Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распределение эмпирическое 9 страница




Интегративную позицию занимает А. Сикурел. Он утверждает, что ни мик­роструктуры, ни макроструктуры не яат. изолированными уровнями анализа. Они взаимодействует друг с др. во все времена, несмотря на удобства, а иногда



СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ


и на сомнительную роскошь иссл-я только одного или неск. уровней анали­за. Сикурел занимает позицию, к-рую можно считать более непосредственной критикой позиции того типа, к-рую за­нимает Коллинз, По его мнению, вопр. состоит не просто в том, чтобы отбро­сить один или др. уровень анализа, а в том, чтобы показать, каким образом они должны быть интегрированы, если мы не хотим, чтобы нас обвинили в исклю­чении одного уровня в пользу др., игно­рируя для удобства соперничающие структуры иссл-я и теории.

М. Хечтер использует подход «рацио­нального выбора» для увязывания явле­ний макро- и микроуровней соц. реаль­ности. Он начинает свой анализ с кри­тик двух макроуровне в ых подходов {нормативных и структурных), к-рые су­жают или ограничивают индивидуаль­ный выбор. С его т.з., не имеет никакого значения то, насколько влиятельными явл. нормативные или структурные при­нуждения. И нормы, и структуры опред. «принуждения, в к-рых действуют инди­виды». Однако эти принуждения не все­гда влияют на индивидуальное поведе­ние. Т.о., необходимо принимать в рас­чет последствия и намерения индивиду­альных действий, но это не означает, что «индивидуальным атрибутам должен придаваться больший вес, чем структур­ным атрибутам». Хечтер берет в кач-ве своей макроуровне вой отправной т.з. ра­циональный выбор, что предполагает за­да нность целей индивида или его пред­почтений, а также возможность выбора деятелями, преследующими свои цели, альтернативных действий, а значит, ра­йи ональн ость этого выбора.

Интеграционная теория соц. дейст­вия Дж. Коулмена — это стремление распространить концепцию «теор. гума­низма» на интерпретацию соц. реально­сти и ее процессов. Она представляет собой одну из крайностей микротеоре­тического понимания соц. реальности.

Избежать крайностей «теор. гуманиз­ма» и структурализма попытался Б. Хин-лесс. По его интерпретации, теор. гума­низм оиред. тем, что соц. жизнь следует


понимать с т.з. определяющих действий чел. индивидов, в то время как структу­рализм анализирует соц. жизнь с т.з. функционирования соц. цслостностей. В противовес микроэкстремизму «теор. гуманизма» и макроэкстремизму струк­турализма Хиндесс предлагает «всеобъ­емлющую» интегративную концепцию соц. реальности, «альтернативный под­ход к соц. теории — ни структуралист­ский, ни гуманистский». Сюда входит радикальный антиредукционизм, в соот­ветствии с к-рым соц. феномены всегда зависят от опред. и поддающихся точной спецификации условий разл. видов. Эти условия включают решения и действия деятелей, а также соц. условия, к-рые явл,, очевидно, внешними по отноше­нию к любому индивиду и к-рые не сво­димы ни к какому общему принципу объяснения. Хиндесс обращает внима­ние на два ключевых положения своей концепции. Во-первых, вовсе не обяза­тельно, чтобы все индивиды, равно как и коллективы, совершали действия. И во-вторых, разл. соц. условия ограни­чивают решения и действия индивидов и коллективов.

Р. Берт был первым, кто пытался ин­тегрировать макро- и микроподходы. Он начал изложение своей концепции с ус­тановления различия между «атомисти­ческой» и «нормативной» ориштациями. «Атомистическая ориентация» исходит из того, что «альтернативные действия оцениваются независимо отд. деятелями т.о., что оценки делаются без ссылок на др. деятелей», в то время как «норматив­ная ориентация» опред. отд. деятелями системы, имеющими взаимозависимые интересы, поскольку генерировались дея­телями, социализирующими друг друга. Берт развивает идею перспективы, к-рая, по его мнению, позволит избежать рас­кола между «атомистическими» и «нор­мативным» действиями; перспективы, в к-рой синтезируются обе существующие ориентации. Такую перспективу он на­звал структурной. Ее критерием явл. статус деятеля или набор ролей, поро­жденных разделением труда. Деятель оценивает полезность альтернативных



СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ


действии, исходя частично из личных условий, а частично — из условий др. деятелей.

Р. Будон предложил свою интегра-тивную теорию взаимоотношения мик­ро- и макроуровней соц. реальности под названием «методол. индивидуализм». По его мнению, социолог для своего анализа должен использовать метод рас­смотрения индивидов или индивидуаль­ных деятелей как включенных в систему взаимодействия в кач-ве логических ато­мов. Социолог не может быть удовлетво­рен теорией, в к-рой рассматривается агрегат (кл., гр., нация) в кач-ве элемен­тарной единицы. Будон ставит в центр внимания индивидуального деятеля, имея при этом в виду микро- и макроот­ношения. Он описывает «чел. соц.» и противопоставляет его «чел. экон». «Че­ловек соц.» делает не то, что он предпо­читает, а то, что привычка, интериори-зованные ценности, а в более общем плане этические, когнитивные условия заставляют его делать. При этом подчер­кивается, что выборы способов поведе­ния, осуществляемые деятелем, по край­ней мере частично, опред. структурой ситуации и его статусом в ней. Резюми­руя свою теор, позицию, франц. социо­лог приходит к выводу, согласно к-рому деятель «облечен» некоей автономией, варьируемой в соответствии с «контек­стом», в к-ром он оказывается.

Итак, нельзя не признать, что в реше­нии проблемы интеграции действия и структуры в зап. соц-и сделан серьезный шаг. Этот шаг породил тенденцию коге­рентности имеющихся социол. теорий. Но он не привел к окончательному реше­нию проблемы. Вольно или невольно проблемы интеграции действия и струк­туры продолжают решаться с позиций микро- и макросоциологических подхо­дов. Идея орг-ции структуры социол. знания вокруг ее центральных проблем не лишена здравого смысла. Нельзя не­дооценивать роли сложившихся социол. парадигм и теорий в развитии соц-и как науки. Социол. теории дали интерпрета­цию взаимодействий разл. комбинаций элементов соц. реальности и раскрыли их


значение (с большей или меньшей степе­нью обособленности) в жизнедеятельно­сти об-ва. На основе этих теорий были проведены всесторонние иссл-я уровней соц. реальности: микро-, макросубъек-тивного и объективного. Соц-я как лю­бая науч. дисциплина самоопределяется по специфическому для нее относитель­но самостоятельному множеству взаимо­связанных проблем. Как таковые они становятся предметом теор. осмысления. Если между проблемами данной науки слабые связи, то существует возможность выбрать одну или неск. центральных проблем, с к-рыми соотносятся др. В кач-ве таких центральных проблем соц-и были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в иссл-ях Д. Терне­ра. Это — проблема соц. порядка. Вторая получила развитие в трудах Дж. Ритцера как проблема уровней соц. реальности. Соотв. было положено начало формиро­ванию двух парадигм — соц. порядка и интегративной соц. парадигмы.

Первая центральная идея реализуется на основе анализа существующих соци­ол. парадигм и теорий в зависимости от их вклада в решение проблемы соц. по­рядка. Выбор на роль организационного центра соц-и проблемы соц. порядка мо­жет оспариваться прежде всего по сооб­ражениям идеол., поскольку широко распространено (и не только среди оте­чественных ученых) мнение, будто стремление организовать социол. теорию вокруг проблемы соц. порядка изоблича­ет идеол. консерватизм ее создателя. Учитывая это, можно признать извест­ной заслугой Тернера ясное отделение логических и истор.-социол. оснований от идеол. соображений. В части., он об­ращает внимание на ту простую мысль, что сама идея чел. об-ва предполагает порядок и что его противоположности)| изменения (в т.ч. рев.) можно предста­вить только исходя из него самого.

Вторая центральная идея была реали­зована с позиций того науч. вклада, к-рый вносит существующее социол. знание в конструирование модели «уровней соц. реальности».



СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ


Вообше концептуальный анализ и предложенное Тернером и Ритцером теор. решение двух гл. проблем соц-и имеют большое эвристическое и практи­ческое значение для упрочения парадиг­матического статуса соц-и. Но это толь­ко первый шаг в данном направлении. Дело в том, что один только логико-со­циологический подход к анализу совр, состояния социол. знания, как правило, не может верно оценить систему теор. мысли того или иного социолога либо социол. теории в целом. Посредством чисто логико-социологического анализа такие мыслительные системы оказыва­ются разложенными на отд. утвержде­ния, отвечающие избранным критериям «научности» и сравнимые между собой. В действительности же эквивалентные по видимости понятия и утверждения вовсе не равнозначны, если рассматри­вать их в составе соотв. теор. систем, в к-рых они выполняют разл. функции. Подобную операцию разложения произ­вел Тернер, в части., с социол, концеп­цией К. Маркса, продемонстрировав в рез-те формальное тождество нек-рых ее положений с тезисами совр. теорий кон­фликта, к-рые генетически восходят к Марксу. Тернер игнорирует при этом коренные различия сопоставляемых концепций. Целостный «социол.» взгляд на соц-ю Маркса показал бы совсем иную кл. направленность лишь внешне аналогичных суждений. Этот социол. взгляд не отменяет логико-методологи­ческого анализа, но вносит в него необ­ходимые поправки. Кроме оценок опред. взглядов с т.з. универсально отвлечен­ных критериев науч. знания об об-ве в целом, не меньшее значение приобрета­ет анализ роли этих взглядов: «истин­ных» или «ложных», «науч.» или «нена­учных», какую они играли и играют в жизни тех конкр. сооб-в и гр,, в к-рых они возникли, привились и функциони­ровали в кач-ве адекватного обществ, знания. Такой аспект анализа и у Терне­ра, и у Ритцера отсутствует. Тем не менее анализ внутренней логической структу­ры гл. парадигм и основополагающих теорий С.з., попытки их синтеза пред-


ставляют несомненный интерес. Более того, начали вырисовываться контуры второго плана в интеграции зап. социол. мысли. Он состоит в выявлении внут­ренних связей между двумя указанными выше центральными проблемами. А эти связи реально существуют. В зависимо­сти от разл. уровней соц. реальности и их разл. комбинаций усиливается или ослабляется действие интеграционных или дезинтеграиионных факторов, опре­деляющих кач-во соц. порядка, степень орг-ции или дезорганизации соц. жизни об-ва.

Лит.: Андреева Г.М. Совр. буржуазная эмпирическая соц-я: критический очерк. М-, 1965; История буржуазной соц-и 19 в. М., 1979; История буржуазной соц-и 1-й пол. 20 в. М., 1979; Тетчер В. В. Ме-тодол. кризис совр. буржуазной соц-и. Киев, 1985; История соц-и в Зап. Евро­пе и США, М., 1993; Парсонс Т. Система совр, об-в. М., 1997; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; История теор. соц-и: В 4 т. М.; СПб., 1997-2000; Култыгин В.П. Совр. зарубежные социол. концепции. М., 2000; Парсонс Т. О структуре соц. дейст­вия. М., 2000; Теор. соц-я: Антология. Ч. I, II. М., 2002: Парсонс Т. О соц. сис­темах. М,, 2002; Гидденс Э. Устроение об-ва: очерк теории структурации. М., 2003; Култыгин В.П., Кузнецов А.Г. Об­щая соц-я. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпи­рическая соц-я в Зап. Европе: Учеб. по­собие. М., 2004; Dahrendorf R. Class and Classconflict in Industrial Society. Stanford, 1959; Berger P., Luckman Th. The Social Construction of Reality. N.Y., 1967; Blau P. Inequality and Heteroquality: A Primitive Theory of Socieal Structure. N.Y., 1977; Aberle D.F. The Functional Prerequisites of Society // Systems, Change and Conflict. N.Y., 1980.

Г.В, Осипов

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - разд. соц-и, охватывающий теор. и эмпирические иссл-я взаимоотношений между знани­ем, к-рое понимается в самом широком смысле как интеллектуальный продукт, и его соц. базой, также понимаемой очень широко. Согласно Р. Мертону па-



СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ


радигма С.з. включает пять гр. проблем: 1) выявление элементов и структур «эк­зистенциального базиса» знания (таковы­ми могут быть соц. позиции субъектов, соц. и кл. интересы, ценности, органи­зационные структуры и т.д.); 2) выявле­ние типов духовных продуктов, к-рые подлежат социол. анализу (идеологии, системы верований, достижения пози­тивной науки и др.); 3) анализ характера обусловленности духовных продуктов их «экзистенциальным базисом*- (причин­ная, функциональная обусловленность, отражение и проч.); 4) выявление явных и латентных соц. функций экзистенци­ально обусловленного знания — поддер­жание или критика существующей вла­сти, вуалирование соц. действительности и т.п.; 5) анализ условий, при к-рых до­стигается соединение опред. духовных продуктов и соотв. им «родственных* «экзистенциальных факторов». В целом круг проблем С.з. очень широк, зачас­тую они носят междисциплинарный ха­рактер.

Все крупные социологи 19—20 вв. так или иначе затрагивали проблематику С.з. Обычно выделяют неск. направле­ний в С.з. Марксистское направление, к-рое считается и поныне одним из теор. источников совр. С.з., выдвигало в кач-ве фундаментальной закономерно­сти обусловленность обществ, сознания людей их обшеств. бытием, надстрой­ки — базисом, идеологии — соц.-кл. ин­тересами. С этих позиций процесс по­знания, его формы и рез-т — знание имеют соц.-истор. природу и могут быть адекватно поняты как соц. феномены. Среди др. направлений важное место за­нимает франц. социол. школа, особенно теория коллективных представлений Э. Дюркгейма, его иссл-е проблем соц. природы религии. М. Вебер внес суще­ственный вклад в С.з. своими иссл-ми по соц-и религии, в части., изучением хоз. этики мир. религий, соц. роли про­тестантской этики в становлении европ. капитализма.

В кач-ве относительно самостоятель­ной дисциплины С.з. в 20-х гг. 20 в. обосновали М. Шелер (ввел в науку сам


термин Wissenssoziologie) и особенно К. Манхейм (иногда в русской транс­крипции — Маннгейм). Последний счи­тал, что формы и типы С.з. (идеологии, мировоззрения, идеалы и тд.) обусловле­ны экзистенциальными факторами: соц. позициями субъектов, их интересами, ценностями, выражают опред. соц. пер­спективу, а потому всегда односторонни. Чтобы избежать опасностей релятивист­ского истолкования его позиции, он выдвигал идею о том, что подлинно объ­ективное и всестороннее соц. знание достижимо, его может разрабатывать «свобод но-парящая интеллигенция», не связанная ни с какими групповыми ин­тересами и ценностями. Огромный теор. и эмпирический материал, касающийся тематики С.з., содержится в работах П.А. Сорокина, посвященных анализу взаимодействия культ, систем (типов культур) и соц. структур в условиях раз­ных цивилизаций на протяжении более двух с пол. тысячелетий.

Попытку структурно-функциональ­ной интерпретации С.з. предпринял Т. Парсонс. С его т.з., С.з,, изучающая взаимодействие между соц. и культ, сис­темами, может быть интегрирована в об­щую теорию действия. Наиб, плодотвор­ное применение С.з. связано, по Пар-сонсу, с пониманием того, как глубин­ные значения и смыслы культ, системы взаимодействуют с соц. системой в про­цессе создания («производства») конкр. духовных продуктов в конкр. условиях места и времени. На феноменологиче­ских посылках основывается (прежде всего в амер. социол. лит.) версия С.з, как изучения процессов «соц. конструи­рования реальности» (А. Шюц, П. Бер­гер, Т. Лукман и др.). Суть ее — в пере­носе исследовательского интереса с идеологий, филос. мировоззрений, кате­горий мышления на сферу обыденного сознания и повседневного знания лю­дей. Такое сознание и знание имеют четко выраженную соц. природу: они су­щественно различаются в разных типах об-в. Это означает, что сама соц. реаль­ность «конструируется» из совокупности знаний, представлений людей о соц. мк-



СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ


ре в процессе взаимодействия (интерак­ции) индивидов. Соц. реальность такова, как она существует в чел. сознании — коллективном (объективная реальность) и индивидуальном (субъективная реаль­ность). Она детерминируется представ­лениями людей, в этом и заключается соц. функция знания.

С.з. дала импульс становлению в кач-ве самостоятельных дисциплин соц-и образования, соц-и религии, соц-и науки, соц-и философий и др. Соц-я на­уч. знания заняла промежуточное поло­жение между С.з. и соц-ей науки, В ряде иссл-й было продемонстрировано, что и фундаментал ьное естестве нно-научное знание во мн, обусловлено соц., культ, и полит, факторами (такова, напр., работа отечественного историка науки Б.М. Гес-сена (1933) о соц.-экон. корнях механики И. Ньютона).

Еще одно направление иссл-й С.з. в 80-90-е гг. 20 в. (С. Вулгар, М. Эшмор) ставит в центр изучения проблемы внут-ринаучной рефлексии, т.е. осмысление отношений между собственной исследо­вательской практикой соц. ученого и предметом его изучения, поскольку ис­следователь сам явл. ч. той реальности, к-рую изучает. Полагают, что такой под­ход выводит С.з. на «новые рубежи», по­могает преодолеть принципы «прямоли­нейной интерпретации» реальности, вы­ступает средством совершенствования методов наблюдения и представления образов соц. реальности. Ряд важных проблем, относящихся к С.з., поставлен (в общей форме) в концепциях постмо­дерна: соц. легитимация знания, формы знания и языковые игры, соц. предпо­сылки доверия и недоверия рез-там нау­ки и др. (Ж.-Ф. Лиотар).

Последние десятилетия характеризу­ются нек-рыми общими тенденциями: 1) смещением осн. внимания с пробле­матики соц. обусловленности мысли­тельных процессов и продуктов экзи­стенциальными факторами на проблема­тику соц. функций знания, повышения соц. роли знания, информации в совр. развитом об-ве, что сближает иссл-я в области С.з. с иссл-ми проблем постин-


дустриального, информационного об-ва; 2) акцентированием внимания на про­блемах стиля мышления, особенностях менталитета разных народов и в разные истор. эпохи и их обусловленности со-циокульт., цивилизационными фактора­ми; 3) распространением эмпирических иссл-й, особенно в рамках двух указан­ных выше направлений. В целом соц. аспектам знания (обыденно-практиче­ского и науч.) посвящена в наст, время обширная лит., к-рая, правда, не всегда идентифицируется с С.з.

Лит.: Мегрелидзе К.Р. Осн. проблемы соц-и мышления. Тбилиси, 1973; Моск-еичев Л.Н. Совр. буржуазная соц-я зна­ния. М., 1977; Соц. природа познания: теор. предпосылки и проблемы, М., 1979; Малкей М. Наука и соц-я знания, М., 1983; Бергер П., Лукман Т. Соц. кон­струирование реальности. М., 1994; Манхейм К. Идеология и утопия // Ман-хейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмо­дерна. СПб., 1998; Кастельс М. Инфор­мационная эпоха: Экономика, об-во и культура. М., 2000; Сорокин Π.Λ. Соц. и культурная динамика. СПб., 2000; Мер-тон Р. Соц. теория и соц. структура. М., 2006; Шулщ В.Л. Соц-я знания. М., 2006; Sociology of Knowledge. A Reader / Ed. by /. Curtis, J. Petras. N.Y., 1970; Knowledge and Reflexivity: New Frontiers in the Sociology of Knowledge. L., 1988.

Л.Н. Москвичев

СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬ­НАЯ — направление в теор, соц-и, включающее социол. теории, специали­зирующиеся на анализе соц. ин-тов. Впервые понятие соц. ин-та в соц-и ввел и обосновал О. Конт. Именно он положил начало институционального подхода в соц-и. Заслугой Г. Спенсера явилось эмпирическое иссл-е динамики соц. ин-тов на примере этнологического материала. Этому посвящен т. 2 «Основ соц-и» Спенсера и все 10 т. вышедшей под его ред. «Дескриптивной соц-и». К Си. можно отнести и изучение М. Ве-бером и Э. Дюркгеймом религии как соц. ин-та. В серии работ, посвященных



СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ


соц. аспектам религии, и, прежде всего, в работе «Протестантская этика и дух капитализма», Вебер раскрыл функцию религии как носителя и гаранта иерар­хии жизненных ценностей, а также по­казал роль этих приоритетов в развитии об-ва. Дюркгейм связал соц. задачу ре­лигии с необходимостью поддержания и воспроизводства прочной органической солидарности. В работе «Элементарные формы религ. жизни» он доказал, что единственным общим элементом всех ре­лигий мира явл. ритуал, выполняющий функцию сплочения людей на основе возвышенных ценностей.

Свой вклад в развитие Си. внес мар­ксизм, в части., работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собст­венности и гос-ва», в к-рой выявлены важные соц. индикаторы институциали-зации разл. отраслей чел. деятельности в рамках Марксовой концепции обществ. -экон. формаций. В сер. 20 в. лидирую­щую роль в разработке Си. играла шко­ла анализа структурно-функционального, прежде всего, работы Т. Парсонса и Р. Мертона. Парсонс впервые детализи­ровал взаимосвязь соц. ин-тов с выпол­няемыми ими функциями, Мертон углу­бил понимание соц. механизмов деятель­ности разл. ин-тов в об-ве. Он раскрыл как деструктивные, так и конструктив­ные функции аномии в трансформации и развитии самых разных соц. ин-тов.

В отечественной соц-и институцио­нальный подход нашел наиб, полное от­ражение в т.н. генетической соц-и, изу­чавшей этапы становления разных соц. ин-тов. Такие акад. курсы читали, в части., Н.И. Кареев, П,А. Сорокин, К.М. Тахтарев. Наиб, рез-тов в развитии теории соц. ин-тов добился М.М, Кова­левский, предложивший плюралистиче­ский подход, согласно к-рому соц. ин-ты необходимо изучать комплексно, с учетом совокупности всех соц. факто­ров. Он также разработал теорию «соц. замиренности», согласно к-рой гармо­низация отношений социальных явл. од­новременно и соц. показателем, и целью развития как соц. ин-та, так и об-ва в целом. В советской соц-и получили ши-


рокое распространение иссл-я отд. видов деятельности как соц. ин-тов (нар. здра­воохранение — Н.А. Семашко; семья и брак — А.Г. Харчев; наука — А.А. Зворы­кин; образование — Ф.Р. Филиппов и В.Н. Шубкин и мн. др.).

В совр. зап. социол. теории сущест­вуют попытки принизить значимость соц. ин-тов и в гносеологическом плане заменить этот подход феноменологией и герменевтикой (теории постмодернизма, этн о методология Г. Гарфинкеля и др.). Однако ряд исследователей продолжает развивать институциональный подход с учетом совр. реалий. К наиб, крупным теоретикам относятся: Э. Гидденс, изу­чающий взаимозависимость соц, ин-тов; Ю. Хабермас, сосредоточившийся на анализе ин-та коммуникации социальной: такие исследователи массовой информа­ции, как М. Маклуэн, Э. Тоффлер и др.

Лит.: Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Кул-тыгин В. П. Классическая соц-я. М., 2000; История соц-и в Зап. Европе и США. М., 2001; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк теории структурации. М.. 2006.

В. П. Култыгин

СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - в

совр. социол. практике комплекс спосо­бов применения социологами данных, относящихся к истор. прошлому.

В специальной лит. встречается мн. определений Си., что связано частично с разным пониманием «соц-и» и «исто­рии». Разброс характерен и для России, где в 1990-е гг. обсуждение теор. и мето-дол. проблем обществоведения, осмыс­ления проблематики Си. отразило пест­роту толкований этой дисциплины,

Си. складывалась в период форми­рования классической соц-и в кон. 19 в.. когда появляется термин «Си.». Им пользовались М. Вебер, Г, Зиммель и др. видные социологи. Доминировало пред­ставление об Си. как дисциплине, в перспективе позволяющей постигнуть законы истор. развития, философии ис­тории, эволюции об-ва. В России вид­ный историк В.О. Ключевский писал, что Си. позволит выделить в истор. зна-



СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ


нии науку об общих законах чел. об-в. Понимание Си. как теории истор. про­цесса отражено в трудах Н.И. Кареева, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожко-ва, П.Н. Милюкова, М.Н. Покровского и др. В советское время Си. рассматри­валась в рамках истор. материализма как некие общие закономерности развития человечества.

Развернувшаяся в 20—30-е гг. 20 в. дифференциация соц-и на частные дис­циплины, эмпиризм и утрата интереса к обобщениям и теориям снизили интерес к истор. составляющей формировавших­ся социол. теорий и концепций (исклю­чением был П.А. Сорокин). В этом смысле после 2-й мир. войны говорили о смерти Си. Однако со 2-й пол, 20 в. среди социологов зрело понимание того, что для выявления парадигм процессов в об-ве, для интерпретации наст, и про­гноза будущего социолог должен анали­зировать истоки современности. На этом этапе советские обществоведы в инстру­ментальном, метод, плане стали обра­щаться к Си, В ходе социол. иссл-й прошлого сложилось более полутора де­сятков толкований Си. — от «законов истор. развития» до применения конкр. методов соц-и, социол. анализа проблем истории об-ва на макро-, мезо- и мик­роуровнях и др. Си. опред. как социол. освоение истор. действительности, выве­дение законов и закономерностей об­ществ, истор. процесса с помощью со­циол. концепции, теорий.

Истор. составляющие социол. кон­цепций (теорий) позволяют выйти за пределы интерпретации совр., прогнози­ровать тенденции будущего. Как неотъ­емлемый компонент всякого социол. дискурса в этом смысле Си. — это изу­чение социологами временного аспекта социетального континуума.

Лит.: Громыко М.М. О нек-рых зада­чах истор. соц-и // Известия Сибирско­го отделения АН СССР. Серия обществ, наук. 1967. Вып. 3. N° 11; Лашук Л.П. Введение в истор. соц-ю. М., 1977; Соро­кин П.А. Обзор циклических концепций соц.-истор. процесса // Социол. иссл-я. 1998. № 12; ТощенкоЖ.Т. Истор. память


и соц-я // Социол. иссл-я, 199S. № 5; Черных А. И. Становление России Совет­ской: 20-е гг. в зеркале соц-и. М., 1998; Бобров М.Я. Законы истор. соц-и и мето­ды их иссл-я. Барнаул, 1999; Романов­ский Н.В. Истор. соц-я в структуре соци­ол. знания // Социол. иссл-я. 2000. № 6. Н.В. Романовский

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - меж­дисциплинарная область социально-гу­манитарного анализа, изучающая фупк-ционирование культуры конкр. сооб-ва, включая и особенности истор. динамики, сквозь призму соц. отношений, струк­тур, ин-тов. В этом случае исследова­тельские подходы объединены концеп­туализацией, тематизмом и аналитиче­ским аппаратом соц-и и культурологии. С.к. ставит целью раскрыть связь между ценностно-смысловым содержанием об­ществ, практики, принципами самопо­знания, строением культуры, включая духовную деятельность людей, с одной стороны, и соц. процессами, ин-тами, структурой об-ва — с др., в разных стра-новых, этно-национальных системах.

Среди аналитиков, внесших практи­ческий вклад в формирование идей С.к., следует указать на Г. Зиммеля, П.А. Со­рокина, М. Вебера. Их идеи о близости социол. и антропологического анализа стали активно реализовываться в 70-е гг. 20 в. в деятельности западно-германских и франц. исследователей (Ф.-Х. Тенбрук, В. Липп, Ю. Штагль, Й. Вайс, П. Бурдье и др.). В отличие от этнологических и антропологических подходов 19 в., опи­сывающих практику традиционных куль­тур, исследователи этого периода поста­вили целью выйти на концептуальные обобщения, в части., на соотнесение смысловых конструкций культуры с сис­темами действия многообразных соц. слоев и гр., с обществ, условиями жизни разных народов, в т.ч. тех, к-рые достиг­ли уровня постиндустриальной культу­ры. В отечественном обществоведении еще в 19 в. были отчетливыми тенден­ции, интегрировавшие социол. подход с этнографическим, культурантро-пологическим анализом (СН. Южа-



социология личности


ков, Е.В. Де Роберти, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов и др.). В этом случае куль­тура рассматривалась как основа, рез-т и детерминанта соц. действий.

В совр. культурологической мысли России, к-рая стала возрождаться в кон. 20 в., С.к. интенсивно восстанавливается в кач-ве самостоятельного междисцип­линарного направления {Б.С. Ерасов, Э.А. Орлова, Т.М, Дридзе, Л.Г. Ионин и др.), пересекаясь с соц. антропологией (Ф.И. Минюшев, Н.Н. Козлова и др.), этнологией (Л.М. Дробижева, АА. Сусо-колов и др.). Наиб, последовательно, с опорой на широкую методол. базу (в части., на идеи теории цивилизаций), с учетом отечественных традиций историз­ма разработана проблематика С.к. Ерасо-вым. Он проанализировал такие важные аспекты С.к., как динамика культуры крупных цивилизационных сооб-в, соц. ин-ты культуры и управление культурой, типы соииокульт. регуляции в доиндуст-риальном, индустриальном и постинду­стриальном об-ве, социокульт. аспекты модернизации и др.

Лит.: Ионин Л.Г, Соц-я культуры. М., 1998; Михайлова Л.И. Соц-я культуры. М., 1999; Ерасов Б.С. Соц. культуроло­гия. 3-е изд. М., 2000.

Г. А. Аванесова

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - область изучения личности как социально-типи­ческого выражения системы обществ, отношений и социально-типического субъекта этих отношений. С.л. имеет своим предметом соц.-истор. и соц.-культ, типы личности, а также социально-ти­пические проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных соц. связей и обществ, необходимых функций, реализуемых ин­дивидами,

С.л. исходит из принципа решающе­го значения объективных соц.-экон. и соц.-культ, условий социализации лич­ности, т.е. процесса ее формирования как соц. субъекта, освоения обществ, норм и ценностей, стереотипов соц. по­ведения.


На уровне соц.-истор. и культуроло­гического анализа может быть выделен базисный (А. Кардинер, Р. Линтон), т.е. нормативный для данной культуры, тип личности в отличие от модального, т.е. наиб, распространенного. Социально-характерологические черты личности (догматизм или открытость, терпимость или нетерпимость к чужим взглядам, трудовая мор., духовность или бездухов­ность и др.) обусловлены системой об­ществ, отношений, особенностями куль­туры, положением индивидов в соц. структуре об-ва.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2513 - | 2359 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.