Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные тенденции развития современной индустрии СМИ. но после 11 сентября 2001 г., что было направлено на корректировку принципов свободы слова в условиях террористической угрозы[21].




но после 11 сентября 2001 г., что было направлено на корректировку принципов свободы слова в условиях террористической угрозы[21].

Отмеченные тенденции в глобальной экономике и политике, не­сомненно, напрямую повлияли на развитие медиасистем. Одновремен­но они привели и к существенным социальным изменениям, которые свидетельствовали о появлении у современных обществ новых качеств. К примеру, изменение характера производства и способов общения, стимулированных цифровой революцией, способствовало усилению ин­дивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, естественно в пользу после­дней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождавшаяся интенсификацией процесса обмена информацией и повышением по­требности людей в информации, привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих идентичностей и новых статусов. Все это потребовало от него новых коммуникационных навы­ков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и про­сто для жизни и выживания в современном обществе[22].

В результате масштабных изменений в экономической и социаль­ной жизни за несколько десятилетий масс-медиа, ставшие в XX в. важ­нейшим институтом рыночных обществ, трансформировались. Пере­числить все изменения, вероятно, невозможно, однако хотелось хотя бы упомянуть наиболее очевидные из них.

В сегменте печатных СМИ уже на протяжении нескольких десяти­летий мы наблюдаем постоянное снижение тиражей ежедневных об­щеполитических газет в экономически развитых странах при почти пол­ном вымывании с газетных рынков партийных изданий. На этом фоне удивительным выглядит начавшийся на рубеже 1990-2000 гг. рост га­зетных тиражей в странах Азии, что отчасти может объясняться иду­щим там, но уже закончившимся в США и Западной Европе процессом модернизации. Остается поразительным феномен бесплатной прессы (типа газеты «Метро»), которая продолжает стремительно завоевывать аудиторию. Ее успех объясняется точным попаданием в целевую ауди­торию — спешащих горожан, активно пользующихся городскими транс­портными системами, а также учетом их интересов как потребителей определенного набора товаров и услуг, что довело идею «информаци-


онного обслуживания клиента», его «информационной навигации» д0 абсолюта[23].

Исследователи также отмечают усиление процесса таблоидизации прессы, ставшего результатом учета медиакомпаниями требований по­требителей в своих маркетинговых стратегиях. Для многих изданий таб- лоидизация начинается буквально изменениями размера, переходом на таблоидный формат, но продолжается изменениями графической мо­дели, введением инфографики, новых тем в содержание и новых отде­лов в структуру редакции. На журнальном рынке продолжается процесс сегментации, причем специализация усиливается главным образом в сфере профессиональных и корпоративных изданий.

В секторе аудиовизуальных СМИ наиболее драматическим явлением стал рост популярности коммерческого ТВ, сопровождавшийся сниже­нием популярности и усилением коммерциализации стратегий програм­мирования общественного ТВ, что особенно заметно в странах Западной Европы. В результате коммерческое ТВ вполне эффективно «встраивает­ся» в индустрию развлечений, опираясь на интегрированный с киноин­дустрией сегмент производящих компаний и создавая новые развлека­тельные гибридные форматы[24]. Растущее разделение ТВ-индустрии на два сегмента — вещательные и продюсерские компании — вместе с увеличени­ем числа каналов обещает большое будущее аутсорсингу в СМИ.

Важнейшим направлением радикальной трансформации современ­ного ТВ обещает стать переход на цифровое вещание, который уже осу­ществлен в ряде европейских стран (Нидерланды, Швеция, Финлян­дия). В странах ЕС крайний срок перехода к нему определен на 2012 г. Как показывает практика первопроходцев, речь идет не просто об из­менении технологии вещания и приема сигнала. Изменения должны коснуться и стратегий программирования, и бизнес-моделей, и взаи­моотношений со зрителями. В свете этих трансформаций особенно не­спокойно чувствуют себя общественные вещатели, которые будут вы­нуждены еще более активно конкурировать с коммерческими телека­налами. Именно это заставляет ихдвигаться все дальше по пути создания конкурентоспособных программ, больше учитывая интересы и запро­сы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов[25].

Основные тенденции развития современной индустрии СМИ

Сегмент новых СМИ, сам возникший на медиаландшафте всего не­сколько десятилетий назад, находится в постоянном движении и раз­витии. Но даже в этом самом динамичном сегменте медиасистем за пос­леднее десятилетие произошло немало подвижек. Благодаря цифровым технологиям в руки обычных пользователей попали все «инструменты», традиционно находившиеся в руках профессиональных журналистов, — от традиционного набора источников информации и развлекательного контента до технических средств воспроизводства текста. Цифровые онлайновые СМИ переживают период активного возникновения и бы­строго роста нового сегмента на рынке контента — пользовательского контента, что усиливает размывание массовой аудитории и способству­ет созданию новых активных аудиторий, которые принимают на себя часть творческих функций журналистов по созданию информации (YouTube, LiveJournal и его кириллический сегмент ЖЖ).

Структуры собственности в медиаиндустрии также претерпевают су­щественные преобразования. Среди важных тенденций — появление над­национальных многоотраслевых концернов, которые концентрируют в своих руках не столько производство контента, сколько контроль над доступом к глобальным и национальным сетям его распространения («Google»). Одновременно мы наблюдаем выход традиционных концер­нов СМИ на смежные рынки (например, покупка Р. Мердоком службы финансовой информации Dow Jones и молодежной социальной сети My space), что свидетельствует о повышении внимания к обслуживанию уже не массовых, а четко сегментированных специализированных аудиторий.

Присутствие и деятельность медиакомпаний на бирже, постоянный переход акций от одних акционеров к другим усиливают коммерческое давление на медиакомпании как со стороны корпоративного управле­ния, так и со стороны акционеров, одинаково заинтересованных в по­вышении объема прибыли. Это все больше ориентирует медиакомпа­нии на финансовый успех, снижает их внимание к социально важному, но коммерчески неприбыльному контенту[26]. Одновременно в сфере ме- диасобственности продолжает активно формироваться совершенно не­традиционный для СМИ сегмент — авторское право. В настоящий мо­мент права на содержание, различные форматы, на трансляцию аудио- и видеопрограмм превращаются в одну из ключевых статей доходов/ Расходов медиакомпаний, и в результате владение этими нематериаль­ными активами выглядит даже более привлекательным, чем владение

активами материальными. Наиболее прибыльными стало обладание правами на показ спортивных соревнований и кинофильмов, которые приносят доход от вторичного и многократного показа[27].

В сфере медиаполитики также стали очевидными новые тренды. В результате глобального усиления процессов дерегулирования, прива­тизации и либерализации, ставшими проявлением уже упомянутых нео­либеральных настроений, стимулируется процесс конвергенции. Он носит одновременно как технологический, так и экономический харак­тер. Появление «открытых сетей» — телефонных, кабельных, мобиль­ных — вывело на рынок СМИ новых игроков. Это же стало началом интеграции прежде разделенных индустрий — масс-медиа и телекомму­никаций. Допустив на рынок СМИ компании из других индустрий, законодатели США, Западной Европы, развитых стран Азии и Латинской Америки стремились вдохнуть свежий дух конкуренции в медиаиндуст- рию. Газетные издатели, телерадиовещатели, телефонные операторы, ка­бельные сети, производители программного обеспечения и видеоигр, кино- и звукозаписывающие студии, информационные аналитические компании — все они взяли на вооружение идею о том, что «обществен­ный интерес» лучше всего обеспечивается рынком, а государство для медиаиндустрии является тем злом, которое лучше минимизировать. Проявлением этого стало снижение ограничений на перекрестную соб­ственность и новый подход к проблеме авторских прав, закрепивший их прежде всего за транснациональными производящими и записыва­ющими компаниями, а не за авторами.

Особую роль сыграл Уругвайский раунд ГАТТ (1986-1994), расши­ривший сферу деятельности международного соглашения на такие не­традиционные для него области, как интеллектуальная собственность и услуги, и направленный на гармонизацию транснациональной регу- ляторной политики. Это же свидетельствовало об усилении влияния нового типа влиятельных регулирующих органов наднационального характера, таких как ГАТТ, ВТО и ЕС. Медиаполитика последнего деся­тилетия начала характеризоваться существенным смягчением антимо­нопольного законодательства в индустрии СМИ, что не помешало ряду государств (США, Германия, Великобритания, Франция, Япония) уси­лить внимание к содержанию СМИ, в первую очередь из-за усиления террористических угроз.

Очень показательны изменения в сфере рекламы и паблик рилейшнз. Уже давно идут разговоры о конце «эпохи массовой рекламы». Это связано с целым комплексом процессов экономической жизни: и с переходом






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2287 - | 2070 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.