Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Спрос на сдвоенном рынке СМИ 4 страница




Компоненты бизнес-модели в медиаиндустрии. Учитывая, что бизнес- модель — это метод ведения бизнеса, благодаря которому компания ге-


Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе

нерирует доходы, рассмотрим основные каналы получения прибыли в медиаиндустрии. Список элементов бизнес-модели меняется под воз­действием конкурентной среды и технологических преобразований, однако можно выделить несколько наиболее известных и устоявшихся в ходе истории массовых коммуникаций компонентов.

■ Подписка — старейшая, хотя и не основная сегодня бизнес-мо­дель, подразумевает «продажу содержания» аудитории. Это традицион­ная бизнес-модель, имеющая глубокие корни в истории СМИ. Она воз­никла в ходе становления института подписки и розничной реализации печатных СМИ — газет и журналов. С течением времени появились и новые формы подписки, использующие достижения технологического прогресса в медиаиндустрии, — подписка на кабельные и спутниковые каналы, программы цифрового ТВ, в наши дни еще и подписка на кон­тенту операторов мобильной телефонии. По мере развития новых СМИ подписка стала также основным условием предоставления доступа к интерактивным услугам и цифровому контенту. Отличительная черта данной бизнес-модели — предложение контента «единым пакетом»/ «единым потоком», без разделения содержания на отдельные темати­ческие/жанровые/проблемные блоки.

■ Абонентская плата традиционно ассоциируется с деятельнос­тью общественного вещания в странах Западной Европы. Для многих государств — Великобритании, Бенелюкса, Германии, Франции, Север­ных стран — она стала своего рода добровольным налогом на телевиде­ние и радио, который граждане вносят в бюджет общественных вещате­лей. Эта бизнес-модель ориентирована на финансирование вещания, которое стремится уйти из-под коммерческого влияния рекламодате­лей. При создании массового ТВ в СССР также вводилась абонентская плата, однако она быстро была отменена, хотя сохранилась абонент­ская плата за пользование радиоточками.

■ Потарифная и поминутная оплата как компонент бизнес-моде- ли больше известна в телекоммуникационной индустрии, однако по мере развития процесса конвергенции она пришла и в индустрию СМИ. Се­годня абоненты кабельных сетей, пользователи Интернета имеют доступ к тем услугам, которые оплачиваются потарифно/поминутно при про­смотре отдельных программ, использовании коммуникационных услуг. Эта бизнес-модель внедряется и в секторе мобильной коммуникации.

■ Продажа содержания (контент-продуктов) на отдельных носите­лях аудитории — сравнительно новый, но уже достаточно популярный компонент бизнес-модели. Он получил распространение с появлением и развитием индустриальных способов тиражирования медиапродуктов на носителях, предназначенных для последующего распространения, —

виниловых пластинках, аудиокассетах, видеокассетах, компакт-дисках, DVD. Старейшая форма деятельности в этой сфере — продажа книг. Однако по мере увеличения числа технологических платформ — носи­телей медиасодержания — и ускорения процесса конвергенции данная бизнес-модель получает все большую популярность. Ее отличие в мак­симальном «дроблении» контента на отдельные «единицы» — тексты, музыкальные произведения, кинофильмы, телепрограммы, при отсут­ствии в предложении новостей. Эта модель основана на возможности отложенного и многократного потребления медиапродуктов, что накла­дывает определенные ограничения на включение оперативной инфор­мации в конечные контент-продукты.

■ Реклама, т.е. организация доступа рекламодателей к аудитории, или в других теоретических подходах «продажа» аудиторий, до настоя­щего времени остается наиболее прибыльной и распространенной мо­делью для подавляющего большинства медиакомпаний. Множество га­зет и журналов, радио- и телестанций, кабельных сетей, онлайновых СМИ используют эту модель. Она традиционно называется «коммер­ческой», однако не только частные компании применяют ее в своей дея­тельности. Общественное ТВ, долгое время считавшееся «некоммерчес­ким» и в большинстве стран не транслировавшее рекламу, также все чаще начинает включать этот элемент бизнес-модели в свою практику (Ис­пания, Португалия, Германия, Франция). Реклама важна как для уни­версальных СМИ, адресованных массовой аудитории, так и для специ­ализированных, нишевых медиа, направленных на сегментированных по интересам потребителей. Последнее становится особенно важным в условиях дальнейшей специализации рынков товаров и услуг, а также развития индивидуализированных новых медиа.

■ Продажа производящими медиакомпаниями авторских прав, фор­матов и конкретных медиапродуктов другим предприятиям СМИ приоб­ретает все большую популярность как компонент бизнес-модели совре­менного медиабизнеса. Это связано с тем, что при развитии технологий СМИ число вешающих компаний значительно превышает число ком­паний, производящих контент, иными словами, число каналов суще­ственно превышает объем содержания, предназначенного для распрос­транения по этим каналам. В результате в медиаиндустрии возникает самостоятельный сектор «производства содержания», своего рода «про­изводителей сырья» для реализации среди медиакомпаний. Последние же все больше превращаются в «упаковщиков» закупленного на сторо­не содержания, причем доля журналистских материалов самих медиа- компаний сокращается. Этот процесс по существу преображает саму ме- диаиндустрию, делая возможным существование в СМИ таких предпри-

Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе

ятий, которые непосредственно не взаимодействуют с аудиторией. С другой стороны, подобная бизнес-модель позволяет сократить расходы на производство содержания, которые и в газетном, и в журнальном, и в телевизионном, и в радиосегменте медиаиндустрии постоянно растут.

■ Для некоторых медиакомпаний оригинальным элементом биз­нес-модели становится продажа клиентских баз данных. Это — одно из тех новшеств, которые возникли в ходе технологического развития СМИ. Наиболее заметно оно проявляется в индустрии новых СМИ — онлайновой прессе, поисковых системах, мобильной телефонии, кото­рые при помощи программного обеспечения и без участия пользовате­ля позволяют формировать потребительский профиль последнего. От­сутствие во многих странах специального законодательства, защищаю­щего права потребителей в цифровой среде, позволяет компаниям новых СМИ создавать клиентские базы данных и впоследствии «продавать» их рекламодателям. Последние же используют их для директ-мейла и прямого маркетинга.

■ Совсем новая, рождающаяся на наших глазах бизнес-модель основывается на смс-голосовании, смс-рейтингах или смс-опросах, кото­рые проводят медиакомпании. В результате операторы мобильной те­лефонии имеют увеличенный трафик, за что и выплачивают медиаком- паниям определенный процент.

■ Несмотря на то что сегодня медиаиндустрия сталкивается с не­обходимостью привлекать новые инвестиции, прогресс цифровых тех­нологий позволяет многим СМИ существовать на сравнительно неболь­шие средства. Это связано с резко возросшими для обыкновенного пользователя возможностями производить, обрабатывать и распрост­ранять те типы медиасодержания, которые традиционно создавались журналистами. В условиях глобальной Сети подобная некоммерческая бизнес-модель, основанная на нежурналистском контенте, становится альтернативой многим предприятиям, базирующим свои контент-стра- тегии на индустриально произведенном содержании. Показательный пример такой бизнес-модели — персональные блоги, которые создаются без учета коммерческих мотивов, а также сайты многих медиакомпа­ний, на которые любой свидетель интересного события может прислать свои фотографии или видеосюжеты.

■ При наличии вышеперечисленных чисто рыночных элементов довольно распространенной во многих странах остается дотационная, или внерыночная, бизнес-модель, в условиях существования которой Медиакомпании не являются экономически самодостаточными и при­быльными предприятиями, а существуют на государственные, корпора­тивные или партийные средства. Именно в условиях данной бизнес-мо-

'0-5586


дели манипулятивная функция со стороны инвестора или финансирую­щей организации может осуществляться в полной мере. Это, однако, не означает, что такая функция обязательно присутствует в деятельности дотационных компаний. В условиях рыночных европейских демокра­тий (Скандинавия, Франция, Австрия) дотации позволяют сохранить экономически не прибыльные, но жизненно важные для плюрализма и демократии органы небольших политических партий, издания для де­тей, этнических меньшинств. Во многих странах дотационные СМИ, например радио, играют важную роль в создании единого общекуль­турного пространства. При наличии внешнего вещания государствен­ное международное радио выступает средством продвижения нацио­нальной идентичности и культуры на глобальном рынке. Особенность данной бизнес-модели заключается в том, что в условиях рынка она нечасто служит основным инструментом организации деятельности медиакомпании. Многие предприятия СМИ используют только отдель­ные ее элементы, создавая специфические комбинации бизнес-инст­рументов. Еще одна важная черта данной бизнес-модели — ее существо­вание в условиях жесткой конкуренции с предприятиями, опирающи­мися на коммерческую бизнес-модель, что особенно характерно для общественного ТВ на многих рынках.

Среди нерыночных инструментов выделяются государственные суб­венции, представляющие собой различные формы дотаций и субсидий, которые органы власти самых разных уровней — от местных до обще­федеральных — выдают медиакомпаниям. Они существуют во многих, прежде всего западноевропейских странах, выдаются в соответствии с политикой государства в области СМИ и позволяют различным госу­дарствам корректировать ситуацию в тех сегментах медиаиндустрии, где рыночные отношения не обеспечивают нормальное функционирова­ние СМИ как социального и культурного института. Эта модель акту­альна для муниципальных ТВ в США, партийной прессы в ряде стран Северной Европы, для печатных изданий «мнений» или изданий, адре­сованных этническим, лингвистическим меньшинствам. Последние довольно часто встречаются в странах Западной и Северной Европы, в России. Средства для субвенций поступают от налогов граждан, при­чем это могут быть общие или целевые налоги.

Другой внерыночный инструмент деятельности — частные (благо­творительные) пожертвования, довольно редкий, но все же присутству­ющий в практике некоторых медиакомпаний элемент бизнес-модели. Его можно обнаружить в деятельности коммунитарных (общинных) медиа, средств информации диаспор.

 

Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе

Следует подчеркнуть, что перечисленные компоненты бизнес-мо­дели практически ни на одном национальном рынке не существуют в чистом виде и в деятельности предприятий СМИ реализуются, скорее, в различных сочетаниях и разных комбинациях. Правда, национальная специфика экономики, законодательных традиций и социальных сис­тем в некоторой степени предопределяет доминирование отдельных биз­нес-моделей. Так, в США и странах, где модель рынка основана на сво­бодной конкуренции и минимальном вмешательстве государства (так называемая модель laisser-fair), ведущая бизнес-модель СМИ опирает­ся на рекламу. В западноевропейских странах, исповедующих филосо­фию социального государства всеобщего благоденствия, возможно и существование дотационной (внерыночной) модели вСМИ. Иныефор- мы реализации дотационной модели встречаются в медиаиндустрии государств с плановой экономикой или стран переходного периода. Современные бизнес-модели медиаиндустрии весьма сложны, посколь­ку на их формирование и реализацию оказывают влияние достаточно разнородные силы. Основных игроков в современной индустрии СМИ можно разделить на две группы — издателей и вещателей, с одной сто­роны, и производителей содержания (контент-провайдеров) — с другой. Сложность ситуации придают несколько обстоятельств. Во-первых, часть компаний может быть отнесена к обеим группам. Многие теле­компании, например, производят новостные, информационно-анали­тические, документальные, развлекательные программы, причем не только транслируют их самостоятельно, но и продают другим компани­ям. Газеты и журналы с развитием интернет-версий все чаще выступа­ют и как поставщики содержания, причем бесплатного, для других СМ И. Во-вторых, предприятия, производящие содержание, — производитель­ные компании, продакшн радиостудии, кино- и звукозаписывающие студии, информационные агентства, службы видеоинформации — по мере увеличения числа каналов распространения и конвергенции тех­нологических платформ начинают предлагать потребителю свои про­дукты напрямую, минуя редакции СМИ. В-третьих, некоторые компа­нии из смежных индустрий, например телекоммуникационной или те­лефонной, самостоятельно выходят на рынок СМИ. Так, кабельные операторы, традиционно предоставлявшие другим вещателям свои ка­налы распространения, превращаются в вещателей, поскольку легко могут приобрести права на трансляцию телепрограмм, кинофильмов или Других аудиовизуальных контент-продуктов. В результате в современ­ной медиаиндустрии существенно возрастает роль еще одного «действу­ющего лица», а именно владельца авторских прав на содержание. Имен-

ю-

но поэтому дальнейшее развитие бизнес-моделей в медиаиндустрии будет обязательно учитывать и рост затрат на закупку авторских прав, и возможные прибыли от их реализации1.

Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой революции. Воз­действие, которое оказывают цифровые технологии на бизнес-модели современной медиаиндустрии, трудно переоценить. Суть вопроса со­стоит в том, что бизнес-модели старых СМИ теряют эффективность вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой ауди­тории, вокруг которой прежде строилась экономика СМИ. Онлайно­вые медиа комбинируют традиционные для медиаиндустрии источни­ки доходов — рекламу в интернет-СМИ, продажу цифрового контента аудитории — с новыми, такими, как поминутная оплата трафика, дохо­ды от электронной коммерции, продажа персональных данных клиен­тов (что к тому же не во всех странах имеет легальные основания), ак­тивное внедрение подписки на все виды медиаконтента. Подобная биз­нес-модель уже присутствует в сфере онлайн-музыки, где сегодня благодаря ее становлению достигается значительный экономический эффект.

От цифровой революции, оказавшей заметное воздействие на зву­козаписывающую индустрию, выиграли потребители, получившие воз­можность либо обмениваться музыкальными файлами, либо «арендо­вать» песни в базах данных за невысокую плату. Сама бизнес-модель музыкальной индустрии начала меняться: контроль над записями из рук звукозаписывающих мейджоров стал переходить в руки компаний, орга­низующих распространение. Первый яркий пример здесь — миниатюр­ный медиацентр iPod компании «Эппл» («Apple»), предлагающий пользователям относительно дешевый доступ к своим музыкальным коллекциям, а в более продвинутых моделях — и к видеофайлам, и к кинофильмам. Последствия выхода на рынок iPod аналитики часто на­зывали революцией. Потребителям, слушателям это дало новые возмож­ности, увеличившие мобильность цифровой музыки, скачивать кото­рую теперь стало возможным везде. Последняя модель мобильного те­лефона от «Эппл» — iPhone позволила интегрировать неплохое качество мобильной телефонии с быстрым доступом в Интернет, позволяющим получать качественные звук и картинку. Неудивительно, что новые эле­менты бизнес-модели объединили доходы от мобильной связи с платой за все виды контента. Как будет развиваться эта инновация в будущем,

' Aris A., Bughin J. Managing Media Companies. Harnessing Creative Value. John Wiley & Sons, 2005. P. 28-30.


Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе

еще неясно, однако очевидно, что цифровая революция будет и в даль­нейшем определять изменения традиционных схем бизнес-моделей в медиаиндустрии.

Трансформация бизнес-моделей музыкальной индустрии не огра­ничивается только стратегией корпорации «Эппл». На рынке присут­ствуют и другие компании-дистрибьютеры, организующие доступ пользователей к музыкальным файлам в новых формах. «МьюзикНет» («MusicNet», США) реализует продукцию традиционных мейджоров звукозаписывающего бизнеса — «Уорнер» («Warner»), «Би-Эм-Джи» («BMG»), «И-Эм-Ай» («ЕМ1») — благодаря специальному программ­ному обеспечению. Так, оно позволяет выбрать любую форму месяч­ной подписки на музыкальные файлы. Конкурент «МьюзикНет» ком­пания «Прессплэй» («Pressplay») предлагает доступ к записям «Сони» («Sony»), «Вивенди» («Vivendi»), «И-Эм-Ай», а также независимых про­дюсеров. Его рыночная стратегия более агрессивна и выгодна потреби­телю. Компания комбинирует различные компоненты бизнес-модели: она предлагает гибкие условия «аренды» музыки, продает напрямую музыкальные файлы, дает возможность бесплатно проигрывать их на втором компьютере, разрешает пользователям обмениваться плей-лис- тами, бесплатно скачивать 30-минутные саундтреки и т.п. Многие ин­тернет-провайдеры музыкального контента активно развивают подпис­ку: одни предлагают прослушивание неограниченного количества песен за фиксированную ежемесячную плату, другие позволяют проигрывать свои файлы на нескольких разных носителях, третьи разрешают нео­граниченное скачивание даже в пиринговых сетях.

Большой интерес компании новых медиа проявляют сегодня и к такой услуге, как видео-по-заказу (VOD), поскольку это приносит су­щественные прибыли. Так, по оценкам крупнейшей компании «Тайм Уорнер» («Time Warner»), предлагающей услуги по прокату своих филь­мов, прибыль услуг по прокату DVD составляет 20 центов на каждый вложенный доллар, тогда как для VOD она уже сейчас оценивается в размере 60—70 центов на 1 доллар. Традиционный прокат видеокассет и DVD постепенно уступает место новой услуге. Конечно, говорить о зна­чительных изменениях, к которым может привести распространение УОй, еще рано, однако уже сейчас очевидно, что речь идет не о простой замене технологий, а о становлении новых форм потребления СМИ. Как и многие другие услуги новых медиа, VOD конкурирует сразу с не­сколькими СМИ, прежде всего с ТВ и кино, поэтому можно предполо­жить, что определенные преимущества, связанные с возможностью за­казывать по Интернету домой кинофильмы или сериалы хорошего ка-

чества, повлияют на сам факт походов в кинотеатр или традиционного просмотра ТВ.

Однако, несмотря на многообещающие перспективы, экономисты видят в развитии традиционных бизнес-моделей, в идущих процессах и определенные проблемы. Во-первых, совершенно не так очевидна готов­ность потребителей платить за «прокат» музыкальных файлов. Во-вто­рых, пиринговые сети, позволяющие их пользователям бесплатно обме­ниваться музыкальными файлами, не позволяют интернет-пройдерам получать доходы полностью. В-третьих, традиционная практика лицен­зирования и защиты авторских прав нуждается в существенном улуч­шении, что и показала история с пиринговой бесплатной файлообмен- ной сетью «Нэпстер».

Подводя итог анализа понятия бизнес-модели в медиаиндустрии и ее основных компонентов, можно заключить следующее:

■ сегодня бизнес-модель стала важным концептуальным инстру­ментом, обращающим внимание на потенциальные пути извле­чения доходов;

■ в современной медиаиндустрии выработаны специфические эле­менты бизнес-модели (модели бизнеса), позволяющие эффек­тивно извлекать доходы, хотя в условиях многих стран — в силу специфики социально-политических ролей СМИ — медиаин- дустрия вынуждена прибегать к комбинированию рыночных и внерыночных форм ведения бизнеса;

■ наиболее заметное влияние на трансформацию бизнес-моделей в медиаиндустрии оказывает цифровая революция, которая фрагментирует массовую аудиторию и преобразует существую­щие схемы получения доходов, заставляя медиакомпании искать новые компоненты для традиционных бизнес-моделей.

Вопросы для самопроверки

1. Спрос как экономическая категория.

2. Чем можно объяснить растущий спрос аудитории на СМИ?

3. Обозначьте основные подходы к выделению социальных групп внутри общества. Каково их значение для медиаиндустрии?

4. В чем выражается противостояние между качественной и массовой прессой?

5. Чем объясняется разделение спроса аудитории и рекламодателей?

6. Дайте определение понятия «коммодификация».

7. Что вы можете рассказать об исследованиях эффектов СМИ?

8. Перечислите основные функции медиапредприятий.

9. Что представляет собой концепция аудитории как «товара СМИ»?

Литература

10.Назовите положительные и отрицательные стороны процесса фрагмен­тации аудитории.

11.Совпадают ли, по вашему мнению, понятия «СМИ» и «глобализация»? Обоснуйте свой ответ.

12.Глобализм, глобальность, глобализация. Различаются ли эти понятия по значению?

13.Назовите основные особенности информационной глобализации. Дай­те им краткую характеристику.

14.Справедливо ли утверждение медиаисследователей о том, что глобали­зация есть прямое продолжение технологического прогресса в индуст­рии СМИ? Обоснуйте свой ответ.

15. Каковы рецепты производства глобально ориентированного содержа­ния. Можете ли вы предложить свой рецепт?

16. Дайте определение термина «бизнес-модель».

17.На что обращает внимание бизнес-модель в практике медиаиндустрии?

18.Назовите основные компоненты бизнес-модели в индустрии СМИ.

19. Что вы можете рассказать о трансформации бизнес-моделей в услови­ях цифровой революции?

20. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бизнес-моделей в медиа- индустрии? Обоснуйте свой ответ.

Литература

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

ГидденсА. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Моль А. Социодинамика культуры. М.: УРСС, 2008.

Портер М. Конкурентная стратегия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Портер М. Стратегия. М.; СПб: Вильяме, 2003.

Томпсон А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.; СПб.: Вильяме, 2007.

Финк К. Стратегический газетный менеджмент. Самара: Корпорация «Фе­доров», 2004.

ArisA., BughinJ. Managing Media Companies. Harnessing Creative Value. John Wiley & Sons, 2005.

A Handbook of Cultural Economics. Ed. by R. Towse.Edward Elgar Publishing, 2003.

A Handbook on Media Management and Media Economics. London and New York, Routledge, 2005.

Kung L. Strategic Management in the Media. Theory to Practice. London: Sage, 2008.

Napoli P. Audience Economics. Media Institutions and the Audience Marketplace. Columbia University Press, 2003.5 Рантанен Т. Национальное и глобальное. Массмедиа и коммуникации в постком­мунистической России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 10.

 


 

4.1. Понятие концентрации в индустрии СМИ

Термин «концентрация» происходит от новолатинского слова concen­trate (лат. con — с, вместе и centrum — средоточие, центр) и переводится на русский язык как сосредоточение, скопление, насыщенность, объеди­нение '. В экономическом же преломлении под концентрацией принято понимать сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм1. В совре­менной экономической теории разделяют концентрацию капитала и концентрацию производства В первом случае речь идет о сосредоточе­нии, нарашивании капитала посредством соединения капиталов раз­ных владельцев, собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал, капитализации доходов. Во втором случае имеется в виду сосредоточение производства одного или нескольких родственных ви­дов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах одного ре­гиона.

Концентрацию часто и не без оснований называют одним из законов капиталистического рынка, основанного на экономической свободе хо­зяйствующих субъектов. Собственник может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается все больший капитал. Очевидно, что крупные предприятия имеют преимущества перед мелки­ми как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их вла­дельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Подобные процессы свойственны практически всем отраслям современного мирового хозяй­ства — расширение деятельности многих компаний зачастую происходит путем создания ими новых структур (дочерних фирм, филиалов, предста­вительств и пр.) или приобретения уже существующих путем как друже-

1 Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ч slovari.yandex.ru/dict/bse.

2 Современный экономический словарь. |Электронный ресурс]. — Режим доступа- http://slovari.yandex.ru/dicl/economic.

5 Там же.

ственных, так и недружественных поглощений (так называемые М&А-сдел- icu). Примерами этого могут послужить открытия подразделений корпо­рации «MacDonald's» по всему миру или покупка концерном «Volkswagen» концерна «Rolls-Royce».

Таким образом, применительно к средствам массовой информации под кон­центрацией подразумевается объединение компаний, владеющих капита­лом в различных сегментах медиаиндустрии, а также в смежных сегментах информационно-коммуникационной индустрии.

Проще говоря, когда издательский дом учреждает новую газету или устанавливает контроль над телеканалом, мы имеем дело с феноменом кон­центрации СМИ. Например, компания «Проф-Медиа» в 2006 г. приобре­ла компанию «Rambler Media Group».

Процесс концентрации СМИ во многом зависит от целого ряда об­стоятельств. Все множество факторов, оказывающих влияние на разви­тие концентрации во всех странах мира, в целом можно разбить на четыре группы: экономические, политические, правовые и технологические. К пер­вой группе относятся возможности максимизации оборота, прибыли, рен­табельности и минимизации издержек, убытков медиакомпании; во вто­рую фуппу входят такие обстоятельства, как политическая ангажирован­ность собственников медиакомпаний и ее характер; третья группа — это существующие нормы антимонопольного законодательства и совокуп­ность возможных методов влияния органов власти на информационное пространство страны; под четвертой группой факторов подразумевается уровень развития средств генерации, агрегации и дистрибуции медиапро- дукта, а также степень их использования в деятельности СМИ.

В условиях бурной коммерциализации издание газет и журналов, те­лерадиовещание, кинопроизводство, книгоиздание, видео-звукозапись и деятельность в области Интернета все в большей степени становятся са­модостаточными отраслями национальной и глобальной экономики, на которые в полной мере распространяются универсальные механизмы кон­курентной рыночной деятельности, а также единые стандарты эффектив­ного управления, продиктованные потребностями и законами рынка. Концентрация СМИ в этих условиях становится важнейшим способом достижения успеха в медиабизнесе.

4.2. Возникновение процесса концентрации в индустрии СМИ

Мировая практика показывает, что сосредоточение медиасобствен- Ности является одной из неотъемлемых черт развития как почти любой национальной, так и глобальной медиасистемыГ Как экономическое
явление концентрация СМИ имеет давние истоки. Одним из первых медиасобственников, сосредоточивших в своих руках несколько пред­приятий СМИ, стал Эдвард Скриппс. В 1878 г. предприниматель осно­вал в США газетную группу, со временем развившуюся в крупный ме- диаконцерн «Scripps-Howard Newspapers». С тех пор процесс концент­рации СМИ во всем капиталистическом мире вплоть до сегодняшнего дня только набирает обороты.

Предтечей концентрации в мировой медиаиндустрии принято счи­тать «коммерческую революцию» 1830— 1840-х годов, превратившую «га­зетное хозяйство» наиболее развитых стран Старого и Нового Света в полноценную индустрию. Под влиянием предыдущей эпохи Просве­щения и «промышленной революции» Нового времени средства массо­вой информации стали частью общественной инфраструктуры и, как следствие, реальными субъектами (агентами) экономической деятельно­сти. Пресса, тогда еще в основном печатная, вступила в новую эпоху, когда ее существование стало основываться на законах рынка. Отныне и впредь одним из основных критериев эффективности СМИ, наряду с их поли­тическим влиянием, стал коммерческий результат, а сами они стали вос­приниматься как предприятия, которые производят продукцию, имею­щую себестоимость и продажную цену, и приносят прибыль.

Собственники успешных газет, журналов и книгоиздательских фирм, чья социальная принадлежность прежде была неясна, превратились в настоящих предпринимателей-буржуа. Их естественная потребность из­влекать прибыль из своей деятельности и стала основной мотивацией к постоянному расширению медиарынка. Руководствуясь классическими алгоритмами ведения бизнеса, издатели стали демонстрировать стремле­ние к господству в области своей деятельности. Как и в других отраслях экономики, в медиаиндустрии для укрепления позиций — роста показа­телей доходности, рентабельности и прибыли — требовался рост собствен­ности и масштабов производства. Под влиянием законов капиталисти­ческой экономики к концу XIX в. в мире наметилась тенденция к сосре­доточению СМИ в руках наиболее удачливых предпринимателей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1036 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.036 с.