Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Спрос на сдвоенном рынке СМИ 6 страница




4.5. Типы концентрации в индустрии СМИ

Очевидно, что в каждой отдельно взятой стране процесс концент­рации СМИ носит специфически национальный характер, что обуслов­лено экономическим, политическим и культурным своеобразием дан­ного государства. Однако существует и ряд общих закономерностей, характеризующих этот процесс как в исторической перспективе, так и на современном этапе существования.

На сегодняшний день в исследованиях экономики СМИ существу­ют несколько теоретических моделей концентрации. В центре внима­ния исследователей прежде всего находятся два основных аспекта это­го явления: первый из них можно условно назвать стратегическим на­правлением концентрации, второй — пространственным направлением. Под стратегическим направлением концентрации подразумевается за­ложенный в нее вектор экономического роста, под пространственным — собственно характер увеличения численности медийных активов.

Что касается стратегического направления концентрации, то клас­сификация его видов крайне проста: вектор экономического роста при концентрации может быть только активным (англ. forward) или пассив­ным (англ. backward). Очевидно, что этот показатель является ничуть не менее, если даже не более, принципиальным и важным для понимания сути самого процесса концентрации СМИ.

Активный тип подразумевает такое увеличение медиасобственнос- ти, при котором владелец заведомо расширяет свои маркетинговые воз­можности. Так, приобретая сеть кинотеатров, производящая киноком­пания получает эффективный инструмент для борьбы за зрителя.

Пассивный тип концентрации, напротив, не подразумевает расши­рения маркетинговых возможностей. Купив типографию, журнал ук­репляет свою техническую базу, однако это никак не усиливает пози­ции издания при распространении среди читателей.


Анализируя существующие пространственные направления концен­трации, мы выделяем следующие ее формы: горизонтальную, вертикаль­ную и диагональную. В соответствии с этой классификацией все суще­ствующие крупные медиакомпании можно разделить на горизонтально, вертикально или диагонально растущие.

Горизонтальная мономедийная концентрация (англ. horisontal-media concentration/monomedia expansion) — это объединение фирм, произво­дящих одинаковую медиапродукцию (радиокомпания + радиокомпа­ния) или специализирующихся на одной форме ее распространения (ка­бельная сеть + кабельная сеть). Логика горизонтального роста очевид­на: по мере расширения производства происходит сокращение многих издержек. Вариантами горизонтальной концентрации могут послужить такие структуры, как цепь (англ. chain) и сеть (англ. network). Цепь — это ряд газет или журналов, принадлежащих одному владельцу. Так, амери­канская «Gannet Company» контролирует более 80 ежедневных перио­дических изданий. Сеть — это теле- или радиовещательное объедине­ние, в котором крупная «головная» станция контролирует определен­ное количество станций-филиалов и осуществляет в сотрудничестве с ними совместное вещание. По сетевому принципу работают все веду­щие телекомпании США — ABC, CBS, NBC и Fox.

Вертикальная мономедийная концентрация (англ. vertical-media concentration) — это объединение фирм, отвечающих за различные ста­дии производства и распространения медиапродукции (газета + типог­рафия; телекомпания + телепродюсерская фирма + оператор спутни­ковой связи). Вертикальный рост выгоден, поскольку придает медиа- компаниям уверенность в контроле над своими рынками, намечает новые направления экономии ресурсов. Например, американская ки­нокомпания МСА в свое время купила фирму «Cineplex Odeon», специ­ализирующуюся на прокате фильмов.

Диагональная/перекрестная полимедийная концентрация (англ. diagonal-media concentration/cross-media expansion) — это объединение фирм, производящих различную медиапродукцию, и/или фирм, спе­циализирующихся на различных формах ее распространения (журнал + кинокомпания + интернет-провайдер + компания радиорелейных ли­ний). В результате этой стратегии появляется возможность установить контроль над ценами, перераспределять ресурсы внутри медиакомпа­нии из прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламодате­лей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Здесь нужно отметить, что все пять ведущих транснациональных «империи СМИ» построены по принципу диагональной концентрации и распрост­раняют свою деятельность на все существующие сегменты медиарынка-

Рис. 2. Структура собственности диагонально растущего медиахолдинга (ОАО «Газпром-Медиа», Россия, 2005 г.)

 

Источник: Доклад АНО «Интерньюс» для Европейской аудиовизуальной обсерватории «Российское телевидение: структура, производство программ, аудитория» (2005 г.)

Классический пример: владелец печатных изданий и телекомпаний «News Corporation» в свое время купил кинокомпанию «XX century — Fox». Этот тип концентрации вообще является самым распространенным в мире, и в частности — в современной России (рис. 2).

Как особый тип развития медиабизнеса следует выделить диагональ­ную межотраслевую концентрацию. В данном случае речь идет о консо­лидации медиапредприятий с предприятиями из других отраслей эко-


номики — финансовыми и промышленными компаниями. Такие слож­ные бизнес-структуры встречаются как на зарубежных, так и на рос­сийском медиарынке. Например, группа «ПромСвязьКапитал», имеет активы в сфере СМИ, недвижимости и девелопмента, финансов, ин­формационных технологий, связи и пр.

Все перечисленные типы сосредоточения медиасобственности в ру­ках крупных владельцев на данный момент уже можно считать истори­чески сложившимися. Однако в последнее десятилетие XX в. началась последняя мощная «волна» концентрации, породившая еще один ее тип. Среди специалистов он получил название вертикальной интеграции (англ. vertical integration). Вертикальная интеграция — это, по сути, развитая форма диагональной концентрации, выражающаяся в широкомасштабном со­средоточении различной медиасобственности и образовании огромных многопрофильных предприятий. Конечной ее целью является достиже­ние так называемого синергетического эффекта — экономического фено­мена, суть которого заключается в том, что совокупность взаимодейству­ющих предприятий в результате приносит более высокие доходы и при­были, чем все те же компании, существующие по отдельности.

Так, среди наиболее ярких примеров вертикальной интеграции сле­дует выделить сделку по приобретению ведущим интернет-провайде­ром США компанией «America-on-Line» ведущего медиаконцерна стра­ны «Time Warner». В результате этого слияния была образована круп­нейшая в мире информационно-развлекательная и коммуникационная фирма, специализирующаяся одновременно на производстве и распро­странении кинематографического, телевизионного, журнального, музыкального и программного продукта. В своем окончательном вари­анте эта компания объединяла по сути четыре лидирующих в своих об­ластях предприятия: «Time», «Warner Communications», «Turner Broadcasting» и «America-on-Line». Нужно отметить, что если в первых трех случаях притирка разноплановых видов деятельности и деловых принципов проходила относительно успешно, то присоединение к он­лайновому бизнесу оказалось куда более проблемной процедурой. Од­нако сама тенденция вертикальной интеграции, по всей видимости, будет и впредь определять развитие всей мировой медиасистемы.

4.6. Рыночная структура индустрии СМИ

и регулирование процесса концентрации

Все современные рынки средств массовой информации, с точки зрения уровня их взаимодействия друг с другом, можно разделить на открытые и закрытые. Первый тип по определению существует в рам-

Рыночная структура индустрии СМИ и регулирование процесса концентрации

ках открытой экономики, широко интегрированной в мировую, второй — в рамках закрытой или полузакрытой, например, экономики СССР, ко­торая была интегрирована в мировую далеко не во всех отраслях. Посколь­ку СМИ по ряду признаков являются продуктом потребительского рын­ка, который чаще всего и становится индикатором открытости, эта взаи­мосвязь просматривается весьма четко: проще говоря, в той стране, где на прилавках представлены разнообразные импортные товары, почти наверняка имеется свободный доступ к мировым источникам информа­ции. Под открытым рынком СМИ следует понимать такое медиапрост- ранство, в котором не существует серьезных ограничений на внутреннее и внешнее распространение информации, допускаются самые различные варианты производства и потребления медиапродукта, а экономика от­расли, прежде всего, развивается по принципам свободной предприни­мательской деятельности. К странам с наиболее открытыми рынками СМИ относятся страны так называемой «старой демократии» — государ­ства Западной Европы (члены ЕС), США, Канада и Австралия. Следует обратить внимание, что открытые рынки СМИ всегда «богаче» закры­тых, т.е. более насыщены медиаканалами и медианосителями.

В случае полной информационной изоляции страны, обусловлен­ной, как правило, авторитарностью государственного режима и зачас­тую большим удельном весом государства в экономике, правомерность употребления самого понятия «рынок СМИ» в классическом понима­нии, конечно, оказывается под вопросом. Но исходя из того, что суще­ствование медиапространства не вызывает сомнений в любом совре­менном государстве, поскольку везде имеют место распространение информации, производство и потребление медиапродукта и, пусть да­леко не рыночная, но все же медиаэкономика, мы будем придерживаться унифицированной терминологии и называть подобные единицы за­крытыми рынками СМИ. Ярким примером страны с таким феноменом может послужить сегодняшняя КНДР, где даже прокат любых иност­ранных фильмов находится под строгим запретом. Некоторые элемен­ты закрытости присутствуют сегодня на рынках средств массовой ин­формации Китая, Кубы, ряда стран Средней и Центральной Азии, Аф­рики и Латинской Америки. В Европе наиболее закрытым является рынок СМИ республики Беларусь. Во многом зарытым был и рынок средств массовой информации Советского Союза, особенно в 1930- 1940-е и 1960—1970-е годы. Достаточно вспомнить знаменитые «глушил­ки», предназначенные для подавления сигнала зарубежных радиостан­ций, кампании по изъятию у населения домашних видеомагнитофонов и запрет на ввоз в страну «буржуазных» газет и журналов.

Вопрос о наличии концентрации на закрытых информационных рынках можно трактовать двояко. В качестве наглядного примера мож­но рассмотреть все ту же систему советских СМИП. С одной стороны, все медиакомпании в СССР находились в собственности интегрирован­ных партийно-государственных структур — в лице ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЦК компартий союзных республик, Правительств союзных республик, обкомов, горкомов, райкомов, Верховного Совета СССР, ВЛКСМ, ВЦСПС, советских предприятий и т.п. Присутствие профессиональных и общественных организаций — Союза писателей, Союза журналистов и т.п. — в качестве собственника общественно-по­литических СМИ («Литературной газеты», агентства печати «Ново­сти») — ситуации не меняло, так как все организации такого рода были полностью интегрированы в систему советского идеологического и по­литического менеджмента. Таким образом, с формальной точки зрения здесь можно говорить о явлении гиперконцентрации — феномене, когда в медиасистеме присутствует один «интегрированный» собственник. Но с другой стороны, исходя из мирового исторического опыта, следует помнить, что концентрация в СМИ есть результат конкуренции на ме- диарынке. А при отсутствии какой-либо конкуренции и наличии абсо­лютной, пусть и разнообразно институционализированной монополии на медиасобственность, которая и наблюдалось в системе СМИП СССР, само понятие концентрации уже теряет смысл.

Итак, реальная концентрация СМИ возможна только на открытых информационных рынках, поскольку является результатом формиро­вания в медиаиндустрии конкурентной рыночной среды. В классичес­кой экономической теории выделяется два вида конкуренции — внут­риотраслевая и межотраслевая. Конкуренцию на рынке СМИ изначаль­но можно отнести к внутриотраслевой. Масс-медиа в силу специфики, можно сказать, уникальности предоставляемых ими услуг испытывали потребность и могли соперничать только друг с другом. За пределы сво­его поля деятельности экономические интересы СМИ просто не рас­пространялись. Эта модель несколько изменилась к концу XX в., когда СМИ в силу ряда социально-культурных и технологических трансфор­маций столкнутся с необходимостью конкурировать с другими сегмен­тами индустрии свободного времени. Однако в интересующем нас кон­тексте следует рассматривать индустрию СМИ как вполне самостоятель­ную отрасль национального хозяйства. При внутриотраслевой конкуренции рыночные колебания, как правило, взаимопогашаются, - что приводит к уравниванию цен и прибылей. Такой вид соперничества экономических агентов (продавцов) может существовать в условиях раз­личных типов рыночных структур. К ним относятся совершенная конку-


Рыночная структура индустрии СМИ и регулирование процесса концентрации

ренция и две формы несовершенной конкуренции — монополистическая конкуренция и олигополия При крайней форме несовершенной конку­ренции — монополии — конкуренция как таковая фактически перестает существовать.

Если допустить реальную возможность существования совершенной конкуренции как таковой, то на рынке масс-медиа такая форма организа­ции могла присутствовать лишь на первых этапах его формирования (вто­рая и третья четверти XIX в.). В экономической теории совершенной кон­куренцией называют такую форму организации рынка, при которой име­ется столь большое количество производителей (доля участия каждого агента не превышает 1%), что ни один из них не способен оказать решаю­щее влияние на цены. Однако мировая экономическая история показы­вает, что на практике такого почти не бывает. Свойственное всем эконо­мическим агентам желание увеличивать доходы от своей деятельности приводит к появлению лидеров рынка, каждый из которых старается уси­ливать свои позиции за счет подавления остальных.

Что касается монополии, то существование этого типа рыночной структуры в системе СМИ также представляется маловероятным. Труд­но представить, чтобы в современном цивилизованном государстве все национальное телевидение находилось в руках одного медиамагната. С экономической точки зрения это едва ли возможно хотя бы потому, что соперничество между компаниями, как правило, рано или поздно приводит к перераспределению собственности между владельцами.

В целом современная практика показывает, что рынки средств мас­совой информации имеют олигополистическую форму организации. При олигополии на рынке доминирует ограниченное число производителей, на которых приходится больше половины общего оборота капитала, а появление новых производителей если не невозможно, то, по крайней мере, значительно затруднено. Применительно к рынку СМИ уместнее говорить о широкой олигополии, т.е. о такой рыночной структуре, кото­рую образует относительное множество экономических агентов. А пос­кольку различные медиакомпании производят и распространяют все же различающийся медиапродукт, точнее охарактеризовать такую рыноч­ную структуру как дифференцированная олигополия.

Дифференциация на рынке СМИ обычно происходит не по основ­ному назначению медиапродукта, а через различные попытки продавца создать в сознании потребителя представление, что его медиапродукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующий. Полезность,

'Современный экономический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/economic.

которую несет дифференцированный продукт, является частично пси­хологической по своей природе. С помощью дифференциации продук­ции можно уменьшить эластичность спроса по цене. Часто бывает так, что цена повышается, а объем спроса при этом не сокращается. Так про­исходит потому, что покупатели (аудитория) привыкают к какому-то определенному СМИ с его уникальными характеристиками и они не будут покупать СМИ другой компании даже по более низким ценам.

Из этого следует, что цена в условиях дифференциации продукции не является единственным орудием конкуренции. Важнейшим факто­ром конкуренции между СМИ становится еще и качество медиапро- дукта, его различные характеристики, такие как концепция, формат или «упаковка». В таких условиях большую роль играет реклама. Через нее медиакомпания создает своим СМИ дифференциацию в сознании по­купателей, указывая на характеристики, отличающие данные товары от подобных им (СМИ-заменителей). В результате люди готовы покупать привычные СМИ и по более высокой цене, т.е. уменьшается эластич­ность спроса по цене.

Примером дифференцированной олигополии в медиаиндустрии может послужить общенациональный рынок печатной периодики Рос­сии — сегодня он поделен между 25 издательскими домами (всего в стра­не насчитывается около 50 медиакомпаний федерального уровня). Ши­рокая дифференцированная олигополия не исключает возможности су­ществования более мелких экономических агентов-одиночек. На том же российском газетно-журнальном рынке существуют и независимые печатные издания. Однако наблюдается устойчивая тенденция к кон­солидации подобных СМИ под эгидой крупных медиапредприя- тий — концентрация «сжимает» олигопольную рыночную структуру.

Негативные стороны концентрации СМИ на протяжении десяти­летий традиционно вызывают реальную озабоченность у государствен­ных и общественных институтов стран, имеющих высоко развитые информационные рынки. Озабоченность эта проявляется в создании различных антимонопольных законов и подзаконных актов. Ограни­чительные меры касаются концентрации медиасобственности в одних руках или присутствия наиболее крупных медиапредприятий на наци­ональных рынках СМИ. Государства законодательно устанавливают ли­миты на одновременное владение различными СМИ, определяют пре­дел тиражей, доли эфирных охватов и т.д. Это в определенной мере по­зволяет косвенно поддерживать конкуренцию и способствует сохранению менее сильных экономических агентов медиасистемы.

Так, в Великобритании запрещено выдавать вещательные лицензии газетным компаниям, охватывающим более 20% аудитории, во Фран-
рыночная структура индустрии СМИ и регулирование процесса концентрации

ции владельцы издательских домов не вправе контролировать более 30% рынка изданий одного типа, в ФРГ доля аудитории одного вещателя не должна превышать 30%. В Скандинавских странах, известных своим государственным протекционизмом на рынке СМИ, антимонопольные меры в целом даже жестче среднеевропейских. В Норвегии государство оставляет за собой право вообще запрещать любые сделки, которые при­ведут к сосредоточению в одних руках более трети национального рын­ка в любом медиасекторе.

В США антимонопольные меры, напротив, гораздо мягче. В 1996 г. в стране был принят «Акт о телекоммуникациях», снявший все ограни­чения на число радиостанций, которыми может владеть одна корпора­ция, а также разрешил одновременное владение газетами и телекомпа­ниями в пределах одного города и совмещение эфирного и кабельного вещания. Естественным следствием этого явилось то, что на информа­ционном рынке США начался новый виток концентрации. Впрочем, этот процесс так или иначе продолжается во всем мире. Неверно было бы считать, что антимонопольное законодательство как таковое явля­ется здесь некой панацеей.

Усиливающаяся концентрация СМИ в современной России во мно­гом обусловлена своеобразием национального законодательства. На дан­ный момент правовое регулирование экономических отношений в на­циональной медиасистеме существует лишь фрагментарно. В частности, в стране отсутствуют социальные нормативные акты, ограничивающие концентрацию и монополизацию СМИ. Ключевой закон «О средствах массовой информации» от 1991 г. даже не содержит подобной статьи. При этом антимонопольное законодательство общего характера, в свою очередь, не может учесть всю сложность рынка средств массовой ин­формации. Например, закон РФ «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках» (1991) содержит нор­мы, согласно которым доминирующим признается положение хозяй­ствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. При некоторых условиях положение хозяйству­ющего субъекта может быть признано доминирующим и при меньшей Доле рынка, но никак не менее 35%. Очевидно, что такие правовые по­ложения оставляют информационный рынок вне зоны действия дан­ного закона, поскольку подобных цифр в практике существования рын­ка масс-медиа просто не бывает. Поэтому Федеральная антимонополь­ная служба РФ на данный момент не имеет возможности применить какие-либо санкции к тому или иному собственнику СМИ.

Еще в 1998 г. в Государственной Думе РФ прошли первые парламент­ские слушания «О недопустимости монополизации средств массовой


информации», а в 1999 г. депутатский корпус сформулировал три общих тезиса, согласно которым в России следует:

1) запретить одновременное владение лицензией на вещание и из­давать ежедневную массовую газету, распространяемую на той же территории;

2) запретить владение двумя и более лицензиями на теле- или ра­диовещание на одной территории;

3) запретить монополистам на рынке товаров и услуг, финансовым, финансово-промышленным группам, банкам и объединениям банков владеть лицензиями на теле- или радиовещание, являть­ся издателями массовых периодических печатных изданий, а также владеть пакетами акций СМИ, позволяющими контро­лировать принятие управленческих решений.

Специалисты сразу обратили внимание на то, что предложенные решения являются половинчатыми и оставляют крупным собственни­кам СМИ массу юридических возможностей обойти данные запреты. Впрочем, даже эти наработки так и не обрели форму законодательного акта. Вопрос о правовом регулировании процесса концентрации на ме- диарынке России пока остается открытым. Единственное действующее юридическое ограничение касается присутствия зарубежного капитала на рынке ТВ — иностранные инвесторы не могут владеть контрольным пакетом акций общенациональных российских телекомпаний.

При этом нельзя не обратить внимание на тот факт, что любое госу­дарство имеет возможность влиять на процесс концентрации СМИ и другим не вполне правовым, но исторически проверенным способом. Методы административного воздействия могут варьироваться в зави­симости от национальных особенностей и традиций той или иной стра­ны. Под самим термином «административное воздействие» обычно подразумеваются всевозможные формы давления представителей госу­дарственной власти на судебную систему, правоохранительные органы и контрольно-ревизионные службы, которые имеют возможность при­менить те или иные меры к физическим и юридическим лицам, дей­ствующим, в данном случае, на национальном информационном рын­ке. Очевидно, что в наиболее либеральных и демократических странах административный ресурс применяется реже и более цивилизованно, чем в странах, где общество еще не избавилось от пережитков авторита­ризма, но объективное наличие административного ресурса в любом современном государстве не вызывает сомнений. Очевидно также и то, что политическая мотивация в подобных прецедентах всегда гораздо весомее экономических интересов.

Виды капитала и формы собственности в индустрии СМИ

4.7. Виды капитала и формы собственности в индустрии СМИ

На сегодняшний день в мировой медиаэкономической практике сложилось несколько основных типов компаний, работающих в сфере масс-медиа. Одним из самых принципиальных различий, существую­щих между ними, является происхождение задействованного в них ка­питала: в одном случае он является недиверсифицированным, во втором — диверсифицированным. В медиаэкономике под диверсификацией под­разумевается образование многоотраслевых комплексов путем проник­новения промышленных, торговых и финансовых структур в различ­ные сферы информационно-коммуникационной индустрии. Другими словами, диверсифицированные медиакомпании создаются в резуль­тате того, что созданный в немедийных областях экономики капитал вкладывается в приобретение, создание и развитие средств массовой ин­формации. Исходный капитал специалисты обычно называют К"-биз­несом (англ. C-business). При этом появившиеся вследствие диверси­фикации медийные активы владельца, как правило, продолжают суще­ствовать в тесной взаимосвязи с немедийными активами. Таким образом складывается конгломератная собственность.

История мировой медиаэкономики показывает, что подобный «пе­релив» ресурсов является довольно распространенной практикой. В ка­честве примеров диверсифицированных медиакомпаний можно назвать следующие: крупнейший медиаконцерн Италии «MediaSet» вырос на базе риелторской компании «Fininvest Group», франко-американская транснациональная компания «Vivendi-Universal» создавалась на базе водопроводной компании «Compagnie Generale des Еаих», шведская компания «Modern Times Group» — на базе деревообрабатывающего бизнеса, американская «Bloomberg» — на базе финансовой империи, т.е. все они так или иначе были связаны с немедийными секторами эконо­мики. Из российских медиакомпаний к явно диверсифицированным относятся «Газпром-Медиа», являющаяся дочерней структурой топлив­но-энергетического концерна «Газпром», и «Проф-Медиа», принадле­жащая металлургическо-машиностроительной группе «Интеррос».

Известны также «пограничные» примеры, когда масс-медиа попа­дают в сферу влияния организаций, производящих техническую инф­раструктуру для СМИ. Так, рекординговая компания «Poly Gram» при­надлежит компании «Philips», телекомпания NBC — «General Electric», а кинокомпанией «Universal» в свое время владели «Seagrem» и «Sony». В основе образования многоотраслевых конгломератов лежит стремле­ние существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет Извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов де-

ловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, га­рантирующий ее от поглощения конкурентами. В мировой практике средств массовой информации, однако, существует и феномен обрат­ной диверсификации. Этот процесс заключается в том, что экспансию в немедийные области экономики проводит уже сформировавшийся ме- диакапитал. Так, американская радиокомпания RCA в свое время ку­пила фирму «Hertz», специализирующуюся на прокате автомобилей, а в состав мегамедиакомпании «Viacom» входит аудиторское бюро «Simon&Shuster». Не единичны случаи, когда медиакомпании выступа­ют в качестве инвесторов и арендодателей на рынке недвижимости.

Между тем различные виды диверсификации отнюдь не являются обязательным условием для успешного развития СМИ. Примером круп­ного «чистого» медиаконцерна может послужить компания «News Corporation». Ее глава — Руперт Мердок — начал свою деятельность в 1950-х годах с небольшой австралийской газеты «The Adelaide News», затем он начал завоевывать рынок средств массовой информации Но­вой Зеландии, в конце 1960-х появился в Великобритании, а в начале 1970-х годов — в США. В итоге подконтрольные Мердоку СМИ обра­зовали глобальную «медиаимперию». Но на всех этапах создания свое­го детища предприниматель использовал только тот медиакапитал, ко­торым он уже располагал. Правда, с другой стороны, опыт Мердока по­казывает, что формирование недиверсифицированных медиакомпаний весьма длительно по срокам, в то время как становление конгломерат­ных образований порой происходит всего за несколько лет.

Для понимания структуры и типа медиакомпаний необходимо раз­граничить такие понятия, как концерн, холдинг, конгломерат, синдикат и картель. С юридической точки зрения такое видовое деление медиа- предприятий нигде в мире не является официально обязательным, и дан­ные слова на практике могут использоваться компаниями просто как составная часть собственного названия (например, «Bertelsmann- Konzern» или «Медиахолдинг РЕН-ТВ»). С экономической же точки зрения введение этих понятий представляется необходимым для более точной и подробной классификации хозяйствующих субъектов на рынке СМИ по характеру их деятельности и по особенностям внутренней орга­низационной структуры.

Концерн (англ. concern) — крупное объединение предприятий, свя­занных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в сов­ местной деятельности [45] . Часто такая группа предприятий объединяется


Виды капитала и формы собственности в индустрии СМИ

вокруг сильного головного предприятия (материнской компании), кото­рое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входя­щие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, распо­ложенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятель­ность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финанса­ми, инвестициями. Международные концерны известны под названи­ем транснациональных. Концерны, в которые входят участники из мно­гих стран, именуются мультинациональными. Американская компания «Time Warner», представляющая собой организованную совокупность интегрированных СМИ, является типичным транснациональным ме- диаконцерном.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 820 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2160 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.