ных» газет выделились серьезные еженедельные журналы, которые четко адресовались политической и дипломатической элите (например, британский «Экономист»), Для интеллектуалов — академической и исследовательской элиты, политически активных писателей и художников — определились и свои печатные СМИ. Так, французская «Либера- сьон» и британская «Гардиан» после событий 1968 г. стали более четко ориентироваться на тех «работников знания» (knowledge workers), которые и стали создавать новый интеллектуальный потенциал развитых рыночных демократий.
С другой стороны, постиндустриальное общество создавало новые группы «синих воротничков» — «пролетариата со средним образованием», образованных рабочих и мелких служащих, которые и составили основу среднего класса. Поэтому и возникла потребность в более структурированном по тематике, широте и глубине освещения действительности рынке популярной, массовой прессе. Возникновение так называемых промежуточных (mid-market) ежедневных газет в Великобритании, выросших из «верхушки» массовой прессы, четко обозначило появление «синих воротничков» в качестве нового объекта интереса рекламодателей. В сегодняшнем бурном развитии малого и среднего бизнеса рождение большого числа мелких предпринимателей становится еще одним аргументом в пользу сглаживания различий между качественной и массовой прессой.
Осмысливая эту тенденцию, можно говорить о расслоении качественной прессы на два уровня: первый адресуется «сливкам общества» — политической и бизнес-элите, второй — управленцам среднего звена, некрупным собственникам на средства производства, творческой и академической элите. Однако прежней пропасти между этими классами газет уже не существует: по тематике прежние массовые газеты уже незначительно отличаются от качественных (они, например, включают такие рубрики, как «Финансы», «Международная жизнь» и «Внутренняя политика»), В обратном направлении движутся бывшие элитные газеты: «Файнэншл тайме» известна во всем мире не только благодаря подробным биржевым сводкам и бизнес-аналитике, но и своим более «легким» разделам — литературной критики и моды. В зависимости от национальных традиций прессы и социальной структуры общества степень «близости» качественных и массовых газет варьируется. Наиболее тонка грань между качественными и массовыми газетами в странах Северной Европы, где в последние тридцать лет идет «приподнимание» популярных таблоидов над уровнем массовых газет, их превращение в «квалоиды». Примеры этого — норвежская «Дагбладет», Финские «Илта-саномат» и «Илта-лехти».
1 Кип^Ь. 51гатфс Мапа§ешет т гНе МесПа. ТНеогуЮ РгасИсе.!_.: За^е, 2008. Р. 17-80.
3 Зимен С.. Бротт А. Бархатная революция в рекламе. М.: Эксмо, 2003.
7-558«
В англосаксонских странах мы сталкиваемся, скорее, с обратной тенденцией: прежние качественные газеты второго уровня — в силу расширения среднего класса, интеграции в него новых социальных групп, прежде находившихся в нижних слоях общества, — расширяют аудиторию за счет привлечения «верхних слоев» читателей бульварной прессы. Классическим примером может быть лондонская «Тайме», сумевшая в середине 1990-х годов за несколько лет существенно увеличить тираж за счет привлечения новых читателей (главным образом — читательниц!) из среднего и низшего среднего классов. Проявлением тенденции к конвергенции элитной и популярной прессы в 2004 г. можно считать и переход широкоформатных газет на таблоидный формат («Тайме», «Индепендент»), свидетельствовавший об учете вкусов массовой аудитории прежде «высоколобыми» качественными газетами.
Сегодня многие группы наемных работников — высокопоставленные и высокооплачиваемые управленцы, «звезды» культурных индустрии — могут и значительно легче контролировать условия оплаты своего труда, чем мелкие собственники (акций или малых фирм), и получать несравнимо более высокие доходы. Такое «противоречивое классовое положение», присущее и собственникам, и несобственникам, приобретает широкое распространение в «срединных» группах. Они не относятся ни к социальным верхам, ни к социальным низам, но именно они представляют собой наиболее многочисленные группы практически во всех обществах. Такие группы выделяются в средний класс на основе уровня доходов, однако, имея сходные доходы, сильно различаются по многим проявлениям — стилю труда и отдыха, стилю потребления. Именно на эти различия и обращают внимание все более сегментирующиеся журнальный рынок, сектор кабельного ТВ, интернет-СМИ.
Важнейший аспект взаимоотношений между СМИ и аудиторией — экономический. В условиях массового рыночного производства именно он определял принципы содержательных бизнес-концепций, что влекло за собой создание необходимой рекламодателям массовой аудитории потребителей. Так возникла массовая (другие определения — бульварная, популярная) пресса, формировавшая массовую аудиторию сенсационными материалами. Так появились и общенациональные телеканалы универсального характера, предлагающие и сегодня значительный объем развлекательных программ. Несмотря на то что организационные модели массовых СМИ в различных странах оставались весьма непохожими, все они были тесно связаны с экономическими и социальными структурами индустриального общества массового потребления, с его рекламной индустрией.
С переходом общества на новые формы организации производства, с повышением доли сектора услуг в национальных экономиках большинства стран мира, с возрастанием роли образования как фактора экономического развития существенно меняется и социальная структура общества. В результате новое социальное деление проецируется на структуру современного медиарынка. Для множества развитых стран типичными трендами развития стали падение тиражей универсальных газет общенационального распространения, сокращение популярности общенациональных теле канатов дженералистского содержания, возникновение разветвленной системы специализированных СМИ, причем особенно заметно это на примере журнального рынка, рынка форматного радио и рынка кабельного ТВ. В данном контексте прекрасным примером была бы статистика по специализированным интернет-сайтам (или онлайновым СМИ), однако совершенно очевидно, что по разделам ее собрать невозможно.
Образованная аудитория стала требовательна не только к содержанию СМИ, она стала привередливой по отношению к рекламе. По этой причине эффективность назойливых рекламных объявлений на ТВ резко уменьшилась. Альтернативой последним становятся современные тенденции в развитии рекламной индустрии — увеличение числа серьезных программ (концерты классической музыки, документальные программы), снятых на деньги крупных спонсоров, повышение доли «про- дакт плейсмент» в рекламных бюджетах мировых брендов, рождение жанра «эдветориал» (от англ. advertising — реклама и editorial — редакционный материал, нечто вроде российского «на правах рекламы») в серьезной прессе. Это, несомненно, попытка предложить менее раздражающие формы маркетинговых коммуникаций образованным читателям.
Несложно спрогнозировать, что по мере становления «общества знаний», т.е. такого общества, в котором высокий уровень образования будет необходим все большему числу людей, их медиазапросы будут повышаться и индивидуализироваться — в соответствии с профессиональными потребностями и особенностями стиля жизни. И в этом особую роль будут играть информационно-коммуникационные технологии.
Исходя из природы взаимодействия СМИ и рекламодателей, предложенного медиаэкономистами, можно предположить, что СМИ стремятся либо к массовой, либо к четко определенным целевым аудиториям. Сегодня индустриальное общество с его массовым производством однородных потребительских товаров и четкой социальной структурой Уступает место постиндустриальному (или информационному) обществу. В нем мы не только наблюдаем, как возникает новая социальная структура с иными, чем прежде, экономическими и социальными ха-
Глава 3. Движущие силы развития медиабизнеса |
рактеристиками. Для СМИ наступают экономически сложные времена, поскольку прогресс И КТ предоставляет все новые и новые каналы доступа к фрагментируюшемуся обществу. Видео, спутниковое, кабельное ТВ, компакт-диски и DVD, телетекст, Интернет и мобильный контент — возможности для индивидуального выбора сегодня практически неограниченны.
Правда, внешнее разнообразие, создаваемое наличием множества канатов, не должно вводить в заблуждение. Перед обществом встают, по крайней мере, две ключевые проблемы. С одной стороны, «единое информационное пространство» гражданского общества, «общественная сфера», традиционно формировавшаяся массовыми СМИ, сужается. Возникает противоречие между осознанным гражданским подходом к выбору информации и множественными индивидуальными информационными (развлекательными) запросами, удовлетворять которые можно и без обращения ктрадиционным СМИ. С другой стороны, мно- численность медиаканалов в технологически продвинутых странах доводит принцип сегментации аудитории до полного дробления массовой аудитории на незначительные сегменты. Кабельные специализированные каналы или собственная картина мира, созданная благодаря активному поиску пользователя Интернета, позволяют отказаться от массовой газеты или национального эфирного телеканала, которые раздражают неотступной рекламой.
Спрос на СМИ рекламодателей. Второй движущей силой, объясняющей поступательное развитие медиаиндустрии как в глобальном масштабе, так и на национальном уровне, на протяжении всей истории развития СМИ остается спрос рекламодателей на СМИ, а точнее, на доступ к целевым аудиториям.
Разделяя спрос аудитории и рекламодателей, мы опираемся на основное положение медиаэкономики, рассматривающее СМИ как сдвоенный рынок. Речь идет о рынке товаров (где товар — это содержание) и рынке услуг (где услугой выступает организация доступа рекламодателей к аудиториям). Продавая «внимание» массовой аудитории рекламодателям, СМИ создали уникальную бизнес-модель, которая позволяет не только финансировать деятельность медиакомпаний. Эта бизнес-модель лежит в основе всей системы сбыта рыночной экономики: без рекламы, адресованной массовому потребителю, индустриальное общество, возникшее в результате промышленной революции, вряд ли смогло бы добиться реального экономического прогресса. СМИ стали важнейшей информационно-коммуникационной инфраструктурой рыночного капитализма, и потому его развитие неизбежно стимулирует развитие медиаиндустрии.
Это положение легко иллюстрируется простым фактом. В течение 2000-х годов объем мирового рекламного рынка постоянно рос, при этом львиная доля средств продолжала направляться в средства массовой информации (табл. 12).
Таблица 12
Рекламные вложения в основные рекламоносители, млрд долл.
|
Источник: ZenithOptimedia, 08. 10. 2008. |
Спрос рекламодателей на СМИ можно рассматривать в нескольких аспектах. Рекламодатели стремятся к стимулированию продаж, информируя потребителей о самих товарах и услугах, о местах и формах их продаж, о ценах на них. Распространение потребительской информации позволяет позиционировать рекламируемые продукты по отношению к их конкурентам, формировать лояльность (см. подробнее в гл. о маркетинге).
Однако помимо потребности на СМИ в качестве «чистого» канала распространения своих рекламных сообщений спрос рекламодателей на СМИ учитывает и определенные характеристики самих масс-медиа. Спрос рекламодателей включает в себя:
■ подходящий контекст медиаконтента;
■ необходимое качество медиаконтента;
■ низкую цену на рекламную площадь/рекламное время;
■ высокое качество обслуживания самой медиакомпанией.
Для журналистики подобные требования часто означают непрямое, но весьма существенное давление со стороны рекламодателей, возможность влияния на выбор редакцией тем для освещения, формирование повестки дня, использование журналистами своих профессиональных Ценностей. Несмотря на все опасности и проблемы, удовлетворение медиакомпаниями спроса рекламодателей пока остается единственной экономически эффективной моделью существования медиаиндустрии.
В результате спрос рекламодателей становится той движущей силой, которая сформировала в современной медиаиндустрии систему финансирования медиапредприятий. Для медиакомпаний взаимоотношения с рекламодателями становятся ключевым фактором рыночного успеха, поэтому неудивительно, что, удовлетворяя спрос рекламодателей, СМИ разрабатывают различные системы изучения своей аудитории. Анализ показателей реализации СМИ (тиражи, рейтинги), социологические опросы, выясняющие удовлетворенность аудитории содержанием и знание медиа- брендов, — эти и многие другие направления изучения аудитории призваны стимулировать спрос рекламодателей на масс-медиа.
Спрос рекламодателей на СМИ, как и спрос аудитории на медиа- контенг, — категория динамическая. Однако причины изменения спроса в обоих случаях различны. Если для динамики спроса со стороны аудитории важнейшей причиной является развитие самой аудитории/общества, то для динамики спроса со стороны рекламодателей главным стимулом изменений становится общеэкономическая ситуация. Ведущий медиаэкономист Р. Пикар считает, что спрос рекламодателей в значительной степени определяется состоянием розничных продаж, стимулирующих вложения в рекламу:
розничные продажи —> увеличение валового внутреннего продукта -> —> рост рекламных затрат.
Очевидно, что спад в темпах экономического роста неизбежно приводит к снижению спроса рекламодателей на СМИ. Последствий такого снижения, по мнению Р. Пикара, как минимум три:
■ закон «большого пальца» (rule of thumb)-. 1 %-ное снижение ВВП ведет к 3-5%-ному снижению рекламных затрат;
■ опережающий рост рекламных затрат при повышении ВВП по сравнению с его ростом;
■ формирование рекламодателями рекламных бюджетов в процентном соотношении к росту розничных продаж.
Естественно, что у наиболее крупных компаний, имеющих высокие доходы от розницы, наивысшие рекламные бюджеты (табл. 13).
Подводя итоги данного параграфа, можно отметить, что две важнейшие потребности — потребность аудитории в содержании СМИ и потребность рекламодателей в доступе к целевым аудиториям потенциальных потребителей — заставляют все внимательнее относиться к масс- медиа и журналистике не только как к политическому, социальному, культурному, но и как к экономическиму институту. При этом важно подчеркнуть следующие обстоятельства:
■ усиливается включенность СМИ в систему рыночных отношений, та роль, которую они играют в стимулировании потребления, что объясняет сохранение спроса на СМИ рекламодателей;
■ вне зависимости от типа экономической системы, в которой действуют СМИ, они остаются в сердцевине политических процессов современного общества, что объясняет постоянный спрос на содержание со стороны аудитории;
■ спрос аудитории на СМИ предполагает комплексное удовлетворение потребности аудитории в медиасодержании, а сами СМИ сохраняют при этом ключевую роль в процессах информирования и просвещения, обеспечения политического процесса, формирования и развития культурной идентичности, организации свободного времени и развлечения аудитории.
3.2. Процессы коммодификации содержания и аудитории
На рубеже 1950-1960-х годов Д. Смайт выдвинул гипотезу о том, что одним из «товаров» СМИ является аудитория. Он считал, что меди- аиндустрия возникает только тогда, когда медиакомпании конструируют и производят аудиторию СМИ. доступ к которой затем продается рекламодателям. Д. Смайт указывал, что в условиях рынка происходит размывание границ между такими сторонами жизни человека, как «работник» и «покупатель», и в рабочее время наемные работники занимаются производством предметов потребления, а в нерабочее сами становятся предметом потребления рекламодателей. В результате аудитория превращается в предмет производства медиаиндустрии и в предмет потребления рекламодателей[32].
Содержание СМИ становится в этих условиях способом привлечь аудиторию, а создание аудитории, «продаваемой» рекламодателю, путем предложения ей определенного контента, является основной формой извлечения прибыли в медиаиндустрии. В дальнейшем именно на основе этого предположения была разработана концепция сдвоенного рынка СМИ, интегрировавшая рынок товаров (содержания) и рынок услуг (доступ рекламодателей к целевым аудиториям)2.
Показательно, что концепция сдвоенного рынка СМИ в одинаковой степени популярна и среди медиаэкономистов, и среди политэко
номистов СМИ. Последним она дала основания разрабатывать такое понятие, как коммодификация (commodification) — процесс трансформации пользовательской ценности коммуникационных продуктов, аудитории и труда в меновую ценность. Этот процесс, как отмечает канадский исследователь В. Моско, имеет ту же природу, что и процесс коммерциализации, но характеризуется всеохватностью. Коммодификация предполагает, что сами отношения между людьми — субъектами рынка — принимают форму «товара» (commodity), имеющего фантомную объективность и являющегося источником стоимости, которая определяется рынком и на рынке[33].
Коммодификация содержания. Исследователями уже давно было определено, что наиболее очевиден процесс коммодификации в сфере производства содержания. Известный французский социолога. Мольвкниге «Социодинамика культуры» (1966) попытался объяснить многие явления культуры через призму рыночной философии и экономических концепций рынка. Отталкиваясь от высказывания Э. Дюркгейма о том, что общественные феномены суть вещи (т. е. измеряемые и оцениваемые явления. — Е.В.), а. Моль перебросил мостик от понятия информация/сообщение к экономической теории. Опираясь на теорию информации, предлагающую рассматривать информацию в материалистических понятиях, применительно к последней он ввел понятие «товар»[34].
Информация, обращающаяся в современном обществе как товар, может быть приравнена ко многим другим товарам. В предыдущей главе было сказано, что стоимость информации в СМИ как товара измеряется и деньгами, и временем, и даже вниманием аудитории, т.е. любыми известными экономической науке редкими ресурсами. Интересно, что А. Моль подчеркивает важность не статичной информации, существующей вне коммуникации, информации как таковой, но именно распространяемой, присутствующей в коммуникационных системах, т.е. информации динамической. Она имеет разную ценность для журналистов и для аудитории, однако в современных условиях понятия товарного обмена распространяются и на все нематериальные явления. В результате возникают «коммуникационные товары» — т.е. информационные продукты, стоимость которых формируется не только в процессе производства (в случае СМИ — журналистами, редакционными коллективами, авторами рекламных сообщений), но и в процессах распространения и потребления аудиторией содержания, ведущих к возникнове
нию целевых аудиторий, на которые «выходят» рекламодатели. Именно процесс социальной, массовой или немассовой — в зависимости от типа контента и «широты» коммуникации, т.е. распространения и потребления содержания, произведенного редакциями СМИ, — и создает основную ценность контента.
А. Моль подчеркивает, что в современном обществе «человек экономический» (homo economicus) трансформируется в «человека социального» (homo socialis), поскольку «в наше время все виды человеческой деятельности уже не сводимы к обмену товаров, во всяком случае, без распространения понятий товарного обмена на такие нематериальные факторы, как сила идей, власть культуры, цена гениальности»1.
Ни экономическое, ни социальное бытие современного человека невозможно без его участия в процессах массовой коммуникации. Опираясь на это обшее положение, можно сделать важный вывод и для ме- диаиндустрии: значительная часть стоимости массовой информации, т.е. содержания СМИ, формируется в процессе межличностной и все больше массовой коммуникации. В результате происходит трансформация современного человека в «человека коммуникационного» (homocommunicatus), что является сегодня важнейшей характеристикой современного общества. «Человек коммуникационный» — это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется информационными продуктами, создаваемыми СМИ и потребляемыми в процессах массовой/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида:
homo economicus —> homo socialis —> homo communicatus.
Пытаясь совместить материальную и знаковую часть мира, А. Моль приходит к выводу о том, что мир знаков «не тождествен материальным носителям знаков, хотя и обязательно связан с ними определенными отношениями... Появление средств массового распространения информации подчеркнуло значение материальной стороны знаков... В рамках Диалектики абстрактного и конкретного, материального и нематериального современная техника коммуникации играет важную роль — сближает идеи, формы, элементы культуры с миром вещей и наделяет их свойствами вещей»2.
Таким образом, ценность/полезность информации (в данном случае — содержания СМИ) для общества и в конечном счете — для аудитории формируется не только в процессе ее создания журналистами.
редакционными коллективами, но и в процессе социального распространения, коллективного и индивидуального потребления аудиторией.
Теоретические подходы к понятию «аудитория». Соглашаясь с утверждением, что аудитория СМИ имеет экономическую ценность, прежде всего для рекламодателей, констатируем, что аудитория в экономике СМИ является одновременно и потребителем (содержания), и продуктом, произведенным для рекламодателя. В этом состоит ключевая, двойственная особенность медиаиндустрии, которая отличает ее от других индустрий и превращает масс-медиа в сдвоенный рынок товаров и услуг. Товаром на нем выступает содержание, а услугой — «предложение» доступа к аудитории рекламодателям.
Изменения в обществе, происходившие со второй половины XX в., постоянно преобразовывали аудиторию СМИ. У последней возникали качественно новые характеристики, обусловленные развитием экономики, систем культуры и образования, процессами национального и глобального происхождения. Природа современного постиндустриального или, в терминах ряда исследователей, информационного общества существенно трансформировалась: массовое промышленное производство в экономике сменилось производством, направленным на учет нужд отдельных потребителей. Его все чаще стали называть кастомизирован- ным производством, четко ориентированным на клиента. Управленческие схемы ушли от жесткой иерархии к гибким сетевым структурам, в бизнесе существенно возросла роль И КТ, превратившихся в важный элемент производства. Все это напрямую отразилось и на экономике СМИ. В формирующемся информационном обществе основная часть производства сосредоточилась в нематериальной сфере, а возникающий в процессе этого кластер индустрии содержания, в котором основное место занимает индустрия СМИ, приобрел одну из ключевых ролей.
Индустрия содержания (от англ. content industry (-ies) можно перевести и как «индустрия производства содержания») формируется под непосредственным воздействием прогресса ИКТ. Как было сказано в предыдущей главе, это привело к заметному увеличению числа каналов и носителей, распространяющих содержание СМИ. Но становление индустрии содержания стало прямым продолжением процессов социальной трансформации, при которых внутри современного общества — на основе новых признаков (экономических, геодемографических, образовательных, тендерных, стиля жизни) — выделилось большее число новых социальных групп. Отвечая на информационные запросы этих сегментов аудитории, индустрия содержания начала производить продукты более индивидуализированные, учитывающие запросы отдельных потребителей, что способствовало дальнейшей фрагментации ауди
тории. В результате произошло размывание традиционных основ экономики СМИ, базировавшейся на конструировании массовой аудитории для последующей организации доступа к ней рекламодателей — производителей товаров массового потребления.
В теоретических исследованиях взаимоотношения СМИ с аудиторией описываются множеством концепций, которые, однако, сводятся к небольшому набору базовых теорий. В их основе лежит линейная модель коммуникации К. Шэннона — У. Уивера, которые впервые схематично представили процесс передачи сообщения.
В соответствии с этой схемой, от источника информации сообщение попадает отправителю/передатчику, преобразующему/кодирующему его в сигнал, передаваемый получателю/приемнику, который может быть как самим адресатом, так и его декодирующим устройством. Эта модель предполагает, что в процессах передачи сигнала присутствуют шумы, которые также могут сопровождать процессы кодирования сообщения на этапе передачи и декодирования — на этапе его приема. Адресат (т.е. аудитория) вданной модели рассматривается как пассивный элемент системы, и принцип обратной связи, а также возможность выбора источника сообщения и канала его получения в модели не разрабатываются.
Основные направления последующих исследований — модели М. ДеФлёра, Б. Уэстли — М. Маклейна, У. Шрамма — обратили особое внимание на обратную реакцию адресата, на его интерпретирующую роль в самом коммуникационном процессе и вдекодировке сигнала. Согласно взглядам этих авторов, массовая коммуникация — это саморегулирующийся процесс, который направляется интересами и запросами аудитории (речь как раз и идет о понятии спроса), формирующимися в ответ на предложение со стороны СМИ. Как видим, значительное влияние на эти модели оказывает рыночная философия, которая часто выпускает из внимания общественную составляющую в деятельности масс-медиа.
Сегодня очевидно, что процесс массовой коммуникации ни в коем случае не однолинеен. Напротив, он подвергается многочисленным воздействиям со стороны аудитории — на источники информации, на
журналистов (кодировщиков и декодировщиков сигнала), на сам сигнал и на технологии его передачи. Исходя из линейной модели коммуникации К. Шэннона — У. Уивера, моделей Б. Уэстли — М. Маклейна и У. Шрамма, исследователи все-таки обратили особое внимание на реакцию реципиента, т.е. на факт удовлетворения аудитории как важнейший индикатор эффективности массовой коммуникации. Эти модели были с большим энтузиазмом восприняты американскими исследователями массовой коммуникации. Опираясь на реалии СМИ в условиях рынка, они придали важное значение процессу восприятия аудиторией рекламных сообщений, ее последующей реакции на рекламу, выражавшейся в акте покупки рекламировавшихся товаров и услуг. Правда, в нормативных теориях СМИ — от авторитарной до социально ориентированной, обосновывавшей западноевропейскую концепцию общественного вещания, необходимость учета потребительских интересов аудитории ушла на второй план. Это прежде всего объяснялось важностью тех задач, которые общество (или его элиты) ставили перед СМИ.
На протяжении всего XX в. концепции аудитории представляли значительный интерес для исследователей СМИ. Ключевая причина этого состояла в том, что в странах с рыночной экономикой рекламодатели были напрямую заинтересованы в знании своих потенциальных покупателей. Правда, зачастую между аудиторией и потребителями ставился знак равенства, что минимизировало социально-культурное значение деятельности масс-медиа. И в социалистических странах аудитория в качестве объекта изучения вызывала не меньший интерес. В условиях идеологически детерминированных режимов политики представляли своего рода рекламодателей, поскольку именно они были заинтересованы в лояльности аудитории и одновременно фактически финансировали медиаиндустрию в условиях плановой экономики, которую часто называли «номенклатурным капитализмом».
После Второй мировой войны в различных странах были проведены исследования аудитории СМИ с пристальным вниманием к тем эффектам, которые на них оказывали журналисты и масс-медиа в целом. Сегодня эта область, пожалуй, предстает одной из наиболее разработанных. От теорий «магического снаряда» и «подкожной иглы» к теории ограниченных эффектов и снова к теориям масштабных воздействий, планируемых и непланируемых эффектов — такой многоступенчатый путь прошли исследования эффектов СМИ с начала 1920-х годов, когда Г. Ла- суэлл и У. Липманн заложили основы изучения этих эффектов.