Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Спрос на сдвоенном рынке СМИ 3 страница




■ из Японии в США, Азию и Латинскую Америку: стратегия ди­версификации деятельности концерна домашней электроники «Сони» в медиабизнес, включавшая приобретение программо- производяшей базы (киностудии Голливуда) с последующей по­купкой трансляционных сетей (кабельные сети в Индии, стра­нах Латинской Америки), выход на глобальный рынок медиа- носителей (звукозапись и распространение);

■ из Европы в остальной мир: экспорт музыкальных продуктов (пример британской рок-музыки, шведской группы «АББА»), те­левизионных форматов (британские и нидерландские компа­нии), контента на мировых языках, помимо английского (французский контент для франкофонных стран, испанский — для испаноязычных, португальский — для Лузитании, отчасти русский);

■ из Индии в остальной мир: распространение кино.

Этот беглый взгляд на стратегии проникновения медиакорпораций на глобальный рынок лишний раз подтверждает, что у современного биз­неса есть одна общая цель, но нет единой схемы действий. У многих ис­следователей не вызывает сомнений тот факт, что обычно экономичес­кая глобализация связана с развитием транснациональных корпораций США и других стран мира1. Это верно, но только отчасти. Нельзя не при­знать, сама по себе медиаиндустрия США является наиболее развитой и эффективной, что связано с общим уровнем развития экономики стра­ны и состоянием рекламного рынка. Но при этом самыми привлекатель­ными — в сфере сбыта медиапродуктов — для современного медиабизне- са выступают информационно менее развитые регионы — Азия, Латинс­кая Америка, Центральная и Восточная Европа. Именно поэтому и создаются такие глобальные медиконцерны, которые ориентируют свое Распространение посредством телевизионных, кабельных, спутниковых, онлайновых сетей на эти новые рынки. Важнейшей движущей силой здесь выступает динамика рекламного рынка, который наиболее активно раз­вивается именно в этих регионах (табл. 15).


Медиаконгломерат Местонахождение головного предприятия Доход на территории США, млн долл.  
2007 г. 2006 г. годовая разница, %
Тайм Уорнер Нью-Йорк 35 629 35 255 1,1
Комкает корпорейшн Филадельфия 26 939 24 719 9,0
Уолт Диеней К0 Барбанк, Калифор­ния 17 489 16 452 6,3  
Ньюс корпорейшне Нью-Йорк 15 695 14 840 5,8  
Вивенди Париж, Франция п/а п/а п/а  
Бертельсманн АГ Гутерлох, Германия п/а п/а п/а  
ДайрекТиВи груп Эль Секундо, Калифорния 15 527   13,0  
Эн-Би-Си (Джене­рал Электрик К0) Нью-Йорк 12 161   -6,6  
Кокс интепрайсис Атланта 11 899 10 683 11,4  
Си-Би-Эс корпорейшн Нью-Йорк 12 051 12 032 0,2  
Лагардер Париж, Франция п/а п/а п/а  
Диш Нетворк корпорейшн Енгелвуд, Колорадо 10 728 9 456 13,4  
Виаком Нью-Йорк   8 474 12,0  
Эдванс пабликейшен г Нью-Йорк 8 096 7 736 4,7  
Гугл Маунтин Вью, Калифорния   4 085 47,3  
Эй-Ти-ти Даллас 5 851 5 874 -0,4  
Ганнет К0 Мак Лин 5 779 6 210 -6,9 -
Кейблвижен системе корпорейшн Бейзпейдж, Нью-Йорк 5 733 5 343 7,3
Чартер комму- никейшн Сент-Луис   5 251 7,2
Медиасет Милан, Италия п/а п/а п/а
* Для «Бертельсманн АР», «Вивенди», «Лагардер» и «Медиасет» приведена сумма дохода с учетом средней годовой конвертации евро в доллар США — 1,35. Источник: Advertising Age, 2008. <www.wikipedia.org, 2008>.

ta

 

  Таблица 4 медиаконгломератов мира*
  Обще­мировой доход, 2007 г., млн долл. Доход от конкретного типа СМИ на территории США, 2007 г., млн долл.
газеты журналы цифровое медиа кино и домашние развлечения ТВ радио
46 482   3 600 3 764 3 266    
30 895            
3 551       2 761    
32 996 1,499     2 915    
  29 115 п/а п/а п/а п/а п/а п/а
  25 323 п/а п/а п/а п/а п/а п/а
  17 246            
15 416       2 000    
  15 000 1,4          
  14 073           1 745
  11 585 п/а п/а п/а п/а п/а п/а
             
13 423       2 621    
  2,073          
  16 594            
118 928            
7 439 4,618          
  6 484            
6 002            
5 327 п/а п/а п/а п/а п/а п/а
   


Таблица 15 Темпы роста рекламных расходов по регионам*
Регион Общие расходы, млрд долл. Прирост за год,%
2007 г. 2008 г.
Северная Америка 186 667 193 606 3,7
Западная Европа 108 287 112 559 3,9
Страны Тихоокеанского региона 98 842 106 980 8,2
Центральная и Восточная Европа 28 756 34,010 18,3
Латинская Америка 25 627 29 025 13,3
Африка, Ближний Восток 16 657 18,715 12,4
Всего 464,837 494 895 6,5

* Пресса, ТВ, радио, кино, Интернет, наружная реклама. Источник: ZenithOptimedia. 31. 03. 2008 г.

 

Глобальные технологии. Активное наступление ИКТ на массовую аудиторию в мировом масштабе, которое продолжается уже несколько десятилетий, вызвало к жизни еще один ключевой постулат теоретиков СМИ о том, что глобализация есть прямое продолжение технологиче­ского прогресса в медиаиндустрии. Рассмотрим, насколько справедли­во это утверждение.

С момента изобретения печатного станка все технологии способство­вали расширению сетей распространения, ускорению доставки медиа- продуктов аудитории. Двадцатый век продемонстрировал, что развитие технологий не только ведет к расширению аудитории, но и позволяет улуч­шить качество предлагаемых медиапродуктов, в первую очередь за счет объединения прежде разделенных медианосителей. Лозунгом столетия для СМИ стала конвергенция, обозначающая слияние всех носителей СМИ в один с целью передачи пользователю разнообразного содержания в цифровом формате. Проще говоря, термин «конвергенция» стал сино­нимом волшебного медиаустройства, которое, частично уже сегодня, а в целом — завтра, позволит, по меткому выражению М. Кастельса, «по на­шей команде открывать глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах»[40].

Даже не говоря о глобальных возможностях распространения про­дуктов масс-медиа, которые предоставляются новыми технологиями, признаем, что конвергенция, т.е. слияние инфокоммуникационных тех­нологий, позволяет:

■ передавать любой тип содержания на компьютеры;

■ транслировать телевизионный сигнал через Интернет;

■ использовать телевизор в качестве дисплея, подключенного к Интернету через приставки;

■ передавать веб-страницы по телефонным линиям — как провод­ным, так и беспроводным — на любые экраны (стационарный пер­сональный компьютер, ноутбук, телевизор, мобильный телефон).

Конвергенция привела и к появлению гипертекста — новой формы представления содержания, в которой одновременно задействованы и текстовые, и звуковые, и визуальные формы, и к появлению широких возможностей интерактивной связи. То, что в старых СМИ составляло главную трудность пользователя, а именно невозможность немедленно возразить журналисту или, напротив, его поддержать, для эпохи кон­вергенции уже не представляет никакой проблемы. Сети интерактив­ной коммуникации дают пользователю власть не только в сфере выбора содержания, но и в сфере дискуссии с его автором.

С точки зрения глобализации коммуникации и медиасреды значе­ние этих технологических достижений трудно переоценить. Благодаря онлайновым сетям доступность цифрового содержания стала практи­чески неограниченной. Конечно, существуют и различные ограничи­тели — электроэнергия, телефонные сети или беспроводной доступ, навыки, просто материальный достаток. Однако для большинства лю­дей, во всяком случае для основной массы читателей газет или зрителей ТВ, эти ограничители часто несущественны, и потому произведенное в Цифровой форме содержание может быть легко доступно в различных Уголках земного шара — вне зависимости от расстояния, времени су­ток, национального контекста. Фантастические возможности предос­тавляет и активно развивающаяся мобильная связь, отсоединяющая пользователя от фиксированных в пространстве мест.

Конечно, сохраняется еще проблема недостаточной пропускной способности сетей, ограниченности их проникновения в разные райо­ны разных континентов. Но все это вопрос времени, и с развитием преж­де всего беспроводной связи и дополнительных источников энергии ИнФокоммуникационные технологии станут абсолютно глобальными — "е зависящими ни от существующих электрических сетей, ни от проло­женных телефонных, кабельных и телекоммуникационных линий.

Глобальное содержание. На стадии создания содержания, вне зави­симости от конкретного СМИ, для которого оно создается, первое зве­но глобализации — источники новостей. Современный журналист не представляет, как можно обойтись без новостей иностранных инфор­мационных агентств, без информации спутниковых телеканалов, без текстов из Интернета. Даже в тех случаях, когда кажется, что нацио­нальные СМИ получают новости от национальных информационных агентств, не стоит заблуждаться. Сами агентства в большинстве случаев уже не в состоянии содержать достаточный штат корреспондентов за рубежом, и их ленты в значительной степени опираются на весьма не­большое число агентств глобального охвата — «Рейтер», «Ассошиейтед пресс», «Франс-пресс», «Си-Эн-Эн». У. Бек называет это явление ин­формационной глобализацией и приводит в качестве ее яркого примера выступление президента России Б.И. Ельцина во время путча 1991 г., распространенное на глобальном уровне не российскими СМИ, а аме­риканской телекомпанией «Си-Эн-Эн».

У информационной глобализации три ключевые особенности. Во- первых, она определяется общей «повесткой дня» международных собы­тий, которая легко обходит вопросы национального характера, если они не важны для глобальных процессов, и выдвигает на первый план ме- диаосвещения те глобальные процессы, которые для национального государства могут и не иметь реального значения. Так, смерть Папы Иоанна Павла II была новостью номер один не только в католических странах. Чем был обусловлен выбор СМИ в некатолических странах — догадаться несложно. Общие источники новостей, универсальные ин­формационные службы, формирующие глобальную повестку дня, — это и были движущие силы того удивительного единодушия, которое про­явили СМИ в разных странах, выдвигая смерть Папы в качестве «глав­ной новости» для своих аудиторий.

Вторая особенность — проникновение глобальной логики рынка в про­цесс формирования информационной повестки дня. Превращение опреде­ленных событий в медиасобытия происходит по законам рынка: в тему дня превращается то, что лучше продается. По сути смерть Папы с этой точки зрения ничем не отличается от смерти принцессы Дианы, свадеб особ королевских семей Европы или Олимпийских игр. Создание хоро­шо продаваемого — в пределах Земного шара — содержания есть по су­ществу отражение процесса универсального распространения «потреби­тельского стандарта». Для СМИ механизм создания такого содержания связан с внесением в него элемента конфликта, интриги, скандала. Строго говоря, глобальная повестка дня, выстраиваемая источниками новостей, имеющими глобальный охват, подчиняется логике глобального рынка.


Третья особенность информационной глобализации — потеря госу­дарствами или любыми другими локальными структурами национально- информационной независимости, которая в традиционных национальных государствах была частью политического суверенитета. Пространство глобальной коммуникации, формируемое сетями современных ИКТ — спутниками, Интернетом, мобильной телефонией, пролегает поверх границ и национального законодательства, и потому, утратив абсолют­ный контроль над потоками медиаконтента, государство ослабляет его и над идеологическим и культурным суверенитетом. Плохо это или хо­рошо, сказать трудно. Как в любом сложном явлении действительнос­ти, здесь могут быть выделены и позитивные и негативные моменты. Однако для СМИ эта ситуация имеет новый характер, поскольку число «агентов атияния», формирующих информационную повестку дня, су­щественно меняется. Их список, несомненно, открывается глобальным рынком и транснациональными корпорациями, информационные зап­росы которых должны быть удовлетворены прежде всего.

За последние десятилетия, которые характеризовались активным развитием процесса глобализации, в сфере СМ И сформировались и свои рецепты производства глобально ориентированного содержания. Эти рецепты (методики), наряду с использованием общих источников но­востей, предполагают адаптацию:

■ наиболее успешных форматов в различных национ&тьных кон­текстах;

■ эффективных форм организации труда (производство сериалов или создание мультимедийных редакций, нацеленных на вто­ричное многократное использование содержания в разных фор­мах, организация работы редакции на основе непрерывной об­работки потока новостей из Интернета);

■ общих стандартов журналистской культуры.

Глобальное распространение. Как отмечают многие исследователи, современные СМИ и есть наиболее яркое воплощение глобализации. Причин этому несколько. Важнейшее обстоятельство заключается в том, что глобализация реализуется наиболее очевидно в сфере массовой ком­муникации. Именно ее принадлежностью являются важнейшие техни­ческие средства — ТВ и Интернет, обеспечивающие массовость, одно­временность и широту охвата аудитории. Информационно-коммуни- кационные технологии сегодня гарантируют практически любому типу содержания повсеместность распространения, что часто выступает сино­нимом глобальности. В данном контексте термин «глобальное» выступа­ет в смысле одновременно доступного практически всему миру, однако из поля зрения упускается то обстоятельство, что глобальное распрост-

ранение здесь не означает глобального фокуса в содержании. Глобаль­ность канала «Си-Эн-Эн» отнюдь не в его содержании: по признанию зрителей и исследователей, точка зрения канала вполне конкретна и не возвышается над представлениями американских политиков. Однако то, что «Си-Эн-Эн» можно смотреть в любой точке Земного шара, превра­щает национальный канал в феномен мирового масштаба.

Глобальная коммуникационная инфраструктура может быть легко использована для распространения содержания любого типа, и не всегда это распространение означает глобализацию по сути, хотя, несомненно, остается глобализацией по форме. Но применительно к таким типам со­держания СМИ, как развлечения, научная и художественная информа­ция, возможность глобального распространения демонстрирует появле­ние действительно нового типа контента, не связанного с национальными культурами и национальной медиапрактикой. Именно глобальное рас­пространение становится стимулом создания новых социальных и ком­муникационных практик, таких, как научные интернет-форумы, коллек­тивное художественное творчество в Сети, онлайновые базы данных, от­крытые для исследователей в различных областях знаний, и виртуальные музеи. В противовес «Си-Эн-Эн», продвигающей глобальной аудитории национально детерминированный взгляд на мир[41], новые общности, сфор­мированные глобальными сетями на основе профессиональных интере­сов или интересов свободного времени, приводят к появлению принци­пиально нового медиаконтента. В нем национальная составляющая ус­тупает место наднациональной, что и понятно: наука и высокая культура в современном мире — это явления всеобщие. Таким образом, глобаль­ное распространение медиапродуктов невозможно без глобальных сетей, построенных на использовании современных ИКТ, без которых процесс глобализации не может существовать и развиваться.

Глобальная медиасимволика и массовая культура. Глобальные медиа- концерны — это материальная основа той глобальной среды популяр­ных символов и потребительских ценностей, последствием которой ста­новится создание единого культурного (или, скорее, псевдокультурно­го) набора образов и представлений. Этот набор ограничен, поскольку он должен быть воспринят в разных национальных, языковых, куль­турных, религиозных контекстах, и порой кажется, что само его созда­ние невозможно. Но это совсем не так. В последние десятилетия двад­цатку самых кассовых фильмов формируют только фильмы американ­ского производства — «Титаник», «Звездные войны», «Властелин колеи»-

Однако вряд ли возможно упрекнуть создателей этих блокбастеров в на­меренной американизации. Произведенные студиями Голливуда, кото­рые находятся в собственности транснациональных ТНК, кассовые фильмы призваны обеспечить для последних и глобальный рынок сбы­та, и глобальное восприятие мифологии массовой культуры.

Именно поэтому эта новая мифология инкорпорирует элементы разных культур, следовательно, она по природе своей не может быть только или даже преимущественно американской. Зигмунд Бауман об­ращал внимание на то, что в современную эпоху трудно выделить един­ственный центр глобального доминирования[42]. Уточняя это положение применительно к СМИ, Арджун Аппадураи прямо указывал на то, что США не могут более считаться единственным фабрикантом мировой системы образов, встроившись в сложный транснациональный комп­лекс, производящий глобальный воображаемый ландшафт[43]. Следо­вательно, сегодня корректнее говорить о создании такого набора ме- диаобразов и смыслов, который впитывает специфические вкусы и запросы конкретных национальных аудиторий. Американизация, вес- тернизация — это термины прошлой эпохи идеологического домини­рования, когда роль национального государства была основополагаю­щей. В эпоху глобализации ценности и образы СМИ синтетичны и гиб­ридны, их происхождение может быть привязано практически к любому месту на Земле. Тем самым, применительно к содержанию СМИ, речь идет об усредненном наборе ценностей и образов, который в условиях современного глобального рынка позволяет прибыльно функциониро­вать и самим медиапредприятиям.

Еще одной важной характеристикой глобализации является связь символов глобальной массовой культуры с коммерческими брендами, находящимися в центре современного маркетинга. Примеры таких брен­дов, как «Coka-Cola», «Nike» или «Marlboro», показывают, что СМИ и продукты массовой культуры интегрируются сегодня в глобальный ры­нок не только посредством рекламы, но и еще двумя способами:

■ путем встраивания глобальных брендов в медиаконтент новы­ми формами маркетинговых коммуникаций (продакт плейсмент, грандиозные концерты и масштабные турне музыкальных идо­лов, организованные при спонсорской помощи производителей крупных брендов)1;


■ путем формирования образной системы продуктов массовой куль­туры на основе визуальных и сущностных ценностей самого брен­да и превращение ценностей бренда в жизненные ценности.

Словом, глобализация массовой культуры выступает одновременно и прямым следствием, и движущей силой развития индустрии СМИ, создавая ту среду универсальных символов и образов, которые сегодня все больше соотносятся с системой глобальных коммерческих брендов. К чести предприятий СМИ, наиболее успешные умудряются сами стать теми глобальными брендами, за которыми стоят символические цен­ности современной глобальной жизни. Корпорация Диснея и киносту­дии Голливуда, вероятно, являются в этом ряду первыми, хотя, повто­ряем, далеко не единственными примерами.

Заключая анализ концепции глобализации и ее влияния на пони­мание особенностей современного медиабизнеса, следует подчеркнуть:

■ медиаиндустрия является одним из наиболее глобализирован­ных секторов современной экономики;

■ движущими силами глобализации медиаиндустрии выступает активно развивающийся рекламный рынок и процесс ИКТ;

■ глобализация массовой культуры, стимулируя экономический рост медиаиндустрии, способствует появлению глобальных ме- диабрендов, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие массовой культуры.

3.4. Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе

Термин «бизнес-модель» в современных исследованиях экономики и менеджмента стал не только одним из наиболее распространенных, но и просто модным. При этом его главная особенность — отсутствие еди­ного, всеми разделяемого определения, поэтому при обсуждении биз­нес-модели довольно часто встречаются различные трактовки. Прежде чем перейти к рассмотрению понятия бизнес-модели применительно к медиаиндустрии, представляется необходимым выработать то опреде­ление, которое будет использоваться в данном учебном пособии.

Понятие бизнес-модели. Этот термин трактуется по-разному в зави­симости от тех секторов экономики, где он рассматривается. Так, в ИТ-индустрии он описывает процесс планирования (создания) архи­тектуры продукта, сервиса или процесса. В стратегическом менеджменте

1 Klein N. No Logo. Flamingo, 2000. P. 35.

Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе

этот термин используется для описания конфигурации ресурсов в рам­ках конкретной стратегии компании. Довольно четкое определение термина дают А. Томпсон и А. Стрикленд: «С понятием стратегии тес­но связано понятие модели бизнеса (бизнес-модели) — этим термином определяется способ получения прибыли от деятельности компании. Формально модель бизнеса компании связана с экономической состав­ляющей стратегии, с соотношением доходы — издержки — прибыль, с фактическими и планируемыми доходами от сбыта товаров компании, со стратегией конкуренции, со структурой издержек, уровнем доходов, потоками прибыли и окупаемостью инвестиций. Бизнес-модель ком­пании призвана обеспечить эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли»'.

Широко используемый сегодня в медиаиндустрии термин «бизнес- модель» обращает внимание:

■ на взаимосвязь различных стадий процесса производства содер­жания (цепочку ценности медиаиндустрии), влияющую на ка­чество и объем аудитории, в которой заинтересованы рекламо­датели;

■ на формы получения прибыли и распределения ее между раз­личными участниками процесса производства;

■ на оптимизацию издержек;

■ на конкретные пути применения стратегии для обеспечения жиз­неспособности компании.

Термин тесно связан с концепцией «цепочки ценности», распрост­ранившейся благодаря работам М. Портера. Под ней исследователь под­разумевает основные и вспомогательные виды деятельности по созда­нию потребительской ценности, от разработки до доставки товара или услуги конечному потребителю. В медиаиндустрии цепочки ценностей различных компаний могут, конечно, различаться, но при этом, в со­временных условиях, характеризуются значительной степенью интег­рации, многочисленными пересечениями. Так, редакции газет во мно­гом зависят от информационных агентств, без которых они не могут создавать свой контент, от типографий, печатающих тираж, и от рас­пространителей, доставляющих тираж конечному потребителю. Еще более сложная цепочка ценности возникает в электронных медиа, ко­торые связаны с гораздо большим числом поставщиков «контента» — агентствами видеоинформации, телепроизводящими компаниями, ки-

1 ТомпсонА., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации адя анализа. 12-е им. М.; СПб.: Вильяме, 2007. С. 32.

ностудиями и т.д. В зависимости от структуры цепочки ценности, будет меняться и общая бизнес-модель медиакомпании, и ее конкретные ком­поненты, и их взаимодействие.

При дальнейшем употреблении термина «бизнес-модель» мы будем вкладывать в него следующий смысл:

Бизнес-модель — это формальное описание структуры и деятель­ности компании, это метод ведения бизнеса, инструмент, используемый для получения доходов, видение того, как компания может служить сво­им сотрудникам и клиентам, включающее одновременно понимание и стра­тегии (т.е. то, что компания намерена делать в дальнейшем), и путей ее реализации (т.е. то, как компания будет осуществлять свои планы). Биз­нес-модель описывает также, как предприятие позиционирует себя в це­почке ценности своей отрасли.

При анализе бизнес-модели медиапредприятия, что представляет­ся сегодня чрезвычайно актуальной задачей, особое внимание необхо­димо уделить ключевому моменту — методам ведения бизнеса, инстру­ментам получения доходов. Очевидно, что не существует единого рецеп­та успешной бизнес-модели компании. Последняя варьируется в зависимости от отрасли, конкретного исторического этапа, состояния глобальной экономики, национального рынка, уровня конкуренции в конкретных сегментах рынка. Несмотря на это, в последние годы медиа- экономисты стремятся выявить некую универсальную для индустрии СМИ модель бизнеса с целью определить основу происходящих изме­нений и спрогнозировать пути дальнейшей экономической трансфор­мации. Большинство аналитиков сходятся в том, что в связи с цифро­вой революцией происходит «размывание» прежней экономической ос­новы, которую описывают следующей схемой:

производство контента —> достижение желаемых целевых групп —» —» получение прибыли путем продажи рекламы и/или контента.

Как уже подчеркивалось, не всегда и не все компании продают кон­тент-продукты, не все СМИ действуют и на рынке рекламы. Однако в абсолютном большинстве случаев данная схема применима для описа­ния стратегии и методов получения доходов, хотя набор конкретных инструментов может варьироваться. Исходя из описанных выше прак- тикоориентированных подходов к данному термину, попытаемся опре­делить основные компоненты бизнес-модели, существующие в совре­менной медиаиндустрии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 343 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.