Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование индивидуальности и личности человека




Естественно предположить, что в такой культуре поведение обычного человека было полностью детерминировано. На одной из глиняных табличек (а книги у шумеров и вавилонян, как изве­стно, делались из глины) написано: «Идешь на поле сражения, не размахивай руками. Герой один-единственный, а людей (обыч­ных) тьма». Но при всем том все же полной сплошной детерми­нированности жизни отдельного человека не было. Да, каждый человек занимал свое место и выполнял свои функции: один был царем, другой — воином, третий — земледельцем, четвертый —


рабом. Но по мере старения культуры, особенно начиная с III — I тысячелетий до н.э., случалось все больше бунтов, царских пере­воротов, частые войны тоже могли все поменять, наконец, кое-что зависело и от самого человека. Одни были удачливее, другие — нет, одни — трудолюбивее, другие — не очень, кто-то становил­ся фаворитом богача, а другой разорялся. Тем не менее в период расцвета культуры древних царств жизнь отдельного индивида была настолько детерминирована, что повсеместно существовала свое­образная практика определения, расчета индивидуальной судьбы человека. В некотором отношении она напоминала собой астроло­гию, но только напоминала. Дело в том, что планеты и звезды в представлении древнего человека были настоящими богами, при­чем некоторые из этих богов прямо участвовали в судьбе и жизни человека. Здесь мы вынуждены рассмотреть личные отношения человека с богами, которые сложились в период расцвета культу­ры древних царств.

Например, в Вавилоне каждый человек имел личного бога и личную богиню, а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значило «быть удачливым, счастливым, процветать». Личный бог, считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу. Кроме того, личный бог дает потомство. И действительно, И. Клочков пишет, что, участвуя во всех делах человека, личный бог конечно же не мог оставить его одного в ответственный момент зачатия потом­ства. «Из известного нам о месопотамских династиях видно, что у отца и сына были неизменно те же личные боги и богини. Из поколения в поколение бог переходил из тела отца в тело сына». Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди даже обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой.

Помимо личного бога человек зависел от многих других, уже, так сказать, общинных богов: космических (Мардук, Иштар), го­сударственных (династических), богов города, богов квартала, бо­гов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия. В связи с этим жизненные ощущения и даже чувства человека культуры древних царств существенно отличались от современных. Современный человек считает, что его жизнь, желания, воля принадлежат ему самому, обусловлены его телом и психикой. Ничего подобного, возразил бы ему древ­ний человек, источником жизни, воли и желаний является не человек, а бог и демоны или ангелы. Когда древний вавилонянин, пишет знаток шумеро-вавилонской культуры С. Крамер, «чувствует себя прекрасно, полон жизни, наслаждается богатством и душев­ным покоем, он объясняет это завидное состояние ума и тела присутствием сверхъестественных сил, которые либо наполняют его тело, либо охраняют. Наоборот, всякого рода несчастья, бо-


 




лезни и неудачи объясняются отсутствием такой защиты». Во всех культурах, кроме современной, и воля, и ум, и желания, да и сама жизнь считались привходящими, они овладевали душой че­ловека независимо от его усилий. Сам человек мог лишь способ­ствовать или сопротивляться этим силам, не более того.

Так как многие боги — это одновременно планеты и звезды, которые постоянно можно было наблюдать на небе, и так как именно боги определяли судьбу человека, возникла естественная мысль, что наблюдение за небом, планетами и звездами есть ключ к определению судьбы человека. Постепенно сложилась практика расчета судьбы, а также «хороших» и «плохих» дней. Крайний ва­риант развития этих событий мы видим в практиковавшемся в Ассирии ритуале «подменного царя». «Солнечные и лунные зат­мения, — пишет И. Клочков, — предвещали смерть или во всяком случае опасность для жизни царя. В зависимости от положения све­тил астрологи могли объявлять опасным весьма продолжительный период времени, до ста дней. Царя на это время отправляли в заго­родную резиденцию, где его именовали "землевладельцем" и подвергали различным ограничениям, тогда как во дворце поселя­ли подставное лицо, наделенное всеми внешними атрибутами вла­сти. По миновании опасного периода "подменного царя" убивали (должно же предсказание сбыться!), а истинный царь возвращал­ся в свой дворец».

Однако вспомним, что и сами боги имели судьбу, подчиня­лись ей. Что же тогда представлял собой расчет судьбы отдельного человека? Вероятно, некоторый индивидуальный сценарий функ­ций человека, составленный, что принципиально, на основе зна­ния общих функций. Другими словами, судьба отдельного челове­ка — это вариация на тему «жизни человека данного сословия, положения, богатства». Впрочем, кое-что зависело и от самого человека. «Некоторые, — читаем мы в текстах жрецов народа На-гуа, — несмотря на благоприятный знак, под которым родились, вели себя лениво — они жили несчастливо». В другом тексте про двух людей читаем:

Он имел заслуги, сам себе выговаривал: «Дела у него шли хорошо...» Он был вне себя, ничего не осуществлял, Ничего не был достоин: он заслужил только Унижение и уничтожение.

Первый из этих людей делал все, чтобы его судьба подтверди­лась, второй, очевидно, «был ленив, был вне себя» (т.е. не следо­вал судьбе, которую ему определили жрецы).

Именно в период культуры древних царств возникли первые школы и учителя. В древнем Вавилоне учитель (он же одновремен­но и писец) учил детей писать на глиняных табличках, считать,


вычислять площади полей, объемы земляных работ, вести наблю­дения за движением планет и звезд. Учитель в те времена значил больше, чем теперь. Это был не только преподаватель предмета, но и человек «мудрый», «знающий» и прежде всего в делах боже­ственных; ведь уже отмечалось, что и математика, и астрономия в той культуре понимались как дело божественное.

Анализ текстов показывает удивительную вещь: функции учи­теля и личного бога отчасти совпадают — это помощь, лечение, совет, знание, ум и т.п. Но учитель делает больше, он передает человеку «правильное лицо», развивает его. Человек становится «хозяином своего лица», он «видит себя в зеркале», он «мудр». Здесь мы имеем максимально возможное в древнем мире прибли­жение к пониманию того, что такое культурный человек. Но и преувеличивать это приближение нельзя. В конце концов, учат соблюдать закон, дисциплину и лишь отчасти самостоятельнос­ти, активности, обращенной на самого себя. Основной мотив учи­тельских наставлений: «Терпи, удерживай свое сердце, следуй примеру личного бога, поступай разумно, хорошо». Тогда к тебе будут хорошо относиться и боги, и люди, и все будут уважать тебя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.