Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Египетские пирамиды как культурный феномен




Эти гигантские сооружения древних до сих пор поражают во­ображение людей. В древнем мире их считали одним из чудес све­та, сегодня — загадкой. Для могил, даже фараонов, они слишком велики, хотя именно в пирамидах были найдены мумии фараонов. Но и многое другое: утварь, скульптурные изображения, настен­ные росписи — целый музей. Какие только объяснения ни давали исследователи происхождению пирамид за последние два века, начиная с самых обыденных: да, мол, действительно, это все-таки гробницы фараонов и символы их власти — до крайних,


экзотических, например: что строительство пирамид было спосо­бом занять избыточное население Египта и сплотить нацию или что пирамиды — это таинственные космические знаки египет­ских жрецов, свидетельствующие о наличии у них прямых связей с Космосом. Многие из этих теорий интересны, но или не выдер­живают серьезной критики, или малоубедительны, за этими объяс­нениями не чувствуется правдоподобной реальности. В то же вре­мя сегодня быстро складывается новая научная дисциплина — культурология, которой сам бог велел решать подобные задачи-загадки.

Вряд ли такие грандиозные работы, как строительство пира­мид (а в этом строительстве, как известно, было занято чуть ли не все население Египта, и тянулось оно непрерывно многие века), предпринимались по наитию, без, как бы мы сегодня сказали, концепции или проекта. Но ни концепция, ни ее обоснование до нас не дошли: возможно, действительно жрецы умели хранить свои тайны. Поэтому у культуролога нет другого пути, как рекон­струировать подобную концепцию, а точнее — определенный ком­плекс правдоподобных идей, заставлявших фараонов, жрецов и все остальное население Древнего Египта тратить огромные ре­сурсы, время и силы на эти поражающие воображение «стройки

века».

Начать характеристику древнеегипетской культуры можно с из­вестных социологических констатации. Египетская культура одна из первых, если не первая цивилизация, где сформировались та­кие социальные институты, как государство, армия, религия, уп­равляемое из «центра» хозяйство (земледелие, ремесленные рабо­ты, рудники, строительство ирригационных сооружений, дворцов, пирамид и др.). Важной особенностью египетского государства и хозяйства было, как бы мы сегодня сказали, сильное вертикальное управление, во главе которого стоял царь, он же живой бог — фараон. Другая особенность древнеегипетской культуры — ориги­нальное понимание смерти.

Судя по косвенным данным, наиболее оригинальную концеп­цию послесмертного бытия создали именно древние египтяне. Для них смерть — это период «очищения души», после чего человек возрождается для новой вечной жизни, причем жизни, уже близ­кой к богам. В отличие от конечной жизни на земле, пишет наш египтолог Татьяна Шеркова, «человек умерший, Озирис имярек, в мире богов вечно оставался юным, сопровождая солнечного бога Ра в его ежедневном движении по небесному своду в священной

дневной лодке».

На идею очищения и возрождения египтян могло натолкнуть представление о совпадении самых первых богов (Атума, Птаха, Омона, Ра) со стихиями, природой. В свою очередь эти четыре первых бога создали как других богов (Озириса, Исиду, Сехта,


Нефтиду), так и людей. Поскольку все природные явления (а для египтян — это боги) повторяются и возобновляются, могла воз­никнуть мысль о смерти как о подготовке к рождению. Приведем два примера: миф о возрождении бога жизни и смерти, Ниле и зернах Озириса, и древнеегипетское истолкование астрономиче­ских наблюдений.

Гаррисон описывает миф об Озирисе так: «Сначала изображе­ния Озириса подвергаются захоронению, в то время как под ре­читатив жрецов происходит пахота и сев. «Сад Бога» затем поли­вают свежей водой из разлившегося Нила. Когда появляются всходы, происходит благословенное возрождение Озириса». Те­перь астрономическое истолкование. В древнем Египте «демони­ческий» комментарий к изображениям на гробнице Сети подробно описывает, как «деканы» (восходящие над восточным горизонтом через каждые десять дней звезды. — В. Р.) умирают один за другим и как они очищаются в доме бальзамирования в преисподней с тем, чтобы возродиться после семидесяти дней невидимости.

Другое соображение, вероятно повлиявшее на представление об очищении, было взято древними из опыта сновидений. Засы­пая, человек как бы умирает, но когда он просыпается, возрож­даясь к жизни, он отдохнул и полон сил.

Можно предположить, что идея смерти, как очищения и воз­рождения, была обобщена древнеегипетскими жрецами и распро­странена на человека — второго полноправного участника миро­вой мистерии. Связующим звеном между такими бессмертными богами, как Атум, Птах, Амон, Ра, Изида, и смертными людьми был бог Озирис. Парадоксально, но сначала он умирает (ср. с жизнью Христа): Озириса убивает его собственный брат — бог Сетх. Но Изида воскрешает Озириса. Кстати, от Озириса, кото­рый одновременно был царем страны мертвых, а также Изиды, Сехта и Нефтиды начинается генеалогия египетских царей. Таким образом, фигура Озириса является ключевой: он связывает людей с богом солнца Ра, дающим жизнь и создавшим самих людей, а также с миром мертвых, где происходит очищение и возрожде­ние умерших. Озирис же является прообразом самого сакрального (нуминозного) действа очищения —возрождения. Именно Озирис распространяет это действо на первых царей и затем на всех ос­тальных умерших людей, которых поэтому и называют «Озирис имярек». Только в отличие от многих богов, оживавших каждый год или даже чаще, возрождение человека относится к будущим временам.

Другое отличие в представлениях людей культуры древних царств связано с новым пониманием топологии страны мертвых, куда после смерти человека идет душа. В этой культуре сформировались два полярных сакральных места («теменоса») — небо и земля (пре­исподняя); на небо шли души людей, отличившихся при жизни


или почему-либо отмеченных богами, в преисподнюю попадали обычные люди или совершившие различные прегрешения. Напри­мер, у народа Нагуа (населявшего в Средние века большую Мек­сиканскую долину, хотя по уровню развития этот народ относил­ся к культуре древних царств), как отмечает Т. Шеркова, на небо шли павшие в сражениях воины, пленники, принесенные в жерт­ву, те, кто добровольно отдавал свою жизнь в жертву богу солн­ца, а также женщины, умершие при родах. У древних греков на небо могли попасть герои, совершившие выдающиеся подвиги, и те, которых по разным причинам взяли на небо боги. Все осталь­ные люди, и хорошие и плохие, попадали в царство Аида под землю.

У египтян небо выполняло те же самые функции, а вот земля как противоположность небу была местом, где происходило очи­щение и возрождение умерших. «Земля, — пишет К.Хюбнер, — не только условие всей жизни, она также в идеальном смысле — божественное лоно, из которого происходит жизнь и в которое она возвращается... Мы уже отмечали, что Озирис был не только богом очищения и возрождения, но и царем царства мертвых, т.е. подземного мира, а также тех жизненных сил, которые земля да­вала всем растениям, а через пищу — и человеку. Интересно, что идея очищения и возрождения была обобщена и распространена даже на таких богов, которые, по сути, не должны были бы вооб­ще умирать. Так, бог солнца Ра относился к абсолютно бессмерт­ным, но одновременно он старел и умирал к концу каждого дня. «В контексте полярных представлений, — пишет Т. Шеркова, — солнце в течение дня, проплывая на своей небесной лодке, ста­рело; на восточном горизонте солнечное божество именовалось Хепри, в зените — это был Ра, на западном горизонте оно пре­вращалось в Атума». За ночь солнце не только очищалось и воз­рождалось, но и активно жило, действовало. «Ночью бог Ра плыл во тьме подземного Нила, сражаясь со своим извечным врагом змеем Алопом, и каждое утро становился победителем...»

Для современного сознания все это явные противоречия: солнце бессмертно и каждый день умирает, ночью оно очищается и воз­рождается к новой жизни и в то же время сражается со змеем Апопом. Но для сознания человека культуры древних царств здесь все понятно: бог на то и бог, чтобы быть в состоянии присутство­вать одновременно в нескольких местах и действовать в них по-разному — так, как ему нужно.

Следующий сюжет посвящен двум темам: участие умерших в жизни живущих, а также воплощение богов и явление их челове­ку. В культуре древних царств по сравнению с архаической культу­рой явно возрастает участие мертвых (точнее душ, ушедших в стра­ну мертвых) в жизни общины и отдельного человека. Однако живущих интересуют не все умершие, а прежде всего три катего-


рии духов: умершие родственники и члены рода (здесь прямая параллель с предыдущей культурой), а также культурно значимые фигуры — герои, основатели городов или государств, цари, извест­ные мудрецы и полководцы, т.е. те, кого современные исследова­тели называют «культурными героями». Люди культуры древних царств были уверены, что все эти духи продолжают участвовать в жизни семьи, рода, города или государства (полиса): духи следят за всем происходящим, в нужную минуту поддерживают «своих», а на праздниках появляются и веселятся вместе с живущими, вли­вая в них энергию и силу, укрепляя их дух.

Г. Небель пишет: «...Жертвы приготовлены и согласны впус­тить в себя героический дух предков. Как только полис принимает в себя племенные структуры, он уже несет в себе культ героев города... и также род и все эллины собираются вокруг предков, прославляемых в песне. Культ душ умерших и клан находились в единстве всегда... жизнь умерших предков и родственников есть не что иное, как любовь, которую воспринимают от них живущие вопреки их смерти. Эти восприятия являются формами не вообра­жения, а реальности, они, быть может, питают нас даже более сильно и явно, чем дары живых».

Хотя речь в данных высказываниях идет об архаических (гоме­ровских) греках, все сказанное с двумя поправками можно по­вторить и относительно древних египтян. У последних культ геро­ев, правда, играл все же меньшую роль, зато культ царей (фараонов) был ни с чем не сравним, разве только с культом богов. И здесь мы плавно переходим к теме воплощения.

Известно, что египетский фараон — не только царь, но и жи­вой бог, воплощение Ра. Объяснение этому простое. По мере воз­растания роли египетских фараонов складывалось своеобразное противоречие: с одной стороны, именно боги управляют всей жизнью страны и отдельного человека (интересно, что в культуре древних царств помимо космических и природных богов действо­вали боги, отвечавшие за социальный и общественный порядок, например в Вавилоне известны боги страны, городов, кварталов), с другой стороны, египтяне могли видеть каждый день, что все приказы делаются от лица фараона.

Идея и ритуал обожествления фараона в конце концов разре­шили это противоречие. Но что значит обожествление? Судя по историческому материалу, в культуре древних царств различались три разных по значению феномена: явление бога человеку (по-гре­чески «эпифания»), временная захваченность человека богом (че­ловек становится по-гречески «theios» — исполненным богом, он ощущает божественную пневму — «рпеита») и, наконец, вопло­щение бога в человеке, т.е. человек становится живым богом. Пер­вая ситуация — общее место данной культуры, поскольку бога мог увидеть каждый и наяву, и во сне. Вторая — обязательное


условие творчества или героического деяния (в этой связи Г. Не­бель заметил по поводу олимпийских бойцов: «Атлет сбрасывает свое старое бытие, он должен потерять себя, чтобы себя обрести. Бог и герой входят в голое тело, которое освободил человек». Третья ситуация — исключительное явление (в Египте при жизни обожествлялись только фараоны, в древней Греции, но уже после смерти, — выдающиеся герои).

Воплощение бога в человеке нельзя понимать так, что бог те­перь только в человеке. Ничего подобного: он выполняет и свои старые функции (например, как бог светит, дает жизнь, движет­ся по небу) и одновременно может воплощаться и присутствовать еще во многих местах — в священных рощах, храмах, на праздни­ках, в статуях этого бога.

Воплощение бога не только делает человека необычным, об­ладающим божественными способностями (необыкновенными властью, силой, быстротой, умом и т.п.), но и создает вокруг него особое излучение, некое энергетически-сакральное (нуми-нозное) поле, которое ощущают и другие обычные люди и ко­торым они проникаются. Особенно сильно это излучение и поле чувствуются на праздниках (мистериях), олимпийских играх, в ходе исполнения драмы.

В.Гронбех, в частности, пишет: «Святость... пронизывает и наполняет все: место, людей, вещи — и делает эту совокуп­ность божественной. Эта все наполняющая святость составляет предварительное условие того, что людям могут сыграть и "по­казать" в драме». У древних египтян, вероятно, драмы еще не было, но ее с лихвой заменяли грандиозные мистерии и бого­служения (точнее встречи людей с богами в храмах во время поклонения им).

Здесь имеет смысл сказать также несколько слов о роли искус­ства. Изображения и скульптуры богов воспринимаются челове­ком той эпохи не как изящные произведения и даже не как миме­зис (подражание жизни), а как воплощения. Не случайно поэтому в беде люди часто обнимали изображения богов, чтобы на потер­певших перешли божественные благословение, сила и благопо­лучие.

В принципе человек мог вызвать бога еще проще, а именно ритуально произнося его имя, но, конечно, бог, заключенный (воплощенный, присутствующий) в живописном изображении, статуе или героях драмы, более убедителен и телесно воспринима­ем. «Не существует сценария и спектакля, — пишет Э. Кассирер, — которые лишь исполняет танцор, принимающий участие в мифи­ческой драме; танцор есть бог, он становится богом... Что... проис­ходит в большинстве мистериальных культур, — это не голое пред­ставление, подражающее событию, но это — само событие и его непосредственное свершение».


 




Последний сюжет посвящен древней онтологии времени, или, может быть, бытия. То, что К. Хюбнер называет термином архе — «исток, начало, основание», различая в связи с этим время свя­щенное, тесно связано с мироощущением человека культуры древ­них царств, по которому высшая ценность — прошлое, поскольку именно там боги создали человека и мир и установили законы, т.е. заложили все основы бытия. С точки зрения человека этой куль­туры (если за него отрефлектировать онтологию времени — бы­тия), будущее втекает в прошлое через настоящее, а настоящее служит постоянному воспроизведению прошлого и его первосо-бытий.

Воспроизводятся первособытия прошлого не только подчине­нием (следованием) законам и древним устоям жизни, но и пу­тем буквального воссоздания их в культе и ритуале (как правило, в форме мистерии или богослужения), а также в «произведениях искусств» — в живописи, танце, скульптуре, драме. «Во всех ми­фические действованиях, — пишет Кассирер, — существует мо­мент, в котором происходит настоящая транссубстантивация — превращение субъекта этого действия в бога или демона, которого он представляет... Так понятые ритуалы, однако, имеют изначаль­но не "аллегорический", "подражающий" или представляющий, но непременно реальный смысл; они так вплетены в реальность дей­ствия, что образуют ее незаменимую составную часть... Это есть все­общая вера, что на правильном исполнении ритуала покоится даль­нейшее продолжение человеческой жизни и даже существование мира».

Теперь все готово, и мы можем вернуться к загадке египетских пирамид. Дело в том, что обожествление фараона создало для жре­цов довольно сложную проблему, связанную с выяснением воп­роса о его смерти и погребении. В качестве человека фараон мог умереть и ему полагались торжественные, но все же обычные гроб­ница и ритуал погребения. Но как живой бог фараон вообще не мог умереть в человеческом смысле слова. Его смерть в этом пос­леднем случае есть скорее момент в вечном цикле «смерть—очи­щение—возрождение». Если фараон — воплощение бога солнца Ра, то его душа после смерти должна вернуться на небо и слиться с сияющим светилом. Но как тогда поступить с телом фараона и что нужно класть в его могилу?

Разрешая эту дилемму, египетские жрецы, судя по всему, по­строили следующее объяснение (сценарий). Да, после смерти фа­раона его душа, с одной стороны, идет на небо и сливается с солнцем, но с другой — она проходит цикл очищения и возрож­дения (не забудем, что бог может осуществлять разные деяния, присутствуя сразу во многих местах). А вот тело фараона и его захоронение — это место, где происходят эти очищение и воз­рождение, куда фараон-бог постоянно возвращается, чтобы об-


щаться со своим народом, вселяя в него силы и уверенность в судьбе.

Но тогда возникали другие вопросы. Например, как фараон-бог поднимается на небо и спускается с него вниз в свою гроб­ницу? В данном случае на него важно было ответить, поскольку образ фараона все же двоился; не только бог, но и человек (по­нятно, как бог попадает на небо, а вот как человек?), кроме того, фараона нужно было провожать и встречать всем народом и нельзя было ошибиться в выборе правильных действий. Другой вопрос возникал в связи с идеей, что очищение и возрождение фараона происходят в захоронении, в то время как обычно боги очищались и возрождались под землей (в лоне земли). Третий вопрос: как быть с телом фараона, ведь оно, как и всякий труп умершего человека, разрушается, а бог не мог изменяться и, возвращаясь к своему народу, должен воплощаться в то же сия­ющее тело?

Первую проблему жрецы разрешили весьма изящно, придав захоронению фараона форму и вид горы или лестницы, возне­сенных высоко в небо. Известно, что самые первые древние пира­миды напоминали собой гору или были ступенчатыми, т.е. пред­ставляли собой гигантскую четырехстороннюю лестницу, по которой, как утверждали жрецы, душа фараона поднимается на небо или спускается с него. Последовательно реализуя эту идею, фараоны строили свои пирамиды все выше и выше с тем, чтобы они касались самого неба. Но когда пирамиды действительно упер­лись в небо, соединяя его с землей, т.е. стали космическими объек­тами, идея сакральной лестницы стала ослабевать.

К тому же ее стала вытеснять другая концепция. С одной сто­роны, ближе к вершине пирамиды и на расстоянии от нее сту­пени переставали различаться, с другой — все большее значение приобрели расчеты объема пирамиды и каменных работ, кото­рые велись на основе математической модели пирамиды. Как уже отмечал автор в своих работах, для человека той эпохи матема­тические (знаковые) модели воспринимались как сакральные сущности, сообщенные жрецам богами, — сущности, определя­ющие божественный закон и порядок. Не мудрено, что в скором времени египетские жрецы истинной формой захоронения фа­раона стали считать не гору или ступенчатую пирамиду, а мате­матическую пирамиду.

Вторая проблема была решена не менее изящно: пирамиде был придан образ самой земли, ее лона. Египетские пирамиды строи­лись не как дом или дворец (т.е. образующими пустое простран­ство, где и совершается обычная жизнь), а, наоборот, сплошны­ми и из камня. Получалось, что пирамида как бы поднималась, вырастала из земли, являясь ее прямым продолжением. Кстати, древнеегипетские мифы гласили, что первоначально жизнь воз-


 




никла на холме, который поднялся (вырос) в океане. В этом плане пирамида воспроизводила и подобный первохолм (гору) жизни.

Слияние этих двух структур и форм (математической пирами­ды, касающейся неба, и сплошного каменного холма, вырастаю­щего из земли) в конце концов и дало столь привычный нам гештальт пирамиды, обозначивший рассмотренные здесь культур­ные проблемы и представления.

Наконец, третья проблема была решена средствами медици­ны, химии и искусства. Труп фараона бальзамировался, а тело и лицо его покрывались великолепными одеждами и золотой мас­кой. В результате жрецы могли рассчитывать на то, что когда жи­вой бог, спустившись с неба, пожелает воплотиться в свое тело, он найдет его столь же прекрасным, каким оно было при жизни фараона, если не еще прекрасней.

Поскольку при жизни фараон владел всем Египтом и ни в чем не нуждался, то ясно, что и после смерти, в периоды воп­лощения в свое тело и посещения страны (эти периоды мысли­лись как совпадающие с настоящим) он не должен был страдать от отсутствия какой-либо необходимой ему вещи. Поэтому мно­гие залы египетских пирамид, если их, конечно, еще не разгра­били, при открытии их археологами напоминали современный музей. Они содержали почти все вещи (реальные или в скульп­турном эквиваленте), известные при жизни погребенного в дан­ной пирамиде фараона имярек в Египте.

Как постоянное жилище бога и место, где происходит его очи­щение и возрождение, пирамида была не только святыней, но и излучала на все египетское царство сакральную энергию. Чем боль­ше строилось пирамид, тем более египтяне ощущали себя в окру­жении богов, в атмосфере их божественной поддержки и заботы. Но не забудем и божественных требований, законов. И тем боль­ше чувствовали они себя участниками божественных первособы-тий и вечности. А для человека, окруженного богами и погружен­ного в вечность, смерть как бы уже не существует.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1621 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2442 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.