Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Связь чувственного и духовного опыта




Слитность чувственного и духовного опыта наиболее ярко мож­но проследить на примере философии бхакти, которая стала ос­новой мощного художественно-поэтического течения в средневе­ковой Индии. Оно во многом связано с переменами в религиозной жизни Индии, с распространением вишнуизма1. Вишну, одно из основных божеств индуизма, известен, в основном, в своих пере-

1 Основными божествами индийского пантеона считаются: Брахма — созида­тель жизни, Вишну, который ее поддерживает, и Шива, воплощающий разруши­тельное начало. Индуизм имеет два основных направления — вишнуизм и шиваизм.


воплощениях — аватарах, наиболее популярным из которых был

Кришна.

Кришнаистское бхакти было широко распространено в Индии с XII по XVI в., а новый взлет популярности кришнаизма прихо­дится уже на вторую половину XX в. Одним из первых поэтичес­ких воплощений легенды о Кришне и его возлюбленной пастуш­ке Радхе стала поэма «Гита Говинда», написанная в XII в. бенгальским поэтом Джаядевой. Несмотря на эротическую окрас­ку, с точки зрения философии бхакти поэма аллегорична, так как символизирует стремление индивидуальной человеческой души, воплощенной в образе Радхи, к слиянию с Божеством, персонифицированном в Кришне.

Мистическая любовь, облаченная в чувственные формы, стала излюбленной темой поэзии бхакти. Ее расцвет связан с деятель­ностью выдающихся религиозных философов индийского Сред­невековья — Чайтаньи, Рамануджи, Валлабхачарьи, которые учи­ли, что для достижения спасения от горестей жизни нужно идти по пути любви-бхакти. Эти же идеи были выражены в поэтиче­ской форме выдающимися поэтами Сур Дасом, Тульей Дасом, Видьяпати, Мирой Баи и др. Для многих поэтов-бхактов харак­терно обращение к стихии народного праздника, карнавальной культуре, которая служит фоном для любовных игр Кришны и

пастушек.

Чувственный характер литературы бхакти объясняется в ком­ментарии Валлабхачарьи к X главе «Бхагавата Пураны», где этот выдающийся философ-реформатор выражает свое отношение к любовным играм Кришны как к совершенному выражению и воплощению основной категории древнеиндийской эстетики — «раса» — эстетического переживания, настроения или чувства. Ос­новы теории раса заложены в «Натья Шастре». Сущность раса зак­лючается в самой природе эстетического переживания и в том наслаждении, которое оно дает подготовленному зрителю. Содер­жание этого понятия динамично и скорее интуитивно угадывает­ся, чем рационально определяется. Большой вклад в разработку этого понятия внес выдающийся индийский философ, предста­витель школы веданта, Абхинавагупта, живший в XI в. Он при­равнивает эстетическое наслаждение к понятию трансцеденталь-ного высшего блаженства («ананда»). Валлабхачарья, развивая это учение, соединяет эмоцию, чувственность, интеллект в понятии «всеохватывающей любви», которая имеет для него смысл не чув­ственного желания и не эстетической эмоции, а высшего чув­ства, идущего от души по направлению к божеству и носящего религиозный характер.

Движение бхакти было высшей точкой слияния религиозных и чувственно-эротических мотивов в индийской культуре. Поэзия и другие виды искусства этого периода вобрали в себя и религиозные


 




учения, и традиционные мифологические образы, и живое чув­ство художника, и богатейший материал окружающей природы.

Соединение духовного и чувственного начал характерно и для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное, и духовное, эстетическое, пережива­ния. Искусство становится силой, способной преодолеть разоб­щенность людей, которая существует даже в страстной экстати­ческой любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих.

Индийское искусство связано не только с религией, оно ни­когда не рассматривалось отдельно от жизни общества. В широком понимании, искусство, по определению индийского искусство­веда С. Пандита, — это «систематическое и организованное при­менение энергии и мастерства для выполнения человеческого пред­назначения». Искусство не изолируется от потока жизни, а утилитарное и прекрасное не вступают в противоречие, являясь частями единого социального комплекса.

В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдаются восторг перед жизнью, природой, наслаждение бытием, развитие музыки, литературы, живописи, танца, театра, внимание к про­блемам любви как чувственного опыта и эстетического пережива­ния. В то же время в этой культуре всегда звучал призыв к аскетиз­му, освобождению от мирского зла. Социальные и религиозные течения материализовались в памятниках искусства, носящих ха­рактер культовых сооружений, таких, как буддийские ступы или сикхские гурдвары.

Искусство относится по индийской традиции к сфере «кама» — чувственного опыта. Эта сфера занимала полноправное место в жизни каждого человека, а любовная страсть с древности стави­лась на первое место среди всех других чувственных наслаждений. Наука о любви зародилась в Индии еще в ведические времена, наряду с другими школами знания — грамматикой, геометрией, астрономией, медициной. Эротика в Индии была одновременно наукой и искусством, ее целью являлось научить человека как можно лучше контролировать свои сексуальные стремления, что­бы он мог оставаться полезным членом семьи, общества и вно­сить свой вклад в его процветание. Любовь и ее радости рассмат­риваются как одно из высших наслаждений земной жизни. Это объясняется значимостью, которую индийская культура придава­ла стадии домохозяина: напряжение и трудности семейной жизни и социальных обязательств вырабатывают дисциплину, полезную для подготовки к конечному этапу жизни — отходу от плотских желаний, духовному существованию. Место, отведенное для чув­ственного наслаждения, дает возможность регулировать его, а не подавлять, что, в конечном итоге, помогает развитию гармонич­ной личности. Принято считать, что когда кама регулируется и дис-


циплинируется, она ведет к счастью и блаженству, когда нет — к несчастью и разложению личности человека. Таким образом, твор­ческая философия камы является этической в своем основном значении, и это главная причина того, что этика и эстетика ни­когда не дифференцировались в индийской традиции.

Различные аспекты индийской культуры теснейшим образом переплетены между собой, что часто приводит к трудностям в их анализе и дифференциации. Этические и эмоциональные, при­родные и цивилизационные аспекты настолько тесно переплете­ны между собой, что делают вычленение какого-либо элемента практически невозможным без учета всего его социокультурного контекста. Именно это делает индийскую культуру такой сложной для восприятия представителями других культур. Но эта комплекс­ность является одновременно и очень привлекательной чертой, определяя неповторимый и самобытный облик культуры. В то же время в ней проявляются универсальные черты и принципы, род­нящие ее с другими культурами, в том числе и нашей собствен­ной. Вл. Соловьев в свое время точно заметил, что освоение од­ним народом культуры другого народа «не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, понять и усвоить положи­тельную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины». Эти слова особенно актуаль­ны сейчас, когда проблемы гуманизации жизни, взаимопонима­ния и межкультурной коммуникации являются особенно насущ­ными и актуальными.

Литература

Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991. Боги, брахманы, люди. — М., 1969.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. На­ука. Религия. — М., 1980.

Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 1985.

Гусева Н.Р. Многоликая Индия. — М., 1987.

Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. — М., 1984.

Джатаки. — М., 1979.

Дюмезиль Ш. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., 1990.

Искусство стран Востока. — М., 1986.

История и культура Древней Индии: Тексты. — М., 1990.

Литература Древнего Востока: Тексты. — М., 1984.

Махабхарата. — М., 1992.

Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1989.

Нет жизни без Кришны: Из средневековой индийской поэзии / Под ред. Н.Сазановой. — М., 1992.

 

Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. - М., 1987.


Рамаяна. — М., 1986.

Серебряков И.Д. Литературы народов Индии. — М., 1985.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается единство индийской культуры, какие вы можете назвать теории, подтверждающие это?

2. Дайте краткую характеристику протоиндийской цивилизации.

3. В чем состоят социокультурные особенности индоарийской циви­лизации?

4. Каково происхождение кастовой системы в Индии? Какие теории происхождения и сущности касты вы можете назвать?

5. Каковы основные философско-религиозные учения в Индии, в чем заключается их значение для индийской культуры?

6. Охарактеризуйте индомусульманский культурный синтез как при­мер взаимовлияния культур.

7. Раскройте сущность преемственности как одного из основных ме­ханизмов индийской культуры.

8. Расскажите об основных памятниках индийской культуры и их роли в формировании личности и социума.

9. В чем заключаются этическая направленность эпических поэм Древ­ней Индии и их воспитательное значение?

10. Раскройте основные особенности учения бхакти и его роль в ин­
дийской культуре.

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Периодизация

Прежде чем перейти к сути рассматриваемой проблемы, остано­вимся (по необходимости предельно кратко) на периодизации ис­тории Японии и основных особенностях каждого периода, без чего наши дальнейшие рассуждения вряд ли найдут должное понимание.

1. Палеолит (40—13 тыс. лет назад). Памятники палеолита, от­крытые только в послевоенное время, немногочисленны, а их ат­рибуция вызывает много вопросов. Антропологический состав на­селения неясен.

2. Период Дзёмон (неолит) (13 тыс. лет до н.э. — III в. до н.э.). Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом («дзёмон»). Хозяйственные занятия: собирательство, охота, рыболовство (реч­ное и морское). Основная часть населения (его численность оцени­вается в 1 млн человек) концентрируется в северовосточной части Хонсю. Культура дзёмон распространена на всей территории ар­хипелага (от Хоккайдо до Рюкю).

3. Период Яёй (бронзово-железный век). Назван по специфиче­скому типу керамики, впервые обнаруженной в Яёй (район Токио).


В это время наблюдаются крупные миграции с материка (в основ­ном через Корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших на архипелаг культуру заливного рисосеяния, технологию производства металлов (бронзы и железа), шелкотка­чество. Процесс смешения с местным населением (видимо, аустро-незийского происхождения) приводит к появлению протояпон-цев и протояпонской культуры. Основной ареал распространения: север Кюсю и Центральная Япония. Ввиду малозаселенное™ ука­занных регионов процесс переселения не сопровождался круп­ными конфликтами. Население Хоккайдо и Кюсю не усваивает культуру рисосеяния и технологию производства металлов, про­должая традиции дзёмон, с чем и связано их историческое отста­вание. Численность населения оценивается в 3 млн человек.

4. Период Кофун (курганный) (III — VI вв.). Назван так по мно­
гочисленным масштабным похоронным сооружениям курганного
типа, свидетельствующими о значительной социальной диффе­
ренциации.

Становление протояпонского государства (самоназвание — Яма-то), сопровождавшееся многочисленными военными столкнове­ниями.

5. Период Асука (552 — 646). Назван так по местонахождению
резиденций царей Ямато в районе Асука (Центральная Япония).
Окончательное становление японской государственности. Начи­
нается распространение буддизма, призванного в это время сыг­
рать роль общегосударственной идеологии. Активное (включая во­
енное) присутствие на Корейском полуострове.

6. Период ранняя Нара (646 — 710). В социально-историческом и
культурном отношениях образует неразрывное единство с перио­
дом Нара (710 — 794), характеризующимся масштабными заим­
ствованиями из Китая (письменность, ранжирование чиновниче­
ства, теория и практика управления и т.д.). В 646 г. формально
начинается длительный период реформ, ставящих своей целью
превращение Ямато в «цивилизованное» на китайский манер го­
сударство. Создание первых законодательных сводов. Провозгла­
шение государственной собственности на землю, становление
надельной системы землепользования. Отказ от прямого вмеша­
тельства в дела государств Корейского полуострова.

7. Период Нара (710 — 794). Назван так по местонахождению
первой постоянной столицы Японии в городе Нара. Смена на­
звания страны на Нихон («там, откуда восходит солнце»). Воз­
никновение и активное развитие бюрократического аппарата.
Появление первых нарративных письменных памятников (ми-
фологическо-летописные своды «Кодзики» и «Нихонги»). Социаль­
но-политическая борьба между служилой знатью (среди которой
было много выходцев из Кореи и Китая) и родоплеменной арис­
тократией приводит в конце периода к определенному усилению


консервирующих тенденций в духовной культуре и ослаблению роли буддизма в общегосударственной идеологии за счет синтоиз­ма, проявившего значительную силу в части самоорганизации. Осу­ществление эффективного контроля над сбором налогов и про­винциями.

8. Период Хэйан (794— 1185). Назван так по местонахождению
новой столицы — Хэйан (букв, «столица мира и спокойствия»),
совр. Киото, которая формально остается столицей, т.е. резиден­
цией «сына неба», «императора», до 1868 г. Отмечен тенденциями
упадка государственной власти, связанной с утерей монополир
государства на землю, крахом надельной системы и образованием
сёэн — усадеб, находившихся в частном владении аристократии
Прекращение контактов с Китаем и Кореей на официальном уров­
не, возникновение блестящей аристократической культуры, явив­
шейся синтезом континентальной и местной. Появление слоговой
азбуки, на основе которой создаются многочисленные прозаи­
ческие и поэтические произведения. Доминирование в придвор­
ной жизни рода Фудзивара.

9. Период Камакура (1185— 1333) (сёгунат Минамото). Называ­
ется так по ставке военного правителя (сегуна), первым из кото­
рых был Минамото Ёритомо. Пренебрежение делами управления,
наблюдавшееся в конце периода Хэйан, изнеженность родопле-
менной аристократии привели к установлению социального гос­
подства самураев. Тем не менее «император» всегда оставался вер­
ховным жрецом синтоизма, и попыток свержения правящей
династии не наблюдалось. В среде самурайства — период классиче­
ского феодализма с развитыми вассальными отношениями. В XIII в.
были предприняты две неудачные попытки вторжения на терри­
торию Японии монголов, что оказало большое влияние на про­
цесс самоосознания японского этноса. Распространение дзэн-буд­
дизма как религии самураев. Появление феодального эпоса, в своем
изображении смещающего акцент с утонченного индивида на пред­
ставителей военного сословия. В связи с утерей политической ста­
бильности распространение получают эсхатологические настрое­
ния, имеющие буддийскую окраску.

10. Период Муромати (1392— 1568) (сёгунат Асикага). Называ­ется так по ставке сегунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Постоянные феодальные междоусобные войны. В конце периода — рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами (миссионе­рами).

11. Период Эдо (1603— 1867) (сёгунат Токугава). Назван так по ставке сегунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства (в котором сё-


гуны Токугава справедливо увидели угрозу внутриполитической и культурной стабильности) сопровождалось добровольным закры­тием страны, когда все контакты с внешним миром были сведе­ны к минимуму. Бурный рост городов, городской культуры, эко­номики, населения. Неоконфуцианство (чжусианство) становится официальной идеологией. Всемерная регламентация жизни всех слоев населения окончательно формирует тот тип менталитета, который мы называем «японским».

12. Период Мэйдзи (1868— 1911). Назван так по девизу правле­ния императора Муцухито — «светлое правление». Не в силах про­тивостоять нарастающему военно-политическому давлению запад­ных держав Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индуст­риального государства с сильной армией. Реформы, носившие рево­люционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возвращения к правопорядку древности, т.е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сегунах. Наблюда­ются бурное промышленное развитие, широкая вестернизация, при которой, однако, удается сохранить национальную аутентичность (во многом за счет сознательного нагнетания националистических настроений). Военная экспансия в Корею и Китай.

Среда обитания

Островам Японского архипелага присущ ряд разнообразных и разнохарактерных экологических факторов, которые оказали зна­чительное влияние на стиль жизни японцев, их менталитет, куль­туру и историю.

Одной из основных особенностей географического положения Японии принято считать изолированность от материка, что ока­зало огромное влияние на жизнь ее обитателей. Однако следует иметь в виду, что отделенность нынешней Японии от материка — явление историческое, т.е. временное. В эпоху плейстоцена Япо­ния была связана с материком сухопутными мостами. Считается, что во время максимального оледенения вюрмского периода уро­вень океана был на 140 м ниже нынешнего. Это позволяло прони­кать в Японию переселенцам из разных частей Азии. Таким обра­зом, ранняя культура обитателей Японского архипелага, их хозяйственный уклад формировались в результате тесного взаи­модействия различных этнических элементов. Достаточно замет­ные инокультурные этнические вливания продолжались вплоть до VII в. н.э. В условиях, когда национальная культура еще не сфор­мировалась, это создавало определенный «фон терпимости» (на уровне поведенческих реакций) по отношению к многообразию социального и хозяйственного мира.


Данное утверждение также справедливо и в отношении мира природного. В отличие от Северной Америки и Северной Европы в Японии не наблюдалось глобального оледенения во время лед­никового периода, закончившегося приблизительно 10 тыс. лет назад. Растительный мир не претерпел катастрофических измене­ний даже в самые холодные времена. Процесс оледенения вызвал не столько исчезновение определенных видов флоры, сколько их отступление к югу. С концом же оледенения эти виды постепенно начали свое продвижение к северу. В связи с этим нынешняя Япо­ния располагает чрезвычайно большим разнообразием раститель­ного мира, в том числе эндемичными растениями дочетверичного периода.

Подобным же разнообразием отличается территория Японско­го архипелага с точки зрения рельефа и — в силу своей вытянуто-сти в меридианном направлении — в климатическом отношении.

Современная Япония представляет собой страну, образованную приблизительно четырьмя тысячами островов. Однако ее основная территория — это четыре крупных острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. На их территории не существует точки, откуда расстоя­ние до моря или океана превышало бы сто плюс несколько десят­ков километров. Рельеф являет собой сочетание гор (около 75 % суши) и равнин. Причем на любом широтном срезе представлены как равнинные, так и горные участки. Таким образом, каждый из регионов Японии обеспечивает сосуществование трех зон, весьма отличных по своим природным условиям, на основе которых в са­мой непосредственной близости друг от друга в исторический пе­риод получили полноформатное развитие три хозяйственно-куль­турных комплекса: морской, равнинный и горный (рыболовецкий, земледельческий, охотничье-собирательско-земледельческий).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.