Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распределение эмпирическое 8 страница




Иссл-я в области С.г. условно можно разделить на две типологические тр.: со-



СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ


циогендерные (СОГИС, имеющие осно­вополагающее значение для развития С.г. как частной социол. дисциплины) и тендерные (ГИС — составной элемент тендерной теории). СОГИС отличаются от тендерных рядом типологических признаков: 1) соц. масштабом изучаемо­го объекта. В ГИС объект преимущест­венно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие раз­ную биол. природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символиче­скую функцию (маскулинное и феми­нинное начало). В СОГИС объект макро-масштабный, им явл. женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие тендерную струк­туру об-ва, являющуюся важнейшим элементом соц. структуры об-ва в це­лом; 2) ведущим науч.-методол. подхо­дом. В СОГИС им явл. социол. или со-циолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы соц. детерминизма. В ГИС — филос. или истор.-культур., базирую­щиеся на конкр. теориях феминизма;

3) значимостью соц. выводов, вытекаю­щих из анализа объекта и предмета со­циологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют соц. явления и процессы, в к-рых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопр.» на данном этапе обществ, развития, кач-во и стиль жизни тендерных общностей, их ценно­стные ориентации и установки социаль­ные. Основанием для таких выводов явл. рез-ты масштабных социол. иссл-й, ба­зирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный ха­рактер, т.к. опираются на иссл-я в малых группах, выявляют биол. и психические особенности женщин и мужчин, обуслов­ленные их тендерной принадлежностью;

4) методами сбора первичной информа­ции и видами иссл-й. Социогендерные иссл-я — это, как правило, макроиссле­дования, в проведении к-рых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социол. информации: массовые опросы обществ, мнения в


форме раздаточного анкетирования; экс­пертные; почтовые, прессовые, элек­тронные опросы; контент-анализ тек­стов док-тов и т.д. ГИС опираются пре­имущественно на микроисследования психол. направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего сво­бодного), тестирования, психодиагно­стики и психоанализа. В познании соц. закономерностей развития тендерных общностей и их влияния на преобразо­вание обществ, отношений целесообраз­но сочетать макро- и микросоциологи­ческие иссл-я.

Две типологические гр. иссл-й при­сущи принципиально разным науч. школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х гг. 20 в. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социол. подход к изучению положения женщин в системе соц. отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины — крупные социогендерные общности, интегрированные в систему соц. отношений во всех сферах жизни об-ва и оказывающие влияние на разви­тие процессов социальных, ин-тов, явле­ний, гр. и общностей. Мужская и жен­ская общности образуют тендерную структуру об-ва. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремя­щиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и тен­дерному паритету. Др. школа (СИ. Воро­нина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерми­нистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчина­ми и женщинами, их противопоставле­нии друг другу.

Перспективными направлениями иссл-й в области С.г. явл.: эволюция тендерной структуры об-ва и ее соц. по­следствия, гендерная асимметрия как соц. явление; феминизация бедности; экон. поведение тендерных общностей; гендер­ные особенности политики и управле­ния; тендерный фактор в электоральных ориентаииях и установках нас; гендерные стратегии выживания и адаптации со­циальной; духовные трансформации в



СОЦИОЛОГИЯ ДЕНЕГ


тендерном измерении; соц. безопасность женщин и детей; гендерные аспекты на­силия и терроризма; демогр. кризис и ре­продуктивное поведение тендерных гр.; соц. дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной эко­номике; сегрегация и тендерная справед­ливость; гендерная стратификация об-ва и ее межстрановые особенности.

Принципы С.г. используются в рос­сийской политике и соц. практике при разработке законодательных актов и др. официальных док-тов по вопр. положе­ния женщин, семьи, демографии, моло­дежи и детства; в проведении тендерной экспертизы законопроектов, в формиро­вании гос. семейной политики, а также в сфере управления.

Лит.: Симасте Г.Г. Демократия без женщин — не демократия! Социол, очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие ген-дерных иссл-й. М., 1999; Симасте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Тендер. Культура. М-, 2000; Теория и методология тендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состоя­ние, противоречия, перспективы // Со­циол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women's Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.

Г.Г. Силласте

СОЦИОЛОГИЯ ДЕНЕГ - область сои и, изучающая закономерности и способы взимодействия субъектов об-ва по выра­ботке и реализации всех видов решений, связанных с деньгами (денежных реше­ний). Понятие «С.д.» возникло недавно, в сер. 1970-х гг. на Западе и в эпоху «пе­рестройки» в России в осн. в рамках изучения экон. соц-и. Впервые же кате­гория «философия денег» была употреб­лена Г. Зиммелем в его одноименной ра­боте (1900).


Центральная проблема (предмет) С.д. — то, как субъекты принимают де­нежные решения в условиях, когда на решения влияют разнообразные внеэко­номические соц. факторы, не имеющие общих и привычных единиц измерения, и то. как происходит «взвешивание» данных несравнимых факторов. Это ка­сается каждого из трех осн. типов субъ­ектов денежных решений: и приобрета­теля, и поставщика благ, и создателя разл. денежных форм (бюджетов, фон­дов, кредитов, страховых сумм и т.д.).

Принципиальное отличие С.д. от др. дисциплин, изучающих деньги, состоит в след.: С.д. исходит из того, что кроме желания субъекта приобрести благо (продать благо, создать разл. денежные формы) и наличия у него соотв. ресур­сов в принятии денежного решения обязательно и во всех случаях участвует третий фактор — с кем из субъектов проводить денежную сделку. Именно адресность и избирательность контр­агентов по денежному решению (сдел­ке), влияюшие как на содержание, так и на «цену» сделки, делает предмет С.д. отличным от др. дисциплин, изучающих деньги.

Так, при обилии сравнительно оди­наковых благ, предоставляемых разл. субъектами на похожих условиях, у по­купателя блага (первого типа субъектов денежных решений) возникает выбор: у кого благо приобрести. Кроме того, у покупателя всегда существует проблема «ранжирования» своих желаний — опять же. не только «под ресурсы» (всегда ог­раниченные), но и «под поставщика благ». Пример: приобретающий деловой костюм чел. вынужден вследствие объ­ективной ограниченности ресурсов ото­двинуть ч. своих потребностей на второй план. При этом учитываются: и возмож­ная реакция супруга, начальника, окру­жения и т.п., и, что не менее важно, вся информация о поставщиках услуги «де­ловой костюм».

Далее, объективный рост разнообра­зия предложений и расслоения об-ва на множество соц. статусов и гр. делают факторы «внеэкономические»: престиж.



СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ


соц. роли, мода, мнение референтной среды — все более значимыми. Но это же — возрастающая детерминанта соц, факторов, между собой никак не срав­нимых, — все более и более усложняет принятие субъектами самих денежных решений. Кроме того, на принятие ре­шения идет мощное воздействие «из­вне» — со стороны заинтересованных в клиентах продавцов благ. Это воздейст­вие, также имея ограничения по «денеж­но-ценовым маневрам», меняет, под­страивает «под себя» соц. установки клиента рекламой, нормами в моде, за­данным стилем жизни, косвенным и прямым неденежным подкупом или дав­лением (приглашением в более статус­ный клуб, воздействием через детей на родителей и т.д.).

В итоге и возникает соц. феномен: принятие субъектом денежных решений происходит вследствие некоего «взвеши­вания» всего многообразия несопостави­мых факторов. Рез-т «взвешивания» — само денежное решение (положитель­ное, отрицательное, отложенное).

То же самое происходит и «на др. стороне» денежного решения: у постав­ляющего благо в обмен на деньги также есть собственный «список представле­ний» относительно будущего владельца этого блага, готового заплатить деньги. Эпоха свободной торговли ушла безвоз­вратно, все большее число субъектов — продавцов блага — небезразлично к ка­чественным характеристикам благопри-обретателя.

Так, гос-во, производящее оружие, продает его не всем, способным запла­тить требуемую сумму; специалист — поставщик своего труда — не безразли­чен к статусу и репутации нанимающей его фирмы, а политику — будущему по­ставщику благ в виде законов — не все равно, кто выборную кампанию финан­сирует (вариант: кредитует). Или такой тип экон. отношений, как дефицит, ко­гда распорядитель дефицитного товара (услуги) «выбирает» покупателя по «не-ленежным» факторам: здесь также «ра­ботает» триада «потребность в деньгах — кач-во своей услуги, товара — выбор по-


купателя*-. При этом как избиратель­ность благопродавца, так и вариантность благоприобретателя в условиях богатею­щего об-ва объективно растут.

Наконец, денежные решения, высту­пая часто в иных, отличных от простого опосредования сделок купли-продажи формах: в виде накоплений, кредитов, фондов, инвестиционных и бюджетных сумм и т.д., — также имеют в своем про­исхождении феномен «взвешивания» сравнимых денежных и несравнимых соц. факторов. При этом опять же субъ­екты с этой задачей — «взвешиванием» несравнимого — разл. способами справ­ляются (не справляются), что также явл. предметом С.д.

Поскольку С.д. рассматривает и обоб­щает все возможные ситуации принятия денежных решений в условиях принци­пиальной несопоставимости множества детерминирующих их факторов, то осн. задача С.д. — дать типологию самых разл. способов «взвешивания» этих факторов: по принципам опытности субъектов, уровню их организованности, прецедент-ности самих денежных решений, по ост­роте ролевых, полит., нац., терр. и т.д. условий функционирования субъектов — и, изучив, вычленить оптимальные. При этом С.д. не абстрагируется от разнообра­зия самих субъектов принятия денежных решений, видя при этом своей осн. зада­чей изучение и типологизацию самих спо­собов «взвешивания» субъектами факто­ров денежного решения.

Лит.: Вебер М. Осн. социол. поня­тия // Избр. произв. М., 1990; Заслав­ская Т.Н., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Радаев В.В. Экон. соц-я: Курс лекций. М., 1997. Гл. 8—9; Васмычук Ю. Соц развитие чел. в 20 в. М., 2001; Зеяизер В. Соц. значе­ние денег. М., 2005; Simmel G. The Philosophy of Money. L., 1990; Dodd N. The Sociology of Money: Economics, Reas­on and Contemporary Society. W., 1994.

И.А. Пригожим

СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ -

антипозитивистское направление в теор. соц-и, акцентирующее диалектическое



СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ


взаимодействие соц. структур, рез-том к-рого явл. соц. изменения. Одно из ос­новополагающих ответвлений С.д. — Франкфуртская школа. Уже в 1930-е гг. М, Хоркхаймер выступил с критикой как метафизической односторонности гегелевской философии истории, так и «дурной единичности» позитивистского социол. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сто­ронники склонялись к негативно-крити­ческой ориентации на тотальную крити­ку буржуазной соц-и. Гиперкритическая направленность доминирует и в работе Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения» (1947), в к-рой они вы­ступают не только против буржуазной соц-и, но и против «просвещения» вооб­ще: «просвещение» в их трактовке явл. универсализированным веберовским «принципом рациональности», последний, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе свя­зали это понимание диалектики с фрей­дистскими категориями, превратив ее в социологизированный вариант диалек­тики отчужденного сознания и нерацио-нализируемого бессознательного.

Во Франции крупнейшим представи­телем С.д. был Г. Гурвич. «Диалектиче­ский гиперэмпиризм* (или «эмпири-ко-реалистическая диалектика») Гурвича содержит резкое отрицание философии Г. Гегеля, к-рый, по его мнению, выде­ляет из диалектической триады (те­зис—антитезис—синтез) лишь послед­ний элемент, что равнозначно «смертно­му приговору диалектике». Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть «непримиримой», полностью отри­цающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. Природа исключается им из поля действия законов диалектики. С этой позиции он подверг критике все предшествующие концепции диалек­тики соц., в т.ч. Марксову (правда, счи­тая последнюю наиб, приемлемой). «Диалектический гиперэмпиризм», по Гурвичу, — это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из цело­стности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригод-


ным лишь для иллюстрации заранее за­данных теорий, а открытие с помощью диалектического метода бесконечно раз­нообразного опыта, основополагающие рамки κ-poro беспрерывно обновляются. Влияние Гурвича сказалось на таких ва­риантах С.д., как концепция антагониз­ма соц. и индивидуального, выдвинутая Ж.-П. Сартром в работе «Критика диа­лектического разума», и генетический структурализм Л. Гольдмана.

Тенденции к «диалектизации» амер. соц-и, в к-рой наиб, сильной была тра­диция функционализма структурного, связаны с амер. периодом деятельности Франкфуртской школы и ее влиянием на молодых социологов США. В отличие от функционалистов, сторонники амер. С.д. не считают структуру социума («по­вседневной реальности») неизменной. Допускается возможность «проблемных ситуаций», неразрешимых в рамках ста­рых структур. Соц. изменение рассмат­ривается как фактор, равноценный по своему значению «соц. порядку». В кате­гориальный аппарат вводятся этически окрашенные категории гуманизма, от­ветственности, свободы выбора и т.д. В отличие от «критической теории» Франкфуртской школы представители амер. С.д. (Р. Аппельбом, Д. Уоллс и др. I делают упор не на эмансипаторе кой функции соц-и, а на разработке «альтер­нативной методологии», опирающейся на диалектику. Они изучают об-во как изменяющуюся соц. реальность, к-рую следует брать в целостности и противо­речивости образующих ее соц. отноше­ний. При этом гл. внимание уделяется анализу процессов производства и вос­производства соц. формации.

Еще одно направление С.д. развива­ется в русле акад. соц-и, отд. представи­тели к-рой (Р. Фридрихе, Дж. Ритиер! усматривают в диалектике методол. ос­нову для создания «интегративной пара­дигмы», способной объединить противо­борствующие школы и концепции. Од­нако диалекгика при этом понимается как формальный набор принципов мышления, позволяющий синтезировать разл. подходы к изучению соц. реально-



СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА


сти. Так, напр., Ритцер считает, что суще­ствующая в соц-и поляризация микро- и макроконцепций, а также противопос­тавление субъективистских и объективи­стских теорий могут быть преодолены на путях использования диалектических принципов познания, к-рые разрабаты­вали К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммелъ и Г. Гурвич.

Лит.: Очерки по истории теоретиче­ский соц-и 20 столетия. М., J 994; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2, 3. М., 199S; Култы-гин В. П. Классическая соц-я. М., 2000; Магсще В. Reason and Revolution. Ν.Υ., 1941; Gurvich G. Dialectique et Sociologie. P., 1962; Horkheimer M., Adorno Th.W. Dialektik der Awiklaning, Fr./M., 1969.

М.С.Комаров, С.М.Митина

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА - направле­ние в прикладной соц-и, связанное с изучением соц. аспектов развития сферы досуга посредством социол. методов и процедур. Возникновение С.д. следует отнести к 20—30-м гг. 20 в. и связать сначала с иссл-ми ученых США и стран Зап. Европы массовых соц. феноменов (работы, семейных отношений, жизни горожан), а затем и специальных обсле­дований досуговой деятельности в этих странах. Поток материалов о досуге на­растает во 2-й пол. 20 в., что объясняет­ся широким распространением в странах Запада 8-часового рабочего дня, двух выходных дней в неделю, массовым раз­витием туризма и др. Немалый интерес к С.д. проявляют также специалисты маркетинговых коммуникаций и иссле­дователи потребительского поведения людей.

Зарождение отечественной С.д. пада­ет на кон. 1960-х гг. Советские социоло­ги активно включались в междунар. иссл-я (в частн., в рамках изучения бюд­жетов времени). В советском общество­ведении интерес социологов к досугу нас. приобретал во мн. иные целепола-гающие и содержательные ориентации. Напр., теор. аспекты изучения досуга связаны со след. направлениями: досуг как непосредственный опыт индивидуу­ма; досуг как существование чел. (экзи-


стенциальная модель); содержательный досуг как условие всестороннего разви­тия личности; теории соц. идентичности и соц. взаимодействий, применимых к изучению досуга. Успешно развивался анализ обращения людей в свободное время к разным занятиям: к чтению, са­модеятельному творчеству, любитель­ским занятиям и т.п. Немало усилий отечественные исследователи приложили к изучению культуры досуга, под к-рой понимался опред. уровень, качественное своеобразие использования свободного времени, его результативность для рек­реации и творческого развития лично­сти. Вместе с тем советские социологи мн. брали из арсенала зарубежной ис­следовательской практики изучения до­суга, напр,, институциональный подход к досугу; политологические трактовки досуговой деятельности; гуманистиче­ская теория понимания досуга.

В постсоветский период изучение досуга граждан России приобретает свои особенности. Отечественные со­циологии, анализируя реальные процес­сы проведения досуга представителями разных гр. нас. в условиях нынешних реформ, сосредоточивают внимание не столько на творческих, сколько на рек­реационных аспектах свободного време­ни. Более подробному, чем раньше, изучению подвергается досуг в разных соц. средах и слоях — досуг высоко­обеспеченных, среднеобеспеченных сло­ев, безработных, малообеспеченных се­мей и др.

Лит.: Лруденский Г.А. Опыт изучения внерабочего времени трудящихся // Соц-я в СССР. М., 1985; Колпаков Б. Т. Культура досуга. Киев, 1990; Орлов А.С. Прокофьев В. В. Ленинградцы: типология досуга // Социол. иссл-я. 1990. № 11; Труд, быт и отдых трудящихся: Сб. М., 1990; Трегубое Б.А. Свободное время мо­лодежи: Сущность, типология, управле­ние. СПб., 1991; Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992; Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное вре­мя? // Социол. иссл-я. 1993. № 11; Ор­лов А.С. Cou-я рекреации. М., 1995.

.. Г.А. Аванесова



СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ


СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ - прошла длительный истор. путь, начало к-рому было положено Г. Спенсером (Англия), О. Контом, Ф. Ле Пле (Франция), В. Вундтом, Ф. Теннисом, Г. Зиммелем (Германия), У. Самнером, Л. Уордом (США) и т.д. На протяжении мн. деся­тилетий господствующее положение в С.з. занимал позитивизм. В дальнейшем в развитии С.з. можно выделить три социол. парадигмы: 1) «соц. фактов» (Э. Дюркгейм). Эта парадигма сводит соц. реальность к двум гр. соц. фактов — соц. структурам и соц. ин-там; 2) «соц. дефиниций» (М. Вебер). Стратегический элемент этой парадигмы — тот способ, посредством к-рого опред. соц. факты. Важнейшим объектом изучения явл. ин-трасубъективность и интерсубьектив-ность и как рез-т — действие. Соц. пове­дение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием соц. реаль­ности. Соц. реальность понимается как совокупность значений, символов и т.п.; 3) «соц. поведения» (Б. Скиннер). Эта парадигма уходит корнями в психол. традицию амер. психологии. Особый ак­цент делается на проблеме вознагражде­ния желаемого и наказания нежелаемого поведения.

Этим осн. парадигмам С.з. соответст­вуют и опред. виды социол. теорий. Так, парадигма «соц. фактов» интерпретиру­ется с позиций теорий: структурно-функциональной, системной и кон­фликтной. Структурно-функциональная теория исходит из того, что об-во пред­ставляет собой наиб, общую соц. систе­му, составляющими элементами к-рой выступают менее общие системы: соц., культ., личностная и т.д. Разновидностя­ми структурно-функциональной теории явл. «функциональное обоснование об-ва» Д. Аберле, функционализм ран­него Т. Парсонса, модель структурного функционализма Р. Мертона, неофунк­ционализм Дж. Александера и П. Поломи, к-рые опред. его как самокритику функ­циональной теории, осуществляемую в целях поиска более широкого интеллек­туального потенциала, оставаясь в то же время в пределах его основополагающих


принципов. Теория соц. конфликтов, становление к-рой связано с именами Р. Дарендорфа и Л. Козера, рассматри­вает как диалектическую социетальную систему, стремящуюся к соц. изменению. Вследствие этого существование об-ва опред. конфликтом, в основе к-рого ле­жат конкуренция и эксплуатация.

Конфликт понимается не только как борьба кл., но и как «конфликт» разл. соц. гр. — этнич., профессиональных и т.д. В парадигме «соц. дефиниций» наиб, значимой явл. теория действия со­циального, основы к-рой были заложены трудами М. Вебера, а позднее Парсонса и Р. Макайвера. Особое место в обосно­вании принципов этой теории занимает наследие Парсонса. Он пытался развить такую понятийную систему, к-рая отра­жала бы системные черты личности, культуры и об-ва. Для него индивид есть поле пересечения разл. соц. сил, прежде всего сил символических, содержащих нормативные элементы. Нормативное взаимодействие возникает между инди­видами, разделяющими общие символы, к-рые организованы в опред. системы. «Символ и ческое взаимопрони кновен ие-означает существование порядка во взаимодействии индивидов. Соц. поря­док понимается Парсонсом не как «рав­новесие», а как «неслучайность» взаимо­действия.

К парадигме «соц. дефиниций» отно­сится также теория ттеракционюма символического. Термин введен Г. Блуме-ром, основоположником Чикагской шко­лы интеракционизма. Центральная кате­гория — «значение», к-рым обладает весь практический мир чел. Для инте­ракционизма не считается принципиаль­но важным четко различать предметное действие, в к-ром чел. входит в матери­альный контакт с окружением, и дейст­вие как акт сознания. Это находит выра­жение в тенденции интеракционизма трактовать природу предметов как тво­римую почти исключительно значения­ми, к-рые они приобретают для субъек­та, действующего с этими предметам!'. Субъективистское понимание «значе­ния» в интеракционизме обусловливает



СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ


и субъективный индивидуализм мето-дол. программы ее теоретиков. Они ис­ходят из того, что соц. действие следует изучать с позиций актора, деятеля, т.е. вжиться в его роль и смотреть на мир и ситуацию в соответствии с его оценками и толкованиями. При таком подходе, с т.з. индивида как центра соц. мира, от исследователя ускользают важнейшие соц. факторы, к-рые влияют на действия людей, но непосредственно не постига­ются ими, не входят в состав повседнев­ных мотиваций действия.

На формирование феноменологиче­ской теории в соц-и (см. Социология фе­номенологическая), также включенной в парадигму «соц. дефиниций», большое влияние оказали труды Э. Гуссерля, А. Шюца, Г. Гарфинкеля. В наст, время эта теория получила системное изложе­ние в работе П. Бергера и Т. Лукмана. Важным ответвлением феноменологиче­ской, социол. теории явл. этнометодоло-гия. Представители данного направления считают, что, вступая во взаимодейст­вие, каждый индивид имеет представле­ние о том, как будет (или должно) про­текать это взаимодействие, причем пред­ставления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда про­граммное положение этнометодологии: «Черты рациональности поведения долж­ны быть выявлены в самом поведении». Именно поисками этой рациональности и занимается этнометодология.

К парадигме «соц. поведения» можно отнести теорию чистого психол. бихе­виоризма (Р. Бёгесс, Д. Бишелл). Эта теория представляет одну из форм пси­хол. редукционизма. Она сводит поведе­ние социальное к поведению психол. и использует для его описания биол., и психол. понятия. К этой же парадигме относится обмена соцальиого концепция (Дж. Хоманс, П. Блау). Здесь индивид рассматривается как организм с биол. потребностями, ищущий вознагражде­ния. Предполагается, что индивид в по­исках вознаграждения способен произ­водить неосознанные и рациональные


расчеты соотношения «затрат и возна­граждения» при нахождении своей ли­нии поведения. Содержание теорий соц. обмена основано на формальной разра­ботке и уточнении установок утилита­ризма.

В нач. 1930-х гг. в развитии совр. социол. теории выявляется феномен когерентности макро- и микросоциоло­гических теорий, субъективного и объ­ективного подходов к пониманию соц. реальности. Такого рода теории с разл. концептуальных позиций обосновывают когерентность уровней соц. реальности, а также идею интеграции микро- и макротеорий, хотя представители разл. социол. школ делают акцент преимуще­ственно на одном из уровней. Тем не менее проблема микро- и макроинте­грации доминирует в совр. С.з., и ее решение, возможно, будет означать пе­реход к качественно новому уровню со­циол. теор. мышления.

Теория «структурации» Э. Гидденса исходит из того, что само различие мик­ро- и макроуровней не явл. плодотвор­ным, необходима их интеграция. Осн. содержание теории Гидденса заключено в понятиях структуры, системы и дуали-стичности структуры. Соц. системы оп-ред. им как репродуцированная соц. практика. Они не имеют структур, но обладают структурными свойствами. Структура проявляется (в соц. системах) в «репродуцированной практике» и па­мяти, ориентирующей поведение людей. Т.о., Гидденс связал структуру в виде правил и ресурсов и с макроуровнями (соц. системы), и с микроуровнями (па­мять), и эту интеграцию он рассматрива­ет как свое гл. науч. достижение. Осн. вывод Гидденса сводится к тому, что ин­дивиды и структуры не могут быть неза­висимыми друг от друга. Свойства соц. систем рассматриваются и как средство, и как рез-т практической деятельности индивидов; и эти системные свойства в свою очередь рекурсивно организуют практику индивидов.

Значительным вкладом в решение проблемы микро- и макроинтеграции явл. теор. иссл-я Александера, известные



СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ


под названием «многомерная соц-я», в процессе к-рых он пытался сформулиро­вать «новую теор. логику для соц-и». Эта логика основывается на двух общих ут­верждениях. Первое включает проблему соц. действия или «особую природу» норм и мотивации; второе — проблему порядка или вопр. о том, каким образом множество действий оказывается взаи­мосвязанным и упорядоченным. Алек-сандер полагает, что существуют макро-и микроконтинуумы («индивидуальный» и «коллективный» уровни анализа) в та­ком виде, в каком создан соц. порядок в об-ве. На краю макроконтинуума соц. порядок создается извне и явл. по своей природе коллективистским. На краю микроконтинуума он складывается из интериоризованных сил и явл. индиви­дуалистическим по своей природе. В действие вступает материалистиче-ско-идеалистический континуум, к-рый также включает в себя макро- и микро­измерения. На идеал, краю континуума действие описывается как нормативное, нерациональное и аффективное, на ма­териалистическом — как инструменталь­ное, рациональное и обусловленное. Александер считает, что два континуума соц. действия и соц. порядка можно со­единить. Выступая за всеобъемлющий теор. подход к пониманию соц. реально­сти и взаимодействию ее уровней, Алек­сандер в конечном счете резко ограни­чивает свою концепцию. Согласно ее за­ключительному выводу общая структура для соц. теории может быть получена только лишь при условии коллективист­ской перспективы. Соц. теоретики, ут­верждает Александер, должны выбирать либо коллективистскую, либо индиви­дуалистическую перспективу. Если они выбирают первую, то могут присоеди­нить «относительно небольшой» элемент «индивидуального соглашения». Если они выбирают вторую, то обречены на «индивидуалистическую дилемму» — проникновение в их теорию сверхинди­видуальных феноменов, чтобы справить­ся с беспорядочностью, присущей их теории. Эта дилемма может быть разре­шена, только если будет преодолена


формальная приверженность индиви­дуализму.

Р. Коллинз предложил новую ориен­тацию по отношению к вопр. о макро- и микроуровнях, к-рую он относит к кате­гории «радикальной микросоциологии». Сосредоточивая внимание на взаимо­действии т.н. ритуальных цепей, инди­видуальных цепей интеракционального опыта, перекрещивающихся в простран­стве и времени, Коллинз стремится из­бежать редукционистского подхода к ин­дивидуальному поведению и сознанию. Он поднимает уровень анализа взаимо­действия цепей интеракции и «рыноч­ной площади» для такой интеракции, отвергая т.о. крайние микроуровни мышления и действия, и относится весь­ма критически к микротеориям (фено­менология и т.д.), к-рые сосредоточива­ются на этих уровнях. Коллинз стремит­ся отмежеваться и от макротеорий с их интересом к макрообъективным и мак-росубъективным явлениям. Его исход­ная т.з. состоит в том, что только люди делают «что бы то ни было», а структу­ры, орг-ции, кл. и об-ва «никогда не де­лают чего бы то ни было». Любое «при­чинное объяснение должно с необходи­мостью свестись к действиям реальных индивидов». Коллинз пытается обосно­вать тезис, что «все макрофеномены» могут быть сведены в комбинации мик­рособытий. Он утверждает, что сои. структуры могут быть переведены эмпи­рически в «модели повторяемых микро-интеракций». В конечном счете оказы­вается, что у Коллинза микротеории и явления микроуровня преобладают нал макротеориями и явлениями макроуров­ня. Он формирует это как попытки «по­следовательно воспроизвести макросо­циологию на радикально эмпирических микрооснованиях, к-рые явл. решаю­щим шагом к более успешной социол. науке».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2333 - | 2011 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.