Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Закат великой цивилизации и рождение личности




Конец II — начало I тысячелетия до н.э. — это период упадка культуры древних царств. Например, «...военное и политическое могущество Вавилонии, — пишет И. Клочков, — идет на убыль. Заметно уменьшилось население самого Вавилона... Ухудшилось и то, что современные социологи называют "качеством жизни": дома строились значительно хуже, менее разнообразной стала утварь и т.д. Одновременно с упадком городов шло запустение сельских поселений и сокращение возделываемых площадей... Все это не­удивительно, если вспомнить о внешнеполитических событиях эпо­хи: беспрерывные войны и нашествия извне не могли не истощить страну». Нарушаются сословные и традиционные отношения меж­ду людьми, человек все меньше следует древним законам и не мо­жет, как прежде, быть уверенным в своей безопасности. Государ­ство и царь становятся слабее, зато расширяется область личной жизни и свободы отдельного человека. Однако мироощущение че­ловека пока остается прежним, и именно это рождает сложные проблемы и коллизии. Человек видит, что миропорядок рушится, он пытается это осмыслить и не может. Ведь за порядок в мире отвечают прежде всего боги, но они делают что-то непонятное. Рас­пространенными становятся мотивы сомнения и горечи. В старова­вилонских поэмах о «Невинном страдальце» и «Вавилонской тео­дицее» можно прочесть: «Ты ведь стоишь на земле, замыслы бога


далече»; «Научишь ли бога ходить за тобой, как собаку? То он хо­чет от тебя обрядов, то не спрашивай бога, то чего-то иного».

Человек эпохи заката культуры древних царств не понимает, почему боги перестали выполнять свои обязанности, хотя чело­век делает все, что положено. Зато много других людей, прямо нарушающих божественные заветы и законы, живут припеваючи. «Понятно, — пишет И. Клочков, — когда страдают наказываемые богами нечестивцы, но почему участь их делит человек благочес­тивый?» Из текстов видно, до чего договаривается растерявшийся человек I тысячелетия до н.э.: один из героев поэмы говорит: «Что хорошо человеку, всегда плохо его богу». Для предыдущих эпох это было прямое кощунство, отрицание богов. Но в этот пе­риод человек как бы уже не может рассчитывать на богов, миро­здание рушится, он остается один на один с собой. А это, как известно, — одно из условий рождения индивидуальности и лич­ности человека. Если человек не может опираться на богов, он начинает искать самостоятельные опоры в себе (в своей душе) и вне себя — в поддержке других людей.

Но было еще одно обстоятельство, подталкивающее человека к осознанию своей личности. Это проблема послесмертного бы­тия. Архаический человек думал, что после смерти его душа про­сто переселяется в страну мертвых, где по сути все так же, как и в этой жизни. И древний египтянин мыслил сходным образом. Но вот шумеры и вавилоняне считали, что загробная жизнь не толь­ко безрадостна, но и просто ужасна. Раз жизнь после смерти так страшна, с одной стороны, складывается убеждение, что от жиз­ни на этой земле нужно взять все (как говорили вавилоняне: «Небо далеко, а земля драгоценна»), а с другой — зарождается желание жить, как боги, т.е. вечно.

Вот эти два основных индивидуальных мотива («прожить, как хочется» и «жить вечно», как боги) начинают обдумываться чело­веком I тысячелетия до н.э. Однако в культуре древних царств эти проблемы только были поставлены. Свое разрешение они получа­ют уже в следующей культуре — античной. В частности, великий философ античности Платон будет доказывать, что человек дол­жен жить не как хочется, а справедливо и для блага (богов, госу­дарства и других людей), а его душа сможет обрести вечность, если человек, живущий для блага, будет к тому же заниматься философией и наукой.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите два основные этапа, которые в своем развитии прошли религиозные воззрения людей древнего мира.

2. Каковы представления архаических людей о душе и духах?

3. Чем представления о богах отличаются от анимистических пред­ставлений?


4. Каким образом архаический человек мог общаться с душами и ду-

XaM5* Объясните, как анимистические представления способствовали Формированию архаических практик.

6. Приведите пример архаических воззрений, сохранившихся в наше

BPC7 \акие свойства в древних государствах приписывались богам?

8. Каково понимание смерти в архаической культуре и культуре древ­них царств.

9 Охарактеризуйте мироощущение человека древних царств^

10. Почему египетские пирамиды имели форму пирамиды? Каково было их культурное значение?

11. Кризис религиозных воззрений на рубеже II-I тысячелетии

Д° *12Э Опишите ситуацию, обусловившую формирование в древнем мире индивидуальности и личности.

Литература

Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. - М.; Л., 1982

Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. -

М' 'Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. - М., 1977.

Тейлор Э. Первобытная культура. — М., ту.

Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996.

Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. - 1996. - № 1.







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 720 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.