Говинд Сингхом, известные как «5 к»: «кеш» — длинные волосы, «канга» — гребень, «кара» — браслет, «кирпан» — кинжал, «качча» — особый род нижнего белья. Благодаря этим атрибутам сикхи легко узнаваемы среди других жителей Индии.